Так же работает и мысль; каждое ваше действие находит отклик. Охотясь за идеями, вообразите себя прыгающим от вашей задачи к известной цитате. Цитата, подобно лодке, развернется и столкнется с вашей задачей, высекая искру новой идеи.
"Чертог славы" поможет вам проникнуть в суть вашей задачи, привлекая уже снискавшие мировую славу мысли - как реальные, так и вымышленные. Цитаты содержат зародыши и принципы идей, которые могут быть применены к разного рода задачам.
РЕСУРСЫ
Для того чтобы заняться этой игрой для ума, вам понадобятся цитаты. Вот что можно предложить:
- Обратитесь к справочным изданиям, содержащим изречения и мысли "великих мира сего".
- Собирайте цитаты и интересные мысли, черпая их из книг, биографий, Библии, Талмуда, газет, журналов, юмористических рассказов, фильмов и телевизионных передач. Записывайте и приобщайте к своей коллекции любые понравившиеся вам слова. Вы можете систематизировать цитаты или располагать их как придется. Вот некоторые из полюбившихся мне поговорок:
В закрытый рот и муха не влетит.
Два медведя в одной берлоге не уживутся.
Пустая бочка пуще гремит.
Всякому овощу свое время.
От малой искры да большой пожар.
Нет худа без добра.
А вот несколько моих любимых цитат:
Руководить огромной страной - все равно что готовить мелкую рыбешку. (Лао-цзы)
Там, где заканчивается работа для телескопа, начинается работа для микроскопа. Что из них передает более грандиозное зрелище? (Виктор Гюго)
Есть два способа распространять свет - быть свечой или зеркалом, отражающим свечу. (Эдит Вартон)
В повседневной жизни наши недостатки кажутся порой привлекательнее наших достоинств. (Франсуа де Ларошфуко)
Работайте инструментами без рукавиц: помните, что кошка не ловит мышей в перчатках. (Бенджамин Франклин)
Верх хитрости - скрывать свою хитрость. (Квинтшиан)
Не только куй железо, пока оно горячо, но и не давай ему остывать, пока куешь. (Оливер Кромвель)
Чтобы найти нужные слова, следует перебрать все возможные. (Т. С. Элиот)
Когда вы исключите невозможное, останется правда, какой бы невероятной она ни казалась. (Артур Конан Доил)
Форма всегда соответствует содержанию. (Луис Генри Салливан)
План действий
Создайте свой личный "Чертог славы". Выберите лиц, живых или умерших, реальных или вымышленных, которые симпатичны вам но той или иной причине. Приведу некоторые имена из моего "Чертога славы":
Бенджамин Франклин Билл Майерс Марк Твен Клэренс Дарроу Руперт Мэрдок Джордж Паттон Джон Ф. Кеннеди Дороти Паркер У. Сомерсет Моэм Уинстон Черчилль |
Шерлок Холмс Диоген Ралф Уолдо Эмерсон Эндрю Джексон З игмунд Фрейд Петр Великий Леонардо да Винчи Пирл Бак Эдли Стивенсон Альберт Швейцер |
Иисус Христос Юлий Цезарь Платон Вильям Шекспир Аристотель Роберт Фрост Юджин О'Нил Олдос Хаксли Сунь-цзы Томас Джефферсон |
2. При возникновении потребности обращайтесь к своему "Чертогу славы". Выберите себе советчика и подыщите со ответствующую цитату.
3. Осмыслите цитату. Запишите возникшие мысли независимо от соответствия их вашему запросу и, пользуясь ими, реальные, так и вымышленные. Цитаты содержат зародыши и принципы идей, которые могут быть применены к разного рода задачам.
попытайтесь направить их в более подходящее обстановке русло.
Основные правила следующие:
- Стремитесь к качеству.
- Считайтесь с чужим мнением.
- Раскрепоститесь.
- Старайтесь комбинировать и развивать свои мысли.
4. Выберите самую многообещающую мысль или их комбинацию. Затем сформулируйте ее или их заново.
5. Дайте себе возможность "погоняться" за новыми идеями в течение пяти-десяти минут. Если ничего существенного не придумаете, выберите другую цитату или обратитесь к другому советчику. Поддерживайте связь с вашим "Чертогом славы", пока цитата или какой-либо другой отрывок текста не породят сонм полезных идей.
Допустим, насущным вопросом для меня является следующий: "Как сделать комиссионную продажу более выгодной?"
Я открываю свой "Чертог славы" и в качестве консультанта выбираю Роберта Фроста. Я просматриваю его цитаты и наконец останавливаюсь на следующей:
Леса одиноки, темны и глубоки.
Но слово дал я не спать,
Миля за милей путь продолжать.
Можно было просмотреть все, написанное Фростом, или взять наудачу первый попавшийся отрывок. Я выбрал этот, поскольку мне показалось, что существует некоторая связь между данной цитатой и стоящей передо мной задачей.
Я записываю все мысли и идеи, приходящие мне на ум после прочтения цитаты, не отбрасывая ни одной. Неправильных откликов не бывает. Записав, я начинаю задавать себе следующие вопросы:
- Что покупателю кажется наиболее важным? Чем я могу быть ему полезен?
- Смогу ли я преодолеть лишнюю милю ради покупателя? Что это изменит? Станут ли покупатели после этого более терпимыми? А что тут еще можно сделать?
- Леса полны деревьев. Деревья - это покупатели. Отчего они склоняются? От забот? От тяжести плодов? Что общего между деревьями и покупателями? Смогу ли я "подпитывать" покупателей ежедневно? Еженедельно?
- Что таят в себе сокровенные и неясные желания покупателей? Могу ли я распознать эти чаяния?
- Может, мне следует работать усерднее, больше?
- Может, мне выдавать обещания компании в письменной форме?
- Следует ли нам пересмотреть свои гарантии?
- Что я могу сделать, чтобы покупатель воспринимал меня как усердного работника и честного труженика?
- Лес - это деревья. А из деревьев строят дома. Как лучше всего строить отношения с покупателями? Больше солидности? Больше сервиса? Как избавиться от проблем? Как собрать побольше информации?
- Роберт Фрост сам был участником многих описываемых им событий. Следует ли нам обзавестись персоналом, который будет обзванивать покупателей? Устраивать ли нам семинары?
- Деревья подрезают. Не слишком ли много времени уходит у меня на покупателей? Быть может, мне следует обслуживать только наиболее выгодных клиентов?
Мысль, которая представляет для меня наибольшую ценность, заключается в необходимости создания хороших взаимоотношений с покупателями. Я переформулировал ее следующим образом: "Как строить взаимовыгодные отношения с покупателями?"
В итоге были получены следующие идеи для решения задачи:
- Проанализировать проблемы покупателей и снабдить их информацией о лучших товарах и новинках, которые смогли бы помочь им справиться с трудностями.
- Уделять покупателям больше времени, стараясь выяснить, что для них является важным, а что нет.
- Предложить постоянным покупателям поработать консультантами.
- Помочь покупателям проявить предприимчивость, всячески поддерживать их начинания, предложить им маркетинговые программы.
- Устроить соревнование между покупателями. Вывесить информационное табло с подсчетом результатов.
- Убедиться, что за прилавком стоят продавцы, заинтересованные в своей работе. Если нет, заменить их.
- Отдавать предпочтение постоянным покупателям, введя для них привилегии, большие скидки, какую-нибудь особенную форму обслуживания, увеличенный срок гарантии, выгодный кредит и т. п.
Часто чужие слова и мысли вызывают поток ассоциаций, которые в итоге приводят к появлению новых идей.
В течение ряда лет меня раздражал безобразный вид колонок моего стереоприемника. Надо было что-то делать с этим. Я сформулировал свою задачу так: каким образом можно улучшить внешний вид колонок?
На этот раз в качестве советчика я выбрал Генри Дэвида Тори, нашел его цитаты в книге Барлетта и ткнул пальцем в первую попавшуюся:
Я - узел тщеславных усилий,
Случайно связанных вместе.
Оттолкнувшись от этой фразы, я пустил свои мысли в свободный полет, записывая все, что приходило на ум. Появились две идеи:
- "Связанные вместе" - связать колонки с чем-то другим.
- "Тщеславные усилия" - придать колонкам более эстетичный вид.
Я заново сформулировал стоящую передо мной задачу. Теперь она выглядела так: каким образом можно связать колонки с чем-то эстетическим?
Я обратился к дизайнеру с просьбой замаскировать мои колонки, придав им вид керамических ваз. Этой идеей я так заинтриговал дизайнера, что впоследствии он занялся новым для него бизнесом - эстетическим переоформлением колонок.
|
Цитаты открывают перспективы для нахождения ответов на наши вопросы. Это можно продемонстрировать даже графически: закройте на рисунке белые квадраты и в течение тридцати секунд фокусируйте внимание на крестике рядом с черными прямоугольниками. Затем посмотрите на крестик в центре белых квадратов. Расстояние по вертикали между левой парой квадратов покажется больше расстояния между правой.
Сконцентрировавшись на черном, вы изменили перспективу и тем самым заставили "двигаться" левую пару квадратов. Если вы сосредоточитесь на какой-то цитате, перспектива вашей задачи тоже изменится и заставит ваше сознание искать нестандартные пути решения.
Некий изобретатель прочитал о пожилой женщине, которая пришла в отчаяние от того, что не смогла открыть бутылку с микстурой против артрита. В конце концов больная прокусила дно пластиковой бутылки. Узнав об этом, изобретатель так сформулировал свою задачу: как сделать крышки упаковок лекарств более простыми в обращении для пожилых людей?
Он обратился к книге цитат, чтобы чем-нибудь подстегнуть свое воображение, и обнаружил следующие слова: "Никогда не мешает поставить на огонь не один, а два утюга". (Фрэнсис Бомонт)
Основное внимание изобретатель уделил словам "два утюга". Пусть у бутылки будет две крышки: предохранительная и обычная. Кроме того, число "два" побудило его искать решение не только в бутылке. Бутылка + инструмент - решение.
Идея: изобретатель разработал напоминающее плоскогубцы приспособление, с помощью которого можно срезать или просто снимать предохранительный колпачок, оставляя лишь обычную пробку.
Потухший уголек разгорается с прежней силой, когда рядом кладешь полыхающие уголья. Если ваш творческий костер гаснет, подбросьте в него цитату или какую-нибудь великую мысль, чтобы разжечь его вновь.
Для разнообразия можно попробовать и способ получения консультации у своих советчиков: создайте воображаемый Совет директоров.
РЕЗЮМЕ
Каков образ мыслей, таков и поиск: ищите и обрящете.
Пусть кто-то подержит газету вдали от вас так, чтобы вы не могли прочесть заголовок статьи. Затем человек, держащий газету, должен сказать вам, как называется статья. Как только он это сделает, вы будете в состоянии сами прочитать заголовок. Это явление, известное как "иллюзия газетного заголовка", основано на эффекте ожидания. Вы читаете название, поскольку думаете, что можете его прочесть, поскольку ожидаете, что должны прочитать.
Рассчитывая найти идеи в мыслях и словах других людей, вы будете верить, что сможете это сделать, и вы найдете ожидаемые идеи.
Глава пятнадцатая. КРУГ БЛАГОПРИЯТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Вкусовых ощущений только пять, но вкусовых сочетаний так много, что никому не суждено познать их все.
Приземление самолета - процесс деликатный и опасный, требующий точного хронометрирования, так что в аэропорту разрешена одновременная посадка лишь двух самолетов. Если движение на земле напряженное, прибывающий самолет "делает крут" над аэропортом, ожидая "окна". Генерирование идей может оказаться процессом не менее тонким и деликатным. "Кругблагоприятных возможностей" случайным образом выделяет для всестороннего рассмотрения один-два атрибута стоящей перед вами задачи, другие же "делают круги", дожидаясь "приземления" следующей идеи.
|
Если вы будете сосредоточенно разглядывать этот рисунок, то спустя некоторое время круги покажутся вам шестиугольниками. Если вы будете переводить взгляд с одних кругов на другие, они будут представляться вам то кругами, то шестиугольниками, то ромбами.
Прибегая к выборочной концентрации внимания, вы позволяете своему сознанию преобразовывать круги в другие фигуры, каждый раз придавая им новое значение.
Сосредоточенность на одном-двух случайно выбранных атрибутах стимулирует ваше сознание дополнять имеющуюся информацию новыми связями и значениями, что, в свою очередь, приводит к оригинальным идеям и изменению взгляда на суть предмета.
План действий
Чтобы поиграть в "Круг благоприятных возможностей", возьмите пару игральных костей.
1. Четко сформулируйте стоящую перед вами задачу.
2. Нарисуйте круг и проставьте в нем числа, как на циферблате часов (от 1 до 12).
3. Выберите двенадцать атрибутов, связанных с вашей задачей, - как общего плана, так и характерных только для нее.
(Пусть они представляют различные стороны интересующего вас предмета или явления.) Напишите их рядом с числами на вашем циферблате.
Обычно атрибуты отражают суть предметов или явлений, их структуру, цвет, форму, строение, звук, вкус, запах, размеры и плотность; маркетинг, продажу, производство, функцию; обязательства, расчеты, запреты и т. д.
4. Бросьте кости, чтобы выбрать первый атрибут, па котором вы сосредоточите свое внимание.
5. Бросьте кости еще раз, чтобы выбрать второй атрибут.
6. Рассмотрите эти атрибуты по отдельности и в сочетании друг с другом. Старайтесь абстрагироваться от реальности.
Абстрагирование от реальности - это наиболее действенный способ высвобождения творческой энергии. Начните с вашей первой мысли о выбранном атрибуте и продолжайте развивать ее, создавая связи, пока не переключитесь на новую идею или начало новой вереницы размышлений. Абстрагирование похоже на медленное движение в автомобиле по большому кругу, дока в поле зрения не попадет что-нибудь стоящее. Рисунок, представленный ниже, показывает, как атрибут "желтый" разветвляется на цепочки ассоциаций.
|
Процесс распространения ассоциаций похож на картину, возникающую при падении камня в стоячую воду. Степень возмущения водной поверхности зависит от размеров камня, а также от того, сколько времени проходит с момента попадания камня в воду. Распространение ассоциаций обусловлено тем, какой атрибут вы выберете и сколько времени будете заниматься данным упражнением. Если вы остановите выбор на значимом атрибуте, связи начнут возникать и распространяться очень быстро. Возникшие ассоциации записывайте.
7. Ищите связи между своими ассоциациями и стоящей перед вами проблемой.
Задайте себе следующие вопросы:
- Какие ассоциации у меня возникают?
- О чем напоминают мне эти ассоциации?
- Какие аналогии я могу при этом провести?
- Какие связи существуют между возникшими ассоциациями и стоящей передо мной задачей?
- Может быть, посмотреть на все это под иным углом зрения?
Рекламное агентство решило развернуть кампанию, направленную на рост популярности авиалиний. Агентству хотелось, чтобы эта кампания была оригинальной. Был нарисован "Круг благоприятных возможностей".
Менеджер бросила игральные кости: в качестве первого атрибута выпала четверка (зеленый), в качестве второго - девятка (мобильный).
После этого менеджер дала волю своим мыслям и получила следующее: зеленые луга, зеленые глаза, зеленые изумруды, путешествие, туристы, транзит, зеленоватые отблески заката на побережье Флориды, зеленый горошек, зеленые острова, залитые солнцем, зеленые доллары, зеленые яблоки и т. д.
Она скомбинировала понятия "зеленые глаза", "путешествие" и "туристы" - и тут возникла идея новой кампании.
|
Идея: люди с зелеными глазами получают пятидесятипроцентную скидку при перелете на побережье Карибского моря.
Надеясь, что людей с зелеными глазами не слишком много, авиакомпания планирует сохранить такие привилегии для зеленоглазых людей в течение одного года.
Искать новую идею с помощью "Круга благоприятных возможностей" - все равно что разыскивать один из уютных французских ресторанчиков, не обозначенных ни на одной карте. Вы действуете практически по наитию.
Один работающий в аэропорту киоскер, пытаясь найти новые способы зарабатывания денег, попробовал воспользоваться "Кругом благоприятных возможностей" и "обкатал" слова "круглый" и "эластичный". Абстрагировавшись от реальности, киоскер нашел оригинальный способ добывания денег. Он придумал игру, напоминающую гольф, в которой игроки забивали мячики в резиновые корзины, - и это стало излюбленным развлечением туристов, вынужденных находиться в аэропорту вследствие задержек рейсов.
Давайте начертим еще один "Круг благоприятных возможностей" с другим набором часто употребляемых атрибутов. Допустим, я пытаюсь создать новый вид упаковки продукта. На этот раз вместо случайного набора атрибутов воспользуемся понятиями, относящимися к упаковке: дорогая, кричащая, прямоугольная, легкая, пользующаяся спросом, голубая, экзотическая, консервативная, строгая, пористая, спокойная и прочная, стало быть, "Круг благоприятных возможностей" показан на стр. 170.
Я бросаю кость и получаю в качестве первого атрибута шестерку (экзотическая) и в качестве второго - четверку (пользующаяся спросом). Когда я рассматриваю слова "экзотическая" и "пользующаяся спросом " по отдельности и в комбинации друг с другом, возникают следующие ассоциации: яркие рубашки, тропические острова, экзотическая музыка, впечатляющие фотографии экзотических мест, пользующиеся спросом экзотические товары, пользующийся спросом мой продукт, пользующиеся спросом упаковки компании, пользующиеся спросом пакеты, пользующаяся спросом технология упаковки, пользующаяся спросом экзотическая упаковка, пользующийся спросом товар в экзотической упаковке и т. д. Я ухватился за созданный моим воображением материал и, несмотря на кажущуюся отстраненность его от моей задачи, стал искать идею.
Страница сформирована за 0.83 сек
SQL запросов: 169 |