УПП

Цитата момента



Меня легко удовлетворить самым лучшим.
Уинстон Черчилль

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Помните старый трюк? Клоун выходит на сцену, и первое, что он произносит, это слова: «Ну, и как я вам нравлюсь?» Зрители дружно хвалят его и смеются. Почему? Потому что каждый из нас обращается с этим немым вопросом к окружающим.

Лейл Лаундес. «Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Навыки успешного общения и технологии эффективных коммуникаций»


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка
щелкните, и изображение увеличится

Рассмотрев несколько разных идей, я остановился на идее продажи упаковок. Сначала я размышлял над тем, не продать ли мне идеи, которые у меня возникнут, производителям упаковок. Затем мне в голову пришла мысль об оказании платных услуг по упаковке экзотических товаров. Наконец меня осенило. А почему бы не сделать саму упаковку товаром? Почему бы не продавать упаковку?

Идея: многие люди приобретают музыкальные записи для своих друзей. Надо сделать такую коробку для аудиокассет, чтобы ее тоже можно было преподнести в качестве подарка. Чтобы привлечь внимание покупателя, на упаковку можно наклеивать высококачественные фотоснимки экзотических мест, можно превратить упаковку в почтовый конверт для писем друзьям и т. д.

РЕЗЮМЕ

"Круг благоприятных возможностей" способствует возникновению таких ассоциаций и связей, которые без него вряд ли пришли бы вам в голову. Он повышает вероятность того, что вы по-новому взглянете на вашу задачу. Подобно деревьям, которые сами поставляют себе удобрения, вы генерируете новые идеи, пользуясь замкнутым кругом общеизвестных атрибутов.

Глава шестнадцатая. ИДЕИ В КАРТИНКАХ

Одерживая победу, я не повторяю некогда примененную тактику, я меняю ее бесконечное множество раз, приспосабливаясь к обстоятельствам.

Сунь-цзы

Современный прогресс в компьютерной технологии связан с графическими символами. Многие профессии опираются на язык графики: физики выстраивают схемы, исполнительная власть пользуется таблицами, тренеры футбольных команд рисуют "крестики" и "нолики", а различные корпорации можно распознать по их торговым маркам.

Визуальный и вербальный типы мышления дополняют друг друга. Если вы сконцентрируете свое внимание на приведенном ниже рисунке, то заметите, что линии А и В меняются местами. Сначала на переднем плане будет линия А, затем В, потом опять А и т. д.

 

щелкните, и изображение увеличится

Таким же образом функционируют визуальный и вербальный типы мышления. Вербальное мышление - внешнее, визуальное - внутреннее.

Переключение с одного мышления на другое также можно назвать особым видом мышления.

Давайте возьмем резиновую перчатку с лицевой красной и изнаночной зеленой сторонами. Когда красная сторона снаружи, перчатка надевается на левую руку. Выверните перчатку наизнанку, и ее можно будет надеть на правую руку. Сначала красный цвет был видимым, а зеленый невидимым, потом -наоборот.

Нельзя сказать, как правильно носить эту перчатку; в функциональном плане оба цвета равнозначны. Так и в вашем сознании сосуществуют визуальное мышление и мышление вербальное. Нет никаких оснований доверять одному из них больше, чем другому, но все же мы склонны больше полагаться на вербальное мышление. Отображения своих мыслей на картинках помогут вам раскрепостить свое мышление, как бы вывести его наружу.

Визуальное мышление помогло физику Нильсу Бору, когда он обнаружил, что невозможно адекватно описать словами процесс, происходящий внутри атома. Бор рассказывал, что сложные модели строения атома он вначале разрабатывал, прибегая к помощи рисунков, не пользуясь понятиями классической механики. Позднее он переводил зрительные образы в словесные формулы.

Язык шаблонов - это техника визуального мышления. Его изобрели архитекторы Александер, Ишикава и Силверстейн, занимаясь дизайном строящихся зданий. Наглядная и легко поддающаяся изменениям природа языка рисунков делает его созидательным инструментом, способствующим нахождению новых и разнообразных связей между атрибутами.

 

щелкните, и изображение увеличится

Этот язык состоит из нескольких абстрактных визуальных символов, которыми заменяются слова. Не тратьте много времени на оттачивание художественного мастерства - в данном случае это ни к чему. Важно только, чтобы вы сами понимали и узнавали, что изобразили на своих рисунках.

Выше показаны некоторые символы, которыми обычно пользуюсь я.

План действий

1. Разбейте стоящую перед вами задачу на отдельные характерные признаки.

2. Изобразите каждый признак с помощью рисунка или графического символа. Каждому рисунку должен соответствовать

отдельный признак, что следует зафиксировать на индексной карте. Рисуйте, как считаете правильным.

Пусть образ характерного признака сам родится в вашем сознании и проявится в рисунке, обозначив таким образом свою сущность. На обратной стороне карты подпишите, что это за характерный признак.

Вы можете сделать язык рисунков как простым, так и сложным. Используйте цвет. Например, торговля товаром может включать в себя четыре параметра: упаковку, распространение по торговым точкам, содействие в реализации и продажу. Картинки, касающиеся упаковки, можно нарисовать на красных карточках, распространения - на желтых, содействия в реализации - на голубых, продажи - на белых.

3. Разложите все карточки на столе картинками вверх. Перемешайте карточки. Пусть они сами находят себе места (без подключения вашего сознания), словно показывая вам, где они хотят быть. Смешивайте и группируйте символы в поисках идей.

4. Ищите идеи, связанные с вашей задачей. Усиливайте взаимосвязи. Попробуйте абстрагироваться от реальности. Запишите, какие сочетания карточек способствовали появлению наибольшего количества идей.

5. Если вы зашли в тупик, добавьте карточек с картинкам или даже создайте новый их набор. Один банкир из штата Нью-Гэмпшир захотел покончить с проблемой воровства чеков и для решения этого вопроса использовал набор карточек. В результате банкира осенила идея.

Идея: разработать систему, которая позволяла бы банкам изображать на чеках портреты клиентов.

Многие сейчас продают свои дома. Как правило, перед этими людьми встает целый ряд проблем, чаще всего следующие:

  • Дом нужно показывать потенциальным покупателям. Для этого следует постоянно быть дома. Как это сделать?
  • Как распознать серьезных покупателей?
  • Как довести до серьезного покупателя информацию о продаже дома?

Давайте зададимся вопросом: "Как организовать сервисную службу, задачей которой было бы оказание помощи домовладельцам в доведении до серьезных покупателей наиболее ценных сведений о продаваемых домах?"

Я беру сочетание слов "процесс продажи домов", делю его на составные части и на каждый характерный признак рисую картинку.

Группируя, тасуя и перегруппировывая карточки, я наконец соединяю "почтовый ящик" (находящийся перед домом), "сведения о доме" (пошлина, рыночная стоимость, достоинства и т. д.), "комиссионное вознаграждение" (напомнившее мне опускаемые в автомат монеты) и "контракт" (порождающий ассоциации с ворохом бумаг). Эти воображаемые образы способствовали появлению идеи.

Идея: перед продающимся домом повесить ящик, напоминающий почтовый. Там будет лежать пачка отрывных листков, содержащих информацию о доме: запрашиваемая цена, размер пошлины, сколько лет дому, какие у него достоинства, отличительные свойства и т. д. Тогда потенциальный покупатель сможет подъехать и взять листок с информацией. Те, у кого возникнут серьезные намерения, позвонят, чтобы назначить встречу.

Таким образом можно значительно снизить число упущенных выгодных покупателей и избавить домовладельцев от необходимости пустой траты времени на постоянное повторение одного и того же. Итак, пора начинать производство "информационных ящиков" и продавать или сдавать их в аренду домовладельцам.

 

щелкните, и изображение увеличится

Простая тасовка карточек с картинками будет способствовать возникновению новых связей и неожиданных идей. Переворачивая символы вверх ногами и кладя их боком, пробуйте образовать новые рисунки.

Один рекламный агент, расклеивающий рекламные листки в автобусах, сформулировал свою задачу так: каким образом можно создать такую рекламу, которую, увидев однажды, не забудешь никогда?

Агент выделил несколько характерных признаков задачи. Среди них были: доска объявлений, оживленное дорожное движение, автобусы, уникальность, окружающая обстановка и память. Используя язык рисунков, он изобразил характерные признаки в виде картинок, показанных ниже.

Абстрактное изображение автобуса напомнило агенту корову. Тасуя карточки снова и снова, он ухватился за идею размещения рекламных листков на коровах. Нужно найти фермы, расположенные в районах с оживленным дорожным движением - например поблизости от аэропорта - и договориться с фермерами, чтобы они разрешили повесить на коровах клеенчатые таблички размером в два-три фута с рекламными сообщениями. С целью привлечения внимания можно арендовать за дополнительную плату колокольчики для коров. А если корова, носящая рекламу, вдруг родит теленка, можно будет воспользоваться им для бесплатного размещения рекламных листков. Получается саморазмножающаяся реклама. Какая выгода! Рекламу можно встретить повсюду, но когда люди увидят ее на коровах, они, несомненно, запомнят информацию на всю жизнь.

 

щелкните, и изображение увеличится

Идеи в картинках являются средством, позволяющим вам выразить, увидеть или продумать вашу задачу, прибегнув к совершенно новому, уникальному способу.

Отыскивая пути, как сделать свой бизнес успешнее, некий туристический агент нарисовал картинки, изобразив на них практически все, что, по его мнению, имело отношение к путешествиям. Он нарисовал символические картинки: самолеты, туристические агентства, путеводители, глобус, лодки, аудиокассеты и видеофильмы о путешествиях, столы, стулья, пустое времяпрепровождение в аэропортах и т. п. Агент несколько раз перетасовывал карточки. Наконец, его осенила идея.

Идея: создать новую концепцию организации туристических агентств. Это должны быть туристические центры, позволяющие скоротать время за просмотром видеофильмов о путешествиях, с небольшими комнатками для ведения частных переговоров, с сувенирными киосками, торгующими книгами, кассетами, картами.

Данная концепция была воплощена в жизнь.

РЕЗЮМЕ

Желая сделать свой бизнес успешнее, творческие деловые люди вовсю используют язык рисунков, разделяя целое на составные части и по-разному комбинируя свои картинки. Кроме того, символы помогают глубже проникнуть в суть любой ситуации. Одна солидная нью-йоркская рекламная фирма при приеме на работу проверяет потенциальных сотрудников на способность применения языка рисунков с помощью следующего теста.

Делегация марсиан только что приземлилась в Центральном парке. Они не знают ни одного языка землян, но понимают графические символы. Пользуясь рисунками, подготовьте короткую приветственную речь с рассказом о Центральном парке.

Шутки ради попробуйте и вы составить за несколько минут такой "спич в рисунках".

Ну как, что у вас получилось?

Иногда вы столь часто повторяете одни и те же слова, что в конце концов ваше воображение становится похожим на кофе, который слишком часто подогревали в микроволновой печи. Чтобы оживить воображение и ваш подход к делу, необходимо внести соответствующие коррективы. Картинки позволят вам окинуть свои задачи свежим взглядом. Так вы сможете разглядеть идеи, прыгающие по столу, словно цыплята, не желающие попасть в воскресный бульон.

 

щелкните, и изображение увеличится

Глава семнадцатая. УМНЫЙ ТРЕВОР

Кто не развивает в себе предусмотрительность, облегчает задачу своим противникам и наверняка будет захвачен.

Сунь-цзы

Мой друг "Умный Тревор" как-то сказал: "Когда выдающийся, достигший успеха в своей области специалист утверждает, что то или это возможно, он почти всегда оказывается прав. Когда же он утверждает, что то или это невозможно, он обычно ошибается".

Очень часто блестящие идеи с ходу отвергаются, так как кажутся нереальными. И это те самые идеи, которые впоследствии кажутся столь очевидными - даже специалистам.

Ограничивая круг интересов рамками осуществляемой деятельности, специалисты ищут идеи лишь в границах своей профессиональной компетенции. Это можно проиллюстрировать с помощью следующего изображения двух серых площадей. Площадь справа кажется светлее левой.

 

щелкните, и изображение увеличится

Но если вы закроете карандашом границу между площадями, то увидите, что они не различаются по цвету. Иллюзия яркости создается самой границей.

То же происходит и с мышлением специалистов. Предметы или события они ограничивают рамками, которые создают иллюзию правильности или неправильности, хотя на самом деле такие определения просто неправомерны. Сужая круг исследований, специалисты ограничивают и свои возможности.

У неспециалистов же недостаточно профессиональных знаний для возведения подобных границ. В результате они повсюду выискивают идеи. Именно поэтому крупные идеи обычно выдвигаются неспециалистами.

Возведение ограничений помешало "специалистам" из "Юнивак" увидеть огромный рынок сбыта компьютеров. Компьютеры, говорили они, созданы для науки, а не для бизнеса. Аналогичные рассуждения привели к организации в 1905 году грандиозной кампании против использования новокаина дантистами. Как главный аргумент звучало утверждение, что фармацевты разработали новокаин для врачей, а не для дантистов. Ограниченностью мышления объясняется и то, почему "специалисты" по доставке почты единодушно объявили ущербной концепцию экспресс-почты Фреда Смита. Они мотивировали это тем, что столь высокую цену никто не заплатит даже за необычайную скорость и надежность доставки.

Сэр Клайв Синклер, английский изобретатель микрокалькулятора и телевизора с плоским экраном, отдавал себе отчет в особенностях мышления специалистов. Синклер говорил, что, осваивая новый материал, он читает ровно столько, чтобы узнать основы и необходимые термины данной области. "Излишняя информация, - утверждал изобретатель, - лишь ограничивает мышление".

Излюбленная история "Умного Тревора" о таких специалистах повествует о ксероксе. Честер Карлсон изобрел ксерографию в 1938 году, но в течение двадцати лет ведущие американские корпорации, включая "IBM" и "Кодак", проявляли, по словам Карлсона, "завидное отсутствие интереса" к его системе ксерокопирования. Ни упомянутые корпорации, ни специалисты по офисному оборудованию не видели рынка сбыта для ксероксов: "Да и кто будет покупать копировальные машины при таком изобилии и дешевизне копировальной бумаги?"

Итак, хотите получить свежие идеи - общайтесь с людьми (не специалистами) из других областей науки, техники и т. д.

План действий

1. Поговорите с представителем иной сферы деятельности, нежели ваша. Причем случайность вашего выбора повышает шансы на то, что этот человек подарит вам уникальную идею. Если вы ищете способ, как увеличить товарооборот, спросите об этом священника, учителя, врача, бармена или девочку из отряда скаутов.

Франку Пердью, утверждавшему, что "для того чтобы вырастить нежного цыпленка, нужен крутой парень", специалисты по птицеводству говорили: мол, цыпленок - это всего лишь цыпленок, и покупают его только из-за дешевизны. Пердью устроился на работу в супермаркет и переговорил о цыплятах с сотнями приходящих туда домохозяек. Он открыл то, что ускользнуло от внимания специалистов, занимающихся изучением рынка, а именно: для покупателей цвет и неощипанные перья цыпленка гораздо важнее его стоимости.

Недавно один гинеколог представил новый прибор для оказания помощи при родах. Принцип работы прибора был придуман им во время разговора с дантистом перед осмотром зубов. Как только гинеколог изложил свою проблему, дантист тут же предложил ему нестандартный вариант устройства прибора.

2. Окружайте себя людьми, с легкостью воспринимающими все новое. Окружайте себя людьми, которые приветствуют оригинальные идеи и используют их в жизни. Эти люди будут разжигать ваше творческое воображение. Угадайте, какое лицо на рисунке принадлежит "человеку с идеями"?

 

Итак, окружайте себя людьми:

  • всегда готовыми к творчеству - теми, кто способен предлагать альтернативные варианты решения и высказывать новые мысли обо всех и обо всем;
  • живо интересующимися жизнью, стремящимися жить "на полную катушку";
  • некомпетентными в вашем деле, но такими, которых нельзя назвать ни невеждами, ни глупцами;
  • остроумными и способными увидеть абсурдность вещей;
  • с иной, нежели у вас, системой ценностей;
  • часто путешествующими и уделяющими внимание всему, что встречается на пути;
  • ненасытными в чтении.

Составьте список друзей, соседей, родственников - всех тех, кто стимулирует ваше творческое воображение, и постарайтесь проводить с ними больше времени. Обсуждайте с ними свои проблемы и спрашивайте их мнение.

Руководитель одной сталелитейной компании обнаружил, что ему становится все труднее набирать людей для работы на заводе. Он обсудил это со своим священником, который предложил подбирать работников через местные церковные приходы. Для поиска прихожан, обладающих необходимой квалификацией, была сформирована "сеть" из трех церквей. Что любопытно, все направленные священниками кандидаты были приняты на работу. Руководитель был потрясен таким результатом. "Священники прислали отличных работников, - сказал он. - Служители церкви отсеивают лодырей, бездельников и никчемных бродяг, направляя к нам только законопослушных граждан с крепкими семьями и знающих, что такое рабочая этика".

3. Используйте творческое воображение случайных собеседников. У каждого человека имеется как минимум одна полезная для вас идея. X. Д. Лоусон свою поистине революционную идею применения приводной цепи для велосипеда почерпнул у одного из официантов своего любимого ресторана.

Некий владелец крупной сети мотелей случайно разговорился о своих делах с мусорщиком и услышал от него следующее: "Я бы на вашем месте продавал в своих мотелях пиццу. Вы не поверите, сколько коробок от пиццы мы видим в отходах из отелей". Едва мусорщик произнес слово "пицца", бизнесмен тут же представил себе рынок, упущенный им из виду. Наш бизнесмен установил во всех своих заведениях печи для пиццы, и результат был поразительным.

4. Прислушивайтесь. Джозеф Кеннеди, наслушавшись уличных разговоров (включая сетования чистильщика обуви), касающихся опасности биржевых спекуляций, успел изъять свои средства из оборота Фондовой биржи до ее знаменитого краха в 1929 году. А тем временем специалисты, вместе с ведущим йельским экономистом Ирвингом Фишером, упорно твердили, что биржа находится в состоянии "высокой стабильности".

Вот, например, Фрида Канлан умеет слушать. Она является основательницей и председателем "Фрида'з фанест" -компании известной и процветающей. В сферу, где господствовала национальная продукция и отсутствовали новаторские идеи, она внесла свежую струю и убедила миллионы американцев покупать фрукты и овощи, о которых наши сограждане слыхом не слыхивали. Каким образом? Каплан внимательно слушала окружающих. Главное ее правило: всегда держите дверь открытой, всегда выслушивайте любого человека, что бы он вам ни рассказывал.

Однажды Фрида Каплан разговаривала с незнакомцем, который спросил, слышала ли она о так называемом китайском крыжовнике. Каплан не встречала ничего подобного, но пообещала при первой возможности взглянуть на этот крыжовник. Через полгода, совершенно случайно, один брокер предложил ей партию китайского крыжовника. Это были небольшие, покрытые ворсинками, с виду совершенно непривлекательные фрукты зеленого цвета.

Но если что и нуждалось в хорошей рекламе, так именно они. Фрида Каплан дала им новое имя "киви", которое ей тоже подсказал незнакомец (название связано с известной новозеландской птичкой), и убедила владельца ближайшего ресторана включить в меню десерт из экзотического китайского фрукта. В то же время Каплан напечатала рекламные листки, объясняющие покупателям, что такое киви и с чем его едят.

Так благодаря умению слушать Фрида Каплан изменила американский стол.

РЕЗЮМЕ

Приумножайте свои идеи, говоря о ваших проблемах с самыми разными людьми.

Как бы вы описали то, что здесь нарисовано?

 



Страница сформирована за 0.79 сек
SQL запросов: 169