УПП

Цитата момента



Если что-то не будет иметь значения через пять лет, это не имеет никакого значения.
Не застревайте на мелочах!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Творить – значит оступиться в танце. Неудачно ударить резцом по камню. Дело не в движении. Усилие показалось тебе бесплодным?

Антуан де Сент-Экзюпери. «Цитадель»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4612/
Мещера-Угра 2011

Психологи установили, что человек способен одновременно удерживать в голове от пяти до девяти фрагментов информации. Все мы не раз переживали ситуацию: находили в справочной книге телефонный номер, отвлекались на секунду, не успев набрать его, и потом напрочь его забывали. Что в таких случаях происходит? Новая информация вытесняет старую еще до того, как мозг приготовит последнюю к длительному хранению в памяти.

Обычно кратковременная память способна хорошо сохранять информацию в течение нескольких секунд. Через двенадцать секунд воспроизведение информации уже затруднено, а через двадцать - она полностью стирается из памяти, если только вы не повторяете данные про себя или не записываете их. Запись дает мозгу сигнал о том, что эта информация является более важной, чем прочая, и заслуживает хранения в долговременной памяти.

Джон Паттерсон, президент компании "Нэшнл кэш реджи-стер", был страстным поклонником Наполеона. В пять часов утра Паттерсон вместе со старшими чиновниками своей фирмы в обязательном порядке совершал верховую прогулку - ну прямо как великий полководец. Паттерсон требовал, чтобы каждый сотрудник вел "маленький дневник", куда следовало записывать повседневные события, свои мысли, идеи и т. п., - и безжалостно увольнял тех, кто по какой-либо причине этого

не делал. Паттерсон так и умер, что-то помечая в записной книжке во время командировки.

Интересен следующий факт: в период с 1910-го по 1930 год примерно одну шестую всех крупнейших компаний США возглавляли бывшие сотрудники компании "Нэшнл кэш реджи-стер". Том Уотсон, основатель "IBM", также в свое время работал в вышеупомянутой фирме.

МЫСЛИТЕ ПРАВИЛЬНО

Вы должны сознательно работать над тем, чтобы сделать свое мышление более беглым и гибким. Беглость оценивается количеством приходящих в голову мыслей, а гибкость - тем, насколько творческими можно назвать эти идеи. Составление списков является мощным средством развития беглости мышления, поскольку такое протоколирование заставляет вас наиболее продуктивно концентрировать свою энергию. Чтобы убедиться в этом, попробуйте в течение нескольких минут придумать как можно больше способов применения смазки WD-40. Наверняка, какие-то идеи у вас появятся, но столь же вероятно, что в определенный момент у вас возникнут проблемы с фокусировкой внимания, затем ваш внутренний цензор что-то отбросит, и останутся только самые очевидные решения.

Если же вы приметесь составлять список под названием "Возможное применение машинной смазки на натуральной основе" (например WD-40 или 15 SW-40), это поможет вам поддерживать более высокую сосредоточенность и интерес, что в результате приведет к генерированию большего количества идей. А если вы установите лимит времени, это побудит вас работать еще эффективнее. Но одной беглости мышления недостаточно - нужна еще и гибкость.

Если ваш список содержит такие позиции, как "для быстрой смазки, для выкручивания болтов из заржавевших деталей, для смазки велосипедных цепей" и т. д., - вы, безусловно, демонстрируете беглость мышления. Но в данном случае выявлены только наиболее очевидные способы применения смазки. Вы проявите подлинную гибкость мышления, если внесете

в список позиций возможного использования смазки следующие:

для смазки шеста, на котором укреплен скворечник, чтобы кошки не залезали;

в качестве заманивания мышей в капкан;

как средство предохранения от ржавчины струн музыкальных инструментов;

в качестве приманки для рыбы;

как красящее вещество для ленты пишущей машинки, чтобы печать была ярче;

в качестве средства безопасности в машине; смазку следует хранить в бардачке, чтобы с ее помощью можно было открыть дверь, если ту заклинит в результате аварии.

Гибкость мышления означает способность выходить за рамки привычных ролей. Если это вам присуще - значит, вы обладаете развитой интуицией и даром импровизации, можете "играть" содержанием и перспективой, способны сосредоточиться на процессе, а не на результате.

Психолог Гилфорд, пионер в области изучения творчества, полагал, что выполнение определенных упражнений может способствовать развитию беглости и гибкости мышления и помочь в таких сложных делах, как построение сюжета романа, создание научной теории, планирование производства - то есть там, где требуется учитывать многочисленные взаимосвязи и переплетения.

Попробуйте поиграть в следующую игру с друзьями. Задача состоит в том, чтобы за пять минут придумать как можно больше предложений с данным набором слов:

я не радоваться абрикосы раздраженный собаки с готовностью гнев.

ЖУРНАЛ ИДЕЙ

Журнал идей - один из любимых приемов ЦРУ для регистрации информации. По каждому отдельному вопросу в ЦРУ заводится журнал, где фиксируются все факты, идеи, мысли и т. д. Это дает возможность сотрудникам ЦРУ моментально получить всю имеющуюся информацию по данной проблеме, включая различные идеи, сравнения, взаимосвязи.

Каждый раздел журнала можно посвятить какому-то отдельному аспекту вашей личной жизни или трудовой деятельности, например маркетингу, производственному процессу, сбыту, корпоративным интересам, персоналу, услугам, специальным проектам, новым возможностям в бизнесе. В наше время в продаже имеется множество деловых блокнотов, но намного интереснее и полезнее создать собственный журнал. Попробуйте поработать с разными методами фиксации идей, прежде чем окончательно решить, на каком из них остановиться.

Периодическое обращение к журналу является приятным способом "пощекотать" воображение. При обращении к журналу вы начинаете отыскивать связи между записанными идеями и вашими насущными проблемами.

Представьте себе, что вы жуете резинку, чтобы успокоить нервы, и тут на вас нисходит отличная идея: почему бы не создать резинку для измерения уровня стресса? Вы записываете эту мысль в журнал и время от времени возвращаетесь к сделанной записи. Спустя несколько месяцев вы читаете в журнале, что для здоровья человека очень важен водородный показатель рН. И тут вас осеняет. А что, если придумать такую жевательную резинку, которая будет служить своего рода индикатором и на основе использования рН показывать, здоров человек или нет? Допустим, вы жуете такую резинку три минуты. Если резинка краснеет - вы здоровы; если зеленеет -надо идти домой и ложиться в постель.

РЕЗЮМЕ

"Накачать" ум новыми идеями можно несколькими способами:

  • Установить квоту идей.
  • "Попасть в тон".
  • Не становиться рабом привычки.
  • Давать пищу уму.
  • Анализировать содержание текущей информации.
  • Создать свой банк данных.
  • Путешествовать.
  • Фиксировать свои мысли.
  • Мыслить правильно.
  • Вести журнал идей.

"Подкачка" ума подобна прокладыванию тропы в густой высокой траве. Сначала тропы вовсе нет, но, если несколько раз пройтись по одному и тому же месту, она появляется. Поначалу может и не возникать никаких идей, но по мере того, как вы будете развивать свой ум - не без помощи предложенных здесь упражнений, - идеи непременно появятся.

Глава третья. ВЫБОР ЗАДАЧИ

Ибо победу одержит тот, кто познал, когда можно сражаться, а когда нет.

Сунь-цзы

Представьте пятерых блестящих предпринимателей, собравшихся вместе для обсуждения новых идей. Эти бизнесмены вряд ли смогут начать обсуждение, если никто из них ничего не предложит. Откуда же должно поступить предложение? Как выбрать проблему, заслуживающую внимания? Кто определяет точку его фокусировки? Как определить цели?

 

Если предприниматели пришли со своими идеями, не имея четко обозначенной цели, они только зря потратят время. Это подобно движению вверх по лестнице, ведущей вниз.

Прежде чем выискивать идеи, необходимо уяснить задачи, стоящие перед вами. Эта глава подскажет, как распознавать проблемы, действительно заслуживающие внимания, и как их трансформировать, с тем чтобы они были доступны для обработки методами, предлагаемыми в "Играх для ума".

Возникновение проблемы разумнее всего воспринимать как шанс решить ее в рабочем порядке. Именно так и поступают опытные предприниматели. Увидев, что возникла конкретная проблема, они рассматривают ее как повод решить, стоит ли вообще заниматься этим делом. Если да, то возникшая проблема становится их производственной задачей.

Любой человек может научиться концентрировать внимание на чем-то определенном. Например, выберите какой-нибудь цвет и в течение дня смотрите на предметы, либо полностью окрашенные в этот цвет, либо такие, в которых он так или иначе присутствует. Если вы выбираете красный цвет, то достойным вашего внимания окажется множество объектов: автомобили, книги, одежда, дома, пожарные машины, трубы, туфли, шляпы, картины и т. д. Знакомые предметы будут выглядеть по-новому, красный станет более насыщенным, и само ваше восприятие этого цвета радикально изменится. Настроившись на красный и игнорируя другие цвета, вы достигнете более глубокого понимания красного цвета.

 

Посмотрите на картинку, нарисованную в начале века психологом Джозефом Ястроу. Изображенное животное можно воспринять и как утку, и как кролика. Если нос справа - перед вами кролик; если нос слева - то это утка. В зависимости от того, на что настроитесь, вы увидите или кролика, или утку. Очень трудно видеть обоих животных одновременно.

Если вы не фиксируете письменно ваши проблемы, внимание рассеивается, и вы оказываетесь не в состоянии решить, на чем следует сосредоточиться. Список проблем является удобным способом оценить, какие из них заслуживают решения, а какие нет. Список позволяет превратить блок информации в набор компонентов, поддающихся конструированию, проверке и исследованию.

Начните вести журнал проблем, представляющих интерес для вас лично и, возможно, заслуживающих того, чтобы приложить усилия к их разрешению. Для начала попробуйте ответить на следующие вопросы:

  • Какую цель вы преследуете?
  • Над какими идеями вы хотите работать?
  • Что вы ожидаете от вашей работы?
  • Что в деловых отношениях вы хотите улучшить?
  • Что вообще вы хотели бы улучшить?
  • На какие дела вам не хватает времени?
  • Что еще вы ожидаете от своей работы?
  • Каковы не достигнутые вами цели?
  • Что вам нравится в вашей работе?
  • Что вас в ней раздражает?
  • Какие проблемы вы связываете с непониманием?
  • На что вы жалуетесь?
  • Какие изменения к худшему вы отмечаете в деятельности вашей фирмы?
  • Что вы ждете от сотрудников?
  • Какие перемены вы хотели бы реализовать?
  • На что уходит слишком много времени?
  • Что делается впустую?
  • Что слишком проблематично?
  • Каковы "узкие места"?
  • В каких случаях вы работаете неэффективно?
  • Что вас утомляет?
  • Что в вашей работе выбивает вас из колеи?
  • Что надо организовать лучше?
  • Как еще можно делать деньги на работе?

Вслед за этим идут типичные рабочие задачи:

  • Какие можно внести творческие предложения, связанные с производством?
  • Как снизить затраты и повысить производительность?
  • Каким образом сделать так, чтобы ваша продукция выгодно отличалась от продукции конкурентов?
  • Какой новый продукт требуется на рынке?
  • Как расширить продукцию, представленную на рынке?
  • Каким образом увеличить уровень продаж на 20 процентов?
  • Какие новые способы сбыта можно придумать?
  • Реально ли снизить затраты при существующих способах сбыта продукции?
  • Каким образом стать незаменимым для фирмы человеком?
  • Как лучше отвечать на жалобы клиентов?
  • Как повысить роль сервиса при сбыте изделий?
  • Какими способами можно улучшить качество рекламы товаров и услуг?
  • Как настроить сотрудников на более активный поиск путей продвижения производимых товаров на рынке сбыта?
  • Какие процедуры следует ввести, чтобы сократить "бумажную" работу?
  • Какие виды поощрений более значимы для сотрудников?
  • Как в большей мере ориентироваться на потребителя?
  • Возможно ли изменить к лучшему впечатление от вашей фирмы?
  • Как превзойти конкурентов?
  • Какое ваше изделие может стать "серебряной пулей"? ("Серебряная пуля" - главный продукт или основная услуга в данной области производства.)

На следующей странице вы увидите иллюстрацию, на которой показаны два набора параллельных линий. Между линиями как бы образуется граница. Кажется, что каждый набор линий несколько заходит в область другого. В действительности же никакой границы не существует. Между этими линиями вообще ничего нет. Эта иллюзия создается потому, что наш разум старается преобразовать пространство между линиями в нечто осмысленное.

Подобным же образом сам факт записи стоящих перед вами задач может подтолкнуть вас к созданию чего-то, преисполненного смысла, что позволит разрешить насущную проблему.

 

Отставной полицейский офицер, искавший для себя приемлемую область деятельности, просматривал свои записи, связанные с работой в полиции. Несколько лет назад он отметил, насколько трудно идентифицировать потерявшегося или похищенного младенца. Давно записанная задача подтолкнула его к идее создания банка образцов молекул ДНК родителей, которых беспокоила проблема идентификации ребенка в случае подмены новорожденного или его похищения. Предполагалось, что затраты на сбор образцов молекул ДНК и их хранение в течение восемнадцати лет составят около 200 долларов.

"ПУНКТИКИ"

Идеи часто вырастают из раздражения - подобно тому, как в раковине моллюска из попавшей туда песчинки образуется жемчужина. Один мужчина страдал оттого, что не запоминал важные даты: дни рождения, юбилеи и т. д. Все поздравления запаздывали на день. И тогда этот мужчина, которого заслуженно можно назвать человеком творческим, превратил проблему избавления от своего "пунктика" в творческую задачу и изобрел вакуумный способ консервирования роз - на случай экстренного поздравления.

После того как вы составите список ваших "пунктиков", выберите те из них, которые покажутся вам наиболее любопытными. Но не забывайте: что интересно вам, может показаться смертельно скучным другому человеку. Вряд ли бухгалтер и продавец с равновеликим энтузиазмом отнесутся к решению одной и той же задачи. На самом деле, даже люди, занятые в одной области, могут отнестись к решению проблемы совершенно по-разному. Только вы сами определяете, какая задача может воодушевить вас и побудить к действию.

Вспомним историю с нарезкой хлеба. В начале века никого особенно не тяготила необходимость самостоятельно нарезать хлеб. Никого, кроме Отто Фредерика Рохведдера.

Он потратил шестнадцать лет жизни и все свои сбережения на создание автоматической хлеборезки, приобретя взамен лишь расстроенное здоровье, неодобрительные отзывы специалистов в области торговли хлебобулочными изделиями и сильно пошатнувшееся финансовое положение. В 1930 году одну из хлеборезок приобрела компания "Континентал", а уже к 1933 году более 80 процентов хлеба выпускалось в нарезанном виде. Рохведдер часто говорил, что старался не из-за денег (он так никогда и не разбогател, к тому же еще испытывал отвращение к процессу нарезки хлеба), ему просто было интересно сконструировать промышленную хлеборезку.

ЛИЧНАЯ ВЫГОДА

У того, кто пытается выиграть битву и преуспеть в набегах, не взрастив в себе дух великих свершений, несчастливая судьба, ибо человек этот лишь теряет время и не добьется ничего, кроме застоя.

Сунь-цэы

Очень важно представить самому себе достаточно убедительные доводы, которые объясняли бы, почему надо заниматься реализацией той или иной идеи. Каждую задачу, прежде чем приступать к ее решению, нужно предварительно взвесить на весах личной выгоды. Наилучшие идеи рождаются у тех, кто жаждет успеха, взращивает в себе "дух великих свершений".

Томас Эдисон, к примеру, на собственном опыте убедился, насколько важен момент личной выгоды. Его первым изобретением был автоматический регистратор голосов, предназначенный для Конгресса.

Когда Эдисон показал свое изобретение конгрессменам, ему было сказано, что повышение эффективности законотворчества занимает Конгресс в последнюю очередь. После этого Эдисон неоднократно заявлял, что отныне все свои изобретения создает исключительно для того, чтобы заработать побольше денег. У него нет ни времени, ни сил, ни интереса переделывать мир и "подгонять" его под свои изобретения.

Прежде чем вы определитесь, за решение какой задачи взяться, прикиньте, какую личную выгоду вы получите в каждом конкретном случае. Какова прямая выгода - деньги, удовольствие, признание, рост благосостояния и т. д.? Какова выгода косвенная - приобретение новых навыков, знаний, связей и т. д.? Как соотносится предполагаемая выгода с затратами времени и энергии? Решение каких задач принесет наиболее ощутимый результат? За разрешение каких проблем и ситуаций вы согласны нести личную ответственность?

Если вы почувствуете, что собираетесь посвятить себя решению той или иной задачи, не преследуя никакой личной выгоды, то… наклоните голову и посидите так до тех пор, пока с ваших ушей не спадет "лапша".

Определив, какие задачи являются наиболее интересными и обещающими принести солидную выгоду, примите вызов. Принять вызов означает взять на себя ответственность за выработку идей, способных помочь найти решение данной проблемы. Чем выше ответственность, чем более вы отдадитесь генерированию идей, тем выше вероятность, что ваши попытки увенчаются принятием новаторского решения.

При решении разных задач возможны различные доли личного участия. Одни проблемы требуют полной отдачи, для разрешения других достаточно лишь небольших усилий. В этой связи вспоминается история о самурае, который должен был отомстить за смерть своего господина. Когда самурай загнал врага в угол и уже занес над ним меч, убийца плюнул ему в лицо. Самурай утерся, убрал меч в ножны и ушел. Почему? Потому что плевок вызвал в нем гнев, а если бы он убил человека в гневе, это было бы убийство за личное оскорбление. Самурай же принял на себя обязательство выполнить совсем другое - отомстить за смерть господина.

Когда вы решите, что для вас интересно и выгодно, наступает время правильно сформулировать задачи. Это позволит вам более эффективно использовать игры для ума с целью найти творческое решение.

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧИ

Победоносная армия выигрывает сражение, еще не вступив в бой.

Сунь-цэы

Чем больше времени вы потратите на то, чтобы правильно сформулировать, какая задача стоит перед вами, тем ближе вы подойдете к ее решению. И наоборот: чем меньше времени вы уделите определению сути вопроса, тем вероятнее, что ваше решение окажется не самым лучшим.

Чтобы убедиться, насколько смехотворными оказываются решения некорректно сформулированных задач, достаточно ознакомиться с записями в книгах Патентного бюро США. В них, в частности, предлагаются такие никому не нужные вещи, как мяч для гольфа, подающий дымовой сигнал после соприкосновения с землей (чтобы легче было его найти); пеленки для попугаев; будильник, пускающий струйку воды в лицо спящего; леска для выуживания глистов из желудка; машинка для выдавливания ямочек на щеках и т. д.

Сформулируйте задачу и правильно определите суть. Когда я думаю о сути задачи, мне вспоминаются борцы сумо - огромные, мощные японцы. Большую часть времени поединка они сидят на корточках, присматриваясь друг к другу. Борцы принимают позу, сохраняют ее некоторое время, затем встают, ходят и снова садятся на корточки. Так повторяется много раз, и вдруг - бац! - они хватают друг друга, один падает на татами, и поединок закончен.

В процессе сидения на корточках и принятия разных поз борцы ищут нужное положение тела, стараясь оптимально сосредоточиться, чтобы достойно встретить главный удар. Единственная защита борца сумо заключается в сохранении правильной "центровки", в постоянной готовности к внезапной атаке и оказанию немедленного отпора.

Точно так же в процессе постановки задачи вы можете написать формулировку, изучить ее, отложить в сторону, вернуться к ней позднее, "растянуть" или "сжать" ее, сформулировать заново, пока "центровка задачи" не будет определена правильно. Тогда вы, подобно борцу сумо, готовы к бою.

Суть задачи определяется с помощью вопросов. Они помогают взглянуть на проблему с разных сторон. Иногда новая перспектива буквально раскрывает вам глаза. Сколько кубиков вы насчитаете на нижеприведенном рисунке?

 



Страница сформирована за 0.85 сек
SQL запросов: 169