УПП

Цитата момента



То, как ты двигаешься, - твоя автобиография в пластике!
Преподаватель драматического искусства

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Правило мне кажется железным: главное – спокойствие жены, будущее детей потом, в будущем. Женщина бросается в будущее ребенка, когда не видит будущего для себя. Вот и задача для мужчины!

Леонид Жаров, Светлана Ермакова. «Как быть мужем, как быть женой. 25 лет счастья в сибирской деревне»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4612/
Мещера-Угра 2011
План действий

Чтобы правильно определить суть задачи, нужно:

1. Записать ее в виде вопроса, который начинается словами: "Каким образом я могу?.."

2. Варьировать формулировку, заменяя ключевые слова синонимами.

3. "Растянуть" формулировку, чтобы расширить перспективу.

4. "Сжать" формулировку, чтобы сузить перспективу:

  • разделить задачу на ряд подзадач;
  • решить подзадачи;
  • продолжать задавать вопросы: "А как еще?.." или: "А почему еще?.."

Для начала полезно сформулировать задачу вполне определенным образом. Этот прием известен под названием "Приглашающая основа". Он поможет удержаться от соблазна остановиться на формулировке, отражающей только одну сторону проблемы.

Запишите несколько формулировок задачи, начиная их словами: "Как я мог бы?.." Каждая новая формулировка даст вам возможность по-новому взглянуть на проблему и направит ваши мысли в русло новых возможностей.

Представьте себе, что вы - тот человек, который изображен на рисунке слева. Ваша задача состоит в том, чтобы соединить концы двух веревок, свисающих с потолка. Веревки расположены так, что, держа одну, невозможно, как ни тянись, достать другую. Комната совершенно пуста, в карманах у вас нет ничего особенного - только то, что лежит в них обычно. Как решить задачу?

Первая формулировка может быть такой: "Как можно дотянуться до другой веревки?" После этого вы, скорее всего, потратите достаточно много сил, но все безрезультатно, потому что дотянуться до второй веревки просто невозможно. Если же сформулировать вопрос иначе: "Каким образом я и веревки можем соединиться?", то это уже приближает к решению. Привяжите к концу одной веревки какой-нибудь мелкий предмет (ключ, брелок, кольцо и т. п.) и качните ее, как маятник. А затем, держа рукой вторую веревку, подхватите свободной рукой качающуюся.

 

ВАРЬИРУЙТЕ СЛОВА

Этот простой способ получения разных формулировок заключается в том, что ключевые слова одной формулировки заменяют синонимами. Но, в первую очередь, необходимо изучить уже имеющуюся формулировку и выделить в ней ключевые слова.

Менеджер по производству компании "ОВ'ЭКШН" из города Льевен (Франция) столкнулся со следующей задачей: как разработать новый, уникальный продукт питания?

Он заменил слово "уникальный" на "удивительный", слово "разработать" - на "преобразовать" и сформулировал задачу по-новому: как преобразовать продукт питания в нечто удивительное?

Он стал размышлять о том, что могло бы удивить его самого, а потом - чем можно удивить покупателей. На него произвело бы впечатление, если бы какой-нибудь знакомый предмет принял необычную форму - например самолет в виде коровы. "Точно так же, - подумал он, - знакомые продукты покажутся удивительными, если будут выглядеть необычно, например буханка хлеба в виде банана, пирамидальные помидоры или квадратная картошка". В итоге пришло решение: квадратные яйца.

И он "разработал" вареные квадратные яйца с желтком внутри, со сроком хранения двадцать один день, пригодные для разогревания в микроволновой печи (чем они выгодно отличаются от обычных яиц, которые при этом "взрываются"). Стоит ли говорить о том, что компания "ОВ'ЭКШН" была уверена, что американцы тотчас же бросятся раскупать новую удивительную еду, как только она появится в продаже.

Несерьезная, казалось бы, игра со словами дает серьезный стимул для рождения новых идей. Удачные слова подобны изюминке, брошенной в пресное тесто скучной формулировки.

"РАСТЯНИТЕ" ЗАДАЧУ

Самурая учили находиться в постоянной боевой готовности. Внимание у него должно было быть исключительно обостренным, чтобы он смог отразить внезапное нападение, заметить мельчайшее движение и ничего не упустить из виду, что было бы просто невозможно, если бы он сосредоточенно следил за каким-то одним объектом.

Чтобы раскрыться для самых разных возможностей, надо "растянуть" задачу. А для этого задается вопрос: "Почему?" Это позволяет определить главную цель и разобраться с предположениями, что, в свою очередь, ведет к переосмыслению задачи.

Скажем, перед вами стоит следующая проблема: как продать больше компьютеров IBM?

Первый шаг: "Почему я хочу продать больше компьютеров IBM? - Потому что мы продаем их все меньше".

Второй шаг: "Почему я хочу продать больше компьютеров? - Для того чтобы повысить объем продаж".

Третий шаг: "Почему я хочу повысить объем продаж? - Потому что хочу, чтобы наши дела шли лучше".

Четвертый шаг: "Почему я хочу, чтобы наши дела шли лучше? - Потому что это повысит уровень моего благосостояния".

Пятый шаг: "Для чего мне нужно повысить уровень своего благосостояния? - Для того чтобы хорошо жить".

Теперь вопросы можно сформулировать следующим образом:

  • Почему я хочу продать больше компьютеров IBM?
  • Как продать больше компьютеров?
  • Как повысить объем продаж?
  • Как улучшить наши дела?
  • Как повысить уровень моего благосостояния?
  • Что сделать, чтобы мне лучше жилось?

Суть заключается в том, чтобы найти лучшую точку зрения. Фраза о повышении уровня своего благосостояния позволяет вам мысленно охватить гораздо больше возможностей, чем формулировка: "Продать больше компьютеров". В таком случае вы можете выбирать между более высокими комиссионными, другой работой, дополнительным заработком, инвестициями, продажей других изделий и т. д.

Формулируя задачу как можно шире, вы как бы возноситесь на вершину горы, с которой видны все пути, ведущие к вершине. А если вы не видите всех возможных путей, можете просмотреть и наилучший.

История развития морских перевозок дает наглядный пример того, к каким последствиям может привести упущение из виду возможных подходов.

В пятидесятые годы эксперты полагали, что океанские перевозки грузов отмирают. Затраты росли, а сроки доставки товаров все увеличивались. Это, в свою очередь, вело к усилению воровства в доках, где товар подолгу дожидался погрузки.

Задача была поставлена следующим образом: как сделать суда более экономичными на море при переходе из одного порта в другой?

Были построены новые суда, более быстроходные, потребляющие меньше топлива; были сокращены экипажи. Все же издержки продолжали расти, а руководство упорно старалось снизить удельные затраты и в работе.

Руководители все делали правильно, только, как говорится, не то, что нужно. Это было примерно так же эффективно, как если бы коммерческий агент экстра-класса тратил все свое время и энергию на торговлю телятиной вразнос.

Ведь, если посмотреть на проблему шире, выяснится, что самыми крупными являются затраты на простой судов, поскольку при этом проценты все равно надо платить, а дохода судно не приносит. В конце концов, консультанты, вызванные для решения данной проблемы, сформулировали задачу иначе: как снизить затраты при перевозках?

Такая формулировка позволила учесть все аспекты перевозок, включая погрузку, разгрузку и хранение. Новое решение, которое спасло всю отрасль, заключалось в сокращении времени именно на погрузочно-разгрузочные работы. Как известно, погрузка и разгрузка предварительно упакованного груза занимает гораздо меньше времени, чем размещенного беспорядочно. Основное внимание было сосредоточено на снижении затрат при простое, а не во время работы, то есть было сокращено время простоя судна. Это привело к созданию так называемых кораблей с горизонтальной погрузкой и контейнеровозов.

Найденное решение - результат простого изменения формулировки задачи. И результат этот оказался ошеломляющим. Объем перевозок за последние тридцать лет вырос в пять раз, затраты снизились на 60 процентов. Время пребывания судна в порту сократилось на три четверти - следовательно, уменьшились и кражи.

"СОЖМИТЕ" ЗАДАЧУ

После того как получите наиболее полное представление о том, что надо искать, следует сузить задачу, превратить ее из общей в частную. Это сделает задачу более удобной для решения, поскольку сократит область его поисков. Представьте себе, что ищете адрес, зная только, что человек живет в Монреале. Если вам известно, что искать надо в западной части старого Монреаля, то найти адресата значительно легче. Ну а если бы кто-нибудь вам подсказал, что человек живет недалеко от отеля "Бонавентура", задача еще более упростилась бы. То же происходит при решении разных проблем. Вы сами устанавливаете пределы, в рамках которых ищете идеи.

Чтобы "сжать" задачу и выявить ее сильные и слабые стороны, надо задавать специальные вопросы: кто, что, где, когда, почему и как.

Кто поможет найти людей или группы людей, которые могут быть заинтересованы в обладании нужными ресурсами или доступом к ценной информации? Кто выиграет от решения задачи?

Что поможет определить возможные препятствия, требования, вознаграждения, преимущества и недостатки принятого решения?

Где узловые точки проблемы?

Когда проверять графики, даты и своевременность осуществляемых действий?

Почему так важно лучше понять основную цель?

Как проследить за развитием ситуации, узнать, какие действия следовало бы предпринять раньше или, наоборот, позже? Какие шаги предпринять в первую очередь?

Одна проектная компания поставила задачу так: как спроектировать оригинальный и удобный контейнер для мусора? Чтобы "сжать" задачу, следует задать следующие вопросы:

  • Кто поможет создать такой контейнер?
  • Какие материалы надо использовать?
  • Где достать необходимые материалы?
  • Когда нужно сделать контейнер?
  • Что сделает его более удобным?
  • Какая форма является оригинальной?
  • Почему новый контейнер будет лучше существующих?

В связи с этим возникают подзадачи:

  • Как привлечь другие фирмы к разработке проекта нового контейнера для мусора?
  • Как сделать этот контейнер из других материалов?
  • Как достать нужные материалы?
  • Как составить график разработки данного проекта?
  • Как сделать контейнер более удобным?
  • Как сделать его оригинальным?
  • Как сделать его самым лучшим?

Все эти подзадачи вдохновили компанию на создание подлинно новаторского изделия: удобного мусорного ведра. Оно изготовлено из пластика и хранится в сложенном виде. Доходчиво написанная инструкция с рисунками, простые крепежные лапки и система быстрой разборки позволяют за считанные секунды превратить плоский лист пластика в мусорное ведро. Оно смотрится лучше, чем прочие контейнеры для мусора, и "пожирает" не так много ресурсов матушки-Земли.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ "СЖАТИЕ" ЗАДАЧИ

После того как вы поставили перед собой все эти вопросы, наступает время задать следующий: "Как еще?." или: "Что еще?.." И тогда из вашей задачи можно будет выжать еще кое-что.

"О. М. Скоттэнд Компани", ведущая фирма по распространению продукции для садоводов, продает семена, удобрения, пестициды и прочее. В свое время эта фирма была лишь небольшим магазином, пытавшимся конкурировать с такими гигантами, как "Сире", "Рубак энд Компани" и "Доу кемикал". Продукция молодой фирмы была хорошей, но не лучше, чем у конкурентов.

Скотт сформулировал задачу так: как завоевать рынок? Затем эта общая задача была сужена до нескольких конкретных, и в конце концов остановились на следующей формулировке: как сделать нашу продукцию отличной от продукции других компаний?

Все товары для сада практически одинаковы. Они претенциозно рекламируются как "разработанные на научной основе", к ним прилагаются подробные описания того, как, сколько и чего следует вносить в почву при данном ее типе и при определенной температуре. Во всех инструкциях, прилагаемых к товарам, до потребителя так или иначе доводится мысль, что засеивание газона есть высокоточный, научно контролируемый процесс. Как следствие, люди не обращают особого внимания на название фирмы-изготовителя.

Продавцы фирмы Скотта провели опрос среди покупателей, интересуясь, как, по их мнению, компания по производству продукции для садоводов может выделиться из общей массы. Все покупатели жаловались на то, что им не удается правильно и точно засеивать и обрабатывать газоны. Скотт сделал акцент именно на этом прискорбном для заинтересованных лиц факте, и его сотрудники предприняли так называемую мозговую атаку* в этом направлении.

Теперь задача получила следующую формулировку: каким образом можно смягчить разочарование покупателей?

Задавая вопросы: "Что еще?.," и "Как еще?..", служащие Скотта пришли к идее организации курсов по садоводству для покупателей, а позднее натолкнулись на идею, принесшую миллионы: это было простое механическое устройство, получившее название "сеялка Скотта". Речь идет о маленькой тачке с отверстиями, размер которых можно изменять так, чтобы через них высыпалось ровным потоком необходимое количество семян или удобрения. Пока на рынке не появилась "сеялка Скотта", ни одна фирма не могла предложить потребителям средство, позволяющее контролировать процесс засеивания газона или внесения в почву удобрений. Скотт создал целую серию аналогичных устройств, и вскоре скромный магазин по продаже семян превратился в лидера на рынке товаров для сада.

А вот загадка, которая, казалось бы, не имеет решения, по крайней мере, очевидного.

*Мозговая атака, или брейншторминг, - специальная методика стимуляции творческой активности и продуктивности.

 

Если от шести отнять три, можно ли получить четыре? Тот факт, что ответ неочевиден, еще не означает, что его не существует. Спросите: "Как еще можно получить четыре?" или: "Что такое четыре?" - и головоломка разгадана. Уберите спички сверху, справа и снизу - вот вам и ответ.

Глава четвертая. ИГРЫ ДЛЯ УМА

Чтобы выдвигать оригинальные идеи, необходимо не просто видеть то, что видят остальные, но уметь организовать ту или иную информацию по-новому. Это называется активным мышлением.

Вот арифметическое выражение, записанное римскими цифрами, которые выложены десятью спичками. Выражение это неправильное. Можете ли вы его исправить, не прикасаясь к спичкам, не добавляя и не убирая их?

 

Чтобы решить эту задачу, надо отказаться от привычного взгляда на вещи. Всегда придерживаясь одной перспективы, вы сами очерчиваете тот круг, внутри которого блуждают ваши мысли. Чтобы решить задачу, надо посмотреть на нее по-новому. Переверните книгу вверх ногами - тогда все будет правильно.

Какое описание вы можете придумать для следующего рисунка?

Большинство людей описывают его как квадрат, заполненный квадратиками и кружочками либо их рядами. Лишь немногие воспринимают рисунок как последовательность столбиков с чередующимися квадратиками и кружочками. Это происходит потому, что мы склонны пассивно группировать в уме одинаковые объекты. Но стоит только указать на возможность восприятия изображаемого в качестве столбиков с чередующимися квадратиками и кружочками, как мы тут же это замечаем.

 

Для того чтобы выйти за пределы привычных границ, надо начать мыслить активно, нужно по-новому организовать информацию. Именно формирование и использование новых схем дает толчок для выработки новаторских идей.

Рассмотрим двух кондитеров, занятых изготовлением вафель. Вафли у обоих одинакового качества и продаются по одной цене. Но первый кондитер - пассивно мыслящий человек, а второй - активно мыслящий. По какой-то причине люди вдруг перестают покупать вафли. Наш пассивный мыслитель смиряется и сворачивает дело, в то время как активный сворачивает вафлю конусом и изобретает новый продукт - мороженое в вафельной трубочке. Пассивно мыслящий торговец не может продвинуться дальше заданной информации, а активно мыслящий постоянно трансформирует имеющуюся информацию в новые идеи.

Игры для ума представляют собой конкретные техники развития качеств активного мыслителя. Игры для ума сочетают в себе концепции линейного и интуитивного мышления, которые в равной степени необходимы для оптимального творческого процесса. Основное различие между линейными и интуитивными головоломками заключается в том, что первые структурируют известную информацию, а вторые - создают новую, используя прозрение, воображение и интуицию.

У человека два глаза, два уха, две руки и два полушария головного мозга. Наше левое полушарие "мыслит" словами и символами, а правое - образами. Линейные игры для ума нацелены на функцию левого полушария, интуитивные - на функцию правого.

В приведенной ниже таблице показана разница между правым и левым полушариями мозга.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

обработка только одного фрагмента информации

линейная обработка информации

последовательные действия

письмо

анализ

связь идей

абстракция

формирование категорий

логика

рассудочность

суждение

математика

вербальная память

использование символов

интеграция в единое

восприятие многих данных

образное мышление

знание без четких определений

рассмотрение решения в целом

рассмотрение сходства

интуиция

озарение

внутреннее чувство

синтез

визуализация

зрительная память

распознание образов

привязка вещей к настоящему

Левое полушарие работает в основном на писателей, математиков, ученых; правое полушарие - на художников, скульпторов, музыкантов. Запоминание имени человека - функция левого полушария; запоминание лица - функция правого. Чтение книг о правилах игры в гольф - для левого полушария; а вот внутреннее чувство правильного удара в гольфе -работа правого.

Представьте себе длинный пассажирский состав, движущийся по рельсам. Человек смотрит на проходящий поезд, наблюдая за тем, как состав проносится мимо, вагон за вагоном. Сначала наш наблюдатель видит локомотив, затем первый вагон, второй, третий и т. д. Если у этого человека хорошее боковое зрение, он может уловить части состава, те, которые уже миновали, и те, которые еще не дошли. Другой человек смотрит на тот же поезд с летящего самолета и видит весь состав, от локомотива до последнего вагона. Такова и разница между полушариями мозга. Левое полушарие обрабатывает информацию последовательно, фрагмент за фрагментом. Правое полушарие воспринимает ее в целом, на уровне интуиции.

РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ

Я не стану рекомендовать вам штудировать эту книгу от корки до корки, как учебник, и изучать одну головоломку за другой. Гораздо полезнее играть в эти "игрушки" в режиме, который лично для вас приятнее, с тем чтобы стимулировать воображение. Изобретите собственный, уникальный метод применения предлагаемых игр для ума. У вас может возникнуть соблазн использовать одну или две игры, понравившиеся вам больше всего, однако помните, что заниматься разными играми гораздо продуктивнее.

Если вы остановите выбор на какой-либо одной игре, она может оказаться отличной техникой выработки идей, но это не значит, что вы нашли оптимальный путь.

В школе вы складывали числа в столбик. Получив правильный ответ, вы переходили к следующему примеру. Люди часто переносят этот образ действий на область творческого мышления. Выяснив ответ, они прекращают размышлять. Они вполне довольны первым найденным решением. Но жизнь заметно отличается от школьной арифметики. Вторые ответы могут оказаться лучше первых; они позволят снизить затраты, приобрести новый статус, сделать вещи качественнее, красивее, более простыми в использовании и многое другое. Нет причин полагать, что первый полученный вами ответ окажется наилучшим.

Как-то я пошел в свой любимый ресторан. Направились туда и мои знакомые - в то же время и из того же места, - но добрались они намного раньше меня. Я спросил, какой дорогой они шли. Знакомые ответили, что выбрали самый простой путь: свернули на аллею, которая и привела их прямо к ресторану.

Моя дорога всегда казалась мне наилучшей, и потому я никогда не пытался искать другую. Я даже не задумывался, существует ли она вообще. Я не раз проезжал мимо той аллеи, но никогда ее не исследовал. Поскольку я ни разу не пытался пройтись по ней, то и не знал, насколько она хороша. Удобный путь, как правило, ничем не обозначен, ничто не наводит на мысль, что его стоит обследовать. А ведь этот путь может привести вас к чему-то весьма полезному. И если вы не исследуете его, то так и не узнаете, насколько он для вас выгоден.

Вторая причина, почему следует пользоваться различными техниками, заключается в том, что это помогает развивать творческий подход. Хороший актер играет самые разные роли и часто настолько входит в роль, что полностью перевоплощается в того или иного персонажа. Хороший актер гордится своим талантом перевоплощения, своей способностью создавать образы - от комических до трагических. Чем больше ролей он исполняет, тем более совершенствуется его мастерство. Богатый опыт добавляет глубины его мастерству исполнения.

Вы тоже должны испытывать гордость за свои способности к активному, творческому мышлению. Возможность использования любой из техник добавит глубины вашему мышлению. Если вы практически поработаете со всеми играми для ума, то всегда сможете прибегнуть к какой-либо из них для решения возникшей проблемы. Некоторые из этих "игрушек" подобны передаче заднего хода машины. Она есть, но ею редко пользуются - мало кто ездит по дороге задом наперед. Но, с другой стороны, она необходима, и ею обязательно надо уметь пользоваться - хотя бы для того чтобы иметь возможность маневрировать, "когда нельзя двигаться вперед.

Суть дела заключается в том, чтобы научиться применять на практике игры для ума. Если вы просто с ними ознакомитесь и не будете использовать, то уподобитесь человеку, который, бросив лепесток розы в глубину Большого Каньона, ждет, когда отзовется эхо.

Вот некоторые советы по применению игр для ума.

Работайте с каждой игрой в отдельности. Применяйте ее снова и снова, пока не почувствуете, что полностью освоили данную технику. На это потребуется от нескольких часов до нескольких дней.

Выбирайте и линейные и интуитивные игры, чтобы воспользоваться преимуществами обоих полушарий мозга. Левое полушарие управляет логикой и речью, в то время как правое превосходно справляется с невербальными (несловесными) задачами. Исследование процесса мышления творчески одаренных людей показало, что они используют возможности обоих полушарий мозга. Интуитивные игры подробно описаны в книге "Тренинг интуиции".

Выбирайте игры наугад. Напишите их названия на листках бумаги и положите в свой "контейнер". Как только перед вами возникнет проблема, встряхните контейнер и вытащите оттуда наудачу название одной из "игрушек".

Игры для ума помогают выдавать множество идей, а количество - ключ к творчеству. Алекс Осборн, один из пионеров в области исследования творчества, говорил: "Количество, количество и еще раз количество! Вот девиз дня". И добавлял: "Чем больше попыток, тем больше вероятность попадания в цель". Писатель же Стендаль однажды заметил: "Как пароходу необходим уголь, так мне необходимы три-четыре кубических фута идей в день".

После развлечений с играми для ума на вас посыплется такое количество хороших идей, что вы будете чувствовать себя как сладкоежка в кондитерской лавке, желающий съесть буквально все.

Естественно, если так и поступить, не избежать расстройства желудка. Точно так же вы не можете "перепробовать" все свои идеи, и потому нужно ознакомиться с четким руководством, которое поможет вам сделать правильный выбор.

1. Записывайте все идеи в порядке поступления.

2. Просматривайте список. Благодаря этому вы подсознательно расставляете приоритеты.

3. Выработайте критерии отбора идей. Кажется, задача не выполнимая, и все же сделать это необходимо.

Критерии, естественно, будут зависеть от конкретной задачи и меняться в соответствии с изменением целей. Критерии при составлении плана рекламной кампании должны, разумеется, отличаться от критериев при выборе нового фасона ботинок. Программа выплаты премий и программа проведения переговоров также должны оцениваться по разным критериям. И так далее.

Чтобы разработать критерии, следует задать себе некоторые ключевые вопросы:

  • Какие стандарты применимы к этим идеям?
  • Как можно определить слабые и сильные стороны этих идей?
  • Какие критерии являются существенными, желательными, необязательными?
  • Как лучше сравнивать и анализировать идеи?
  • Какие критерии лучше всего помогут в реализации идей?

4. Вынося окончательное решение, прибегните к интуиции.

Используя критерии, необходимо свести огромное количество идей к нескольким избранным. Не поддавайтесь соблазну анализировать все и вся. Доверяйте своей интуиции, особенно если она подсказывает, что идея, не отвечающая никаким критериям, все же является столь многообещающей, что ее стоит реализовать.

Для маркировки идей можно использовать следующую простую схему:

  • прекрасно подходит;
  • вероятно, подойдет, - нуждается в доработке;
  • есть шанс, что подойдет, - требует серьезного улучшения;
  • 50 на 50 - можно выбрать другой путь;
  • слишком долгий путь - отложить.

Вы можете так никогда и не выбрать позиции "50 на 50" и "слишком долгий путь", но если они будут в вашем списке, вы всегда будете считаться с указанными вариантами, и это позволит вам не упустить своего шанса.

5. Добивайтесь обратной связи для получения сведений о том, каким образом воплотились в жизнь ваши лучшие идеи. Используйте для этого методику, описанную в книге "Тренинг интуиции" "Совет убийц".

Группа А

Игры этой группы позволяют трансформировать имеющуюся информацию различными путями: записыванием, разделением, комбинированием и манипулированием - это открывает новые возможности для решения проблемы. Меняя точку зрения, вы переходите от одной идеи к другой, пока не обнаруживаете ту, которая вам нужна. Так же, как человек перескакивает с камня на камень, стремясь оказаться на другом берегу реки, вы перепрыгиваете от идеи к идее, приближаясь к своей цели - выбору.

ФАЛЬШИВЫЕ ЛИЦА

Прием: изменение исходных установок. Краткое описание: как выработать идею путем отказа от общепринятых установок.

ЛОМТИКИ И КУБИКИ

Прием: составление списка характерных свойств. Краткое описание: как выдвинуть новаторскую идею путем отбора характерных признаков.

ПРЕПАРИРОВАННАЯ ВИШНЯ

Прием: дробление задачи на части.

Краткое описание: как вырабатывать идеи, деля задачу на две и более составляющих, а затем комбинируя их разными способами.

ПУЗЫРЬКИ МЫСЛЕЙ

Прием: составление схемы мыслей.

Краткое описание: как составить схему мыслей так, чтобы она заблистала новыми идеями.

ВОПРОСЫ "СКАМПЕР"

Прием: постановка вопросов.

Краткое описание: как, манипулируя имеющимся в распоряжении, получить нечто другое.

ЯЩИК ИДЕЙ

Прием: морфологический анализ.

Краткое описание: как идентифицировать и объединить в единый блок параметры задачи, чтобы быстро выдать тысячу и одну новую идею.

РЕШЕТКА ИДЕЙ

Технический прием: применение решетки ФКБ.

Краткое описание: как найти новые идеи и творческую стратегию, используя для упорядочения информации решетку ФКБ.

ДРЕВО ГОЛОВНОЙ БОЛИ

Прием: построение диаграмм.

Краткое описание: как составить диаграмму препятствий и использовать ее для достижения своих целей.

Глава пятая. ФАЛЬШИВЫЕ ЛИЦА

Все военные действия зиждятся на обмане.

Сунь-цзы

Взгляните на рисунок. Какой отрезок, по-вашему, длиннее, АВ или CD?

 



Страница сформирована за 0.82 сек
SQL запросов: 169