УПП

Цитата момента



Человек никогда не бывает так близок к совершенству, как при заполнении анкеты на работу.
Мое резюме, ты — прекрасно!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



«От опоздавшего на десять минут требую объяснения – у него должна быть причина. Наказать накажу, но объяснения должен выслушать. Опоздавшего на минуту наказываю сразу – это распущенность».

Сергей Львов. «Быть или казаться?»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/france/
Париж
щелкните, и изображение увеличится

Перед вами так называемая иллюзия Понзо, и эффект ее объясняется тем, что мы пытаемся охватить изображение в целом, руководствуясь в восприятии вертикальных линий привычным образом уходящих вдаль железнодорожных рельсов. Единственный способ установить реально существующую картину - это исследовать каждую линию в отдельности как-самостоятельный случай.

Мир бизнеса также состоит из отдельных самостоятельных объектов, хотя мы и говорим зачастую: "Хороший бизнес" или "Устойчивый рынок сбыта", - как если бы все их объекты были единым организмом. Чтобы найти свою нишу в мире бизнеса, надо рассмотреть его отдельные составляющие и понять их взаимосвязь. Сделать это позволяет "решетка идей".

План действий

В основе метода лежит решетка ФКБ, мощный инструмент, дающий возможность сжато представить огромное количество информации. Эту решетку разработал в 1978 году Ричард Вон, директор исследовательского отдела всемирно известной рекламной корпорации "Фут, коун энд белдинг".

  • В ячейки позиции "Высокие денежные затраты" попадает дорогостоящая продукция, например машины и морские суда.
  • В ячейки позиции "Низкие денежные затраты" - более дешевая продукция, например предметы домашнего обихода.
  • В ячейках графы "Мысли" располагаются печатная, аналитическая, познавательная продукция, в которой до потребителя доводится различная информация, например об автомобилях, лодках, компьютерах, видеокамерах и т. д.
  • В ячейках графы "Чувства" располагаются продукция и услуги, ориентированные на удовлетворение эмоциональных потребностей и желаний, например организация путешествий, парфюмерия, косметика и т. д.

Исследовав само изделие и его потенциальный рынок сбыта, вы помещаете свою продукцию на определенное место решетки. Например, страхование жизни попадет в верхний левый квадрант, средство от насекомых - в нижний левый, а недорогие ювелирные изделия - в нижний правый.

С определением места продукции вы получаете мощную базу для выдвижения идей. Поскольку используемый при этом "визуальный язык" понимается интуитивно, вы способны прочесть и понять схему буквально тотчас. Это как впечатление от первой встречи с океаном: едва бросив на него взгляд, вы узнаете о его необъятных просторах столько же, сколько увидели бы за целый месяц наблюдений.

 

Решетка ФКБ дает вам возможность:

  • идентифицировать "белые пятна" на рынке;
  • предсказать потребность в новых продуктивных идеях;
  • продумать рекламную стратегию;
  • изменять положение вашей фирмы и выпускаемой продукции путем:
  • минимального дистанцирования от конкурента, которого вы желаете обогнать;
  • максимального дистанцирования от конкурента с подчеркиванием коренных отличий между вами;
  • сохранения положения без изменений с попыткой изменить восприятие потребителей.

При проведении анализа старайтесь заполнять решетку ФКБ четко и ясно, в несколько строк. Решетка, изобилующая подробностями, трудна для использования и теряет всякий смысл. Это вроде как часть веревки, рассматривать которую имеет смысл только в связи с предметами, каковые она соединяет вместе.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕШЕТКИ ФКБ

Люди воспринимают воздушный шар как сплошную прочную оболочку, наполненную воздухом. Но если вы станете рассматривать оболочку воздушного шара под микроскопом, то обнаружите, что она отнюдь не сплошная, в ней полно дыр. Воздушный шар - это своего рода сетка, ячейки которой так малы, что не пропускают молекулы находящегося внутри воздуха. Фактически во Вселенной не существует идеально сплошных поверхностей.

Точно так же и в мире бизнеса нет компаний, в которых не было бы "дыр", или рынков без свободных ниш. Одним из способов разработки новых идей является выявление незаполненных ниш на рынке, в промышленности, в бизнесе. И тут "решетка идей" значительно облегчает поиск.

Один крупный издатель поставил перед собой задачу: создать ни на что не похожую книгу по садоводству для детей от четырех до двенадцати лет.

Для начала он пошел обычным путем исследований, обзоров, опросов, сбора сведений о реализации. Изучив работу шести крупных издательских фирм, он установил, что большинство детских книг по садоводству представляют собой написанные Доступным языком, хорошо иллюстрированные, приемлемые по цене учебные пособия. Издатель начертил решетку и разместил продукцию всех шести издательств на различных уровнях нижнего левого квадранта напротив позиции "Низкие денежные затраты" и в графе "Мысли".

Затем он изучил решетку и определил основные варианты выбора:

 

1. Нижний левый квадрант: можно выпустить книгу по садоводству как недорогое интеллектуальное издание, которое заняло бы свое место рядом с ему подобными.

2. Верхний левый квадрант: можно создать дорогостоящую интеллектуальную книгу, например энциклопедию или какое-нибудь иное справочное издание.

3. Верхний правый квадрант: можно выпустить элитную книгу, призванную воздействовать на эмоции, подобно тому как это происходит с альбомами по искусству и с другими богато оформленными изданиями.

4. Нижний правый квадрант: можно создать недорогую книгу, рассчитанную на эмоциональное восприятие, например просто книгу с цветными иллюстрациями или с не очень дорогим оформлением.

Издатель тщательно рассмотрел все варианты и решил остановиться на нижнем правом квадранте.

Воспользовавшись решеткой ФКБ в поисках свободной ниши на книжном рынке, издатель обнаружил, что нужная идея буквально лежит на поверхности.

Идея: книга с цветными иллюстрациями под названием ""Выращивание" овощного супа". Речь в ней идет о великолепном овощном супе, она знакомит юного читателя со всеми этапами предварительной работы: посев семян, поливка, прополка, созревание овощей и, наконец, приготовление супа.

Эта книга стала бестселлером.

КАК ВОСПОЛЬЗОВАЛАСЬ РЕШЕТКОЙ ИДЕЙ ФИРМА "ЭППЛ"

Нередко для того чтобы добиться нужного результата, требуются не только идеи, но и усердие, а также творческое воображение. Собственно говоря, в чем заключается сущность конкуренции? В создании оригинальной, уникальной продукции, которая выгодно отличалась бы от товара конкурента. Однако случается, что продукция даже с ярко выраженными функциональными отличиями не находит спроса до тех пор, пока ее создатели мысленно не представят, где именно ее можно использовать.

Возьмем, к примеру, компьютеры фирмы "Эппл". Их невероятный успех объясняется вовсе не малыми габаритами и низкой ценой. В конце концов, с чего бы это люди стали покупать сверхсложное электронное устройство никому не известной компании, выглядящее как детская игрушка? Фирма "Эппл" не могла настаивать на превосходстве своих компьютеров над продукцией "IBM", "Диджитэл эквипмент", "Дэйт дженерал" или "Прайм" - вспомните столпотворение на компьютерном рынке того времени. Вместо этого сотрудники фирмы "Эппл" постарались мысленно представить, какое место займет их компьютер на рынке сбыта.

В качестве первого шага они графически изобразили компьютерный рынок. Выглядело это примерно так:

 

Гениальность решения представителей фирмы "Эппл" состояла в том, что они не поставили себя рядом с конкурентами-гигантами в переполненный верхний левый квадрант. Бросить вызов этим гигантам в их сегменте рынка было бы равносильно игре в водное поло против команды пираний.

Они избежали размещения в этом квадранте благодаря тому, что не назвали свою продукцию ни мини-компьютером, ни микрокомпьютером, а сделали нечто другое: разместили свою продукцию в нижнем нравом квадранте, подальше от компьютерных гигантов, и разработали маркетинговую и рекламную стратегии, которые подчеркивали следующее:

  • что это компьютер совершенно нового типа, предназначенный не столько для специалистов-компьютерщиков, сколько для рядового покупателя со средними доходами:
  • термин "персональный компьютер" в противовес термину "микрокомпьютер";
  • что это предвестник нового поколения компьютеров;
  • совместимость работы с другими компьютерами.

Фирма "Эппл" искала свое место в нижнем правом квадранте, что было огромным риском по тем временам. А было ли тогда вообще место на рынке для персонального компьютера, выглядевшего игрушечным и рассчитанного на потребителя со средним достатком? Как показала жизнь, было. Используя творческое воображение, основатели компании "Эппл" заработали миллиарды, заняв свою нишу на рынке, которую они разглядели на решетке ФКБ.

РЕЗЮМЕ

Решетка ФКБ поможет вам ориентироваться в водах изменчивого рыночного океана. Действующие там законы ни трудные, ни легкие - это просто свод правил, нуждающихся в дешифровке. Решетка ФКБ - в зависимости о того, как вы ее читаете, - скажет вам или все, или ничего. Проведите правильное зондирование, и вы сумеете разглядеть надежную гавань в густом тумане.

Глава двенадцатая. ДРЕВО ГОЛОВНОЙ БОЛИ

Что действительно трудно сделать в маневре, так это извилистый путь - самым прямым, а неудачу - преимуществом.

Сунь-цзы

На рисунке диагональные линии, прерываемые прямоугольными фигурами, кажутся тремя самостоятельными отрезками. В действительности же перед вами одна прямая линия. Приложите к ней линейку, и вы легко в этом убедитесь.

 

щелкните, и изображение увеличится

Вы можете сказать, что прямоугольники мешают вам увидеть прямую линию. Но можно сказать и по-другому: прямоугольники подсказывают способ, как увидеть эту прямую. Вы знаете, что существуют два прямоугольника, которые вам мешают, и их нужно устранить. Точно так же и препятствия намечают тропу, ведущую к достижению цели. Когда возникает проблема, определите преграды, стоящие на вашем пути, и постарайтесь от них избавиться.

Однажды утром Чарльз Кеттеринг, руководитель исследовательских работ компании "Дженерал моторе", чуть было не сломал себе руку, пытаясь завести рычагом свою машину. Несколько дней спустя его друг погиб при тех же обстоятельствах. Расстроенный Кеттеринг в сердцах сел и составил список десяти главных препятствий, которые необходимо преодолеть для того, чтобы машина заводилась автоматически. Он выстроил их по степени возрастания сложности и приступил к разрешению этой и других, возникающих попутно, проблем. Результатом такой работы явилось первое изобретение Кеттеринга: автоматический стартер "Делко". "Древо головной боли" поможет вам преодолевать препятствия аналогичным образом.

План действий

1. Четко сформулируйте стоящую перед вами задачу.

2. Определите и составьте список основных препятствий, которые необходимо преодолеть.

3. Расставьте препятствия по степени возрастания сложности.

4. Начертите вертикальную линию - это ствол дерева. Запишите прямо на стволе, какова ваша задача.

5. Начертите горизонтальные линии - это ветви дерева. Запишите на них препятствия: более легкие - на нижних ветвях, самые сложные - на верхних.

Информация на дереве может быть краткой, а может быть и достаточно подробной. Суть в том, чтобы запечатлеть препятствия в наглядной форме, тогда работать с ними будет намного проще, нежели с абстрактными мыслями или пометками. Каждое препятствие превращается в отдельную ветку дерева, которую нужно срубить на пути к победе.

Издатель учебной литературы поставил перед собой цель увеличить продажу университетских учебников на 20 процентов (обычный рост продажи за год составлял 4-6 процентов). Чтобы достигнуть этой цели, менеджеры издательства составили список возможных преград. Была определена их приоритетность, и затем приняли решение: направить все свои усилия на преодоление десяти наиболее существенных препятствий.

Взяв на себя столь благородную задачу и четко сознавая возможные препятствия, сотрудники устремились к поставленной цели - впереди их ждал или успех, или полный провал.

Издатель нарисовал "Древо головной боли", приведенное ниже, давая тем самым менеджерам дополнительный стимул (теперь уже представленный наглядно) в борьбе с препятствиями, которые ждут их на выбранном пути. Одновременно это было своеобразным ежедневным напоминанием о решаемой задаче.

 

Начав с нижних веток дерева, менеджеры усердно трудились, преодолевая одно препятствие за другим. На еженедельном подведении итогов группа обсуждала достигнутые успехи, а при преодолении очередного препятствия издатель устраивал праздник, чтобы отметить потерю "Древом головной боли" еще одной ветки.

На таких торжествах издатель непременно рассказывал о "срубленной ветке", то есть о преодоленном препятствии, и представлял сотрудника, выступившего с "гениальной идеей", которая позволила устранить преграду. Герой дня собственноручно стирал с дерева соответствующую ветку. На этом обсуждение не заканчивалось, и издатель подробно объяснял, какое значение промежуточная победа имеет для роста прибыли корпорации. Рассказы о таких празднованиях распространялись но всей компании как крути по воде - ведь это были истории о реальных людях, вершителях славных дел.

Сбыт продукции в данном подразделении корпорации вырос на 32 процента. Сосредоточение усилий на устранении только одного препятствия, мешающего достичь поставленной цели, давало менеджерам возможность направить все свои силы на поиск путей по преодолению чего-то вполне определенного. По мере ликвидации преград подразделение все ближе подходило к решению главной задачи. В итоге сотрудники фирмы разрешили девять из десяти наиболее сложных задач и добились своей цели.

Издатель позже рассказывал, что он чувствовал, когда девять веток дерева были "срублены": "Впечатление было такое, что мы вернулись к простой сути вещей. Трудно подобрать слова, чтобы передать чувства, охватившие нас при осознании достигнутого. Прежде мы напоминали детенышей гориллы, не имеющих представления о своих силах и возможностях".

Стоящие на пути препятствия могут оказаться даже полезными для разработки новых идей. Сосредоточиваясь на конкретных помехах, вы будете вынуждены искать способы их преодоления.

Что для слабого является непреодолимой горой, для сильного превращается в надежную ступень, ведущую к цели.

Всякий раз, когда страдающий диабетом Морт проводил для высокопоставленных администраторов презентацию той или иной финансовой услуги, его познабливало от страха. Ему казалось, что все эти "шишки" думают на его счет примерно следующее: "Оратор слишком молод, чересчур нервничает, он недостаточно уверен в себе и в предоставляемых им услугах". От таких ужасных мыслей Морт превращался в ледышку и, запинаясь на каждом слове, еле доводил дело до конца. Один из коллег прозвал его "замороженный Мортик". "Замороженный Мортик" был на грани увольнения.

Главное препятствие, которое Морту надо было преодолеть, - ничем не сдерживаемая, то и дело дающая о себе знать "трясучка". Невероятно, но факт: в конце концов он сумел сделать свой недостаток средством достижения успеха.

Морт превратил презентацию в настоящий спектакль, который начинался такими словами: "У меня то, что теперь деликатно называют проблемами со здоровьем. Это у меня с рождения. Однажды я похудел за неделю на пять килограммов, а в течение другой - еще на пять. Доктор сказал, что я никогда не наберу прежний вес. Он посоветовал мне делать вот так". С этими словами Морт доставал откуда-то из-под трибуны шприц и трясущимися руками втыкал иглу в крышку голубого пузырька. Держа уже наполненный шприц иглой вверх, так, чтобы все это видели, он произносил: "Меня так сильно трясет потому, что сегодня я еще не делал инъекцию инсулина. Ноя хочу, чтобы вы знали, что мне приходится предпринимать".

Закатав рукав, Морт какое-то время держал иглу над рукой и делал укол. Присутствующие сидели как наэлектризованные.

Затем Морт продолжал рассказ о том, как диабет повлиял на его жизнь. "Возможно, я смотрю на жизнь немного иначе, чем вы, - говорил он. - Каждый новый день я воспринимаю как подарок судьбы, как награду. И эта игла, и эта трясучка стали моими друзьями".

Голос Морта становился все спокойнее и увереннее: "Если у кого-нибудь из вас диабет или вы хотите узнать о нем побольше, я с удовольствием поболтаю с вами после презентации, расскажу, что это значит для меня. Теперь все в моей жизни для меня очень важно, включая и мою компанию и предоставляемые ею финансовые услуги. Я делаю только то, во что верю. Ну а сейчас я хотел бы объяснить, почему я верю в услуги нашей фирмы…"

Аудитория сидела притихшая и ошеломленная. Пройдя через такое почти терапевтическое испытание, она стала совершенно другой, и пока оратор представлял свою программу, можно было услышать лишь понимающее перешептывание.

Превратив главное препятствие для роста своей карьеры в драматический презентационный инструмент, "замороженный Мортик" стал суперзвездой компании.

РЕЗЮМЕ

Установите, какие преграды вам необходимо будет преодолеть на пути к поставленной цели. Расположите их по степени возрастания сложности на "Древе головной боли". Четко сформулируйте задачи и решайте каждую в отдельности.

В одном из греческих мифов рассказывается о Тесее и Ариадне. Тесей обещает Ариадне: "Я буду любить тебя вечно, если ты подскажешь, как мне выйти из лабиринта". И Ариадна дает ему клубок нити, который он разматывал в лабиринте, чтобы по нитке найти обратный путь.

Иногда мы ищем нечто грандиозное, что вывело бы нас из лабиринта проблем, в то время как нужна-то всего лишь путеводная нить, которая укажет нам дорогу, ведущую к выходу из лабиринта. Точно так же и возникающие перед нами препятствия могут показать нам путь к решению проблемы.

Группа Б

Эти техники служат преобразованию информации, с тем чтобы помочь нам выбраться из накатанной колеи привычных действий. Традиционная подача информации зачастую слишком тесно связана со старыми и хорошо известными решениями, чтобы высечь в нас искру новой идеи. Однако чем резче мы изменим свое восприятие ситуации, тем выше вероятность появления оригинальных мыслей.

Рассмотрим простой пример откачивания воды из ведра с помощью обыкновенного шланга. На первый взгляд, начальные действия выглядят неожиданными и нелогичными: вода всасывается и поднимается по шлангу вверх. Между тем, достигнув определенной точки в соответствии с законом сообщающихся сосудов, она сама начинает вытекать из ведра. Подобным образом, казалось бы, лишенные логики действия часто приводят к блестящим результатам.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Прием: случайная стимуляция.

Краткое описание: усиление связи между двумя разными концепциями с целью выработки новых идей.

ЧЕРТОГ СЛАВЫ

Прием: формирование взаимосвязей.

Краткое описание: установление мысленных связей между возникшими проблемами и высказываниями великих людей, что позволяет подойти к решению задачи более творчески.

КРУГ БЛАГОПРИЯТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Прием: формирование взаимосвязей.

Краткое описание: выработка идеи путем установления взаимосвязи между характерными признаками и поставленной задачей.

ИДЕИ В КАРТИНКАХ

Прием: язык схем.

Краткое описание: оперирование абстрактными символами с целью поиска новых идей.

УМНЫЙ ТРЕВОР

Прием: разговор с незнакомцем.

Краткое описание: обсуждение проблемы с самыми разными людьми в целях поиска новых решений.

Глава тринадцатая. ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Не надо иметь много ума, чтобы предсказывать случающееся каждый день.

Сунь-цзы

Этот рисунок напоминает решетку. Но посмотрите на него внимательно - и вы увидите, что ни горизонтальные черточки, ни вертикальные не соединены между собой.

 



Страница сформирована за 0.81 сек
SQL запросов: 169