К. ЧУКОВСКИЙ. «КУПРИН»
Мария Карловна и Александр Иванович жили тогда на Разъезжей, невдалеке от Пяти углов. Черноглазая, жизнерадостная, остроумная женщина, Мария Карловна была необычайно привлекательна, и ее чуть-чуть хрипловатый, насмешливый голос звучал задорно и победно. Она крепко верила в дарования своего мужа я твердой рукой направляла его.
Я познакомился с нею вскоре после того, как они поженились. "Поединок" еще не был доведен до конца. Существовали только начальные главы. Работу над окончанием повести Куприн откладывал с недели на неделю. И вот, чтобы побудить Александра Ивановича возможно скорее выполнить эту работу, Мария Карловна сказала ему, что они должны непременно разъехаться, покуда он не закончит своего "Поединка".
— А до той поры я для тебя не жена!
Эти слова подействовали на него чудотворно. Он снял себе комнатку где-то на Казанской улице, возле собора, и стал писать с удесятеренной энергией.
Закончив главу, он тотчас же спешил на Разъезжую и что есть силы дергал за ручку звонка. Мария Карловна открывала дверь, но не совсем, а чуть-чуть, на цепочку, он просовывал ей новую главу, а сам оставался на лестнице. Проходило полчаса или больше. Мария Карловна внимательно прочитывала рукопись до самой последней строки и лишь тогда распахивала дверь.
— С влюбленными мужьями иначе нельзя, — говорил Александр Иванович. — Однажды мне до того не терпелось повидаться с женой, что я схитрил и подсунул ей старый отрывок, который она уже читала неделю назад. Она впопыхах не заметила, впустила меня, но с той поры стала так осмотрительна, что продерживала меня на лестнице целую вечность, потому что вчитывалась в каждое слово, чтобы опять не попасть впросак.
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
Упражнение 10
Вспомните, а лучше запишите цитаты из второго упражнения. Сформулируйте несколько понравившихся мыслей из проработанного текста. Сравните их с оригиналом: где мысль выражена более отчетливо? Еще раз продумайте эта мысли и цитаты: верны ли они и насколько, какие из них особенно полезны для вас, что можно при случае использовать в разговоре и что может войти в систему ваших жизненных принципов? Возможно, вы найдете нужным завести для понравившихся мыслей специальную тетрадь, чтобы иметь возможность иногда к ним возвращаться, уточнять их или переосмысливать. Согласитесь, это лучше, чем досадовать на свою память или рыскать по книгам и страницам когда возникнет надобность. Никакая память не удерживает того, чем мы не пользуемся. А врастить в себя, сделать частью себя сразу все удачные мысли к сожалению невозможно.
Упражнение 11.
Прочтите две страницы любого художественного текста, придумывая один-два заголовка к каждому абзацу. Подчеркните встретившиеся обороты и словосочетания, проработайте их. Если вам встретилась удачная мысль, подумайте можно ли ее усилить или лаконично сформулировать. Если она того стоит, запишите ее в свою тетерадь.
Конец занятия. Время ___. На занятие затрачено ___.
Урок №7
Начало занятия: число __, время__.
Упражнение 1.
Припомните цитаты и высказывания из предыдущего урока.
Упражнение 2.
Запомните и запишите по памяти следующие цитаты.
1. Никогда еще душа одного и того же человека не была так равномерно приспособлена к обеим столь разнородным обязанностям — повелению и повиновению.
2. Несчастен не тот, кто делает по приказу, а тот, кто делает против воли.
3. Никогда не делайте ничего такого, чего вам не хочется.
Упражнение 3.
Это - заключительное и одновременно контрольное упражнение, посвященное тренировке зрительных эталонов букв. Задача состоит в том, чтобы уже с первой попытки показать время меньше десяти секунд на пункт, а к шестой попытке снизить его до 6-7 сек.
п.1
в |
с |
т |
п |
я |
р |
о |
к |
л |
м |
е |
н |
х |
а |
б |
г |
ч |
щ |
д |
е |
ш |
ж |
и |
ю |
э |
3 |
ы |
я |
у |
ф |
№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
п.2
ж |
е |
3 |
ч |
ю |
ф |
с |
и |
д |
п |
г |
в |
ц |
ш |
б |
я |
э |
е |
ы |
р |
н |
л |
у |
х |
м |
а |
щ |
к |
т |
о |
№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
п.3
п |
у |
ю |
г |
е |
щ |
м |
н |
ц |
ф |
с |
в |
л |
и |
ш |
ж |
ы |
т |
е |
к |
о |
ч |
р |
э |
х |
б |
а |
з |
я |
д |
№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
Упражнение 4.
Засеките время и прочтите вслух редкие слоги и буквосочетания, стараясь уложиться в 12 сек. Кроме уже освоенных вами на предыдущих уроках, других буквосочетаний в русском языке практически не встречаются.
п.1
би |
ку |
му |
ты |
ха |
да |
лю |
тя |
бу |
га |
ды |
зя |
мы |
пу |
ме |
мя |
ну |
пы |
ту |
чу |
щи |
ще |
вя |
гу |
зо |
зу |
зи |
ле |
ге |
пя |
№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
п.2
сю |
сы |
бя |
жо |
ке |
фо |
фи |
фа |
цо |
ци |
бю |
бе |
ву |
ве |
дю |
ды |
ре |
тк |
се |
ху |
цы |
ще |
че |
хи |
шо |
те |
ща |
щу |
то |
ра |
№ попытки и время: 1.__2.__3.__ 4.__5.__6.__
п.3
вм |
жд |
зн |
гл |
др |
кл |
ев |
кб |
гд |
дв |
зг |
нт |
ср |
см |
тн |
шк |
бл |
вр |
лн |
рм |
сч |
бк |
вд |
ВТ |
вл |
гк |
дт |
дк |
зр |
кн |
№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
п.4
лк |
лт |
лд |
тк |
хн |
цм |
чк |
бщ |
вз |
вх |
дл |
нд |
нч |
дт |
рк |
рв |
рд |
рш |
кв |
цв |
чш |
шт |
шн |
вш |
дл |
дц |
дм |
жб |
жк |
жч |
№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
Упражнение 5.
Используя в качестве точек фиксации центральные слова, прочитайте периферическим зрением остальные. Не смущайтесь, если некоторые слова вы не сможете прочесть без подглядывания. Наши усилия не пропадают даром: в вас происходят незаметные, исподволь накапливающиеся изменения. Все приходит вовремя для тех, кто умеет ждать. Совершенствуются не только периферическое зрение, но и механизмы распознавания и визуальные эталоны слов.
п.1
что |
она |
для |
кто |
два |
там |
хор |
сын |
душ |
п.2
как |
все |
тот |
под |
при |
мир |
пол |
лен |
муж |
п.3
это |
так |
вот |
вез |
бег |
где |
чем |
кон |
иск |