Министерство здравоохранения Российской Федерации
Федеральный научно-методический центр по психотерапии и медицинской психологии
Психоневрологический научно-исследовательский институт им. В.М. Бехтерева
193019, Санкг - Петербург, ул. Бехтерева, д.З. Тел.: (812) 567-90-52, 567-33-04. Тел./факс (812) 567-73-08.
Исх. № 227 от 10.08.2001
По просьбе Председателя Муниципального совета Владимирского округа Муниципального образования г. Санкт-Петербурга И.И. Плюснина от 12 апреля
Направленный для рецензии текст является программой занятий известного клуба «Синтон», имеющего свои отделения в различных городах РФ. Программа рекомендована Министерством образования для использования в учебно-педагогическом процессе педагогических образовательных учреждений и педагогических классах общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и колледжей (№ 67/7-2 от 10.09.92. за подписью Зам. министра МО А.Г. Асмолова).
В предложенной Программе описаны 8 занятия тренингового курса клуба «Синтон».
Занятия имеют продолжительность 3-4 акад. часа, частота занятий 1 раз в неделю. К занятиям четвертого цикла допускаются только участники прошедшие вводный цикл занятий и имеющие опыт групповой тренинговой работы.
К задачам данного (четвертого) цикла работы клуба, описанным в предложенной программе, относятся знакомство с участниками тренинговых занятий, формирования общей атмосферы занятий, создания условий для искреннего и открытого общения.
Занятие второго цикла работы клуба направлены на совершенствование эмоционально-личностной сферы участников, осознание собственных эмоциональных проявлений и эмоциональных реакций других людей, развитие способности самопонимания и понимания других людей, получение опыта искреннего общения в том числе опыта общения с людьми противоположного пола, а также развитие представлений и реализации себя в отношениях любви и дружбы.
В программу включены психогимнастические упражнений, психологические эксперименты, игры и групповые дискуссии.
На первом занятии предлагаются групповые нормы работы в тренинге, усвоенные участниками во время вводного курса работы клуба. К числу предлагаемых норм относятся традиционные нормы работы в тренинговых группах, так например предлагаемая норма «уметь доверять другим участникам тренинга, относиться к ним (участникам тренинга) с открытостью и любовью» в целом соответствует норме искренности большинству тренингов личностного роста; норма «Уметь видеть в людях хорошее - и то, что есть» предполагает развитие заинтересованность в других участниках тренинга; норма «умение быть, лидером » предполагает развитие личной ответственности участников тренинговой группы за реализацию собственных целей; норма «уметь слушать (других)» направлена на развитие активной позиции в общении.
К активным психологическим экспериментам в рецензируемой программе относятся упражнения и эксперименты, близкие по духу упражнениям недирективного тренинга Э. Роджерса, телесно-ориентированного тренинга, тренинга сензитивности, гештальт-тренинга и социально-психологического тренинга. Занятия также включают в себя элемента арт-терапевтического тренинга, телесные и медитативные упражнения, приемы драматизации и развивающие метафоры.
Активные психотехнические упражнения направлены на развитие и совершенствование эмоционально-волевой структуры личности, коммуникативных умений, а также отношений любви и дружбы, что особенно важно для детей и подростков.
Например упражнение «Карусель эмоций» направлена на осознание собственных представлений о закономерностях межперсонального взаимодействия между людьми испытывающими симпатию друг к другу, преодоление стереотипов общения мешающих гармоничному общению; серия упражнений «Могу ли представить- Любовь!» направлено на понимание и обозначение эмоциональных проявлений человека, расширение спектра эмоциональных реакций и проявлений, а также получение опыта общения в ситуации любви и дружбы; серия экспериментов «Любовь » направлено на осознание и проработку альтернативных форм поведения и их преодоление в ситуации любви и дружбы; цикл упражнений по драматизации собственных эмоциональных проявлении также позволяет осознавать типичные эмоциональные реакции и расширять их спектр в ситуации любви и дружбы.
Групповые дискуссии связаны по тематике с активными психологическими экспериментами и направлены на осознание полученного в них опыта, особенностей эмоциональных проявления участников тренинговой группы, сложностей в общении, необходимости развитие личностной ответственности за свои поступки. Кроме того дискуссии данного цикла позволяют осуществить проработку важных, для молодых людей аспектов отношений между людьми противоположного пола, таких как «Любовь и дружба», «Что такое привязанность», «Что я могу дать другу» и п.
Занятия проводятся в общем кругу (с участием всех членов тренинговой группы) и в творческих мастерских, где участники объединяются по интересам и отрабатывают техники общения.
На каждом занятии проводится психогимнастические и разминочные упражнения направленные на «психологический разогрев» участников группы, что принято в большинстве тренинговых программ, чувств участников друг другу вне сексуального контекста.
В целом предложенная программа направлена на развитие навыков коммуникации участников тренинговой группы, развитие самостоятельности участников, лучшего понимания себя, более полного осознавания своих чувств, и возможно, снижение алекситимии; совершенствования межперсонального общения, формирования позитивного отношения к действительности, получение опыта поведения в ситуации любви и дружбы
Программа не имеет какого-либо специфического идеологического, этического или религиозного содержания и направлена на развитие личных способностей участников тренинговой группы к лучшему понимаю своих интересов и возможностей и их реализации, и в целом, может быть отнесена к тренингам личностного роста.
Предложенная программа не является программой лечения и психотерапевтического лечения в частности.
Заключение:
1. Представленный на рецензию текст «Синтон-Программа. Любовь и дружба: Искусство близких отношений», автор Козлов Н.И., представляет из себя программу тренинговых занятий, направленную на развитие коммуникативных навыков участников тренинга, создания атмосферы доверия и открытости в группе, а также совершенствования эмоциональной и коммуникативных сторон личности.
2. Методика тренинга по своей направленности приближается к методикам тренинга сензитивности и тренинга коммуникативных умений, в определенной мере может способствовать личностному росту и развитию коммуникативных умений участников, в том числе в ситуации любви и дружбы и может быть рекомендована для внедрения в работу учреждений работающих с детьми и молодежью.
Зам. руководителя Федерального научно-методического центра по психотерапии и медицинской
психологии МЗ РФ, к.м.н., ст.н.с. Р.К.Назыров