Министерство здравоохранения Российской Федерации
Федеральный научно-методический центр по психотерапии и медицинской психологии
Психоневрологический научно-исследовательский институт им. В.М. Бехтерева
193019, Санкт - Петербург, ул. Бехтерева, д.З. Тел.: (812) 567-90-52, 567-33-04. Тел./факс (812) 567-73-08.
Исх. № 228 от 10.08.2001
По просьбе Председателя Муниципального совета Владимирского округа Муниципального образования г. Санкт-Петербурга И.И. Плюснина от 12 апреля
Направленный для рецензии текст является программой занятий известного клуба «Синтон», имеющего свои отделения в различных городах РФ. Программа рекомендована Министерством образования для использования в учебно-педагогическом процессе педагогических образовательных учреждений и педагогических классах общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и колледжей (№ 67/7-2 от 10.09.92. за подписью Зам. министра МО А.Г. Асмолова).
В предложенной Программе описаны 8 занятия тренингового курса клуба «Синтон»
Занятия имеют продолжительность 3-4 акад. часа, частота занятий 1 раз в неделю. К занятиям данного цикла допускаются только участники прошедшие вводный цикл занятий и имеющие опыт групповой тренинговой работы.
К задачам данного цикла работы клуба, описанным в предложенной программе, относятся знакомство с участниками тренинговых занятий, формирования общей атмосферы занятий, создания условий для искреннего и открытого общения.
Занятия данного цикла работы клуба направлены на совершенствование понимания межперсональных и социальных аспектов жизни человека, развитие его эмоционально-личностной сферы, осознание собственных эмоциональных проявлений и эмоциональных реакций других людей, развитие способности самопонимания и понимания других людей, получение опыта искреннего общения, в том числе, опыта общения в кризисных микросоциальных условиях и опыта преодоление межперсонального кризиса.
В программу включены психогимнастические упражнений, психологические эксперименты, серия сюжетно-ролевых игр и групповые дискуссии.
На первом занятии предлагаются групповые нормы работы в тренинге, усвоенные участниками во время вводного курса работы клуба. К числу предлагаемых норм относятся традиционные нормы работы в тренинговых группах, так например предлагаемая норма «уметь доверять другим участникам тренинга, относиться к ним (участникам тренинга) с открытостью и любовью» в целом соответствует норме искренности большинству тренингов личностного роста; норма «Уметь видеть в людях хорошее - и то, что есть» предполагает развитие заинтересованность в других участниках тренинга; норма «умение 'быть лидером » предполагает развитие личной ответственности участников тренинговои группы за реализацию собственных целей; норма «уметь слушать (других)» направлена на развитие активной позиции в общении.
К активным психологическим экспериментам в рецензируемой программе относятся психологические сюжетно-ролевые игры, направленные на развитие социальной активности, познание закономерностей поведению людей в ситуации микросоциального кризиса, развитие социальной креативности.
Психологические сюжетно-ролевые игры направлены на развитие и совершенствование эмоционально-волевой структуры личности, коммуникативных умений, а также поведения в сложных микросоциальных ситуациях и ситуациях межперсонального кризиса.
Например сюжетно-ролевая игра «Королевство» направлена на осознание собственных представлений о закономерностях межперсонального взаимодействия между людьми в сложных социальных ситуациях, закономерностях микросоциального функционирования; сюжетно-ролевая игра «Подводная лодка» - направлена на понимание закономерностей поведения людей в ситуации межперсонального кризиса и выработку умений по его преодолению.
Групповые дискуссии связаны по тематике с активными психологическими экспериментами и направлены на осознание полученного в них опыта, особенностей эмоциональных проявления участников тренинговои группы, сложностей в общении, необходимости развитие личностной ответственности за свои поступки в сложных микросоциальных ситуациях и ситуациях кризиса. Кроме того дискуссии данного цикла позволяют осуществить проработку важных, для молодых людей аспектов отношений между людьми в кризисных ситуациях.
Занятия проводятся в общем кругу (с участием всех членов тренинговой группы) и в творческих мастерских, где участники объединяются по интересам и отрабатывают техники общения.
На каждом занятии проводится психогимнастические и разминочные упражнения направленные на «психологический разогрев» участников группы, что принято в большинстве тренинговых программ, чувств участников друг другу вне сексуального контекста.
В целом предложенная программа направлена на развитие навыков коммуникации участников тренинговой группы, развитие самостоятельности участников, лучшего понимания себя, более полного осознавания своих чувств, совершенствования межперсонального общения в сложных ситуациях микросоциального кризиса, формирования позитивного отношения к действительности, получение опыта преодоления кризисных ситуаций.
Программа не имеет какого-либо специфического идеологического, этического или религиозного содержания, направлена на развитие личных способностей участников тренинговой группы к лучшему понимаю своих интересов и возможностей и их реализации, и в целом, может быть отнесена к развивающим психологическим играм.
Предложенная программа не является программой лечения и психотерапевтического лечения в частности.
Заключение:
1. Представленный на рецензию текст «Синтон-Программа. Я и социум - серия сюжетно-ролевых игр», автор Козлов Н.И., представляет из себя программу тренинговых занятий, направленную на развитие коммуникативных навыков участников тренинга, создания атмосферы доверия и открытости в группе, а также совершенствования эмоциональной и коммуникативных сторон личности, поведения в сложных микросоциальных ситуациях.
2. Методика предложенной программы по своей направленности приближается к развивающим психологическим играм с включением элементов тренинга коммуникативных умений и может способствовать развитию коммуникативных умений участников, в том числе в ситуациях микросоциального кризиса, и может быть рекомендована для внедрения в работу учреждений работающих с детьми и молодежью.
Зам. руководителя Федерального
научно-методического центра
по психотерапии и медицинской
психологии МЗ РФ, к.м.н., ст.н.с.
Р.К. Назыров