УПП

Цитата момента



Самый главный человек на свете - тот, что перед тобой.
Посмотри на себя в зеркало.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Ничто так не дезорганизует ребёнка, как непоследовательность родителей. Если сегодня запрещается то, что было разрешено вчера, ребёнок сбивается с толку, не знает, что можно и чего нельзя. А так как дети обычно склонны идти на поводу своих желаний, то, если нет твёрдой руки, которая регулировала бы эти желания, дело может кончиться плохо. Ребёнок становится груб, требователен, своеволен, он не хочет знать никаких запретов.

Нефедова Нина Васильевна. «Дневник матери»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взято с: http://jw-sakhalin.narod.ru/psichexpert.htm

 Москва - Санкт-Петербург 25 сентября - 23 октября 1998 г.

Врач-психиатр высшей категории, доктор медицинских наук (медицинская психология, психиатрия),
директор научных программ Института психотерапии и консультирования "Гармония" Виктор Ефимович КАГАН при супервизии Института педагогики социальной работы Российской Академии Образования

Поставленные перед экспертизой вопросы: 1) Можно ли с научной точки зрения рассматривать приложенные заключения и письма психиатров как объективное и достоверное доказательство ущерба психическому здоровью человека, наносимого деятельностью религиозной организации Свидетелей Иеговы?; 2) Влияет ли участие в деятельности религиозной организации Свидетелей Иеговы или принадлежность к ней на психическое и психологическое состояние человека, и если да, то как именно?; 3) Как вероучение Свидетелей Иеговы и соответствующая ему практика влияет на социально значимые установки человека?

Список материалов:

I. Методологическое введение

II. Методологический анализ приложенных к запросу материалов

III. Методики и испытуемые

III. 1. Методики

III. 2. Характеристика обследованной группы

IV. Результаты исследования

IV. 1. Структура темперамента

IV. 2. Влияние пребывания в общине на структуру характера

IV. 3. Изучение личностных установок

IV. 3. 1. Дифференцированность установок

IV. 3. 2. Характеристики личностных установок

IV. 3. 3. Баланс личностных тенденций

IV. 3. 4. Качественный анализ различий актуального и ретроспективного Я

IV. 3. 4. 1. Проверка вывода

IV. 3. 5. Психологическая динамика установок

IV. 3. 6. Связь изменения установок с пребыванием в организации

IV. 3. 7. Диагностические возможности семантического дифференциала

V. Заключение

VI. Диаграммы

VII. Приложения

VII. 1. Запрос адвоката А. Е. Леонтьева

VII. 2. Сведения об эксперте

VII. 3. Отчет о случайной выборке

VII. 4. Образец протокола

VII. 5. Исходные данные

VII. 6. Рецензии на экспертное заключение

I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

Задачи данной экспертизы лежат в чрезвычайно сложной и противоречивой области определения отношения к так наз. нетрадиционным (термин не является правовым - В. К.) религиозным группам и движениям, с одной стороны, и понимания в этой связи возможностей и ограничений психологии и психиатрии, с другой. Перед представляющим науку экспертом стоит задача, которую точно сформулировал Д. Лукач по отношению к ученым: "Любой подлинный ученый должен преодолеть (или, по крайней мере, уметь отодвинуть в интересах работы) многие из своих частных свойств, чтобы его человеческие особенности не превратились в препятствия для его же собственной научной деятельности"1

С таких позиций феномен религиозных групп в историческом аспекте анализировал Питирим Сорокин: "На протяжении их (столетий и тысячелетий -В. К.) религиозные перегруппировки в виде колебания объема религиозных групп весьма значительны: одни религиозные коллективы исчезают, другие появляются. Причем эти процессы совершаются, подобно государственным перегруппировкам, скачками, резкими колебаниями. Столетиями религиозное расслоение может оставаться почти неизменным. Затем вдруг наступает эпоха кризисов; начинается интенсивное религиозное брожение; индивиды массами начинают перекочевывать из одной религии в другую; одни религиозные группы худеют, иногда исчезают совершенно; другие -появляются и растут с изумительной быстротой (примером таких эпох могут служить первые века распространения христианства, ислам, эпоха реформации или современная эпоха распространения религии социализма и т. д.). Через несколько десятков лет вся картина религиозного строения населения оказывается радикально измененной. Затем снова наступает эпоха "затишья", продолжающаяся иногда десятки и сотни лет, впредь до нового периода движений. Смена периодов религиозных движений и застоев стоит в связи с изменением всего социального уклада населения служит следствием и симптомом этого изменения не приходится надеяться на исчезновение религиозного расслоения и в будущем"2. Иными словами, речь идет об исторически закономерном и имеющем свою внутреннюю логику явлении, связанном с социальными изменениями, и стало быть, доступном не только теологическому, но и светскому научному анализу.

Как показано Ж. Делюмо и Ю. М. Лотманом3, в социальной психологии периодов общественных и культурных кризисов на первый план выходит своего рода страх перед новым, который реализуется в стремлении подавления социальных, культурных, религиозных и национальных меньшинств, воспринимаемых как знак этой новизны. Проявлением этой тенденции является, на пример, работа Е.Н. Волкова4, в которой автор под общим названием "деструктивных культов и тоталитарных сект" объединяет самые разнородные новые для России группы и организации (от собственно религиозных до психотерапевтических, коммерческих и спортивных), но оставляет вне поля внимания множество более привычных форм (например, военизированных детских и молодежных организаций, экстремистских движений и организаций с жесткой иерархией власти-подчинения5 и т. д.). В рамках этой реакции на новизну существует убеждение/вера в том/то, что членство в такого рода группах и организациях влияет на психику и способы социального бытия разрушительным образом (зомбирование, кодирование, программирование, промывка мозгов, переделка сознания, подавление личностной идентичности, возникновение и учащение психических расстройств и т. д.), а психиатрия и психология привлекаются к арбитражной роли. При этом возможны несколько методологических подходов:

1) Методология, опирающаяся на апелляцию к казуистике для выяснения обстоятельств, связанных со спецификой предполагаемых групповых или массовых явлений. Она состоятельна применительно к изучению конкретного случая при нераспространении выводов на группу в целом, при обследовании всех членов группы либо при накоплении достаточно большого числа случаев и корректного их методического и статистического соотнесения с группой в целом, позволяющего: а) обоснованно, на базе существующих диагностических критериев и официальных классификаций психических расстройств констатировать наличие присущих членам группы нарушений, б) показать типичность выявленных нарушений именно для этой группы, в) установить связь возникновения этих нарушений с конкретными моментами и особенностями деятельности религиозной организации, г) доказать, что эти моменты/особенности имеют характер причины или, по крайней мере, необходимого условия выявленных изменений психического состояния.

2) Изучение действительной распространенности психических расстройств в изучаемой группе и сравнение полученных данных с популяционными. При выявлении достоверного повышения распространенности расстройств решается вопрос о том, аккумулирует группа по каким-то причинам людей с психическими расстройствами или их возникновение/обострение специфически связано с особенностями группы и ее деятельности -какими именно, по каким механизмам и т. д. Исследования такого рода методически сложны, трудоемки, долгосрочны и дорогостоящи, а кроме того, в быстро меняющейся социальной и культурной ситуации быстро утрачивают свою ценность. Кроме того, они непосильны для одного эксперта или малой экспертной группы и могут строиться лишь на базе официального здравоохранения с использованием архивов, статистических отчетов и т. д. Принципиально возможны модельные исследования (на модели района, города, региона). Но в силу многих причин Министерство Здравоохранения такой работы не проводило и не проявляет заинтересованности в ее проведении6

3)Использование психодиагностических методов в обследовании представительных выборок из членов конкретной религиозной организации и нераспространении сделанных на научной основе выводов об одной религиозной организации на другие организации. Этот подход связан с решением тех или иных конкретных задач (исследования или экспертизы) на материале обеспечивающих достоверность и надежность результатов объективных исследований. Он также способен обеспечить получение сопоставимых данных для объективной и дифференцированной оценки влияния членства в религиозных организациях на психологическое состояние и психику. Такой подход вполне реален, опирается на не зависящие от личных мнений и взглядов экспертов критерии, свободен от идеологического давления и научно корректен. Кроме того, он экономичен и оперативен.

Сравнение методологий применительно к поставленным перед настоящей экспертизой вопросам делало предпочтительным использование в настоящей экспертизе последнего подхода.

II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИЛОЖЕННЫХ К ЗАПРОСУ МАТЕРИАЛОВ

II. 1. Заключение комиссии (группы) по медико-психологической и юридической оценке деятельности некоторых религиозных организаций при мэрии г. Москвы (без даты), подписанное Ю. И. Полишуком (председателем комиссии) и Н. В. Вострокнутовым, В. Б. Гурвичем, А. В. Грязновым, И. А. Коро-бейниковым, Е. Е. Кузнецовой и Ю. М. Антоняном. В силу того, что: 1) в этом документе (ни в его тексте, ни в итоговом заключении) не упоминается религиозная организация Свидетелей Иеговы, 2) президиум Российского Общества Психиатров 2 апреля 1995 г. дезавуировал это заключение как научно несостоятельное, заключение не могло быть предметом анализа в рамках стоящих передо мной экспертных задач.

II. 2. Письмо профессора А. С. Тиганова от 9. 04. 1996 г. No 2/3-62. В нем содержатся, по крайней мере, две неточности. Во-первых, "отчетливое влияние как на психическое состояние граждан, так и на течение психического заболевания" оказывает отнюдь не только религиозная организация Свидетелей Иеговы и другие "нетрадиционные для России религиозные секты", как утверждается в письме, но и практика любой веры. Вопрос лишь в том, каково это влияние и как оно оценивается. Еще совсем недавно (мне это хорошо знакомо по психиатрической практике в 1960-1980-х г. г.) вредное влияние приписывалось православию, обращение к которому порой приводило к постановке психиатрических диагнозов. Жалобы родителей на уход из семьи обратившихся к вере детей поступают не только в связи с "нетрадиционными" верованиями, но и в связи с православием, причем ущемленные в своих родительских чувствах родители склонны решать возникшие проблемы через обращение к психиатрии7. Во всех руководствах по психологии и психиатрии констатируется и описывается влияние культуры, социальной среды, веры на психическое состояние людей и протекание психических расстройств. Представители всех мировых религий подчеркивают небезразличность духовных практик для состояния практикующих, их трудность для людей неподготовленных или нездоровых и необходимость в связи с этим духовного наставничества и руководства. Вместе с тем, при соблюдении этих условий практики духовного опыта используются и признаются целительными не только в религиях, но и в психотерапии8. Во-вторых, на протяжении более чем столетия существования Свидетелей Иеговы в России приверженцы этой веры могли госпитализироваться в психиатрические больницы, в том числе - в клиники НЦПЗ. Если примерно 1, 1% мужчин и 1, 9% женщин в популяции страдают шизофренией и 2/3 из них нуждаются в госпитализации, заболеваемость маниакально-депрессивным психозом составляет 0, 6-0, 9%, а депрессивной болезнью - 5-9% женщин и 2-4% мужчин9, то в московской организации Свидетелей Иеговы, насчитывающей 10000 членов, только этими расстройствами могут страдать, как минимум, около тысячи человек. Трудно себе представить, чтобы они обходились без психиатрической помощи или получали ее исключительно в принудительном (на что ссылается автор) порядке. Однако, вероисповедание пациентов в истории болезни не фиксируется и не входит в круг сведений, обязательных для выяснения при сборе информации об истории жизни и болезни, и органы здравоохранения просто не располагают такого рода информацией. Специальные попытки изучения распространенности психических расстройств у представителей разных религий и конфессий и причинно-следственной связи этих расстройств с религиозными практиками, в частности - Свидетелей Иеговы, у нас в стране, сколько мне известно, не предпринимались.

Автор не уточняет, что именно он имеет в виду под "отчетливым влиянием" и отсылает получателя к профессорам Ф. В. Кондратьеву и Ю. И. Полищуку, которые "могут" иметь нужные адресату сведения. Действительно, проф. Ф. В. Кондратьев и Ю. И. Полищук в течение последних лет уделяют много внимания обличению так наз. "тоталитарных сект, нетрадиционных, иностранных религий, деструктивных культов" и т. д., придерживаясь позиций, неоднократно подвергавшихся критике в связи с их тенденциозностью и бездоказательностью обвинений10. О том, что эта критика имеет достаточно веские основания, говорят и другие представленные для анализа документы.

II. 3. Письмо проф. Ю. И. Полищука старшему советнику юстиции Е. В. Залегину от 6 июня 1996 г. (на бланке Московского НИИ психиатрии, без исходящего номера, заверенное личной врачебной печатью автора) содержит указание на одного виденного им лично и признанного нуждающимся в лечении психически больным человека, один аналогичный случай из практики психоневрологического диспансера No 17 г. Москвы и сообщение ГУВД Москвы об одной попытке убийства ребенка "на религиозной почве". На этом основании автор делает заключение о том, что "деятельность секты свидетели Иеговы часто (выделено мной - В. К.) сопровождается нанесением ущерба психическому и физическому здоровью человека". Это обобщение абсолютно некорректно - на основании такой логики основной причиной психических расстройств и жестокого обращения с детьми можно считать любую религиозную принадлежность. Ущерб обозначается как "расстройства личности", "нередкие манифесты" (выделено мной - В. К) психических заболеваний у "предрасположенных" и обострениями - У уже больных лиц. Однако, обозначенные формы ущерба никак не описываются и не конкретизируются в соответствии с принятой классификацией психических расстройств. При этом психиатру столь высокой квалификации, как автор письма, не может быть неизвестно, что круг факторов, участвующих в реализации предрасположенности и возникновении обострении чрезвычайно широк и принципиально не может быть сведен к исповеданию той или иной веры. Если бы это было не так, то должна была бы существовать религия, последователи которой страдают шизофренией, маниакально-депрессивным психозом, психопатиями и т. д. статистически достоверно реже представителей иных религий или не страдают вообще. Но пока такая религия неизвестна. Упоминаемые три случая, лишь один из которых автор наблюдал лично, не могут быть основанием для делаемых автором выводов и заключений. Это некорректно, во-первых, в силу единичности наблюдений, и во-вторых - в силу отсутствия четких и определенных диагностических сведений, подменяемых чрезвычайно общими, расплывчатыми и никак не обосновываемыми терминами. Оценка других частей письма, содержащих обвинения в адрес Свидетелей Иеговы, не входила в поставленные передо мной задачи и круг моей профессиональной компетенции.

II. 4. Заключение проф. Ю. И. Полищука о состоянии психического здоровья Иванова Алексея от 12. 01. 1996 г. напечатано на одной странице, не являющейся бланком какого-либо учреждения, не содержит сведений о том - кому, по какому запросу и на каком основании выдано, заверено лишь личной врачебной печатью автора. В нем очень коротко описывается хрестоматийная картина начального этапа шизофрении с вплетением в бредовые переживания религиозных мотивов. При этом нет указаний на давность синдрома метафизической интоксикации, которая явилась бы индикатором давности заболевания, не раскрывается содержание "патологических идей религиозного характера", нет указаний на длительность пребывания в организации Свидетелей Иеговы. Вывод о том, что "Пребывание в религиозной секте способствовало развитию болезненного состояния", таким образом, ни историями жизни и заболевания, ни особенностями его клинической картины не обосновывается и носит абсолютно спекулятивный характер. Заключение по форме и по существу не является официальным документом и в представленном виде нарушает ст. 8 и 9 действующего Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

II. 5. Ответ проф. Ф. В. Кондратьева на запрос председателя "Комитета по спасению молодежи" Т. И. Кушнирской (10. 07. 97 No 01-27/447 на No 28/149 от 23. 06. 97 г), выполненный на бланке Государственного Научного Центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского; подпись автора не заверена печатью учреждения. 4, 5 страницы текста посвящены истории религиозной организации Свидетелей Иеговы в представлении автора, попыткам религиоведческой экспертизы, анализу библейских текстов и т. д., никак не представляя автора в качестве психиатра. Лексика текста11 отражает личные (в том числе - конфессиональные) позиции автора ("примитивно, подтасовка, ложные толкования, прямая и беззастенчивая ложь, вербовка членов, ненависть к Православию, вожделенные деньги, система доносов, доносчики, враждебно, отвергая патриотизм, враждебное отношение к традиционной национальной духовности" и т. д.}, но не профессиональный подход психиатра. Далее следует вывод о наличии в учении и деятельности Свидетелей Иеговы факторов, "которые могут приводить к невротизации и депрессивным состояниям стать причиной социальной дезадаптации и невротизации (детей - В. К.)". С профессиональной точки зрения этот вывод некорректен, так как не доказывается ни собственным опытом автора, ни документированными медицинскими и статистическими данными. Намеренно или ненамеренно автор игнорирует сведения о том, что невротические расстройства и психогенные депрессии являются самыми частыми видами психических расстройств: по данным представительных обследований, в том числе и у нас в стране, невротические расстройства выявляются у 50-70% считающихся практически здоровыми людей12Между тем, абсолютное большинство страдающих психогенными расстройствами людей в России не являются Свидетелями Иеговы, а повышение частоты этих расстройств у Свидетелей Иеговы никем не доказано.

Далее на 1, 5 страницах приводится личное мнение автора, которое он рекомендует "юристам для принятия во внимание". Ни в одном из высказываемых, но ничем и никак не обосновываемых, обвинений в адрес Свидетелей Иеговы автор не выступает с позиций собственно научной психиатрии как своей профессии.

И, наконец, в завершение ответа сообщается, что "случаев непосредственного освидетельствования в Центре им. Сербского комплексной психолого-психиатрической комиссией лиц, направленных для определения причинения вреда их здоровью от деятельности организации "Свидетели Иеговы" нам не известно", хотя именно такая экспертиза могла бы быть профессионально состоятельным и корректным основанием для выводов о вреде. Остается совершенно непонятным - на каких основаниях психиатр Ф. В. Кондратьев делает свои выводы.

II. 5. Заключение. Уважая все приведенные личные мнения и гражданские позиции авторов, считаю необходимым заключить, что представленные документы не содержат сведений, отвечающих требованиям к диагностике психических расстройств и научному изучению их причинно-следственной связи с религиозной (в данном случае - Свидетелей Иеговы) практикой. Профессионально доказанных и сколько-нибудь убедительных психолого-психиатрических оснований для каких-либо выводов и оценок (положительных или отрицательных) в приведенных документах не содержится и собственно профессиональной психолого-психиатрической ценности они не имеют. Для рассмотрения их как экспертных психиатрических документов нет оснований.

III. МЕТОДИКИ И ИСПЫТУЕМЫЕ

III. 1. Методики

В связи с содержанием запроса представлялось важным ответить на три основных вопроса: 1) есть ли основания считать что принадлежность к Свидетелям Иеговы значимо сказывается на физиологической базе психики; 2) существуют ли корреляции между длительностью принадлежности к Свидетелям Иеговы и чертами личности; 3) каковы характеристики отношения Свидетелей Иеговы к закону, государству, ответственности, контролю своего поведения, своему душевному здоровью, повседневной жизни, представителям иных взглядов или веры (соответствуют обвинениям в нанесении ущерба психическому здоровью, контроле сознания, противостоянии государству и его законам, отходу от обычных человеческих ценностей и жизни общества, разжигании религиозной нетерпимости, ограничении свободы - см., например, ответ проф. Ф. В. Кондратьева, анализированный выше).

Для ответа на первый вопрос была избрана методика Ай-зенка для диагностики типов темперамента, общепризнанная как "сито-тест", который обеспечивает отбор групп повышенного риска психических расстройств, т. е. тех людей, которые нуждаются в направленном психолого-психиатрическом обследовании13. Выбор этой методики диктовался тем, что при биологически обусловленных психических расстройствах структура темперамента должна деформироваться. Если деятельность организации Свидетелей Иеговы сопровождается вмешательством в биологическую базу психики, это должно отразиться в результатах тестирования по указанной методике.

Для ответа на второй вопрос использовалось определение корреляций между длительностью пребывания в организации Свидетелей Иеговы и сырыми баллами по шкалам опросника Ми-нимульт (сокращенный вариант Миннесотского Многофакторного Личностного Опросника - MMPI) в адаптации Ф. Б. Березина и М. П. Мирошникова14. Если организация оказывает влияние на личность, то эффекты этого влияния должны быть тем больше, чем дольше оно продолжается.

Адекватным третьей задаче является метод многомерного шкалирования или семантического дифференциала15, предложенный Ч. Осгудом в 1957 г. Этот метод позволяет обратиться к тем системам значений, которые А. Г. Шмелев называет реальными знаниями, то есть знаниями, присвоенными личностью и достигающими уровня мотивационных установок. В отличие от реальных, знания декларативные (обычно выясняемые путем постановки прямых вопросов и получения ответов) такого уровня не достигают и очень часто остаются "на уровне знания или в лучшем случае стереотипизированного признания16". Так, все знают, что курить вредно, воровать дурно и т. д., но, оставаясь декларативными, эти знания не влияют на поведение, которое изменяется лишь присвоенным (реальным, установочным) знанием. В свете задач проводимого экспертного обследования именно метод семантического дифференциала позволяет обратиться к глубоким уровням личности и ее мотивационных установок, по поводу которых как раз и возникает так много сомнений, когда речь заходит о вере и попытках понять, что именно кроется за декларируемыми положениями тех или иных религий.

В настоящей экспертизе использован разработанный мной специально для изучения личности и личностных отношений набор шкал17, выделяющий четыре фактора: "Оценки (самопринятия"), "Силы", "Активности" и "Понятности (когнитивной сложности)". По этому набору испытуемые шкалировали два базовых понятия - "Я" и "Я до того, как стал Свидетелем Иеговы" и 14 дополнительных понятий, описывающих контрастные образы ("Законопослушный человек" и "Человек, отвергающий законы", "Человек, терпимый к отличающимся убеждениям и вере других людей" и "Человек, нетерпимый к отличающимся убеждениям и вере других людей", "Человек, принимающий на себя ответственность за свою жизнь" и "Человек, считающий, что ответственность за его жизнь несут другие", "Человек, контролирующий свои мысли и поведение" и "Человек, чьи мысли и поведение контролируются извне", "Человек, живо интересующийся повседневной жизнью" и "Человек, не испытывающий интереса к повседневной жизни", "Человек, чувствующий себя гражданином своего государства и частицей своего народа" и "Человек, противопоставляющий себя своим государству и народу", "Душевно здоровый человек" и "Человек, имеющий проблемы с душевным здоровьем"). Далее использовались стандартные процедуры обработки полученных первичных данных с выделением показателей по перечисленным факторам и расчетом расстояний между каждым из базовых и каждым из дополнительных понятий. Чем меньше расстояние между понятиями (чем более они близки), тем больше описываемое качество присуще обследуемому на уровне мотивационных установок. Использовались также дополнительные приемы обработки данных, позволяющие повысить прицельность и точность ответов на поставленные перед экспертным обследованием вопросы (они описываются по ходу изложения полученных результатов).

Характеризуя этот метод, хочу особо подчеркнуть, что испытуемые в ходе обследования практически не имеют возможности направленно лгать или давать нормативные ("как надо") реакции, не могут предвидеть результатов достаточно сложной математической обработки и каким-либо образом предугадывать выводы из исследования. Иными словами, метод позволяет "заглянуть в душу" и отследить индивидуальные установки, действительно мотивирующие поведение людей, а не судить по декларациям, содержание которых может определяться принадлежностью к организации и подчинением ее правилам.


1 - Лукач Д. Повседневная жизнь, частный индивид и религиозная потребность. В кн.: Своеобразие эстетического. М., 1987. Т. 4., с. 415 - 458.

2 - Сорокин П. Религиозные группы и религиозные перегруппировки. Отрывки из книги "Система социологии. Петроград. 1920) в кн.: Религия и общество. Учебное пособие для высших учебных заведений. М., Асиент Пресс, 1996

3 - Делюмо Ж. Ужасы на Западе. М., Голос. 1994; Лотман Ю. М. Технический прогресс как культурологическая проблема //Труды по знаковым системам. Т. XXII, Тарту. 1988, с. 97-116

4 - Волков Е. Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания // Жури. практ. психолога, 1996, No 2, с. 87 - 93

5 - Верховский А., Панн А., Прибыловский В. Политический экстремизм в России. М., И-тэксперим. Социологии. 1996

6 - Письмо министра здравоохранения руководителям органов управления здравоохранением субъектам Российской Федерации и ректорам медицинских и фармакологических ВУЗов Российской Федерации от 21 августа 1996 г.

7- См., например: М. Ситников - Объявлен розыск. // Церковно-общественнын вестник, 1997, No 24. с. 7

8- См., например, Зеличенко А. И. Психология духовности. М., Изд. ТПИ, 1996; Православная психотерапия в: Психотерапевтическая энциклопедия. СПб, 1998, стр. Збб - 374; Психосннтез и другие иитсгративиыс методики психотерапии М, Смысл. 1997; Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива и постсоветской психологии. М., Смысл. 1997; Бадхен А. А., Каган В. Е. Новая психология и духовное измерение. СПб, Гармония. 1995; Братусь Б. С. Опыт обоснования гуманитарной психологии// Вопросы психологии, 1990, No 5, с. 9-17; публикации в Московском психотерапевтическом журнале и др.

9 -Попов Ю. В., Вид В. Д. Современная клиническая психиатрия. М., Экспертное бюро. 1997

10 - См. Независимый психиатрический журнал, 1994-1998 г. г.', Г. А. Крыловы Свобода совести на весах правосудия. М., Олимп. 1998

11 - О -значении лексического анализа см.. например; Понятия чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации. М.. Изд. Права Человека, 1997

12 - Петраков Б. Д., Рыжиков Г. В. Закономерности распространения психических болезней в современном мире: научный обзор. М., ВНПИМИ. 1976; Петраков Б. Д., Петракова Л. Д. Психическое здоровье народов мира в XX веке: научный обзор. М., ВНИИМИ. 1984; Гурвич И. Нервно-психическое здоровье населения Санкт-Петербурга. I) кн.: Петербург начала 90-х: безумный, холодный, жестокий. Ст-Петербург, Ночлежка. 1994, с. 49-53; Щеглов Л. М. Неврозы и сексуальные расстройства. Ст-Петербург. 1996

13 -См. Райгородскнй Д. Я. (Ред.) Практическая психодиагностика: методики и тесты. Учебное пособие. Самара, Бахрах. 1998; Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., Медицина. 1983

14 - Березин Ф.Б., Миронников М. П. - Методика многопрофильного исследования личности. М.. Медицина. 1976

15 - См.: Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М., Изд. МГУ. 1983; Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., Изд. МГУ. 1988; Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. М " МГУ. 1997; Осгуд Ч., Суси Дж., Тан-нснбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетическим и смежным проблемам. В кн.: Семиотика и искусствометрия. М., Мир. 1972. с. 278-297

16 Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., Мысль. 1971. С. 130

17 Kaган B. E. - В кн.: Исаев Д. Н., Каган В. Е. (ред.) Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии: учебное пособие. Ст-Петербург, Изд. ЛПМИ. 1991; Каган В. Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии. Дисс. докт., Ст-Петербург, 1991.

При статистической обработке результатов использовались методы дисперсионного и корреляционного анализа, метод Хи-квадрат, что позволило учитывать как групповые, так и индивидуальные характеристики.

III. 2. Характеристика обследованной группы

Обследованы 119 человек из отобранных методом случайной выборки в возрастных границах 18-35 лет (см. Приложение 3) - 55 мужчин и 64 женщины; после выбраковки испорченных протоколов это количество сократилось до 113 - 53 мужчин и 60 женщин. Средний возраст мужчин - 26, 2 ± 4, 4, для женщин - 25, 9 ± 4, 9, в целом по группе - 26, 0 ± 4, 6. Представленная в табл. 1 разбивка на возрастные подгруппы свидетельствует о достаточно равномерном распределении (по критерию хи-квадрат различия между возрастными подгруппами и по полу недостоверны).

Таблица 1. Возрастной состав обследованных

 Возраст

Мужчины

Женщины

Всего

18-22

11

20.8%

21

35%

32 28. 3%

23-26

17

32. 1%

12

20%

29 25. 7%

27-30

15

28. 3%

15

25%

30 26. 5%

31-35

10

18. 8%

12

20%

22 19. 5%

Всего

53

60

113

Образовательный уровень обследованных представлен в табл. 9.

Таблица 2. Образовательный уровень обследованных

Высшее высшее

и н/з

Среднее профес- сиональное

Среднее

Всего

Мужчины

16

30. 2%

12

22. 6%

25 47. 2%

53

Женщины

28

46. 8%

24

39. 9%

8 13. 3%

60

Всего

44

38,9%

36

31,9%

33 29, 2%

113

Как видно, образовательный уровень обследованных женщин выше, чем мужчин, а распределение по уровню образования в целом среди обследованных достаточно равномерно.

В таблице 3 представлены данные о наличии у обследованных семьи и детей. С учетом того, что почти треть обследованных представлена возрастной группой 18-22 г. г., эти данные не выглядят существенно отличными от популяционных.

Таблица 3. Семейное положение обследованных

Пол

Семейные

Одинокие

ВСЕГО

Всего

Дети+

Дети-

Всего

Дети+

Дети-

М

26 49%

13 24. 5%

13 24. 5%

27 51%

-

27 51%

53

Ж

23 38. 3%

14 23. 3%

9 15%

3761. 6%

4 6. 6%

33 55%

60

ВСЕГО

49 42. 6%

27 23. 9%

22 19. 5%

66 57. 4%

4 3. 5%

61 53. 9%

113

Длительность пребывания в организации Свидетелей Иего-вы определялась как 1 - до года; 2, 3, 4, 5 - по числу лет и 6 - более 5 лет, составив соответственно 3, 19, 21, 30, 22 и 18 испытуемых и дав вполне равномерное распределение лиц со стажем пребывания в организации более года.

Отношение испытуемых к процедуре обследования можно охарактеризовать как доверие и открытость. Так, при свободном выборе анонимности или указания своих фамилии, имени и отчества лишь 3 человека заполнили бланки методик анонимно.

4 испытуемых указали на то, что ранее обращались к психиатрам. Двое уточнили: у одного это были "личные проблемы", у другого - обращение к детскому психиатру по поводу речевых проблем и работа с логопедом.

IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

IV. 1. Структура темперамента Учтены данные 100 испытуемых, обследованных по тесту Айзенка. Результаты показаны в табл. 4 и на диаграмме 1

Таблица 4. Данные методики Айзенка

Интро-экстраверсия

Стабильность

Средняя

-1/7

3,0

Ст. отклонение

-0,4

4/1

В пределах одного стандартного отклонения находятся по шкале интро-экстраверсии результаты 63 испытуемых и по шкале стабильности - 66 испытуемых, а в пределах двух стандартных отклонений, обычно определяющих зону "нормы" - соответственно 97 и 98 испытуемых. Сопоставление с обычно выделяемыми оценочными диапазонами, на диаграмме показанными двойной сплошной чертой, показывает, что абсолютное большинство испытуемых находится в зоне выделяемой по этому тесту "нормы". Обращает внимание факт нахождения 72% испытуемых в зонах, определяемых как потенциальная (т. е. не резкая) выраженность изученных свойств. Коэффициенты корреляции шкал с длительностью пребывания в общине составляют соответственно 0, 04 и 0, 07 - недостоверны, что говорит о отсутствии убедительных доказательств подверженности структуры темперамента прямому влиянию религиозной практики.

Касаясь психологических характеристик группы по этому тесту, отмечу преобладание (за исключением испытуемых, чьи данные лежат на осях схемы) стабильности (57) над нестабильностью (38) и интроверсии (63) над экстраверсией (22) -диаграмма 2. По обычно выделяемым типам темперамента испытуемые распределились так (диаграмма 3): флегматики (сильные, работоспособные люди с преобладающим спокойным и ровным настроением, постоянством чувств и тенденцией держаться привычного) - 34, меланхолики (люди с невысоким уровнем активности, сдержанные в мимике и речи, с высокой эмоциональной чувствительностью, склонные переживать проблемы внутри себя, психологически совместимые и уживчивые) - 28, сангвиники (энергичные, работоспособные, гибкие, общительные, легко и быстро отзывающиеся на происходящее и сравнительно легко переживающие неудачи) - 10, холерики (энергичные, с переменчивым настроением, вспыльчивые, нетерпеливые, подверженные эмоциональным срывам, неуживчивые) - 6; причем у преобладающего большинства испытуемых эти типы выражены не резко и представлены на потенциальном уровне.

Согласно полученным результатам, данных, позволяющих сделать выводы о нарушении характеристик и структуры темперамента у обследованных лиц по сравнению с нормативными диапазонами и о связи структуры темперамента с длительностью пребывания в общине, не получено. Качественные характеристики указывают на преобладание среди обследованных легко и умеренно выраженных интровертов (спокойные, эмоционально сдержанные, осмотрительные в контактах, склонные к самоанализу, заранее планирующие и обдумывающие свои действия, любящие порядок, серьезно относящиеся к принятию решений, высоко ценят нравственные нормы).

IV. 2. Влияние пребывания в общине на структуру характера личности.

Изучено на основании данных 103 обследованных. Диагностика собственно характера личности в рамках поставленных экспертных задач не представляла ценности, поскольку однозначное установление причинно-следственной связи особенностей характера личности с исповедуемой верой невозможно. Даже при выявлении вполне определенных особенностей изучаемой группы можно лишь констатировать этот факт, но не судить о том, определяется выбор веры характером личности или характер личности - практиками исповедуемой веры. Это заводило бы решение экспертной задачи в тупик. Однако, если средовые влияния (в данном случае - влияния общины Свидетелей Иеговы) действуют длительно, они должны вызывать увеличивающиеся со временем эффекты. Исходя из этого были изучены корреляции показателей шкал по тесту "Минимульт" со временем пребывания в общине. Не получено ни одного значимого или приближающегося по значимости к уровню тенденции коэффициента корреляции. Это позволяет отвергнуть предположение о том, что пребывание в общине сопряжено с выявляемыми эффектами на уровне структуры личности.

IV. 3. Изучение личностных установок

Проведено на основании данных 113 испытуемых по методике "Личностный дифференциал". Использована диалогическая модель, согласно которой отношения личности к явлениям описываются как баланс противоположных тенденций.

Учитывались следующие данные: показатели по факторам Оценки, Силы, Активности, Понятности, выводимые как среднеарифметические показатели входящих в эти факторы шкал; психологическое содержание шкал: Оценка - принятие, уважение; Сила - доминантность, уверенность; Активность - уровень личностной активности, Понятность - степень познавательной определенности; расстояния между понятиями, рассчитываемые по стандартной формуле расстояний между объектами в многомерном пространстве - чем меньше показатель, тем больше близость понятий, рассматриваемая как мера их отождествления; показатель баланса отождествлений, рассчитываемый как разница расстояний между двумя противоположными понятиями; выражается положительной величиной при большей близости к условно позитивному понятию и отрицательной - при большей близости к условно негативному понятию; показатель интенсивности изменений, рассчитываемый как разность показателей баланса для каждой пары понятий.

IV. 3. 1. Дифференцированность установок

В табл. 5 и на диаграммах 4-11 приведены данные об установках восприятия предлагавшихся для шкалирования понятий. В случае недифференцированности восприятия исходных понятий дальнейшее исследование теряло бы смысл. Уровень достоверности различий здесь и далее определялся по критерию Стьюдента.

Таблица 5. Факторные оценки шкалированных понятий

Факторы

Средняя

Ст. откл.

Средняя

Ст. откл.

Уров. дост. разл. (%)

Понятия

Я

Я до того, как стал Свидетелем Иеговы

Оценка

5,6

0,8

4,4

1,3

99,9

Сипа

3,8

0,8

4,2

1,0

-

Актив- ность

5,4

1,1

4,8

1,4

95

Понят- ность

4,9

1,1

3,6

1,3

99,9

Понятия

Законопослушный человек

Человек, отвергающий законы

Оценка

5,5

0,8

3,1

1,4

99,9

Сила

4,0

0,7

4,7

1. 0

90

Актив- ность

5,3

1,1

4,7

1,4

95

Понят- ность

5,6

1,1

2,9

1,3

99,9

Понятия

Человек, принимающий на себя ответственность за свою жизнь

Человек, считающий, что ответственность за его жизнь несут другие

Оценка

5,9

0,8

2,5

1,1

90

Сила

4,5

0,8

3,3

1,0

99,9

Актив- ность

5,4

1,0

3,0

1,3

99,9

Понят- ность

5,5

0,9

2,8

1,0

95

Понятия

Человек, контролирующий свои мысли и поведение

Человек, чьи мысли и поведение контролируются извне

Оценка

5,9

0,7

2,2

1,1

90

Сила

4,2

0,8

3,3

0,9

99,9

Актив- ность

5,5

1,0

2,6

1,3

-

Понят- ность

5,4

0,9

2,7

1,0

95

Понятия

Человек, терпимый к отличающимся убеждениям и вере других людей

Человек, нетерпимый к отличающимся убеждениям и вере других людей

Оценка

5,5

0,8

2,8

1,5

-

Сила

3,7

0,7

5,2

0,9

-

Актив- ность

5,0

1,0

4,2

1,3

95

Понят- ность

5,5

0,9

2,9

1,3

99,9

Понятия

Человек, живо интересующийся повседневной жизнью

Человек, не испытывающий интереса к повседневной жизни

Оценка

6,0

0,9

2,2

1,1

99,9

Сила

4,3

0,7

3,3

0,9

-

Актив- ность

6,2

0,9

1.9

1,1

99,9

Понят- ность

5,3

1,0

2,8

1,2

95

Понятия

Человек, чувствующий себя гражданином своего государства и частицей своего народа

Человек, противопо- ставляющий себя своим государству и народу

Оценка

5,6

0,9

3,5

1,5

-

Сила

4,4

1,5

5,0

1,0

90

Актив- ность

5,4

1,0

4,5

1,5

99,9

Понят- ность

5,1

1,5

3,2

1,3

99,9

Понятия

Душевно здоровый человек

Человек, имеющий проблемы с душевным здоровьем

Достов. различий (%)

Оценка

5,9

0,7

2,6

1,3

99,9

Сила

3,9

0,6

3,9

0.9

-

Актив- ность

5.8

0,7

2,5

1.3

99

Понят- ность

5,7

0,9

2,1

1,1

99,9

Сопоставление образов Я в связи с пребыванием в организации Свидетелей Иеговы обнаруживает статистически достоверное увеличение самопринятия, активности и понятности при тенденции к снижению показателя фактора Силы, связанного с тенденцией к доминированию, подавлению.
Различия по критериям законопослушности и ответственности связаны со всеми четырьмя факторами. Различия других противоположных образов психологически понятны и достаточно статистически обеспечены.
Таким образом, обследованная группа характеризуется высоко дифференцированным и психологически Закономерным восприятием предложенных для шкалирования понятий. Сравнение образов Я до вступления в организацию Свидетелей Иеговы и на момент обследования указывает на статистически достоверный положительный сдвиг установки принятия себя по всем выделенным факторам.

IV. 3. 2 Характеристики личностных установок

В таблице 6 и на диаграмме 12 приводятся расстояния между понятием "Я" и "Я до того, как стал Свидетелем Иеговы" (актуальное и ретроспективное Я) с каждым из остальных понятий. Чем меньше показатель расстояния - тем больше близость понятий. Мера близости рассматривается как выражение отождествления Я с соответствующими образами.

Таблица 6. Отождествления актуального и ретроспективного Я

Понятия

Актуальное Я

Ретроспективное Я

Показатель

Средняя

Ст. откл.

Средняя

Ст. откл.

Законопослушный человек

2,0

1,0

3,5

1,6

Человек, отвергающий законы

4,4

1.6

3,6

1.3

Человек, принимающий на себя ответственность за свою жизнь

2,1

1,0

3,6

1,7

Человек, считающий, что ответственность за его жизнь несут другие

5,2

1,7

4,1

1,6

Человек, контролирующий свои мысли и поведение

1,9

0,9

3,6

1,7

Человек, чьи мысли и поведение контролируются извне

5,6

1,7

4,3

1,7

Человек, терпимый к отличающимся убеждениям и вере других людей

2,0

1,0

3,6

1,5

Человек, нетерпимый к отличающимся убеждениям и вере других людей

4,9

1,6

3,8

1,5

Человек, живо интересующийся повседневной жизнью

2,1

1,2

3,7

1,8

Человек, не испытывающий интереса к повседневной жизни

5,9

1,8

4,6

1,8

Человек, чувствующий себя гражданином своего государства и частицей своего народа

2,2

1,1

3,4

1.6

Человек, противопоставляющий себя своим государству и народу

4,2

1,7

3,6

1,9

Душевно здоровый человек

1,8

1,0

3,7

1,6

Человек, имеющий проблемы с душевным здоровьем

1.6

1,6

4,2

1,8

Усреднение высокоиндивидуализированных отношений в исследованиях подобного рода из-за разброса индивидуальных показателей (высокой дисперсии) обычно оказывается статистически недостоверным. И действительно, достоверным (на уровне 99, 9%) оказался лишь сдвиг в близости "Я " и "Человека, противопоставляющего себя свои государству и народу". Однако, иллюстрируемые таблицей и диаграммами 13-26 тенденции достаточно отчетливы и нуждались в проверке, которая отвергла или подтвердила бы их.

IV. 3. 3. Баланс личностных тенденций

Хотя усреднение и связано с неизбежными в нашем случае погрешностями разброса данных, была сделана попытка вывести обобщенный показатель, характеризующий баланс отождествлений с условно "позитивными" и "негативными" образами. Этот индекс баланса определялся как алгебраическая разница отождествлений с "негативным" и "позитивным" понятием. В случае, когда близость к "позитивному" образу была больше (расстояние меньше), этот показатель был положителен, в противном случае - отрицателен. Результаты представлены в таблице 7 и на диаграммах 27-41.

Таблица 7. Усредненные показатели баланса

Понятия, характеризующие

Актуальное Я

Ретроспективное Я

Величины показателя

Средняя

Ст. откл.

Средняя

Ст. откл.

Отношение к закону

2,5

1,9

0.1

2,3

Распределение ответственности

3.2

2,1

0,5

2,8

Контроль

3,6

2,2

0,8

3,0

Веротерпимость

2.9

2,0

0,3

2,4

Интерес к жизни

3,8

3,9

1,1

3,0

Установку к государству и народу

2,0

2,0

0,2

2,2

Душевное здоровье

3,9

2,1

0,6

2,9

Как можно видеть, сдвиг по всем без исключения понятиям положителен. Это лишь подтверждение тенденции, так как по критерию Стьюдента достоверных различий актуального и ретроспективного Я не получено. Однако, показанные на диаграммах сдвиги вновь подтверждают выраженную тенденцию к положительным изменениям.

IV. 3. 4. Качественный анализ различий актуального и ретроспективного Я

Снять эффекты большого разброса помогает переход к качественному анализу. Для этого были учтены показатели баланса со знаками "+" и "-"(таблица 8).

Таблица 8. Распределение по положительному и отрицательному балансу отождествлений Я.

Понятия, характеризующие

Актуальное Я

Ретроспективное Я

Число испытуемых

+

-

+

-

Отношение к закону

108

5

63

50

Распределение ответственности

104

9

69

44

Контроль

106

7

68

45

Веротерпимость

102

11

61

52

Интерес к жизни

100

13

76

37

Установку к государству и народу

99

14

57

56

Душевное здоровье

109

4

68

45

По критерию хи-квадрат различия актуального и ретроспективного Я высоко (с вероятностью 99, 9%) достоверны. Отсюда можно заключить, что у большинства испытуемых за время пребывания в общине отмечается положительные изменения личностных установок в отношении предложенных понятий.

IV. 3. 4. 1. Проверка вывода

IV. 3. 4. Вывод был проверен с использованием более жестких критериев. С учетом погрешности измерений в 0, 5 испытуемые были разделены на три группы: 1) с положительной динамикой (приближение к "позитивному" полюсу) - различие показателей актуального и ретроспективного Я более 0, 5, 2) с отрицательной динамикой (приближение к "негативному" полюсу) -различие более 0, 5, 3) без динамики - различие показателей до 0, 5 включительно. Результаты представлены в таблице 9.

Таблица 9. Распределение по положительному, отрицательному и нейтральному балансу отождествлений Я

Понятия, характеризующие

Число испытуемых

+динамика

-динамика

без динамики

Отношение к закону

84

8

21

Распределение ответственности

103

7

3

Контроль

83

7

23

Веротерпимость

83

8

22

Интерес к жизни

76

15

22

Установку к государству и народу

92

9

12

Душевное здоровье

90

8

15

Эти данные представляют убедительное и достоверное (99%) подтверждение вывода о положительной динамике установок испытуемых за время пребывания в общине.

IV. 3. 5. Психологическая динамика установок

Следующий шаг исследования был посвящен уточнению психологического содержания динамики изменений установок испытуемых в связи с пребыванием в общине. Сравнивались показатели факторов для "Я" и "Я до того, как стал Свидетелем Иеговы". Эти данные представлены в таблице 10.

Таблица 10. Динамика факторных показателей Я

Факторы

+динамика

-динамика

без динамики

Оценка

71

62,9%

6

5,3%

36

31,8%

Сила

19

16,8%

39

34,5%

55

48,3%

Активность

54

47,8%

15

13,3%

44

38,9%

Понятность

79

69,9%

8

7%

26

23,1%

Здесь вновь обращает на себя внимание уменьшение показателя по фактору "Сила", которое становится понятным с учетом того, что ядро его интерпретации представлено доминантностью-подчинением. Психологическое описание изменений:
у значительной части испытуемых повысился уровень самопринятия/самоуважения, выросла установка активности при уменьшении стремления доминировать над другими, они стали лучше понимать самих себя.

IV. 3. 6. Связь изменения установок с пребыванием в организации

Наконец, следовало ответить на вопрос, связаны ли эти изменения собственно с пребыванием испытуемых в религиозной организации Свидетелей Иеговы. Для этого определялись индивидуальные показатели интенсивности изменений (арифметическая разница показателей баланса) для каждой пары шкалированных испытуемыми понятий (диаграммы 42-48), и рассчитывались коэффициенты их корреляции со временем пребывания в организации Свидетелей Иеговы (таблица 11).

Таблица 11. Корреляция интенсивности изменений с быванием в организации

Понятия, характеризующие

Средняя

Ст. откл.

Коэф. кор.; достов.

Отношение к закону

2,7

2,8

0,23; 95%

Распределение ответственности

2,9

2,6

0,26; 99%

Контроль

3,0

2,9

0,31; 99%

Веротерпимость

2,7

2,5

0,23; 95%

Интерес к жизни

3,3

2,9

0,22; 95%

Установку к государству и народу

2,1

2,1

0,22; 95%

Душевное здоровье

3,4

2,8

0,29; 99%

Достоверность корреляционных связей дает основания сделать заключение о сопряженности изменений (как было выше показано - достоверно позитивных) психологических установок с длительностью пребывания испытуемых в религиозной организации Свидетелей Иеговы.

IV. 3. 7. Диагностические возможности семантического дифференциала

В таблице 8 показано, что у 4 испытуемых выявлен отрицательный баланс отождествлений реального Я по признаку "душевное здоровье". У 2 обследованных разница составляла меньше 0, 5, находясь в пределах погрешности измерений. Но у двух других она составляла 1, 6 и 2, 2, т. е. была определенно значимой и не могла быть объяснена случайностью.

Сопоставление их данных дало возможность предположить, что один из них может нуждаться в психолого-психиатрической помощи. Сравним баланс их отождествлений актуального и ретроспективного Я (таблица 12).

Таблица 12. Сравнительные показатели баланса отождествлений у испытуемых 5 и 9

Показатели

Испытуемый 9

Испытуемый 5

Акт. Я

Ретро. Я

Акт. Я

Ретро. Я

Отношение к закону

+0, 1

-0,4

-0,5

+1, 3

Распределение ответственности

-1,9

-4,5

-0,4

+1, 0

Контроль

-2,5

-3,6

+1, 0

+1, 5

Веротерпимость

+1, 2

+0, 1

-0,6

-1,6

Интерес к жизни

-3,1

-6,1

-0,7

+1, 4

Установку к государству и народу

+1, 2

+0, 4

-1,7

-1,2

Душевное здоровье

-1,6

-4,1

-2,2

-0,7

Первое, что обращает на себя внимание, это улучшение показателя душевного здоровья у испытуемого 9 и ухудшение -у испытуемого 5. Далее, у испытуемого 9 все семь показателей претерпели положительные изменения, тогда как у испытуемого 5 шесть из семи показателей претерпели отрицательную динамику, а положительная касалась лишь терпимости к чужим взглядам и убеждениям.
При этом у испытуемого 9 усилилось отождествление представления о себе с представлением о душевно здоровом человеке (4, 5 вместо 6, 8) и осталось практически неизменным отождествление с представлением о человек, имеющем проблемы с душевным здоровьем (2, 9 вместо 2, 7). Испытуемый 5 дает противоположную динамику: соответственно 4, 6 вместо 3, 8 и 2, 4 вместо 3, 1, т. е. воспринимает себя более близко к представлению о проблемном человеке и дальше от представления о душевно здоровом.
Если испытуемый 9 -25-летний женатый и не имеющий детей слесарь - по всем четырем факторам описания Я дает улучшение по сравнению с прошлым (оценка - 3, 2: 1, 8, сила -2, 7: 2, 0, активность - 3, 5: 2, 2 и понятность -3, 5: 2, 5, то у испытуемого 5 - инженера, женатого и имеющего двух детей -иная картина - соответственно 3, 2: 2, 8; 4, 3: 4, 5; 4, 0: 4, 5 и 2, 8: 4, 5. Другими словами, при практически неизменных самопринятии, силе и активности он чувствует себя в известной мере растерянным, менее понятным для самого себя.
Положительная динамика у испытуемого 9 позволяет отложить представление о наличии связанных с душевным здоровьем проблем. Это подтверждается и данными двух других использованных методов.
Отрицательная динамика испытуемого 5 нуждается в содержательном уточнении. По тесту Айзенка он - представитель умеренно выраженного меланхолического темперамента (показатель -2 по шкале интроверсии/экстраверсии и+ 4 - по шкале стабильности/нестабильности). По тесту Минимульт его профиль (диаграмма 49) лежит в пределах нормы, но обнаруживает в соотнесении с другими шкалами некоторое повышение по шкалам тревоги/депрессии, вытеснения вызывающих тревогу факторов и ригидности аффекта (напомню - это тенденции в пределах нормального профиля). Данные всех трех методик в совокупности рисуют портрет человека сдержанного, тревожного, склонного к самоанализу, эмоционально чувствительного, который переживает трудности в какой-то значимой для него сфере жизни, пытаясь вести себя "по ситуации" и, вместе с тем, следуя привычным стереотипам поведения. Это не дает оснований думать о психическом заболевании, но позволяет предположить потребность в психологической помощи.

Заключая этот медико-психологический анализ, отмечу согласованность результатов использованных методов и возможности использования техники семантического дифференциала в диагностических целях, что может быть применимо к решению других экспертных задач.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

А) Анализ представленных документов, содержащих многочисленные утверждения о нанесении психического и психологического ущерба религиозной организацией Свидетелей Иеговы своим членам, не обнаруживает в этих документах профессиональной и убедительной психиатрической аргументации высказываемых утверждений. Наличие в этих документах указаний на практически полное отсутствие собственных наблюдений (единственное личное наблюдение больного с психическим заболеванием) делает профессионально некорректными какие-либо суждения авторов (положительные или отрицательные) об организации Свидетелей Иеговы. Документы исходят из презумпции виновности обсуждаемой организации. Один из них (заключение о состоянии больного Иванова) оформлен с нарушениями действующего Закона РФ "Об психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (ст. 8 и 9). Сказанное не дает оснований и возможности рассматривать эти документы как доказательные и корректные психиатрические основания для суждения о деятельности организации Свидетелей Иеговы.

Б. Проведенное 25 сентября 1998 г. психодиагностическое исследование 113 членов Московской религиозной общины Свидетелей Иеговы как представительной, случайной, взвешенной по полу и возрасту выборки, было призвано ответить на вопрос о наличии и характере влияния пребывания в организации на душевное состояние ее членов и типе отношений к представляющим социальную значимость сферам жизни.

В. Материалы проведенного экспертного обследования позволяют утверждать, что:
1.По социальным характеристикам обследованная выборка Свидетелей Иеговы не имеет существенных и значимых отличий от популяции большого города.
2. Отношение обследованных к процедуре обследования характеризовалось как доверие, открытость и сотрудничество.
3. Каких-либо признаков деформации структуры темперамента как врожденной базы психики и доказательств связи характеристик темперамента с пребыванием в организации Свидетелей Иеговы не получено.
4. По психологическим характеристикам среди обследованных преобладают мягко выраженные представители интро-вертированного типа личности (флегматического и меланхолического темпераментов) - спокойные, эмоционально сдержанные, осмотрительные в контактах, склонные к самоанализу, заранее планирующие и обдумывающие свои действия, любящие порядок, серьезно относящиеся к принятию решений, высоко ценящие нравственные нормы).
5. Показатели использованного теста структуры темперамента, широко применяемого при массовых обследованиях как "сито-тест", который выявляет нуждающихся в дополнительном обследовании, обнаружили единичные случаи превышения условно нормальных значений, что для обследованного массива не представляет превышения по сравнению с общей популяцией, а по сравнению со многими субпопуляциями является и более благополучным.
6. Не получено подтверждений связи длительности пребывания в организации с выраженностью личностных особенностей, что позволяет отвергнуть предположение о деструктивном влиянии организации Свидетелей Иеговы на структуру личности ее членов.
7. Изучение содержательно-личностного аспекта психологии испытуемых, в частности, социально значимых установок отношения к закону, государству и народу, интереса к жизни, терпимости к другим взглядам и верованиям, принятия ответственности и внешнего/внутреннего типа контроля поведения, а также восприятия своего душевного здоровья выявило у убедительного большинства обследованных положительную по этим параметрам динамику отношения и мотивационных установок, высоко достоверно коррелирующую с длительностью пребывания обследованных в религиозной общине Свидетелей Иеговы. Г. В целом проведенное исследование документов и членов московской религиозной общины Свидетели Иеговы позволяет ответит на поставленные вопросы следующим образом:
- данных о влиянии пребывания в религиозной общине Свидетелей Иеговы на структуру темперамента как врожденной базы психики не получено;
- данных о влиянии пребывания в общине на структуру характера личности не получено;
- выявлено позитивное влияние пребывания в общине Свидетелей Иеговы на внутриличностные установки, карактеризующие социально значимые сферы личностных отношений и психоз ности.

В. Е. КАГАН
доктор мед. наук, врач-психиатр высшей категории, Директор научных программ Института психотерапии и консультирования "Гармония"

А. А. СЕВЕРНЫЙ, кандидат мед. наук, врач-психиатр высшей категории, заместитель директора по образовательным программам Института педагогики социальной работы Российской Академии Образования

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, СОЦИОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИ ТРУДА

Исх. No 7 от "19" сентября 1998 г.

КРАТКИЙ ОТЧЕТо проведении социологического обследования лиц, принадлежащих к религиозной общине Свидетелей Иеговы города Москвы.
На основании запроса адвоката Леонтьева А. Е. в период с 07 по 19 сентября 1998 года, мною, Президентом Международного института психологии, социологии и экономики труда, профессором, доктором социологических наук Фетисовым Эдуардом Николаевичем, совместно с сотрудниками института было проведено социологическое обследования лиц, принадлежащих к религиозной общине Свидетелей Иеговы города Москвы.
Для проведения обследования на первом этапе во всех собраниях религиозной общины Свидетелей Иеговы г. Москвы были отобраны лица в возрасте от 18 до 35 лет и составлены списки в которых участники обследования пронумерованы в произвольном порядке. Всего в списки вошло 1181 человек, что составило полный массив исследуемых или более 35% от числа лиц в возрасте от 18 до 35 лет, принадлежащих к данной религиозной общине.
На втором этапе социологического обследования методом случайной репрезентативной выборки из всей совокупности номеров с No 1 по No 1181 была произведена выделено 153 человек, что составляет 12, 9% от всей их совокупности. Случайность выборки обеспечивалась применением условно называемого " лотерейного принципа " с равномерной разбивкой по сотням чисел.
На третьем этапе на основании произведенной случайной выборки номеров и составленных на первом этапе списков лиц в возрасте от 18 до 35 лет, принадлежащих к религиозной общине Свидетелей Иеговы города Москвы была сформирована исследуемая совокупность лиц для последующего добровольного углубленного психологического исследования.
В исследовательскую группу, принявшую участие в непосредственном опросе через прямой контакт с респондентами были включены психологи и социологи из институтов РАН, медики из частных клиник, а также педагоги из РАО.

Приложение:
1. Списки лиц в возрасте от 18 до 35 лет, принадлежащих к религиозной общине Свидетелей Иеговы города Москвы на 15 листах;
2. Результаты случайной выборки чисел, произведенных на втором этапе обследования на 01 листе;
3. Списки лиц для последующего добровольного психолого-психиатрического исследования отобранных в резултате произведенного социологического обследования на 02 листах.

Президент МИПСиЭТ, профессор,

Доктор социолигических наук Э.Н. ФЕТИСОВ


щелкните, и изображение увеличитсяМосковский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова Факультет психологии

103009, Москва, ул. Моховая, д, 8, к. 5
Тел.: 203-6593, Факс: 203-3593

Отзыв на экспертное заключение В. Е. Кагана от 23. 10. 1998 г. по запросу адвоката А. Е. Леонтьева от 14. 09. 1998.

Передо мной были поставлены следующие вопросы:
1) является ли организация осуществленного В. Е. Каганом психодиагностического обследования профессионально корректной и полноценной;
2) являются ли корректными и обоснованными сделанные им диагностические выводы.
Как специалист по вопросам применения и разработки тестовых психодиагностических методов (имею опыт работы с ними, а также разработки новых методов и преподавания практической психодиагностики в МГУ свыше 15 лет) и психосемантических исследовательских методов (имею опыт исследовательской работы с ними, в том числе разработки новых методов свыше 10 лет) оцениваю выполненное В. Е. Каганом обследование как профессионально корректное и полноценное по следующим параметрам:
а)выбор методик для обследования соответствует поставленным вопросам;
б) объем и структура выборки обеспечивает необходимый уровень достоверности результатов, согласно общепринятым профессиональным критериям;
в) процедуры обработки результатов (дисперсионный и корреляционный анализ, сравнение распределений по критерию хи-квадрат) соответствуют общепринятой практике. В целом организация обследования является профессионально корректной и полноценной.
Сделанные на основании результатов выводы об отсутствии значимых отличий исследовавшейся выборки по данным теста Айзенка и теста "Минимульт", а также о значимых положительных сдвигах изучавшихся установок личности подтверждаются представленными материалами и являются в достаточной мере корректными и обоснованными.

щелкните, и изображение увеличитсяКандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ, зам. председателя Совета Московского Российского психологического общества

Подпись Д. А. Леонтьева заверяю:

Рецензия на экспертное заключение В. Е. Кагана по запросу адвоката А. Е. Леонтьева от 14. 09. 1998

Экспертное исследование В. Е. Кагана касается вызывающей много споров и конфликтов области влияния вероисповедания и связанной с ним деятельности на психику и психологическое состояние человека. Это предъявляет особые требования к методическому построению исследования, выводы которого могут оказывать влияние на психологическую и социальную адаптацию достаточно больших групп людей.
Исследование, как это видно из разделов 1 и 2, исходит из хорошо обоснованной методологии, объективной профессиональной оценки представленных документов и ограничено сферой сугубо профессиональных психолого-психиатрических проблем.
С точки зрения организации исследования, оно удовлетворяет всем необходимым требованиям: обследована репрезентативная, количественно достаточная группа с равномерным распределением по полу и возрасту, созданная методом случайной выборки.
Методическое обеспечение исследования (раздел 3) адекватно поставленным перед экспертизой вопросам и отвечает всем требованиям к проведению медико-психологических исследований. Использованы адаптированные к условиям нашей страны стандартизованные тесты и весьма эффективный психосемантический метод. Данные исследования подвергнуты исчерпывающей статистической обработке. Результаты представлены (раздел 4) в полном объеме, последовательно и поэтапно.

Все сказанное делает исследование соответствующим исследовательским стандартам, профессиональным и корректным, методически "прозрачным", обосновывает заслуживающие доверия этапные выводы и итоговое экспертное заключение.

щелкните, и изображение увеличитсяА. А. НЕДУВА, доктор медицинских наук, профессор,
зав. отделом психофармакологии НИИ психиатрии Министерства Здравоохранения РФ
26 сентября 1998

Подпись проф. А.А.Недувы заверяю



Страница сформирована за 1.05 сек
SQL запросов: 176