Проблема личностного роста. Понятия и основные идеи Синтон-программы
Вопросы личностного роста обращены к понятию «психология личности». Отечественная и зарубежная психологическая наука в течение длительного времени пыталась объяснить закономерности становления, развития и проявления личности в системе общественных отношений.
Развитием личности занимаются многие психологи, но в общей психологии и психологии личности более узкий аспект «личностного роста» не получил должной целостной разработки, поскольку не сформировалась соответствующая система понятий.
Личностный рост – понятие широкое, охватывает все многообразие жизни человека на протяжении всех отпущенных ему лет, начиная от рождения и кончая смертью.
Для нас наиболее приемлемым является рассмотрение роста личности через явление саморазвития как непрерывного процесса, в рамках которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, мужественно и последовательно защищать свои взгляды, воспринимать жизнь во всей своей красе.
Выделяют отличительные черты развитой личности, которая берет на себя ответственность за свои действия:
удовлетворяет свои нужды без ущерба для других людей;
достигает значительного успеха в деятельности, т.к. она служит для них объектом самовыражения;
демонстрирует энергию и жизнестойкость в своей повседневной жизни;
открыта профессиональном переменам и новому жизненному опыту.
Саморазвитие – это творческое отношение индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного воздействия на внешний и свой внутренний мир с целью их преобразования.
Мы исходим из того, что имеем дело уже со взрослым человеком, который усвоил определенную совокупность знаний, ценностей, ответственности, способы деятельности и поведения, имеет сложившиеся или складывающиеся отношения к миру, людям, событиям, задачам, к самому себе, жизни в целом.
Рассмотрим механизм и психологические структуры личностного роста.
Деятельностно-личностный подход предполагает выделение следующих элементов, которые соответствуют основным структурным компонентам личности:
самопознание
самопобуждение
программирование профессионального и личностного роста
самореализация.
1. Самопознание. Для успешной организации личностного роста необходимо уяснить для себя свои возможности, свои сильные и слабые стороны, т.е. необходимо самопознание, которое включает в себя следующие основные приемы: самонаблюдение, самосознание, самоотношение, самоанализ, самооценку.
Основным условием, определяющим непрерывность изменения знания о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействие с другими людьми.
Познание человеком самого себя есть во многом процесс трансформации самоотношения в самосознание. Самоотношение – это «Я-концепция». Из многочисленных исследований «Я-концепции» известно, что поступки человека детерминируются не только ситуативными факторами. На формирование поведения субъекта влияет его самооценка – сплав когнитивных представлений о свойствах своей личности, их критического осмысления и эмоционально-ценностного отношения к ним. Самооценка, являясь продуктом самосознания, одновременно оказывается и необходимым условием, существенным моментом его развития.
Так, неадекватная самооценка проявляется в избирательности восприятия информации, когда отбрасывается информация, которая могла бы снизить оценку деятельности субъекта в его собственных глазах. Завышенная самооценка, неумение правильно оценивать свое состояние здоровья, уровень работоспособности и профессионализма приводят к тому, что сотрудник попадает в стрессовые ситуации, не может справиться с делом. Заниженная самооценка, порождая неуверенность в себе, также отрицательно влияет на деятельность.
Разрешить эту проблему можно с помощью ряда методик, которые помогут:
сравнить себя, свои отдельные качества и личностные особенности с определенной шкалой, характеризующей степень расхождения его качеств с качествами других людей, что задает ориентации для самовоспитания;
выявить и более эффективно применять свои положительные качества, что формирует уверенность в себе;
сформировать более адекватную самооценку своих способностей, поведения;
увидеть свои ошибки, выявить недостатки в своей деятельности, осознать их.
2. Самопобуждение – предполагает умение использовать приемы, способствующие внутреннему побуждению к саморазвитию профессиональному и личностному.
Можно выделить основные приемы: самокритика, самостимулирование, волевые приемы (самоприказ, самообязательство, самопринуждение). Самопобуждение зависит от уровня развития личности.
3. Программирование профессионального и личностного роста.
Ранее мы определились, что эти два понятия тесно смыкаются в наших условиях. Переход от потребности к реальной деятельности по самосовершенствованию предполагает формулирование целей и задач, определение путей, средств и методов этой деятельности. Это может осуществляться в самых разных формах и выбор формы зависит от уровня зрелости личности. Это может быть индивидуальная программа профессионального развития, коррекция личностных качеств, развитие новых умений и навыков. Здесь могут возникнуть трудности, и при разработке программы крайне необходима помощь практического психолога.
Разработкой программ заканчивается подготовительный этап организации саморазвития и следующий механизм позволит реализовать намеченное.
4. Самореализация. Существуют три основных элемента техники самореализации: первый включает приемы организационно-управленческого характера, второй – направлен на интеллектуальное развитие, третий – на саморегуляцию психических состояний.
При реализации программы в повседневной жизни на практике возникают трудности. Некоторые и ставят какие-то цели, но реально осуществить их удается редко. Качества личности могут формироваться, изменяться только в результате многократных повторений тех или иных состояний, действий, ситуаций, поэтому важнейшим средством является самоупражнение. Нужно контролировать и отслеживать деятельность по саморазвитию, что позволит заметить отклонение.
В основе интеллектуального развития лежат приемы по управлению своим вниманием, памятью, мышлением. Важна и саморегуляция психических состояний.
Чем более зрел в социальном отношении человек, тем он более способен к саморазвитию. А жизнь и возрастание профессиональных обязанностей и требований, предъявляемых к нему, настоятельно диктуют необходимость самосовершенствования.
Ни один человек не может претендовать на роль полностью развитой и зрелой личности. Саморазвитие – скорее непрерывный процесс, чем цель, которую необходимо достичь.
Видно, как непростые механизмы и психологическая структура личностного роста. Познакомиться с ней, осознать и освоить самостоятельно эти процессы сложно, но в этом случае помогает тренинг личностного роста [1, 4-10].
Синтон-программа полностью направлена на личностный рост, это целостная программа душевного развития и нравственного воспитания, это новая форма образовательной и воспитательной среды.
Создатель Синтон-программы и Учебного центра «Синтон» российский психолог-практик Козлов Николай Иванович. «Синтон» - в переводе с латыни означает «созвучный». Впервые термин «синтон», «синтонное поведение» употребил известный российский психотерапевт Аркадий Петрович Егидес. Он описал синтонное поведение как «стремление к обеспечению удовлетворения потребностей партнера по общению в соответствии с принципами справедливости и благородства. Получается синтонное поведение – «созвучное потребностям человека». Противоположностью такого поведения является конфликт. [7, 9]
Синтон-программа – это система групповой психологической работы, имеющая свои характерные черты, свой стиль, свою методическую композицию и свой контингент. Как правило, это группы от двадцати до сорока человек, где преобладает молодежь от 16 до 30 лет.
Каждое правильно подготовленное занятие в стиле Синтон-программы композиционно построено так, чтобы на нем были:
работа в парах;
работа в микрогруппах;
работа в общем кругу;
индивидуальная работа с кем-то в стиле «демонстрационки».
К этому добавляется: иногда – игра со светом, часто – специальный подбор музыки, и всегда – живая, светлая и бодрая работа ведущего.
Цикл занятий имеет достаточно четкую и жесткую тематическую построенность, но на каждом занятии обычно реализуется типовая схема работы:
постановка проблемы (как правило, не теоретическая, а через живое личностное озадачивание);
розыгрыш и проживание ситуации (что увеличивает количество вопросов, но дает материал и для некоторых ответов);
осмысление и анализ происшедшего (где основная задача ведущего уйти от теоретизирования и сориентировать на реальные практические выводы или задачи);
на этой основе – постановка учебных задач и отработка нужных умений в тренинге (и ориентировка на закрепление в жизни).
Девиз клуба: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться».
Главное – это воспитание души. «Если ты поймал сыну рыбу, ты накормил его на сегодня. Если ты научил сына ловить рыбу, ты накормил его на всю жизнь». Хороший психотерапевт вытянет человека из «душевной ямы», но какой воспитатель научит человека жить так, чтобы в ямы не попадать и «выкарабкиваться» из них самостоятельно? Есть люди, которые умеют выживать везде и быть счастливыми, при любом строе и практически в любой ситуации. Если человек любит себя, мир, людей, если он внутренне свободен, наполнен энергией и знает зачем и для чего ему жить, - он сам найдет себе необходимые знания, сам решит все свои проблемы.
Но заниматься душой можно тоже по-разному. Можно развивать память, внимание, мышление и другие психические функции – это дело нужное, но едва ли главное в становлении человека: мыслитель с хорошей памятью может долго вспоминать, как он был беспомощен перед лицом бытового хамства. Важнее готовить человека к разнообразию житейских ситуаций: развивать умение быть разным, гибким, ориентированным и сильным. Правда, это и труднее, и подобных разработок существенно меньше. Но самым важным, видимо, является воспитание внутреннего человека – того, кто всеми этими функциями и умениями пользуется. Поэтому стержнем Синтон-программы всегда было именно воспитание нравственности, ориентирование души на «добро-делание».
Сильнее разных методик воспитывает среда. Как формулирует эту мысль педагог-новатор В.Ф. Шаталов, «если огурцы опустить в рассол, через некоторое время они без всяких нотаций станут солёными». Главной задачей должно быть создание такой среды, которая сформировала бы нужные личностные качества. Естественно, для создания такой среды должны быть разработаны достаточно совершенные и надежные методики. А затем образовательно-воспитательный процесс должен быть достаточно длительным, чтобы среда «пропитала» каждого воспитанника до глубины души.
Синтон-программа реализуется в рамках Клуба практической психологии, где проходят не отдельные разовые занятия случайных групп, а скорее, течет плотный поток общения и психологической работы. И, по свидетельству самих членов Клуба, главным фактором воздействия чаще всего оказывается даже не тематика, а атмосфера группы. А если учесть, что прохождение Синтон-программы занимает около года, то воздействие оказывается достаточно мощным. В перспективе Синтон-программа должна сопровождать молодых людей в течение всего периода их развития. Синтон исходит из того, что каждый человек свободен, в том числе свободен строить свою жизнь по своему выбору и проекту. И первая задача – дать человеку свободу, дать возможность видеть богатства и выборы этого мира, научить его брать из жизни то, что решает он сам. Самому вести себя по жизни. Синтон работает в сфере нравственности, и его забота – чтобы из него выходили люди более порядочные и ответственные, чем в него пришли.
Философия самоактуализации как путь к личностной свободе и полному самовыражению Синтону близка, но для него это только средство, ступенька, а не цель и высшая ценность. Для чего же ты будешь свободным и богатым, куда ты направишь свою свободу и энергию?
Синтон – это не свобода ОТ, а это свобода ДЛЯ.
Свобода для того, чтобы жизнь вокруг нас расцветала, а не гибла, чтобы люди становились богаче – душевно и духовно. И более того – могли давать это богатство другим людям.
Закончить эту главу мы хотим текстом Андрэ Оу:
«Молодая мама старается объяснить своему четырехлетнему сыну, что автомат, продающий кукурузу, не может выдать ему это лакомство:
«Ты не можешь получить воздушную кукурузу, сынок.
Этот автомат не в порядке.
Смотри, вон на нем даже висит табличка,
где написано, что автомат не работает».
Но ребенок не понимает. Ведь он хочет получить лакомство. У него есть монета для автомата. Он даже видит кукурузу внутри автомата.
«И все же где-то что-то не так.
И сладкой воздушной кукурузы не получается.
Мальчик идет обратно вместе с мамой
И ему хочется плакать.
Господи! Я чувствую, что мне тоже хочется плакать, плакать о людях, превратившихся в сломанные, работающие с перебоями машины, наполненные добром, в котором так нуждаются, которого так хотят другие люди, и все же никак не могут его получить, лишаются радости иметь его, потому что где-то там, внутри, у них что-то не в порядке».
Работа психолога – это попытка ответить этому мальчику. И «Синтон» - наверное, про то же [13, 170-173, 352].
Мы считаем, что у людей, которые занимаются своими личностным и духовным ростом, более высокий уровень самоактуализации, более осмысленна жизнь и качественное отличие жизненных ценностных ориентаций. Поэтому мы сделали предположение, что в высшей степени этими качествами будут обладать наши респонденты из Клуба практической психологии «Синтон», так как Синтон-программа направлена на личностный рост, осознание свободы, развитие нравственности человека.
Студенты-психологи, изучая науки, так же занимаются самопознанием, саморазвитием и осмыслением жизни. Но так как их программа носит более теоретический характер и она менее концентрированна именно на личностном росте, то исследуемые качества могут оставаться на должном уровне, но немного ниже, чем у «синтоновцев».
Студенты технических специальностей меньше всего, в сравнении в вышеуказанными группами испытуемых, задумываются об этом, имея другую направленность деятельности и интересов. Поэтому мы предполагаем, что уровень самоактуализации и осмысленности жизни будет у них значительно ниже, а ценностные ориентации могут иметь качественно другой характер.
Глава 2. Теоретико-методологические основы личности и личностного роста
Этапы и методы исследования
В соответствии с задачами, определенными нами при написании дипломной работы, мы организовали исследовательскую работу, которая предполагала выявление уровня личностного развития молодежи и определения путей развития и самосовершенствования.
На начальном этапе исследования мы, наблюдая за несколькими группами молодежи и, находясь в их среде, сделали теоретическое предположение о разном уровне их личностного развития.
Затем провели анкетирование в трех группах молодых людей возрастом от 20 до 23 лет, по 20 человек в каждой группе:
I группа – члены Московского Клуба практической психологии «Синтон» и Киевского Клуба – «Камертон», занимающиеся по Синтон-программе;
II группа – студенты факультета практической психологии Одесского Южноукраинского Государственного Педагогического Университета имени К.Д.Ушинского, которые не проходили тренинги личностного роста;
III группа – студенты Одесских технических ВУЗов.
При разработке теоретической части мы отталкивались от следующих теоретических положений: гуманистическая теория личности Маслоу, феноменологическая теория личности Роджерса и Синтон-программа Козлова (см. п. 1.3, 1.4).
Личностный рост – понятие очень широкое.
Но основными отличительными чертами развитой личности являются:
свобода выбора – умение осуществлять свой жизненный выбор по своему желанию;
жизнерадостность и энергичность в повседневной жизни;
достижение значительного успеха в деятельности, так как она служит для них объектом самовыражения;
стремление к самопознанию, выявлению своих личностных возможностей;
целостное восприятие мира;
внутренняя гармония, богатый внутренний мир и многое другое [1; 6].
Все это характеризует высокий уровень самоактуализации личности. Поэтому в основу исследования мы положили измерение уровня самоактуализации и предположили, как было сказано ранее, что наивысший уровень этих качеств будет у первой группы испытуемых, то есть у «синтоновцев», затем у студентов-психологов, после у студентов технических специальностей, а ценностные ориентации будут содержательно отличаться.
Для проведения исследования мы использовали методики, которые наиболее полно, на наш взгляд, информируют нас об уровне личностного развития человека, это – методика «Измерения уровня самоактуализации личности», тест «Осмысленность жизни» и методика «Ценностные ориентации» (см. приложение).
Опишем кратко их суть.
Методика «Измерения уровня самоактуализации личности» (САТ) разработана отечественными психологами Л.Я.Гозманом и М.В.Крозом на основе получившего широкую известность за рубежом опросника личностных ориентаций (POI), созданного в 1963 году Э.Шостером.
Под «самоактуализацией» понимают, как правило, стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Самоактуализирующиеся личности характеризуются прежде всего самостоятельностью, творческим характером отношений, постоянным развитием, самореализацией своих сущностных сил, самосозиданием и самоутверждением, стремлением к справедливости, красоте и истине. В основном высоким уровнем самоактуализации обладают личности, полноценно, активно и продуктивно реализующие свой творческий потенциал.
САТ состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два пункта ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго полярными. Тем не менее, испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени отвечает его представлениям или привычному способу поведения.
САТ измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Базовыми являются шкала компетентности во времени и шкала поддержки. Двенадцать дополнительных шкал разбиты на шесть блоков – по две в каждом. Каждый пункт входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Опишем содержание этих шкал.
Базовые шкалы.
Шкала компетентности во времени включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует о способности субъекта, во-первых, жить «настоящим», то есть переживать настоящий момент жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное последствие прошлого или подготовку будущей «настоящей жизни», во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мировоззрение говорит о высокой самоактуализации личности. Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на одном из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее), дискретное восприятие своего жизненного пути.
Шкала поддержки включает 91 пункт и измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках. Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, внешнем локусе контроля.
Дополнительные шкалы.
В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов.
Шкала ценностных ориентаций состоит из 20 пунктов. Она измеряет, в какой степени человек выделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности. Здесь и далее высокий бал по шкале характеризует высокую степень самоактуализации.
Шкала гибкости поведения (24 пункта). Она измеряет степень гибкости в реализации своих ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации.
Эти две шкалы образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – лабильность поведения.
Шкала сензитивности к себе (13 пунктов). Измеряет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах.
Шкала спонтанности (14 пунктов). Измеряет способность спонтанно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного ранее способа поведения.
Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая определяет то, насколько субъект осознает собственные чувства, вторая – в какой степени они проявляются в поведении.
Шкала самоуважения (15 пунктов). Измеряет способность субъекта ценить свои достоинства.
Шкала самопринятия (21 пункт). Регистрирует степень принятия себя вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков.
Шкалы 5 и 6 – блок самовосприятия.
Шкала представления о природе человека (10 пунктов). Высокий балл свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей добры»).
Шкала синергии (7 пунктов). Характеризует способность к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и прочее.
Шкалы 7 и 8 составляют блок концепции человека.
Шкала принятия агрессии (16 пунктов). Высокий балл свидетельствует о способности принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы.
Шкала контактности (11 пунктов). Характеризует способность субъекта к быстрому установлению глубоких контактов с людьми.
Шкала познавательных потребностей (11 пунктов). Измеряет степень выраженности у человека стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
Шкала креативности (14 пунктов). Характеризует выраженность творческой направленности личности.
Шкалы 11 и 12 составляют блок отношения к познанию [3; 234 – 250].
Тест осмысленности жизни является адаптированной версией теста «Цель в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработанна авторами на основе теории стремления к смыслу Виктора Франкла.
Впервые адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была выполнена К.Муздыбаевым.
Другая русскоязычная версия этого теста разработана и адаптирована Д.А.Леонтьевым. Версия К.Муздыбаева была взята за основу и видоизменена по следующим трем пунктам:
были изменены и упрощены формулировки ряда пунктов с сохранением их общего смысла;
вместо общего начала предложения с двумя вариантами окончания формировалась пара целостных альтернативных предложений с одинаковым началом;
асимметричная шкала градаций от 1 до 7 была заменена симметричной шкалой 3 2 1 0 1 2 3 [27; 15].
Мы оценивали показатели по следующим субшкалам, которые характеризуют:
Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые предают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектора, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.
Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем, высокие – наоборот.
Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале будут характеризовать человека, удовлетворенного прожитой частью жизни, низкие баллы – человека, неудовлетворенного прожитой частью жизни.
Локус контроль – Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Это общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Высокий показатель по этой шкале опросника ОЖ отражает веру человека в собственную способность осуществлять контроль над собственной жизнью. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича является наиболее распространенной в настоящее время и основана на прямом ранжировании списка ценностей.
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
М.Рокич различает два класса ценностей:
терминальные – убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться (список А);
инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации (список В).
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства [11; 142 – 146].
Результаты названных и используемых нами методик будут представлены далее.
Описание и обсуждение результатов исследования
Выборка нашего исследования составила три группы молодых людей возрастом от 20 до 23 лет по 20 человек в каждой группе. Состав этих групп был представлен в пункте 2.1 нашей работы:
I группа – члены Московского Клуба практической психологии «Синтон» и Киевского – «Камертон», занимающиеся по Синтон-программе;
II группа – студенты факультета практической психологии Одесского Южноукраинского Государственного Педагогического Университета имени К.Д.Ушинского, которые не проходили тренинги личностного роста;
III группа – студенты одесских технических ВУЗов.
Всем испытуемым был предложен набор методик: «Измерение уровня самоактуализации личности», тест «Осмысленность жизни» и методика «Ценностные ориентации», которые в совокупности, как мы уже говорили, наиболее полно информируют нас о личностном развитии человека. Все эти методики были описаны выше (см. пункт 2.1).
В результате психодиагностического исследования мы получили следующие данные и представили их для удобства сопоставления и анализирования в одной плоскости:
Синтоновцы Студенты – психологи Студенты – непсихологи |
1. По методике «Измерение уровня самоактуализации личности» получен такой график:
Рисунок 2.
Базовые шкалы:
Вр – шкала компетентности во времени;
Под – шкала поддержки.
Дополнительные шкалы:
Блок ценностей |
Г – шкала гибкости поведения;
Блок чувств |
Сп – шкала спонтанности;
Блок самовосприятия |
Блок концепции человека |
Блок межличностной чувствительности |
Блок отношения к познанию |
Спр – шкала самопринятия;
П – шкала представления о природе человека;
Си – шкала синергии;
Аг – шкала принятия агрессии;
Ко – шкала контактности;
Пп – шкала познавательных потребностей;
Кр – шкала креативности.
Согласно инструкции наиболее оптимальным является расположение графика в значениях от 50 до 70. В нашем случае графики расположены, в основном, в данном отрезке, исключение составляют отрезки от шкалы контактности (Ко) до шкалы креативности (Кр) для выборки студентов-непсихологов и студентов-психологов.
По полученным графикам мы определили количество Т-баллов по каждой шкале для трех групп испытуемых и свели результаты в следующую таблицу:
Таблица 2.1.
Страница сформирована за 0.87 сек
SQL запросов: 169 |