УПП

Цитата момента



Начните заниматься тем, что вам нравиться, и вам не придется работать ни одного дня в жизни.
Конфуций

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Как перестать злиться - совет мальчикам: злоба – это всегда бой, всегда поединок. Если хочешь перестать злобствовать, говори себе, что ты уже победил. Заранее.

Леонид Жаров, Светлана Ермакова. «Как жить, когда тебе двенадцать? Взрослые разговоры с подростками»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/abakan/
Абакан
Группы респондентов
Базовые шкалы
Дополнительные шкалы
Вр
Под
Цо
Г
Сз
Сп
Су
Спр
П
Си
Аг
Ко
Пп
Кр

Синтоновцы

64
72
60
63
60
70
68
67
58
55
60
58
53
57
Студенты- психологи
54
55
53
50
55
62
62
56
58
51
50
44
48
49
Студенты- непсихологи
50
54
53
50
53
58
59
58
52
49
54
49
32
52

У синтоновцев высокий балл по базовой шкале поддержки (Под) и компетентности во времени (Вр). Соответственно содержанию этих шкал, синтоновцы характеризуются способностью жить «настоящим», ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Также для них характерна независимость поведения и поступков от воздействия извне.

По таким дополнительным шкалам, как шкала спонтанности (Сп), самоуважения (Су) и самопринятия (Спр) у синтоновцев также достаточно высокие баллы, что говорит о высокой степени принятия себя, вне зависимости от оценки своих недостатков и достоинств, об умении ценить свои достоинства и способности спонтанно выражать свои чувства.

Немного ниже вышеназванных находится шкала ценностных ориентаций (Цо), которая измеряет, в какой степени синтоновцы выделяют ценности, характерные для самоактуализирующейся личности; шкала гибкости поведения (Г), характеризующая лабильность поведения; шкала сензитивности (Сз) – признание самому себе в своих чувствах и потребностях; на этом же уровне шкала принятия агрессии (Аг) – способность синтоновцев принимать свою агрессивность и раздражение как естественное проявление человеческой природы. Также на среднем уровне находится шкала контактности (Ко), характеризующая способность синтоновцев к быстрому установлению глубоких контактов с людьми; шкала представления о природе человека (П) – убеждение в том, что «люди в массе своей добры»; и шкала креативности (Кр) – выраженность творческой направленности личности.

Наиболее низкие показатели у I группы испытуемых по шкале синергии (Си) – способность к целостному восприятию мира и шкале познавательных потребностей (Пп) – степени выраженности стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

Графики второй и третьей группы испытуемых (студенты-психологи и непсихологи) находятся, в основном, среди значений от 50 до 60 на общем графике самоактуализации (исключения мы описали в начале этого пункта). Как видим, по всем четырнадцати шкалам превосходят синтоновцы.

Опишем отличия в профиле самоактуализации студентов-психологов и непсихологов.

Студенты-психологи превосходят непсихологов по базовой шкале компетентности во времени (Вр) и шкале поддержки (Под). Это говорит о большей способности психологов видеть свою жизнь целостной, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, и о высоком уровне независимости своих ценностей и поступков от окружения.

В одинаковой степени обе группы респондентов выделяют ценности, характерные для самоактуализирующейся личности и способность к лабильному поведению (Цо, Г).

В меньшей степени студенты-непсихологи способны к осознанию собственных чувств (Сз) и к спонтанному поведению (Сп). У них степень спонтанности (Сп) и самопринятия (Спр) находятся на одинаковом уровне, а студенты-психологи в меньшей мере способны принимать себя вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков.

Возможно, это связано с тяготением психологов постоянно анализировать свои личностные качества, и, пытаясь что-либо изменить, не все принимают себя с недостатками.

По шкалам синергии (Си) и представлении о природе человека (П), мы определяем, что психологи более склонны принимать природу человека, как положительную, что объясняется их желанием и способностью видеть и находить в людях положительные стороны.

Высокая способность к быстрому установлению глубоких контактов с людьми (Ко) и способность принимать свою агрессивность и раздражение, как естественные человеческие чувства (Аг), остается за студентами-непсихологами.

Высший балл по шкале контактности (Ко) говорит о хорошей коммуникабельности студентов, о склонности к субъект-субъектному общению. Также, студенты-непсихологи в большей степени умеют принимать свою агрессивность. То обстоятельство, что психологи по этой шкале имеют меньший балл, мы предположительно объясняем их желанием быть примером уравновешенных людей, и поэтому они пытаются скрывать и не признавать свое раздражение или агрессивность.

У обеих групп испытуемых очень низкий балл по шкале познавательных потребностей (Пп) – мало стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

Выраженность творческой направленности (Кр) немного выше у студентов-непсихологов.

Итак, подведем краткий итог:

у синтоновцев по всем шкалам графика самоактуализации личности самый высокий балл, что говорит о высшем уровне их самоактуализации, в сравнении с двумя другими группами испытуемых;

студенты-психологи в сравнении с непсихологами имеют высший балл по базовым шкалам и по многим дополнительным, кроме шкалы самопринятия (Спр), принятия агрессии(Аг), контактности (Ко) и креативности (Кр);

все три группы испытуемых показали высокую склонность к спонтанному выражению своих чувств (Сп), способность ценить свои достоинства(Су) и высокую степень принятия себя (Спр), о чем нам говорит стремление вверх сводного графика по этим шкалам. Стремление сводного графика вниз, начиная со шкалы контактности (Ко), говорит о низкой способности современной молодежи к быстрому установлению глубоких контактов с окружающими, о низкой познавательной потребности и креативности.

2. Обсудим результаты по тесту «Осмысленность жизни».

Мы оценивали показатели по следующим субшкалам, которые характеризуют у испытуемых:

Наличие целей в жизни (П1).

Процесс жизни или интерес и эмоциональную насыщенность жизни (П2).

Результативность жизни или удовлетворенность самоактуализацией (П3).

Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни) (П4).

Локус контроля – жизнь или управляемость жизни (П5).

Итого, пять пунктов или субшкал.

Мы нашли среднее значение по каждому пункту у каждой группы испытуемых и представили результаты в виде следующей сводной таблицы:

Таблица 2.2.

Группы респондентов

Цели в жизни,

П1

Эмоциональ-ная насы-щенность жизни,

П2

Результа-тивность жизни,

П3

Локус контроль – Я,

П4

Локус контроля – жизнь,

П5

Синтоновцы

2,0
1,8
1,9
1,9
2,2
Студенты-психологи
1,6
1,6
1,6
1,6
1,4
Студенты-непсихологи
1,5
1,6
1,3
1,3
1,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полученные данные также представлены на графике:

        П1                П2                П3                П4              П5

 

Рисунок 3.

Перечисленными качествами в большей степени обладают синтоновцы.

Они, в сравнении с другими группами испытуемых, уверенны в том, что человек имеет возможность осуществлять свой жизненный выбор по своему желанию и, что именно человек творец своей жизни, а не общественность или обстоятельства, что подтверждает самый высокий балл по пятой шкале – локус контроля – жизнь (П5).

Удовлетворенность жизнью (П3), жизнерадостность (П2) и целеустремленность (П1) у них также на высоком уровне. В принципе, если человек жизнь строит сам и по своему желанию, то естественно он будет удовлетворен жизнью и жизнерадостен, так как это его выбор – не о чем жалеть, некого винить.

Как видим, этими качествами и умениями вполне владеют люди, прошедшие тренинг личностного роста.

Студенты-психологи по всем пунктам также имеют высокий результат, но немного ниже, чем синтоновцы и выше, чем студенты-непсихологи.

Непсихологи зачастую отмечали, что они не нашли в жизни своего призвания (см. приложение 2 п. 16), не определили ясной цели и намерения (приложение 2 п. 3). Большинство полагают, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств (приложение 2 п. 14), что их жизнь неподвластна им, и управляется внешними событиями (приложение 2 п. 19). В результате у них более низкий балл по субшкалам цели в жизни (П1), удовлетворенность жизнью (П3), локус контроля – Я и локус контроля – жизнь (П45).

Психологи, как мы уже сказали, превосходят непсихологов по этим пунктам, одинаковый балл у них только по шкале эмоциональной насыщенности жизни (П2). Это означает, что обе группы испытуемых в одинаковой степени воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.

Мы считаем, что ничего нет невозможного, и если бы у людей появилось желание и вдохновение также научиться управлять своей жизнью, быть хозяином себя, своих чувств, своей жизни, то это стремление привело бы их к желаемой цели.

Если человек выбирает работать над собой, то он находит подходящий именно для него тренинг (или работает самостоятельно) и получает желаемый результат.

Наше исследование и полученные результаты свидетельствуют об этом – синтоновцы занимаются своим личностным ростом и оказываются более удовлетворены жизнью, жизнерадостны, свободны.

Психологи склонны к этому, а непсихологи скорее всего в полной мере не задумываются о своих личностных возможностях, качествах, о внутренней силе человека и личностном росте.

3. Нашим испытуемым было предложено также пройти методику «Ценностные ориентации», с целью определения, какие ценности будут на первом и на последнем месте у всех трех групп, увидеть отличие.

Мы нашли в каждой группе испытуемых наиболее чаще выбираемые ценности, посчитали, какой это процент людей, исходя из того, что в каждой группе по 20 человек и представили результаты в следующей таблице.

Таблица 2.3.

Список А



Страница сформирована за 0.82 сек
SQL запросов: 169