УПП

Цитата момента



Чтобы вы ни делали, количество добра в мире должно увеличиваться.
Да, да, и побольше!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Помни, что этот мир - не реальность. Это площадка для игры в кажущееся. Здесь ты практикуешься побеждать кажущееся знанием истинного.

Ричард Бах. «Карманный справочник Мессии»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера
Группы респондентов
№ 1
%
№ 2
%
№ 3
%
№ 18
%
Синтоновцы
Уверенность в себе
20
Активная деятельная жизнь
20
Уверенность в себе
40
Развлечения
30
Активная деятельная жизнь
20
Продуктивная жизнь
20
Студенты-психологи
Здоровье
55
Любовь
35
Счастливая семейная жизнь
25
Развлечения
35
Студенты-непсихологи
здоровье
50
Материально обеспеченная жизнь
20
Интересная работа
35

Творчество

 

Развлечения

20

 

20

Счастливая семейная жизнь
20

Список В

Группы респондентов
№ 1
%
№ 2
%
№ 3
%
№ 18
%
Синтоновцы
Жизнерадостность
40
Независимость
30
Терпимость
20
Непримиримость к недостаткам в себе и других
80
Студенты-психологи
Независимость
15
Образованность
15
Независимость
15
Непримиримость к недостаткам в себе и других
55
Студенты-непсихологи
Независимость
20
Образованность
20
Твердая воля
20
Непримиримость к недостаткам в себе и других
45

В списке А представлены терминальные ценности – это стремление к какой-то конечной цели, которую испытуемый считает наиболее значимой.

У 55-ти % студентов-психологов и у 50-ти % студентов-непсихологов на первом месте физическое и психологическое здоровье, у синтоновцев же на первом месте уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) и активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность).

На втором и на третьем месте у синтоновцев также активная деятельная жизнь, уверенность в себе и продуктивная жизнь (максимальное полное использование своих возможностей, сил и способностей), что характерно для самоактуализирующейся личности.

У студентов-психологов и непсихологов на этих местах счастливая семейная жизнь, любовь, материально обеспеченная жизнь и интересная работа.

У всех групп на последнем месте развлечения, правда у большинства непсихологов на последнем месте и творчество тоже.

Как видим, существенное отличие приоритетных ценностей у синтоновцев. У двух других групп отличие в том, что у психологов на втором месте любовь, а у непсихологов материальное обеспечение и счастливая семейная жизнь, в то время как у психологов эта же ценность занимает третье место.

Мы проанализировали столь яркое стремление синтоновцев вести активную, деятельную и продуктивную жизнь, быть уверенными в себе и пришли к следующему выводу – возможно, они считают, что эти качества являются залогом счастливой жизни. Ведь если человек пребывает во внутренней гармонии, уверен в себе, свободен от сомнений и противоречий, ведет продуктивную жизнь, а именно максимально использует свои возможности и способности, то он естественным образом для поддержания такой формы будет заботиться о своем здоровье, иметь интересную работу, стремиться к любви и счастливой семейной жизни.

Список В – это инструментальные ценности – убеждения в том, что определенный образ действий или свойство личности предпочтительно в любой ситуации.

У синтоновцев на первом месте жизнерадостность, на втором – независимость (способность действовать самостоятельно, решительно). Эта же ценность занимает у студентов-психологов и непсихологов первое место.

Последние две группы респондентов образованность (широта знаний, высокая общая культура) определили на второе место.

Синтоновцы посчитали значимым такое качество, как терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения), а непсихологи – твердую волю (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями).

Мы считаем, что в данном случае не имеет особого значения какие ценности оказались предпочтительными для всех групп испытуемых. Одним помогает в жизни, в любой ситуации жизнерадостность, другим – независимость, третьим – образованность и так далее.

 Но, что характерно, у всех трех групп респондентов на восемнадцатом месте непримиримость к недостаткам в себе и других.

На наш взгляд это хорошее стремление современной молодежи воспринимать людей такими, какие они есть, без осуждения.

Правда, существенно отличается количество людей в каждой группе, выбравших это качество на восемнадцатое место, а именно – синтоновцы – 80 % человек; студенты психологи – 55 %; непсихологи – 45%.

Подведем общий итог полученных результатов.

Люди, стремящиеся заниматься своим личностным ростом, и, как следствие, проходящие тренинги личностного роста являются более самоактуализирующимися личностями, живут более осмысленно, умеют строить свою жизнь самостоятельно, ответственно и свободно и удовлетворены своей жизнью.

Выводы

В рамках определенных задач нами был проведен обзор литературы, по проблеме исследования. Мы рассмотрели гуманистическую теорию личности Абрахама Маслоу, уделяя основное внимание определению и смыслу самоактуализации; феноменологическую теорию Карла Роджерса, в центре которой характеристики и черты «полноценно функционирующего человека», а также новое современное направление в психологии - Синтон-программу Николая Ивановича Козлова, практически направленную на личностный рост.

Был также затронут вопрос о ценностных ориентациях, смысле жизни и внутреннем мире личности.

В ходе подготовительного этапа к исследованию, используя методы наблюдения и опроса, мы выдвинули теоретическую гипотезу относительно разного уровня личностного развития разных групп современной молодёжи (см. введение).

Затем для проведения исследования были отобраны методики, на наш вигляд, наиболее информативные по определению показателей личностного роста (см. пункт 2.1).

Анкетирование проводилось в трёх группах испытуемых: первая – это люди, прошедшие тренинг личностного роста по Синтон-программе; вторая – студенты факультета практической психологии, которые не проходили тренинги личностного роста; третья – студенты технических факультетов.

Результаты проведенного исследования показали, что для первой группы испытуемых (синтоновцев), в сравнении с двумя другими, наиболее характерны – высокий уровень самоактуализации, осмысленность жизни, свобода выбора, приоритетные ценностные ориентации – активная деятельная жизнь, уверенность в себе, жизнерадостность.

Перечисленными качествами в меньшей мере обладают студенты-психологи, затем студенты-непсихологи.

У всех трёх групп испытуемых развлечения и непримиримость к недостаткам в себе и других на последнем, восемнадцатом, месте.

Для студентов-психологов и непсихологов первоочередными ценностными ориентациями являются – здоровье, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь, любовь, интересная работа.

Сравнительный анализ полученных данных позволяет сделать нам следующие выводы:

1. Стремление молодёжи к личностному росту меняет характер и направленность их жизненных ценностных ориентаций.

2. Изучение науки психологии способствует желанию молодёжи заниматься своим личностным ростом.

3. Синтон-программа, как новая форма образовательной и воспитательной среды, а также тренинг личностного роста, весомо и положительно влияет на современную молодёжь.

4. Различный уровень восприятия современной молодежью данной проблемы характеризуется осознанностью и стремлением к личностному росту.

Мы можем говорить о практическом подтверждении нашей гипотезы, а именно – у молодёжи, занимающейся своим личностным ростом более высокий уровень самоактуализации и осмысленности жизни, качественное отличие приоритетных ценностных ориентаций, в сравнении с молодёжью, которая не стремится к своему личностному развитию.

Синтон-программа является одним из путей личностного роста. Мы считаем, что свой путь развития может найти каждый человек. Действенная психология, как школа жизни, нужна многим людям.

Особенно важно, чтобы своим личностным ростом занималась молодёжь, так как именно молодёжь – будущее человечества.

Задача психолога – способствовать личностному росту молодёжи, через овладение техниками личностного роста, направлять на осознание своей внутренней силы, уверенности и свободы.

Тогда человек сам сможет разрешить свои сомнения, противоречия, проблемы, научится быть счастливым и обретёт новый, положительный, взгляд на мир.

Изменение мировоззрения – изменяет жизнь общества!

Литература

Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М., 1995.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. – М., 2001.

Боринштейн Е. Р., Кавалеров А. А. Личность – её языковые ценностные ориентации. – Одесса, 2001.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – П., 2000.

Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи. – Киев, 1988.

Зиглер Д., Хьелл Л. Теории личности. – Питер, 2000.

Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь. – П., 1996.

Егидес А. П. Лабиринты общения. – М., 1999.

Егидес А. П. Как разбираться в людях или психологический рисунок личности. – М., 2002.

Киршева Л. М. Психология личности: тесты, опросники, методики. – М., 1995.

Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям: практическая психология на каждый день. – М., 1998.

Козлов Н. И. Формула личности. – Питер, 2000.

Козлов Н. И. Истинная правда, или учебник для психолога по жизни. – М., 1999.

Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. – Питер, 2002.

Леви В. Л. Искусство быть другим. – Л., 2000.

Леви В. Л. Искусство быть собой. – Л., 2000.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

Маклаков А. Г. Общая психология. – Питер, 2000.

Маслоу А. Психология бытия. –М., 1997.

Немировский Н.В. Смысл жизни: проблемы и поиски. – М., 1990.

Немов Р. С. Психология. – М., 1995.

Островой С. Н. Стихотворения. – М., 1972.

Петровский А.В. О психологии личности. – М., 1971.

Петровский А.В. Краткий психологический словарь. – М., 1985.

Психология личности. Хрестоматия. – М., 1999.

Практикум по психодиагностике: психодиагностические материалы. – М., МГУ ф-т психологии, 1988.

Роджерс К. Становление личности. – М., 2001.

Роджерс К. Клиент – центрированная терапия: прикладные разделы. – П., 1997.

Рубинштейн С. П. Основы общей психологии. – Питер, 1999.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

Приложения.

Приложение 1. Методика «Измерения уровня самоактуализации личности».

1. а) Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.

б) Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.

2. а) Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

б) Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

3. а) Мне кажется, что человек может прожить всю жизнь так, как ему хочется.

б) Мне кажется, что у человека мало шансов прожить всю жизнь так, как ему хочется.

4. а) Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.

б) Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.

5. а) Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

б) Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

6. а) В сложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами.

б) В сложных ситуациях всегда надо искать принципиально новые решения.

7. а) Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения.

б) Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения.

8. а) Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других.

б) Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе.

9. а) Я могу без всяких угрызений совести отложить до завтра то, что я должен сделать сегодня.

б) Меня мучают угрызения совести, когда я откладываю до завтра то, что я должен сделать сегодня.

10. а) Иногда я бываю так зол, что мне хочется «бросаться» на людей.

б) Я никогда не бываю зол настолько, чтобы мне хотелось «бросаться» на людей

11. а) Мне кажется, что в будущем меня ждет много хорошего.

б) Мне кажется, что мое будущее сулит мне мало хорошего.

12. а) Человек должен оставаться честным во всем и всегда.

б) Бывают ситуации, когда человек имеет право быть нечестным.

13. а) Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребенка, даже если ее удовлетворение может иметь отрицательные последствия.

б) Не стоит потакать излишнему любопытству ребенка, когда оно может привести к дурным последствиям.

14. а) У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.

б) У меня никогда не возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.

15. а) Я всячески стараюсь избегать огорчений.

б) Я не стремлюсь всегда избегать огорчений.

16. а) Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.

б) Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.

17. а) Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны.

б) Я хотел бы совершить нечто, за что люди были бы благодарны мне, даже если ради этого нужно было бы несколько отойти от своих принципов.

18. а) Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как бы готовлюсь к тому, чтобы по настоящему начать жить в будущем.

б) Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к будущей «настоящей» жизни, а живу по настоящему уже сейчас.

19. а) Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с другом.

б) Я стараюсь не делать и не говорить такого, что может грозить осложнениями в отношениях с другом

20. а) Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают.

б) Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывали у меня симпатию.

21. а) Мне не нравиться, когда люди проводят много времени в бесплодных мечтаниях.

б) Мне кажется, что ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания.

22. а) Я часто задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации.

б) Я редко задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации

23. а) Мне кажется, любой человек по природе своей способен преодолевать те трудность, которые ставит перед ним жизнь.

б) Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудность, которые ставит перед ним жизнь.

24. а) Главное в нашей жизни – это создавать что-либо новое.

б) Главное в нашей жизни – быть честным и благородным человеком, приносить людям пользу.

25. а) Мне кажется, что было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали традиционно мужские черты характера, а у женщин – традиционно женские.

б) Мне кажется, что было бы лучше, если бы мужчины и женщины сочетали в себе традиционно мужские и традиционно женские черты характера.

26. а) Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего доставить удовольствие другому в противовес свободному выражению своих чувств.

б) Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому.

27. а) Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, являются естественными проявлениями их человеческой природы.

б) Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, не являются проявлениями человеческой природы.

28. а) Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья.

б) Осуществление моих планов в будущем лишь незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья.

29. а) Я уверен в себе.

б) Я не уверен в себе.

30. а) Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа.

б) Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семейная жизнь.

31. а) Я никогда не сплетничаю.

б) Иногда мне нравиться сплетничать.

32. а) Я мирюсь с противоречиями в самом себе.

б) Я не могу мириться с противоречиями в самом себе.

33. а) Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я чувствую себя обязанным ему.

б) Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему.

34. а) Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется.

б) Мне всегда удается быть искренним, когда мне этого хочется.

35. а) Меня редко беспокоит чувство вины.

б) Меня часто беспокоит чувство вины.

36. а) Я постоянно чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, что бы у всех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.

б) Я не чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, что бы у всех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.

37. а) Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах физики.

б) Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знания законов физики.

38. а) Я считаю необходимым следовать правилу: «не трать время даром».

б) Я не считаю необходимым следовать правилу: «не трать время даром».

39. а) Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку.

б) Критические замечания в мой адрес не снижают мою самооценку.

40. а) Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.

б) Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.

41. а) Я предпочитаю оставлять приятное «на потом».

б) Я не оставляю приятного «на потом».

42. а) Я часто принимаю спонтанные решения.

б) Я редко принимаю спонтанные решения.

43. а) Я стремлюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может привести к каким-либо неприятностям.

б) Я стараюсь не выражать открыто своих чувств в тех случаях, когда это может привести к каким-либо неприятностям.

44. а) Я не могу сказать, что я себе нравлюсь.

б) Я могу сказать, что я себе нравлюсь.

45. а) Я часто вспоминаю о неприятных для меня вещах.

б) Я редко вспоминаю о неприятных для меня вещах.

46. а) Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении с другими свое недовольство ими.

б) Мне кажется, что в общении с другими люди должны скрывать свое недовольство ими

47. а) Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя другие люди.

б) Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие люди.

48. а) Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является необходимым для настоящего ученого.

б) Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным.

49. а) При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важно мнение других людей.

б) Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо.

50. а) Мне бывает трудно отличить любовь от простого сексуального влечения.

б) Я легко отличаю любовь от простого сексуального влечения.

51. а) Меня постоянно волнует проблема самоутверждения.

б) Меня мало волнует проблема самоутверждения.

52. а) Достижение счастья не может быть целью человеческих отношений.

б) Достижение счастья – это главная цель человеческих отношений.

53. а) Мне кажется, я могу вполне доверять своим собственным оценкам.

б) Мне кажется, я не могу доверять в полной мере своим собственным оценкам.

54. а) При необходимости человек может достаточно легко избавиться от своих привычек.

б) Человеку крайне трудно избавиться от своих привычек.

55. а) Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого.

б) Мои чувства никогда не повергают меня в недоумение.

56. а) В некоторых случаях я считаю себя в праве дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным.

б) Я никогда не считаю себя в праве дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным.

57. а) Можно судить со стороны, насколько счастливо складываются отношения между людьми.

б) Наблюдая со стороны, нельзя сказать, насколько удачно складываются отношения между людьми.

58. а) Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по несколько раз.

б) Я думаю, что лучше прочесть какую-либо новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанному.

59. а) Я очень увлечен своей работой.

б) Я не могу сказать, что я увлечен своей работой.

60. а) Я не доволен своим прошлым.

б) Я доволен своим прошлым.

61. а) Я чувствую себя обязанным всегда говорить правду.

б) Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду.

62. а) Существует очень мало ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться.

б) Существует множество ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться.

63. а) Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают излишне бестактны.

б) Стремление разобраться в характере и чувствах окружающих естественно для человека и поэтому может оправдать бестактность.

64. а) Обычно я расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.

б) Обычно я не расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.

65. а) Я чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие.

б) Я не чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие.

66. а) Интерес к самому себе всегда необходим для человека.

б) Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия.

67. а) Иногда я боюсь быть самим собой.

б) Я никогда не боюсь быть самим собой.

68. а) Большая часть того, что мне приходится делать, доставляет мне удовольствие.

б) Лишь немногое из того, что я делаю, доставляет мне удовольствие.

69. а) Лишь тщеславные люди думают о своих достоинствах и не думают о недостатках.

б) Не только тщеславные люди думают о своих достоинствах.

70. а) Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это ценили.

б) Я вправе ожидать от других, чтобы они ценили то, что я делаю для них.

71. а) Человек должен раскаиваться в своих проступках.

б) Человек совсем не обязательно должен раскаиваться в своих проступках.

72. а) Мне необходимы обоснования для принятия моих чувств.

б) Обычно мне не нужны никакие обоснования для принятия моих чувств.

73. а) В большинстве ситуаций я прежде всего стараюсь понять, чего я хочу.

б) В большинстве ситуаций я прежде всего пытаюсь понять, чего хотят окружающие.

74. а) Я стараюсь никогда не быть «белой вороной».

б) Я позволяю себе быть «белой вороной».

75. а) Когда я нравлюсь сам себе, мне кажется, что я нравлюсь всем окружающим.

б) Даже когда я нравлюсь сам себе, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.

76. а) Мое прошлое в значительной степени определяет мое будущее.

б) Мое прошлое очень слабо определяет мое будущее.

77. а) Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.

б) Довольно редко бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.

78. а) Те усилия и затраты, которые требует познание истины, оправданы, так как приносят пользу людям.

б) Те усилия и затраты, которые требует познание истины, оправданы хотя бы тем, что доставляют человеку эмоциональное удовольствие.

79. а) Мне всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю.

б) Мне не всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю.

80. а) Я доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.

б) Я не доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.

81. а) Пожалуй, я могу сказать, что я живу с ощущением счастья.

б) Пожалуй, я не могу сказать, что я живу с ощущением счастья.

82. а) Довольно часто мне бывает скучно.

б) Мне никогда не бывает скучно.

83. а) Я часто проявляю свое расположение к человеку, независимо от того, взаимно ли оно.

б) Я редко проявляю свое расположение к человеку, не будучи уверенным, что оно взаимно.

84. а) Я легко принимаю рискованные решения.

б) Обычно мне бывает трудно принимать рискованные решения.

85. а) Я стараюсь во всем и всегда поступать честно.

б) Иногда я считаю возможным мошенничать.

86. а) Я готов примириться со своими ошибками.

б) Мне трудно примириться со своими ошибками.

87. а) Обычно я чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично.

б) Обычно я не чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично.

88. а) Дети должны понимать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых.

б) Детям не обязательно осознавать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых.

89. а) Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.

б) Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.

90. а) Я думаю, что большинству людей можно доверять.

б) Я думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит.

91. а) Прошлое, будущее и настоящее представляются мне как единое целое.

б) Мое настоящее представляется мне слабо связанным с прошлым и будущим.

92. а) Я предпочитаю проводить отпуск, путешествуя, даже если это связанно с большими затратами и неудобствами.

б) Я предпочитаю проводить отпуск спокойно, в комфортабельных условиях.

93. а) Бывает, что мне нравятся люди, чье поведение я не одобряю.

б) Мне почти никогда не нравятся люди, чье поведение я не одобряю.

94. а) Людям от природы свойственно понимать друг друга.

б) По природе своей человеку свойственно заботиться о своих интересах.

95. а) Мне никогда не нравятся сальные шутки.

б) Мне иногда нравятся сальные шутки.

96. а) Меня любят потому, что я сам способен любить.

б) Меня любят потому, что я стараюсь заслужить любовь окружающих.

97. а) Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке не противоречат друг другу.

б) Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке противоречат друг другу.

98. а) Я чувствую себя уверенным в отношениях с другими людьми.

б) Я чувствую себя неуверенным в отношениях с другими людьми.

99. а) Защищая собственные интересы, люди часто игнорируют интересы окружающих.

б) Защищая собственные интересы, люди обычно не забывают интересы окружающих.

100. а) Я всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации.

б) Я далеко не всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации.

101. а) Я считаю что, способность к творчеству – природное свойство человека.

б) Я считаю что, далеко не все люди одарены природной способностью к творчеству.

102. а) Обычно я не расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо.

б) Я часто расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо.

103. а) Иногда я боюсь показаться слишком нежным.

б) Я никогда не боюсь показаться слишком нежным.

104. а) Мне легко смириться со своими слабостями.

б) Мне трудно смириться со своими слабостями.

105. а) Мне кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.

б) Мне не кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.

106. а) Мне часто приходиться оправдывать перед самим собой свои поступки.

б) Мне редко приходиться оправдывать перед самим собой свои поступки.

107. а) Выбирая для себя какое-либо занятие, человек должен считаться с тем, насколько оно необходимо.

б) Человек должен всегда заниматься только тем, что ему интересно.

108. а) Я могу сказать, что мне нравиться большинство людей, которых я знаю.

б) Я не могу сказать, что мне нравиться большинство людей, которых я знаю.

109. а) Иногда я не против того, чтобы мной командовали.

б) Мне никогда не нравиться, когда мной командуют.

110. а) Я не стесняюсь обнаруживать свои слабости перед друзьями.

б) Мне не легко обнаруживать свои слабости перед друзьями.

111. а) Я часто боюсь совершить какую-либо оплошность.

б) Я не боюсь совершить какую-либо оплошность.

112. а) Наибольшее удовлетворение человек получает, добившись желаемого результата в работе.

б) Наибольшее удовлетворение человек получает в самом процессе работы.

113. а) О человеке никогда с уверенностью нельзя сказать, добрый он или злой.

б) Обычно о человеке можно сказать, добрый он или злой.

114. а) Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.

б) Я далеко не всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.

115. а) Люди часто раздражают меня.

б) Люди редко раздражают меня.

116. а) Мое чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я достиг.

б) Мое чувство самоуважения в небольшой степени зависит от того, чего я достиг.

117. а) Зрелый человек всегда должен осознавать причины каждого своего поступка.

б) Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины каждого своего поступка.

118. а) Я воспринимаю себя таким, каким видят меня окружающие.

б) Я вижу себя не совсем таким, каким видят меня окружающие.

119. а) Бывает, я стыжусь своих чувств.

б) Я никогда не стыжусь своих чувств.

120. а) Мне нравиться участвовать в жарких спорах.

б) Мне не нравиться участвовать в жарких спорах.

121. а) У меня хватает времени на то, чтобы следить за новинками в мире искусства и литературы.

б) Я постоянно слежу за новинками в мире искусства и литературы.

122. а) Мне всегда удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями.

б) Мне часто не удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями.

123. а) Я часто руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении моих личных проблем.

б) Я редко руководствуюсь в решении моих личных проблем общепринятыми представлениями.

124. а) Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человек должен обладать определенными знаниями в этой области.

б) Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человеку не обязательно обладать определенными знаниями в этой области.

125. а) Я боюсь неудач.

б) Я не боюсь неудач.

126. а) Меня часто беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем.

б) Меня редко беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем.

Приложение 2. Тест «Осмысленность жизни».

 

1.

Обычно мне очень скучно



Страница сформирована за 0.1 сек
SQL запросов: 169