УПП

Цитата момента



Остаться самим собой — еще не значит стать человеком.
Вперед!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



«Любовь — что-то вроде облаков, закрывавших небо, пока не выглянуло солнце. Ты ведь не можешь коснуться облаков, но чувствуешь дождь и знаешь, как рады ему после жаркого дня цветы и страдающая от жажды земля. Точно так же ты не можешь коснуться любви, но ты чувствуешь ее сладость, проникающую повсюду. Без любви ты не была бы счастлива и не хотела бы играть».

Елена Келлер Адамс. «История моей жизни»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера
Поведенческий подход (бихевиоризм).

Ставит своей целью формирование оптимальных поведенческих навыков. При этом используются методы, условно относящиеся к трем группам: методы контробуславливания—предполагают разрыв установившейся нежелательной связи между условным раздражителем и реакцией, или замену этой реакции новой; оперантные методы, в основе которых лежит основа поощрений участников за желаемые действия; методы научения через наблюдение, подражание и пример.  

  Деятельностный подход. 

Основан на организации специального обучения, в ходе которого участник овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществить контроль и управление внешней и внутренней активностью. 

  Когнитивный подход. 

Использует совокупность методов, в основе которых лежит представление о примате сознательной, рациональной стороны психики в разрешении психологических проблем. Для осуществления этого подхода необходимы навыки самонаблюдения, хорошо развитое логическое мышление, склонность к абстрактному рассмотрению конкретных жизненных ситуаций.  Методы направлены на обучение клиента навыкам рационального анализа собственных действий, мнений, представлений о реальности [17]. 3а) Сюда же могут быть отнесены методы нейролингвистического подхода (НЛП), основанные на изменении поведения путем использования различных систем представления информации у человека, распознания ограничений в моделях реальности и расширения возможностей выбора и принятия решений с помощью лингвистических конструктов и методик невербальной коммуникации [4]. Этот подход претендует на роль метасистемы современной психотерапии. 

Психоаналитический подход. 

Направлен на выявление неосознаваемых причин тягостных переживаний и болезненных проявлений, на освобождение человека от невротических симптомов, аномалий характера, запретов через переживание травматического детского опыта и отреагирование подавляемых чувств— так называемый катарсический метод, а также метод свободных ассоциаций, активного воображения, анализа жизненного пути и так далее.

Трансактный анализ.

Оригинальная концепция в рамках психоанализа, в которой выделяют следующие тематико-методические части: структурный анализ эго-состояний (родительского, взрослого, детского); предполагает диагностику и гармонизацию этих состояний для оптимального функционирования личности; анализ трансакций—единиц двусторонних коммуникаций—с точки зрения того, с позиций каких эго-состояний личности собеседников они осуществляются; анализ игр—комплексных стереотипных цепочек коммуникаций, повторяющихся в стандартных версиях (ролях), с относительно постоянным набором участников и предсказуемым результатом (выигрышем); чаще всего игры препятствуют взаимопониманию, тормозят личностное развитие; анализ сценариев, предопределяющих личную судьбу и основанных на родительском программировании [5].  

Экзистенциально-гуманистический подход. 

В его рамках подчеркивается важность проблем человеческого становления и ответственности человека за него, за наполнение жизни собственным смыслом и реализацию общечеловеческих ценностей. 

Психодрама. 

В ней большое значение придается проигрыванию и отреагированию внутриличностных конфликтов и межличностных ситуаций, моделируемых участниками в театральной форме [26]. 

Телесно-ориентированный подход.

Придает большое значение раскрепощению тела, освобождению его от зажимов, возвращению человека к состоянию искреннего удовольствия, испытываемого от свободы телодвижений. Основные приемы связаны с массажем, дыханием, голосовыми и физическими упражнениями. 

Психосинтез. 

При помощи специальных процедур человек узнает о различных составляющих своей личности, расширяет поле сознания и открывает объединяющее эти составляющие психологический центр. Психосинтез означает кульминацию самораскрытия, самореализации и интеграцию личности вокруг нового центра. 

Трансперсональный подход.

Признает значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания. Использует различные медитативные, дыхательные и трансовые техники для расширения сознания [11]. 

Гештальттерапия. 

Этот подход имеет много заимствований по методам из других подходов, направленных на завершение каких-либо действий, незавершенных в прошлом (гештальтов) и сознавание бытия «здесь и сейчас» в целостности мыслей, чувств, деятельности и с учетом внешней среды (так называемая гомеостатическая модель личности). 

Все вышеперечисленные подходы представлены в русле современной психотерапии, которая в широком, немедицинском (личностно ориентированном) смысле направлена на оказание психологической помощи здоровым людям в ситуации психологических затруднений, или в случае потребности улучшить качество жизни. Таким образом, целью психотерапии является: помощь при психических расстройствах легкой и средней степени тяжести (медицинский аспект); содействие в разрешении проблем и преодолении психологических затруднений; актуализация резервов личностного роста [17].  В настоящем исследовании внимание сосредоточено на феномене психокоррекционных групп. Так называют «специально создаваемые малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, [..] обычно имеющие назначенного руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения, роста и самораскрытия» [39, с.6].  Достигаемый результат—обогащение опыта участников, основное используемое средство—опыт переживания.

Совершенствование опыта, внутреннего и внешнего, как правило включает процесс перестройки, коррекции уже сложившегося наличного потенциала. Именно этот момент акцентируется в названии подобных групп психокоррекционными, хотя существуют варианты названия, более полно отражающие содержательную сторону протекающих в этих группах процессов («группы опыта», «группы роста» и так далее).

Среди психокоррекционных групп могут быть выделены: группы организационного развития, или решения проблем; группы подготовки руководителей и обучения межличностным умениям; группы личностного роста; терапевтические группы.  К. Рудестам выделяет следующие основные виды психокоррекционных групп: Т-группы (в том числе группы сенситивности); группы встреч; гештальтгруппы; психодрама; группы телесной терапии; группы танцевальной терапии; группы терапии искусством; группы тренинга умений.  Диапазон групп каждого типа широк: от ориентированных на информацию или задачу до ориентированных на личность или понимание; от центрированных на руководителе до центрированных на участнике; от рациональных до аффективно спонтанных; от жестко структурированных до неструктурированных; от кратковременных до существующих длительное время; от объединяющих здоровых людей до состоящих из людей с отклонениями в физическом или психическом здоровье [39 с.24-26].  От конкретного подхода и целей, которые он ставит перед собой, зависят методы групповой психологической работы.

Дадим характеристику этих подходов и методов. 

Т-группы (группы тренинга, в том числе и группы сенситивности). 

Первые группы были основаны в 1946 году К. Левиным и его коллегами, заметившими, что участники получают пользу от анализа собственных групповых переживаний. Лабораторный тренинг предлагает широкий спектр методов обучения, направленных на развитие межличностных умений и исследование процессов, происходящих в малых группах. В основе движения Т-групп лежат следующие ценности: ориентация на поведенческие и общественные науки; демократичные процессы в противовес авторитарным; способность устанавливать отношения взаимопомощи.  Основные понятия, связанные с Т-группами:

1)       Обучающая лоборатория—фокусирует внимание на опробовании новых видов поведения в безопасном окружении.

2)       Обучение тому, как учиться—включает цикл:  а) представление самого себя, или процесс самораскрытия; б) обратная связь—информация о том, как воспринимают участника окружающие; в) экпериментирование, или поиск новых вариантов поведения.

3)       Принцип «здесь и сейчас»—предполагает акцентирование внимания на актуальной ситуации взаимодействия в тренинге.  

Также Т-группа помогает участникам развивать специфические коммуникативные умения с помощью следующих методик: описание поведения; коммуникация чувств; активное слушание; конфронтация.  Руководитель доверяет участникам группы совместную самостоятельную работу по исследованию их поведения и взаимоотношений, однако некоторые Т-группы используют структурированный подход для достижения специфических целей членов группы. Конечная цель Т-группы—научить ее участников применять полученные на занятиях знания и навыки в реальной жизни. 

Группы встреч.

Встреча есть способ установления отношений между людьми, основанный на открытости и честности, осознании самого себя и своего фиического «я», ответственности, внимании к чувствам, ориентации на принцип «здесь и сейчас». Можно выделить группы, ориентированные на определенную задачу, и группы, ориентированные на чувство общности.  Концептуальной основой группы встреч является теория «основной встречи» К. Роджерса и «открытой встречи» У. Шутца. Подход Роджерса базируется на его теории терапии, центрированной на клиенте, и ставит своей целью достижение личностью аутентичности в отношениях с другими людьми. Подход Шутца направлен на интеграцию сознания и тела. Группы встреч ориентированы на ускорение психологического развития нормально функционирующего индивидуума, на немедленный кратковременный эффект и поощряют самораскрытие руководителя группы. В деятельности группы встреч используются активизирующие процедуры, которые поощряют участников к межличностным коммуникациям, построению доверительных отношений, изучению конфликтов и сопротивления, проявлению сочувствия и поддержки. Используются и альтернативные способы проведения групп встреч, такие как марафон— длительное взаимодействие, позволяющее снять сознательный контроль и самораскрыться; «группа обнажения», стремящаяся максимально проникнуть в сферу индивидуального бессознательного каждого участника группы. 

Гештальттерапия. 

Идея гештальтгрупп была разработана Ф. Перлзом на основе психоанализа, экзистенциальной философии, гештальтпсихологии и теории В. Райха о физиологических корнях сопротивления психологическим изменениям. Гештальтгруппы известны своей ориентацией на развитие автономности и ответственности среди участников. Основными понятиями этого подхода являются: 1)        Отношение фигуры и фона. Исследования в области восприятия показали, что значимы события занимают центральное место в сознании, образуют фигуру, а менее важная информация отступает на задний план, образуя фон. Построение и завершение гештальтов—циклов поведения (опыта), направленных на удовлетворение актуальных потребностей и вызывающих смену фигуры и фона—является естественным ритмом человеческой жизнедеятельности. 2)       Осознавание и сосредоточенность на настоящем. Невротическое функционирование возникает, когда между внешней и внутренней зонами осознания вклинивается средняя зона фантазирования. 3)    Понятие «противоположности» описывает борьбу между полярными сторонами нашего «я», которые должны сосуществовать вместе. 4)        Функции защиты представляют собой неэффектиные способы избаавления от угрозы или стресса. 5)         Зрелость описывается как способность найти свои собственные ресурсы поддержки, выйти из трудной ситуации, целиком полагаясь на самих себя. 

Целью гештальттерапии является расширение осознания и движение по направлению к зрелости. Руководитель группы работает обычно с одним добровольцем, который находится на эмоционально «горячем» месте.  Членам группы разрешается оказывать ему поддержку, они могут идентифицироваться с ним. Методики направлены на расширение осознания, интеграцию противоположностей, завершение гештальтов, усиление внимания к чувствам, работу с мечтами, принятие ответственности за самих себя и преодоление сопротивления развитию. 

Психодрама. 

Классическая психодрама—это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира участников. Она отражает актуальные проблемы клиента и отличается спонтанным поведением участников. Психодрама была основана Я. Морено, одним из создателей движения групповой психотерапии, впервые использовавшим драматические методики в качестве способа изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий. Морено обнаружил, что психодраматическое действие имеет преимущество перед вербализацией в ускорении процесса изучения переживаний и формирования новых отношений и типов поведения. Основные понятия психодрамы: ролевая игра—экспериментирование с «ролями-по-жизни»; творческая спонтанность; катарсис—эмоционально освобождение; теле—двусторонний поток эмоций между всеми участниками; инсайт—новое понимание проблемы.  Основные роли в психодраме: режиссер (терапевт и аналитик); протагонист; вспомогательное «я»; аудитория.  Психодрама обычно начинается с разминки, затем переходит к фазе действия и заканчивается общим обсуждением. Режиссер применяет различные техники для организации представления: монолог—речь действующего лица сценария, чаще всего протагониста, в которой он выражает свои мысли и чувства; двойник (второе «я») -- участник, способный в любой момент заменить протагониста, выполнить его роль; обмен ролями между протагонистом и вспомогательным «я»; отображение—наблюдение протагонистом, как дублер играет его собственную роль.  Целью психодрамы является создание группового климата, в котором было бы возможно максимальное проявление спонтанности, катарсиса и инсайта. Этот подход активно используется разнообразными направлениями психокоррекционных групп.

Телесно-ориентированная терапия. 

Большинство из нас стесняется своего физического «я», относительно не сознавая, как физическое фугкционирование пересекается с личностными особенностями. Прикосновение, в частности, чуждо многим людям, выросшим в условиях западных культур. Телесная терапия включает физический параметр в групповой опыт и помогает восстановить равновесие подходам, делающим акцент на когнитивные, рациональные методы. Она используется как оригинальный метод или в дополнение к вербально-ориентированным групповым подходам. Все виду телесной терапии восходят к В. Райху, который описал, как защитное поведение выражается в напряжении мышц (мышечная броня) и стесненном дыхании. Основные понятия телесной терапии (по А. Лоуэну): энергия—хронические блокировки ее спонтанного течения отражаются в телесной позе, движении, физическом строении; мышечная броня; почва под ногами как характеристика устойчивости, связанной с уверенностью, раскрепощеностью, свободным течением энергии.  Виды используемых процедур: дыхательные и голосовые упражнения для поощрения течения энергии и высвобождения чувств; напряженные позы для диагностики проблем подвижности; двигательные упражнения, поощряющие освобождение примитивных чувств; массаж для снятия напряжения. 

Танцевальная терапия. 

Берет свое начало от творческого танца, но в отличие от него использует неструктурированные двигательные формы и спонтанно освобождающиеся чувства. Целями танцевальной терапии являются: расширение сферы осознания собственного тела; расширение и совершенствование социальных умений; исследование чувств участников; создание глубокого группового опыта.  Фундаментальными для танцевальной терапии являются взаимоотношения между телом и разумом, спонтанными движениями и сознанием, самовыражение личности. Руководитель группы танцевальной терапии выступает как партнер по танцу, режиссер и катализатор событий, их выражение через движение. Он создает безопасную окружающую среду для исследования себя и других, работает над отражением спонтанных движений членов группы, расширением их репертуара движений. Танцевальная терапия применяет структурированные упражнения на расслабление, дыхание, размещение, управление и движение в пространстве. На большинство подходов танцевальной терапии повлияла психоаналитическая теория. 

Терапия искусством. 

Она опиралась на идею Фрейда о том, что внутреннее «я» может быть выражено при помощи спонтанного рисования, лепки, живописи. Терапия искусством может служить способом освобождения от конфликтов и переживаний; ускорителем терапевтического процесса; вспомогательным средством для диагностической работы; средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности, расширения способов самовыражения и сублимации—непрямого удовлетворения антисоциальных импульсов. Руководители групп терапии искусством поощряют свободные ассоциации членов групп, их попытки самостоятельно понять значение собственных работ. Некоторые упражнения заключаются в совместной групповой работе. Руководители групп гуманистической ориентации подчеркивают значимость процесса творческой работы и не придают большого значения конечному результату. Они стимулируют членов группы доверять своему собственному восприятию и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью остальных членов группы. В настоящее время терапия искусством широко используется как самостоятельно, так и в комплексе с другими методами и постепенно отдаляется от своей психоаналитической первоосновы. 

Тренинг умений. 

Поведенческая модель обучения была создана в лабораторных условиях и ведет свое происхождение от метода условных рефлексов Павлова и оперантного обуславливания Скиннера. В прошлом поведенческие группы больше полагались на индивидуальные методы, используемые в группе, но за последнее время созданы другие, использующие потенциальные возможности группы для достижения поведенческих изменений у отдельных участников. Группы тренинга умений используют такие бихевиористские понятия, как сосредоточенность на наблюдаемом поведении и учебная модель решения проблем, основанная на усвоении важных для развития участников жизненных умений. Пример процедур, типичных для тренинга умений, дает группа тренинга уверенности в себе. Они включают в себя оценку сильных и слабых сторон уверенности, определение параметров уверенного поведения и репетицию поведения, в которой осуществляется ролевое проигрывание трудных ситуаций. Процедура репетиции поведения состоит из моделирования, инструктажа и подкрепления. Для снижения чрезмерной тревоги часто используют приемы релаксации и десенсибилизации, а также когнитивное переструктурирование, которое включает исследование иррациональных убеждений и систематическое замещение их рациональными представлениями. Также обычной методикой для групп тренинга умений является домашняя работа (дневники, поведенческие задания).

Одним из преимуществ поведенчески ориентированных групп является постоянное использование текущих исследовательских оценок. Существуют доказательства, что группы тренинга уверенности в себе ведут к большей свободе человека, повышению его самооценки, что связано с увеличением поведенческого потенциала членов группы. 

В настоящее время вышеперечисленные методы и техники все чаще используются в работе со здоровыми людьми, желающими расширить свой опыт познания себя, других людей, взаимодействия с ними. Особенно неоценим такой опыт в юношеском возрасте, в период, наиболее благоприятный для личностного развития. И естественно, что перед специалистом встает задача интеграции заимствуемых из разных подходов средств (и, возможно, изобретаемых самостоятельно) в некую целостность, кстати, необязательно непротиворечивую. Этим достигается наиболее эффективный подход к конкретным задачам и проблемам, которые приходится решать. Ведь человек предстает перед психологом в целостности поведенческих, эмоциональных, когнитивных и телесных проявлений, а это предъявляет особые требования к профессиональной компетенции практика, так как он по этой причине не может порой ограничиться строгими рамками одного подхода. Эта большая синтетическая работа может выполняться стихийно, на эмпирическом уровне. Однако, наверное лучше для дела, если она рефлексируется специалистом-психологом, что позволяет более эффективно осуществлять практическую работу, планировать ожидаемые изменения и прогнозировать результат оказываемого воздействия. Поэтому мы так подробно остановились на классификации и характеристике разнообразных форм и методов группового активного социально-психологического обучения и развития. Высокая эффективность групповых методов основывается на общих социально-психологических механизмах воздействия группы на личность, которые будут рассмотрены далее. 



Страница сформирована за 0.82 сек
SQL запросов: 169