УПП

Цитата момента



Никогда не теряй терпения - это последний ключ, открывающий двери.
Антуан де Сент-Экзюпери

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Вадим Шефнер «Слова»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/israil/
Израиль
     Занятие 1 (вводное). Знакомство.

     Цель: формирование группы, предварительное знакомство участников, проведение констатирующего исследования, принятия клубных порядков и правил, создание первого положительного опыта общения в группе.

     Содержание:

     1) Рассказ ведущего о клубе и предстоящем цикле занятий, в который включались короткие выступления тех, кто ранее участвовал в занятиях. Эта предварительная беседа не только проинформировала участников, но и помогла снять излишнее напряжение, а неформальные высказывания "старичков" создали положительный эмоциональный настрой, помогли установлению первичного контакта в группе.

     2) Знакомство с участниками: их краткое представление, несколько неформальных слов о себе, о мотивах прихода в клуб, ожиданиях и так далее. Это небольшое упражнение оказалось своеобразным тренингом самопрезентации для участников, их первым испытанием; с другой стороны, позволило участникам присмотреться друг к другу, создало доброжелательную атмосферу, настроило на активное участие в предстоящих занятиях, стимулировало процессы рефлексии.

     3) Знакомство участников с клубными порядками, ритуалами и нормами общения, разъяснение непонятных моментов, договоренность о соблюдении этих правил дисциплинировало участников с первых шагов в клубе, способстввовало созданию конструктивной, рабочей атмосферы, благоприятного психологического климата, групповой сплоченности.

     4) Ритуал приветствия, минута встреч (см. выше). Внимание акцентировалось на открытости в общении, искренности, чувствах участников, их телесных ощущениях, принципе "здесь и сейчас". Участники настраивались на теплоту, принятие, доброжелательный интерес к окружающим.

     5) Обмен участников впечатлениями (по желанию) помог разрядить напряжение, вызванное упражнением, осознать полученный участниками опыт, настроил на предстоящую серьезную работу по самопознанию и самоизменению.

     6) Методика "проблемных вопросов": участники получали вопросник (см. Приложение 6), где в графе напротив каждого вопроса отмечали свое отношение к проблеме. Затем организовывалось общение в парах на онове вопросника: участникам предлагалось обсудить интересующие их проблемы и на основании этого попробовать почувствовать собеседника, найти в нем единомышленника. Организованное таким образом общение, затронувшее актуальные для участников проблемы, заставило их задуматься о своем отношении к ним, помогло углубить контакт с некоторыми из участников, прочувствовать на собственном опыте фразу "сколько людей, столько и мнений", способствовало раскрепощению, переходу на более свободный, неформальный уровень общения. Кроме того, данная методика выполнила роль констатирующего исследования в эксперименте.

     7) По желанию -- обмен впечатлениями (см. выше).

     8) Заполнение "анкеты новичка" (см. Приложение 2) с целью изучения мотивации прихода в клуб и ее повышения.

     9) Поскольку позволило время и участники занятия были активны, мы организовали подвижные игры ("Третий лишний", "Пустое место"), которые окончательно "растопили" группу, вызвали массу положительных эмоций и сблизили участников.

     10) Ритуал завершения занятия помог подвести итог полученному опыту, настроил на позитивное ожидание следующего занятия.

     Данное занятие имело предварительный настроечный характер, погружало участников в атмосферу клуба и формировало первое впечатление о нем, поэтому важную роль сыграло получение положительного опыта общения в группе, общий доброжелательный и рабочий настрой, создать который помогли постоянные члены клуба: они задавали тон в обсуждении, помогали участникам начать высказываться, разъясняли смысл правил и порядков,-- словом, вели себя, как радушные, гостеприимные хозяева, благодаря чему новички быстро освоились и адаптировались в клубе. Это еще раз подчеркивает, что в клубе сложилась благоприятная атмосфера, и большую роль в ее создании сыграли различные методы работы с группой во время занятий. 

     Занятие 2. Моя и твоя уникальность.

     Цель: продолжить знакомство участников, активизировать процессы самопознания, оказать воздействие на дальнейшее формирование благоприятного социально-психологического климата в группе.

     Содержание:

     1) Ритуал начала занятий. Минута встреч.

     2) Медитация "Моя уникальность" помогла участникам сосредоточиться для выполнения дальнейших упражнений.

     3) Письменное размышление "Моя уникальность" позволило обобщить предыдущий жизненный опыт, подготовило участников к дальнейшей работе.

     4) Упражнение "Интервью" в парах. Задача участников: в течение ограниченного времени получить как можно больше информации друг о друге. Эта стрессовая ситуация сняла барьеры перед незнакомым собеседником, активизировала общение. Кроме того, ситуация выбора пары для работы демонстрировала привычную для участников позицию в общении: кто-то активно шел на контакт, сам выбирал, с кем ему общаться, а кто-то оказался в стороне, пассивно выжидал. Эти моменты были отражены в последующем обсуждении, послужили пищей для размышления участников, что способствовало в дальнейшем изменению коммуникативных установок у некоторых из них.

     5) Упражнение "Этот чудесный загадочный человек". В микрогруппах из 2-3 пар участники рассказывали о партнере по предыдущему заданию, причем не столько факты, сколько свое впечатление от личности (по принципу перцептивно-ориентированного тренинга [33]). Это способствовало расширению и углублению контактов участников, их взаимопониманию, получению ими первых обратных связей -- информации о том, как их воспринимают окружающие, развитию интереса к личности другого человека. По окончании в микрогруппах организовыывался обмен переживаниями: кто как себя чувствовал, когда рассказывали о нем, что заставило задуматься и так далее. Это развивало навык самоанализа, способность замечать свои чувства и рассказывать о них, способствовало самораскрытию участников.

     6) Игра "Могу ли я представить, или Наши социальные роли". В тех же микрогруппах. Ведущим предлагалась короткая настройка, чтобы присмотреться к окружающим, отметить их характерные черты лица, затем перечислялся ряд ярких образов, а участниками в микрогруппах выбирался наиболее подходящий под этот образ человек. Упражнение вызвало массу впечатлений и эмоций, дало участникам ценную информацию о том, как их воспринмают, подвело к осознанию своих "ролей-по-жизни", способствовало развитию социальной перцепции, помогло осознать свое отношение к окружающим.

     7) Демонстрационное упражнение "В центре внимания": опытный участник показывал пример самораскрытия, рассказывая о себе так, чтобы остальные могли его почувствовать, отвечал на вопросы. Это позволило остальным участникам убедиться в безопасности самораскрытия в группе, "примерить" этот опыт на себя, попробовать себя в диагностике внутреннего состояния человека по внешнему проявлению. Для самого же "демонстратора" это был хороший тренинг уверенности в себе, способности к самораскрытию,а так же способ получения обратной связи.

     8) Перерыв.

     9) Медитация "Что мне нужно для счастья?" вернула участников к ситуации занятия, вызвала положительные эмоции, что способствовало успешному проведению дальнейших упражнений.

     10) Карусель "Дарим подарки". Парные встречи в общем кругу под музыку с размышлением: что бы могло сделать этого человека счастливым? После нескольких таких встреч -- инструкция: дарим друг другу подарки. Упражнение проходило на высоком эмоциональном подъеме, создало в группе теплую, доброжелательную атмосферу.

     11) Ритуал окончания занятия. Минута благодарности проходила очень оживленно, количество контактов в группе возросло.

     Данное занятие о многом опиралось на концепцию встречи и обратной связи, способствовало наработке положительного группового опыта, развитию социальной перцепции, межличностных отношений в группе, ее сплочению и созданию благоприятного психологического климата. Кроме того, оно активизировало переживание себя и окружающих как уникальных, самоценных личностей, способствовало самоанализу и самораскрытию. 

     Занятие 3. Контакт.

     Цель: расширить представление о себе как психофизическом единстве, продолжить формирование доверительной атмосферы, безопасности и чувства защащенности на тренинговом пространстве у участников.

     Содержание:

     1) Ритуал начала занятия. Минута встреч.

     2) Обсуждение, кто как себя проявил. Выяснилось, что в ситуации встреч многие участники испытывают страх перед самораскрытием, начинают играть в "светскую беседу". Поднялась тема напряжения, связанного с недоверием к людям, что позволило перейти к следующей части занятия.

     3) Релаксационный тренинг. Эта разновидность тренинга умений использовалась для получения участниками опыта релаксации, снижения ситуативной тревожности. Кроме того, он обеспечил погружение в занятие, переход к следующему упражнению.

     4) Доверие (упражнение "Слепой и поводырь"). Методика заимствована из практики группы встреч. Участники образовывали пары с теми, кого знали меньше всего, и один человек становился ведущим, а другой -- ведомым; ведомый закрывал глаза. Через 15-20 минут происходила смена ролей. Упражнение использовалось для расширения сенсорного осознания участников, развития межличностного доверия, чувства безопасности в группе и вызвало сильные эмоции. По окончании происходил обмен впечатлениями в парах, в котором обращалось внимание на то, как себя чувствовали партнеры, когда были вынуждены полностью доверять другому человеку, берущему на себя ответственность за них.

     5) Обмен впечатлениями (по желанию). Участникам было необходимо поделиться впечатлениями, осознать полученный опыт доверия.

     6) Перерыв.

     7) Медитация "Контакт с реальностью". За основу была взята техника гештальттерапии "зоны осознания". Участникам предлагалось попеременно осознать три зоны контакта: внешнюю (что ты видишь, слышишь в данный момент?), внутреннюю (что ты чувствуешь, переживаешь, ощущаешь?) и так называемую среднюю (о чем сейчас думаешь?). Помогла сосредоточить внимание участников на собственных переживаниях, на непосредственном восприятии "здесь и сейчас".

     8) Карусель контактов, со сменой пар и сосредоточенностью внимания на партнере по "зонам осознания": непосредственное безоценочное внешнее восприятие; ощущения, чувства, вызываемые пребыванием рядом с ним; мысленные оценки этого человека. После каждого контакта -- обмен впечатлениями. Упражнение способствовало углублению межличностного восприятия, получению обратных смвязей, осознанию отношения к окружающим.

     9) Обмен впечатлениями по кругу: что мне дало занятие, что я понял, чему научился. Способствовал самоанализу, рефлексии наметившихся изменений, обмену опытом между участниками, ведь каждый пережил что-то свое.

     10) Ритуал окончания занятия.

     Данное занятие способствовало расширению и углублению контакта участников с самими собой, между собой и с окружающим миром, осознанию этих взаимоотношений и возможных проблем, сблизило участников, вызвало массу новых глубоких впечатлений и размышлений. 

     Занятие 4. Я доверяю тебе?

     Цель: продолжить формирование атмосферы и открытости.

     Содержание:

     1) Ритуал начала занятий. Минута встреч.

     2) Обсуждение проблемы доверия позволило каждому задуматься: что означает доверие для меня? доверяю ли я людям в группе? в жизни?

     3) "Я доверяю тебе?" В этом упражнении каждый должен был встретиться с каждым и поделиться тем, насколько он доверяет ему, соблюдая принципы внимания к чувствам, открытости, искренности, "здесь и сейчас" (см. концепцию группы встреч). Это было очень сильное упражнение, поскольку способствовало осознанию собственного отношения к окружающим, установок по отношению к ним и, с другой стороны, показывало, как они воспринимают тебя. Участники отметили по окончании, что стали больше доверять друг другу и поняли, что могут больше доверять и другим людям, поскольку часто недоверие основано на иррациональном страхе.

     4) Перерыв.

     5) "Листок за спиной". Это форма обратной связи, имеющая следующие особенности: написать можно то, что трудно сказать в глаза; эти впечатления участники могут анализировать, перечитывая вне занятий. Упражнение проходило с энтузиазмом, эмоцональном подъемом, а сформировавшаяся атмосфера открытости способствовала обмену подлинными впечатлениями о людях.

     6) Ритуал окончания занятия. 

     Занятие 5. Какие мы? Формулируем проблемы.

     Цель: формирование мотивации саморазвития.

     Содержание:

     1) Ритуал начала занятий. Минута встреч.

     2) Письменное размышление: с чем я пришел в клуб? какие проблемы хочу решить? Запустило процессы самоанализа, подготовило материал для основной части занятия.

     3) Объединение в пары по принципу наибольшего взаимопонимания. Поскольку участники к этому времени хорошо узнали друг друга, в группе достаточно развились межличностные отношения, выполнение задания не вызвало затруднения.

     4) Зачем нам клуб? Составление парного самоотчета с учетом предыдущих записей.

     5) Обсуждение в микрогруппах из 2-3 пар: проблемы и пути решения.

     6) Доклады.

     Эта часть занятия имела не только диагностический, но в какой-то мере и терапевтический эффект. Открытое обсуждение значимых проблем помогало изменить взгляд на них. Участники увидели, что они не одиноки, что их проблемы, которые они зачастую представляли уникальными, таковыми не являются и их можно решить. Кроме того, атмосфера поддержки и взаимопомощи вселила уверенность в участников.

     7) Перерыв.

     8) "Открытый стул". Один из участников находился в центре внимания группы, остальные формулировали свои впечатления о нем, предположения о его внутренних проблемах. Предыдущие занятия создали условия для самораскрытия участников, открытого обсуждения проблем, получения искренних обратных связей.

     9) Во время подведения итогов звучали теплые слова благодарности группе за возможность открыться, осознать свои проблемы, получить помощь и поддержку для их решения.

     10) Ритуал окончания занятия. 

     Занятие 6. Учимся строить отношения.

     Цель: анализ взаимоотношений участников, опыт их открытого, бесконфликтного обсуждения.

     Содержание:

     1) Ритуал начала занятий. Минута встреч.

     2) Обсуждение: как складываются отношения в группе? в жизни? Все ли нас устраивает? В клубе существует правило открыто обсуждать взаимоотношения друг с другом, а не "играть в прятки". Готовы ли вы к этому? Эта идея была встречена с энтузиазмом, поэтому естественным был переход к следующему заданию.

     3) Карусель "Наши отношения". Все ли нас устраивает? Хотим ли мы нравиться друг другу больше? Что нам надо для этого сделать? Ответы на эти вопросы стали не просто очередной обратной связью, а шагом к установлению более глубоких дружеских отношений.

     4) Как выяснять отношения? Обсуждался конфликтный способ и возможность обходиться без ссор. Участники отметили, что им бы хотелось конструктивно обсуждать взаимоотношения, но не хватает опыта, что обусловило переход к следующей части занятия.

     5) Тренинг выяснения отношений. В нашем случае не создавалась игровая ситуация: участники работали с реальными отношениями в группе. Задача состояла в выборе партнера, с кем бы хотелось реально улучшить отношения, и обсуждении возможности этого. В результате участники получили опыт бесконфликтного решения проблемы, реально улучшили взаимоотношения в группе.

     6) Перерыв.

     7) Карусель "Я боюсь в тебе… Мне нравится в тебе…" помогла участникам осознать отношение к окружающим, страхи, коммуникативные установки, преодолеть еще существующие барьеры в отношениях между участниками.

     8) "Открытый стул". В центре внимания группы находился участник, которому остальные высказывали свое отношение. Благодаря предыдущим занятиям обратные связи отличались искренностью и глубиной, а у тех, кто работал в центре внимания, повышалась уверенность в себе, степень принятия себя, происходило осознание причин, которые создают барьеры во взаимоотношениях с окружающими.

     9) Ритуал окончания занятия. 

     Занятие 7. Теплота, открытость и доверие.

     Цель: активизировать процессы эмпатии, способствовать ее открытому выражению; получения участниками опыта самоизменения.

     Содержание:

     1) Ритуал начала занятий. Минута встреч.

     2) Кого ты сегодня согрел? Обсуждение: умеем ли мы дарить тепло? Понимаем ли, как в этом нуждаются люди?

     3) Игра "Пожалей маленького". Участники работали в парах, где один выступал в роли обиженного ребенка, а другой -- в роли утешающего взрослого. Затем происходила смена ролей. Это упражнение вызвало сильные эмоции, активизировало процессы эмпатии, выражения тепла, сочувствия, заботы участниками, а также затронуло детские переживания, способствовало их отреагированию.

     4) В процессе обсуждения переживаний встал вопрос о роли прикосновения в выражении тепла, сочувствия и о том, что потребность в прикосновении в нашей культуре фрустрирована. Это послужило основой для следующего упражнения.

     5) Выбор степени доверия. Осуществление этого выбора выражалось с помощью физического контакта между участниками: недоверие -- отсутствие контакта, желание доверять -- дать друг другу руки, доверие -- обьятие. Упражнение организовывалось таким образом, чтобы каждый мог встретиться с каждым. Особое внимание обращалось на чувства участников. Упражнение способствовало осознанию собственных барьеров, учило выражению чувств с помощью прикосновения, способствовало осознанию их значимости в общении, включило физический параметр в групповой опыт.

     6) Перерыв.

     7) Падение на руки в парах. Упражнение, как и многие предыдущие, взято из практики группы встреч и также дает великолепную возможность для изучения внутренних барьеров, препятствующих доверию, и их преодолению.

     8) "Падение в пропасть". С помощью предыдущих упражнений участники установили свои барьеры, мешающие доверять и строить отношения. Поэтому им предлагалось получить опыт изменения своих установок, преодоления внутренних барьеров и страхов. Участник должен был упасть со стола на руки остальных членов группы (6-8 человек). Выполнение упражнение сопровождалось сильными эмоциями и вселило в участников уверенность в своих силах, в том, что они способны справиться со своими страхами и проблемами.

     9) Ритуал окончания занятия. 

     Занятие 8 (итоговое). Что дальше?

     Цель: подведение итогов цикла, проведение заключительных исследований и закрепление мотивации саморазвития.

     Содержание:

     1) Ритуал начала занятий. Минута встреч.

     2) В общем кругу -- итоговое обсуждение: что я получил от занятий, что мне удалось изменить, чего достигнуть.

     3) Проведение исследования (методика "проблемных вопросов", написание самоотчетов).

     4) Перерыв.

     5) "Открытый стул". Высказывание впечатлений и отношения группы к каждому участнику. Подчеркивалось изменение этого отношения в процессе занятий.

     6) Заключительная медитация "Что дальше?"

     7) Ритуал окончания занятия проходил с большой теплотой и открытостью по отношению друг к другу.

     В процессе занятия участниками подчеркивалось, что благодаря циклу "Контакт-группы" они учились открытости, доверию, умению проявлять теплые чувства, заботу по отношению к окружающим. Отмечалась большая роль атмосферы группы, ее сплоченность. Участники высказали стремление продолжать в дальнейшем посещение занятий клуба.  

     Проведенный цикл занятий "Контакт-группы" составил центральную часть экспериментального исследования, целью которого было выявление роли использованных методов группового психологического воздействия в создании воспитательной среды, благоприятной для форирования личности в юношеском возрасте. Эффективность этих методов была подтверждена в ходе исследования мотиваций участников занятий, их отношение к общечеловеческим ценностям и проблемам, а также на основании самоотчетов уастников. 

     Исследование мотиваций.

     Констатация исходного уровня мотивация проводилась на организационном собрании клуба с помощью "анкеты новичка" (см. Приложение 2). В этой анкете участникам предлагалось ответить на вопрос "Что привело меня в клуб?" На этот вопрос ответило 10 участников. Анализ ответов позволил условно разделить их на следующие три категории (см. Приложение 3):

     Блок 1. "Случайный": 30%.

     Это категория ответов, где подчеркивается случайный характер прихода в клуб: любопытство, скука, "за компанию", задействованы слабые мотивы.

     Блок 2. "Общение": 40%.

     Здесь задействован мотив поиска аффилиативного общения с единомышленниками в доброжелательной атмосфере. Поскольку эти мотивы продиктованы актуальными потребностями данной возрастной категории, а также имеет место осознание этих потребностей, налицо более высокий уровень мотивации, чем в первом случае.

     Блок 3. "Проблемный": 30%.

     В этих ответах подчеркивается стремление решить посредством занятий в клубе "проблемы личного характера". Занятия в клубе приобретают глубокий личностный смысл, налицо высокий уровень осознания своих насущных потребностей и мотивации.

     Нельзя не отметить в целом довольно высокий уровень прихода в клуб молодежи, интересующейся практической психологией, обладающей достаточным уровнем личностного развития и стремлением к самопознанию и самосовершенствованию.  Это подстверждает и повторное исследование мотивации, которое проводилось на вводном занятии цикла "Контакт-группы". Участникам предлагалась анкета с уточненным вариантом вопроса: "Что ты хочешь получить от занятий в клубе: чему научиться, чего достигнуть, и так далее?" (см. Приложение 4). В исследовании приняло участие 20 человек, ответы которых распределились следующим образом:

     1. Блок "Общение".

     Наиболее значимый мотив, упоминавшийся в 65% случаев.

     2. Блок "Решение проблем".

     Так же, как и в предыдущем исследовании, был отмечен 40% участников.

     3. Блок "Познавательный".

     Следует отметить появление этого блока мотивов, не упоминавшегося в предыдущем исследовании. Он оказался достаточно многочисленным -- 35% опрошенных, причем 10% от общего числа участников указывали на стремление к самопознанию, и 25% -- на стремление к познанию "психологии людей". Второй мотив более распространен, так как воспринимается как более безопасный для сохранности собственного "я" и не подразумевает усилий по самоизменению, хотя знания предполагается использовать на практике ("в жизни пригодится") для лучшей адаптации в мире людей. Появление мотива самопознания характеризует более высокий уровень мотивации, так как, с одной стороны, он расценивается как более опасный, представляющий угрозу для "я" ("а вдруг я узнаю что-то о себе, что мне не понравится?"), тем более в условиях группы ("Все увидят мою слабость"); с другой стороны, эта ситуация личностного риска необходима молодому человеку для строительства адекватного образа "я", развития личности и решения возрастных задач.

     4. Блок "Жизненная философия".

     Так можно охарактеризовать ряд ответов, которые выдвинули в качестве мотивов общие цели прихода в клуб: "Почувствовать себя счастливой", "Научиться любить людей", "Понять, в чем смысл жизни". Эти мотивы выдвинули 20% опрошенных. Наличие данного блока -- отличительная черта юношеского возраста и свидетельствует, с одной стороны, о достаточном уровне личностной зрелости, с другой стороны -- подчеркивает склонность молодых людей к абстрактному философствованию. Это очень важный мотив, так как говорит о готовности молодых людей к раьоте над собой, значимости для них этой работы.

     5. Блок "Неопределенных ответов".

     Составил всего 10%. 

     Исходя из количества упомянутых мотивов и уровня их значимости, ответы можно также поделить на блоки, характеризующие общий уровень мотивации участников:

     -- высокий уровень -- 30% -- задействовано более двух мотивов из разных блоков;

     -- выше среднего -- 30% -- задействовано два мотива из разных блоков или не менее трех мотивов одного блока;

     -- средний уровень -- 30% -- задействовано менее трех мотивов одного блока;

     -- низкий уровень -- 10% -- неопределенные ответы. 

     Таким образом, можно отметить в целов более высокий уровень мотивации участников занятия по сравнению с предыдущим, большую дифференцированность и разнообразие мотивов, задействование в ответах более одного мотива, рост степени зрелости и осознанности мотивации, ее возрастной специфичности. Это говорит о том, что еще до начала занятий цикла у участников благодаря предварительным встречам в клубе была сформирована мотивация достаточно высокого уровня, запущены процессы самопознания и рефлексии, что можно расценить как один из моментов оптимизации развития личности в условиях клуба. Кроме того, участники, имеющие более высокий уровень мотивации и составляющие наиболее "рабочий" контингент группы, ведут ее за собой, обеспечивают успешность занятий, чем благотворно влияют и на остальных, более слабых членов группы, в чем проявляется ее воспитательный эффект.

     Это подстверждает исследование мотивации посещения занятий, проведенная в рамках занятия 5 по теме "Какие мы? Формулируем проблемы", в котором принимали участие 30 членов группы. Процедура проведения исследования была следующей: участнникам предлагалось, уитывая опыт прдыдущих занятий, очертить круг собственных проблем, которые они могут решить в клубе. Затем они объединялись в пары по степени наибольшей душевной близости, и им предлагалось письменно ответить на вопрос "зачем нам клуб?" Специфика данной процедуры заключалась в том, что она, во-первых, сама по себе являлась методикой формирования и развития мотивации; во-вторых, способствовала дальнейшему развитию процессов самопознания и рефлексии; в-третьих, включало в себя компонент значимого общения с близким по духу человеком, что очень важно для данного возрастного этапа; в-четвертых, благодаря этому доверительному общению, возможности поделиться в доброжелательной, безопасной обстановке своими проблемами с понимающим человеком происходил своеобразный эффект катарсиса, взгляд на проблему по-другому; в-пятых, объединение усилий способствовало расширению взгляда как на проблемы, так и на возможности решения; наконец, такая форма работы формирует стремление к самоизменению. Исходя из этого, можно предположить эффективность данной методики, успешному применению которой способствовала созданная к тому времени благоприятная для самораскрытия психологическая атмосфера в группе.

     Результаты исследования этих парных самоотчетов подтверждают вышеизложенные положения. Ответы участников можно также расположить по блокам, хотя это представляет определенную трудность из-за высокого уровня дифференциации мотивов посещения занятий, большого объема эмпирического материала. Участниками были отмечены следующие мотивы посещения занятий клуба (см. Приложение 5):

     1. Блок "Самосовершенствования" -- 100% участников.

     2. Блок "Общение" -- 86.66% участников.

     3. Блок "Эффективная деятельность" -- 60% участников.

     4. Блок "Познавательный" -- 43,33% участников.

     5. Блок "Смысловой" -- 40% участников.

     6. Блок "Самореализация" -- 26.66% участников.

     Данное исследование демонстрирует общий высокий уровень мотивации участия в занятиях, рефлексии и стремления к личностному росту. Более того, из разряда фантазий и общих философских изречений это стремление перешло на уровень конкретных целей, задач и активных действий по их достижению. Об этом свидетельствует как харатер формулировок, тенденция к их дифференциации и конкретизации, так и исчезновение блока случайных, неопределенных ответов, появление блоков "Эффективная деятельность", "Смысловой" и "Самореализация", а также значительное расширение блока "Самосовершенствование", в который перешел проблемный блок, так как проблемы стали формулироваться в позитивном ключе, сама формулировка стала содержать предложение пути решения проблемы. В то же время, первоначально доминировавший блок мотивов "Общение" уступил блоку "Самосовершенствование", трансформировался под его влиянием (см. Приложение 5).

     Таким образом, результаты данного исследования наглядно иллюстрируют роль методик групповой психологической работы в формировании мотивации самопознания и самосовершенствования, в чем проявляется один из факторов благотворного воздействия созданной благодаря этим методикам воспитательной среды клуба на формирование и развитие личности в юношеском возрасте.  



Страница сформирована за 0.94 сек
SQL запросов: 169