АСПСП

Цитата момента



В жизни всегда есть место подвигу. Надо только быть подальше от этого места.
Мнение здравомысляшей мамы

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Пытаясь обезопасить ребенка на будущее, родители учат его не доверять чужим, хитрить, использовать окружающих в своих целях. Ребенок осваивает эти инструменты воздействия и в первую очередь испытывает их на своих ближних. А они-то хотят от него любви и признательности, но только для себя. Но это ошибка. Можно воспитать способность любить, то есть одарить ребенка этим драгоценным качеством, но за ним остается решение, как его использовать.

Дмитрий Морозов. «Воспитание в третьем измерении»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Допустить к защите

Директор центра реализации

Московских межотраслевых программ

Профессор Балбеко А. М.___________

«_______»____________________2005г.

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

Тема: «К вопросу об основных аспектах успешного управления учебной группой. Из опыта работы учебного центра практической психологии «Синтон»

слушатель: Соколов Дмитрий Иванович

группа №

______________

( Подпись )

Научный руководитель:

______________

( Подпись )

Москва 2005 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
Глава 1. О клубе Синтон.

1. Что такое управление?

2. Что такое Клуб практической психологии «Синтон». История Синтона.

3. Оценка успешности клуба практической психологии «Синтон».

4. Задачи Учебного Центра практической психологии «Синтон».

Глава 2. Методы успешного управления в центре "Синтон".

1. Управление учебной группой.

2. Организация учебного процесса.

3. Методологические особенности работы с группой.

4. Принципы работы ведущего группы.

Глава 3. Концептуальные основы деятельности центра «Синтон».

1. Синтон и школа. Применение полученных навыков в повседневной жизни.

2. Синтон и демократия.

Глава 4. Вспомогательные разработки, повышающие эффективность индивидуальной и групповой работы.

1. Кураторы.

2. Домашние встречи.

3. Дистанция.

4. Выездные тренинги.

Заключение.
Приложение.
Список используемой литературы.

Введение.

В самом начале данного исследования мы попытаемся выяснить, что же такое управление вообще. До сих пор в обществе отсутствует единое мнение по этому поводу, одни считают, что всё вокруг сплошное управление, другие, что управление это некий миф. Вероятно, истинно и то и другое, а также нечто посередине. В последние годы участились споры об эффективности управления, поэтому тема успешного управления представляется нам особенно актуальной. Хотя мы будем рассматривать успешное управление только в контексте управления учебной группой и проведения тренингов личностного роста. Мы попытаемся показать, что клуб «Синтон», которому посвящена настоящая работа, представляет собой пример современного и успешного управления. Исходя из доступных статистических исследований (подробнее см. Гл.1, п.3), доказано, что в «Синтоне» используются реально работающие методики, позволяющие человеку развивать свои лидерские качества, расширять диапазон коммуникативности личности, а также использовать организаторские способности. Целью данного исследования является проследить эффективность методик, используемых в «Синтоне», а также выявить методы успешного управления.

 В первой главе дается определение понятию «управление», рассматривается краткая история возникновения клуба, примеры успешного изменения поведения с помощью методик «Синтона», а также формулируются задачи Учебного Центра «Синтон».

 Во второй главе рассматривается процесс управления учебной группой, анализируются успешные методы работы ведущих и проведения тренингов.

Третья глава посвящена концептуальным основам деятельности центра «Синтон».

Четвертая глава рассказывает о важных дополнительных разработках, доказавших свою эффективность в работе центра.

 В заключении подводится итог, и делаются выводы о применимости методик центра «Синтона» в работе с людьми.

 В приложении содержатся выдержки из наиболее интересных отчетов, учащихся,

работающих по самостоятельной программе, называемой «Дистанция». В качестве примера приводится описание мастерской дистанции Н.И. Козлова. Также некоторые отзывы о центре «Синтон».

Глава 1. О клубе Синтон.

1. Что же такое управление?

Словари говорят об этом следующее:

АДМИНИСТРАЦИЯ (от латинского administratio - служба, управление), 1) совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления. 2) Должностные лица управления, руководящий персонал учреждения, предприятия.

Современная энциклопедия

АДМИНИСТРАЦИЯ (от латинского administratio - служба, управление),

1. Распорядительные органы государственного управления, органы исполнительной власти (офиц.). Губернская администрация.

2. собир. Администраторы; должностные лица управления, административный персонал. Фабричная администрация. || Распорядители, ответственные устроители. Администрация выставки.

3. Управление делами несостоятельного должника (офиц.). Администрация по делам несостоятельного должника (такого-то лица или учреждения). Учредить администрацию по делам…

Словарь Ушакова

ПАТРИАРХАТ (отцовское право) — в узком смысле — управление, осуществляемое отцом семейства, в расширительном смысле — управление, сосредоточенное в руках мужчин; доминирующее положение мужчин в семье и обществе.

Исторический словарь

МЕНЕДЖМЕНТ (английское management - управление, заведование, организация), управление производством; совокупность знаний, принципов, средств и форм управления производством в условиях рыночной экономики. Современный менеджмент возник в начале 20 в. в США.

Современная энциклопедия

УПРАВЛЕНИЕ - функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Современная энциклопедия

УПРАВЛЯТЬ

1. Управлять поводьями.

2. кем-чем. Руководить, распоряжаться деятельностью кого-чего-нибудь. Направлять работу кого-чего-нибудь. Управлять государством. Управлять страной. Управлять заводом. Управлять производством. Управлять канцелярией. Управлять оркестром (дирижировать). Управлять служащими. Большевики должны были научиться по-новому, организовать производство и управлять им. История ВКП(б). Управлять хозяйством. Управлять делом. Управлять делами. || Направлять чьи-нибудь поступки, быть побудительной причиной, руководящим началом чего-нибудь. Безумным человеком управляют страсти. Даль.

Словарь Ушакова

Если проще, то можно выделить несколько минимально необходимых составляющих, при наличии которых может возникнуть то, что мы называем управлением.

1. общий контекст, в котором всё происходит: семья, учебная группа, фирма, организация, регион, страна и тд.

2. тот или те, кто управляет: директор, учитель, глава семьи, тренер, лидер группы, президент и тд.

3. тот или те, кем управляют: ученики, студенты, подчинённые, избиратели, толпа и т.д.

4.правила, контракты, договорённости: те писаные и неписаные законы, верования, по которым живут данные группы.

5.цель, миссия, то, что придаёт смысл деятельности и мотивирует участников. Ответ на вопрос «зачем это вообще нужно?».

Ещё можно уточнить, что мы говорим в данной работе не просто об управлении учебной группой, а об управлении успешном.

Это подразумевает достижение поставленных целей, качественную обратную связь, и экологию.

Качественная обратная связь позволяет вовремя скорректировать процесс достижения цели.

 Экология в контексте отношений «выиграл- выиграл» приносит пользу всем участникам общего дела, и какую-то гарантию, что оно будет продолжаться дальше. Применительно к данной работе успешным управлением можно считать достижение участниками психологических тренингов поставленных целей, с наименьшими затратами в нужные сроки, с соблюдением экологии.

2. Что такое Клуб практической психологии «Синтон». История Синтона.

О клубе Синтон.

Что такое Синтон?

Слово «синтон» (ударение на второй слог) — психологический термин, в переводе с латинского «созвучие», «унисон», «гармония». Применительно к психологии: унисон человеческих душ, сердец. «Синтонный» человек — располагающий к себе, умеющий легко располагать к себе других, психологически комфортный в общении. Другими словами — «мастер общения».

Статья Н. И. Козлова «Чем Синтон является, а чем нет».

«-Сейчас по России работает много людей, желающих называть свои клубы «Синтоном», однако, похоже, их произведения часто оказываются, очевидно, чем-то другим: чем-то интересным и нужным, но — не Синтоном. Но тогда, чтобы говорить об этом определеннее, нужно нам самим определить: а что это такое — Синтон? Чем Синтон является, а что — уже не Синтон?

Синтон как общественная организация

Синтон — это не коммерческое мероприятие.

Деньги Синтону нужны, заработок для ведущих — важен, но деньги нужны не только нам, но и тем, с кем мы работаем. Синтон создается не для того, чтобы деньги у людей отбирать, пусть он работает так, чтобы деньги у людей, приходящих в него, появлялись.

Хороший бизнес для Синтона — важен, но содержание работы — важнее.

Одно из очевидных следствий этого — Синтон — не привязывает.

Все коммерчески ориентированные структуры заинтересованы, чтобы их клиенты оставались их клиентами всегда. Синтон же заинтересован в том, чтобы человек прошел Синтон самым внимательным образом, взял его себе в душу — навсегда! — и пошел по жизни уже дальше вполне самостоятельно.

Что не исключает возможности, уйдя из Синтона, время от время в Синтон возвращаться и Синтоном подпитываться.

Синтон не досуговое (развлекательное) учреждение, а школа жизни.

Люди будут платить за хорошо (ярко, весело и легко) проведенное время, тем более, если от была еще и какая-то польза. Но это — не путь Синтона. Синтон — не развлекаловка, не способ заполнения досуга.

Да, люди в Синтоне хорошо провели время, но результат, кроме кайфа? Каков твердый, остающийся для жизни, остаток?

Синтон должен учить, и результат этой учебы — душевная и духовная культура. Философия жизни, выбранная осознанно и дающая человеку свободу и высокие нравственные ориентиры.

Однако, если эту школу жизни мы сможем делать более ярко и привлекательно, чем налетает на человека уличная развлекаловка, то — ура!

Синтон — не сфера обслуживания, а «воспитательное учреждение».

Без богатого душевного инструментария сделаешь в жизни мало, но задача Синтона — не только дать набор душевных инструментов, но и поставить человеку духовный, нравственный стержень.

Позиция: «Мое дело дать вам инструменты, а что вы будете с ними делать — выбор ваш», для Синтона это позиция неправильна. Дать только инструменты умному — мало, он достоин большего, а вооружать дурака — вообще не дело.

Синтон со вниманием относится к тому, что люди хотят от Синтона, но Синтон хорошо знает и то, что он хочет от людей. Синтон — воспитывает, и если есть возможность сменить человеку ценности на более высокие — Синтон это делать должен. У Синтона — активная нравственная направленность.

Синтон как философия

Синтон — это не метафизика.

Синтону совершенно не интересны лекции об устройстве мире, будь то мир бизнеса или мир тонких энергий, тем более он не вступает в спор по этим предметам и не увлекает людей этими бесплодным трепом.

Девять или двенадцать чакр у человека и как они правильно называются — какая лично вам от этого разница? Эта жизнь единственная или очередная в веренице — что вам за дело, если вы хотите прожить свою сегодняшнюю жизнь наилучшим образом?

Синтон интересуется устройством мире лишь в том объеме, который необходим для разумного и эффективного в нем действования.

Синтон — это не религия и не эзотерика.

Синтон не интересуется кармой и другими высшими силами, не собирается, решать, добрые они или нет, любит нас Бог или Вселенная или наказывает, и ни на какие высшие силы полагаться не призывает. В Синтоне полагают, что Бог человеку — он сам, вселенная за человека ничего не решит, миссию ему не подарит, и единственный, кто решит (или умножит) человеку его проблемы — это также он сам.

Синтон — это провозглашение ценности Свободы.

Если ноги ведут человека не туда, а руки берут не свое — это прискорбно, но если для предупреждения этого человеку отрубить (ну ладно, связать) руки и ноги, человека просто не станет: он станет обрубком или мумией.

Что в результате обычного воспитания, как правило, и происходит.

И когда такой человек приходит в Синтон, Синтон его перевоспитывает, перевоспитывает — к свободе. Это первая задача Синтона — дать человеку свободу, дать возможность видеть богатства и выборы этого мира, научить его брать из жизни то, что решает он сам. Самому вести себя по жизни.

Синтон — не узда, а освобождение. Но —  Синтон — это не индивидуализм и не философия самоактуализации.

Синтон знает, что рядом с нами — тоже люди, и жизнь твоя не ценнее других только потому, что она — твоя. Самоактуализация — прекрасно, но мало. Сделай не только свою жизнь, но и жизнь вокруг себя.

 Вот, например, человек говорит (по сути, цитируя Сенеку): «Что думать о смерти? Пока я жив — смерти нет, я умер — смерть мне не страшна». Все верно, но только с позиция «Я». А если вспомнить, что ты живешь в окружении других людей, то тогда твоя жизнь (или смерть) касается уже не только тебя. Тогда это — не только твой вопрос.

Синтон работает в сфере нравственности, и его элементарная забота — чтобы из него выходили люди более порядочные и ответственные, чем в него пришли.

Философия самоактуализации как путь к личностной свободе и полному самовыражению Синтону близок, но для нас это только средство, ступенька, а не цель и не высшая ценность. Для чего ты будешь свободным и богатым, куда ты направишь свою свободу и энергию?

Синтон — это не свобода ОТ, это — свобода ДЛЯ.

Свобода для того, чтобы жизнь вокруг нас расцветала, а не гибла, чтобы люди не гнили, а становились богаче — материально, душевно и духовно.

Синтон — это ценность жизни как жизни Человеческой.

Синтон полагает, что человеку жить как здоровое животное - естественно и нормально, но есть цели и способы жизни выше — человеку жить как Человек. Заботиться не только о себе и своей стае, но и о других достойных людях. Творить, а не просто потреблять; дарить, а не отбирать; строить, а не разрушать.

Синтон как психологическое направление

Синтон — это не целительство и не психотерапия.

Людей слабых и больных, с психосоматическими и серьезными душевными проблемами — много. Эти люди действительно нуждаются в

квалифицированной медицинской и психотерапевтической помощи, но это не совсем наш контингент. И если мы будем концентрированно собирать в Синтоне людей таких, Синтон скоро превратится из Синтона в душевную лечебницу. Основной контингент Синтона — это душевно здоровые (насколько это реально) люди, и именно они создают синтоновскую среду.

В которой тогда могут с пользой оказываться и люди, нуждающиеся в серьезной душевной помощи и поддержке.

Что касается психотерапии, то, как рабочий момент, как средство — терапия по ходу необходима и возможна, но психотерапия в Синтоне не может и не должна становиться основным содержанием работы.

Тем более, работая с душевными проблемами людей, не учи быть больным и слабым. Если ты центром своей работы делаешь работу с проблемами, ты приучаешь народ: «Если вы хотите, чтобы с вами здесь работали, у вас должны быть проблемы».

Синтон — это не разведение адаптивных и удобных кроликов.

Дураков среди приходящих в Синтон много, и если говорить с ними с умным и уверенным видом и читать им, например наукообразные лекции, они будут вам верить и ходить перед вами (и перед кем вы еще укажите) на задних лапках.

И будут далее отучаться думать, хотя, возможно, начнут с вашей помощью жить, более к реальности приспособлено.

Люди останутся дураками, но станут дураками, к жизни приспособленными.

Вставить новые верования вместо старых — задача не сложная, но мало достойная и не синтоновская. Задача Синтона — отучить человека жить бездумно взятыми от кого-то верованиями и научить человека думать свободно, самостоятельно и серьезно.

Синтон — это психология личностного роста, но в Синтоне это только шаг, а не вершина.

Синтон заботится, чтобы человек рост и мог в полноте реализовать свои личностные потенции, но не считает это всегда безусловным благом и уж точно не вершиной: не очевидно, что все потенции стоит реализовывать, а что-то стоит развивать не потому, что у тебя есть потенции, а потому что это нужно тебе, людям и жизни.

Развивать в себе нечто просто потому, что это развивается — это своеобразная форма развлечения, а Человек может делать и нечто большее.

Синтон — это не психология выживания, а путь строительства Человека.

У выживания и жизни — разные стратегии.

Чтобы приспособиться и выжить, лучше всего выручает эгоизм и верность стае, подавление слабых и унижение перед сильным, манипуляторство и подлость: это нормальная жизнь, точнее животное существование, всех здоровых животных. Синтон же в выборе между благополучным, но гнилым существованием и трудной (или не трудной, а интересной), но обязательно достойной Человеческой жизнью — выбирает Человеческую жизнь.

Синтон — использует бессознательное, но предпочитает жить разумом.

Основная задача бессознательного - задача выживания и приспособления, и разум для существования здорового животного необходим не часто. Иногда он ему оказывается просто помехой. А вот чтобы строить свою жизнь как человеческую, бессознательного будет уже недостаточно (что не отрицает все равно его полезности): необходимо цельное сознание, четкое мышление, ясный разум и сильная воля.

Синтон — это ориентация на достаточно длительную и серьезную работу.

Задача строительства из человека Человека, очевидно, достаточно трудна, и для решения ее Синтон, как правило, ориентируется уже не на разовую помощь, а старается подвигнуть человека на путь строительства себя. Синтон — это не момент лечения заболевшей души. Синтон — это образ жизни.

Синтон — это путь личностного строительства.

Как строительство из живого материала, оно предполагает и психотерапию, и личностный рост, но, тем не менее, настоящая работа Синтона является именно личностным строительством. Люди для Синтона — не высокие заказчики, а личностный материал, из которого Синтон, как мастер, при хорошей работе может сделать что-то стоящее.

Это — грустная констатация.

Естественно, если в Синтон приходит достойный человек, то его заказ в этом и состоит: «Я хочу сделать из себя Человека!» (или еще лучшего Человека), и тогда Синтон и человек оказываются соавторами в деле личностного

строительства.

Это — приятное, но не слишком частое исключение.

И что теперь?

Естественно, пока для нашего Синтона — это не всегда реальность, а скорее декларация и ориентиры. Но если мы согласуем наши ориентиры, они реальностью станут быстрее. Я думаю, что нормально, если часть групп, проходящих в Синтоне, не являются по сути синтоновскими. Они людям нужны — значит, пусть они будут. Нельзя допускать только две вещи:

чтобы в Синтоне были группы, активно противоречащие философии Синтона (в мире достаточно места, чтобы они жили самостоятельно и, по крайней мере, с Синтоном не конфликтовали), и

чтобы не вполне синтоновские, но не противоречащие философии Синтона группы оказывались в Клубе преобладающими (не хочется, чтобы Синтон потерял свое лицо).

Думаю, под этим подпишутся все, кому Синтон, как идея, дорог».

Н.И. Козлов

Есть такая профессия — «успешный человек»

Этому в Синтоне и учат — во всех сферах. Человек — интересный, личность — яркая, друзья — ценят, семья — любит, в деловых отношениях — мастер, с деньгами — порядок, лидер — умелый, предприниматель — крепкий, сотрудник — которого хотят, руководитель — который может.

 Кто занимается в Синтоне?

Наш контингент — перспективная молодежь и взрослые, готовые учиться. Это люди самых разных профессий, увлечений, возрастов, которых объединяет интерес к практической психологии и желание самосовершенствоваться.

Вне занятий — клубная атмосфера:

Интересные люди, великолепная атмосфера общения, танцы, встречи по интересам, выезды на природу, походы, карнавалы, общие праздники!

2. Краткая история возникновения клуба «Синтон».

Учебный Центр Синтон начался с "Маленького принца" — знаменитого на всю страну Клуба культуры общения, возглавляемого известным психологом А.П.Егидесом. Там, в 1981 году Козлов Н.И., работавший тогда преподавателем психологии ИПК Госкоминтуриста, начал вести свои первые тренинги. Тематика — культура и техника общения, грамотное построение межличностных отношений, супружеские взаимоотношения и психология сексуальной жизни. Через два года все почувствовали, что рамки "Маленького принца" стали тесны, и так в 1983 году начал свою самостоятельную жизнь Клуб практической психологии. Название родилось в то же время: термин "синтон" означает "созвучие, унисон", в психологическом смысле этих понятий. А "синтонность" - это умение создавать психологический комфорт в общении и взаимоотношениях.

 Синтон рос, появлялись новые психологи, и каждый год знаменовал рост авторитета Синтона и увеличение численности участников. Ядром Клуба всегда были занятия психологических групп численностью 30-40 человек, которые занимались по 4 часа раз в неделю, и каждый ведущий вел по несколько параллельных групп. С течением времени расширилась и посерьезнела тематика: по сути, современный цикл занятий по "Синтон-программе" уже не только программа психологического развития личности, это настоящий путь самоопределения в жизни, нравственного самовоспитания и духовного роста. Причем духовного роста без обращения к религии - Синтон-программа нейтральна в отношении любых религий.

В настоящее время постоянно занимается в Синтоне в один период времени около 1000 человек (это только в Москве). А получили качественное психологическое обучение и подготовку уже десятки тысяч человек.

Сценарии занятий включают самые разнообразные формы работы: полезные и увлекательные психологические упражнения, живые дискуссии и тематические медитации, анализ конкретных жизненных ситуации, ролевые и деловые игры, психогимнастику и актерский тренинг.

 Кроме взрослых тренингов, были разработаны циклы занятий для детей от 3 до 12 и

подростков от 13 до 15 лет.

В настоящее время Синтон вырос до уровня крупного учебно-методического Центра. Теоретические основы его деятельности отражены в книгах Н.И. Козлова: «Как относиться к себе и людям: практическая психология на каждый день», «Философские сказки для обдумывающих житье», «Истинная правда или учебник для практического психолога по жизни», «Формула личности» (издательство "Питер", серия "Мастера психологии"), «Книга для тех, кому нравится жить», «Формула успеха», «17 мгновений успеха».

Методики занятий подробно прописаны (около 20 методических пособий), и с ними активно знакомятся специалисты, работающие в психолого-педагогическом направлении.

Философско-теоретические обоснования концепции Синтон-программы нашли отражение в диссертации Н.И.Козлова и апробированы на конференциях и научных семинарах.

Министерство образования России одобрило и рекомендует программно-методический комплекс "Практическая психология", разработанный Творческим объединением психологов "Синтон" под руководством Козлова Н.И., для использования в учебном процессе педагогических ВУЗов и училищ Российской Федерации, а также в качестве самостоятельного спецсеминара в педагогических классах общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и колледжей.

 Опыт Учебного Центра и Клуба практической психологии "Синтон" и разработанные в Синтоне методики по психологическому и нравственному воспитанию рекомендованы Комитетом по делам молодежи России к использованию специалистами.

Центр "Синтон" получил статус Городского консультативного учебно-методического Центра Комитета по делам семьи и молодежи при правительстве Москвы.

Учебный Центр и Клуб Синтон награжден дипломом финалиста Национального психологического конкурса "ЗОЛОТАЯ ПСИХЕЯ" в номинации "Лучший проект 2000 года в практической психологии".

Было бы несправедливо умолчать о формировании личности Н.И. Козлова, человека, который как сейчас модно говорить «сделал себя сам», тем более что это формирование шло параллельно с созданием клуба. Уже на этом этапе проявилось несколько методов успешного управления.

Из анкеты:

Основатель клуба «Синтон» Козлов Николай Иванович — профессиональный психолог, получил базовое психологическое образование, окончив в 1979 году факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

Хотя, как пишет сам Николай Иванович в одной из своих книг:

«-На самом деле, это — прямой обман. Сейчас я уже могу признаться, что на самом деле никакой базовой психологической подготовки на факультете психологии МГУ я не получал. Я представляюсь так только для престижа: для того, чтобы не знающие меня люди увидели меня большим и толстым. Уважаемым.

Да, в МГУ на названном факультете я учился и в 1979 году закончил факультет на «отлично», но для реальной психологической работы я не получил там ничего.

Кроме корочки и наглости: вот, окончил, и в дипломе написано: "психолог, преподаватель психологии".

Я изучал на факультете анатомию головного мозга приматов и даже человека, знакомился с тем, что не нравилось советским психологам в несоветских, слушал историю естественно КПСС и так далее, разрешите вас более не утомлять. Поэтому, как психолог, я, скорее, самоучка — как и большинство известных мне настоящих Психологов.

Я - самоучка.

Здесь уже становятся видны как минимум два очень важных, можно сказать, ключевых принципа, далее положенных в основу развития и управления Синтоном.

Первый это отбор информации, не взирая на «авторитетность», «правильность», и т.д., а то, что работает, максимально сжато и конкретно для данного контекста.

Второй самостоятельная работа над собой в выбранных направлениях. См. ниже.

«Как я стал отличником:

Что же я делал на факультете психологии?

В то время как часть моих друзей играла в преф и пили пиво, а другая — зубрила толстые правильные учебники, готовясь к экзаменам, я учился. Учил себя. Учил — многому.

Книги были моими Учителями, но — не учебники по психологии.

Я продолжаю оставаться при убеждении, что вузовские учебники — как минимум, это бездарное времяпрепровождение, а как максимум — вредное компостирование мозгов. Относительно недавно мне пришлось пролистывать наших классиков от психологии (Ананьев, Божович, Выготский, Гальперин, Дубровина… продолжайте по алфавиту). Начал вчитываться — абзац, еще абзац — и вдруг ощутил, как начинает стопориться душа и глушится живое движение мысли. Еще страница, и на увядшую душу упала тяжелая импотенция,… Возможно, я не смогу описать точно, что происходит с мозгами, но характерной особенностью, проявляющейся при длительном

воздействии указанного информационного потока на воспринимающего индивида, оказывается глобальное смысловое отчуждение и носящее преимущественно защитную функцию тотальное разрушение структуры деятельности.

Простите, кажется, уже подействовало…

Как минимум, после этих умных книг общение с людьми определенно затрудняется.

 Но мне повезло, и я в целом — спасся. Помогла подсказка от жизни. В первом семестре первого курса у нас было четыре предмета с экзаменом. По двум из них я добросовестно ходил на лекции и забивал информацией голову, в результате по ним я получил "четыре". На лекции по двум другим я не ходил, но сделал качественные шпаргалки и получил — "пять".

Я сделал правильные выводы, в результате чего факультет окончил практически круглым отличником, а голову и душу от ненужного мне сохранил.

Вы меня осуждаете? Я — тому своему решению рад. Я не был лентяем ни тогда, ни позже, и такой способ учебы (а не безделья) был осознанным выбором. Поэтому я повторю свою позицию:

Не занимайтесь ерундой - не читайте, чего не следует».

Считается, что успешно управлять другими можно, если умеешь успешно управлять собой. Далее появляются принципы гибкости, множества выборов, разностороннего развития личности. Всё это нашло своё выражение в

такой важной части деятельности клуба, как «Дистанция» см. ниже. И выбор чему учится психологу в ВУЗе, на примере Н. И. Козлова на первый взгляд не всегда понятен. Ещё можно понять полезность таких предметов, как скорочтение, умение печатать «вслепую», писать книги интересные думающим людям, но танцы?..

«-В числе того, что в МГУ все-таки составило мою базовую подготовку как психолога, я обязан упомянуть занятия в Школе бальных танцев. Я пришел туда на втором курсе не потому, что любил танцевать, я пришел потому, что танцевать совершенно не умел. Это было настолько очевидно, что после полугода занятий мне было мягко предложено покинуть студию ввиду полной несовместимости меня и танцев. Я, тем не менее, не покинул школу и продолжал учиться двигать ногами и головой, несмотря на исполненные мукой глаза партнерши. Прошел год, и на очередном конкурсе мы с Ирой Щуренковой заняли уже призовое место…

…Интересно, а если бы я тогда, на факультете, учился двигать только извилинами — под аккомпанемент учебников, но не всем телом — под музыку красоты, как бы я сейчас работал: сутулый, угловатый, заторможенный?».

«-Психолог-теоретик такое себе позволить еще может — книги простят, но психолог-практик — в ситуации другой. Чтобы вести психологическую группу, ее надо вначале набрать. Объявления-рекламки работают слабо, куда как результативнее оказывается явление Психолога народу. Правда, народ любит не хануриков, а успешных, бодрых и красивых, и, если вы хотите работать успешно, вы таким быть должны.

В данном случае это не свободный личностный, не вкусовой выбор — это профессиональное требование. То есть то, чему научиться необходимо».



Страница сформирована за 0.78 сек
SQL запросов: 170