УПП

Цитата момента



Золотая рыбка, помещенная на сковородку, увеличивает количество исполняемых желаний до сотни.
Бизнес-план

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Особенность образованных женщин - они почему-то полагают, что их эрудиция, интеллект или творческие успехи неизбежно привлекут к ним внимание мужчин. Эти три пагубные свойства постепенно начинают вытеснять исконно женские - тактичность, деликатность, умение сочувствовать, понимать и воспринимать. Иными словами, изначально женский интеллект должен в первую очередь служить для пущего понимания другого человека…

Кот Бегемот. «99 признаков женщин, знакомиться с которыми не стоит»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009

Открытое письмо Растопчина Виталия Дмитриевича к синтоновцам г. Краснодара и лично Н.И. Козлову. И такой же открытый ответ Николая Ивановича Козлова.

Привет вам, очарованные Синтоном! Я - практический психолог. И как коллега Николая Ивановича Козлова, не могу не восхищаться его детищем. Оригинальный, профессионально-блистательный ум Н.И. создал прекрасный подготовительный класс Школы позитивного мышления, где происходит освобождение от оков предвзятости и псевдосмыслов в жизни. Вот она, долгожданная свобода! Свобода от чего? И для чего? Мой первый опыт погружения в свободно-раскованную атмосферу краснодарского Синтона показал, что для многих это - тусовка, восполняющая дефицит общения, стимулирующая выброс адреналина в кровь и созидающая волны чувственной эйфории на поверхности сознания. А погружение синтоновцев, рискнувших посетить мой семинар, в глубины собственного бессознательного показало полное отсутствие всякого присутствия там Синтона. Внешне - веселое бурление и остроумное искрение оказались карнавальными масками. В глубине же своего сознания вы оставались так же одиноки, недоверчивы, беззаветны и уязвимы. А потому не удовлетворяйтесь, если компанейская легкость и обаятельность кого-то из вас однажды вдруг обернется необязательностью, слабостью или равнодушием к чьей-то конкретной боли. Свободу кто-то поймет, как вседозволенность, а любовь сведет к “занятиям любовью”, которые на самом деле распаляют чувствительность и приводят к душевной пустоте. Вот и Вы, Н.И., подводя итоги, грустно констатируете, что наплодили тысячи жизнерадостно-безответственных индивидуалистов, свободных от любых обязательств и порой бездушно-жестоких в своей свободе. Снимаю шляпу перед вашей честностью и мужеством. Ошибаться может каждый из нас, но много ли сегодня тех, кто признает свои ошибки, да еще публично? Дай Бог вам успеха в строительстве Солнечного дома, но мне кажется, что нечто главное вы все же упускаете из виду. Вы пишете: “Синтон-программа - уникальный цикл групповых занятий по тренингу общения, личностному развитию, социальной адаптации, семьеведению и сексологии”. И тут же: “Это целостная программа духовного развития и нравственного воспитания”. Давайте разберемся. Если это тренинг, основанный на знании психологических особенностей человеческой личности, то, базируясь на этих знаниях, мы с помощью психотехнологий тренируем личность, формируя новые, наиболее адекватные для сегодняшнего дня формы поведения. Но тогда причем здесь духовность, которую компетентные в этой области люди во все века связывали с Духом, - творческой силой, исходящей от Бога. Лейбниц называл эту творческую силу ЭНТЕЛЕХИЯ и связывал с монадой - духовным первоэлементом Вселенной.

Апостол Павел говорил, что у человека “есть тело душевное, есть тело духовное”. Будучи профессионалом. Вы, конечно, знаете о психологии “духовного измерения”, которая оперирует такими понятиями, как “Высшее Я”, “Самость”, “трансцендентные уровни сознания”, считая достижение этого состояния целью психологического развития личности. Одна из психологических метафор рисует сознание человека в виде экипажа, заряженного лошадьми. Они олицетворяют чувства, эмоции, которые являются движущей силой нашей жизни. Разум - это кучер, управляющий лошадьми с помощью вожжей воображения. В экипаже сидит Господин - наше подлинное, духовное Я, которому известно КУДА на самом деле необходимо направить экипаж. Свои пожелания Господин передает кучеру тихим “голосом” интуиции. И если бы кучер прислушался к этому голосу, то направил бы экипаж к подлинной цели - внутреннему Храму души. Но скачут лошади, грохочет экипаж на ухабах предрассудков и ложных убеждений, а кучер, не слыша голоса Господина, а часто и, не подозревая о его наличии, неистово погоняет лошадей, устремляя их в неведомое. Психотехнологии, на мой взгляд, могли бы помочь расчистить дорогу к Храму. Но большинство из них не ставят перед собой такой задачи. А потому они весьма профессионально и эффективно помогают человеку сменить маску несостоятельности на маску уверенности и преуспевания, не затрагивая глубинной сущности человека. И Синтон-программа в этом смысле не исключение. Это действительно великолепно проработанная НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ на пути самосовершенствования. Что в ней хорошо, то хорошо само по себе, а чего нет - того нет. Так что не стоит заигрывать с духовностью. Синтоновцы действительно свободней и раскрепощенней своих родителей - людей моего поколения. И они мне нравятся такими. А письмо мое продиктовано беспокойством за их дальнейшую судьбу. Немногие возьмут на себя тяготу ведения синтон-групп. А что будет с остальными? Не могут же они годами ходить по кругу синтон-программы.

Согласно представлению, синтон-программа ориентирована на нормального, т.е. психически здорового человека. Полноте, Н.И., где это Вы в хронически нравственно больном обществе нашли душевно здоровых людей? Не лукавьте. Современный человек давно и тяжело болеет душой и свидетельством тому мировая история, литература, искусство.

Может ли ему помочь психолог или психотерапевт? Да, если он сам нашел дорогу к Храму и идет по этому пути. Если он приобрел нелегкий опыт разрешения духовных кризисов и ощутил радость соприкосновения со своим Господом -Высшим Я. Мне не ведомо, сколько найдется таковых в среде психологов. Пока что я вижу, как слепые ведут слепых. Противопоставляя разум Духу, мы в борьбе с религиозной догматикой вместе с водой выплеснули Дитя. Но если дорога современной психологии не ведет к Храму, то куда она ведет?

КАМО ГЛЯДЕШИ?

Куда идешь, человек?

С любовью к синтоновцам Краснодара,

Растопчин Виталий Дмитриевич

Открытый ответ Н.И.Козлова

с искренним уважением за требовательное внимание к Синтону и душевное неспокойствие за результаты нашей совместной работы,
Растопчину Виталию Дмитриевичу.

Виталий Дмитриевич критикует коллег психологов и конкретно краснодарский Синтон, на мой взгляд, обоснованно и справедливо.

"Если это тренинг, основанный на знании психологических особенностей человеческой личности, то, базируясь на этих знаниях, мы с помощью психотехнологий тренируем личность, формируя новые, наиболее адекватные для сегодняшнего дня формы поведения. Но тогда при чем здесь духовность?"

Верно, Виталий Дмитриевич, если мы формируем что-то для сегодняшнего дня, духовности в такой работе не будет. Потому что ценности сегодняшнего дня, как очевидно всем, это ценности предельно индивидуальные. Но не в смысле, что они у всех разные, нет, тут все едины: все заботятся о себе, обслуживая себя родного. Ценности сегодняшнего дня — это эгоизм. Дай еще Бог, если это эгоизм цивилизованный, разумный.

  • Я не кусаю тебя — ты не кусай меня. Я тебе услугу — ты мне оплату. Я тебя люблю — взаимно.

Все верно: нормальная современная психология принимает эгоизм как нормальное состояние души и заботится только о том, чтобы при эгоизме каждого люди реже бодались. А иногда даже и кооперировались.

  • Надеюсь, что Синтон ставит себе не только эти задачи.

Суть же письма Виталия Дмитриевича в том, что у Синтона нет правильного пути, а у него — есть. Согласен, в подходе глубинной психологии есть очень удачные и хорошо работающие на определенный контингент ходы, помогающие из больного животного в обличье нормального человека сделать как более здоровое животное, так и иногда настроить его на действительно высокие ценности собственно человеческой жизни.

О чем идет речь? Человек, как нормальное здоровое животное, обычно в жизни ищет лишь возможность поесть, поспать и поиметь. Человек как человек в другом видит тоже человека, а не только пищу, врага или друга для совместного нападения на соседа.

  • Подробнее о человеке как о животном здоровом или испорченном, а также о Человеке и человеке искривленном смотри в "Формуле личности".

Так вот, есть наблюдение: животное своих обычно не убивает. Нормальное животное заботится о своих, однако понятие "свои" весьма лукаво: для нормального деревенского человека "свои" это все деревенские или по крайней мере вся родня, для городского индивидуала — "свои", как правило отец, мать, иногда жена и дети.

  • И то пока ведут себя хорошо.

Границы "своих" весьма расплывчаты, что и дает возможность сделать великолепнейшую фигуру: если человеку сообщить, что "свои" — это не только те, которых он видит на семейных праздниках и похоронах, а, например, все люди, то, глядишь, он ко всем будет относиться не как волк голодный, а как сытый. А если свои — это и птички, и рыбки, и рожь в полях колосится, то человек, глядишь, и природу безобразить не будет.

  • Ура!

И если перед трансом человеку сообщить, что у него сейчас самое глубокое состояние его сознания,

  • то есть против этого уж не попрешь

и если хороший ведущий настроит группу так, чтобы в этом трансе человеку привиделось, что он и мир едины, что все люди — это тоже он, и он — даже эта птичка и тот одинокий кустик, то на выходе из трансе очумевший человек обычно затрудняется ломать кустики: потому что кустик — уже родной. Уже часть его Я. А как же СЕБЯ обижать??

  • Как классно подстроились к эгоизму! Человек и эгоистом остался, и вроде как бережнее к окружающему природному имуществу относится… Хорошо!

Нормально, и если без иронии, то такие инъекции действительно есть вещь полезная. Однако есть ли в этом случае основания говорить, что такой человек встал на путь духовности?

Вы знаете, не уверен.

Для Виталия Дмитриевича "духовность" — понятие центральное. Согласен, как в человеческой культуре, так и в настоящей психологической работе обойти его трудно и едва ли нужно. И именно поэтому я предлагаю с этим понятием разобраться внимательнее.

К истории вопроса: откуда появилось это замечательное слово: "духовность"? Корень его очевиден: верно, оно выросло из слова — дух.

О, дух — это очень известное слово, и, заметим, раньше их было существенно больше, чем ныне. Духи раньше были везде и во всем: были духи воды, духи деревьев, были естественно духи очага и дома в целом.

  • Ну, позже названные "домовые".

Наши предки духов очень уважали и были к ним очень внимательными. Однако делали они это не из любви к природе, а потому что духи — это были Силы: то, что вполне реально влияло на твою жизнь, могло тебя спасти, как фея цветка, а могло и погубить, как какая-нибудь кикимора болотная. Когда духи слали тебе погибель, их боялись, когда духи тебя берегли, их любили. В любом случае — уважали, как уважают любую реальную силу.

Так вот, наши предки жили, окруженные духами, а самым духовным человеком в деревне всегда был Колдун, который со всеми духами был накоротке и постоянно с ними общался.

Потом, однако, пришло христианство и стало настаивать, что духи — это вовсе не духи, никакие тебе не Силы, а так себе мелочевка и вообще нечисть, а супротив них есть общий Дух Самый Большой: Святой Дух. Сила самая сильная и неодолимая, соответственно Господин самый главный. Хозяин. И бояться надо не нечисти, всяких духов нелегальных, а только Главного Духа, Главного Хозяина, по имени Бог.

И тогда "быть духовным" приобрело основной смысл: слушающий Бога. Бог стал воспитателем невоспитанного человечества, а поскольку разумные люди в уста Бога вкладывали совсем не глупые вещи, а заповеди в основном глубокие и добрые, то и духовный человек стал ассоциироваться с тем, кто помнит о вещах глубоких, высоких и добрых.

"Но если дорога современной психологии не ведет к Храму, то куда она ведет?"

Верно, Виталий Дмитриевич, без работы на сверхзадачу, обслуживая лишь скуку и текущие неврозы клиента, психолог работает на тупик. Однако и с Храмом не все так ясно: к какому, уточните, храму должна вести искомая дорога: храму Тантры? Кришны? Храму Бога Иеговы? Вы ведь знаете — это очень разные храмы. Но ведь, кстати — Храмы. И выходит, что без называния Хозяина Храма этот призыв и направление к "Храму вообще" напоминает пустой призыв: "Слушайся начальника!". Слушаюсь. Только какого начальника? Любого начальника? А начальника ОГПУ или Белого братства?

Любой православный священник вас проинформирует, что о духовности можно говорить только в рамках христианской религии, а ваши "трансцендентные уровни сознания" и вся эта якобы духовная эзотерика, расплодившаяся ныне, не духовность вовсе, а бесовское соблазнение.

Не будем наивными: разговор о духовности — это выяснение, кто здесь Хозяин над человеками. Это вопрос о власти направлять чью-то жизнь. Это разборка, кого слушаться, кому служить или — в какую сторону жить, ради кого или чего жить.

  • Вы же понимаете, что дорог у жизни и по жизни очень много.

И именно поэтому христианство не разрешает говорить о духовности эзотерикам и прочим сектантам. Тут, простите, монополия.

Впрочем, эзотерики вместе с Виталием Дмитриевичем играют в ту же монополию и в свою очередь не разрешают говорить о духовности Синтону. Весело, ребята!

  • Вполне в формате рекламно-торгового: "Лучшее и самое высокое человеческое — только у нас! И только для вас! Номер эксклюзивной торговой лицензии такой-то, выдан Самым Главным Министерством".

Не уверен, что какому-то лицу и организации стоит утверждать здесь, в поиске лучшего в человеке, свою монополию. Сетовать, что Синтон только развлекает, но не учит и не растит — Виталий Дмитриевич может. Но настаивать, что воспитать Человека можно только Его путем, путем вовлечения в одну из близких ему религий — едва ли правильно.

Духовность в религиозном исполнении — это некий кривой путь, когда добрые цели предлагают не прямо, а через Высшую Силу. Которая нам это предписывает и которую слушаться обязательно надо.

  • Ну, вы понимаете, почему: не послушаешь — плохо будет. Не сейчас, так потом, и если не в этой жизни, так после нее или в следующей. Но неприятности вам устроят по полной программе.

Верно, через страх людям, как правило, многое доходит быстрее. Однако единственный ли это путь воспитания приличных людей и надо ли практиковать нам его в Синтоне? Естественно, не уверен. По крайнее мере, интерес этого эксперимента под названием Синтон в том и состоит, что мы пытаемся людям дать другие ценности жизни, не запугивая в качестве аргумента Духами и Высшими силами: естественно, разными для каждой религиозной или эзотерической традиции.

О Высших силах по Виталию Дмитриевичу и куда они нас направляют:

"Будучи профессионалом. Вы, конечно, знаете о психологии “духовного измерения”, которая оперирует такими понятиями, как “Высшее Я”, “Самость”, “трансцендентные уровни сознания”, считая достижение этого состояния целью психологического развития личности. Одна из психологических метафор рисует сознание человека в виде экипажа, заряженного лошадьми. Они олицетворяют чувства, эмоции, которые являются движущей силой нашей жизни. Разум - это кучер, управляющий лошадьми с помощью вожжей воображения. В экипаже сидит Господин - наше подлинное, духовное Я, которому известно КУДА на самом деле необходимо направить экипаж. Свои пожелания Господин передает кучеру тихим “голосом” интуиции. И если бы кучер прислушался к этому голосу, то направил бы экипаж к подлинной цели - внутреннему Храму души".

Пытаюсь разобраться, это куда конкретно: к внутреннему Храму души? Это — к людям? Да нет, это "к внутреннему Храму души". Чьей души? Знаете — моей души. То есть куда поедет экипаж? Верно, прежнем маршрутом — к себе возлюбленному.

  • Один из самых, к сожалению, характерных результатов работы на семинарах по глубинной психологии тот, что после копания в своей глубинной психологии люди и привыкают преимущественно к самокопанию. Они по-прежнему заняты собой, только теперь это делают "в духовном стиле". А что людям и миру от их копания — это, конечно, слишком мелкий вопрос для их глубинного сознания.

"Высшее Я", "Самость" и "трансцендентные уровни сознания" — это вещи, конечно, очень уважаемые, только в конкретном исполнении могут быть как большим добром, так и великой глупостью. Каким конкретным содержанием наполнит их местный Гуру, тем они народу и предстанут.

"Высшее Я" — оно, конечно, высшее, только говорит всем очень разные вещи, соответственно местной традиции и личным склонностям конкретного подвижника. "Высшее Я" направило Будду на духовный путь, первым шагом которого было бросить жену с маленьким ребенком, патриархам Дзена оно помогает пить вино и драться палками, а "Высшее Я" мистика Адольфа Шикльгрубера подсказало ему, что надо затопить берлинское метро.

"Самость"? "Самость" у народа вообще чаще ассоциируется с Самцом, чем с Богом. Конечно, это примитивно, потому что в расшифровке К.Юнга в процессе индивидуализации на пути к Самости нужно разбить лживые маски Персоны и подняться к своему коллективному предназначению, записанному в твоем самом глубинном подсознании.

  • Правда, вам уже все понятно? Мне тоже. А главное, не ошибешься, где твоя Самость, а где идеи из очередной книжки "Эзотерической библиотеки".

"Трансцендентные уровни сознания" — звучит красиво, а в реальности люди погружаются в сновидное состояние сознания и без наркотиков наблюдают очень разные картинки. Народ со склонностью к Божественному Единству переживает единство с миром и Богом,

  • а что — это приятно. Вы знаете, что я един с Богом?!

у кого больше тяга к телесности и экстазу — проживают оргии и экстаз.

  • Совершенно божественный экстаз!!

Насколько это обязательно путь духовности, точнее, насколько такая духовность даст нам лучшую жизнь — вопрос очень спорный.

"В глубине же своего сознания вы оставались так же одиноки, недоверчивы, беззаветны и уязвимы. А потому не удовлетворяйтесь, если компанейская легкость и обаятельность кого-то из вас однажды вдруг обернется необязательностью, слабостью или равнодушием к чьей-то конкретной боли. Свободу кто-то поймет, как вседозволенность, а любовь сведет к “занятиям любовью”, которые на самом деле распаляют чувствительность и приводят к душевной пустоте".

Виталий Дмитриевич обращает внимание синтоновцев, что от души в Синтоне поразвлекаться еще не значит по-настоящему выправить себе душу. Совершенно согласен. Вопрос: как построить себе не только благополучный фасад, а настоящее внутреннее благополучие, на самом деле хорошо работающую конструкцию души?

Виталий Дмитриевич утверждает, что это делается на его семинарах и не может быть сделано в Синтоне. Я, однако, неоднократно был свидетелем, что это не происходит на семинарах по глубинной психологии, но, с другой стороны, в Синтоне происходит.

  • Когда Синтон живет не как веселый клуб, а как хороший учебный центр, и человек приходит не развлекаться, а сделать из себя Человека. Работает, в частности, на Дистанции, и получает настоящие результаты.

Я не хочу определенно сказать, что мы лучше, а все остальные никуда не годятся. Я думаю, что те, кто хочет из людей вырастить Человеков, идут к этому разными путями. Стимулировать друг друга веселыми наездами ("Ерундой вы тут занимаетесь!"), чтобы коллеги не забывали о сверхзадаче, наверное, полезно, но едва ли оправдано всерьез думать, что только твой путь к Храму, а все другие тропки только до ближайшего кабака.

Спасибо, Виталий Дмитриевич, за этот веселый наезд!

=========================

Интересно, что Виталию Дмитрию захотел ответить не только я. Открытое письмо Лии — девушки умной (хотя и несколько вредной), с Синтоном хорошо знакомой, помещаю здесь.



Страница сформирована за 0.82 сек
SQL запросов: 171