УПП

Цитата момента



Как называется манипуляция, проводимая во имя целей другого человека?
Ответ: мотивация.
Если вы уже замотивированы — проверяйте!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Ничто так не дезорганизует ребёнка, как непоследовательность родителей. Если сегодня запрещается то, что было разрешено вчера, ребёнок сбивается с толку, не знает, что можно и чего нельзя. А так как дети обычно склонны идти на поводу своих желаний, то, если нет твёрдой руки, которая регулировала бы эти желания, дело может кончиться плохо. Ребёнок становится груб, требователен, своеволен, он не хочет знать никаких запретов.

Нефедова Нина Васильевна. «Дневник матери»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4097/
Белое море

Этика и с кем работает Синтон

Н.И.:

13 декабря 2001 г.

Если мы вместе выясним, что Синтон в целом для людей приносит более вреда, чем пользы — я Синтон закрою. Если же мы вместе убедимся, что Синтон — разумная организация и пользы от нее существенно больше, чем когда-то вреда, то, я надеюсь, вы будете содействовать распространению этого вида социальной и учебной работы. Потому что, я полагаю, в конечном итоге нам важен не Синтон сам по себе, а то, что он дает людям.

Михаил:

Повторяю. Это несколько не тот подход. Синтон работает с людьми. Здесь должны соблюдаться нормы этики. А у вас получается – вред приносимый Синтоном людям (травмы, по сути дела поломанные судьбы), если этих людей – 1-2 нивелируется теми плюсами которые он людям приносит. Далее, если даже экспертиза покажет, что Синтон – организация отвечающая критерием психологической этики, я не подвязываюсь распространять этот вид социальной и учебной работы. И еще. Важен не Синтон сам по себе, и не то, что он дает людям – ВАЖНЫ ЛЮДИ, посещающие Синтон и то, что с ними происходит.

Н.И.:

Итак, об ЭТИКЕ и о том, что "Синтон работает с людьми".

  • Кстати, Михаил… Сижу я и размышляю над фразой: "Синтон работает с людьми". Самое близкое к этому: "Вещи надо класть на место!" Если эту фразу (трюизм) говорят ребенку с умственной отсталостью, автора такой фразы понять можно. Я бы предложил нам с Вами таких оборотов не употреблять.

Наша с Вами дискуссия мне очень напоминает наши споры с женой по поводу закаливания детей. Она шумела: "Это же дети!", закрывала форточки и надевала им на улицу шерстяные носочки и шапочки, а дома — теплые тапочки. Я возражал: "Наши дети должны быть здоровы!", форточки открывал, шапочки снимал и пускал детей бегать босиком и по полу, и по снегу. Некоторые добросердечные соседки, наблюдая "эти издевательства над детьми" (в их терминологии), требовали лишить меня родительских прав, но есть факт: их дети болели и болеют, а мои выросли, не зная, что такое градусник.

  • Совершенно реально: Ванька только в четырнадцать лет первый раз попросил градусник, долго крутил его в руках, а потом попросил объяснить, какой стороной его куда вставлять…

Надеюсь, у нас нет разногласий в том, что те холодовые нагрузки, которые я мог давать детям своим, неподготовленным детям соседок были бы реально опасны.

Но теперь серьезный вопрос: вот вы закаливаете своих детей с первых дней их жизни, вы заботитесь о их здоровье каждый день, делая им массаж и купание столько же раз в день, сколько мама их кормит грудью, вы гордитесь своими детьми, но как вы отнесетесь к комиссии из соседней поликлиники, которая придет к вам домой и составит акт о том, что вы практикуете опасные для жизни и здоровья детей методы воздействия и рекомендует органам опеки лишить вас родительских прав?

  • Меня, слава Богу, эта участь миновала, а вот Никитины (думаю, их родительский подвиг Вам прекрасно известен) с этим реально сталкивались.

Верно, не все родители серьезно заботятся о здоровье своих детей. Но если родители заботятся о здоровье детей по-разному, едва ли стоит сразу говорить о неэтичности их действий, хотя я и допускаю обеспокоенность каждой из сторон неблизкими ей методами оппонентов.  Может быть, это и хорошо, что одновременно существует несколько способов решения вопроса, и каждый выбирает способ, наиболее соответствующий его личным особенностям?  

Напомню еще об одной, прекрасно известной всем экономистам, дилемме: споре между либералами и консерваторами.

  • В Великобритании — этот спор лейбористов и консерваторов, в США — разборки между демократами и республиканцами, в России — священная война коммунистов с капиталистами. Иногда эти политические полюса именуются "левыми" и "правыми".

Железная леди Маргарет Тэтчер, консерватор, пришедшая на смену лейбористам, заботилась о населении Англии, жестко подавляя забастовки шахтеров. Шахтеры — тоже люди, им кушать надо. Но и люди, о которых заботилась Тэтчер, люди ничуть не менее живые.

У "левых" и "правых" просто разные подходы.

Лейбористы и социал-демократы беспокоятся о социальных программах, основную часть сил и средств они кидают на улучшение жизни бедных слоев населения, повышают гарантированные пенсии и назначают льготы. Консерваторы и республиканцы заботятся о программах экономических, отменяют льготы, пенсии предлагают зарабатывать, а основную часть сил и средств кидают на развитие производства.

  • Читай: выделяют людям состоятельным и предприимчивым. Под определенные задачи и под нормальный процент.

Обычные результаты подхода левого блока (лейбористов и социал-демократов): улучшение жизни народа (но недолгое) и общий спад производства (в перспективе, но со всеми вытекающими последствиями, в том числе нерожденными детьми). Результаты деятельности правого блока (консерваторов и республиканцев): все подтягивают пояса, пенсионеры некоторое время терпят лишения, лентяи пищат все время, но экономика растет и постепенно благосостояние увеличивается.

  • Естественно, этими радостями могут наслаждаться только те, кто выжил…

Обе стороны могут обвинять друг друга в неэтичности, а то и хуже, но едва ли это правомерно: это нормальный поиск наилучшего решения сложной проблемы, где обе стороны не враги народа, а просто сторонники того или иного подхода.

Я бы предложил и нам исходить из такой же посылки.

Не думаю, что нам с Вами стоит спорить, кто более правы — демократы или социалисты, и здесь я привел противостояние этих стратегий только для того, чтобы показать, что эмоциональные выкрики: "Тут же люди! Синтон работает с людьми!" — не совсем правомерны. О людях можно заботиться, придерживаясь разных стратегий, и применение критериев одной стороны для оценки эффективности стратегии другой может дать привести к существенно неадекватным результатам.

Сравнение Школы со Школой

То, что в школе многие дети получают и душевные, и физические травмы, некоторые школьники приобщаются не только к знаниям, но и к курению, и наркотикам, знает, к сожалению, каждый родитель. Но каждый ответственный родитель взвешивает и другую сторону медали: сколько его ребенок может иметь проблем, если в школу ходить не будет, и сколько он получит пользы, если школу посещать будет.

  • И, надеюсь, школьное образование в России не будет закрываться на основе подборки негативных случаев от нелюбящих школьное образование учеников.
Михаил:

Пример со школьным образованием мне кажется не совсем корректным.

Н.И.:

Хотелось бы выяснить, почему. Для меня этот вопрос очень важный, потому что Синтон, начиная свою жизнь как Клуб, все больше и больше превращается в нормальное учебное заведение, в Школу, со своим педагогическим коллективом, своим контингентом и со своей образовательной программой. Соответственно, если Ваше замечание было не случайной ремаркой, а продуманной позицией, я бы попросил Вас свою позицию пояснить. Вопрос еще более точный: при каких обстоятельствах этот пример (сравнение Школы со Школой) для Вас был бы корректным?

Взвешенное решение: Город НЕТ и город ЕСТЬ.

Михаил, Вы приводите мою схему принятия социального взвешенного решения

С одной стороны —

Плюсы жизни без Синтона и Минусы жизни без Синтона

С другой —

Минусы жизни с Синтоном и Плюсы жизни с Синтоном

Вопрос: Что перевешивает?                              

и пишете:

Михаил:

Подобная схема по-моему не совсем этична. Я трактую ее для себя так: «Если с Синтоном восьми человекам стало хорошо, а одному очень плохо, а без Синтона восьми было плохо, а одному хорошо, то клуб стоит сохранить». На мой взгляд, пока тем двум другим будет очень плохо, клубу стоит приостановить деятельность.

Н.И.:

Возможно, Михаил, за этим выводом у Вас стоят очень глубокие соображения, но сразу они не видны, и пока Ваш вывод представляется существенно скороспелым, социально невыверенным. Естественно, я постараюсь обосновать свою позицию.

Возьмем просто Школу практической психологии и не будем упоминать Синтон, к которому у разных людей могут самые разные отношения.

Итак, вначале был город Нет. В нем не было Школы, и без нее восемь человек росли под спорным влиянием улицы, проводя время за компьютерными играми и пробавляясь пивком. Так свою жизнь они криво и прожили, не любя свою серую работу и развалив свои семьи. Они прожили — плохо.

  • Хотя и не сказать, что: "очень плохо". Прожили, как очень многие…

Впрочем, одному человеку без Школы было хорошо: это была мама, которая воспитывала сына в режиме жесткой привязанности, внушая, что кроме мамы никого ближе у него в жизни нет и быть не может, что все другие женщины стервы и его обязанность — всегда быть с мамой, которая без него так плохо себя чувствует.

  • Школы в городе Нет не было, сын остался на всю жизнь под крылом мамы, и мама счастливо имела его всю свою жизнь.
Михаил:

А потом в город пришел новый Мэр и город Нет стал городом ЕСТЬ. В нем построили Школу, и… и скоро в этой Школе одному человеку стало плохо.

Н.И.:

Поправка, Михаил: просто "плохо", а не "ОЧЕНЬ плохо". Если же Вы планируете рассматривать ситуацию "очень плохо", то против нее логично в соответствующем симметричном месте выставлять ситуацию "очень хорошо". Это, думаю, естественные требования научной этики.

Итак, одному молодому человеку стало плохо: не дослушав преподавателей, он стал отрабатывать навыки лидерского поведения в отношении родителей и испортил с ними отношения, начал просвещать и лечить своих друзей, создав себе репутацию сноба и зануды, отрабатывая без головы нестандартные поступки, попал в милицию, да кроме того в Школе он встретил девушку, которая отдала предпочтение не ему… Результат — ему вправду плохо.

Впрочем, это были не единственные результаты работы школы. В этой же школе восемь человек выработали активную жизненную позицию, приобрели навыки уверенного поведения, существенно повысили свою компетентность в общении, создали все предпосылки для создания счастливой семьи и успешного ведения бизнеса. Им стало хорошо.

Вот и вопрос Мэру Города, в данном случае Вам, Михаил: если это зависит от вас и в курсе всех этих обстоятельств, вы отдадите распоряжение о приостановлении деятельности Школы или о помощи в строительстве новых школьных корпусов?

Заранее принимаю, что в данном своем обосновании я мог не учесть каких-то важных моментов, на которые Вы мне укажите.

Охотники за сектами

И последний на сегодня вопрос:

1. Возможно, что предложенная мною схема оценки приемлемости и значимости работы социальной организации Вас не вполне удовлетворяет. Тогда я хотел бы познакомиться с критериями, которые для тех же задач предложите Вы.

2. Если вы предложите такие критерии, то будут ли они применимы не только к деятельности Синтона и других общественных организаций, но и к Вашей деятельности?

Поясню свой вопрос.

Если я правильно Вас понял, Вы из этических соображений считаете невозможным участвовать в работе организации, которая причиняет душевные травмы, ломает жизни и причиняет другой вред людям. Мне очень понятны и близки это высокие, красивые и гуманные соображения, но как вы поступите, если к Вам поступит информация, что Вы или Ваши коллеги, охотники за деструктивными сектами неточными действиями вдруг наехали и причинили существенный ущерб одному человеку (или существенно большему количеству людей)?

Всяко бывает: информация у Вас, к сожалению, ограничена, нередко приходится довольствоваться непроверенными источниками, а на основании выводов Ваших (вдруг несколько поспешных) экспертиз жадные до сенсаций журналисты (секта! Секта!) легко могут накатать статью, после которой руководитель какой-нибудь вполне приличной общественной организации лишится вместе с помещением не только источника заработка, но и смысла жизни, сляжет с инфарктом и опустится в тяжелую депрессию?

  • К сожалению, приведенный мною пассаж является не плодом моего воображения. Это факт из жизни известного мне очень порядочного человека.

Так вот, вопрос: вы сразу приостановите свою деятельность? Будете участвовать в приостановлении деятельности Ваших коллег?

На мой взгляд, это было бы слишком резким решением. Вы сами знаете, что Ваша деятельность социально нужна, что деятельность деструктивных сект — к сожалению, не фантастика, а реальность, и если Вы прекратите свою деятельность, неприятностей будет больше, чем от ее продолжения.

Я понимаю, что пишу не самые оптимистичные вещи, но такова реальность, из которой не дано выпрыгнуть ни Вам, ни мне, ни другим людям, которые действуют в социально сложных обстоятельствах.

Я шел к этим мыслям достаточно долго, они выстраданы опытом практической работы, где были и неудачи, и успехи. От души желаю, чтобы эти мои соображения помогли бы Вам в Вашей научной и практической деятельности.

Если у Вас осталось желание обсуждать поднятые между нами вопросы, мне хотелось бы, чтобы Вы перестали руководствоваться в нашем общении образом врага, ибо в таком случае научная дискуссия становится очень мало продуктивной.

С уважением,

Николай Иванович Козлов



Страница сформирована за 0.75 сек
SQL запросов: 173