Научная база Синтон-подхода
© Материалы сайта защищены авторским правом. При их использовании обязательна ссылка: Николай Козлов, Синтон.
Научная база Синтон-подхода
Синтон-подход, как направление в психологии, базируется как на собственных научных разработках, так и на научных разработках необихевиоризма, когнитивной психологии, современного психоанализа и гуманистической психологии.
Бихевиоризм
От бихевиоризма Синтон-подход берет материалистичность подхода, внимательность именно к поведению человека, к тому, что в поведении может быть явно увидено или так или иначе определенно зафиксировано, использование (в первую очередь положительных, прямых и косвенных) подкреплений поведения. Из направлений бихериоризма Синтон-подход основывается на разработках когнитивно-аффективной теории Уолтера Мишела, теории социального научения Альберта Бандуры и теории социального научения Джулиана Роттера.
Синтон-подход и когнитивно-аффективная теория Уолтера Мишела
Синтон-подход вполне в русле когнитивно-аффективной теории Мишела предполагает, что поведение человека меняется от ситуации к ситуации, но определенным, предсказуемым способом.
Например, если некто рассержен на свою жену, то он может реагировать агрессивно. Однако если тот же человек рассержен на своего начальника, то скорее всего подавит свое раздражение и подчинится. Такое поведение может показаться непоследовательным, потому что человек как будто бы различно реагирует на один и тот же стимул. Но, с точки зрения когнитивно-аффективной теории, раздражение, вызванное разными людьми, - это не один и тот же стимул. Описанное нами поведение не является непоследовательным и может хорошо отражать стабильную в течение всей жизни данного человека схему реагирования (pattern of reacting).
Говорить о чертах личности и измерять черты личности - можно. Но чтобы предсказать их поведение, куда важнее и интереснее понять их психологическую ситуацию, их внутреннее видение происходящего.
«Фокус смещается с попыток сравнения и обобщения, предназначенных выяснить, что различные люди «представляют собой», на оценку того, что они делают — действительно или мысленно — по отношению к психологической ситуации, в условиях которой они это делают» ( Mischel , 1973, р. 265).
Синтон-подход и теория социального научения Альберта Бандуры
Теория социального научения Альберта Бандуры освещает следующие феномены, активно использующиеся в практике Синтон-подхода:
- Обучение через наблюдение за образцом и копирование моделей поведения, осознанно либо через механизм бессознательного подражания. Смотри ⇒
- Косвенное подкрепление - наблюдение за последствиями поведения других людей. Косвенное, наблюдаемое подкрепление имеет последствия такие же, как и подкрепление собственного поведения.
- Самоконтроль, самоподкрепление, самонаказание - человек может сам себя контролировать, сам устраивать себе позитивные и негативные подкрепления.
- Самоэффективность - важность убежденности человека в том, что он может справиться с теми задачами, которые он перед собой ставит.
Синтон-подход и теория социального научения Джулиана Роттера
Четыре основных понятия, на которых строится теория социального научения Джулиана Роттера, это поведенческий потенциал (behavioral potential), ожидание (expectancy), ценность подкрепления (reinforcement value) и сама психологическая ситуация. В соответствии с этим, Синтон-подход уделяет большое внимание поведенческому потенциалу участников тренинга, расширению диапазона их возможных поведенческих реакций, использованию мягкого и жесткого реагирования, чередованию сотрудничества и конкуренции, эффективным формулировкам и интонационному богатству, - всему, что может дать социальный, психологический и актерский тренинг. Работа с ожиданиями в Синтон-подходе - это обсуждение стратегий "уменьшить проигрыш" или "увеличить выигрыш", выработка настроя на уверенное поведение, формирующего уважение окружающих, умение увидеть в окружающих тех, кто готов дружески откликнуться на просьбы о помощи. Учет ценности подкрепления в Синтон-подходе реализуется, в частности, в анализе ожиданий окружающих, в умении откликнуться именно на то, что нужно в данной ситуаций конкретному человеку. Что касается анализа и понимания психологической ситуации, учет контекста и деталей окружения, то Синтон-подход реализует это на всех этапах обучения - и в сфере дружеских отношений, и при разборе семейных ситуаций, и в разыгрывании деловых кейсов в обучении руководителей.
Представление Джулиана Роттера о интернальном и экстернальном локусе контроля в Синтон-подходе звучит в двух взаимосвязанных вариантах - как тема "Автор-Жертва" и тема личной ответственности за то, что делает человек и то, что с ним происходит. В Синтон-подходе для контроля результатов тренингового обучения используется опросник Роттера. Экспериментальные исследования результатов обучения по Синтон-программе показывают усиленик у участников занятия внутреннего, интернального локус-контроля, повышение личной ответственности людей не только за события, происходящие в их деловой и личной жизни, но и за их внутреннее эмоциональное состояние.
Психоанализ
Синтон-подход не разделяет убежденность З. Фрейда в том, что либидо является центром психической жизни человека, но считает детство важнейшим этапом, когда закладываются личные способы отношения с миром.
Когнитивное направление в психологии
Синтон-подход использует наработки когнитивного направления, подчеркивающего важность анализа субъективного восприятия происходящего.
Синтон-подход и теория личностных конструктов
Синтон-подход, анализируя, как человек воспринимает происходящие с ним события, основывается на представлении о личностных конструктах, предложенном Джорджем Келли. В процессе просветительской и тренинговой работы в Синтон-подходе ставится задача обогатить личностные конструкты, сделать их более разнообразными, гибкими и адекватными, в результате повысить тонкость различения того, что видят участники в себе, окружающих и мире.
Как одна из философских установок, в Синтон-подходе используется конструктивный альтернативизм - философская установка, сформулированная Дж.Келли. Согласно конструктивному альтернативизму, реальность может интерпретироваться людьми множеством разных способов на основании «конструктивных альтернатив» (то есть различных точек зрения на реальность, индивидуальных моделей реальности).
В конструктивном альтернативизме в принципе не рассматриваются абстрактно правильные или неправильные интерпретации сигналов внешней среды, и все гипотезы, позволяющие адекватно взаимодействовать со средой, имеют право на существование. Иными словами, в конструктивном альтернативизме приемлемость гипотезы определяется не степенью приближения модели к «оригиналу», а её эвристической ценностью. Насколько это "работает" или нет. В Синтон-подходе, однако, принцип конструктивного альтернативизма используется при обязательном учете интересов всех участвующих сторон.
Гуманистическая психология
Вместе с Абрахамом Маслоу Синтон-подход ставит своей задачей исследовать наивысшие уровня личностного развития и душевного здоровья, и самоактуализация личности есть одна из ценностей Синтон-подхода.
В Синтон-подходе реализуется предложенный Карлом Роджерсом взгляд, согласно которому наилучших результатов в личностном росте достигается при работе на позитиве, в формате поддержки лучших намерений и устремлений личности.
"Когда ко мне приходит человек, обеспокоенный своими, только ему присущими трудностями, я уверен, что самое лучшее – это постараться создать такие отношения с ним, в которых он чувствует свободу и безопасность" (Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. С. 153).