УПП

Цитата момента



Когда все плохое проходит, остается только хорошее.
Главное — его разглядеть

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Ребенок становится избалованным не тогда, когда хочет больше, но тогда, когда родители ущемляют собственные интересы ради исполнения его желаний.

Джон Грэй. «Дети с небес»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2010

Научная база Синтон-подхода

© Материалы сайта защищены авторским правом. При их использовании обязательна ссылка: Николай Козлов, Синтон.

Научная база Синтон-подхода

Синтон-подход, как направление в психологии, базируется как на собственных научных разработках, так и на научных разработках необихевиоризма, когнитивной психологии, современного психоанализа и гуманистической психологии.

Бихевиоризм

От бихевиоризма Синтон-подход берет материалистичность подхода, внимательность именно к поведению человека, к тому, что в поведении может быть явно увидено или так или иначе определенно зафиксировано, использование (в первую очередь положительных, прямых и косвенных) подкреплений поведения. Из направлений бихериоризма Синтон-подход основывается на разработках когнитивно-аффективной теории Уолтера Мишела, теории социального научения Альберта Бандуры и теории социального научения Джулиана Роттера.

Синтон-подход и когнитивно-аффективная теория Уолтера Мишела

Синтон-подход вполне в русле когнитивно-аффективной теории Мишела предполагает, что поведение человека меняется от ситуации к ситуации, но определенным, предсказуемым способом.

Например, если некто рассержен на свою жену, то он может реагировать агрессивно. Однако если тот же человек рассержен на своего начальника, то скорее всего подавит свое раздражение и подчинится. Такое поведение может показаться непоследовательным, потому что человек как будто бы различно реагирует на один и тот же стимул. Но, с точки зрения когнитивно-аффективной теории, раздражение, вызванное разными людьми, - это не один и тот же стимул. Описанное нами поведение не является непоследовательным и может хорошо отражать стабильную в течение всей жизни данного человека схему реагирования (pattern of reacting).

Говорить о чертах личности и измерять черты личности - можно. Но чтобы предсказать их поведение, куда важнее и интереснее понять их психологическую ситуацию, их внутреннее видение происходящего.

«Фокус смещается с попыток сравнения и обобщения, предназначенных выяснить, что различные люди «представляют собой», на оценку того, что они делают — действительно или мысленно — по отношению к психологической ситуации, в условиях которой они это делают» ( Mischel , 1973, р. 265).

Синтон-подход и теория социального научения Альберта Бандуры

Теория социального научения Альберта Бандуры освещает следующие феномены, активно использующиеся в практике Синтон-подхода:

  • Обучение через наблюдение за образцом и копирование моделей поведения, осознанно либо через механизм бессознательного подражания. Смотри
  • Косвенное подкрепление - наблюдение за последствиями поведения других людей. Косвенное, наблюдаемое подкрепление имеет последствия такие же, как и подкрепление собственного поведения.
  • Самоконтроль, самоподкрепление, самонаказание - человек может сам себя контролировать, сам устраивать себе позитивные и негативные подкрепления.
  • Самоэффективность - важность убежденности человека в том, что он может справиться с теми задачами, которые он перед собой ставит.

Синтон-подход и теория социального научения Джулиана Роттера

Четыре основных понятия, на которых строится теория социального научения Джулиана Роттера, это поведенческий потенциал (behavioral potential), ожидание (expectancy), ценность подкрепления (reinforcement value) и сама психологическая ситуация. В соответствии с этим, Синтон-подход уделяет большое внимание поведенческому потенциалу участников тренинга, расширению диапазона их возможных поведенческих реакций, использованию мягкого и жесткого реагирования, чередованию сотрудничества и конкуренции, эффективным формулировкам и интонационному богатству, - всему, что может дать социальный, психологический и актерский тренинг. Работа с ожиданиями в Синтон-подходе - это обсуждение стратегий "уменьшить проигрыш" или "увеличить выигрыш", выработка настроя на уверенное поведение, формирующего уважение окружающих, умение увидеть в окружающих тех, кто готов дружески откликнуться на просьбы о помощи. Учет ценности подкрепления в Синтон-подходе реализуется, в частности, в анализе ожиданий окружающих, в умении откликнуться именно на то, что нужно в данной ситуаций конкретному человеку. Что касается анализа и понимания психологической ситуации, учет контекста и деталей окружения, то Синтон-подход реализует это на всех этапах обучения - и в сфере дружеских отношений, и при разборе семейных ситуаций, и в разыгрывании деловых кейсов в обучении руководителей.

Представление Джулиана Роттера о интернальном и экстернальном локусе контроля в Синтон-подходе звучит в двух взаимосвязанных вариантах - как тема "Автор-Жертва" и тема личной ответственности за то, что делает человек и то, что с ним происходит. В Синтон-подходе для контроля результатов тренингового обучения используется опросник Роттера. Экспериментальные исследования результатов обучения по Синтон-программе показывают усиленик у участников занятия внутреннего, интернального локус-контроля, повышение личной ответственности людей не только за события, происходящие в их деловой и личной жизни, но и за их внутреннее эмоциональное состояние.

Психоанализ

Синтон-подход не разделяет убежденность З. Фрейда в том, что либидо является центром психической жизни человека, но считает детство важнейшим этапом, когда закладываются личные способы отношения с миром.

Когнитивное направление в психологии

Синтон-подход использует наработки когнитивного направления, подчеркивающего важность анализа субъективного восприятия происходящего.

Синтон-подход и теория личностных конструктов

Синтон-подход, анализируя, как человек воспринимает происходящие с ним события, основывается на представлении о личностных конструктах, предложенном Джорджем Келли. В процессе просветительской и тренинговой работы в Синтон-подходе ставится задача обогатить личностные конструкты, сделать их более разнообразными, гибкими и адекватными, в результате повысить тонкость различения того, что видят участники в себе, окружающих и мире.

Как одна из философских установок, в Синтон-подходе используется конструктивный альтернативизм - философская установка, сформулированная Дж.Келли. Согласно конструктивному альтернативизму, реальность может интерпретироваться людьми множеством разных способов на основании «конструктивных альтернатив» (то есть различных точек зрения на реальность, индивидуальных моделей реальности).

В конструктивном альтернативизме в принципе не рассматриваются абстрактно правильные или неправильные интерпретации сигналов внешней среды, и все гипотезы, позволяющие адекватно взаимодействовать со средой, имеют право на существование. Иными словами, в конструктивном альтернативизме приемлемость гипотезы определяется не степенью приближения модели к «оригиналу», а её эвристической ценностью. Насколько это "работает" или нет. В Синтон-подходе, однако, принцип конструктивного альтернативизма используется при обязательном учете интересов всех участвующих сторон.

Гуманистическая психология

Вместе с Абрахамом Маслоу Синтон-подход ставит своей задачей исследовать наивысшие уровня личностного развития и душевного здоровья, и самоактуализация личности есть одна из ценностей Синтон-подхода.

В Синтон-подходе реализуется предложенный Карлом Роджерсом взгляд, согласно которому наилучших результатов в личностном росте достигается при работе на позитиве, в формате поддержки лучших намерений и устремлений личности.

"Когда ко мне приходит человек, обеспокоенный своими, только ему присущими трудностями, я уверен, что самое лучшее – это постараться создать такие отношения с ним, в которых он чувствует свободу и безопасность" (Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. С. 153).



Страница сформирована за 0.79 сек
SQL запросов: 169