УПП

Цитата момента



Смысл жизни не в ребенке – в улыбке ребенка. У вас есть мужество — выращивать улыбку?
Расти, улыбка, и большая, и маленькая!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Главное различие между моралью и нравственностью в том, что мораль всегда предполагает внешний оценивающий объект: социальная мораль — общество, толпу, соседей; религиозная мораль — Бога. А нравственность — это внутренний самоконтроль. Нравственный человек более глубок и сложен, чем моральный. Ходить голым по улицам — аморально. Брызгая слюной, орать голому, что он негодяй — безнравственно. Почувствуйте разницу.

Александр Никонов. «Апгрейд обезьяны»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009

3. Так вот где таится погибель “научных дидактов”!

Со времён Коменского все знают, что организационным каркасом ОБУЧЕНИЯ служат школьные классы. Если их убрать, обучение тут же рухнет. Развалится как под ударом спитакского землетрясения. У воспитания, а точнее “СОБСТВЕННО ВОСПИТАНИЯ”, каркас ДРУГОЙ. И если его нет, то НЕТ и воспитания. Этот каркас Макаренко освободил от строительных лесов весной 1923 года. Сообразно с логикой “СОБСТВЕННО ВОСПИТАНИЯ”, основанном на ПОВЕДЕНЧЕСКОМ ТРЕНИНГЕ (Локк и Ушинский), колония разделилась на десять ОТРЯДОВ (отряд свинарей, отряд кузнецов, отряд сапожников, отряд конюхов и т.д.), которые сняли со “школьной работы”, т.е. с учения всю “воспитательную нагрузку” и занялись “СОБСТВЕННО ВОСПИТАНИЕМ”.

“СОБСТВЕННО ВОСПИТАНИЕ” заработало сразу. В первое время командиров отряда назначал сам заведующий. Но вскоре сам собою образовался СОВЕТ КОМАНДИРОВ, т.е. ПРАВИТЕЛЬСТВО колонии, без консультаций с которыми Антон Семёнович не принимал ни одного решения. Отбор кандидатов на командирскую должность, их обсуждение и утверждение перешли в руки колонийского правительства. Принцип кооптации и строгий отбор обеспечили, с одной стороны, постоянный приток в “кабинет министров” свежей крови, а с другой, исключили возможность перерывов в его работе. Совет командиров функционировал без простоев и компетентно руководил всей жизнью колонии. Должность командира можно было занимать не больше шести месяцев. Это ли не верх САМОУПРАВЛЕНИЯ и ДЕМОКРАТИИ?

Чтобы исключить главный недостаток взрослого правительства, “парламент колонии”, т.е. её ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ, установил правило: командиры и совет командиров не имеют никаких привилегий, “ничего не получают дополнительно”, не освобождаются ни от каких текущих работ. Сравните с Госдумой - небо и земля!

В том же году, спустя пару месяцев, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ (!) каркас колонии мощно укрепился СВОДНЫМИ ОТРЯДАМИ. Это были временные трудовые объединения, которые под руководством агронома колонии выполняли всевозможные задания на семидесяти десятинах колонийских сельско-хозяйственных угодий. Сводные отряды в виду краткосрочности (1-2 недели) их существования создавались в большом количестве. Столько же требовалось и временных командиров. Изумительный по красоте и силе воздействия ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ приём: командиром сводного отряда мог назначаться каждый, кто мало-мальски способен руководить, но только не командир постоянного отряда, опытный и умелый вожак. Почему? Сейчас убедитесь, что я не перебрал, утверждая, что Макаренко был не только педагогическим классиком, но и гениальным социальным конструктором.

Из “Педагогической поэмы”: “Командир постоянного отряда отправился на работу простым рядовым участником сводного отряда и во время работы подчинялся временному комсводотряда, часто члену СВОЕГО же постоянного отряда. Это создавало очень сложную цепь ЗАВИСИМОСТЕЙ в колонии, и в этой цепи уже не мог выделиться и стать НАД коллективом отдельный колонист”. Какое простое, доступное и НЕОДОЛИМОЕ препятствие для “культа личности”, для “партийно-бюрократической номенклатуры”! Какая защита от “глотов” и “дедов”! Сколько свободы и воздуха для “маленького человека”!

Из “Педагогической поэмы”: “Это усложнение (сводные отряды. - В.К.), собственно говоря, было самым важным изобретением нашего коллектива за все тринадцать лет нашей истории (включая начало истории коммуны имени Ф.Э. Дзержинского. - В.К.). Только оно позволило слиться нашим отрядам в НАСТОЯЩИЙ, крепкий и единый коллектив, в котором была рабочая и организаторская ДЕМОКРАТИЯ общего собрания, приказ и подчинение товарища товарищу, но в котором не образовалось КОМАНДНОЙ КАСТЫ”.

Сколько горячих речей (“воспитывающее обучение”! - В.К.) произнёс Макаренко, убеждая своих питомцев, что в колонии они не залётные птицы (перезимовал и полетел дальше на подножке первого поезда), а хозяева, строители собственного будущего и будущего страны. Как от стенки горох. “Хозяева” лишь криво ухмылялись и продолжали своё: воровали, устраивали разборки, измывались над младшими и слабыми, а по ночам выходили с обрезами на Харьковских шлях и занимались настоящим разбоем. Но вот заработало “СОБСТВЕННО ВОСПИТАНИЕ”. Включились “повторная практика” Локка, “поведенческий тренинг” Ушинского, “гимнастический зал” для выработки социально ценных ПРИВЫЧЕК Макаренко и стрелка барометра с перегретым словесным паром поползла к нулевой отметке, а последняя глава первой части “Педагогической поэмы” получила шикарное название - “Начало фанфарного марша”.

Однако, музыка этого марша играла, как говорится, недолго. Убедившись, что заставить Макаренко отказаться от “командирской педагогики” ему не под силу, украинский наркомпрос, точно, как и “В НАШЕ ВРЕМЯ”, потребовал от “мятежника” уйти из колонии. Антону Семёновичу удалось выговорить только одну уступку - разрешить ему принять своего шефа Горького не в Харьковском ресторане, а “дома”, т.е. в колонии, которая из Полтавы переехала в Куряж.

В конце 1928 года противники “командирской педагогики” наконец-то дожали возмутителя “олимпийского” спокойствия. Ещё в июле, зная о том, что его ждёт, Макаренко направил письмо заведующему Главным управлением социального воспитания НКП Украины. В нём он, в который раз, коротко изложил свою концепцию, но на этот раз выставил ультиматум: “Все перечисленное составляет предмет моей педагогической веры. Я уверен, что в колонии имени Горького осуществлён НАСТОЯЩИЙ советский соцвос. Не имею никаких оснований усомниться хотя бы в ОДНОЙ детали, не рискуя делом.



Страница сформирована за 0.99 сек
SQL запросов: 171