УПП

Цитата момента



Jesus has changed your life. Save the changes?
Yes. No. Save as…

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Ничто так не дезорганизует ребёнка, как непоследовательность родителей. Если сегодня запрещается то, что было разрешено вчера, ребёнок сбивается с толку, не знает, что можно и чего нельзя. А так как дети обычно склонны идти на поводу своих желаний, то, если нет твёрдой руки, которая регулировала бы эти желания, дело может кончиться плохо. Ребёнок становится груб, требователен, своеволен, он не хочет знать никаких запретов.

Нефедова Нина Васильевна. «Дневник матери»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/abakan/
Абакан

5. КАК МАКАРЕНКО ОБМАНУЛ “ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ”

Нынешняя школа, задолбанная “государственным образовательным стандартом”, не имеет даже махонькой отдушины для собственно воспитания. Всё рабочее и “свободное” время детей сжирает неподъёмное, а потому бесполезное, отторгаемое обучение. У Макаренко, как многократно подчёркивалось, ГЛАВНЫМ было другое: не “знания, навыки и умения”, а характер, нравственность, привычки социально ценного поведения, ПРОФПРЕДНАЗНАЧЕННОСТЬ - упомянем это слово ещё раз, потому что оно ключевое.

В 1930 году в коммуне был открыт рабфак. Коммунары получили доступ к “вершинам знаний”. Макаренко был, разумеется, тоже доволен, но… “с некоторыми оговорками”. Твёрдо стоя обеими ногами на принципе природосообразности, он понимал и видел, что до “вершин” может докарабкаться лишь ЧАСТЬ коммунаров, наиболее способных и одарённых. Многим суждено остаться у “подножья”, а кому-то в лучшем случае “светит” остановка посредине. Что предпринять, чтобы дети не ломались от непосильной ноши, оставались ОТКРЫТЫМИ для “собственно воспитания” и чтобы в то же время ни у кого не возникло ощущение НЕПОЛНОЦЕННОСТИ?

Трудно предположить, что Макаренко не знал, как эту же задачу решали американцы. Материалов об их поиске, находках и опыте было великое множество. Книги Дьюи, Лая, Паркера и особенно монография Екатерины Янжул “Американская школа” (более десятка изданий!) были настольными. Но как бы там ни было, выход из положения, который нашёл Макаренко, очень напоминает тот, который нашли американцы. Те дали детям возможность выбора, право изучать предметы, которые соответствуют их врождённым способностям и в которых можно добиться успеха с прицелом на профпредназначенность. Макаренко сделал то же самое, но НЕЛЕГАЛЬНО - иначе было смерти подобно. Он попросил учителей (школа при коммуне тоже подчинялась ему и он в ней вёл уроки истории, русского языка, черчения и рисования), чтобы те не очень “зверствовали”, если видят, что ребёнок старается, но не тянет, и не будут скупиться на хорошие оценки по предметам, которыми дети занимаются без понукания, с удовольствием. Если видно, что на этом образовательном пятачке ребёнок уловил нечто, что созвучно его ПРИЗВАНИЮ.

Чтобы убедиться, действительно ли ребёнок нашёл своё призвание, а не временно увлёкся, Макаренко развернул колоссальную систему “КЛУБНОЙ РАБОТЫ”. В неё входили кружки по названию школьных и нешкольных предметов, спортивные секции, художественная студия, театр и “СВОБОДНАЯ МАСТЕРСКАЯ”. В последней можно было заниматься чем-угодно, вплоть до perpetuum mobile, чтобы как можно раньше ПРОЯВИТЬ способности и таланты. Руководили клубной работой платные специалисты. Оркестром (60 человек!) дирижировал композитор Левшаков, главным режиссёром театра был народный артист республики Крамов, а в “свободной мастерской” бушевала фантазия Терского, мастера на все руки и выдумки, легендарного соратника Макаренко.

Кроме системы “клубной работы” в распоряжении коммунаров находился весь обучающий арсенал завода. Из цикла лекций “Проблемы школьного советского воспитания”: “В таком производстве, как производство ФЭДов, у нас и большой чертёжный цех, где работает несколько десятков чертежников, и плановый отдел, и контрольный отдел, и большой инструментальный цех, коммерческий отдел, и поэтому каждый воспитанник мог иметь выход для своих НАКЛОННОСТЕЙ. Конструкторское бюро (конструкторы, чертёжники) ЦЕЛИКОМ обслуживались коммунарами. Значит, туда шли те, у кого к этой работе были НАКЛОННОСТИ и СПОСОБНОСТИ”.

И всё это было не ПРИПРАВОЙ к “государственному образовательному стандарту”, а подавалось ВМЕСТО него! Если кто-нибудь, несмотря на старания, не продвигался дальше арифметики, но сочинял отличные капустники или писал стихи и сочинял музыку, виртуозно работал за станком, с него не драли три шкуры из-за алгебры или физики, а с лихвой восполняли пробел не менее ценными “компонентами образования” (представьте, как могла бы сложиться судьба Пушкина и его товарищей, если бы в Царскосельском лицее обучали по “государственному образовательному стандарту”!). Этот принцип выбора, спрятанный от ока наробразовцев, распространялся на каждого коммунара. И если клубный выбор подтверждался реальными делами, значит, это оно - её величество путёвка в достойную личную жизнь и ЕДИНСТВЕННЫЙ способ сделать богатой и культурной всю страну. В отличие от этой цели “всестороннее развитие личности”, придуманное “научными философами” и подхваченное “научными психологами” всегда было и остаётся демагогической наживкой, на которую до сих пор клюют наивные простофили.

Опора на ВРОЖДЁННЫЕ способности приносила коммуне невиданные педагогические “дивиденды”. Из того же источника: “Недавно приезжал ко мне врач. Я помню, что он у нас работал шлифовальщиком на большом шлифовальном станке, где деталь доводится до последней степени точности, до сотой миллиметра. Он работал так. Ему мастер говорит:

- Пожалуйста, сними на сотую миллиметра, “на сотку”.

Он устанавливает на станке деталь и, не производя никакой проверки, не работая никакими измерительными приборами, говорит:

- Пожалуйста, вот сотка.

Глаз, руки и станок у него были так сработаны, что он работал не проверяя. Чуткость его к станку была совершенна. Этот прекрасный шлифовальщик теперь врач, но в его философии и сейчас я чувствую страшное уважение к точности”.

Успехи, которых Макаренко добился, обманув “государственный образовательный стандарт”, превзошли самые смелые ожидания. За пять лет коммуна сделалась фирменным поставщиком не только рабочих с “золотыми руками”, но буквально наводнила украинские вузы отменными абитуриентами. Из того же цикла: “Вы себе представить не можете, что это такое, когда совет командиров постановляет:

- Вот Ваня Волченко обладает большими музыкальными способностями,- командировать его в консерваторию и выдавать дополнительно, до окончания консерватории 100 рублей в месяц (деньги брались из фонда совета командиров, в который коммунары отчисляли 10% своего заработка - В.К.).

И таких стипендиатов в коммуне имени Дзержинского несколько десятков. В тот год (1 июля 1935 г. - В.К.), когда я оставил коммуну, до ста(!) человек получали стипендии.

Слышу, слышу я вашу иронию: - “Так что же, хочешь работать по Макаренко, давай детям КАМАЗ или космодром?” Вообще-то, хуже бы не было. Сами видите, какие ребятки были в коммуне - блоху могли подковать. А нынешних трудящихся советская власть так развратила скрытой безработицей, выплачивая каждому бездельнику полную “зарплату”, что ждать от них КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ работы - что доить козла. И если бы легендарный Соломон Борисович был жив, он наверняка бы шумно возмутился: “В школе нельзя заработать на суп? Так то ж не педагоги, а лодыри и дураки. Вы знаете, что такое бонсай? Комнатный японский сад! Он же целиком умещается на столовом подносе! А сколько от него в доме радости! Какой будет спрос? У вас есть коридоры? Так что вы теряете время? Выращивайте и торгуйте!”. Демагогия? Пустые слова? А ху-ху не хо-хо? Григорий Максимович Кубраков, директор Мамлютской средней школы, выращивал тюльпаны в теплице, которую он разместил на крыше. Рынок, господа! Рынок на дворе. Если шевелить мозгами и не стоять на вытяжку перед “государственным образовательным стандартом”, обязательно что-нибудь найдётся, что-то более нужное, чем наркомания, проституция, воровство, драки, на что так богата наша противоестественная школа.

Да вот он, живой-то пример. Он и есть то, что я назвал “ху-ху” (совсем не то, что вы подумали). “Учительская газета” рассказала, а врать в таком случае она точно не будет: “Он появился в нашем купе с огромными тюками .

- Вот “свезло так свезло”, мысленно повторила я знаменитую фразу булгаковского Шарика.

…Растолкав кое-как свои тюки по всем углам купе, мужчина присел рядом. Снял очки, протёр их, и неожиданно для меня на лице его засияли добрые, смеющиеся глаза.

- Потеснил я вас немножко. Вы уж извините. Потерпите до Свердловска. (Тьфу ты, всё никак не могу выговорить новое название). Вот набрал для детишек пряжи. Расцветки - залюбуешься! Хорошие костюмчики получаться.

- А сколько детишек у вас? - спросила я.

- Да почти двести,- услышала в ответ. - Вся школа.

Выяснилось, что работает Виктор Иванович заместителем директора в Покровской средней школе Свердловской области.

- Нет, я к учебному процессу никакого отношения не имею,- сразу пресёк Виктор Иванович мои вопросы. - Я отвечаю за производство. Какое у школы производство? Большое. Я ведь ветеринар по профессии. В школе разводим кроликов для продажи. Заметьте, племенных кроликов, отборных. Я за пуховыми, к примеру, охотился не один год. Ездил за ними аж во Владимир. Для чего разводим? Продаём. покупают у нас охотно. Ребятишкам, правда, жалко расставаться с ними. Привыкают, у каждого кролика своя кличка. Потому ни о каком разведении на мясо речи быть не может. Надо понимать детей, щадить их. Спрашивайте, как я в школе оказался? Колхоз развалился, пьянство да воровство теперь там одно… Тяжело… А в школу пригласил директор, мол, что маешься, налаживай тут хозяйство. С детьми я ожил. Завели живность, землю обихаживаем, додумались до своего производства. Жена надоумила, она у меня учительница по профессии, а по призванию вязальщица искусная. Ночами готова сидеть. Купили в школу на заработанные деньги несколько вязальных машин. Мальчишки и то интересуются, модели всякие выдумывают, А о девчатах и говорить нечего - такие мастерицы. Заказы к нам стали поступать. “Обвязываем” детские сады. Вот приеду и сразу повезу партию готовых детских костюмчиков в Нижневартовск. Заказ солидный от гороно. Деньги нам перечисляют на спецсчёт школы. Выдаём зарплату детям. Зарабатывают хорошо. А как же! Им надо копить для дальнейшей учёбы. Ведь нынче без денег вуз не осилить. Кончилось бесплатное образование. У меня два сына в вузах учатся, а третий “чеснок” сидит в седьмом. Так вот, кроме школьных денег, старший ещё и дома “подрабатывал”. Растил свиней на продажу. Конечно, не без нашей помощи. Но уход за ними, кормёжка, уборка - всё сам. Тысяч десять заработал. Второй сын - ботаник - выращивал капусту. Тоже тысяч пять дохода получил…”.

Да не бойтесь вы этого пугала, “государственного образовательного стандарта”! Разве вязание и капуста, которые им понутру, хуже алгебры или “Войны и мира”? Не тряситесь от страха перед наркомпросовскими дураками и академиками - догматиками. А если попробуют снять с работы - забастовка всем коллективом, включая детей и родителей. Как в Аргентине: за две недели пять президентов уволили. И вы уволите любого, кто мешает нормально работать, воспитывать по Макаренко. Даже не сомневайтесь. Если встанете горой, любой чиновник, вплоть до Москвы, тут же наделает в штаны и подаст в отставку.

В 1934 году, т.е. после того, как были получены бесспорные доказательства, что “обманув” “государственный образовательный стандарт”, он не ошибся, Макаренко решает явиться с “повинной”: а вдруг поймут и легализуют. Он подаёт “Объяснительную записку к проекту организации трудового детского корпуса”, которую разработал ещё в 1927 году. Вы только посмотрите, как в этой “Записке” Макаренко выкладывает своё видение ПРИРОДОСООБРАЗНОГО ОБУЧЕНИЯ. Опять ВЫНУЖДЕН цитировать, чтобы было видно, что перед вами действительно МАКАРЕНКО, а не сработанный вшивыми “инноваторами” сталинский монстр. Макаренко такой, каким его до сих пор на самом деле никто не знает и не скоро узнает : “Само собой разумеется, что в более крупном производстве всегда найдутся отделы, где будет получаться НЕ СТАНДАРТНАЯ квалификация. Только крупное производство может подготовить, с одной стороны, и токаря и револьверщика массовой продукции, но, с другой стороны, и высокой квалификации слесаря-инструментальщика, или лекальщика, или модельщика.

Такая колония должна обладать и ШКОЛОЙ на РАЗНЫЕ ВКУСЫ и СПОСОБНОСТИ. Беспризорная масса даёт очень РАЗНООБРАЗНЫЙ букет личных качеств. Многим нужно будет дать в прибавку к КВАЛИФИКАЦИИ только обычную грамотность - не больше, как за четыре группы, другим - грамотность семилетки или фабзавуча, третьим знания специального техникума, четвёртым общее среднее образование, может быть, даже БЕЗ ВСЯКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ с УСТАНОВКОЙ на ВУЗ”.

А теперь всё внимание: “Это всё чрезвычайно серьёзные вещи, и всё это требует соответствующих организационных выводов. Ясно, что в маленькой колонии нельзя удовлетворить все эти НАКЛОННОСТИ и ВКУСЫ случайно собранных ребят. ЭТО порождает не только побеги, а гораздо более тяжёлые последствия - КОНФЛИКТЫ, РАЗОЧАРОВАНИЯ, ГИБЕЛЬ ХАРАКТЕРОВ, ПОДАВЛЕННОСТЬ, ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ, СКРЫТЫЕ И ОТКРЫТЫЕ ПРОТЕСТЫ, ВОРОВСТВО, ПЬЯНСТВО, ХУЛИГАНСТВО”.

Как видим, яснее некуда. Полное совпадение с аксиомами Коменского, Локка, Песталоцци, Дистервега и Ушинского. Кстати говоря, именно Дистервег и произвёл на свет, возможно, самый глубокий педагогический афоризм: “Счастлив тот, кого судьба привела к тому, к чему ПРЕДНАЗНАЧИЛА его ПРИРОДА”. Счастлив он сам, счастливо через него и всё ЧЕЛОВЕЧЕСТВО”.

Этим же был озабочен и Макаренко. Гнетущее ощущение НЕУСТРОЕННОСТИ, чувство “ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА”, разрушительное переживание НЕВОСТРЕБОВАННОСТИ были постоянной мишенью его СОБСТВЕННО ВОСПИТАНИЯ. Благодаря тому, что “государственный образовательный стандарт” был нейтрализован, все воспитанники, особенно в коммуне, где всепроникающая система “клубной работы” почти без усилий выявляла врождённые способности, ещё до вуза или техникума, до цеха на сложном предприятии или до службы в армии, дети досыта вкушали ни с чем не сравнимую радость труда по призванию. А в итоге получалось почти как в нынешней американской школе: образование получали все, но каждый СВОЁ. Никаких перегрузок, страхов и нервотрёпки.

Преемственность с вузом тоже вставала с головы на ноги. Те, кто собирался в них поступать, занимались как раз теми предметами, которые надо было сдавать на приёмных экзаменах (остальные - по Коменскому: для общего кругозора). Что касается СОБСТВЕННО ВОСПИТАНИЯ - физическая закалка, характер, привычки, нравственность, дисциплина, культура общения,- то над этим непрерывно и с невероятным эффектом трудился легендарный КОЛЛЕКТИВ, а точнее его СТРУКТУРА, которая как было показано, создавалась по особым “технологическим чертежам” и которая не имеет ничего общего со стандартной структурой наркомпросовского розлива.

Щедро одарённый ЗДРАВОМЫСЛИЕМ Макаренко не мог, конечно, принимать всерьёз “психологические” фокусы Выготского вроде обучения, которое “забегает вперёд развитию”, “психологических новообразований”, “зоны ближайшего развития” и т.п., из которых выйдут потом фокусы попроще, но не менее вредоносные (“развивающее обучение”, “обучение на высоком уровне трудности”, “оптимизация” и др.). В “школьной работе” он следовал за своими великими предшественниками, установку которых он живописно перефразировал в “Педагогической поэме”: “В мире БЕСПРИЗОРНЫХ, как и в мире УЧЁНЫХ, “первого сорта” очень мало, немного больше “второго”, а подавляющее большинство - “третий сорт”: подавляющее большинство никуда не бежит и НИЧЕГО НЕ ИЩЕТ, а простодушно подставляет нежные лепестки своих детских душ организующему влиянию соцвоса”.

Справедливости ради, нельзя не отметить, что от “государственного образовательного стандарта” болит голова не только в низах, но и в верхах тоже. Иначе, чем объяснить, что “обмануть” стандарт пытался и Геннадий Ягодин, бывший председатель государственного комитета СССР по народному образованию? 16 декабря 1988 г. он подписал приказ № 540, разрешающий переводить и выпускать из VIII и X(XI) классов “не освоивших один-три предмета”, а в случае, если “неосвоившие” не пересдадут осенью на “трояк”, записывать в свидетельство о неполном среднем образовании и в аттестате зрелости, что выпускник эти предметы “прослушал”. Кажется, прямо списал у Макаренко, но почему же не сработало? Приказ-то пришлось отменить.

Консультантам председателя прежде, чему бухнуть в колокола, заглянуть бы в сочинения Макаренко, но где там: сами не лыком шиты. У Макаренко “неосвоивший 1-3 предмета” УЖЕ обнаружил врождённые способности в усвоении других предметов, нашёл своё призвание в системе клубной работы, определился профессионально (такой “двоечник” - лучшая НАГРАДА учительскому труду!), а у председателя нет и намёка на такую диалектику. Поэтому у Макаренко ПОДЛИННЫЙ гуманизм, а у председателя, как обычно, гуманизм ВИДИМЫЙ. “Двоечники” Макаренко с упоением налегали на “любимые” предметы, а “двоечники” председателя вообще перестали учиться.

Никто не спорит: ребёнку, который на уроке падает в голодный обморок, который дышит отравленным воздухом и пьёт отравленную воду, который живёт не в доме, а в “жилье” (всё это - реальные “достижения” оголтелых “строителей светлого будущего”!), не до учёбы. Но не всегда же Россия была мусорной свалкой и не всегда детям нечего было есть и негде жить. В последней четверти прошлого века и у нас природа была как в Новой Зеландии, гимназисты вволю питались, не дышали отравой, могли без риска пить из любой “лужи”, делали домашние задания в натопленной, сухой, чистой и просторной персональной комнате, мать сидела дома, а не укладывала шпалы и не асфальтировала проспекты, не пила горькую, не принимала на дому каждый день разных хахалей. Казалось бы, ничто и никому не мешало ходить в “отличниках учёбы” и вместе с Лужковым и Кезиной веселиться на Красной площади, любовно поглаживая золотую медаль. Но не тут-то было.

В 1873 году в 63 российские гимназии были приняты 57.917 неоперившихся охотников за знаниями. Спустя 7 лет, до финиша, отдав последние силы, кое как дотянули 6.511 выжатых как лимон, тщедушных юношей. Потери в пути 51.406 человек! 90% ! Эту статистику приводит и комментирует известный публицист и социолог, народоволец С.М. Степняк-Кравчинский. Все, кому не повезло, “либо не выдержали испытаний и были исключены, либо ОТЧАЯВШИСЬ, отказались от попытки продолжать учение”.

Далее четыре действия арифметики и вывод: “Для ученика первого класса шансы пройти все классы и поступить в университет составляют девять к одному, это значит, что восемь девятых отпадают. Из второго класса три четверти учеников терпят неудачу, из третьего - две трети, а из тех немногих избранных, что невредимо прошли сквозь строй и достигли седьмого класса, четвёртая часть проваливается на выпускных экзаменах. Эти цифры весьма красноречивы. Подобная система - не проверка СПОСОБНОСТЕЙ, а просто избиение младенцев”.

Детектив да и только, особенно, если иметь в виду, что учебники гимназистов в отличие от нынешних были вдвое тоньше, а их авторы умели писать по-русски. Неужели все, кто отсеялся,- ДЕВЯТЬ ДЕСЯТЫХ, чёрт побери!- были дурачками или несли в себе “глубокую задержку в развитии”? Да нет, разумеется. Дети были такими же, как нынешние. Но таким же, как нынешний, был и “государственный образовательный стандарт”. Вот вам и весь секрет. И тогдашние дети не могли и нынешние не могут учиться одному и тому же. Не могут из-за ГЕННОЙ ПРОГРАММЫ, которая готова сотрудничать с генными инженерами, но смеётся над потугами “научных психологов”, “научных философов” и “научных дидактов” противопоставить ей свои шарлатанские рецепты.

У минобраза и АПН-РАО один ответ: но у нас-то все первоклассники доходят до аттестата зрелости! Позвольте и мне посмеяться: разве не очевидно, что реального аттестата зрелости заслуживают 1-2 отличника да и те с надорванным здоровьем. Остальным надо выдавать совершенно другой документ. Как бы его назвать поточнее? Вот, нашёл: “аттестат недозрелости” первой, второй и так далее степеней.



Страница сформирована за 0.9 сек
SQL запросов: 171