Катя ИвановаЕкатерина Иванова.
Учителя и дети: взгляд снаружи и изнутри, или Педагогическая поэма сегодня

Радости моей жизни

О, я очень богато и вкусно проживаю дорогу на работу. Это удивительно красивая аллея. Я люблю считать все оттенки зеленого в листве и в траве, в солнечные дни и когда пасмурно. Каждый день моя коллекция обогащается: я уже люблю не только солнечные дни, но и хмурые, и дождь… Во время дождя очень интересно собирать его звуки: по зонтику барабанит один дождь, по листве – совсем другой, по той стороне тротуара – третий, и совсем четвертый слышится из-за рощи.

Еще я люблю, когда — интересно! Интересно, различив все оттенки звуков по отдельности, попробовать услышать их вместе, в едином оркестре. Это занятие наполняет мою душу радостью открытия, удивления необыкновенным в таком привычном. Эти эмоции заменили мне традиционные утренние волнения из-за того, что вчера я не успела постирать, мясо опять подорожало, а на кухне течет кран. Тратить время на эти переживания мне просто жаль, это вопросы, требующие решения, а для чувств есть более благодатные предметы.

Я была нормальной, а стала радостной и дельной.

Откуда это у меня? Могу сказать точно только то, что не с самого рождения, и определенно, что большую роль в том, что сейчас я живу именно так, сыграл Синтон. Учебный центр практической психологии «Синтон» — нормальное учебное заведение, только с демократической атмосферой и очень умной программой обучения. Если вы книги Козлова читали, то мне о Синтоне рассказывать уже не нужно. Если не читали — то я расскажу о том, что я из Синтона взять смогла. А, похоже, взять я смогла многое.

Я и раньше слышала слова: «Если хочешь быть счастливым – будь им». Я и до Синтона знала, что мир и радость в душе каждого человека, стоит только хорошенько поискать. Но то ли дорожки в лабиринте моей души слишком запутаны, то ли знание и опыт - вещи слишком разные, но мой опыт каждый день грустно показывал, что моя настоящая, богатая и счастливая жизнь где-то очень впереди, а сейчас идет только подготовительный этап, идет лет уже 25… В Синтоне психологи счастье ложками не раздавали, но подсказали, как привычный способ жизни изменить на успешный и радостный.

Я стала учиться. Училась многому, в том числе — работать со своими эмоциями. Оказалось (по крайней мере для меня), что это вполне реальная вещь: для начала принимать их в себе, а затем негатив превращать в позитив. Например, к опоздавшему автобусу, внезапному ливню, сердитому начальству относиться не как к неприятности, закономерно обрушивающейся на мою непутевую голову, а как к объективной реальности. Переживать, расстраивать себя из-за проблем? Ну уж нет. Куда же я от проблем делась? Да нет, я осталась, а вот от проблем себя избавила? Как? Превратила их в задачки. Выглядит это так:

жизнь (не без моего участия, как правило) предлагает мне решить задачку: заработать денег, выспаться за 4 часа, поменять работу, найти применение испорченной вещи. Решения всегда есть, их как минимум два: что-то делать или ничего не делать.

Проблемы – это вроде болота, задачки – перекресток на пути. На них не обязательно реагировать эмоционально, они не хорошие и не плохие, но их нужно иметь в виду. Они не делают жизнь труднее или хуже, они позволяют мне изменить ее… и себя. Спасибо за эти уроки.

Я училась действительно радоваться жизни, благодарить судьбу за каждый день, час. Жизнь отвечала мне взаимностью и посылала подарки: интересные знакомства, прибыльную работу, хорошие книги. Внутреннее ощущение счастья светилось на моем лице улыбкой, изливалось на близких потоком нежности, тепла. Но…

Но.

Но!

Но я разучилась делать очень важную вещь. Я разучилась долгими вечерами размышлять о том, почему жизнь так несправедлива, жаловаться на кого бы то ни было, взывать к состраданию, поддерживать обиженных и искать виноватых. Такое поведение не вписывается в представление о норме. Как оно было расценено?

Оно было расценено как моя тяжелая душевная болезнь.

Я стала регулярно выслушивать, что «в этой секте» (моя семья, к сожалению, Синтон восприняла именно так) я «потеряла себя, стала неестественной», я только прикидываюсь счастливой, а на самом деле я страдаю и «глубоко несчастна».

Жизнь прекрасна, что не для всех удивительно

- Ой, девочки, жизнь, конечно, не сладкая, но все бы ничего, если б мужик нормальный был. Ужин, компьютер, телевизор – и все, когда с детьми в последний раз выезжал куда-нибудь, уже все забыли.
- А им это и неинтересно. Мой не помнит, в каком классе дочь учится.
- Не знаю… Я своего очень люблю. Мы с ним самые близкие друзья. Уж сколько лет прошло с нашей свадьбы, а я всегда думаю, ну какая я счастливая.
Спустя некоторое время, после того, как «счастливая» ушла, одна из дам о ней:
- Как не стыдно врать всем. Ведь очевидно, что он ей жизнь испортил. Жестокий человек, держит ее на привязи, я думаю, он ее бьет.

Из подслушанного

Быть не таким, как все? Не разделить общего мнения? Выйти за рамки того, что всем кажется естественным и закономерным? Это не просто дурной тон. Это очевидное лицемерие, ложь или еще хуже…

– Ты что светишься? Наследство получил?

– Просто хорошо. Жизнь прекрасна, что совершенно неудивительно!

– С чего бы это?

– Да просто так. А еще я познакомился с замечательными людьми, добрыми, умными, веселыми, мы вместе занимались на психологическом тренинге.

– Ясно, значит, секта.

Это типичный разговор очень многих, решивших разобрать в себе и жизни с помощью психологии в учебных центрах и студиях, который сейчас множество. Улыбаешься, счастлив? - Секта.

Меня спасла нехватка времени. В чем конкретно состоит мое несчастье, я не успела выяснить: в это время встретила замечательного человека и тут же влюбилась, а вскоре получила приглашение на работу в одной из самых престижных школ страны.

Но вопрос этот остался с тех пор во мне… Что в счастливом человеке вызывает у людей (по крайней мере, людей нашей культуры) совершенно патологическое недоверие?

Недоверие вызывает —

Улыбка!

Американец и Чеширский кот: найди одно отличие

Не люблю я американцев с этой их натянутой, неестественной голливудской улыбкой.

Homo sovetikus

Увы, но выражение страдания, усталости или озабоченности для нас часто куда более естественны, чем улыбка. Как часто разговоры учителей о своей работе – это тяжелые вздохи, сетования на нехватку времени, большую нагрузку. Нервотрепка, бесконечные тетради, смешная зарплата и никакой личной жизни – это ли не любимые темы для общения во время чаепитий на большой перемене. Попробуйте вступить в такую беседу с веселым рассказом о радостях, которые вам дарит жизнь. На вас посмотрят с удивлением или просто не услышат радости, а события окрасят в трагические тона.

Быть счастливым и довольным – этого просто не может быть.

Очень явно это чувствуешь, когда возвращаешься из заграничных путешествий. Я вошла в школу в приподнятом настроении, внося с собой заморскую атмосферу деловитой бодрости, раскованности, творческого кипения новыми идеями с нетерпением претворить их в жизнь и увидела… сдвинутые брови историка, скорбно сложенные губы словесника, тяжелую походку учительницы математики. Последняя с глухим раздражением встречала учеников: «Здравствуйте! Шапки надо снимать, молодые люди, а вы не считаете нужным поздороваться? Ну, куда ты идешь, ты что, не видишь, тут люди стоят?!..»

Я поприветствовала коллег, мы начали обычный в таких случаях обмен новостями и…

вот тут, прямо во время разговора я вдруг

ощутила на своем лице…

улыбку.

Совершенно самостоятельную!

Она улыбалась произвольно, отдельно от меня, как улыбка Чеширского кота!

Меня с ней не было…

Где же была я?

Я уже разговаривала с этими людьми, я уже была частью их мира, и в этих отношениях улыбка была совершенно ни при чем. Она по привычке задержалась на моем лице, но здесь ей делать было нечего. Здесь не творили, здесь терпеливо и тяжело выполняли (как повинность) работу.

Выполняли эту работу высококлассные преподаватели, на самом деле влюбленные в свое дело, от бога наделенные даром слышать музыку в тригонометрических уравнениях, на английском языке вдохновенно доносить до учеников философскую глубину и лирическую тонкость сонетов Шекспира, через сокровенные тайники своей души пропускать русскую литературу и навсегда заражать детей любовью и уважением к классике.

Мне кажется, что улыбка кажется неестественной тем, для внутреннего мира которых неестественно улыбаться. Американцы свою улыбку носят весьма гармонично. Там люди слишком дорого ценят свою жизнь, чтобы раскрашивать ее в печальные краски. Они делают себе на душе светло и радостно и считают обязательным свет и радость нести вокруг себя. Там дурной тон - делиться печалью, раздражением, зачем ваши неприятности другим? Держите их при себе. Дело не в неспособности сострадать, как часто говорят, а в бережном отношении к жизни. Какое отношение все это имеет к школе? Непосредственное.

Нести любовь, радость, свет, по-моему, обязанность учителя. Я бы усталые и грустные лица в школе запретила. Ведь здесь дети проводят большую часть своего времени. Семья и школа - это мир, в котором они живут. Какие лица их здесь окружают?

В любом уставе школы можно встретить слова о том, что одна из задач воспитания – это подготовка учащихся к жизни. К какой? Какого она цвета? С какой музыкой? С какими запахами? Жизнь в школе такая же? Детям есть, где потренироваться?

Ауру, настроение в школе – в микромире, маленькой вселенной – создают учителя. Какие? Общеизвестно, что в обучении не меньшую роль, чем компетентность, играет личность учителя. Учитель, влюбленный в свой предмет, заразит своей любовью учеников. Учитель, самостоятельно мыслящий, умеющий признать свою неправоту, подвергнуть сомнению утверждение признанного авторитета, научит ребят формировать собственную точку зрения и с уважением относиться к чужой. Учитель жизнерадостный, энергичный, бодрый зарядит детей энергией, и любая работа будет делаться весело и быстро. А учитель вымотанный, обиженный на жизнь?.. А что думают, чувствуют дети, когда учителя встречают их на пороге школы усталой раздраженностью? С каким настроением идут на урок?

Веселые, бодрые, энергичные дети –
это веселые, бодрые, энергичные учителя.

Доброжелательность и приветливость я считаю обязательными профессиональными качествами учителя. Но на внутреннюю солнечность нужны силы и время. А где их взять перегруженным преподавателям с символической зарплатой, но неограниченным объемом работы? Работы, заметим, с детьми – то есть контингентом, требующим большого количества душевной энергии и терпения.

…Когда-то мне начало казаться, что колесо из четвертей и каникул с настойчивой периодичностью сменяющих друг друга, никогда не остановится. Я с ужасом чувствовала, что оно с каждым годом затягивает меня в своем непрекращаемом ритмичном движении по кругу все больше и больше:

щелкните, и изображение увеличится

Я, как и многие, думала, что остановиться и посвятить время себе смогу только на пенсии, что вырваться из этого потока невозможно…

Возможно!

Возможно избежать рутины, усталости и хронического недостатка времени. Есть у нас и силы, и время, и огромные источники энергии и радости. Их только нужно увидеть и взять. А ведь существуют очень несложные способы, например, увеличить количество часов в сутках…

Минута час бережет…

…Это представлялось мне совершенно невероятным. Кажется, я выбросила из жизни все лишнее, и все равно приходится по ночам писать конспекты уроков, носить тетради на проверку домой, а стирка или уборка дожидаются праздников или каникул. Но я научилась организовывать свое время так, что вскоре смогла позволить себе два раза в неделю занятия танцами, до двенадцати вечеров в месяц посвящать психологии, каждый день уделять полтора часа домашним делам, а мой сон с пяти-шести часов увеличился до восьми. Меня выручил «Учет времени»

Это волшебное упражнение из курса дистанции – своеобразной заочной школы эффективного человека в Синтоне.

Первый этап – научиться отслеживать, на что и сколько времени я трачу в час, в день, в неделю. Чтобы сделать такую статистику, придется потрудиться, но затраченные на это силы и время окупятся сторицей. Для начала я каждые пятнадцать минут задавала себе вопрос: «Что я сейчас делаю? Что я делаю на самом деле? Зачем мне это нужно? Как я могла бы добиться этой цели лучше?»

Привожу страничку из моего дневника:

Время

Что я сейчас делаю?

Что я делаю на самом деле?

Цель

Результат

12.31

Ищу в статье материал к уроку

Ищу

Подготовка конспекта урока

Нашла

12.40

Выписываю нужный мат-л

Выписываю

Выписала

13. 00

Ищу цитаты

Глажу собаку

?

-

13.10

Ищу цитаты

Переживаю из-за родных

?

-

13.14

Ищу цитаты

Выписываю цитаты

Нашла, записала

13.17 - 20

Пишу план урока

Переживаю

?

-

13.20

Пишу план урока

Пишу план урока

Треть плана

13.26

Общаюсь с сестрой

Общаюсь с сестрой

Внимание к близким

Тепло в доме, хорошее настроение

13.34

Пишу план урока

Пишу план урока

План написала

13.48

Пишу конспект

Пишу конспект

Часть написана

14.00 – 14.05

Пишу конспект

Мешаю сахар в стакане и переживаю

?

-

14. 10

Пишу конспект

Пишу конспект

Часть написала

14.15-14.23

Плачусь подруге по телефону

Плачусь подруге по телефону

?

-

14.24- 14. 35

Пишу конспект

Пишу конспект

Написала

В итоге из 2 часов 35 минут собственно делом я занималась 1 час 9 минут. А в день?

Ежедневные наблюдения заканчивались общим подсчетом, на что сколько времени ушло за день, затем за неделю, например, из 13 часов 44 минут наблюдений за собой:

Личный туалет 1 час 15 мин.

Домашние дела 50 мин.

Работа 8 часов 1 мин.

Чтение 55 мин.

Общение 1час 20 мин.

Переживания 1 час 10 мин.

Была в потоке 30 мин.

Каково же было мое удивление, когда я, такая занятая и деловая, оказывается, 24 часа в неделю тратила на праздную болтовню, около 9 часов в неделю на телевизор. Из 4 часов, проведенных с тетрадями и книгами, реально на работу было потрачено 1,5 – 2 часа. Остальное, незаметное для меня время, уходило на чай, телефон, чтение заинтересовавшей, но лишней в данный момент страницы, ненужный обмен новостями с коллегами. Тогда-то до меня дошел смысл замечательной сказки Шварца о потерянном времени. Я реально увидела, почувствовала, как драгоценные минуты, часы работают не на меня, а сметаются в совочек предприимчивым волшебником. Я выбрасывала, как мусор, частички собственной жизни!!! Пришла пора учиться действительно беречь время. Как? Да просто учить стихи к уроку во время прогулки, во время трехчасовых педсоветов заполнять журналы, проверять тетради, конспектировать статьи и т.д.

Одно время мне трудно было решить вопрос о рациональном использовании времени в кабинете директора. Директор – человек занятой, он на работе серьезными делами занимается. Он всем нужен, он одновременно много вопросов решает. Ему постоянно звонят по телефону, к нему постоянно приходят важные посетители, к нему постоянно забегают «на минуточку, по очень важному делу». Конечно, учитель, пришедший обсудить вопрос, требующий времени, может «минуту» подождать, и две, и три…

По моим подсчетам, из сорока пяти минут, проведенных мною в кабинете директора, 16 минут мы посвятили моему делу. Остальные драгоценные 24 минуты я смотрела кино «Будни начальства». Начальство-то делом занималось, а вот я?…

А ведь таких посещений директора, чиновников в любой конторе или совещаний очень много, и все они съедают наше время. Я стала всегда носить с собой книгу, пачку с тетрадями. Обсуждаем с начальством учебный план – библиотекарь в дверь похвастать приобретенными новинками литературы. Директор просит подождать – конечно, киваю я и… достаю пачку тетрадей. Мы оба заняты делом. Через некоторое время, правда, директор стал чаще просить подождать тех, кто стучал в дверь, чтобы меня не задерживать. Видимо, я стала производить впечатление занятого человека, который очень ценит свое время. Так оно и было.

Скоро я привыкла каждые две минуты спрашивать себя: «Что я сейчас делаю?» Это, как может показаться, совершенно шизофреническое упражнение подарило мне возможность заняться многими интересными вещами, которые я не могла себе позволить раньше, делать любые дела быстро и качественно, получать удовольствие от всего, что я делаю, а также ощущение легкости, энергию и радость понимания, что я хозяйка своему времени. Оно у меня не пролетает незаметно, я его рачительно трачу на нужные мне цели.

Так я реально убедилась в правоте героя книги Д. Гранина «Эта странная жизнь»: человек может работать в день только 6 часов. Остальное время таких трудоголиков, каким я была (с рабочим днем до 12 –14 часов), - это в лучшем случае отдых, а по большей части минуты, убежавшие в никуда. А вот отдыхать необходимо, и делать это стоит качественно, то есть результативно.

Отправить на печатьОтправить на печать