Упражнение 16. "Перевоплощения"

Участники группы удобно располагаются в креслах. Один из них получает от ведущего задание: представить себе предмет, который выглядел бы как само овеществленное расслабление. Внутреннему взору являются перезрелая и едва не срывающаяся с ветки груша, гигантский маятник, ползущая по склону вулкана расправленная лава или тающее масло. После этого участник, получивший задание, должен силой воображения "превратить" себя в то, что он представил, ощутить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, проникнуться настроением и вжиться в "характер". От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что происходит с ней в данный момент и что она при этом переживает. Закончив повествование, участник прикосновением передает слово своему соседу слева. Тот может либо продолжить рассказ, либо начать новое перевоплощение.

Игра ставит каждого из членов группы в ситуацию решения творческой задачи и открывает большую свободу для выражения своей индивидуальности.

Желательно проводить игру в затемненном помещении — это обеспечит занимающимся большую раскованность и психологический комфорт. По мере овладения искусством вживаться в образ перевоплощения становятся все более яркими и убедительными. От поверхностных, чисто внешних описаний участники идут "в глубь" предмета, все более и более отождествляясь с ним и переживая его "изнутри". В отдельных случаях картины бывают настолько выразительными и сильными, что их настроением проникается вся группа. Часто всплывают образы, наработанные в игре "Лесенка".

На некоторых участников группы упражнение "Перевоплощения" оказывает выраженное релаксирующее действие. Созданное фантазией царство покоя и лени захватывает их целиком, причем наступает не только мышечное расслабление, но и особое психическое состояние самоуглубленности и внутренней тишины. Иногда расслабление может достигать такой силы, что в какой-то момент участнику игры, ведущему рассказ, становится лень говорить и он "вываливается" из игры.

Участникам, слушающим рассказ, включиться в развитие образа бывает даже легче, чем говорящему. Однако некоторым может мешать беспокойство за свое предстоящее выступление. Иногда же неприятие чужого образа бывает связано с негативным отношением к автору. И то и другое говорит о недостаточной эмоциональной включенности членов группы в общую игровую ситуацию. Критические замечания относительно чьего-либо рассказа также делают продолжение игры невозможным. Если таких участников окажется большинство, то игры не получится. Поэтому ведущий должен быть достаточно осторожным в выборе момента для проведения этого упражнения. Не следует предлагать его группе, внутри которой еще не созрели отношения взаимного приятия и вкус к совместному творчеству. Иногда для раскачки группы ведущий может на первых порах предоставить участникам право по желанию пропускать свою очередь и передавать дошедшее до них прикосновение дальше. Конечно, при этом он должен быть уверен, что не превратит тем самым всю группу в пассивных слушателей.

Упражнение "Перевоплощения" не только знакомит участников этой игры с новым вариантом релаксационной техники, но и еще сильнее психологически сближает их. Происходит это из-за высокой насыщенности упражнения моментами творчества и сопереживания, а также за счет своеобразного самораскрытия: говоря от первого лица о каком-либо предмете, каждый говорит что-то и о себе.

Даже если вся группа отлично расслабляется при выполнении "Перевоплощений", последующие обсуждения индивидуальной работы над этой техникой дома показывают: эффективность расслабления через вживание в предмет для разных членов группы различная. Кому-то, например, для погружения в расслабленность достаточно восстановить в памяти одно из наиболее удачных перевоплощений. Большинство же занимающихся в своих первых самостоятельных попытках использовать образ, как правило, не могут достичь той глубины расслабления, на которую удавалось погружаться в группе. Впрочем, такая же картина характерна и для остальных упражнений, помещенных в этой главе. К четвертому-шестому занятию многие отмечают, что индивидуальная работа не позволяет им даже приблизиться к тем эффектам саморасслабления, которые легко возникают во время групповых сеансов. Иному участнику игры начинает казаться, что все происходящее с ним на занятиях — это некий мираж, созданный влиянием группы или "гипнозом" ведущего и бесследно исчезающий вместе с ним. Ведущему необходимо заниматься профилактикой подобных настроений, поддерживая веру членов группы в собственные силы, и требовать более активной работы дома. Группа действительно служит "усилителем" личных достижений, но все проявляющиеся в ней релаксационные эффекты отнюдь не призраки. Совместные занятия лишь приближают те ступени релаксации, до которых в самостоятельной работе еще предстоит дойти. Домашние задания являются непременным условием для тех, кто хочет постичь искусство расслабления. И чем реже происходят групповые встречи, тем важнее регулярность и систематичность самостоятельных занятий. Немецкие специалисты X. Клейнзорге и Г. Клюмбиес сравнивают освоение техники релаксации с лазанием по канату: стоит на миг разжать руки — и вы уже в самом низу, начинайте все сначала!* Хорошо, если каждый участник поставит себе цель: не позже чем через неделю достигать в домашней работе тех внутренних состояний, которые открыла перед ним группа.

____________

*Х. Клейнзорге, Г. Клюмбиес. Техника релаксации. — М.: Медицина, 1965.

Другой важный момент, на который следует обратить внимание, — это своевременный перенос выработанных в ходе занятий навыков на почву реальных условий жизни. Если участник группы уверенно владеет каким-то приемом расслабления, то ведущий должен всячески поощрять его попытки использовать данный прием в повседневной жизни или в той сфере, ради совершенствования которой изучается релаксация (спорт, профессиональная деятельность и т.д.). Еще до окончания курса обучения группе важно почувствовать реальную пользу от занятий. В противном случае у одних участников пропадает интерес к групповой работе, а для других она может превратиться в обособленный мирок "искусства для искусства". Ситуации, в которых уместна релаксация, возникают каждый день. Снять усталость, опустошающую душу и тело, после напряженного рабочего дня. Вовремя подавить в себе вспышку гнева или волну тревожного беспокойства. Унять дрожь в голосе при ответе на экзаменах. Приемы релаксации очень хорошо помогают преодолевать психическую инерцию и отключаться, например, от решения производственных проблем — дома, от озабоченности домашними делами — в кругу веселящихся гостей, от будоражащих воспоминаний минувшего дня — перед сном.

При переходе от самостоятельных тренировок в комфортных условиях домашнего уединения к "боевым действиям" в реальных ситуациях возникает трудность психологического порядка: инерция привычки. Когда человек оказывается один в гуще повседневных событий, ему бывает нелегко отделить себя от привычных способов реагировать на те или иные обстоятельства. Требуется известное насилие над собой, чтобы каждый раз, когда это нужно, усаживать себя в кресло и заставлять заниматься расслаблением. А нередко, захваченный жизнью врасплох, человек даже и не вспоминает о такой возможности.

Как помочь в преодолении этой трудности? К пятому-шестому занятию большинством участников будет усвоен необходимый для самостоятельного расслабления минимум навыков и умений. С этого времени их опыт в практическом применении релаксации полезно сделать предметом регулярных групповых обсуждений. Ведущий может также обязать каждого ежедневно делать соответствующие записи в дневнике. Эти меры помогут быть собраннее и заставят в какой-то степени ощущать себя членами группы в различных житейских ситуациях. Постепенно грань между занятиями релаксацией и повседневностью сотрется и оперативное применение микросеансов расслабления войдет в привычку.

Обычно в тех случаях, когда ведущий уделяет достаточно внимания "внедрению" релаксационной техники в жизнь, еще до окончания курса занятий многие обнаруживают в себе положительные перемены: одни стали более уравновешенными, у других заметно повысилась работоспособность или снизилась конфликтность в общении, у третьих улучшились сон, самочувствие, настроение.

Если обучение технике релаксации проводится в спортивной команде тренером, то проблема внедрения выработанных на занятиях умений в спортивную практику не стоит так остро. Помощь и руководство ведущего распространяются в этом случае и за пределы специальных занятий релаксацией.

Багаж выходящего на житейский простор члена группы должен, однако, включать не только приемы расслабления, но и способы освобождения от него. Умение выходить из расслабленного состояния необходимо и на занятиях. С того момента, когда у членов группы начнут возникать достаточно выраженные состояния релаксации, работе над техникой выхода из них следует уделить особое внимание. Распространенная ошибка осваивающих релаксацию состоит в том, что, достигнув глубокого расслабления, они потом не снимают его, а как бы потихоньку переползают в обычное состояние: разлепляют глаза, с трудом поднимаются, плетутся куда-то на ватных ногах. Фактически так и остаются в состоянии расслабленности. Чувствуют же они себя при этом не отдохнувшими, а вялыми и сонливыми.

Если с первых же занятий ведущий практикует проведение сеансов гетеротренинга, параллельное играм, то участники группы с техникой выхода уже знакомы и нужно лишь поупражняться в ее самостоятельном исполнении. Если же, достигнув первых успехов в саморасслаблении, члены группы еще не знают "дороги обратно", то необходимо как можно скорее восполнить этот пробел.

Переход из релаксационного состояния в бодрствование должен быть стремительным, как полет воздушного пузырька из водных глубин к поверхности. Здесь очень важно внутренне решиться на выход из царства сладкого полузабытья. Окончательно и бесповоротно. Затем нужно начать систематическое освобождение тела от оков расслабленности. Для этого можно применять технику, прямо противоположную упражнению "Насос": дыхание с акцентом на вдохе. Ведущий может поддерживать внутреннее усилие занимающихся следующими словами: "С каждым вдохом ваше лицо как бы обдает прохладным ветерком. Чувствуете радостное возбуждение во время вдоха. Вместе с воздухом в легкие входит бодрящая прохлада. Бодрость и энергия расходятся по телу, разгоняя сонную лень. Легкими стали руки… Ноги… Каждый вдох наполняет вас легкостью и силой. Упругая сила распирает мышцы. Дыхание становится чаще и энергетичнее. И наконец, на самом гребне выносящей вас к активному бодрствованию волны вы хорошо-хорошо потягиваетесь, делаете глубокий вдох и вместе с резким выдохом открываете глаза!" Для некоторых впоследствии эти формулы внешнего внушения могут стать формулами самовнушения. Если на первых порах выход не получается сразу, можно порекомендовать занимающимся сделать еще несколько резких выдохов. Более подробно приемы самомобилизации и выхода из релаксационного состояния будут рассмотрены в главе 6.

4. ПОДЧИНЯТЬСЯ ИЛИ ПОВЕЛЕВАТЬ?

Обычно к четвертому—пятому занятию участники игр, еще не научившись достаточно глубоко расслаблять себя самостоятельно, уже хорошо расслабляются на сеансах гетеротренинга. Во время этих сеансов им приходится работать только в режиме "приема" релаксирующих воздействий, а в роли "передатчика" выступает ведущий. Очевидно, что нельзя расслаблять себя самостоятельно, не научившись совмещать обе функции: воспринимающего импульсы расслабления и генерирующего их, внушающего и поддающегося внушению. Если быть расслабленными занимающиеся уже могут, то как им стать расслабляющими?

В практике обучения аутогенной тренировке, и в частности в спортивной практике, используется следующий прием: проводя гетеротренинг, ведущий предлагает занимающимся мысленно повторять все произносимые им формулы. От раза к разу вторящий словам ведущего "внутренний голос" каждого члена группы набирает силу, приобретает необходимую уверенность и нужные интонации. С какого-то момента созданный таким образом в сознании участника внутренний ведущий становится фигурой настолько самостоятельной, что начинает жить своей жизнью. И нужда в помощи извне при расслаблении сама собой отпадает.

Этот способ обучения давно испытан, часто приносит хорошие результаты, но иногда может давать и осечку. Главный его недостаток в том, что работа на самовнушение оказывается скрытым процессом, который невозможно проконтролировать. Одни повторяют формулы про себя добросовестно и систематически, другие — от случая к случаю, третьих же баюкающая речь ведущего размягчает настолько, что совершать какие-то внутренние действия они уже не в силах. Неудивительно поэтому, что и после окончания курса аутотренинга часть занимающихся нередко остается в психологической зависимости от ведущего и оказывается не готовой к самостоятельному использованию изученных техник.

Другой путь развития активного звена во внутреннем механизме саморасслабления состоит в том, чтобы на занятиях предоставить членам группы возможность в явной и доступной контролю форме выполнять функции релаксационных "передатчиков". Можно, например, подключить отдельных членов группы к работе ведущего на сеансах гетеротренинга. Регулярное использование этого приема не всегда целесообразно, но можно прибегнуть к его игровым модификациям.

В упражнениях этой главы от занимающихся требуется то, что до сих пор являлось исключительной привилегией ведущего: вырабатывать и совершенствовать приемы релаксирующего воздействия на других. Конечно, направленное на других воздействие не то же самое, что воздействие, адресованное самому себе: к себе человек обращает не звучащий поток формул, а лишь некий его внутренний аналог. Связь между ними, однако, настолько тесная, что развитие "внешних" способностей приводит к сдвигам и во "внутренних".

Упражнение 17. "Телепатия"

Ведущий предлагает членам группы принять участие в парапси-хологическом опыте и дает следующую инструкцию. Занимающиеся разбиваются на пары, в каждой паре распределяются роли "реципиента" и "индуктора". "Реципиент" удобно располагается на стуле, закрывает глаза. Его задача — быть внимательным и абсолютно пассивным: ничего не делать самому, но все улавливать, впитывать и запоминать. Задача "индуктора" — мысленно расслабить своего партнера.

По команде ведущего пары начинают работать. Через каждые 3— 5 минут происходит смена ролей в парах или смена партнеров. После 2—3 сеансов "Телепатии" ведущий предлагает "реципиентам" описать возникшие у них ощущения. В беседе обычно выясняется, что многим "индукторам" действительно удалось решить свою задачу. Кому-то полностью, большинству — лишь частично. Многие "реципиенты" дают яркие и подробные описания всего хода расслабления, отмечают особенности его перехода от одной части тела к другой. Довольно часто можно услышать о незавершенных влияниях "индуктора", когда расслабляющая волна, начав распространяться по телу, в какой-то момент "застряла", "отступила" или "рассеялась".

 Истинные механизмы наблюдаемых в этой игре феноменов легко объяснимы: это концентрация внимания на собственном теле, вызванные внушением обманы восприятия, в некоторых случаях неосознанно воспринимаемые ритмы дыхания "индуктора". Ведущему, однако, лучше не спешить с развенчанием таинственных явлений, а, предоставив слово "индукторам", посвятить следующий круг обсуждения приемам "телепатического" воздействия.

Эта фаза игры особенно важна, поскольку выявляет и делает общим достоянием группы все богатство избираемых тем или иным ее участником стратегий релаксирующего воздействия на других. Во время проведения игры занимающиеся используют разные способы расслабления на расстоянии, причем каждый из них часто применяет какой-то один прием, даже не подозревая о возможности других решений. Одни мысленно "уговаривают" партнера расслабиться, стараясь делать это как можно более прочувствованно и убедительно. Другие пробуют ярко представить себе, как "реципиент" обмякает и расползается на своем стуле. Третьим важно почувствовать себя сидящим в кресле партнера, перевоплотиться в него и, расслабляясь самому, вообразить, что это он расслабляется. Четвертые находят решение в том, чтобы расслабиться самим и при помощи воображения "перекачать" свою расслабленность в партнера. Пятые, встроившись в ритм дыхания "реципиента" и добившись ощущения контакта, исподволь начинают навязывать ему свой расслабляющий рисунок дыхания — замедленный, с затянутым выдохом.

Как правило, во время сеанса у "индукторов" возникают выраженные ощущения того, что партнер "поддается" или "сопротивляется". Отчетливо переживаются моменты установления или утери "контакта", причем описания "индуктора" и "реципиента" нередко совпадают. Специально акцентировать внимание на такого рода наблюдениях не стоит, поскольку суть "Телепатии" — не в изучении этих, по большей части иллюзорных феноменов. Они могут быть использованы ведущим, но лишь в той мере, в какой их обсуждение позволяет интенсифицировать работу "индукторов" во время сеанса. Впрочем, сама обстановка игры и необходимость работы на партнера уже являются хорошими дополнительными стимулами, побуждающими "индуктора" резко наращивать мощь своего внутреннего "генератора релаксации".

Опыт, накопленный занимающимися во время работы в активной роли "индуктора", поможет им выполнить…

 Упражнение 18. "Гипноз"

Занимающиеся разбиваются на пары. Распределив между собой роли "гипнотизируемого" и "гипнотизера", партнеры приступают к упражнению. "Гипнотизируемый" удобно располагается на стуле: предплечья на бедрах, кисти свободно свисают вниз; пальцы правой руки легко, без усилия удерживают небольшой предмет — карандаш, ластик и т.п.; глаза закрыты.

Установка для "гипнотизируемого" — полная пассивность, никаких произвольных движений. Его партнер начинает проводить внушение: "Правая рука тяжелеет… пальцы размягчаются… тепло струится по руке, переполняя ее ленивой истомой…" и т.д. до тех пор, пока стук упавшего на пол карандаша не возвестит об окончании "гипнотического" сеанса.

Через 2—3 минуты этот момент действительно наступает. Большинство "гипнотизируемых" роняют предмет, с удивлением обнаруживая в своих пальцах парализующую слабость. Особенно неожиданной оказывается она для тех, кто не имел никакого желания "подыгрывать" партнеру и даже, быть может, внутренне сопротивлялся ему.

Первый успех обычно действует на участников игры ошеломляюще и резко обостряет их интерес к упражнению "Гипноз". Скачок в представлениях о своих возможностях происходит практически у каждого, кто впервые сумел "силой слова" заставить человека уронить предмет. А таких, как правило, оказывается большинство. Случаются, конечно, и неудачи. Чаще всего они связаны с недостаточным вхождением "гипнотизирующего" в свою роль. Затруднения в подборе нужных слов, разрывы в речи и неуверенность в голосе — все это говорит о том, что занимающийся все еще находится "вне игры". Оказать какое-либо воздействие на партнера ему, естественно, не удается. Успешная работа других членов группы обычно помогает несостоявшемуся "гипнотизеру" обрести необходимый настрой и добиться своего в последующих попытках. Иногда тот или иной член группы все же застревает на мертвой точке из-за ложной уверенности в том, что он "не знает формул". Возможно, он окажется в более выигрышном положении при выполнении невербального варианта этого упражнения (см. упражнение "Счет").

Открытие в себе "гипнотических" способностей является важным рубежом в продвижении каждого, кто изучает аутотренинг, так как освобождает его от пут психологической зависимости. Рушится подспудно возникающий у многих членов группы миф о необыкновенных способностях ведущего, который любого может расслабить. "Чудеса" гетеротренинга становятся в ряд вещей простых и обычных. Именно в этот момент многие занимающиеся впервые уверенно выходят на путь серьезных и систематических занятий по релаксации.

Упражнение "Гипноз" построено таким образом, что внутренний механизм релаксационного самовоздействия оказывается как бы вынесенным вовне и распределенным между двумя людьми: один осуществляет воздействие, другой воспринимает его. Это позволяет совершенствовать обе стороны осваиваемого навыка порознь. Особенно важны здесь моменты тренинга суггестивных способностей занимающихся, а также происходящее за счет смены ролей и перегруппировки пар постоянное взаимообучение партнеров. Оно станет еще более интенсивным, если в обсуждениях каждому из членов группы ведущий предложит специально отмечать сильные и слабые стороны в работе тех, кто его "гипнотизировал".

Во время проведения "Гипноза" ведущий имеет возможность присмотреться к каждой паре и к каждому отдельному участнику игры. Если чья-то манера расслаблять партнера покажется ему особенно интересной и поучительной, он всегда найдет способ продемонстрировать ее группе. Для этого можно, например, провести общий сеанс с одним "гипнотизирующим".

Более трудный вариант задания для "гипнотизера" — заставить партнера приподнять свою лежащую на бедре руку ("Рука становится легкой, легче воздуха… Ее тянет вверх… Тянет все сильнее… Рука всплывает…"). Эту модификацию полезно использовать при изучении техники выхода из релаксационного состояния. Успех здесь возможен лишь в том случае, если "гипнотизирующий" окажет очень сильный и продолжительный психологический нажим на своего напарника. Удается это далеко не всем, однако при достаточном упорстве участников "активизирующие" приемы можно оттачивать и на безуспешных попытках. Еще одна модификация "Гипноза"…

Упражнение 19. "Контакт"

Занимающиеся разбиваются на пары, встают друг против друга. Один из них закрывает глаза и кладет другому руки на плечи. Его партнер с помощью подходящих словесных внушений пытает-

 ся как можно сильнее расслабить и "утяжелить" какую-то одну лежащую на его плече руку, например правую. Обычно через 2—3 минуты участник, внушающий партнеру "утяжеление" правой или левой руки, начинает ощущать эффект своего внушения на себе самом: давление на соответствующее плечо заметно возрастает.

Определенную роль в изменении веса руки может играть самовнушение. Более вероятно, однако, что рука воспринимается потяжелевшей благодаря реально действующим факторам. С одной стороны, когда конечность хорошо расслаблена, человеку легче забыть о ней и полностью "отдать" вес опоре. С другой стороны, вызываемые в руке ощущения тепла и тяжести — это не только расслабленность мышц, но и связанное с нею расширение кровеносных сосудов, более обильное наполнение руки кровью, а, следовательно, и реальное увеличение ее веса.

Игра "Контакт" интересна тем, что из-за образованного парой замкнутого контура "гипнотизирующий" получает немедленную обратную связь о результатах своего воздействия на партнера. Это позволяет ему гибко менять тактики релаксирующих внушений и нащупывать наиболее действенные из них.

В обсуждениях упражнений "Гипноз" и "Контакт" занимающиеся почти всегда отмечают, что расслабляющее или, напротив, мобилизующее действие слов "гипнотизера" зависит прежде всего от того, как он их произносит и насколько пропускает через себя то, что говорит. Некоторые участники игры буквально лепят образы расслабления из собственного голоса. Темп речи, ее интонация и звуковая окраска определяют силу эмоционального воздействия слов ничуть не меньше, чем их смысл. Поработать с этими звуковыми составляющими речи в чистом виде участникам группы предоставит возможность…

Отправить на печатьОтправить на печать