5. Избавиться от предвзятости

Предвзятыми мы становимся, когда утрачиваем способность видеть хорошее в людях и обстоятельствах. Конечно, умение видеть недостатки в том, что вас окружает, — важное условие улучшения ситуации. Но от него мало проку, если вы не умеете видеть также и положительные аспекты бытия. Человека, погрязшего в предвзятости, любая ситуация будет чрезвычайно раздражать. Он не только не увидит ее положительных сторон, но не сможет и предпринять что-нибудь, чтобы изменить ее к лучшему. Правда, что «нет худа без добра». Но вы неспособны разглядеть добро.

Мы склонны быть предвзятыми и сопротивляться людям в том случае, когда не осознаем истинный источник наших негативных переживаний. Чтобы работать над эмоциями, связанными с предвзятостью, нам нужно перенести внимание на другой объект. Как правило, нас «заводит» что-то другое, совсем не То, в чем мы видим причину беспокойства. К примеру, нас может разочаровывать близкий человек, хотя на самом деле наше беспокойство вызвано не им.

Когда мы разочаровываемся в близком человеке, на самом деле нас беспокоит что-то другое.

Если вас волнует, что ваши волосы неухожены, вполне возможно, что это переживание-замена и на самом деле вас беспокоит совсем другое. Чувство обеспокоенности за судьбу своих инвестиций или бизнеса также может вылиться в переживание о чем-то третьем. Например, вы станете придирчиво относиться к своему весу (или к лишним килограммам партнерши). Вы видите только излишнюю полноту, но не истинную причину своего беспокойства. Когда вы фиксируетесь на том, чего не можете изменить, всегда находится что-то другое, что вас волнует.

Если вы недовольны своей прической, возможно, вас волнует что-то совсем иное.

Заместив свои чувства, мы сопротивляемся ситуации, которую не можем изменить. Однако взглянув на те (более глубокие) переживания, которые скрываются за нашей предвзятостью, мы всегда обнаруживаем, что нас волнует нечто другое. Рассмотрев эти эмоции, мы обретем способность избавиться от них и поправить ситуацию.

Смотреться в зеркало предвзятости

Когда мы предвзяты по отношению к другим, нередко (на более глубоком уровне) несправедливы и к себе. Мы смотримся в зеркало, не узнавая отражения. Осознание этого приходит не сразу. Необходима практика. Мне, к примеру, не нравились высокомерные люди. Я упрекал их в том, что они всецело заняты собой. Позже я обнаружил, что относился к ним так потому, что глубоко внутри беспокоился, как бы люди не сочли высокомерным меня самого. Поскольку я не мог разглядеть своих внутренних страхов, то и держался подальше от тех, кто казался мне надменным.

После того, как я осознал свои скрытые эмоции и поработал над ними, произошло вот что. Во-первых, я перестал раздражаться при виде высокомерного человека. И понял, что предвзятость по отношению к нему не преследует никакой практической цели, а только делает меня несчастным. Кое-кто может мне не нравиться, я могу не соглашаться с ним, но это не повод для того, чтобы отказываться от своей любви и приятия неизбежного. Освободившись от предвзятости, я перестал чувствовать необходимость критиковать высокомерных людей (но при этом они не стали мне нравиться).

Предвзятость лишь делает нас несчастными.

Во-вторых, я смог признать свои собственные успехи и способности. Чтобы продать себя, вам надо показать людям, кто вы такой и что можете делать. Вам нужно быть уверенным в себе, но не внушать другим: «Я лучше вас». Подход должен быть другим: «Смотри, чего я добился; ты можешь верить в меня». Освободившись от тенденциозного отношения к высокомерным людям, я смог найти свое место в жизни.

Вдоволь наскитавшись по свету, я допустил множество ошибок и иногда вел себя высокомерно» Избавившись от предвзятого отношения к надменным людям, я смог простить себя и заодно подкорректировать свой образ мыслей и поведение.

Мы обречены на ошибки, если, желая двигаться вперед, толкаем себя назад. И не сможем учиться на них, если не полюбим себя. Либо мы станем оправдывать ошибки, либо откажемся от себя и перестанем прилагать усилия, чтобы добиться осуществления задуманного.

Если, желая двигаться вперед, мы толкаем себя назад, то обречены на ошибки.

Эта идея помогает понять: упорствуя в предвзятом отношении к другим, мы только мешаем самим себе. Между высокомерием и чувством собственного достоинства есть различие. Если мы необъективны к другим, наше самоуважение заражено спесью. Следует научиться не переступать разделительную черту между этими понятиями. Избавившись от осуждения, мы обретаем возможность экспериментировать, совершать ошибки, извлекать из них уроки и двигаться дальше.

Многие небогатые люди пристрастно относятся к тем, у кого много денег. А кое-кто даже демонстрирует предвзятое отношение к самим деньгам. Такой настрой просто не позволяет им обладать деньгами. Чтобы открыть свое сердце и разум навстречу изобилию, необходимо искоренить в себе тенденциозность. Осознавая собственные ограниченные представления и предвзятость, вы сможете постепенно избавиться от них.

За нашей необъективностью по отношению к деньгам всегда скрывается представление о том, что мы не можем иметь больше. Освободившись от этого ощущения, мы обретаем свободу желать большего и получать его.

За нашим предвзятым отношением к деньгам всегда скрывается представление о том, что мы не можем иметь больше.

Будучи пристрастными, мы воздерживаемся от любви к людям. Мы сдерживаем это чувство, поскольку считаем: будь мы такими, как они, нас бы не любили. Удосужившись рассмотреть свое предвзятое отношение к другим, мы сможем заглянуть и в тот угол, куда загнали себя.

Большинство очень необъективных людей томятся в застенках своих представлений о том, что хорошо, а что плохо. Они не могут расслабиться и стать теми, кем могли бы. Они бояться совершить ошибку, потому что испытывают страх узнать о себе нелицеприятное мнение других.

Рассмотрев свое предвзятое отношение к другим, мы заглядываем в тот угол» куда загнали самих себя.

Тенденциозность в суждениях усиливает боязнь того, что нас не будут любить, если мы не будем соответствовать определенным требованиям. Как-то на концерте я заметил, что меня чрезвычайно раздражают ребята, которые беснуются под музыку, да еще получают от этого удовольствие. Заметив в себе это осуждение, я заглянул в себя глубже и обнаружил, что какая-то часть меня хочет так же безудержно веселиться.

Я думал об этом на протяжении всего концерта, но так и не смог как следует расслабиться и почувствовать себя привольно. Поработав некоторое время со своими ощущениями, обнаружил: в детстве я не чувствовал, что могу свободно озорничать. Какая-то часть меня боялась осуждения, осмеяния и даже наказания.

Я представил, что вернулся назад во времени, ощутил свой страх, а потом вообразил, что получил от других поддержку в том, чего мне хотелось и что было необходимо. Заполнив резервуар любовью друзей и досугом, я смог освободиться от предвзятого отношения к людям, которые развлекались.

Сделав это, я нашел множество безопасных возможностей свободно себя проявлять. Неуправляемая часть моей натуры вышла наружу, и меня не осудили. После этого я сделался менее серьезным и начал жить играючи. Стал более уверенным в себе и даже жестким.

В прошлом я много раз одергивал себя из страха пасть жертвой общественного мнения. Теперь я могу спокойно сказать: «Ну и что? Какое мне дело до того, что они подумают?» Это не значит, что мне плевать на всех. Просто я не позволяю предвзятым суждениям людей сдерживать меня, заставлять чувствовать себя отщепенцем или, того хуже, полоумным.

Если кто-то предвзято относится к вам, скажите себе: «Ну и что? Какое мне дело до того, что они думают?»

Покончив со своей тенденциозностью, мы обретаем свободу. Немудрено, учитывая, сколь огромное количество нашей энергии растрачивается на предвзятое отношение к другим.

В том, что люди проявляют недовольство кем-то, нет ничего плохого» Но, предубежденно относясь к другим, мы запираем любовь в своем сердце. Часто мы необъективны к тем, кто думает, чувствует и реагирует не так, как нам бы того хотелось. Отсюда, как правило, проистекает наша нетерпимость и разочарование. В итоге мы теряем способность любить и сочувствовать. Предубеждение лишает нас связи со своим терпеливым, истинным «я». Этот внутренний разрыв заставляет нас страдать, из-за чего мы еще агрессивнее относимся к людям. Испытывая внутреннее неудовлетворение, мы осуждаем чужое поведение.

Хотя и важно распознать, чего нам хочется и что мы считаем правильным, неверно требовать того же от других.

Все не могут быть одинаковыми. Если человек другой, это не значит, что он плохой.

То, что хорошо для одного, не всегда хорошо для другого.

Если мы пристрастны, то вместо того, чтобы искать возможности получения необходимого, зацикливаемся на своих отличиях от других, считая их причиной своих неудач и страдания, а в результате — не чувствуем в себе способность созидать. Совершенно необъективно мы полагаем, что наш путь верен, а других — нет.

Некоторые люди с возрастом удивительно смягчаются. Они прожили жизнь и знают себе цену. Другой образ жизни не является для них угрозой. Но вам не обязательно ждать мудрости до седых волос. Научившись получать необходимое от своей внутренней энергии, вы сможете избавиться от предвзятого отношения к другим.

6. Избавиться от нерешительности

Нерешительными вы становитесь тогда, когда теряете внутреннюю способность находить свой путь в жизни и настойчиво продвигаться по нему. В последнем случае вы не можете всецело посвятить себя решению какой-нибудь определенной задачи, утрачиваете контакт со своим внутренним проводником и чувствуете себя потерянным. В своих мнениях и желаниях вы становитесь слишком зависимым от других. Вы слишком слабы, чтобы принять решение. Вы теряете присущую душе способность идти прямым путем. Вы не даете обещаний, и поэтому не развиваете свою внутреннюю способность осуществлять желания.

Основная причина нерешительности кроется в нашем разочаровании. Если жизнь ставит перед разочарованным человеком сколько-нибудь серьезную задачу, ему трудно принять решение и двигаться вперед. Часто это происходит потому, что мы недостаточно хорошо рассмотрели свои прошлые неудачи и не проработали их. Прошлые просчеты и поражения еще отзываются в нас болью. Если мы приняли решение, последствия которого оказались отрицательными, естественно, что потом нам будет трудно принимать новые решения.

Нерешительность означает, что прошлые просчеты и поражения все еще вызывают у нас боль.

Если мы поверили человеку, а он нас предал, будет трудно вновь довериться кому-то. Нередка и такая ситуация: в прошлом, поверив в себя, мы обожглись. Поэтому теперь, когда все в ажуре (необходимо лишь принять ответственное решение), вдруг начинаем сомневаться и отступаем.

Такое поведение чрезвычайно препятствует достижению успеха. Едва к нам начинает приходить уверенность в своих силах, мы отступаем и не можем решиться сделать шаг в нужном направлении. Чтобы избежать вероятной неудачи, нам приходится плестись в хвосте. Ведь если мы не уверены в себе, другим трудно полагаться на нас и тем паче — следовать за нами.

В определенный момент своей жизни я решил, что лучше потерпеть сокрушительное поражение, чем вовсе не прилагать усилий к достижению победы. Сдерживая себя, я чувствовал себя скверно. Чем пассивно страдать, лучше решиться на прыжок. Такое решение я принял не потому, что был уверен в его правильности, а потому, что необходимо было что-то предпринять. Не будучи вполне уверен, что я делаю то, что следует, я все же решился на поступок. Подумал: если мое занятие окажется не тем, что мне надо, это непременно выяснится. И тогда мне станет понятнее, чем следует заниматься впредь.

Лучше потерпеть поражение» чем вовсе не прилагать усилий к достижению победы.

Работая с плохими статистами, актеры убеждают себя, что любой спектакль — репетиция перед «Тунайт-шоу» (Популярная передача на американском ТВ. —Прим. ред.). Ничего не предпринимая, вы никогда не узнаете, что нужно делать. Постепенно вы поймете, что у вас получается. А там, глядишь, и вам позвонят, чтобы пригласить участвовать в самом престижном американском телешоу.

Я прислушался к себе, когда мне было тридцать с лишком, и очень вдохновился тем, что подсказало мне мое сердце. Решил, что меня не волнует, нравлюсь ли я всем, и не заботит, что я буду говорить. Просто последовал зову сердца и на опыте выяснил, что у меня получается, а что нет.

Когда в начале восьмидесятых я стал развивать концепцию, изложенную в книге «Мужчины с Марса…», многие были мной недовольны. В то время я, было, засомневался в себе. Но настойчивость возобладала, и я решил посвятить себя тому делу, для которого, как чувствовал, был создан. За шесть лет мои идеи принесли людям огромную пользу, но мои семинары посещали немногие. Последователи хотели, чтобы я преподавал то, чему учил раньше, а не излагал идеи, содержащиеся в книге «Мужчины с Марса…».

Чтобы преодолеть разочарование, мне пришлось еще больше поверить в свои идеи. Со временем я понял: чтобы в меня поверили, я должен сам поверить в себя. Погрязнув в нерешительности, мы слабеем. В этом случае люди не могут полагаться на нас и доверять нам.

Чтобы в вас поверили, вам надо самим поверить в себя.

Когда я убедился, что принципы, содержащиеся в книге «Мужчины с Марса…», действительно спасают семьи, эти идеи приняли и миллионы. Вот вам пример того, как настойчивость и вера закладывают фундамент успеха. Можно привести еще бесконечное множество историй о достижении впечатляющего успеха, который стал результатом многих лет настойчивых усилий и неоднократного преодоления своих разочарований.

О себе могу сказать: не имея внутреннего наставника, я не смог бы упорствовать. Я пережил агонию неведения и молил Бога указать мне путь. Постепенно ситуация прояснилась. Я благодарил Бога за каждую новую идею.

Принять решение

Для достижения внешнего успеха следует принимать много решений. Делать это очень трудно, если вы не чувствуете себя свободным совершать ошибки. После признания права на ошибку следует сделать следующий шаг. А именно — осознать, что вам нет необходимости знать все. На работе мне каждую неделю необходимо принимать множество решений. В большинстве случаев приходится доверять интуиции. Я выслушиваю условия, думаю о том, что мне хотелось бы сделать, а потом на несколько дней забываю о проблеме. Каким-то образом информация поступает в космический компьютер (интуицию)» после чего на мой вопрос приходит ответ. Я научился отпускать проблему; когда она возвращается, у меня уже есть готовое решение.

Ошибки все равно бывают, но мы не можем расти и учиться, если не принимаем решений и не пытаемся воплотить их в жизнь. Конечно, промахи, которые мы совершаем, могут привести к падению. Однако глупо думать, что мы всегда можем знать, что делать. Жизнь полна неожиданностей. Единственное, в чем можно быть уверенным: если вы зададите вопрос, через несколько дней получите на него ответ.

Глупо думать, что мы всегда можем предугадать будущее.

Если вы в полной растерянности и не знаете, что делать, лучше до поры до времени повременить с принятием решения. Сделайте паузу, разберитесь со своими ощущениями. После того, как вы поработаете над стрессом, вызванным поиском выхода из создавшейся ситуации, и избавитесь от него, решение станет для вас очевидным.

Однако обладание знанием о том, что нужно делать, еще не подразумевает, что вы абсолютно уверены в конечном результате. Некоторые совершают ошибку, выжидая момента, когда уверены в успехе на все сто. Это чрезвычайно замедляет наше развитие. На деле готовность к принятию решения определяется так: вы знаете, что оно лучшее из возможных, и готовы иметь дело с его последствиями.

Знание о том, что нужно делать, не подразумевает, что вы абсолютно уверены в конечном результате.

Я очень осторожен в принятии решений, которые обязывают меня делать что-то. В большинстве случаев, если я сказал, что буду что-то делать, значит, действительно уверен, что буду. Это придает вес моим словам. Одна из причин, по которой мои книги помогают людям, состоит в том, что они наполнены силой. Каждая строка в них основана на моем личном опыте. Идеи, заложенные в книгах, сработали в моей жизни и продолжают влиять на нее. В них нет ничего, что не помогло бы мне когда-то и не продолжало приносить пользу.

Однажды к Ганди обратилась с просьбой женщина. Она попросила сказать ее маленькому сыну, чтобы тот ел меньше сахара. Индианка считала, что сахар виновен в гиперактивности ребенка и не идет ему на пользу. Ганди сказал, что ему надо три месяца, чтобы подготовиться к этой миссии. Через три месяца женщина пришла с сыном. Ганди очень просто объяснил ребенку, что есть слишком много сахара — не хорошо для его здоровья* И что если он перестанет увлекаться сахаром, — будет сильнее и почувствует себя лучше. Это убедило мальчика.

Позже женщина спросила Ганди, зачем ему понадобилось три месяца для подготовки такого простого монолога. Ганди ответил: чтобы его слова имели силу, ему нужно было убедиться в их правдивости и поверить в них. Он три месяца не ел сахара и мог с уверенностью сказать мальчику, что тот станет крепче.

Если вы живете согласно своим словам, они наполняются силой. А если всегда исполняете свои обещания, то, просто дав слово, уже привлекаете к себе энергию для того, чтобы его сдержать. Когда я приближаюсь с намеченному сроку завершения работы над книгой, ко мне приходят энергия и ясность мысли, необходимые, чтобы сдать ее в срок.

Если вы живете согласно своим словам, они обретают силу.

Это не значит, что, не сдержав своего слова, мы слабеем. Иногда приходится изменить решение, чтобы найти выход из сложной ситуации. Не надо думать также, что, не исполнив обещания, вы потеряете все. Вы просто не будете становиться сильнее. И напротив — каждый раз, выполняя обещание, вы приобретаете больше возможностей держать слово.

Лучше нарушить свое обещание, чем никогда ничего не обещать. Некоторые люди нерешительны, поскольку боятся разочаровать других. Причина зачастую кроется в детском переживании своей неспособности исполнить волю родителей или в боязни совершить ошибку, из-за которой будет утрачено полученное некогда одобрение близких. Если вы делаете для исполнения обещания все, что можете, то ваша душа получает шанс расти. Не всегда вы сможете добиться результата. Но лучше все же прилагать усилия и делать максимум возможного, чтобы достичь цели.

Лучше нарушить свое обещание, чем никогда ничего не обещать.

Совершив ошибку в принятии решения, вы, тем не менее, сможете осознать свои чувства и обретете способность вернуться к своему «я». Поработав над своим разочарованием, вы снова обретете силу. А вот прячась от трудностей, не принимая никаких решений, — потеряете связь со своим истинным «я». Вы не только не обретете энергию, но станете слабее.

Лучшее время для нарушения обещания — период, когда вы стараетесь сдержать его. Чем отступать, сделайте прыжок. Если это невозможно, смените магистраль, ведущую к цели. Когда вы движетесь к тому, что считаете правильным, то, по крайней мере ощущаете в себе силу, становитесь целеустремленным и настойчивым.

7. Избавиться от медлительности

Вы склонны медлить, если утратили врожденную способность реализовывать свои решения. Вы не приступаете к делу до тех пор, пока вам не остается ничего другого. Вы отказываетесь от действий или откладываете их из-за того, что считаете себя не подготовленным для решительных поступков. Медлительность ослабляет вашу способность решать жизненные задачи.

Вы не слишком спешите, когда вам недостает смелости.

Мы отказываемся от действий или откладываем их из-за того, что считаем себя не готовыми к ним.

Смелость подобна мускулам. Она не возрастет, пока перед вами не возникнет задача, к решению которой необходимо приступить. Если, добиваясь своего, вы делаете все, что от вас зависит, — почувствуете и убедитесь, что к вам на выручку всегда приходят божьи ангелы. Закон таков: Бог помогает тем, кто помогает себе. Если вы не продвигаетесь вперед, энергия, которая способна помочь осуществить задуманное, будет вам недоступна.

Цель не будет достигнута, если вы не сделаете первый шаг. Приступив к активным действиям, вы почувствуете прилив энергии и вновь ощутите свои творческие силы. Нельзя реализовать свой внутренний потенциал, не упражняясь в этом. Вы становитесь смелее, когда рискуете. Если же вы откладываете действия, то не только подавляете свои внутренние силы и таланты, но и испытываете страдания.

Как только вы приступите к активным действиям, —почувствуете прилив энергии и реализуете свой творческий потенциал.

Вот две величайшие причины страданий в жизни: не иметь любви и не делать то, что хочется. Не делать то, к чему стремится ваше сердце, все равно что взять в руки нож и раз за разом наносить им себе удары. Боль поражения, которой вы хотите избежать, намного слабее, чем страдания от осознания того, что вы не являетесь самим собой.

Мы мешкаем, если беспокоимся о чем-то. В этом случае мы чувствуем себя беспомощными. Любая задача кажется нам непосильной. Чтобы прорваться через эту преграду, следует осознать необходимость изменения наших ощущений.

Исследовав свои внутренние чувства, вы сможете избавиться от отрицательных эмоций и ощутить свои желания. Если вы всецело осознали свою душевную устремленность, привычка медлить вас оставит. Переключившись с общих рассуждений на конкретные действия, обретя целеустремленность, вы сможете перешагнуть через любое препятствие. Запомните очень важное высказывание: «Не рассуждай, а действуй. Делай это сейчас». Обратившись так к себе, приступайте к осуществлению задуманного.

«Не рассуждай, а действуй. Сделай это сейчас».

Другой инструмент, который мне помогает, — определение своих желаний. После каждой медитации я представляю себя делающим то, что мне хочется делать. Воображаю приятные эмоции, связанные с работой, чувство облегчения, вызванное ее успешным завершением. Это поразительно организует и вдохновляет. Через несколько дней вы увидите, что с энтузиазмом делаете то, что хотели бы делать.

Еще одна причина, по которой некоторые люди откладывают важные для них начинания, — представление о своей неготовности к ним. Им кажется, что если бы они были готовы, то не испытывали бы страха и тревоги. Это неверно. Независимо от степени готовности у вас всегда будут страхи. Они уменьшатся и уйдут тогда, когда вы начнете что-то делать. Если вы ждете их исчезновения, то никогда не приступите к делу.

8. Избавиться от придирчивости

Утратив врожденное знание о том, что жизнь несовершенна и никогда не будет совершенной, вы становитесь придирчивым. Вы ждете от себя и других слишком многого. По-вашему, все должно быть идеальным, или совершенства нет вовсе. Отыскивая в других несуществующие достоинства, вы никогда не станете счастливыми и не испытаете чувства удовлетворения. Вы чересчур взыскательны для этого и потому отвергаете дары жизни. Все вами оценивается и сравнивается. Не обнаружив вокруг себя ничего сносного, вы лишаете себя возможности свободно отдавать и принимать любовь.

Ожидая от жизни совершенства, вы не можете расслабиться, наслаждаться собой и тем, что у вас есть.

Потребность в совершенстве ложна. Она зарождается в детстве, когда мы стараемся в угоду родителям быть безукоризненными. По ошибке мы считаем: нам необходимо быть совершенными, чтобы они стали счастливыми. Каждый ребенок рождается с естественным желанием радовать родителей.

Стремление радовать других—это здорово, но перегибы в этом желании —уже патология.

Если прежде ребенок не радовал родителей, в нем может развиться потребность ощущать себя совершенным. В детстве мы были на седьмом небе от счастья, когда чувствовали, что родители нами довольны, и очень расстраивались, если разочаровывали их. Чтобы порадовать отца и мать, мы пытались внести изменения в свое поведение и в ощущения, отвергая тем самым свою суть. Чем больше мы в угоду родителям отвергали свое истинное «я», тем сильнее чувствовали, что должны быть пай-мальчиками.

Если ребенок не сумел осчастливить родителей, он испытывает потребность быть совершенным.

В детстве нас не гладили по головке, когда мы вдруг выходили из себя. В результате мы не смогли получить подтверждение того, что с нашими чувствами все в порядке. Ребенок должен иметь возможность свободно прочувствовать эмоции всех уровней, а потом постепенно научиться управлять ими. Если родители не одобряют какой-то эмоции, естественно, что, испытывая ее снова, ребенок будет ощущать, что с ним что-то не так. Чтобы заслужить одобрение родных, он вынужден подавлять свои чувства.

Ребенку необходимо получить подтверждение того, что его отрицательные эмоции—нормальное явление.

В детстве необходимо сделать много ошибок, чтобы выучиться на них. Но часто нам внушали: «Ты совершил ошибку, значит, с тобой что-то не так». Поэтому большинство из нас так и не узнали, что делать оплошности — это нормально. Пребывая в уверенности, что не должны ошибаться, мы на пороге того, чтобы признать и необходимость быть совершенным.

В детстве нам надо было узнать» что совершать ошибки —это естественно.

Если мы наделены каким-то особым даром или талантом, это также ведет к нашей придирчивости. Раз мы талантливы, нам хочется быть в центре внимания. Мы привыкаем чувствовать восторженное отношение к себе, вызванное нашими способностями. В результате нам трудно решиться делать то, в чем мы менее совершенны.

Привыкнув радовать своих родителей (делая что-то лучше других детей), мы боимся разочаровать их, занявшись тем, что получается у нас не так хорошо. Но если мы не пройдем через борьбу, не набьем шишек, стремясь к поставленной цели, — так и не узнаем, что нас продолжают любить даже тогда, когда нас постигла неудача.

Ребенку важно испытать неудачи, чтобы узнать, что делать ошибки — нормально.

Ощущение своей неспособности удовлетворить все запросы родителей выливается в чувство неполноценности. Хотя придирчивый человек может быть самым совершенным в своей области, сам он думает иначе. Иногда придира не только не любит то, чем занимается, но и ненавидит свое дело.

Хотя придирчивый человек в своей профессии (области деятельности) может быть самым совершенным, сам он не чувствует себя таковым.

Чтобы осознать скрытое чувство неполноценности, определяющее многие из наших внешних ощущений и желаний, запишите на магнитофон свою беседу с кем-нибудь. Когда люди слушают свой голос, большинство из них приходит в замешательство, так он им не нравится. Иногда человек даже не верит, что это его голос.

Причина такой сильной реакции в том, что внутри себя мы заняли круговую оборону, чтобы компенсировать детское ощущение своей неполноценности. Сопротивляясь отрицательным оценкам, которые нам давала жизнь на разных этапах, мы создали в уме свой искусственный образ.

Поскольку на самом деле голос, записанный на пленку, отличается от нашего представления о нем, прослушивание фонограммы проявляет детский страх: если мы не будем достаточно хороши, от нас откажутся. Страх перерастает в сильное замешательство. Нам трудно принять себя, даже если другие, слушая запись, считают, что наш голос звучит замечательно.

Прослушивание магнитофонной записи своего голоса проявляет детскую боязнь оказаться недостаточно хорошим.

Если внутри нас кроются отрицательные эмоции, прослушивание магнитофонной записи сразу проявит их. Чтобы избавиться от этих чувств, необходимо вернуться в прошлое и поработать над ними.

Отправить на печатьОтправить на печать