2.7. Homo humanus – Человек человечный

Становление Человека гуманного начинается, как было сказано выше, с простого усмотрения и осмысления им своих добрых, человечных начал, предпринимаемого с тем, однако, чтобы сделать ставку на них, превратить их в плацдарм, основу своих мыслей, ценностей и поступков.

Человечность – естественный, стихийный гуманизм.

Гуманизм зрячий, зрелый, целеустремленный – это осмысленная, осознанная человечность.

Осознание, осмысление собственной человечности и ее ресурсов и есть первый шаг личности на пути к гуманизму.

Человек, который устанавливает нормальные, гуманные отношения с самим собой и со своими идеями, совершает тем самым второй шаг к тому, чтобы стать не только Человеком разумным – Homo sapiens, но и Человеком гуманным – Homo humanus. Но чтобы и первый, и второй шаг были сделаны верно, важно уметь ориентироваться в своем внутреннем мире.

Структура его весьма неоднородна. Если представить себе человека в виде солнечной системы, то в центр ее следует поместить то, что мы обозначаем буквой Я. Вокруг Я, глубинной сущности человека, его смыслового и жизненного ядра лежит сфера самосознания, отделяющего и одновременно связующего этот центр с мировоззрением личности. За территорией мировоззрения простираются различные области знания, накопленная человеком информация. Далее начинается его тело, биофизический носитель всего этого внутреннего мира, в свою очередь окруженный внешним, объективированным миром культуры, реальностями общества и природы.

Графически эта воронкообразная пространственная структура может выглядеть так:

щелкните, и изображение увеличится

1. Я, личность как единство альтер и прима эго («первого» и «второго» я), как внутренний диалогизм и монодуальность, т.е. единство двойственности.

2. Область самосознания.

3. Область мировоззрения.

4. Область знания.

5. Тело человека как граница и связь между внутренним миром человека и внешней по отношению к нему реальностью.

6. Объективная действительность.

Разумеется, это схема не отражает всей сложности человеческого существа, как и самой динамики в связях между различными слоями или сферами внутреннего и внешнего по отношению к человеку мира.

Она ничего не говорит об отношениях этого мира, с одной стороны, с человеческим я, с другой – с человеческим телом. Вместе с тем, «география» человека помогает разобраться в том, что существует и что творится у нас в душе. Иначе говоря, она помогает нам познать себя и, следовательно, иметь больше возможностей устроить свою жизнь наилучшим образом.

Разъясним, прежде всего, что такое область мировоззрения. Строго говоря, – это область знания, точнее ее часть. Но особенностью этого знания является то, что оно сознательно или бессознательно принимается человеком как руководство к действию. Это своего рода программа оценок и поступков человека, призма, сквозь которую он смотрит на мир, себя самого и свои задачи в нем.

Теоретически мировоззрение как программа имеет много различных блоков и уровней: «по вертикали», низший уровень – мироощущение, средний – миросозерцание, высший – миропонимание.

Много больше типов или блоков различных по содержанию мировоззрений: философское, политическое, нравственное, религиозное, правовое, финансово-экономическое, экологическое, эстетическое, научное, паранормальное, магическое, криминальное, расистское и др. Практически все мы обладаем более или менее развитым, более или менее полным мировоззрением, в котором находится или может найтись место идеям едва ли ни всех перечисленных сфер.

Рассказ о взаимоотношениях этих частных воззрений в человеке не входит в нашу задачу. Мы упомянули о них лишь только для того, чтобы определить место гуманистического мировоззрения в этой области, его сходство и отличие от других мировоззрений.

Первое и самое главное отличие гуманизма от всех иных мировоззрений состоит в том, что оно обязательно предполагает акт рефлексии, самосознания, свободного, разумного и критического принятия человеком своей человечности вместе с накопленными им знаниями и опытом.

Второе, – это фундаментальный, глубинный характер гуманистического мировоззрения.

Человек принимает здесь не просто свою человечность, а самое глубокое и ценное в себе – свое человечное я. Гуманизм обретает глубину именно потому, что связан с самым важным для человека – с его собственным существованием, с его свободой, положительными, жизнеутверждающими способностями, со всем лучшим, что есть или может быть присуще человеку, не закрывающему глаза и на темную сторону своего существа. В отличие от всех других мировоззрений, в центре гуманизма находится человек, носитель этого мировоззрения.

Признаком, говорящим о более основательном характере гуманизма по сравнению с другими типами мировоззрения, является особенно выраженная рефлексивность, сознательность человека гуманистических взглядов, его предельно тесные контакты со своим я, личностным центром мысли и дела. Такое умонастроение можно назвать антропоцентризмом (но не эгоизмом). Этот термин-определение весьма точно рисует ситуацию. Ведь в гуманистическом мировоззрении я совершает исключительно важный выбор самого себя, но не просто «голенького» и бессодержательного (что происходит в любом акте самосознания), а я человечного, достойного высших человеческих ценностей, соразмерного всем ценностям Вселенной. Гуманизм – мировоззрение высокого самосознания, самоконтроля и ответственности личности за свою частную, общественную и космическую (природную или экологическую) жизнь.

Подчеркнем еще раз: все другие мировоззрения (как то религиозное, государственническое, классовое, профессиональное и их разновидности) отнюдь не рассматривают личность в качестве главного объекта своего позитивного интереса.

Третьим признаком гуманизма является его комплексный, интегративный характер.

Дело в том, что осознание и принятие гуманности, себя как человечного я создает особую почву для органического и творческого восприятия многих других мировоззрений или их частей. Гуманизм становится фильтром, через который человек пропускает все содержание своего внутреннего мира, тем самым и очищая его, и наполняя светом человечности. В результате в гуманистическое мировоззрение входят многие философские, этические, естественнонаучные, гражданско-правовые, финансово-экономические, общеполитические, эстетические, экологические, психологические и педагогические идеи.

Четвертым качеством гуманизма является его полифункциональность.

Полифункциональность (многофункциональность) присуща практически всем мировоззрениям. В гуманизме это качество позволяет человеку решать как теоретические (познавательные) проблемы, так и практические (нравственные, гражданско-правовые и др.) вопросы.

Гуманизм выполняет функции метода, ценности и знания: он учит,

– как стать гуманистом,

или, подробнее -

– как сформировать в себе гуманистическое мировоззрение;

– как сознательно и человечно (гуманистически) относиться к себе, информации и внешнему миру;

– какова шкала, каталог базовых человеческих ценностей и приоритетов.

Он предлагает личности себя как знание, освещенное светом разума, согретое теплом уважения, заботы и любви к человеку и миру.

Сказанное о «географии» внутреннего мира человека и отличительных особенностях гуманистического мировоззрения помогает ответить на вопрос, что такое гуманный человек Homo humanus. Этот ответ оказывается очень простым.

Homo humanus – это личность, обладающая гуманистическим мировоззрением и соблюдающая его самоочевидные нормы в своей жизни, в отношениях с себе подобными, обществом и природой.

Но простота ответа не значит, что гуманистом стать легко. К сожалению, это не так. Нужен разум, добрая воля, ответственность и мужество, чтобы рискнуть сделать гуманистический выбор и вступить на дорогу бесконечного и захватывающего восхождения. Восхождения к вершинам своего собственного духа, человечности и свободы, к вершинам знания, к дальним рубежам природы, окутанным неизвестностью и чреватым невероятными открытиями…

Быть гуманистом нелегко и потому, что гуманизм – это постоянное созидание, творческое отношение к жизни. Гуманистическое творчество предполагает и программу самосовершенствования, и поиск наилучших – демократических, свободных и справедливых форм общежития, и выработку взаимосберегающих, безопасных, равноправных и партнерских отношений со средой обитания.

Но кто сказал, что жизнь легка, беззаботна, безоблачна и невесома?! Что она вообще должна быть такою? Так мог сказать только обманщик или «счастливчик» с атрофированными способностями к самостоятельному самосохранению и выживанию.

Жизнь каждого из нас – это невероятно малая возможность, ставшая удивительной действительностью. Это захватывающее приключение, шанс многое испытать, многое познать, многое сделать. Это шанс стать человеком, испытывающим самоуважение, чувство собственного достоинства. Это шанс уважать и любить человека и мир.

И, добавим, получать от них ответную любовь и признательность, солнечный свет и чистый воздух, прозрачную воду, бесконечное многообразие даров земли и человеческого творчества.

Вопросы для самоконтроля

  1. Как понимает гуманизм реальность и самоочевидность человека?
  2. Каковы основные типы человеческих качеств?
  3. Назовите позитивные человеческие качества.
  4. Назовите основные нейтральные человеческие качества? В чем их особенность.
  5. Назовите основные негативные качества человека. В чем их специфика?
  6. Каково отношение гуманизма к отрицательным чертам человеческого существа?
  7. Назовите основные характеристики внутреннего мира человека.
  8. Почему так важно для человека выяснить отношения между ним самим и его внутренним миром?
  9. Каковы основные типы отношений между человеком и его мировоззрением?
  10. Каковы гуманистические рекомендации по гармонизации отношений между человеком и его внутренним миром?
  11. Как гуманизм характеризует человеческое я, личность?
  12. Каковы основные признаки личного существования?
  13. Как определение человека связано с его способностью к саморазвитию и самосозиданию?
  14. Как гуманизм понимает самосознание и как оно связано с феноменом человеческого я?
  15. Какова внутренняя структура человеческого я?
  16. В чем состоят основные принципы отношения человека к своему мировоззрению?
  17. Как гуманизм определяет человечность?
  18. Какова структура человека как телесно-психического существа?
  19. Дайте описание структуры мировоззрения. В чем состоит особенность гуманистического мировоззрения?
  20. Что такое полифункциональность гуманизма?
  21. Каковы основные характеристики Homo humanus?

Глава третья. Гуманистическое мировозрение

Вынесенные в заголовок слова составляют главную тему всей этой книги. Все, что говорилось выше, было предварительным условием понимания главного: специфики гуманизма как мировоззрения, как общественного явления и как практики людей, воплощающих в культуру и повседневную жизнь принципы и идеалы этого мировоззрения.

Гуманизм никогда не был чистой теорией, игрой ума или просто фантазией. Он всегда объединял людей деятельных и творческих. Сам факт их единства и солидарности делал идеи гуманизма коллективным, социальным мировоззрением. И поскольку речь шла о самом образе их жизни, гуманизм воплощался не только в произведениях литературы и искусства, но и в цивилизованных, нравственных и разумных отношениях между людьми, в экономических, юридических и политических институтах общества, все больше определяющих облик каждой страны и ее граждан.

3.1. Общие принципы гуманизма

Фундаментальными положениями гуманистического мировоззрения являются следующие.

Сущность человека – это сущность, обретаемая, созидаемая и реализуемая им самим в себе и в мире, в котором он рождается, живет и действует.
Человек – это сотворение, существо, которое на завершающем этапе своего становления участвует в рождении себя как человека разумного, самосознающего, достойного и равноправного партнера общества и мира.

Притом гуманизм полон убежденности в способности людей все более успешно и надежно обуздывать свои негативные качества в ходе самосовершенствования человека и поступательного развития мировой цивилизации.

Вместе с тем, гуманизм помогает прояснить диапазон и утвердить законное многообразие, плюрализм политических ценностей, от которых требует лишь признать общечеловеческие ценности в качестве своей общей основы. В диалоге, конкуренции и обмене политическими идеями в обществе гуманизм способен, готов выполнять и выполняет такие функции, как коммуникативная (функция сообщения или трансляции), интегративная (функция объединения), координирующая (функция согласования и организации) и согласительная (функция примирения, поиска компромисса и согласия).

Он предлагает всем легальным, не диктаторским и не экстремистским политическим партиям и движениям целостную, открытую и динамичную систему общеполитических и социальных ценностей, способных гуманизировать политические течения, институты и отношения.

Гуманистическому мировоззрению чуждо признание реальности сверхъестественного и трансцендентного (потустороннего), поклонение и подчинение им как сверхчеловеческим приоритетам. Человек гуманистического мировоззрения отвергает дух мистицизма и антирационализма, который, как показывает практика, непременно притязает на власть в государстве и ведет к казенщине, бюрократизму, догматизму и фанатизму, и их крайней форме – тоталитаризму

Следует делать различие между аномальными или неизвестными явлениями природы и неизученными резервными возможностями человека, с одной стороны, и заявлениями о подобных явлениях и возможностях как якобы выходящих за пределы естественного – с другой.

 

Итак, в гуманизме заложено требование рассматривать само это мировоззрение как вторичное по отношению к человеку. Именно человек, естественно присущая ему человечность составляет высшую ценность и именно он дороже любого мировоззрения, в том числе и гуманистического. Он, его практический образ жизни первостепенны по отношению к любой, пусть даже и блестяще сформулированной, гуманистической доктрине или программе. (Вот то, что не дает гуманизму застыть ни на каких принципах или достижениях, вечно движет его вперед.)

Организационный и социальный смысл этого положения состоит в культивировании максимально возможной открытости и демократизма гуманистических движений, обществ и институтов. Для практики гуманистического просвещения это означает обязательное следование цивилизованным и взвешенным формам обсуждения и оценки оппозиционных или противоположных гуманизму точек зрения, что совсем не исключает определенности, последовательности, решительности и смелости в воплощении и защите гуманистических ценностей.

Особенно корректной должна быть работа по вовлечению граждан в процесс гуманизации человеческих отношений, по формированию гуманистических общественных институтов и движений светского, общегражданского гуманизма. Главное здесь – консолидация людей, уже считающих себя гуманистами или готовых осознать себя в качестве таковых. Это перспективно, поскольку их действительно много даже в стране с такой сложной исторической судьбой, как Россия.

Первостепенное значение для развития социального гуманизма имеют горизонтальные, т.е. негосударственные, не партийно-политические и не идеологические отношения между людьми и общественными организациями. Это предполагает формирование и укрепление гражданского общества.

Когда мы говорим об организованном гуманизме, его психологии, методах работы и распространении его идей, то речь, в частности, идет о запрещении использовать приемы персонального или корпоративного внушения, управления и манипуляции людьми. Психологически и педагогически гуманизм есть совет человеку разобраться в своем внутреннем мире, предложение навести в нем порядок. Гуманистический призыв – это, в конечном счете, призыв к человеку не принимать что-то извне некритически безразлично, а прежде обрести себя с помощью собственного разума и наличных объективных возможностей, это призыв дойти до себя, раскрыть в самом себе позитивные основы своей ценности, свободы, достоинства, самоуважения, самоутверждения, творчества, общения и равноправного сотрудничества с себе подобными и со всеми иными – социальными и природными – не менее достойными и удивительными реальностями.

Самокритичность гуманистического мировоззрения не является чисто теоретическим требованием. Важнее для него практическое умение не быть врагом самому себе и другим. Да, как бы неожиданно это ни звучало, но гуманизм должен озаботиться своим здоровьем. И хотя оно не может быть абсолютным, к такому состоянию нужно стремиться. Каковы самые опасные и наиболее вероятные болезни гуманизма, его внутренние враги?

Во-первых, это широко распространенный вирус догматизма и связанный с ним фанатизм, которые одинаково опасны как для маргинальных и сектантских, так и для популярных и массовидных идей, мировоззрений и идеологий. (По иронии исторической судьбы марксизм-ленинизм, который объявлял себя самой гибкой, самокритичной, научной, диалектичной, корректируемой практикой теорией, оказался в итоге самой масштабной догматичной и тоталитарной идеологической конструкцией ХХ века.)

Во-вторых, – это опасность превращения гуманистического мировоззрения в политическую идеологию или квазирелигию, что принципиально извратит его дух и суть.

В-третьих, – это опасность перфекционизма, т.е. навязчивого стремления к такой «чистоте» и совершенству теории, которое приведет гуманизм как систему идей к утере здравого смысла и реализма, закроет для нее опыт, новизну, возможность изменения и превратит это мировоззрение в своего рада элитарную интеллектуальную забаву, а то и в маниакальную болезнь.

Таковы общие положения гуманизма. Некоторые из них следует обсудить подробнее.

Отправить на печатьОтправить на печать