ДРАГОЦЕННОЕ ВРЕМЯ СТАРИКОВ

В приемной врача толпились люди. Один пожилой джентльмен встал и подошел к администратору.

— Мадам, — вежливо сказал он, — мне назначили встречу на десять утра, а сейчас уже почти одиннадцать. Я больше не могу ждать. Не могли бы вы записать меня на другой день?

Одна женщина, стоявшая в очереди, наклонилась к соседке и прошептала:

— Ему по меньшей мере лет восемьдесят. Какие у него могут быть срочные дела, что ему некогда даже подождать?

Мужчина услышал это недоумение. Он повернулся к леди, поклонился и ответил:

— Мне восемьдесят семь лет, леди. Именно по этой причине я не могу позволить себе растрачивать ни единой минуты своего драгоценного времени.

Просветленные люди не теряют ни минуты, ибо они осознали относительную незначительность всего, чем занимаются.

СОКРАТ И ЛИРИК

Сократ ожидал казни в тюрьме. Однажды он услышал, как другой заключенный цитировал сложное стихотворение, написанное поэтом Стесихоросом.

Сократ стал упрашивать человека научить его этому стихотворению.

— Зачем тебе это? — спросил тот.

— Чтобы перед смертью знать на одну вещь больше, — ответил великий человек.

Ученик: «Зачем учиться чему-либо новому за неделю до смерти?»

Мастер: «Именно по той же причине, по которой ты учишь что-то новое за пятьдесят лет до смерти».

ПОБЕДИВШИЙ СТРАХ

Тадзима-но Ками обучал Сегуна мастерству фехтования.

Однажды к нему пришел один из телохранителей Сегуна и попросил обучить его обращаться с саблей.

— Я за тобой внимательно наблюдал, — ответил Тадзима-но Ками, — и думаю, что ты сам мастер фехтования. Перед тем как взять тебя к себе в ученики, я прошу тебя сказать, у какого мастера ты обучался этому искусству.

Телохранитель ответил:

— Я ни у кого не обучался.

— Ты меня не обманешь, — ответил учитель. — У меня острый взгляд, и он никогда меня не подводит.

— Не хочу перечить вашему превосходительству, — ответил телохранитель, — но я действительно ничего не знаю о фехтовании.

Несколько минут учитель фехтовал с телохранителем, затем остановился и сказал:

— Так ты говоришь, что никогда не учился фехтовать? Я верю тебе на слово. Но чувствую, что ты все же мастер. Расскажи мне о себе.

— Ну хорошо. Когда я был ребенком, один самурай сказал мне, что мужчина никогда не должен бояться смерти. Я боролся со страхом смерти до тех пор, пока этот вопрос перестал меня интересовать.

— Вот в чем дело! — воскликнул Тадзима-но Ками. — Главный секрет мастерства — в освобождении от страха смерти! Такому человеку тренироваться не нужно. Ты уже мастер.

Непросветленный человек всегда полон беспокойства. Он похож на того, кто барахтается в воде, не умея плавать. Он пугается. Поэтому тонет. Он старается держаться на плаву. Поэтому тонет еще глубже. Если бы он отбросил свой страх и позволил себе тонуть, то его тело само всплыло бы на поверхность.

* * *

Однажды человек упал в реку в тот момент, когда его хватил эпилептический удар. Придя в себя, он с удивлением обнаружил, что лежит на берегу реки. Удар, отбросивший его в реку, также спас ему жизнь, ибо освободил от страха утонуть… это и есть просветление.

СМЕРТЬ ПИЛОТА-КАМИКАДЗЕ

Кендзи был японским пилотом-камикадзе. Он готовился отдать свою жизнь за Родину, но война окончилась раньше, чем он предполагал, и у него не оказалось возможности достойно умереть. Поэтому пилота охватила депрессия, у него пропал всяческий интерес к жизни. Он бесцельно бродил по городу, не зная толком, чем себя занять.

Однажды он услышал, что преступник захватил в заложники пожилую женщину в ее квартире на втором этаже. Полиция не решалась ворваться в квартиру, потому что преступник был вооружен и очень опасен.

Кендзи ворвался в жилище и потребовал, чтобы преступник освободил женщину. Завязалась драка, в которой Кендзи удалось убить преступника, но сам он при этом получил смертельные ранения. Некоторое время спустя он умер в больнице; на его лице играла удовлетворенная улыбка. Исполнилась его мечта о достойной смерти.

Только тот может творить добро, кто перестал бояться смерти.

ВОЛШЕБНИК И ДРАКОН

Жил-был один дракон в Китае. Он ходил от деревни к деревне и безжалостно убивал домашний скот и птицу, собак и детей. Жители деревень обратились к одному магу за помощью. Волшебник сказал:

— Я не могу убить дракона. Хоть я и волшебник, но я очень боюсь. Однако я найду для вас того, кто справится с этим.

С этими словами он превратился в дракона и перегородил собой мост. Люди не могли знать, что это переодетый волшебник и в ужасе убегали прочь. Но однажды некий путешественник подошел к мосту, спокойно перебрался через дракона и продолжил свое путешествие.

Волшебник тут же принял облик человека и позвал незнакомца.

— Вернись, дружище! Я ожидал тебя здесь на протяжении нескольких недель!

Просветленные люди знают, что страх — это способ смотреть на мир, а не сам мир.

ДЕРВИШ И КОРОЛЬ

Однажды король встретил на своем пути дервиша и, согласно традициям Востока, сказал то, что короли говорят, встречая подданных:

— Проси милости. Дервиш ответил:

— Недостойно просить милости у одного из моих рабов.

— Как ты смеешь говорить так дерзко с королем? — крикнул один из телохранителей. — Постарайся объяснить свое поведение, иначе ты умрешь.

Дервиш ответил:

— У меня есть раб, который является хозяином твоего короля.

— Кто же это?

— Страх, — последовал ответ.

Жизнь прекращается вместе с гибелью тела… Отсюда и пошел неправильный вывод о том, что жизнь — это поддержание жизнедеятельности тела.

Войдите туда, где вам не причинит вреда пуля убийцы; но где и продление жизни не ведет к росту бытия.

ДИОГЕН НА РЫНКЕ РАБОВ

Рассказывают, что, когда греческий философ Диоген был пойман и доставлен на рынок рабов для продажи, он взобрался на аукционную трибуну и закричал:

— Продается хозяин. Найдется ли среди вас какой-нибудь раб, который захочет его купить?

Невозможно поработить просветленного человека, ибо он одинаково свободно чувствует себя как в рабстве, так и на свободе.

СМЕРТЬ НА БАЗАРЕ

Один багдадский купец послал за покупками на базар своего слугу. Тот вернулся назад, дрожа от страха.

— Хозяин, — произнес он, — на базаре я столкнулся с каким-то незнакомцем. Взглянув ему в лицо, я увидел, что это была Смерть. Она сделала в мою сторону угрожающее движение и ушла прочь. Я очень испугался. Прошу тебя, хозяин, дай мне лошадь, и я сразу поеду в Самарру, уеду как можно дальше от этого места, подальше от Смерти.

Обеспокоенный купец дал ему самого быстрого скакуна. Слуга вскочил на него и пулей умчался прочь.

Вечером того же дня купец сам пошел на базар и увидел Смерть, бесцельно слонявшуюся в толпе.

Купец подошел к Смерти и сказал:

— Ты сделала угрожающее движение в сторону моего слуги сегодня утром. Что это означает?

— Это было не угрожающее движение, сэр, — ответила Смерть. — Я просто удивилась, увидев его здесь, в Багдаде.

— Почему же ему не быть в Багдаде? Здесь он жил.

— Но ведь мы должны с ним встретиться сегодня вечером в Самарре!

Большинство людей так боятся смерти, что в стремлении избежать ее никогда толком не живут.

СВЯТОЙ КОРМИТ СОБАКУ

Жил-был один святой, постоянно живший в восторженном состоянии. Окружающие считали его выжившим из ума. Однажды он выпросил еду в деревне и присел поесть у дороги. Но тут к нему подошла собака и посмотрела на него голодными глазами. Святой решил покормить собаку. Он откусывал немного и затем давал укусить псу, как будто они были старыми друзьями. Некоторое время спустя вокруг них начали собираться люди, чтобы посмотреть на диковинную ситуацию.

Кто-то в толпе стал насмехаться над святым, обратившись к окружающим:

— Что можно ожидать от сумасшедшего, не способного отличить человека от собаки?

Святой ответил ему:

— Почему ты смеешься? Ты что, не видишь, что Вишну сидит рядом с Вишну? Вишну ест и Вишну кормит.

Так почему же ты смеешься, а, Вишну?

КРИШНА В ГРОЗДЬЯХ

Бог Кришна сказал Арджуне:

— Ты говоришь со мной как с воплощением Божиим. Однако сегодня я хочу показать тебе нечто особенное. Следуй за мной.

Арджуна пошел вслед за Кришной. Кришна показал на дерево и сказал:

— Что ты видишь? Арджуна ответил:

— Виноградную лозу со свисающими гроздьями винограда.

Бог сказал:

— Это не виноград. Подойди ближе и посмотри внимательно.

Когда Арджуна подошел ближе, он не мог поверить своим глазам: перед ним пучками свисали маленькие Кришны.

Ученики попросили учителя рассказать им о смерти. На что она похожа?

Представьте, что вы разрезаете покров и удивленно говорите: «Так это все была Ты!»

АСКЕТ И СЛОН

Когда-то жил один индийский король, у которого был слон. Этот слон как-то взбесился. Он шел от деревни к деревне и все крушил на своем пути. Никто не смел напасть на слона, ведь он принадлежал королю.

Однажды глупый аскет уже собирался покинуть деревню, но все жители стали уговаривать его остаться, потому что на дороге появился слон, нападавший на прохожих.

Человек обрадовался случаю продемонстрировать свою высшую мудрость — он только что вернулся с проповеди своего гуру, который учил его во всем видеть Раму.

— О вы, бедные необразованные дураки! — крикнул он. — Вы что, полностью закрыты для духовного роста? Разве вам никогда не говорили о том, что нам нужно видеть Раму в каждом человеке и предмете? Разве вам не говорили, что в таком случае Рама будет покровительствовать каждому из нас? Пустите меня. Я совсем не боюсь слона.

Люди подумали, что человек обладает той же святостью, что и бешеный слон. Они знали, что нет смысла спорить со святым человеком и разрешили ему уйти. Не успел он выйти на дорогу, как слон подбежал к нему, обхватил его хоботом и швырнул на дерево. Человек застонал от боли. Ему повезло: в этот самый момент появилась королевская гвардия; охрана схватила слона и увела его прочь, иначе он прикончил бы этого заносчивого аскета.

Прошло немало месяцев, прежде чем наш герой вновь отправился путешествовать. Он пошел прямо к гуру и сказал ему:

— Твое учение оказалось фальшивым. Ты учил меня видеть во всем Раму. Именно так я и поступал, и, посмотри, что со мной случилось.

И ответил ему гуру:

— Как глупо ты себя повел! Как же ты не смог увидеть Раму в жителях деревни, которые предупреждали тебя, что слон опасен?

ЖИВОТНЫЕ-ЛЕДЕНЦЫ

Жил-был кондитер, который делал леденцы в виде животных и птиц разных цветов и размеров. Дети покупали у него леденцы и начинали спорить друг с другом:

— Мой кролик больше твоего тигра…

— Моя белка, может быть, и меньше твоего слона, но зато вкуснее…

А кондитер подумал о взрослых и улыбнулся. Они были не менее невежественны, чем дети, считая, что один человек может быть лучше другого.

 

Просветленный человек знает, что нас разделяет именно наша культура и предрассудки, а не наша истинная природа.

БЕЛЫЕ ИЛИ ЧЕРНЫЕ?

Пастух кормил своих овец, когда мимо него проходил незнакомец.

— Какие у вас красивые овцы, — сказал прохожий. — Можно мне спросить вас о них?

— Конечно, — ответил пастух.

— Сколько миль, по вашему мнению, ежедневно проходят ваши овцы?

— Какие, черные или белые?

— Белые.

— Белые овцы проходят около четырех миль в день.

— А черные?

— Столько же.

— А сколько, по вашему, они съедают травы в день?

— Какие, черные или белые?

— Белые.

— Белые овцы съедают около четырех фунтов травы в день.

— А черные?

— Столько же.

— А сколько, по вашему, они дают шерсти ежегодно?

— Какие, черные или белые?

— Белые.

— Белые овцы дают шерсти порядка шести фунтов в год, когда мы их стрижем.

— А черные?

— Столько же. Прохожий был заинтригован.

— Скажите, почему вы таким странным образом разделяете своих овец на белых и черных, отвечая на мои вопросы?

— Понимаете, — ответил пастух, — это вполне естественно. Белые овцы принадлежат мне.

— Ага! А черные?

— Тоже мне.

Человеческий ум делает глупые разделения там, где Любовь видит Одно.

РАЗНИЦА В КОСТЯХ

Плутарх рассказал историю об Александре Македонском, увидевшем, как Диоген внимательно рассматривает гору человеческих останков.

— Что ты там ищешь? — спросил Александр.

— То, что не могу найти, — ответил философ.

— И что же это?

— Разницу между костями твоего отца и костями его рабов.

Невозможно отличить кости католика от костей протестанта, кости индуса от костей мусульманина. Невозможно отличить кости араба от костей иудея, кости русского от костей американца.

Просветленный человек не видит разницы, даже когда кости облачены плотью!

ПО ВОЛЕ РАМЫ

В одной индийской деревеньке жил ткач. Он был очень набожным человеком. Весь день напролет он произносил имя Господа, и люди ему всецело верили. Когда продукции накапливалось достаточное количество, он шел на базар продавать ее. Когда его спрашивали о стоимости товара, он обычно отвечал: «По воле Рамы, цена пряжи 35 центов; труд оценивается в 10 центов; по воле Рамы, прибыль составит 4 цента. Поэтому цена за полотно, по воле Рамы, составляет 49 центов». Люди так доверяли ткачу, что никогда не торговались с ним; они просто платили цену, которую он называл, и забирали товар.

По обыкновению ночью ткач ходил в деревенскую церковь, чтобы помолиться Богу и восславить Его имя. Однажды ночью, когда он молился в церкви, туда ворвалась банда грабителей. Им нужен был человек, который нес бы для них награбленное.

— Пойдем с нами, — сказали они ему.

Ткач покорно последовал за ними с тюком вещей на голове. Некоторое время спустя появилась полиция, и грабители бросились бежать. Ткач побежал вместе с ними. Но он был постарше, поэтому полиция поймала его, обнаружила украденные вещи, арестовала и бросила в тюрьму.

На следующее утро он предстал перед судьей с обвинениями в краже имущества.

— Подсудимый, хотите ли вы заявить что-нибудь суду? — спросил его судья.

— Ваша честь, по воле Рамы, я вчера вечером поужинал и, по воле Рамы, отправился прославлять имя Божье в церковь. Тут, по воле Рамы, в церковь ворвалась группа грабителей и, по воле Рамы, пригласила меня понести для них вещи. Они так сильно нагрузили меня, что, когда, по воле Рамы, появилась полиция, меня легко поймали. Затем, по воле Рамы, меня арестовали и посадили в тюрьму. И сегодня утром я стою здесь перед вами, по воле Рамы.

Судья повернулся к полицейскому:

— Отпустите его. Похоже человек спятил.

Дома его стали спрашивать о том, что произошло. Ткач ответил:

— По воле Рамы меня арестовали и доставили в суд. По воле Рамы меня оправдали.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ И РАВВИН

В одной деревне в степной зоне России жил некий раввин. Каждое утро в течение двадцати лет он пересекал деревенскую площадь, чтобы помолиться в синагоге, и каждое утро за ним внимательно наблюдал полицейский, ненавидевший евреев.

И вот однажды полицейский подошел к раввину и спросил, куда тот направляется.

— Не знаю, — ответил раввин.

— Что это значит — «Не знаю»? Двадцать лет я наблюдаю, как ты ходишь через площадь в синагогу, а сейчас ты заявляешь, что не знаешь, куда идешь? Ничего, я преподам тебе сейчас урок!

С этими словами он схватил старика за бороду и потащил его в тюрьму. Когда полицейский вставил ключ в камеру, раввин посмотрел на него с блеском в глазах и произнес:

— Теперь понимаете, что я имел в виду, когда говорил, что не знаю!

ПАСТУХУ НРАВИТСЯ ЛЮБАЯ ПОГОДА

Путешественник:

— Какая сегодня будет погода?

Пастух:

— Такая, какая мне нравится.

— Откуда вы знаете, что погода будет именно такая, какая вам нравится?

— Осознав, что невозможно всегда получать то, что тебе нравится, сэр, я научился любить то, что будет. Поэтому я абсолютно уверен, что будет та погода, какая мне нравится.

Счастье и несчастье зависят от того, как мы реагируем на происходящее, а не от самой сущности явлений.

МЕРТВАЯ МОНАХИНЯ В СТАРОМ ПЛАТЬЕ

Пожилая монахиня, примерявшая новый костюм монашенки, обсуждала свои похороны с настоятельницей.

— Хочу, чтобы меня похоронили в старом платье, — сказала она.

— Конечно, — ответила настоятельница, — если тебе будет в нем удобнее!

Когда эго нет, человек умирает, и — подобно трупу — ему будет хорошо во всем.

В конце концов, тот, кто решил утопиться, не будет стремиться надеть сухую одежду, чтобы топиться было приятнее.

СОКРОВИЩЕ НА СОБСТВЕННОЙ КУХНЕ

Хасидская история:

Однажды раввин Исаак увидел сон о том, что ему нужно отправиться в далекую Прагу и выкопать сокровище под мостом, ведущим к дворцу короля. Он не воспринял сон всерьез, но, когда сон повторился пять-шесть раз, он все же решил отправиться на поиски сокровища.

Подойдя к мосту, раввин к своему ужасу обнаружил, что тот тщательно и круглосуточно охраняется солдатами. Он мог любоваться мостом только издалека. Поскольку каждое утро раввин появлялся в одном и том же месте, однажды к нему подошел капитан охраны и спросил, что он тут делает. Раввину Исааку нелегко было рассказывать свой сон постороннему, но все же он рассказал его капитану, так как тот ему понравился. Капитал громко расхохотался:

— Боже мой! Раввин — и серьезно верит всяким снам! Если бы я во всем следовал своим снам, то бродил бы где-то в Польше сегодня. Расскажу вам сон, который в последнее время мне часто снится: голос сказал мне поехать в Краков и выкопать сокровище в углу кухни какого-то Исаака, сына Эзешеля! Ну скажите, разве не безумием было бы рыскать по всему Кракову в поисках одного человека по имени Исаак, а другого по имени Эзешель, в то время когда половина мужского населения имеет такое же имя, а другая половина — другое!

Раввин чуть не потерял сознание. Он поблагодарил капитана за его совет, поспешил домой и выкопал на кухне сокровище, обеспечившее ему безбедное существование до самых последних дней.

Духовное искание — это путешествие без расстояния. Ты путешествуешь оттуда, где находишься сейчас, туда, где всегда был. От невежества к признанию, ибо впервые замечаешь то, на что всегда смотрел.

Кто-либо слышал о пути, приводящем тебя к самому себе, или о методе, превращающем тебя в того, кем ты всегда был? В конце концов, духовность — это лишь возврат человека к тому, кем он в действительности является.

ГДЕ ИСКАТЬ ИСТИНУ?

Одним молодым человеком владела страсть к поиску Истины; она была настолько сильной, что он бросил свою семью и друзей и отправился на ее поиски. Он посетил немало стран, переплыл немало морей, забирался в горы, прошел через многие испытания и страдания.

Однажды он проснулся с мыслью, что ему исполнилось семьдесят пять лет, а он все еще не нашел истину, которую искал. В отчаянии он решил прекратить поиски и вернуться домой.

Так как он был уже не молод, то дорога домой заняла у него долгие месяцы. Придя домой, он открыл дверь своего дома и обнаружил там Истину, ожидавшую его все эти годы.

Вопрос: «Помогли ли ему путешествия найти Истину?»

Ответ: «Нет, но они помогли ему распознать ее».

ЗУБЫ АЛЛИГАТОРА В КАЧЕСТВЕ ЖЕМЧУГА

Одна западная туристка с восхищением рассматривала ожерелье местной жительницы.

— Из чего оно сделано? — спросила туристка.

— Из зубов крокодила, мадам, — последовал ответ.

— А, понятно. Думаю, для вас оно представляет такую же ценность, как жемчуг для нас.

— Не совсем. Любой человек может открыть раковину.

Просветленный человек понимает, что бриллиант остается камнем до тех пор, пока человеческий ум не наделит его ценностью.

Подобным образом события могут быть значительными или нет — по выбору ума.

КОГДА ДЕНЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БОЛЬШОЙ

Один молодой американец получил работу клерка в Белом доме и участвовал на приеме, который президент проводил в честь служащих администрации. Он подумал, что его мать будет в восторге, если он позвонит ей через телефонного оператора Белого дома.

— Мама, — гордо сказал он, — сегодня для меня большой день. Знаешь, откуда я звоню? Из Белого дома!

Однако реакция с другого конца оказалась не такой восторженной, как он предполагал. К концу разговора мать сказала:

— Знаешь, сынок, сегодня для меня тоже большой день.

— В самом деле? Что случилось?

— Я наконец-то навела порядок на чердаке.

Непросветленный человек не видит, что он сам является причиной своих горестей.

КТО ДЕЛАЕТ СЭНДВИЧИ?

Обеденный перерыв на заводе. Один рабочий уныло открыл свой пакет с обедом.

— О нет, — сказал он вслух, — опять сэндвичи с сыром!

Так происходило несколько дней подряд. Другому рабочему надоели эти причитания, и он не выдержал:

— Если ты так ненавидишь эти сэндвичи с сыром, то почему не скажешь своей жене, чтобы приготовила что-то другое?

— Потому что я холост. Эти сэндвичи я готовлю себе сам.

БОЮСЬ, ТЫ НАЧНЕШЬ ЦЕЛОВАТЬСЯ

Поздним вечером Джон и Мэри шли по улице.

— Я ужасно боюсь, Джон, — сказала Мэри.

— Чего же ты боишься?

— Боюсь, что ты захочешь поцеловать меня.

— А как я могу поцеловать тебя, когда у меня в каждой руке по ведру, а под мышками по курице.

— Я боюсь, что ты можешь поставить ведра, на них положить кур и затем поцеловать меня.

Чаще, чем вы думаете, люди поступают с вами так, как вы сами их просите!

ГОНКА РИКШ

Как-то два солдата из Северной Индии возвращались домой на рикше. Они увидели впереди другого рикшу, который вез двух моряков.

Несколько мгновений спустя между рикшами началось соревнование, вылившееся в настоящую гонку. Победу в ней одержал рикша, который вез солдат.

Солдаты уже приготовились праздновать свой успех, когда, к своему изумлению, увидели, как мимо них пулей промчались соперники. Они еще больше удивились, когда увидели в пассажирском кресле рикшу. Тот весело подгонял одного из моряков, игравшего теперь роль рикши.

 

Просветленному человеку важнее испытывать чувство радости, чем победы.

ДВА ДУЭЛЯНТА

Два дуэлянта собирались начать дуэль. Для этого в пабе им расчистили место. Один из них был маленьким щуплым человеком, профессиональным бойцом. Другой, высокий и грузный, вдруг запротестовал:

— Минутку! Это нечестно. Его мишень намного крупнее моей.

Маленький быстро предложил свой вариант. Повернувшись к хозяину паба, он сказал:

— Нарисуйте мелом фигуру человека с мой рост на теле оппонента. Любая пуля, не попавшая в эту цель, засчитана не будет.

Просветленного человека больше интересует сама жизнь, а не победы.

Непросветленный человек ради победы готов продать свою душу!

Отправить на печатьОтправить на печать