КАК ВЫИГРАТЬ ПАРИ

— Перед тем как идти вечером по своим делам, я поспорил с женой на десять долларов, что к полуночи вернусь.

— Ну и как?

— Я позволил ей выиграть.

Просветленный человек заботится о самой жизни, а не о победе.

Непременное качество просветленного человека: его больше не интересует, что люди говорят и думают.

ЧТО ПОДУМАЮТ СОСЕДИ

Мебельная компания направила одному из своих клиентов письмо следующего содержания:

«Уважаемый господин Джоунз,

Что подумают ваши соседи, если мы пошлем к вам грузовик и заберем мебель, которую вы до сих пор не оплатили?»

Они получили следующий ответ:

«Дорогой сэр,

Я обсудил данный вопрос с моими соседями на предмет того, что они подумают. Так вот, они подумают, что это грязный трюк отвратительной, убогой компании.

СМЕРТЬ ОТ ТОНЗИЛЛИТА

Как-то один человек принял решение, что впредь он во всем будет выбирать только самое лучшее. Это решение помогло ему добиться больших успехов, стать богатым и иметь достаточно денег, чтобы получить это.

Случилось так, что его поразил тяжелый приступ тонзиллита. С этим достаточно простым заболеванием смог бы справиться любой квалифицированный врач страны. Переполненный огромным чувством собственной важности и подталкиваемый желанием обеспечить себя наилучшим медицинским сервисом в мире, человек стал переезжать из одного города в другой, из одной страны в другую в поисках наилучшего специалиста. Каждый раз, когда ему рекомендовали хорошего врача, он опасался, что, возможно, есть еще более квалифицированный профессионал.

Однажды его самочувствие стало настолько плохим, горло так распухло, что для спасения жизни ему потребовалась немедленная операция. Однако в этот момент наш герой находился в полукоматозном состоянии в Богом забытой деревне, и единственным человеком, кто знал, как разрезать тело, был деревенский мясник.

Он был хорошим мясником и с пониманием взялся за дело, но, дойдя до гланд богача, растерялся и не знал, что с ними делать. И пока он советовался с теми, кто знал не больше его, бедный пациент, которого мог удовлетворить только высочайший медицинский сервис, умер, истекая кровью.

ПОЙМАННЫЙ ЛЕВ

Один лев попал в плен и был брошен в концентрационный лагерь. К своему удивлению, он обнаружил там немало других львов, годами томящихся в застенках. Кое-кто из них жил там всегда, ибо родился там. Некоторое время спустя он ознакомился с социальными условиями львиного лагеря. Львы были разбиты на группировки.

Одна группа состояла из общественных деятелей; другая объединяла предпринимателей, третья — представителей культуры, ибо ставила своей целью тщательное следование традициям, обычаям, культуре того времени, когда львы были свободными. Некоторые группы были религиозными — они собирались прежде всего для того, чтобы спеть трогательные песни о будущем джунглей, когда нигде не будет заборов. Другие группы привлекали прирожденных литераторов и артистов. Были и революционные группировки — они собирались, чтобы обсудить детали восстания против захватчиков или других группировок. То и дело вспыхивали мятежи, одна группировка уничтожала другую; иногда погибали все охранники, и им на смену приходили другие.

Оглянувшись по сторонам, вновь прибывший заметил одного льва, сидевшего в полной задумчивости. Это был одинокий лев, он не принадлежал никакой группе и держался от других подальше. Его манеры вызывали у всех восхищение, но одновременно и враждебность, ибо его присутствие вызывало страх и сомнения в собственных силах. Лев сказал новичку:

— Не присоединяйся ни к какой группировке. Эти идиоты заняты чем угодно, только не стоящим делом.

— Что ты имеешь в виду? — спросил новичок.

— Я имею в виду изучение структуры забора.

Ничто — абсолютно ничто — больше не имеет значения!

ВЫПУСТИТЕ МЕНЯ!

Состояние человека прекрасно иллюстрирует случай, когда пьяный поздно ночью стоит в парке, колотит кулаками в забор и вопит: — Выпустите меня отсюда!

Лишь твои иллюзии мешают тебе увидеть, что ты есть — и всегда был — свободным.

Главный компонент в достижении свободы: несчастья, приносящие осознанность.

РЕКА В ПУСТЫНЕ

Однажды путешественник заблудился в пустыне и отчаялся когда-либо найти воду. Он взбирался на один холм, затем на другой, затем на третий, пытаясь высмотреть воду. Он смотрел во все стороны, но тщетно.

Человек поплелся дальше, но зацепился ногой за сухой куст и свалился на землю. Он лежал там, не имея сил подняться, не желая больше продолжать борьбу, не надеясь, что живым выберется из этого сурового испытания.

Продолжая лежать без сил, без надежды, он неожиданно услышал тишину пустыни. Повсюду царило волшебное безмолвие, не нарушаемое ни единым звуком. И тут путешественник поднял голову. Он что-то услышал. Он услышал что-то очень тихое и далекое, что мог бы различить самый острый слух в полнейшей тишине: звук бегущей воды.

Окрыленный надеждой найти воду, он поднялся и продолжал идти, пока не пришел к свежей, прохладной воде.

Нет другого мира, кроме этого. Но есть два взгляда на него.

КОРОЛЬ И АШТАВАКРА

В Древней Индии жил-был король. Звали его Джанака. Он был мудрецом. Однажды Джанака вздремнул на своей украшенной цветами постели; слуги обмахивали его веерами, а солдаты несли охрану снаружи. Ему приснился сон, будто соседний король победил его в войне, взял в плен и предал пыткам. Как только начались пытки, Джанака испуганно проснулся и увидел, что лежит на кровати, украшенной цветами, слуги обмахивают его веерами, а солдаты несут охрану снаружи.

Некоторое время спустя он вновь заснул и увидел тот же сон. И опять он проснулся и увидел, что находится в целости и безопасности в своем уютном дворце.

Джанаку стала тревожить одна мысль: во сне мир его грез казался очень реальным. Сейчас, когда он бодрствовал, реальным ему казался мир ощущений. Он хотел знать, какой же из этих миров является реальным.

Никто не мог ему дать ответ на этот вопрос: ни философы, ни ученые, ни пророки. Многие годы тщетно он искал ответ, когда однажды человек по имени Аштавакра не постучал в дверь дворца. «Аштавакра» означает «полностью деформированный», «сгорбленный». Он получил это имя именно потому, что таким и был с детства.

Вначале король не хотел воспринимать этого человека всерьез.

— Как можешь ты, урод, быть носителем мудрости, отказавшей моим пророкам и ученым? — спросил король.

— С самого детства все дороги для меня были закрыты, поэтому я жадно искал истину, — ответил Аштавакра.

— Ну ладно, говори, — сказал король.

Аштавакра рассказал следующее:

— О король, ни состояние бодрствования, ни состояние сна не являются реальными. Когда ты бодрствуешь, мир снов не существует, а когда ты спишь, не существует мира чувств. Следовательно, ни то, ни другое не является реальным.

— Если и то, и другое нереально, то тогда что же реально? — спросил король.

— Есть еще одно состояние помимо этих двух. Найди его, ибо только оно и является реальным.

Непросветленный человек считает себя пробужденным, поэтому неразумно называет одних людей хорошими, а других плохими; некоторые события веселыми, а некоторые — печальными.

Просветленный же человек более не находится в милости у жизни и смерти, развития и распада, успеха и провала, нищеты и богатства, чести и позора. Ему даже голод, жажда, жара и холод, которые он считает мимолетными в реке жизни, не причиняют никаких неудобств. Такой человек осознал, что нет никакой необходимости менять то, что он видит: нужно менять лишь то, как он видит.

Поэтому он обретает качество воды, такой мягкой и податливой, но непобедимой в своей силе; она пассивна, но приносит пользу всем. Благодаря его бескорыстным поступкам другие люди проходят через трансформацию; благодаря отсутствию у него привязанностей весь мир начинает процветать; благодаря отсутствию у него желаний другие остаются неиспорченными.

Для орошения полей воду берут у реки. Воде все равно, где ей быть, в реке или на полях. Вот почему просветленные люди действуют и живут гармонично и энергично, как предназначено их судьбами.

Такие люди становятся главными врагами общества, ненавидящего свободу, стремящегося к муштре, порядку, рутине, консерватизму, подчинению.

ТЯЖЕЛАЯ УЧЕБА ДЗЭН

Мамия в конце концов стал хорошо известным мастером дзэн. Но обучение дзэн давалось ему нелегко. Когда он был учеником, учитель попросил его изобразить звук хлопка одной ладони.

Мамия очень старался, он постился и почти не спал, чтобы только найти правильный ответ. Но мастер никогда не был доволен. Однажды он даже сказал:

— Ты недостаточно трудишься. Ты слишком любишь комфорт, слишком привязан ко всему хорошему в жизни, ты даже слишком привязан к тому, чтобы найти ответ как можно скорее. Лучше бы ты умер.

В следующий раз Мамия совершил перед мастером драматический поступок. Когда его попросили изобразить звук хлопка одной ладони, он упал на пол и притворился мертвым.

— Ну хорошо, — сказал мастер, — ты умер. Но как насчет хлопка одной ладони?

Открыв глаза, Мамия ответил:

— Я не смог найти ответ на этот вопрос.

Услышав это, мастер заорал от гнева:

— Идиот! Мертвые не разговаривают. Убирайся отсюда!

Ты можешь быть непросветленным, но будь хотя бы последовательным!

ПРОБУЖДЕНИЕ АНАНДА

Ананд был самым преданным учеником Будды. По прошествии нескольких лет после смерти Будды было решено созвать Великий Съезд Просветленных людей. Один из учеников рассказал об этом Ананду.

В то время Ананд еще не был просветленным, хотя на протяжении многих лет усердно стремился к этому. Потому его не пригласили на съезд.

Накануне созыва съезда Ананд все еще оставался непросветленным и принял решение энергично практиковать всю ночь и не останавливаться до тех пор, пока не добьется поставленной цели. Но он добился лишь одного — полностью выбился из сил. Несмотря на все усилия, он не продвинулся вперед ни на йоту.

Ближе к рассвету Ананд решил сдаться и отдохнуть немного. В этом состоянии, когда он полностью потерял всякое желание, даже желание просветления, он положил голову на подушку. И неожиданно стал просветленным!

Однажды река сказала искателю истины: Неужели действительно нужно мучить себя стремлением к просветлению? Не важно, куда я поверну, я всегда возвращаюсь домой.

Отправить на печатьОтправить на печать