ВЫЗОВ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Самые лучшие условия воспитания – естественные условия, наиболее полно отражающее все вызовы реальной жизни. «Дитя выучивается ходить гораздо труднее и медленнее, если слишком заботливые родители беспрестанно стараются облегчить ему труд своим вмешательством… Леча больного, доктор только помогает природе, точно также наставник только помогает воспитаннику, » - писал признанный авторитет отечественной педагогики Ушинский. Очевидно, многие качества, которые вы видите в ребенке, изначально присущи его человеческой природе, они имеют биологическую и генетическую основу, но развиваются в конкретной исторической среде, определенной культуре. Социальное окружение придает им знак «плюс» или «минус», развивает или подавляет.

Мне понадобилось формулировать эту мысль на научном языке для того, чтобы придать веса моему следующему утверждению: чем насыщеннее среда, тем больше разносторонних качеств требует она от ребенка.

Это и есть область, в которую мы имеем доступ.

Мы можем хотя бы отчасти воздействовать на окружающую среду, чтобы через нее определять, какие из заложенных в ребенке качеств выйдут наружу, какие получат развитие, а какие будут деформированы или вообще заглохнут.

Напомню, что невостребованные функции постепенно отмирают за ненадобностью.

ИСТОРИЯ КИРЫ

К нам в Китеж для «перевоспитания» была отдана одна девочка, которая пыталась заслужить внимание родителей развитием собственного интеллекта. К пятому классу она стала отличницей, но как же ее не любили одноклассники и учителя! Она говорила невпопад, рассматривала человека пристальным анализирующим взглядом, не вовремя улыбалась. Короче говоря, совершенно не умела строить отношения.

Помните, я уже писал, что по детям можно легко определить главные психологические проблемы их родителей. Так вот, ее родители тоже никогда не считали нужным строить отношения с дочерью. У них у самих был колоссальный дефицит эмоционального общения с собственными родителями. Внутри этих взрослых людей сидел обиженный, одинокий, ребенок, не изведавший безопасной привязанности.

( Кира была взята в дом Марины М., с которой она уже была знакома по предыдущим визитам. Марина проживала в однокомнатной избушке вместе со своей приемной дочкой Леной. Лена ровесница Киры.)

Письмо-отчет родителям:

«Вы обещали отдать Киру на 3 недели. На самом деле она пробыла здесь 11 дней. Что сделано за это время: проведена диагностика, выявлены проблемы, получен опыт БЕЗОПАСНОГО общения, Кира вышла на осознание своих проблем и проговорила возможные варианты их решения. Вряд ли можно было сделать больше за этот срок. Сейчас я могу предвидеть появление дополнительной проблемы – болезненность возвращения в старую жесткую среду обитания.

1 день. После позднего приезда встала в 10.30. В школу не пошла: предпочла сидеть до обеда дома (адаптация). Вскоре, от нечего делать начала участвовать в уроке с 9 классом. После обеда помогала 6-классницам делать уроки (желание и способность сотрудничать).

Во время детского собрания отмалчивалась, предоставив китежанам самим решать ее вопрос (неуверенность в себе).

Самое яркое впечатление дня: «Удивительно, что несмотря на то что выспалась, можно иметь такое плохое настроение». На мой вопрос о причине этого ответила, что ведь мама весь день накануне плакала. (С трудом переключается, застревание в негативе, несмотря на массу положительных эмоций, акцент на личности мамы и взаимоотношениях с ней).

С Леной общается очень хорошо.

2 день. Встала легко, с улыбкой. На уроках «пинала» Машу С. и Андрея Ж. Урок математики с Денисом почти сорвала: было скучно, предлагала поделать что-нибудь другое из своего сборника задач и тестов. Была навязчива. Помогла Маше С. с домашним заданием по мат. Включилась в репетицию танцев, партнер – Вася.

На дет. собрании была заинтересованным слушателем, ничем не поделилась.

После собрания – истерика: «мама в Москве не обращает на меня внимания, кричит, когда вхожу к ней в комнату, выставляет за дверь, дает подзатыльники. Папа все время занят, на меня у него времени нет. Я никому не нужна. Я плохая». (Наболевшая проблема требует выхода. Использует ситуацию для решения этой проблемы).

На игру «Пойми меня» не пошла. Пила чай с Леной, болтала, смеялась.

В постели снова проговорила: «Я плохая девочка, я противная девочка!» Голос ровный, спокойный.

3 день. Просыпалась дольше, чем обычно. Сказала, что полночи не спала, потому что снился плохой сон: «Меня все время убивали».

В течение дня ровное, позитивное настроение.

Вечером – дискотека. Настроение бодрое, веселое, тщательный туалет, макияж. Придирчиво осмотрела себя в зеркале, покрутилась – осталась довольна. Домой вернулась ровно через час, расстроенная. О причинах не рассказала, отговорилась усталостью и тем, что закружилась голова. Рассказала, что в лагере один раз потеряла сознание. Врет? Зачем? В чем причина недомогания, если оно есть?

(Если со здоровьем все в порядке, а я думаю, что это так, то налицо закрытость, неумение или нежелание говорить о своих переживаниях из страха перед обратной связью и, возможно, перегруженность эмоциональной сферы из-за обилия впечатлений последних дней).

4 день. Воскресенье. Поздний подъем – спала 10,5 часов. Настроение бодрое, хорошее. Снов не видела. Позитивное общение со мной и Леной, сотрудничество в приведении комнаты в порядок и подготовке к игре в Трансформацию. Об игре попросила сама, из разговоров (знала о Наташином намерении и пр.) ясно, что проявляет крайнюю заинтересованность в игре.

Вступила в игру позже остальных игроков, медленнее продвигалась с уровня на уровень – приняла это стоически, огорчения и нервозности не проявила. (Хороший самоконтроль – благо для взрослого, но для ребенка ее возраста может быть большой проблемой. Нормальный вариант – ребенок выражает свое недавольство и огорчение тем, что игра плохо идет и спокойно играет дальше, потому что привык проговаривать свои проблемы и находит поддержку у окружающих).

Намерение игры Киры: Решить вопрос, что надо сделать, чтобы не ссориться с родителями.

Во время игры осознала, что склонность к жалобам на поведение других детей, защита от негативной обратной связи родителей, зависимость от их эмоций и привычек являются препятствиями на пути ее дальнейшего развития.

Попала на квадрат Трансформации, на котором надо негативный опыт трансформировать в позитивный. Расплакалась. Сквозь слезы проговорила основную проблему: «Недостаток внимания со стороны родителей: у них нет желания общаться со мной, выслушать. Я чувствую свое одиночество. Я НИКАК НЕ МОГУ ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ». Попросила помощи (совета) у игроков.

Успокоилась, вышла на позитив: самой просить маму уделить ей внимание в удобное для мамы время, а не тогда, когда хочется. При невозможности словесного контакта написать маме письмо, в котором открыто рассказать о своих чувствах и переживаниях. Решила верить в положительный исход. Получила карточку прозрения: «Вы принимаете ответственность за то, что мудро использовали свою силу». Решила полагаться в первую очередь на свою внутреннюю силу для решения проблемы с родителями.

После игры весело побежала на репетицию танцев.

Сама вызвалась готовить ужин. (Стремление овладеть навыками, быть ПОЛЕЗНОЙ – жажда поощрения, одобрения со стороны окружающих и, как следствие, повышение самооценки).

Вечером в постели: «Домби (персонаж просмотренного фильма) плохой, Домби очень плохой!» Сильно бьет себя по ногам. И так в течение 5 минут. (Возвращение в свою проблему, чувство вины).

5 день. Вставала хорошо, прокомментировала: «Это потому, что в Москве я встаю в 7 часов». В течение дня – ровное позитивное настроение.

На дет. собрании по-прежнему крайне скупа на слова. (Неуверенность в себе перед большой аудиторией).

Попросила наставника Егора о встрече, поделилась своими проблемами в московской школе, выслушала рекомендации, обещала попробовать вести себя иначе.

6 день. Встала сразу, настроение хорошее. На уроке истории рассказала одноклассницам, что за «райская» жизнь в Москве в смысле количества домашних заданий и отношений между детьми.

После обеда решила заболеть и не ходить на работу. Когда поняла, что придется пропустить и танцы, оказалась здорова, но настроение испортилось. Вину за свою болезнь возложила на Свету.

Укладывались спать под пение арий из « Jesus Christ – Superstar ».

7 день.

Поссорилась с Леной из-за того, что та командует и говорит, что надо делать и как. Сидит, плачет: «Почему со МНОЙ все время ВСЕ ссорятся? В лагере сначала спросили, как пишется слово, а когда я сказала, меня же и послали. Чем я ВСЕМ не угодила? Почему мама орет на меня, когда я захожу в комнату? Она четится с каким-то придурком целый день, а до меня ей дела нет!» Гневается, стучит кулаком по столу. Даю ей возможность выплеснуться.

(Недомогание ослабило контроль над эмоциональной сферой – полезли проблемы. Опять главная проблема – отвержение мамой). Вечером – температура.

8 день. Полдня проспала. К вечеру бодра, полна сил, рвется в бой, жалеет, что пропустила репетицию. Настроение ровное, получает очевидное удовольствие от заботы и внимания окружающих.

9 день. Считает, что выздоровела, огорчена, что надо еще день просидеть дома. Читает, скучает, куксится. (Плохо переносит безделье, тонус падает).

10 день. Активно включилась в подготовку праздника. Настроение прекрасное. Со второй репетиции вошла с сложную ритмическую песню - и у девчонок все стало получаться благодаря ей.

11 день. Праздник. Кира вся в репетициях и хлопотах. Решила прочитать вечером стихотворение Бунина – будет открывать праздник. Снова и снова пробует движения танца, все время что-то напевает. (Постоянно меняющиеся занятия, творческий процесс буквально преображают Киру).

Веселилась от души, но танцевать с мальчиками пока стесняется.

Известие о том, что надо ехать в Москву восприняла стоически, сказала только, что очень жалко уезжать так быстро.

Рекомендации родителям:

У этой истории счастливый конец. Молодые родители прочитали рекомендации и изменили поведение с дочерью, Кира стала больше усилий затрачивать на «строительство» отношений и это сразу сказалось улучшением общего фона в семье и школе. Главное, она поняла, что этот процесс вполне управляем и зависит от ее воли и понимания.

ПРИНЯТИЕ ОБЛИКА

В обыденной жизни люди предпочитают «играть в игры», соприкасаясь не душами и смыслами жизней, а ролевыми функциями. Более того, взрослые любят вылезать из привычных ролей не больше, чем улитка из собственного панциря. «Я хозяин этой фирмы!», «Я глава семьи!», «Я политик!». Может быть в современной цивилизации иначе и нельзя, но с точки зрения нормальной психики – такая манера общаться сама по себе разновидность паранойи.

Первый признак ее начала - нас раздражают частые смены правил жизненной игры. А вот ребенок стремится к познанию, что включает и частую смену ролей и опробование на родителях разных стилей поведения. Трехлетний ребенок произвольно пробует разные модели построения взаимоотношений – то капризничает, то ласкается и просит прощения, то изо всех сил старается быть хорошим, а потом опять, без каких либо внешних, понятных нам причин, упирается, идет на конфликт, провоцирует ссору с родителями.

У подростков этот процесс проходит в иных формах. Он захватывает все стороны личности, а не просто манеру поведения. Юноши и девушки экспериментируют с мировоззрением, пробуют себя в различных ролях, примеряют на себя облики. Самое болезненное для подростка "быть ничем", уж лучше, несмотря на осуждение общества, наркоманом или "скинхедом", потому что в этом случаем он все-таки получает одобрение небольшой группы себе подобных. С кем себя отождествляешь, тем и становишься - вот лозунг этого периода. Причем, сильные и уверенные в себе юноши и девушки, способны менять эти облики по собственному желанию. Им необходимо научиться открывать свои проблемы в процессе групповой работы, а не прятать или даже отрицать их. Личности слабые и неуверенные в себе, и здесь лишены свободы маневра и широты кругозора. Временно принятый ими облик может налипнуть навсегда и стать второй судьбой. Облик – это и есть тот защитный панцирь динозавра, о котором мы уже говорили.

Можно ли обойтись без него? Мы сделали Мир природу безопасной для жизни и больше не размахиваем палицей, гуляя под деревьями в ожидании тигра. Однако, мы живем еще и в Мире - обществе, которое не позволяет нам расслабиться. Ни один трезвомыслящий взрослый не откажется от брони социальных функций и ролей. Под броней чешется душа, как у рыцарей под панцирем…психоаналитик сметает пыль с панциря, совершает мистический ритуал, который призван убедить пациента в том, что его проблемы решены.

Взрослый имеет священное право поступать, как ему вздумается и заказывать некое колдовское действо каждый раз, когда ему надо было бы просто снять доспехи и почесаться. Но мы должны совершенно честно отдавать себе отчет, что если рана нанесена детской психике, то лечить доспехи не имеет никакого смысла. Их надо снять, бережно, терпеливо, а потом в безопасном месте и при полном доверии ребенка надо заняться врачеванием. То есть построением нового реального ОБРАЗА САМОГО СЕБЯ.

Мы в Китеже, поэтому тренируем детей СОЗНАТЕЛЬНО ВЫБИРАТЬ ОБЛИКИ, менять их по мере необходимости, понимать как и зачем делают это взрослые. И при этом не отождествлять себя до конца с эпизодичными личинами, до тех пор, пока в душе не будет сделан серьезных выбор в сторону идеала.

Термин «принять облик» я позаимствовал у великого писателя-фантаста Роджера Желязны. В романе «Князь света» он очень поэтично выражает мысль о возможности безграничного совершенства человеческой личности на основании внутренней программы, при условии, что эта самая личность может продлить свое земное существование сколь угодно долго. Итак: «…быть самим собой, причем до такой степени, что страсти твои соответствуют уже силам мироздания, и видно это любому, кто на тебя ни посмотрит, и нет надобности называть твое имя …Быть способным распознать в самом себе все поистине важное и потом взять тот единственный тон, который обеспечит ему созвучие со всем сущим. И тогда вне морали, логики или эстетики становишься ты ветром или огнем, морем, дождем, солнцем или звездами, полетом стрелы, вечерними сумерками, любовным объятием».

Круто? Не слишком ли для детей?

«Движение Природы в Ребенке происходит через силы, которые мы называем стихийными страстями. Они стихийные потому, что «набрасываются» на ребенка неожиданно и «захватывают» его в «плен»; они страсти потому, что сам ребенок стремится к ним, хочет быть ими охвачен…Вся загадка в том, что именно движение стихийных страстей обеспечивает выявление природных богатств ребенка». (Ш. Амонашвили «Школа жизни»)

Человек может не позволить работать со своим внутренним миром, но допустит до работы со своим обликом. Человек прячется за силу страсти или «принимает облик» во всех сложных ситуациях. «Я – гражданин Рима. Я - русский офицер» - говорили герои прошлого, глядя в лицо смертельной опасности. Сравните – «Я - Вася Иванов!». Звучит гордо, но не так убедительно и не способствует притоку душевных сил.

Вот что написал наш сын Вася, когда ему было 12 лет. Он много читал и мечтал, но в реальном мире у него не очень-то получалось строить отношения со своими сверстниками – сказывался маленький рост, обида на мир и зарождающийся «наполеоновский» комплекс.

«Я хочу быть похожим на героя романа о древней Японии « Время драконов» по имени Дзебу. Дзебу был великим бойцом ниндзя. В нем присутствовал сильный дух. Он умел не только махать мечом, но и любить. Он пытался познать себя и мир вокруг. Но сейчас другое время и вместо меча – компьютер. В этом я хочу быть похожим на Нео из фильма «Матрица». Он был великим компьютерщиком. И он сражался против несправедливости. Я хотел бы совместить в себе двух этих героев».

А вот Андрей Ж. – он ровесник Васи и с ним мы еще не раз встретимся. «Если Китеж представить организмом, то я бы являлся в нем вирусом. Но скорей не я, а мои привычки – курение, грубость. Раньше, когда я был мал, я мог что-нибудь стащить. Но теперь я подрос и исправился. Я пытаюсь бороться со своим внутренним я – с его плохой частью. Только у меня это не очень получается. Но я мечтаю стать в организме Китежа белым кровяным тельцем и убивать вирусы. И я хотел бы помогать слабым, вытаскивать их на свет. Я знаю, если не уничтожить вирус, то рано или поздно вирус уничтожит тебя».

Какие удивительные миры умещаются в пространствах сознания наших детей. Просто окунуться туда означает совершить увлекательное путешествие, куда более увлекательное, чем любая компьютерная игра. Надо очень постараться, чтоб дети просто пустили вас в свой волшебный мир. И лишь потом, опираясь на встреченные там образы, родители могут найти точные слова и примеры для объяснения со своими детьми.

Мы попросим даже старшеклассников писать эссе о том, какие облики они обычно принимают в тех или иных обстоятельствах. Часто это помогает самим авторам лучше понять себя.

Маша П. - ученица 10 класса, член Малого Совета.

«Мой идеал по жизни быть в облике Таис Афинской (как ее изобразил И.Ефремов) - сильной внутренне, умной, мудрой, гармоничной. Помимо этого образа во мне живут еще три, которые очень гармонично переплетены в повседневной жизни. Самый строгий и официальный - Хаотик - ничего общего с названием не имеющий. Быть может только то, что охватывает большое количество сфер жизни. Обычно я в этом образе пребываю на совете, собраниях, когда от меня требуется серьезность, ответственность, принятие информации. Этот образ мне помогает сосредоточиться и начать действовать. Этот образ требует много внутренней сосредоточенности и уверенности, так что когда я вхожу в него, потом бывает трудно его сменить.

Мой второй образ - Китти - котенок мягкий, пушистый, готовый подставить мягкую жилетку другу. Это мой неофициальный облик, в нем мне легко добиться доверия, вывести человека на душевный разговор.

Телохранитель - это мой третий облик. В нем соединяется патриотизм, мужество, смелость, готовность жертвовать собой ради других. Можно сказать, лидер, но лидер не явный, лидер сплачивающий людей вокруг себя и создающий общий настрой и бегущий впереди во время атаки. Хотя порой внутри где-то далеко в этот момент сидит заяц, который всего этого страшно боится, но выполняет долг до конца».

Сколько личностей уживаются в вашей дочке? Умеете ли вы определять, на какую личность в данный момент направлен фокус вашего общения? Если нет, то грустно подумать, сколько добрых советов и справедливых наставлений пролетело мимо цели!

Ребенок по сути своей есть величина непостоянная. Он изменяется каждое мгновение своей жизни, причем в какой-то момент прошлое становится для него более актуальным, чем настоящее. Пятиклассница начинает сосать палец и говорить с детской шепелявостью от страха перед сложной задачей. Она принимает облик грудного младенца, которому сама слабость служит лучшей защитой. А учитель в этот момент говорит с ней языком, рассчитанным на понимание взрослыми учениками. Он злится, а девочка еще глубже закапывается в спасительное непонимание и безответственность младенческого периода.

Может быть, вы заметили, как форма или стол с телефонами меняют людей? Что это? Магия облика. "Честь мундира" - это великая сила. И что примечательно, даже взрослые склонны время от времени менять облики в зависимости от ситуации. А уж дети просто каждый день воплощают собой афоризм древних греков «все течет, все изменяется».

Наш сын Святослав не только каждый день меняет свой облик, но и считает вполне естественным сообщать о новом облике всем окружающим: «Сегодня я дракон любви!» на другой день « Я кот Матроскин!» Ребенок примеряет облики, как костюмы. Попробуйте не заметить, ошибиться в оценке облика. Тогда жалость вдруг породит ответную агрессию, заботливая опека будет воспринята как давление, смех вызовет тревогу.

Итак, ваши отношения с ребенком не должны строиться на ваших ожиданиях. На первых порах вы должны настроиться только на терпеливое сопереживание, СОбытие. Говоря современным языком, посвятите пару лет всестороннему сбору информации, вхождению в логику и хаос эмоционального мира ребенка. Помните, вы должны обладать добродетелью НАИВНОГО ВЗГЛЯДА НА МИР.

Поместите ребенка в комфортные условия – говорите ему только приятные вещи, кормите и давайте вволю выспаться. Будет ли у него стимул для развития? Станет ли он делать усилия, да и вообще родятся ли в нем какие-нибудь потребности?

Человек и общество, оказавшись в идеальных условиях, не развиваются, а загнивают.

Поэтому, природа заложила в нас всех СТРЕМЛЕНИЕ К СВОБОДЕ ВЫБОРА. В своей крайней форме у детей он выражается как ИНСТИНКТ НЕПОДЧИНЕНИЯ. Это – главный механизм эволюции, гарант прогрессирующего развития как отдельных личностей, так и всего человечества в целом.

Понаблюдайте за детьми с двухлетнего возраста. Неподчинение проявляется в самых широких границах – от готовности сказать «нет» в ответ на любое предложение родителей до ослиного упрямства, с которым ребенок пытается перелезть через перила кроватки и рухнуть на пол, потрогать огонь, перепрыгнуть лужу. Родители реагируют на эти попытки вполне традиционно – запретами, пытаясь оградить любимое чадо от риска, уберечь любимую вазочку или скатерть от неминуемой гибели.

Я однажды записал все слова, обращенные к ребенку одной молодой мамой в течение часа. Замечу, что дело происходило дома, в комфортной и привычной для них обоих обстановке. Так вот, на 90% это были команды запрещающего порядка. «Не лезь», «не ковыряй», «не ори».

Если бы ребенок каким-то чудом усвоил эти команды и принял к исполнению, то он бы превратился в аккуратный, чистенький кусок полена, уложенный где-нибудь в углу комнаты, так, чтобы не мешать взрослым.

Конечно, если быть достаточно настойчивым и суровым, то из ребенка можно выбить всякую инициативу, поселить страх перед любой попыткой преодолеть табу и запреты, которыми опутана жизнь каждого из нас. Но не надо тогда и ожидать от него неожиданных решений жизненных задач, творческого подхода, озарений и устремления.

Что же делать? Наиболее логичным представляется совет самому насытить жизнь ребенка этими вызовами – завалить сложными игрушками, подарить машину, возить за границу.

Но обмануть законы природы таким образом невозможно. Малыш за пару дней освоит пространство, отведенное под безобразия, и переключится на освоение всего остального пространства. Юноша или девушка ударятся во все тяжкие… Тот самый безусловный инстинкт, требующий преодолевать запреты и испытывать границы до крайнего предела, будет всегда выводить их из-под вашего контроля.

У моего сына никогда не было недостатка в игрушках, да и места для игр хватало, но каждое утро после завтрака он пытался залезть на круглую тыкву и дотянуться с ее шатающейся круглой поверхности до нескольких невзрачных пузырьков на тумбочке, вся привлекательность которых была в их недостижимости. Скажу, не преувеличивая, – это был самый опасный угол в доме. Как видно, он активизировал в Святославе те же программы, которые заставляют альпинистов покорять с риском для жизни свои вершины.

Вновь и вновь едва появившееся на свет существо отрабатывает урок неподчинения, неприятия чужих установок, преодоления границ. Нас это раздражает. Мы бросаем все силы на то, чтобы привести ребенка к повиновению. Естественно, для его же пользы.

Но (честность и искренность!) неужели Создатель просто хотел насолить нам, закладывая в программу поведения малыша страсть к неподчинению?

Казалось бы, вся окружающая жизнь навязывает совершенно иную модель поведения. Вся система обучения человеческого существа (начиная с каменного века) построена именно на принуждении к повиновению – удар дубиной, что в руке вождя, эдикты и уставы, законы, суды и все-все, на чем, собственно, строится наша цивилизация, – и заставляет человека подчиняться, чтобы выжить, став «своим в доску». И только этот глубоко запрятанный инстинкт неподчинения мешает в глобальном масштабе восторжествовать лени, безразличию, готовности превратиться в послушного барана.

Шут нарушает суровую мрачность короля, еретики – монолитность религии, Колумб – уверенность в том, что за морем ничего нет.

Без внутреннего стремления нарушать границы не было бы ни науки, ни искусства, ни вообще какого-либо стремления к совершенству.

Вот почему Создателем человеческого существа (атеисты могут подставить вместо этого слова термин «природа», который объясняет ничуть не больше) самой важной эмоцией, заложенной на уровне безусловного рефлекса, выбрана «эмоция протеста», стремление к неподчинению, некое изначальное неудовлетворение тем, что есть.

Так неужели мы, педагоги, можем позволить себе проигнорировать это важнейшее качество развития, сокрытый в недрах существа механизм эволюции, и, что не менее важно, неистощимый источник энергии. Тот факт, что эта энергия может быть направлена на разрушение и даже на саморазрушение, еще не означает необходимость отказа от ее использования. Только там, где усилия педагога идут по линии воздействия эволюции, можно рассчитывать на гармоничное развитие личности.

Неприятие границ и запретов рождает ученых, первооткрывателей, удачливых бизнесменов и нарушителей общественного порядка. Вот тут-то и открывается возможность для творческого воздействия учителя, ибо качество «неподчинения» не имеет нравственной характеристики, так же как химическая реакция сама по себе не может быть ни доброй, ни злой. Ее не надо оценивать – ее нужно понять. Если продолжать аналогию с химией, то надо помочь химической реакции понять саму себя. Ребенок должен увидеть себя со стороны, разобраться в своих чувствах и эмоциях и захотеть их контролировать. Тогда инстинкт расширения границ личности найдет позитивный выход в установке на самореализацию.

Иногда, особенно если ваш ребенок – сильная натура, приходится применять сильные средства. О них до сих пор идет страстная дискуссия среди педагогической общественности.

Отправить на печатьОтправить на печать