5. Зрительный и физический контакт

Мы живем в такое время, когда очень многое оказывает влияние на наших подростков, и многие из этих влияний вредны, разрушительны и даже гибельны. Особенно уязвимым становится подросток, который не чувствует любви своих родителей к себе. Беспринципные личности завлекают изголодавшихся по любви ребят, предоставляя им и свое время, и внимание, и ласку, чтобы потом использовать их.

Время не ждет. У родителей не так уж много возможностей дать своему подростку почувствовать себя безусловно любимым, и нужно следить за тем, чтобы эта его потребность в любви, эта эмоциональная емкость была всегда наполнена. Тогда у него появится способность трезво оценивать себя и контролировать свое поведение. Только в том случае, если ваш подросток действительно чувствует себя безусловно любимым, вы сможете оказывать на него должное воздействие. Говорите ему о своей любви, но кроме этого он должен видеть и чувствовать вашу любовь на деле, в поступках и поведении, о чем я уже говорил раньше.

Зрительный и физический контакты должны входить в ваше ежедневное общение с детьми. Но надо, чтобы это происходило естественно, свободно, здесь нельзя сфальшивить, переиграть. Ребенок или подросток, выросший в доме, где были такие отношения и контакты, всегда будет чувствовать себя комфортно как в одиночестве, так и в обществе людей. Ему будет легче общаться с людьми, он будет приятен окружающим, и в результате – высокая самооценка как признак душевного здоровья.

Частые, но естественные и соответствующие обстановке зрительные и физические контакты – самое ценное, что вы можете подарить своему подростку. Эти контакты плюс безраздельное внимание – самые эффективные способы наполнить его сознанием собственной значимости, дать ему уверенность в себе и возможность проявить свои лучшие качества.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ

Одна из главных причин, почему любящие родители не могут донести свою безусловную любовь до подростка, заключается в недостатке зрительных контактов. Когда вы часто и с любовью смотрите в глаза своему подростку, вы не только облегчаете ваше общение, но и удовлетворяете его эмоциональные потребности. Глядя в глаза, вы, даже не осознавая этого, можете выразить самые разные чувства: печаль, гнев, ненависть, ярость или любовь. В некоторых семьях зрительный контакт родителей и подростков на удивление редок. А когда он и имеет место, то чаще всего несет отрицательные эмоции. Обычно это происходит, когда родители отчитывают подростка или дают какие-то приказания. Чем чаще вы будете использовать зрительный контакт как средство выражения любви, тем полнее ваш подросток будет насыщаться любовью.

Сам подросток может по-разному использовать зрительный контакт. Возможно, сначала он будет с нетерпением искать ваших взглядов, потом вдруг начнет избегать их. Такое непостоянство дает ему возможность изучить различные модели поведения, присматриваясь к поведению в вашей семье.

Несколько лет назад у меня на приеме был семнадцатилетний Брюс. Высокий, хорошо сложенный, симпатичный, с легким характером, он прекрасно учился и делал успехи в спорте. Как ни странно, несмотря на все это, его самооценка была крайне низкой, и заметить это можно было уже по тому, что он избегал зрительного контакта. Почти всегда он смотрел в пол, а когда наши взгляды все же встречались, это длилось не более доли секунды. Я объяснил Брюсу, что такая манера усложняет его взаимоотношения с людьми, так как они чувствуют себя с ним неловко, думают, что не симпатичны ему, и поэтому он игнорирует их. Они ждут конца разговора, а он, Брюс, понимает это по-своему – что он не интересен им. В такие минуты ему особенно плохо и его самооценка резко падает. Поскольку это продолжается уже в течение многих лет, не удивительно, что в результате у мальчика сложилось в корне неверное представление о себе. К счастью, помочь Брюсу наладить зрительный контакт с людьми оказалось не сложно.

Если у вашего подростка сложилось неверное представление о зрительных контактах с людьми, объясните ему, в чем он не прав, и помогите исправить положение, так как от выбора той или иной модели зрительного контакта могут зависеть его успехи или неудачи практически во всех жизненных ситуациях.

Да, смотреть с любовью в глаза своему подростку подчас трудно, особенно тогда, когда он вообще не расположен общаться. Иногда с ним крайне тяжело разговаривать, ведь нередко он отвечает на вопросы только «ага» или «не-а» или чем-либо подобным.

Такое нежелание общаться происходит по трем причинам:

Такие периоды мрачного настроения, замкнутости и молчания обычно также сопровождаются сопротивлением родительской любви.

И будет ошибкой давить на подростка в такие моменты или расспрашивать его. Родители же часто раздражаются, испытывают беспокойство или даже отчаянье, пытаются вызвать подростка на разговор настойчивыми вопросами типа: «Как прошел день? Что с тобой сегодня случилось? Хорошо ли ты провел время? А кто еще там был?» Такие расспросы способны вывести из равновесия любого, кто не в настроении разговаривать.

Что же делать? Попросту не замыкаться в ответ. Это означает, что вместо того, чтобы заставлять подростка говорить, нужно быть готовым выслушать его тогда, когда ему будет удобно или когда он сочтет это возможным.

Поскольку на поведение подростка влияют многие факторы, в том числе и сексуальные влечения, он должен уметь защищаться от негативного воздействия всего этого. К сожалению, часто подростки используют довольно примитивные и неприятные для нас средства защиты: уходят в себя, замыкаются, отказываются разговаривать.

Преодолеть эти защитные реакции без ущерба для ваших отношений с ребенком невозможно. Единственный приемлемый и разумный выход – ждать, пока ваш подросток сам преодолеет их. А вы лишь должны быть всегда готовы к тому, чтобы выслушать его, когда он будет в состоянии прийти к вам.

Однако существует ряд способов, с помощью которых мы можем помочь подросткам преодолеть защитные реакции. Мы будем говорить о них позже. Сейчас же важно понять, что попытки «атаковать» эту крайне прочную стену абсолютно нецелесообразны.

Способность подростка к зрительному контакту зависит от того, насколько сильна его защита. Когда ребенок еще маленький, он почти всегда может ответить на ваш взгляд. Становясь подростком, он часто избегает его. Не позволяйте себе раздражаться из-за этого. Попытайтесь просто принимать это как должное и помните, что если вы сами не будете отгораживаться от него, то он обязательно придет к вам, когда опустеет его эмоциональная емкость. И в это время с ним будет легко и обмениваться взглядами, и разговаривать. Для правильной самооценки и нормального психического развития подростку очень важно знать, что при необходимости он всегда может обратиться к вам за помощью.

ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ

Когда ребенок становится подростком, ему необходимо, как и прежде, знать, что его любят и принимают таким, какой он есть. Проблема многих любящих родителей состоит в том, что они не представляют, как удовлетворить эту потребность.

Некоторые пытаются делать это, чрезмерно балуя подростков, обеспечивая их такими вещами, как машина, музыкальный центр или спортивное оборудование, чтобы те чувствовали себя не хуже своих сверстников. Все эти материальные блага сами по себе хороши, но они не заменят подросткам того, что им нужно больше всего, а именно, безусловную любовь. Некоторые родители во всем потакают своим подросткам, позволяя, а то и поощряя посещение вечеринок, где алкоголь или наркотики пробуждают сексуальные влечения. Подростки вряд ли могут устоять перед искушением в подобной ситуации, а между тем этот вид давления на молодежь становится все более распространенным. И тем не менее, немногие родители помогают своим подросткам. Почему? Потому что они не умеют показать им, что любят и принимают их, что заботятся о них.

Частые физические контакты – верный способ дать вашему подростку чувство уверенности в том, что он вам действительно небезразличен. Этот способ особенно подходит, когда подросток необщителен, угрюм, капризен или упрям. В это время добиться зрительного контакта трудно, а порой и невозможно. Но физический контакт возможен и доступен почти всегда. Вряд ли подросток будет отрицательно реагировать на легкое, мимолетное прикосновение к плечу, спине или руке. Предположим, к примеру, что подросток сидит и смотрит телевизор. И коснуться его плеча, когда вы проходите мимо – это ведь так легко. Обычно он даже не замечает этого, но это фиксирует его мозг. Такими малыми, но частыми порциями физического контакта вы можете показать свою неизменную любовь. Увеличив продолжительность физического контакта, вы обеспечите подростка большим запасом эмоционального «топлива».

Даже когда ваш подросток не расположен к общению, физический контакт может стать средством сообщить ему о вашей любви. Так, пока внимание подростка сконцентрировано на чем-либо постороннем, вы можете обеспечить ему длительный физический контакт независимо от его настроения и желания. Предположим, что ваш подросток находится в очень тяжелом душевном состоянии, и это беспокоит вас. Найдите возможность поговорить с ним о чем-нибудь, что отвлечет его от самого себя и привлечет его внимание к чему-то другому, например, к иллюстрации или фотографии. Воспользуйтесь этой ситуацией, чтобы прикоснуться к его руке, погладить по спине. Но хорошо зная своего подростка, вы должны чувствовать, как долго он сможет воспринимать это.

Иногда подросток спокойно относится к физическому контакту, а иногда он просто не в состоянии выносить ваших прикосновений. В такие периоды неприятия нужно идти на физический контакт, только когда подросток чем-то увлечен и не заметит его. Даже если его сознание не зафиксирует вашего прикосновения, оно отложится в подсознании и впоследствии поможет ему почувствовать себя уверенным: «Да, мои мама и папа любят меня и небезразличны ко мне, даже когда мне трудно общаться с ними».

Есть и другие способы установить физический контакт с вашим подростком. Наш тринадцатилетний сын Дэвид, занимаясь спортом, часто растягивал мышцы. Когда такое случалось, он без колебаний просил меня сделать ему массаж. Я с благодарностью брался за это, ведь это была прекрасная возможность для физического контакта.

Однажды наша дочь Кэрри неудачно прыгнула на батуте, и ей нужно было растирать мышцы шеи. Это также стало дополнительной возможностью физического контакта.

К счастью, все наши дети любили, чтобы им массажировали и поглаживали спину. Для меня это тоже было настоящим удовольствием, так как давало поразительный эффект – повышался уровень психологической защиты ребят, их эмоциональная емкость была всегда наполненной. Однажды, когда Дэвид вернулся из летнего лагеря, о чем бы вы думали он попросил меня в первую очередь? Чтобы ему погладили спину, чтобы я и мама поговорили с ним и почитали ему.

Хотя некоторые родители и неохотно выполняют свои обязанности, особенно если речь идет о физическом контакте, мне радостно сознавать, что большинство из них все же любят своих подростков и дают так необходимую им ласку и нежность.

В определенных ситуациях не лишним будет и обнять и поцеловать своего подростка. Не следует делать это слишком часто, чтобы он/она не почувствовали неловкости. Но все же есть моменты, когда это вполне уместно: например, при прощании или по возвращении подростка из поездки; когда случается что-либо, чем ребенок особенно гордится, как, например, получение приза; когда ваш подросток приходит к вам, будучи глубоко оскорблен или мучаясь угрызениями совести; или когда его беспокоят какие-либо другие проблемы. И, конечно же, бывает так, что подросток, без всякой видимой причины, отчаянно нуждается в ласке. Если вы готовы дать ему это, вы проведете с ним чудесные мгновения. Однако вы всегда должны быть начеку и уметь распознавать такие ситуации, хотя порой очень сложно понять, когда подросток ждет внимания и ласки.

Часто он делает чрезвычайно тонкие намеки. Он может подойти к вам и заговорить на какие-то поверхностные и ничего не значащие темы. Как правило, это и есть ключ. В эти моменты он выглядит очень серьезным, сосредоточенным и заинтересованным в теме разговора, но на самом деле он далек от нее. В это время важно быть терпеливым. Ваш подросток пытается выиграть время и преодолеть свои защитные реакции, чтобы решиться заговорить о важных и значимых для него вещах. Будьте осторожны, не спешите и не обрывайте разговор, так как это обидит его и нанесет вред вашим отношениям. Если вы запасетесь терпением и предоставите ему столько времени, сколько ему требуется, разговор «ни о чем» постепенно перерастет в серьезную беседу о том, что его действительно волнует. Вы непременно должны быть внимательным слушателем, а это, согласитесь, требует терпения.

На конференциях, где я встречаюсь с родителями, чаще всего они спрашивают меня: «Если я редко использовал зрительный и физический контакты в общении с моим подростком, как я могу наверстать упущенное?» Это хороший вопрос. Таким родителям не следует смущать своих подростков, начав вдруг слишком часто прибегать к этому виду взаимоотношений. Перво-наперво им нужно установить границу: какое количество таких взглядов и прикосновений их подросток может воспринять. Начав с минимально возможного, они могут постепенно увеличивать время контактов в течение последующих недель и месяцев. Чем менее заметно будет это возрастание, тем лучше и тем уютней будет чувствовать себя подросток.

Кто-то однажды сказал: «Слава Богу, подростковый возраст – болезнь, которая проходит со временем». Мы, родители, должны всегда быть рядом со своими подростками в этот тяжелый и напряженный период. Чем спокойнее и уравновешеннее мы будем, тем вероятней, что он пройдет гладко и без осложнений, и тогда наши дети выйдут из него более зрелыми. А когда они станут взрослыми, наши с ними отношения будут складываться легче.

Когда мы остаемся открытыми для наших подростков и готовыми давать им ту любовь, которая им так необходима, мы делаем то, что делает Бог по отношению к нам. Он всегда готов помочь и поддержать нас, если мы являемся истинными Его детьми, даже тогда, когда мы отвергаем Его. «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2: 13).

6. Самоконтроль родителей

Мистер и миссис Оливер посмотрели друг на друга и в недоумении покачали головами. Менее 10 минут назад их шестнадцатилетняя дочь Элис подробно рассказывала о том, как ей удалось получить очень выгодную работу, произведя впечатление на работодателя своей взрослостью. Сейчас же она безудержно рыдала из-за того, что ее брат попользовался ее шампунем.

Родители подростков знают, что этот возраст – время таких непредсказуемых перемен и срывов, когда подросток может выглядеть то совсем как ребенок, то как взрослый, может быть то ласковым, то сердитым, то рассудительным, то абсолютно неразумным и вновь рассудительным, и все это – на протяжении одного дня или даже часа. Такие изменения бывают внезапными и частыми, и почти никто из родителей толком не знает, почему они происходят.

А дело в том, что в этом возрасте дети возвращаются сердцем и переживают заново все конфликты, которые когда-либо были в их жизни, особенно конфликты с родителями. И хотя сами они не осознают того, что эти неразрешенные конфликты так угнетают их психику, окружающие чувствуют это и думают, что подростки нарочно ведут себя столь злонамеренно.

Таким образом, из-за погруженности в проблемные ситуации прошлого для подростков 12 – 15 лет характерны частые и непредсказуемые перемены настроения. Сначала подросток может показаться вам уже взрослым, а через минуту он будет вести себя как маленький ребенок. Это происходит оттого, что, перед тем как он начнет свою отдельную от родителей жизнь и станет независимым, он должен, так сказать, очистить свое прошлое от проблем и конфликтов, особенно с родителями.

Когда Кэрри было 13 лет, однажды я заметил, что она относится ко мне с раздражением и какой-то враждебностью. Я спросил у нее: «Дорогая, скажи мне, что я сделал, что расстроило или обидело тебя?» Без колебаний она напомнила мне о случае, который произошел 6 лет назад! Мы ехали в небольшом фургоне: я и моя жена на переднем сиденье, Кэрри с друзьями на заднем и остальные дети на среднем. Все они швыряли друг в друга поп-корном. Так как я был за рулем и они мешали мне, я прикрикнул на них, чтобы прекратить это. Кэрри заявила, что я поставил ее тогда в неловкое положение, когда «заорал на ее друзей». Да, я помнил этот инцидент, но никогда не предполагал, что он так сильно ее задел.

В тот момент Кэрри психологически перешла в семилетний возраст, чтобы разрешить этот конкретный конфликт. Когда она рассказала о нем мне (я заметил гнев в ее голосе), я дал ей честное слово, что не подозревал, какое смущение и боль доставил ей. Затем я попросил у нее прощения, и она тут же сбросила с себя бремя этого конфликта и стала вновь тринадцатилетней.

Такие психологические перепады – одна из причин, почему подростки ведут себя так непредсказуемо, что их бывает трудно понять. Родители должны отвечать им в соответствии с тем возрастом, в котором они находятся в данный момент. Предположим, ваш ребенок младшего подросткового возраста подходит к вам с таким глубокомысленным вопросом: «Папа, что ты думаешь по поводу кризиса на Среднем Востоке? Интересно, нужно ли предоставить изгнанным палестино-арабским семьям право вернуться на родину и стать частью еврейской нации?» Закройте раскрывшийся от удивления рот и ведите беседу на том высоком уровне, который вам задан, и всесторонне обсудите проблему.

Но спустя полчаса этот же подросток может начать капризничать, будто двухлетний. Что вы тогда будете делать? Правильно, отнесетесь к нему так, как если бы ему на самом деле было 2 года. Как видите, требуется большая гибкость, чтобы быстро менять уровень общения. Вот почему хороший, гибкий подростковый психолог, приняв несколько подростков в день, к концу рабочего дня бывает абсолютно измотанным.

КАК ВЫРАБОТАТЬ САМОКОНТРОЛЬ?

Но как же сохранить эмоциональное равновесие? Как выработать самоконтроль? Наиболее распространенные явления, негативно влияющие на способность взрослых контролировать свой гнев, – это депрессия, усталость и беспокойство. Большинство людей не умеют предотвращать депрессию, потому что не знают, как тесно это состояние связано с тем, сколько времени они проводят с людьми и сколько в одиночестве, иными словами, с балансом времени. В этом отношении у каждого человека свои потребности. Некоторым нужно больше времени проводить в общении с людьми, некоторым меньше. К сожалению, я не могу вспомнить ни одного человека из тех, с которыми я когда-либо был знаком, кто бы действительно осознавал, что это жизненно важно. Большинство людей отвечает следующей модели: они проводят все больше и больше времени с людьми, и затем наступает социальное пресыщение. Они становятся легко подверженными депрессии, потому что эмоционально истощены и устали от общения. Депрессия многих заставляет замкнуться в себе и искать уединения. Это, вместе с усталостью от людей, приводит к перекосу в другую сторону – они начинают слишком много времени проводить в одиночестве, но затем чувствуют, что им вновь не хватает общества, и стремятся быть на людях. И все повторяется снова. Вот почему мало кто ведет правильно организованную жизнь.

Конечно, существуют несчастные, у которых мало власти над собственными жизнями и поэтому они не могут достичь в этом равновесия. Одни из них бывают вынуждены проводить очень много времени в обществе, потому что у них нет возможности уединиться. Другие, наоборот, вынуждены проводить слишком много времени в одиночестве, потому что они стары, больны или не могут бывать у друзей по каким-либо причинам. В обоих случаях люди эти страдают от депрессии и чувствуют себя несчастными.

Ради собственного психического здоровья и здоровья вашего подростка вам нужно определить, сколько времени вы будете проводить с людьми и сколько – наедине с собой. Это соотношение у каждого человека разное, и даже ваше собственное может варьироваться в соответствии с конкретным периодом вашей жизни, сезоном или обстоятельствами.

Качество проводимого времени – особенно времени в одиночестве – тоже очень важно. Одиночество должно давать отдых нервной системе. Вы можете проводить это время за чтением хорошей книги, или в походе, на прогулке, занимаясь физическими упражнениями (обязательно в одиночку), в молитве или раздумьях. Телевизор для этой цели не подходит. Он, скорее наоборот, только эмоционально изматывает нас.

Эмоциональная стабильность и самоконтроль не приходят сами собой. Вы должны подготовить себя к тому, чтобы справляться с эмоциональным напряжением и нервными срывами. Ведь обычно подросток провоцирует и то, и другое. Вам надо уметь хорошо контролировать себя, особенно свой гнев, если вы хотите построить и поддерживать здоровые отношения с вашим ребенком. Сильные эмоциональные реакции разрушительны, если происходят слишком часто и не подавляются. Мы все порою срываемся, но если это случается не часто, то, возможно, и неблагоприятную ситуацию обратит в плюс: такой срыв приведет вас к необходимости извиниться перед сыном или дочерью: «Дорогой (дорогая), извини, что я вчера не выдержал и накричал на тебя. То, что ты сделал, конечно, плохо, но и я отреагировал слишком бурно, мне следовало вести себя сдержаннее. Ты простишь меня?» Такие слова не только предотвращают многие несчастья, но и улучшают и укрепляют взаимоотношения родителей и подростков. Однако, если вы реагируете на действия вашего подростка неадекватно или слишком часто срываетесь, простая просьба о прощении не поможет, а иногда даже уронит вас в глазах подростка.

Чем более сдержанны и доброжелательны вы к нему, тем более строгую дисциплину и жесткие «границы дозволенного» можете установить. И наоборот, чем чаще вы сердитесь, тем меньше ваш авторитет, а значит, и ваши возможности. Почему? Во-первых, как мы уже выяснили, чем чаще вы срываетесь, тем меньше подросток уважает вас и тем сильнее стремится поступать наперекор вашим требованиям. Во-вторых, чем чаще вы раздражены, тем большее количество энергии вы растрачиваете на себя, чтобы справиться со своим собственным гневом, и тем меньшее количество ее остается на детей. Чем более вы терпимы, тем более авторитетны, чтобы руководить поведением вашего подростка. А это как раз то, что вам нужно – контролировать его поведение! Действительно, как вы можете требовать выдержки от него, если сами этого не умеете? Вам необходимы энергия, подготовленность, самодисциплина и самоконтроль, если вы хотите сохранить спокойствие в течение неизбежно неспокойного подросткового периода.

А гнев трудно контролировать в том случае, если ваша духовная жизнь не в порядке. Неправильно организованная духовная жизнь может привести к раздражительности и депрессии. Это, в свою очередь, может повлиять на ваши мысли, то есть вы будете принимать неправильные решения и делать неверные выводы, в том числе и выводы о том, что движет поступками других людей. Все это помешает вам духовно утвердиться и научиться справляться с гневом.

Я уверен, что только при здоровой духовной жизни возможно ваше свободное общение с Богом. Как этого достичь? Сперва убедитесь, что ваше сердце чисто, для чего попросите Бога приблизиться к вам и показать вам все то зло, которое Он увидит в вашем сердце. Затем покайтесь во всем и получите у Бога прощение и очищение. Только после этого раскроется канал, соединяющий вас с Богом, и тогда вы будете готовы приблизиться к Нему, и Он к вам. Только теперь Господь сможет наполнить вашу эмоциональную и духовную емкость. Он делает это, находясь рядом с вами, слушая, направляя, успокаивая и ободряя вас Своим милосердием и любовью.

Требуется достаточно много времени, чтобы сблизиться с Богом и по-настоящему узнать Его, как, впрочем, и для того, чтобы Он дал вам силы и подготовил к роли родителя и той ответственности, которую эта роль налагает на нас.

Для меня очень сложно найти время, чтобы побыть наедине с Богом, не отвлекаясь ни на что. Обычно для восстановления моих эмоциональных и душевных сил и общения с моим Небесным Отцом я выбираю время, когда все дети уже легли спать, то есть между 9 и 9.30 часами вечера. Чтобы не отвлекаться, я обычно прогуливаюсь или просто сижу во дворе, если позволяет погода. Если нет – то в пустой комнате. Обычно мне требуется от 10 до 20 минут одиночества, чтобы почувствовать близость к Богу, чтобы внутренне успокоиться после сумасшедшего дня. Бог не торопится и не подгоняет. Он всегда спокоен и продолжает говорить ровным тихим голосом.

На нашу способность сдерживать гнев влияет множество причин, большинство из которых мало или никак не связаны с детьми. Одна из них – наше физическое состояние. Питаетесь ли вы так, чтобы это улучшало ваше самочувствие? Я знал многих людей, которые были уверены, что их диета приносит им пользу, тогда как на самом деле все было не так. Многие считают, что завтрак – самая важная еда. То, что вы едите на завтрак, во многом определяет, как вы будете себя чувствовать весь предстоящий день. Большинство людей потребляют слишком много углеводов на завтрак, а белков и калорий мало. Это обычно ведет к недостатку энергии и заставляет людей прибегать к таким стимуляторам, как кофе или другие безалкогольные напитки (многие из них содержат кофеин). Кофеин по-разному воздействует на людей, но еще никому он не обеспечивал эмоциональной устойчивости, которая особенно нужна в общении с подростком. Поэтому здоровый высококалорийный завтрак с преобладанием белка и низким количеством углеводов, а также исключение кофеина – хорошее начало для обретения самоконтроля.

Многие считают, что они, не завтракая и пропуская даже ланч, помогают своему организму. Но такие пропуски вовсе не снижают вес и не улучшают самочувствие. Во время ланча важно не употреблять слишком много углеводов и избегать употребления кофеина. Если вы получаете избыток углеводов, вы теряете больше энергии, а кофеин повышает раздражительность. Я чувствую себя гораздо лучше, если за ланчем ем зеленый салат вместо бутербродов или гамбургеров.

За обедом же большинство людей переедает. Чтобы этого избежать, важно получать здоровый завтрак и ланч. Если вы пропустили завтрак или ланч или если ваша пища была слишком богата углеводами, вы не сможете умеренно питаться в течение дня, особенно когда вы подавлены или встревожены чем-либо. И естественно, если вы переели за обедом, вечером вы будете плохо себя чувствовать.

Регулярные физические упражнения, хорошее питание, прогулки и ведение здоровой духовной жизни во многом помогают предотвратить депрессию. Хотя, к сожалению, не всякую депрессию можно предотвратить. Многие люди предрасположены к ней по биохимическим свойствам организма или наследственно. Если человек сделал все, что в его силах, чтобы избежать депрессии и тем не менее впал в это состояние, ему следует обратиться за профессиональной помощью не только ради себя, но и ради своей семьи. Родитель, находящийся в состоянии средней или сильной депрессии, просто не может заниматься воспитанием подростка. В результате пострадают как отношения родителя и ребенка, так и сам ребенок.

Отправить на печатьОтправить на печать