Мы не можем так поступать с детьми. Чтобы не «оторвалась», во всяком случае надолго, голова от рук, необходим переход с одного вида производства на другой.

В нашем комплексе шесть производственных участков: теплица, кролеферма, микрокалькуляторный, мебельный, керамический, швейный, которые, кроме первых двух, работают с октября по апрель включительно. В остальное время бригады выполняют необходимые сельскохозяйственные работы в колхозе «Путь Октября». Занимаются полеводством, садоводством и овощеводством. С октября но апрель через каждые полтора месяца бригады меняют вид производства. Последние две недели каждых двух месяцев комплекс работает ниже обычного уровня. Это переходный период, когда бригады становятся сводными, обмениваясь специалистами: одни учат, другие учатся. Подготовив замену, отряд присоединяется к уже обученному авангарду своей бригады в качестве его коллективного ученика.

Опыт у нас небольшой, мы в стадии становления, но сомнений в правильности такой организации производства нет. Период адаптации проходит быстро, без затруднений. С каждым новым кругом, новым переходом время на подготовку смены сокращается. Пик наивысшей производительности труда, как правило, приходится на вторую половину первого месяца, затем наступает медленный спад. Мы рассчитываем опытным путем выявить наиболее целесообразное время с точки зрения развития ребят и производительности их труда.

Скажу откровенно: когда мы начали работу без домашних заданий, когда перешли во всей школе на короткие 35-минутные уроки, не волновался я так, как волновался за судьбу разновозрастных трудовых объединений. Не потому, что «мы пощажены не будем…», волновало другое: судьба экспериментальной работы, всей совокупности идей. Структура учебно-воспитательного процесса иерархически перестраивалась, отдавая место основы, фундамента своего производительному труду, разновозрастному трудовому коллективу, его комсомольской и пионерской организациям. Одно дело, когда производительный труд — добавление к общему процессу воспитания, другое дело, когда на него возлагается роль как бы первотолчка — начала всех начал. В слабой материальной базе, в необязательности наших шефов-заказчиков, их недоверчивом отношении, откровенном непонимании роли труда в воспитании. детей, вдобавок ко всему в экономической хозяйственной нашей нерасторопности мы имели и до сих пор имеем одну из главных причин нестабильности нашего аграрно-промышленного комплекса. И это резко тормозит развитие коллектива, а следовательно, всю экспериментальную работу. Но, как говорят, нет худа без добра. Тяжелый переломный период в нашей жизни показал силу разновозрастных объединений ребят. В критические минуты сбоев, срывов, горьких уроков бесхозяйственности некоторых взрослых мы нс теряли присутствия духа только потому, что имели поддержку воспитанников. На глазах крепло коллективное самоуправление. Теперь на общих собраниях поднимаются все сложные вопросы, они обсуждаются, детально рассматриваются, и если принимается решение, то в его выполнении можно не сомневаться. Мы все чаще слышим «надо» вместо «не хочу».

Оживилась работа комсомольских и пионерских организаций, она приобрела более четкую идейную направленность, возрос авторитет комсомольцев в глазах не только ребят, но и взрослых. Родители теперь часто идут за помощью и к учителю, и к секретарю комсомольской организации, и к отрядному вожатому, и к председателю совета отряда. «Надо посоветоваться с нашими комиссарами», — часто можно слышать в учительской. Радует нас и укрепление контактов между комсомольцами и пионерами. Они часто решают вместе не только хозяйственные дела, но и вопросы учебы, досуга, внутриколлективных отношений, помогают друг другу в выполнении общесоюзных операций. Таким образом, связь между ними стала более прочной я разносторонней.

А соревнование! Какое это, оказывается, мощное воспитательное средство! Смотры, конкурсы, олимпиады, конкурсы самых различных форм создают драгоценную заинтересованность в общем деле, стремление выполнить его как можно лучше, перенять ценное в опыте других. Разновозрастный состав равных по силе коллективов позволил комсомольской и пионерской организациям развернуть широко и интересно соревнования по всем направлениям, по всем видам деятельности, в которой могут участвовать ребята. Очень важно, чтобы школа гордилась своими лучшими математиками, спортсменами, музыкантами, трактористами, строителями, физиками, танцорами, химиками, историками, художниками и чтобы в ходе соревнования были по достоинству оценены и мужество, и трудолюбие, и воля к победе, и благородство, и честность, и самоотверженность, и взаимопомощь. Поэтому оценке результатов соревнования мы придаем особое значение, ведь выдвигаемые критерии становятся эталонами для самовоспитания и самооценки. Коллективному обсуждению итогов любого дела, дня, отрезка жизни мы учились, применяя опыт Фрунзенской коммуны, методику организации коллективных творческих дел И. П. Иванова.

Закончился учебный день, завершена работа в цеху, в поле, проведены вечер, праздник, встреча, конкурс, дежурство — и сразу же следует их коллективное обсуждение, коллективный анализ. В зависимости от значимости дела, времени, которым располагает коллектив, это может быть или детальнейший анализ, или остановка внимания на основных моментах; высказываются все ребята, затем секретарь комсомольской организации, командир бригады, вожатый отряда. Отмечаются роль и мера участия каждого, никто не остается в тени. Разговор доброжелательный, спокойный, но честный и нелицеприятный. Не обидеть товарища и в то же время откровенно высказать ему в глаза иногда неприятное нелегко, как и быть объективным, не допустить ссоры, озлобленности, личных счетов. Не то слово, не та интонация, не замеченная реакция на сказанное, не увиденное вовремя психологическое состояние — и вот уже общение затруднено, контакт утерян, настроение упало, доверия нет, и пополз холод отчуждения. Мы часто говорим: устами ребенка глаголет истина, имея в виду, что он говорит, не думая, как отзовется его слово. Но надо учить его говорить истину так, чтобы не задеть достоинства другого, не причинить боли. И здесь важен пример старших, их чуткость, внимательность. Ведут анализ обычно наши комиссары, или секретарь комсомольской организации, или вожатый, или председатель совета пионерского отряда. Как построить разговор,: на чем сделать акцент, как разрядить обстановку, выйти из конфликтной ситуации — это сложное искусство общения. не все бывает гладко, иной раз заштормит, вырвется из-под управления корабль коллективной мысли, и затрещат ею реи. И здесь на помощь приходит педагог, более опытный, чуткий, мудрый товарищ, но именно товарищ, а не верховный судья. Лишая человека ответственности, разве мы воспитаем ее? Уберегая от сложных проблем, разве вырастим мудрого? Каждому должно быть ясно, что он не последняя спица в колеснице и способен повлиять на жизнь коллектива. И это он может понять только на деле, участвуя в решении важных для всех проблем, полностью отвечая за порученный ему участок работы.

Избранные на год секретарь комсомольской организации, вожатый, председатель совета отряда помогают сменяемым через каждые полтора месяца командирам бригад, отрядов, входящих в бригаду, звеньевым работать с ребятами, управлять без диктаторства, сохранять и развивать отношения сотрудничества. За год большинство членов коллектива побывают в роли руководителя того или иного уровня. Становясь вновь рядовыми, они по-прежнему активно решают все вопросы жизни коллектива, отстаивают свое мнение, правоту, если это необходимо ради интересов дела, чувствуют себя в ответе за все происходящее. Эта активность, неравнодушие и есть один из Основных воспитательных успехов разновозрастного коллектива. Чем больше в нем таких людей, тем труднее лодырям, эгоистам.

Наука взаимоотношений, наука общения. Слушать и слышать, смотреть и видеть, уважать мир другого, его взгляды, позицию. Для этого нужна неустанная, ежедневная гимнастика чувств. Сама жизнь потребовала серьезной педагогической, психологической и этической подготовки наших комиссаров. И мы решили специально для них открыть кафедру педагогики.

Начинали в небольшом кабинете директора, а через три месяца уже в просторном классе не хватало мест. На кафедру педагогики стали приходить все, кого интересуют вопросы самовоспитания, кто хотел бы коллективно рассмотреть спорную ситуацию, кого волнуют тайны человеческой психики, и, наконец, избравшие себе профессию учителя.

Интерес к проблемам воспитания, к физическим и умственным возможностям человека, который мы наблюдаем сейчас, можно считать одним из существенных позитивных сдвигов в сознании ребят за годы эксперимента. Мы с удовлетворением отмечаем наметившийся и все более развивающийся процесс педагогизации всей школьной жизни, создания атмосферы общей заботы о повышении эффективности учебно-воспитательного процесса. Сама суть коллегиального управления, частая смена ролей руководства и подчинения, а потому все более совершенствующийся коллективный разум, более тонкий психологизм отношений внутри коллектива требовали глубокой педагогической подготовки вновь избираемого руководства. В то же время не мог не проявляться интерес к педагогике у воспитателей-наставников младших (комсомолец — пионер, пионер — октябренок), взаимоотношения которых с подшефными стали носить индивидуальный характер. Практически занятия педагогикой начались задолго до открытия специальной кафедры — из самого процесса жизни ребят, из самого строя их новых отношений, нового мышления. Ребята потянулись к учителю как к профессионалу, чтобы найти ответы на многочисленные вопросы, рождаемые практикой.

Тягу к педагогике поддерживали и все остальные наши кафедры, объединяющие ребят, увлеченных той или иной областью науки, техники, искусства, спорта. Учителя всячески поощряли стремление приобщить к миру своих увлечений других школьников. Но по-настоящему члены кафедр стали выступать в роли обучающих после создания разновозрастных коллективов. Мы это связываем с тем, что они небольшие по количеству (12 — 15 человек в отряде из пяти классов и, следовательно, 24 — 30 в двух отрядах бригады), построены на добровольных началах (кто с кем хочет, но не более 3 человек от класса), а потому позволяют найти подход к каждому, узнать его склонности, желания, чтобы помочь «найти себя». В таких коллективах создается атмосфера психологического комфорта, раскованности, в которой легче увидеть достоинства свои и товарищей по объединению.

Идя на урок в роли учителя, ребята перестали чувствовать себя «не в своей тарелке», бояться насмешек, упреков в подхалимаже — излюбленном приеме недоброжелательных сверстников. Они учились организованности, спокойной требовательности, умению быстро распределять деловые роли, четко и лаконично выражать свои мысли и другим деловым качествам. У педагогов появились не просто помощники, а юные коллеги, с позиции ученика разъясняющие происходящее в классе, что важно для сближения интересов учителя и ученика на деловой, творческой основе. Это заметно оздоровило обстановку, выбило почву из-под ног у тех. кто привык обманывать учителей и товарищей, уходить от ответственности, лодырничать, нарушать дисциплину.

Конечно, сближение ребят с педагогами идет сложно, не всегда по восходящей, были, есть и будут конфликты, кризисные ситуации. Но конфронтации уже нет. И те, и другие все больше начинают осознавать себя единомышленниками, делающими одно общее дело. И я повторяю мысль, вычитанную у Гегеля: «Только через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе великий характер…»

Детей нельзя воспитывать по-детски. Ребенок играет ту роль, которую ему предоставляют обстоятельства. Маленькая роль растит маленького человека, масштабная, великая роль растит масштабную, великую личность.

Зрелость, ответственность, талант не выдашь с аттестатом об образовании, они приходят в результате испытания человека обстоятельствами жизни, требующими от него гражданской зрелости, ответственности и таланта.

На моем столе только что полученные данные сравнительного исследования учеников Зыбковской и контрольной школ, ведущегося в течение трех последних лет под руководством кандидата психологических наук В. Ф. Моргуна. В Зыбкове с годами учения у ребят возрастает взаимопонимание с учителями, друг другом, наши дети более коммуникабельны. Мир их интересов шире, а нашедших любимое дело больше. И особенно важно, что среди определивших себя и свои интересы много старшеклассников. Значит, сдвинули с мертвой точки это проклятое «не хочу», что так мучило нас все эти годы.

Приведу некоторые наиболее типичные ответы наших учеников старших классов на вопросы анкеты, разработанной психологами. Их заполняли все учащиеся, фамилии не указывались.

С каким настроением чаще всего идешь в школу?

 — Радостным. В школе мы постоянно вместе, вместе работаем…

 — Идешь по школе, с одним поговоришь, с другим — у меня в школе чаще всего приподнятое настроение.

 — Бывают, конечно, переходы от очень радостного к нормальному и наоборот. Плохою настроения в школе за последние годы не помню…

 — Настроение портится, когда в школе грязно. У нас дежурство: сами убираем, моем. Обидно, когда кто-то подвел…

 — Если плохое настроение, я стараюсь в школу не ходить, чтобы другим его не портить. Но это бывает редко.

 — Настроение портится, когда сталкиваешься с безразличием, равнодушием со стороны ребят и учителей. Это иногда бывает.

 — Плохое настроение чаще всего связано с учителями. Когда они, допустим, на крик срываются. Или на словах за эксперимент, а на деле…

 — В школе меня радуют друзья, наши отношения с учителями, сама обстановка…

 — Хорошее настроение, когда удается что-то сделать, работа интересная была, готовились в школе к вечеру, смотру…

 — Утром иду в приподнятом настроении, если накануне на уроке хорошо поработал сам и другому помог.

Оценка была заслуженная. Идешь и заранее знаешь:

сегодня тоже настроен поработать…

 — Настроение падает, когда нас не поняли. Мы хотели сделать сами, а нам не дали…

Что больше всего радует в школе?

 — Отношения между людьми.

 — Общение с другими людьми, если понимать его не как треп. При этом работаешь над собой. Чувствуешь, надо расти…

 — Все-таки общение с людьми. Из него вытекает как следствие и плохое, и хорошее. Но хорошего у нас больше.

 — Общение в труде. Здесь каждый сразу выдаст свое истинное лицо.

 — В школе с ребятами и учителями можно о многом разговаривать…

 — Из нашей школы выходит человек намного серьезнее, лучше, в нем меньше грязи… Ошибки, конечно, и у нас есть, не всегда удается достичь, чего нам хочется. Но когда удается — на душе радостно.

Что вам нравится делать? Что стараетесь делать своими руками?

 — Нравится, когда после зимней спячки все вместе убираем школьный двор…

 — Активно общаться с людьми. Больше всего интересно думать, размышлять над взаимоотношениями между людьми. Ничего интереснее не бывает. Раньше: ходят люди. А мне что до них? А сейчас знаешь, видишь, пытаешься понять каждого человека…

 — Вместе с учителями согласна заниматься чем угодно, а под их руководством — ничем.

 — Нравится доводить начатое до конца. Чаще всего для этого приходится сделать над собой усилие… Растить в себе такое отношение трудно. Его одно растить нельзя. Оно связано со всем другим: отношением к добру, злу, отношением к людям…

 — Доводить начатое до конца, хотя это трудно. Но когда получается, очень здорово.

 — Общаться с теми, кто по моим понятиям настоящий. Настоящим можно стать. Только для этого нужно ответственное дело, в которое ты был бы втянут.

 — Нравится физическая работа. Труд и спорт. Дома люблю все делать своими руками.

 — Работать над собой. Пытался и пытаюсь быть спокойнее, добрее. Не быть нервным. Побороть лень…

 — Активно общаться с людьми. Дома больше всего люблю наводить порядок…

 — Работать над собой. Я иногда несдержанна. Могу не так сказать. Бываю скованна.

 — Люблю дежурить в классе. Вечером после кафедр уберемся или рано утром. Все приходят в чистый класс. Приятно.

 — Делать что-то с людьми.

 — Работать на кафедре.

 — Люблю слушать лес. Часами могу наблюдать за звездами. Увлекаюсь зрелищем восхода, заката…

 — Наблюдать природу. Смотришь в окно во время дождя и размышляешь…

 — Люблю читать. Нравятся Толстой, Пушкин, Лермонтов, Блок. Читаю не быстро. Растягиваю удовольствие.

 — Работать над собой. У меня усидчивости мало. Много усилий требуется для сосредоточенности. Порой могу даже вспылить. Стремлюсь к сдержанности.

 — Хочется не то чтобы знать, это само собой. Но шире видеть. А для этого надо и больше знать, и больше общаться, и больше читать.

 — Мое самое любимое занятие — слушать птиц, хотя не всегда различаю их по голосам. Люблю музыку, Моцарта в особенности. В школе слушаем музыку почти каждый день.

 — Заниматься самовоспитанием. Порой мешает не лень, а неподготовленность, что ли. Хочу работать над собой. Быть внимательным к людям.

 — Люблю заниматься на кафедрах. Там учителя вроде бы те и не те. Настрой другой. Особенно интересно, когда идешь с опережением на год. Так было, но математике, химии, физике… К себе уважения прибавляется…

Могут ли родители разделять все ваши увлечения?

 — Нет. У них другое образование. Другая жизнь. Но они радуются, когда у нас что-то получается… Считаются ли с вами в школе педагоги?

 — Чаще считаются, чем нет…

 — Мы ведем разговоры на равных и с директором, и с завучем. Советуемся, спорим.

 — Бывали случаи, когда не получалось, как мы хотели. Но к нам все же прислушиваются.

 — Мне все время кажется, что учителя еще обидчивее, чем мы. С ними надо даже осторожнее, чем с ребятами.

 — Чем больше нам доверяют, тем больше мы в себя верим и больше делаем…

 — С нами советуются, к нам учителя прислушиваются. Это большое дело…

 — В лагере всё, что делаем, идет только через совет бригадиров…

 — У нас собраний формальных не бывает. С нами считаются…

 — Мы многое решаем сами, например, в бригадах. Не директор школы, а мы сами, бригада решаем, кого поощрить и выделить за хорошую работу…

Ответы ребят не могут не радовать.

И все же на душе по-прежнему тревожно. Мысленно иду по школе и вижу не только радостные, не только задумчивые или грустные, но и пустые глаза. Недорабатываем? Что же не учтено? Где еще одна закавыка в системе наших представлений о будущей школе? И одна ли?..

Идет март нашего роста. Еще веет холодом непонимания, то там, то здесь лежат серые пятна незнания, неумения, и наши достижения пока только проталины, появляющиеся по всему полю предстоящих боев за новые и светлые начала жизни. Но мы с каждым днем все яснее видим густую и буйную поросль нашей мечты. И это воображаемое завтра, становящееся после долгих лет труда все более ощутимым, придает силы надеяться» верить и созидать.

Отправить на печатьОтправить на печать