ЧТЕНИЕ - ВЫЗОВ ТРЕТЬЕГО ИЗМЕРЕНИЯ

Все знают, что читать полезно. Но дети не любят читать. Чтение требует некого напряжения ума, в отличие от просмотра сериалов или игры в компьютер.

Чтение требует усилия по созданию образов в собственном сознании. Но у наших детей все силы организма уходят на борьбу с буквами и словами, а не рисование картинок в уме. Поэтому они просто по-другому воспринимают текст, без удовольствия и эмоционального насыщения, они не могут переноситься в иную реальность книги…

У даосов в древнем Китае была разработана целая система обучение ребенка созданию образов в сознании — это называлось рисованием в уме. Читая книги, обучаясь понимать и сопереживать литературным героям, наши дети не только становятся активными творцами образов, но и приобретают способность действовать в уме. Развив в себе эту способность, они смогут просчитывать варианты реакций на своё поведение, выстраивать в уме причинно-следственные цепочки.

Путь к этой магической способности - простое «чтение книг запоем».

Мы даем старшеклассникам читать книги. Одно и тоже произведение читают сразу несколько человек. Читают большими порциями: каждый день - не менее пятидесяти страниц. Это позволяет им погружаться в пространство книги, отождествлять себя с героями. Далее (после прочтения детям обязательно предлагается обсудить содержание между собой). Хорошая книга неизбежно порождает закономерную реакцию - желание поделиться. Добавим, что обсуждая в своем кругу ту или иную книгу, дети поднимают свой статус перед теми, кто этой книги ещё не читал. Они как бы начинают ощущать свою избранность.

Зато те, кто в этот круг не допущен, тоже начинают «страстно хотеть» прочитать то, что обсуждают старшие. И не просто прочитать, но и понять, чтоб потом принять участие в обсуждении и не ударить в грязь лицом. Так постепенно рано или поздно дети научатся получать удовольствие от чтения.

Некоторые из наших попечителей спрашивали меня, зачем в Китеже строят собственную школу, когда в соседней деревне таковая уже имеется. Терапевтическому сообществу, где бы оно ни находилось, собственная школа просто необходима. В ней должны преподавать люди, специально обученные работе именно с детьми-сиротами. В ней не должно быть и намёка на враждебные программы, способные вернуть детей в их прошлое.

Детей в школе пытаются учить, исходя из плана. Но важен не план, а само желание учиться — набирать знания. Это подсознательный процесс, связанный на первых порах не с дисциплиной, а с удовлетворением потребности в любознательности! Его притупляет долгое нахождение в детдоме. Но его можно попытаться возродить постоянным раскачиванием маятника познания. Учить только то, что интересно, говорить с ребенком о том, что волнует только его, а не взрослого…

Мы думаем, что в идеале в дошкольный период и в младших классах было бы полезно больше следовать индивидуальным запросам детей. Вы же понимаете, что ребёнок будет внимательно слушать только ответ на тот вопрос, который его волнует в данную минуту. Заставить его набирать информацию, в которой он не ощущает потребности, очень трудно. Конечно, понемногу создается привычка учиться. Дети становятся, может быть, и менее любознательны, зато более сознательны и организованы. И, конечно, учитель не может подходить индивидуально к вопросам каждого ребенка, особенно если в классе находится тридцать-сорок человек.

Как правило, в Китежской школе мы позволяем нашим питомцам чувствовать себя на уроке хозяевами. С маленьким классом легко создать непринужденную атмосферу. В зависимости от ситуации, ученики младших классов могут принести с собой на урок игрушки, старшие могут «побаловаться» с учителем чашечкой кофе или стаканом чая. Если мы видим, что та или иная тема не имеет адекватного образа в головах учеников, а это выясняется, как правило, прямо на уроке, нашим учителям разрешено отойти от первоначального плана и посвятить столько времени, сколько требуется разбору базовых понятий или созданию целостного образа. Без этого просто невозможно двигаться дальше.

Первичен интерес ученика и реальное освоение материала, а не программа. При таком подходе труд учителя становится более творческим, одухотворенным и осмысленным.

В обучении, как в парных танцах, учитель и ученик должны быть вместе, даже если в классе еще сорок человек. Но всё равно, это -работа для двоих. Иначе вместо учителей давно бы поставили в классах аудиоаппаратуру.

Задача учителя - «производить впечатление» на ученика. Чем резче впечатление, тем чётче образ, оставшийся в сознании. Построить связь между образом и силой, которая этот образ питает - функция учителя (не великого и единственного, а каждого человека, который занят воспитанием детей).

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

От директора Китежской средней школы, к.п.н. Максима Аникеева

щелкните, и изображение увеличитсяКитеж дает возможность человеку совершенствовать себя. Личностное развитие и рост являются гарантией успеха в собственной профессии, будь ты учителем, психологом или воспитателем. Рецепт успеха понятен и невероятно труден для применения. Для развития детей нужно постоянно развивать себя. Любой застой в собственном развитии приведёт к косности мышления и к провалу в общении с детьми. И наоборот - любое мастерство это всегда трансформация и текучесть, гибкость и умение изменять себя. В этом загадка китежского стиля жизни вместе с детьми.

Современный мир - век торжества науки и техники, век информации и мобильных телефонов, открытий в области биологии и физики. Кажется и в педагогике должна произойти революция. Должны и мы открыть технологию, которая позволит нам безошибочно получать планируемый результат. Однако мне кажется, что только одной технологии мало для успешного воспитания детей, необходимо ещё мастерство, которое накапливает учитель. Ведь каждый педагог знает, что один и тот же приём, метод, средство иногда не действуют в сходных ситуациях. Поэтому нужно мастерство, которое выражает индивидуальность стиля, характера, личности учителя.

Мой путь в педагогике еще не велик, только 7 лет я непосредственно занимаюсь преподаванием и обучением. Сначала это был университет, а сейчас - школа. Но у всякой истории есть начало. Я помню, как у меня появилось желание стать учителем. Когда я поступал в педагогический университет, я не думал, что стану учителем начальных классов, или социальным педагогом, или педагогом-исследователем. Меня подкупило название факультета - педагогика и психология развития ребенка. Тогда для себя решил, что начинать познавать человека следует с самого начала, то есть с детства, и этот факультет как нельзя лучше поможет мне понять, как развивается человек. Только на третьем курсе я начал интересоваться педагогикой всерьез, пытаться найти для себя смысл в бесконечных научных категориях, понять практику обучения и воспитания. И здесь судьба меня свела с человеком, труды которого считаются хрестоматийными для учителей начальных классов. Меня пригласили на педагогический семинар с участием Шалвы Александровича Амонашвили.

щелкните, и изображение увеличитсяЯ прочитал к тому моменту все его книги по практике воспитания и обучения и очень хотел с ним лично познакомиться. Для меня он выражал идеал учителя, образец и образ будущего меня в работе с детьми. И его открытые уроки не обманули ожиданий. Это был театр вместо дидактизма, жизнь вместо морализаторства, живые идеи вместо косности теорий. Я понял, что у меня есть ориентир и живой образ, который я могу перенять. Этот момент можно считать моментом рождения меня как педагога. Всё, что потом я стал совершать, я стал соизмерять с идеалом, который хранился в моем сердце.

Следующее открытие я сделал в университете, когда начал работать со студентами. Я понял, что большинство студентов представляют себе только «книжных» детей, то есть тех, о которых пишут в книгах. Прежде, чем начать знакомиться с «реальными» детьми, студентам надо 3 года ждать активной педагогической практики. До этого момента они изучают много теорий, однако не могут представить себе, как построить общение с живым ребенком.

Этим пороком я также как и все студенты страдал после университета. Я начал искать возможность обрести опыт общения, воспитания и обучения «реальных» детей. Так мои поиски привели меня в «Китеж». Именно он мне дал почувствовать свои педагогические силы, утвердиться сначала в роли педагога, а затем открыть свой талант.

Что такое «Китеж»? Это очень просто и неимоверно сложно описать. Внешне всё очень прозрачно - живут в одном поселке 10 приемных семей, вместе с ними педагоги, рабочие — это взрослые. Живут в том же поселке дети: кто-то приехал с родителями, кто-то получил родителей, кто-то родился уже в поселке. Всё просто! Есть дома для семей, есть гостевой домик, есть гараж, столовая-клуб, здание школы. Сложнее всего описать отношения между людьми, которые возникают каждую минуту; законы и правила, которым следуют люди. Очень сложно описать психолого-педагогическую работу, которая помогает детям раскрыть свой способ жизни, выбрать смысл существования, найти силы, чтобы осуществить мечту.

Вот в такой среде я почувствовал, что мои знания, способности и таланы очень пригодятся. Первоначально привлекала романтика путешествий и смены мест. Проехать 250 километров, чтобы добраться до места работы, это очень интриговало. Привлекали люди, их жизнь, свобода собственного поиска, возможность заинтересовать в себе «трудных» детей, обучать тех, кто в принципе в своей жизни видел в учёбе только насилие и каторгу. Вкус первых побед и признание в среде детей. Получается, что это притягивает человека к педагогической работе.

Именно в поселке «Китеж» впервые стали оформляться мои принципы, мои ведущие положения в педагогической жизни. Эти положения можно назвать формулой успеха, т.к. успехом я считаю свои достижения в воспитании моих ребят. Эта формула еще не закончена. Возможно, она превратиться под воздействием алхимии практики в новую субстанцию ведущих принципов. Но именно «Китеж» дал толчок к осмыслению моих взглядов в педагогике.

Как появился мой взгляд на практику воспитания и обучения? Самым быстрым способом оказался метод «проб и ошибок». Сейчас трудно вспоминать первые шаги и пробы, однако именно они послужили стартом моему успеху.

Я приехал и начал вести в школе уроки литературы. Оказалось, что преподавание литературы не заканчивается простым комментированным чтение и пересказом. Для развития читательского интереса и понимания произведения мне потребовалось изучать литературоведение, обращаться к истории, понимать философские идеи, знать современников писателя, разбираться в его биографии. Я начал заново учиться, не скрывая от учеников своего частичного незнания. Ученики мне ответили интересом к моим открытиям, к моему новому опыту. Так появился мой первый принцип: чтобы учить других, надо учиться самому, чтобы воспитывать других, надо начинать с себя, чтобы развивать других, самому надо постоянно развиваться.

Не всё было гладко и не всё получалось с первого раза. Мне приходилось искать людей, которые смогли бы меня научить тому, что я не умел. Я искал людей, которые были бы профессионалами своего дела, самыми лучшими. Так я сформулировал второй принцип: чтобы достичь высот, надо создать образ будущего, надо найти свой идеал и чем недостижимее для тебя идеал, тем больше потенциал развития в стремлении к нему. С тех пор я стремлюсь видеть в людях учителей, которые преподносят мне уроки, а я от этого становлюсь мудрее и сильнее.

Сталкиваясь с проблемами в обучении и трудностями в воспитании, я начинал искать причину этих проблем. Чаще всего она коренилась в личностных трудностях, а не в дисциплине и послушании ученика. Желая, знать больше о психологии детей, в моей жизни появилось стремление начать самообразование. Это проявилось в чтении литературы по возрастной и общей психологии, монографий по проблемам образования! детей с проблемами в обучении и воспитании. Из этой потребности вырос мой следующий принцип: чтобы быть успешным учителем, необходимо понять природу ученика, как можно лучше представить путь его развития. В этом принципе я вижу сплав научных знаний и индивидуального мастерства.

Большинство детей в Китежской средней школе имеют отрицательный прошлый опыт обучения, у многих пробелы в базовых знаниях. Компенсировать такие «черные дыры» можно, формируя мотивацию учения, пробуждая желание познавать и накапливать знания, расширять картину мира. Занимаясь обучением детей в школе, я сделал одно из своих педагогических открытий, которое можно представить как принцип: научить учиться, значит пробудить интерес, а это возможно только тогда, когда ты сам заинтересован. Ярко преподнести знание можно только тогда, когда ты сам испытал интерес и удовольствие от процесса его получения, то есть от познания.

В жизни каждого педагога наступает момент, когда он хочет увидеть результат своей работы, ощутить те изменения и новообразования, которые произошли в ученике. Это необходимо для того, чтобы почувствовать успех своей деятельности, накопить силы для дальнейших поисков и плодотворной работы. Если педагог не научится видеть результаты своей работы, если он не научится ждать, то рано или поздно его постигнет разочарование в своей профессии. Защитить его от этого можно, если руководствоваться следующим принципом: не бывает в воспитании быстрых результатов, нужно научиться терпению и тогда ты сможешь увидеть результаты. Этот принцип помогает мне в самых трудных ситуациях, когда мне кажется, что я бессилен изменить отношение ребенка к чему-либо. Этот принцип спасает меня от потери веры в возможность помочь ребенку обрести свои силы.

Каждый знает, как тяжело начать педагогическую практику. Проходит много времени прежде, чем ты приобретаешь авторитет, основанный на твоих личных талантах, а не на авторитете социальной роли учителя. Приходит время, когда учителю необходимо отбросить формулу: «Я учитель, а ты ученик, поэтому знай свое место». Дети, побывавшие в детском доме, сразу и безошибочно распознают «учительско-назидательский» тон, который скрывает безразличие к их чувствам, мыслям, делам. Поэтому они платят за него холодностью, безразличием и отстраненностью. Чтобы пройти сквозь защиту таких детей, необходимо самому быть открытым и заинтересованным, а это возможно только тогда, когда сможешь отбросить все социальные маски и педагогические позы. Это принцип я сформулировал так: общаться нужно, отбрасывая социальные роли, тогда педагог-человек и ученик-человек будут общаться по-человечески. Всякое другое общение приведет обязательно к отчуждению ученика от учителя.

Весь мой опыт жизни вместе с детьми говорит мне, что не бывает «злых» детей, то есть тех, чья природа была бы изначально, с детства испорчена. Я склонен видеть природу «злых поступков» детей в недостаточном осознании с действий и недоразвитии эмпатии. Это позволило мне сформулировать еще одно положение: ребенок никогда не делает ничего специально «назло», даже когда его поступки можно назвать «злыми», всегда есть тому внутренняя причина или внутренний конфликт. Мне кажется, что такой взгляд на природу ребенка помогает учителю преодолеть негативные эмоции по отношению к ученику.

Основу отношений между взрослыми и детьми в школе составляют устно заключенные договоры. Договориться можно о чем угодно, главное условие - соблюдать соглашение. Это учит учителей и школьников дорожить словом, которое ты даешь. Вот отсюда и возникает следующий принцип: обо всем можно договориться. И его продолжение: обо всем можно передоговориться. Этот закон позволяет понять важность установленных правил и почувствовать ученику значимость собственного слова.

У меня остались последние два принципа, которые я сумел выделить в своей работе и осмыслить. Но они, на мой взгляд, наиболее важные. Один родился из размышлений о том, стоит ли развивать ребенка, который не проявляет особых дарований. Может лучше потратить время на более одаренных детей. Как отличить талант, одаренность, гениальность? Как найти талант у ребенка, которого всю жизнь убеждали в его никчёмности и бесполезности. Здесь спасет только твёрдая установка учителя: нет бесталанных детей, каждый ребенок способный и одаренный в чём-либо. Этот принцип помогает не пропустить тот потенциал, который скрыт в каждом человеке, сделать его опорой жизни и самоуважения.

Размышляя над моим профессиональным кредо, я искал фразу, которая смогла бы выразить сумму сформулированных истин, служащих руслом моей педагогической работы. Завершить свой набор максим я бы хотел таким принципом: педагогом надо быть 24 часа в сутки, т.к. педагог это образ жизни. В этой фразе заключается важная для меня мысль - личностное и профессиональное у учителя неотделимо связаны. Нельзя быть учителем только 3 урока в день, а затем вне работы «сбрасывать» маску педагога и давать себе право расслабиться. Любой чужеродный образ, который будет создаваться для работы с детьми, рано или поздно проявит свою фальшь.

Рецепт прост: следует стараться быть предельно самим собой, изменять себя, работать над недостатками, искоренять пороки, приобретать достоинства. Личность педагога должна стать инструментом воспитания. Настраивая собственный инструмент, педагог сумеет понять и показать детям, как настраивать себя, как совершенствоваться. Вот поэтому личностное и педагогическое в учителе должно стремиться к гармонии.

Я считаю, что в этих десяти принципах заложена формула моего успеха. В чём можно измерить успех? Можно измерить внешними обстоятельствами: получение звания кандидата педагогических наук, руководство школой в 27 лет, относительное материального благополучие… Но всё это только внешние социальные стимулы, которые к внутренней мотивации профессионального роста имеют небольшое отношение. Гораздо важнее ощущение собственных изменений и возможностей. Я черпаю силы своего существования в собственном личностном росте и развитии своих способностей. Результатом же выступают победы моих воспитанников в своей жизни, увеличение их талантов, расширение способностей, укрепление самооценки, поиски своего счастья. В этом я вижу свой успех.

Мой успех как руководителя школы зависит от атмосферы общего дела, который поддерживается всеми учителями школы. Педагогический коллектив имеет свои традиции и правила ведения дискуссии. Мы поддерживаем коллегиальность принятия педагогических решений, обсуждаем единые нормы и правила существования школьной среды; на педагогических советах вырабатываем в процессе обсуждения общий взгляд на школьные проблемы.

Подводя итог, можно вывести такую формулу моего успеха: желание стать педагогом, обретение идеала для подражания, открытие «Китежа» — места самореализации, осознание десяти принципов педагогического мастерства, коллектив единомышленников. Все это создает алхимию моего успеха.

Отправить на печатьОтправить на печать