Вы можете делать такие карты памяти с помощью жёлтых клейких листков, которые можно прикреплять к белой доске, или использовать для этого текстовый процессор вашего компьютера.

Распределённое восприятие

Важное преимущество визуализации мозгового штурма — это то, что кроме сохранения ваших оригинальных идей, она помогает генерировать множество новых, которые, возможно, и не пришли бы вам в голову, если бы вы не использовали этот механизм, который позволяет удержать все ваши идеи и обеспечивает обратную связь. Это как если бы ваш мозг сказал: "Гляди, я могу предоставить тебе только то количество идей, которое ты в состоянии эффективно реализовать. Если же ты не будешь собирать их каким-нибудь надёжным способом, я тебе столько много и не выдам. Но если ты действительно что-то делаешь с ними, пусть даже просто записываешь для более позднего разбора, то вот, на тебе ещё! А вот и ещё: эта напомнила мне ещё кое-о-чём и ещё кое-о-чём и т.д.".

Ничто не может быть таким опасным, как идея, но только в том случае, если она у вас единственная.
Эмили Картье

Психологи стали называть этот и схожие процессы "распределённое восприятие". Это процесс извлечения мыслей из вашей головы и представление их в формате, который можно потом просмотреть. Но моему преподавателю английского в старшей школе не надо было знать эту теорию, чтобы дать мне ключ — он говорил: "Дэвид, ты пойдёшь в колледж и тебе там придётся много писать. Записывай все свои заметки и цитаты на карточках 3х5. Тогда, когда тебе придётся организовывать процесс обдумывания, просто разложи их на полу, посмотри, какая получилась структура и посмотри, что ты пропустил". Мистер Эдмундсон учил меня основной составляющей естественного планирования!

Только тот, кто легко оперирует своими идеями — их подлинный хозяин. А тот, кто является хозяином своих идей, не будет порабощён ими.
Лин Ятанг

Немногие люди могут концентрироваться на одной теме более двух минут без какой-либо целевой структуры, инструмента или иного вспомогательного фактора. Возьмите любой крупный проект, над которым вы сейчас работаете, и постарайтесь не думать ни о чём другом в течение 60 секунд. Это довольно трудно, если вы не вооружены ручкой и бумагой и не используете те "когнитивные артефакты" как якоря для ваших идей. Тогда вы сможете работать над проектом часами. Вот почему обдумывание может стать продуктивным, когда вы работаете над документом по проекту на компьютере, составляете карту памяти на салфетке в ресторане или просто проводите совещание по проекту в помещении, где есть инструменты для удержания контекста обсуждения (например, аудиторная доска с маркерами).

Ключевые позиции мозгового штурма

Для того, чтобы облегчить мозговой штурм можно использовать множество инструментов. Однако основные принципы собраны ниже:

Не судите, не придирайтесь, не оценивайте и не критикуйте. Во время мозгового штурма модель неестественного планирования может снова начать поднимать свою уродливую голову, когда люди начинают преждевременно оценивать и критиковать идеи. Даже если вас хоть чуть-чуть беспокоит мнение критика, ваш процесс самовыражения разладится, пока вы будете подбирать подходящие доводы, чтобы ответить. Граница между удержанием мозгового штурма в направлении цели и удушением творческого процесса, очень призрачна. Очень важно позиционировать мозговой штурм, как стержень процесса планирования, потому что если вам покажется, что вы проводите его просто ради того, чтобы провести, он окажется банальным и совершенно не в тему. И напротив, если вы понимаете его как необходимый процесс перед принятием окончательного решения, вы сможете с большей уверенностью отдать должное этой фазе планирования.

Хороший способ прояснить, что должно представлять из себя нечто — это выяснить, чем оно быть не должно.

Вовсе не значит, что вы должны отключить ваше критическое мышление — просто на этой стадии игра должна быть честной. Немаловажно понять, какого рода идеи и мысли вам приходят, и припасти их, чтобы потом с пользой применить. Главным критерием должно стать развитие и расширение, а не сокращение.

Работайте над количеством, а не над качеством. Работа над количеством заставляет вас мыслить шире. Частенько вы и не подозреваете, хороша идея или нет, пока не обдумаете её. И иногда вы осознаёте всю ценность идеи или наоборот, её бездарность, несколько позже. Вы наверняка знаете, что шоппинг в огромном торговом центре удобен потому, что там выбор больше. Это относится и к обдумыванию проекта. Чем мощнее идейный поток, с которым вы работаете, тем более масштабный полигон для последующего выбора решений вы сможете создать, и тем больше вы будете доверять своему выбору.

Оставьте анализ и организацию в качестве фоновых задач. Анализ, оценка и организация ваших мыслей должны проходить в такой же свободной форме, как и творческое мышление. Но на стадии мозгового штурма критичность не должна выходить на передний план. К составлению списка тоже можно подойти творчески, так же как и к убеждению людей вступить в вашу рабочую команду, как и к составлению пользовательских требований к программному обеспечению или к компонентам бизнес-плана. Просто продолжайте набирать и накапливать идеи до тех пор, пока необходимость "прополки идей" и их организации не станет очевидной — это и будет начало следующей фазы.

Организация

Если вы проделали основательную работу по прочистке мозгов от идей, нахлынувших во время мозгового штурма, вы заметите, что возникает естественная организация. Как говорил мой преподаватель английского, как только вы перенесёте все ваши идеи из головы на бумагу и взглянете на них, то вы автоматически заметите естественные взаимосвязи и структуру. А на это как раз и ссылается большинство людей, когда они говорят о "проектных планах".

Стадия организации начинается, когда вы начинаете идентифицировать составляющие и подкомпоненты, последовательности и события и/или приоритеты. Что же должно произойти, чтобы реализовался конечный результат? В какой последовательности? Что важнее всего для достижения успеха?

На этой стадии вам могут понадобиться разные инструменты планирования, начиная от карандаша, которым можно черкать на оборотной стороне конверта, до специализированного софта, такого как Microsoft Project. Если проект требует основательного контроля, вам потребуется какая-то иерархическая структура с компонентами и подкомпонентами и/или график Ганта, отображающий стадии проекта с привязкой к определённому времени, с зависимыми и независимыми частями и отметками "вех" в развитии всего проекта в целом.

"План проекта" определяет маленькие результаты, которые потом могут быть спланированы естественным образом.

Творческое мышление на этом не заканчивается, просто оно приобретает иную форму. Как только вы разобрались с основной структурой, ваше сознание станет пытаться "заполнить пробелы". Например, когда вы определили три ключевые вещи, которые вам надо сделать по проекту и выписали их на листок, вам в голову может прийти и четвертая, и пятая.

Основы организации

Вот ключевые шаги:

Компоненту,

Последовательности,

Приоритету.

Я никогда не видел двух одинаковых проектов, по которым бы требовалась одинаковая степень детализации и конкретизации структуры с целью очистки сознания и успешного продвижения самого проекта. Но почти ко всем проектам можно найти творческий подход в стиле "Что у нас за план?".

Следующие конкретные действия

Финальная стадия планирования — это распределение и перераспределение ресурсов, необходимых, чтобы проект стартовал. Самый главный вопрос на этой стадии: "Каково следующее конкретное действие?"

Как мы отметили в предыдущей главе, этот тип приземлённого, основанного на реальности мышления, вместе с прояснением желаемого результата, составляют сущность интеллектуального труда. Мой опыт показывает, что составление списка того, что реально представляют из себя ваши проекты и аккуратное расписывание следующих конкретных шагов — это 90% того, что обычно называют планированием проекта. Такой стартовый подход сделает вас "честным" с самим собой: Вы серьёзно этого хотите? Кто за это ответственен? Вы достаточно хорошо всё обдумали?

Настаёт момент, когда необходимо принять решение о следующем конкретном действии по проекту*. Ответ на вопрос, что именно надо сделать, должен быть на уровне физического действия. Если Вы пока не готовы ответить на этот вопрос, то это показатель незрелости ваших решений по проекту, и вам стоит вернуться на один из начальных этапов естественного планирования.

* Вы можете планировать и проекты, не требующие немедленных действий, например, мысленно планировать дизайн дома своей мечты. Отсутствие необходимости определять следующее конкретное действие автоматически переносит такой проект в разряд "Когда-нибудь/Может быть"… и это естественно.

Отправить на печатьОтправить на печать