1 Решение Соловьевым вопроса о соотношении морали и права вызвало достаточно много нареканий его современников. Наиболее полный и обстоятельный критический анализ этого раздела дан Е.Н. Трубецким (Миросозерцание В.С. Соловьева Т. II. М., 1995. Гл. XXI). Прежде всего он упрекает Соловьева за подверженность влиянию Шопенгауэра, а также противопоставляет ему две крайние точки зрения на эту проблему - Л.Н. Толстого и Б.Н. Чичерина: первый отрицал связь морали и права во имя чистоты морали, второй - во имя права.
1 Отношение В. Соловьева к исторически предшествующим философским школам обстоятельно представлено в книге А.Ф. Лосева "Вл. Соловьев". 2-е изд., доп. М.: Мысль, 1994.
1 Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 4. С. 147.
1 Кропоткин П.А. Этика. М., 1991. С. 59.
2 Там же. С. 75.
3 Аристотель. Указ. соч. Т. 4. С. 151.
4 Там же. С. 153.
1 Джон Ролз. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. С. 22.
1 Ролз Дж. Указ соч. С. 22.
2 Там же. С. 25.
3 Там же. С. 24.
1 Ролз Дж. Указ. соч. С. 486.
1 Ролз Дж. Указ. соч. С. 54.
2 Там же.
1 Ролз Дж. Указ. соч. С. 44.
1 Ролз Дж. Указ. соч. С. 66.
1 Ролз Дж. Указ. соч. С. 71.
2 Там же. С. 75.
3 Там же. С. 76.
1 Ролз Дж. Указ. соч. С. 79.
2 Там же. С. 80-81.
1 Ролз Дж. Указ. соч. С. 84.
1 Алексеева Т.А. Справедливость. Морально-политическая философия Дж. Роулса. М., 1992. С. 6.
2 Kukathas С., Pettit P. Raawls. A Theory of Justice and its Critics. Stanford, 1990. P. 82.
1 Kukathas С., Pettit P. Op. cit. Р. 95.
2 Ibid. Р. 113.
1 Macintyer A. After Virtue. A Study in Moral Theory.
1 Daniels Norman. Two Approaches to Theory Acceptance in Ethics // Morality. Reason and Truth. New Essays on the Foundation of Ethics. Ronman and Allanheld Publishers. 1985.
1 Daniels Norman. Op. cit. P. 123.
2 Ibid. Р. 133.
1 Ницше Ф. Злая мудрость. Соч. в 2-х т. T. I. С. 735.
1 Maннгeйм K. Очерки социологии знания. Теория познания - Мировоззрение - Историзм. M., 1998. С. 141, 142.
1 Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 8; Он же. Открытое общество и его враги. М., 1992.
1 Теория первобытного общества и анализ различных граней архаической культуры содержатся в таких известных научных работах, как: Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957; Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964; Mopraн Л. Дома и домашняя жизнь американских туземцев. Л., 1934; Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1964; Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994; Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994; Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1980; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. и др.
1 Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. М., 1974. С. 100-101.
1 Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Саратов, 1981. С. 138.
2 Там же. С. 145.
1 Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М., 1974. С. 64-65.
2 Там же. С. 67.
1 Бородай Ю.М. От фантазии к реальности. М., 1995. С. 12.
1 Табу, или тапу, - полинезийское слово, привезенное в Европу Джеймсом Куком.
1 Cм. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1980; Фрейд З. Тотем и табу; Леви-Стросс К. Первобытное мышление. Тотемизм сегодня. М., 1994.
2 Бородай Ю.М. Эротика-смерть-табу: трагедия человеческого сознания. М., 1996. С. 177.
1 Дарнтон Р. Братство: взгляд еретика. В кн.: Одиссей. М., 1994.
2 Бенвенист. Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995. Т. 1. Кн. 2. Термины родства.
3 Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику. В кн.: Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. С. 16.
1 Wilson M. Nyakyasa Ritual and Symbolism // American Anthropologist. 1954. V. 56. № 2. P. 241.
2 Tierney P. The Highest Altar. N.-Y., 1989.
1 Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.
2 Hocart A.M. The Progress of
1 Юнг К. Архаичный человек. С. 183.
2 Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды. М., 1990. С. 144.
3 Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках М., 1988. С. 185.
4 Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. М., 1977. С. 86-87.
1 Крюков В.М. Дары земные и небесные (к символике архаического ритуала в раннечжоуском Китае). Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.
1 Мосс М. Очерк о даре. // Мocc М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996. С. 103.
2 Мосс М. Указ. соч. С. 109. Надо отметить, что самое первое значение справедливости - это благотворительность, подаяние бедным.
1 Мосс М. Указ. соч. С. 168.
1 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М. 1994.; Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980. Царь Хаммурапи - современник библейского Авраама.
1 Черниловский З.М. Русская правда в свете других славянских судебников. В кн.: Древняя Русь. Проблемы права и правовой идеологии. М., 1984. С. 13.
2 Выражение "сын человека" (в Законах из Эшнуины XX в. до н.э.) означает представителя полноправного населения, не раба, в поучениях Гераклеопольского царя (XXII в. до н.э.) означает знатного, в отличие от простолюдина.
1 Законы Ману. М., 1992; Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1994.
2 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1994. С. 120.
3 Ману (Manu), мыслящий - санскритское имя, является именем собственным мифического родоначальника человечества, первого царя и основателя социального и морального порядка.
1 Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987. С.
1 Робертсон А. Происхождение христианства. М., 1959. С. 53.
1 Юнг К. Ответ Иову. М., 1995. С. 187.
1 Беленький Н.С. О мифологии и философии Библии. М., 1977. С. 74.
1 Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Платон. Соч. В 3 т. T.
1 Трубецкой Е. Социальная утопия Платона. М., 1908. С. 18.
1 Аристотель. Никомахова этика. Соч. В 4 т. Т.
2 Парнас. Антология античной лирики. М., 1980. С. 52.
3 Там же. С. 61.
4 Там же. С. 39.
1 Существует версия, согласно которой Драконт (Дракон) - это вовсе не человек, а храмовый священный змей-оракул, якобы изрекший афинские законы.
2 Плутарх. Избранные жизнеописания. М., 1987. Т. 1. Солон. С. 173.
1 Ярхо В.Н. Вина и ответственность в гомеровском эпосе // Вестник Древней истории. 1962. № 2.
1 История Древней Греции. Изд. 2-е. М., 1972. С. 130.
1 Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т. Т.
1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 81.
1 Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т. Т.
1 Плутарх. Указ. соч. С. 116.
2 Там же.
1 Законы ХII Таблиц. М., 1996. Считается, что в древности текст был занесен на глиняные таблицы.
2 Черниловский З.М. Русская правда в свете других славянских судебников. В кн.: Проблемы права и правовой идеологии. М., 1984. С. 13.
2 Римское право - это "совершеннейшая, какую мы только знаем, форма права, имеющего своей основой частную собственность" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 105).
1 Юстиниан I, император византийский. Дигесты Юстиниана. М., 1984. С. 53.
2 Там же. С. 86.
1 Юстиниан I, император византийский. Указ соч. С. 35.
1 Юстиниан I, император византийский. Указ соч. С. 70.
2 Там же. С. 200.
1 Кардани Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987. С. 179.
2 Арианство (от Ария - основателя учения, александрийского пресвитера) отражает церковный раскол IV в.; ариане признавали монархическое толкование доктрины тринитаризма, верховенство бога-отца и инструментальное значение Христа как уникального трансцендирующего человека, но не признавали его божественности.
1 Амвросий, епископ Медиоланский. Об обязанностях священнослужителей. Москва - Рига, 1995. С. 357.
1 Амвросий, епископ Медиоланский. Указ. соч. С. 357.
1 Ренан Э. Апостол Павел. СПб., 1907. С. 242.
2 Апостолами называли странствующих проповедников, в обязанности которых входил сбор средств в пользу религиозных общин. Легитимных христианских апостолов согласно каноническим Евангелиям было 12, затем их число возросло до 70-72 человек.
1 Klausner Joseph. From Jesus to Paul. N.Y., 1945. P. 571.
1 Агапе - основное понятие в христианской литературе. В противоположность эросу, т.e. страстной любви, имеет значение деятельной одаряющей любви; обозначает вечернюю трапезную любовь у ранних христиан; в I в. н.э. является общей трапезой и связана с тайной вечерей, прообразом был греческий эранос (товарищеский пир вскладчину).
1 Христос и Культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М., 1996. С. 140.
2 Там же. С. 139.
1 The Story of the Early Ascetics Influences St. Augustin // Javrie J., Daly S.J., Benedictinе Monasticism, its Formation and Development through the 12th Century. N.Y., 1965.
2 В
3 История Древнего Мира. Упадок древних обществ. М., 1982. С. 254.
4 Там же. С. 267.
1 Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992. С. 138.
2 Горский С. Монастырские нравы. Л., 1990. С. 34.
1 Excepts from the Letter of St. Augustine (CCXI, AD 423) to the nuns // Javrie J. Daly S.J. Benedictine Monasticism and Development through the 12th Century. N.Y., 1965.
2 Cupitt Don. The new Christian Ethics L., 1988. Р. 5.
1 Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992. С. 58.
2
3 Cupitt Don. The new Christian Ethics. L., 1988. Р. 5.
4 Фома Кемпийский. О подражании Христу. Москва - Минск, 1993. С 10.
1 Байджет М., Лей P., Линкольн Г. Священная загадка. СПб., 1993. С. 32.
1 Быков А.А. И. Лойола. Его жизнь и общественная деятельность. СПб., 1894.
1 Reijo Wilenius. The social and political theory of Francisco Suarez. Helsinki, 1963.
2 Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века. В 3 т. T.
С. 169.
1 Лависс Э., Рамбо А. Эпоха крестовых походов. Ч.
1 Молле М. Бедные и средневековое общество. М., 1970. "Число нищих и то уважение, каким они пользовались - францисканцы и доминиканцы сделали из нищенства духовную ценность, - свидетельствует о существовании опекаемой и почитаемой безработицы" // Дак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 22.
2 Ли Г.Ч. Указ. соч. С. 52.
1 Св. Франциск Ассизский. Сочинения. М., 1995. С. 61.
1 Фома Кемпийский. О подражании Христу. Москва - Минск, 1993. С. 77.
1 Хейзинга Й. Осень средневековья. Соч. В 3 т. T.
2 Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987. С. 103.
3 Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987. С. 305.
1 Песнь о нибелунгах. М., 1972. С. 112-113.
2 Песнь о Сиде. Староиспанский героический эпос. М. - Л., 1959. С. 37, 39.
3 Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976. С. 148.
1 Куртуазный - от слова "court" (двор - епископальный, королевский); в широком смысле обозначает образ жизни горожанина в противопоставлении образу жизни в сельской местности ("деревенщине").
1 Жак Ле Гофф. С небес на землю (Перемены в системе ценностных ориентаций на христианском западе XII-XIII вв.). Одиссей. М., 1991. С. 40.
2 Хейзинга Й. Указ. соч. С. 56.
3 Люсьен Февр. Бои за историю. Цивилизация: эволюция слова. М., 1991.
1 Миньона, миньон (подружка, наперсница, друг, доверенное лицо, любовник, фаворит), открыто посещающие дом, пользующиеся особым расположением, конкубинат - институт второй семьи и неконспирируемого сожительства вне брака.
2 Летопись Нестора со включением Поучения Владимира Мономаха. СПб., 1893.
1 Шамшурина Н.Г. Идеология труда в России // Социс. 1994. № 8-9.
1 Древнерусские княжеские уставы ХI-ХV вв. М., 1976.
2 Мерило праведное. М., 1961 (на ст.-слав. яз.).
3 Домострой. М., 1990.
1 Державина О.А. "Великое Зерцало" и его судьба на русской почве. М., 1965.
2 Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению. М., 1990.
1 Юности честное зерцало. С. 68-69.
1 Cм. Поликарпов B.C. История нравов России. Восток или Запад. Ростов-на-Дону, 1995. С. 541.
2 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. М., 1990.
1 Бецкий Иван Иванович (1703-1785) - государственный деятель эпохи Елизаветы Петровны и Екатерины II, незаконнорожденный сын И.Ю. Трубецкого, активно участвовал в организации народного образования в России. Под влиянием идей французских энциклопедистов, особенно Ж.Ж. Руссо, разработал проект "О воспитании обоего пола юношества", принятый в
1 Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 1989. С. 24-40.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 18. С. 31.
1 Вебер М. Указ. соч. С. 73-75.
1 Арапова А. Наталья Николаевна Пушкина-Ланская. М., 1994. С. 58-59. Речь идет о жизни вдовы А.С. Пушкина с детьми в фамильном имении Гончаровых Полотняные заводы.
1 Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1988. С. 282-287.
2 Луначарский А.В. Мещанство и индивидуализм. М.-СПб., 1923. С. 72.
1 Декларация прав человека и гражданина
1 Гегель. Философия права. М., 1994. С. 34.
2 Декларация прав человека и гражданина // Указ. соч. С. 205.
3 Декларация независимости Соединенных Штатов Америки // Черниловский З.М. Хрестоматия по истории государства и права. М., 1966. С. 176
1 Кант И. Соч. В 6 т. Т. 4. Ч.
2 Локк Дж. Избран филос. соч. В 2 т. Т. 2. С. 79.
1 Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4. Ч.
1 Локк Дж. Указ. соч. С. 100.
1 Чаннинг Э. История Северо-Американских Соединенных Штатов. М., 1897. С. 378.
1 Французская конституция
1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 306.
1 Камю А. Бунтующий человек М., 1990. С. 54.
1 Rainbolt Dg.W. Мегсу: an independent, imperfect virtue. American Philosophical Quarterly. Vol. 27. N 2. April 1990. P. 169-172.
1 Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. С. 11.
1 Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М., 1991. С. 66.
1 Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984. С. 24.
2 Тиллих Пауль. Мужество быть // Тиллих Пауль. Избранное: Теология культуры. М., 1995. С. 19.
3 Там же.
1 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.
1 Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987. С. 367.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. II. С. 386-387.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. 1. С. 281.
1 Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990. С. 84-86.
2 Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. М., 1921. С. 61.
3 Чхартишвили Ш.Н. Роль и место социогенных потребностей в учебно-воспитательной деятельности // Некоторые вопросы психологии педагогики социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. С. 27.
1 Хайдегер М. Время и бытие. М., 1993. С. 197.
2 Там же. С. 199.
1 Исаев С.А. Теология смерти. М., 1991. С. 149.
2 Там же. С. 199.
1 Тиллих Пауль. Мужество быть // Тиллих Пауль. Избранное: Теология культуры. М., 1995. С. 130-131.
1 Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. С. 135.
2 Там же. С. 135.
1 Фромм Э. Указ. соч. С. 276-277.
2 Там же. С. 132.
3 Фромм Э. Психоанализ и религия // Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990. С. 241-243.
4 Fromm E. You Shall Be As Gods. A Radical Interpretation of the Old Testament and Its Tradition. New York, 1969. P. 11.
1 Ойзерман Т.И. Размышления о реальном гуманизме, отчуждении, утопизме и "позитивизме" // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 65.
1 Термин "метафизика" обозначал те разделы философии Аристотеля, которые следуют за "Физикой"; Аристотель понимал метафизику как науку о первоначалах и высших причинах сущего.
1 Кант И. Соч. В 4 т. Т. 4 (1). С. 162.
2 Там же. С. 203.
1 Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 29.
1 Швейцер А. Культура и этика. M., 1973. С. 37.
2 Там же. С. 114.
3 Там же. С. 118.
4 Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992.
1 Kruks S. The political philosophy of Merleau-Ponty. N. Jersy, 1981.
2 Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. С. 92.
1 Ницше Ф. Соч. В 2 т. Т.
2 Там же. С. 306.
1 Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1992. С. 167.
2 Heller A. The contingent person, and the еxistential choice // The philosophical forum V. XXI, № 1-2. Fall-Winter 1989-1990.
3 Сорокин П. Этическая мысль. М., 1990. С. 352.
1 Лосев А. Этика как наука // Человек. 1995. № 2. С. 94.
2 Там же. С. 95.
3 Там же. С. 93.
1 Шопенгауэр А. Идеи этики. Избранные произведения. M., 1992. С. 74.
2 Бибихин В.В. Язык философии. M., 1993.
3 Дюпрон А. Язык и история. M., 1970. С. 3.
1 James М. Jasper. The Politics of Abstractions: instrumental and moralist rhetoric in public debate // Social Research (1992) Vol. 59. N 2.
1 Геллнер Э. Слова и вещи. М., 1962. С. 33-34.
2 Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
С. 75.
3 Там же.
1 Вильгельм фон Гумбольдт. Указ. соч. С. 77.
2 Лосев А.Ф. Диалектика имени // Контекст. M., 1993.
1 Чернышевский Н. Полное собрание сочинений. Т. 13. С. 218.
2 Малкольм Н. Мур и обыденный язык. В кн.: Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993. С. 87.
3 Там же. С. 98.
1 Малкольм Н. Указ. соч. С. 98.
2 Чизолм Р. Философы и обыденный язык. В кн.: Аналитическая философия. М., 1993. С. 105.
3 Hare R.M. The Language of morals. Оxford., 1972. Р. 86.
4 Ibid. Р. 91.
1 Хайдеггер П.М. Путь к языку. Из диалога о языке // Время и бытие. М., 1993.
1 Яворский Б.Л. Избранные труды. Т. 2. Ч.
2 Там же. С. 104.
3 Там же. С. 120.
4 Там же. С. 58.
1 Виттгенштейн Л. Лекция по этике // Общественные науки за рубежом. Философия. М., ИНИОН. 1991, № 3. С. 90.
2 Страуд Б. Аналитическая философия и метафизика. В кн.: Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1953. С. 164.
1 Хейзинга И. Осень средневековья. Соч. В 3 т. T.
2 Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1939. С. 475.
3 Там же.
1 Гусейнов А.А. Обоснование морали как проблема. В кн.: Мораль и рациональность. М., 1995. С. 49-50.
1 Холмс Р. Мораль и общественное благо. В кн.: Мораль и рациональность. М., 1995. С. 67.
2 Там же. С. 72.
1 Такая позиция была выражена А. Шопенгауэром (см.: Шопенгауэр. Свобода воли и нравственность. М., 1992). В нашей современной философско-этической литературе она представлена Ю.Н. Давыдовым (см.: Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982. С. 133-139, 154-156, 261 и др.); М.К. Мамардашвили (см.: Мамардашвили М.К. Сознание - это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть // Интервью с М.К. Мамардашвили. Вопросы философии. 1989. № 7. С. 116.); Л.В. Максимовым (см.: Максимов Л.В. Проблема обоснования морали: Логико-когнитивные аспекты. М., 1991) и др.
1 Максимов Л.В. Проблема обоснования морали: Логико-когнитивные аспекты. М., 1991. С. 9.
2 Там же. С. 11.
3 Там же.
1 Максимов Л.В. Указ. соч. С. 11-12.
2 Рорти Р. Релятивизм: найденное и сделанное // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст. М., 1997. С. 39.
3 Там же.
1 Рорти Р. Указ. соч. С. 234-235.
1 Рорти Р. Указ. соч. С. 75.
1 Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1992. №. 2. С. 40.
1 Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 49.
3 Рикер П. Указ. соч. С. 48.
1 Гусейнов А.А. Обоснование морали как проблема. В кн.: Мораль и рациональность. М., 1995. С. 58-61.
2 Там же.
1 О несовместимости смертной казни с идеологией прав человека см.: Когда убивает государство, смертная казнь против прав человека. Пер. с англ. М., 1989.
1 Кант И. Метафизика нравов. Соч. В 6 т. Т. 4 (2). С. 358.
2 Там же.
1 Толстой Л.H. Полн. собр. соч. В 90 т. Т. 37. С. 69.
1 Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 148.
2 Кант И. Метафизика нравов. Соч. В 6 т. Т. 4 (2). С. 259.
1 Бекарриа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 373.
1 Кистяковский А.Ф. Исследование о смертной казни. СПб., 1896. Цит. по: Смертная казнь: за и против. М., 1989. С. 194.
1 Соловьев B.C. О смертной казни. В кн.: Смертная казнь: за и против. М., 1989. С. 17.
1 Толстой Л.Н. Царство божие внутри вас. Полн. собр. соч. В 90 т. Т. 28.
С. 251.
2 Бекарриа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 315.
1 Будзинский С. Начала уголовного права. Варшава, 1870. С. 256.
1 Под прикладной этикой понимается не просто приложение теоретических формул к ситуациям реального выбора. Она не сводится также к этико-педагогическим аспектам теории морали. Ее нельзя понимать и как конкретизацию общих принципов морали применительно к отдельным профессиям или сферам жизни (этика учителя, этика труда и т.п.). Прикладная этика свидетельствует о новой стадии развития этики и морали, когда осуществляется их органический синтез, в результате чего этика теоретизирует в терминах жизни, а моральная практика включает в качестве своего элемента теоретически аргументированное осмысление проблем. Речь, разумеется, пока идет о некой практически наметившейся тенденции, которая прослеживается лишь в отдельных областях общественной жизни и суть которой состоит в слиянии двух процессов - процесса обоснования морального выбора и процесса принятия решения.
2 О различных проблемах биоэтики см.: Биомедицинская этика / Под ред. В.И. Покровского. М., 1997; тематическая подборка статей под названием: "Биоэтика: проблемы и перспективы" в журнале "Вопросы философии" (1984. № 3. С. 49-105).
1 Ганди М. Сатьяграха // Ненасилие. Философия. Этика. Политика. М., 1993. С. 171.
2 Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии. 1972. № 12. С. 130; Он же. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 286.
1 Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. III. М., 1966. С. 302.
1 Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 244-245.
2 Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 1. С. 234-235; Т. VII. С. 137.
1 Подробнее об этических и социально-психологических аспектах поступков и поведения можно прочитать в книге С.Ф. Анисимова "Мораль и поведение" (М., 1985).
1 Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. III. С.
1 Perry R.B. Realms of Value. A Critique of Human Civilization,
1 Кант И. Соч. В 6 т. Т. 4. Ч.
1 Ивин А.А. Логика. М., 1996. С. 89; Он же. Некоторые проблемы теории деонтических модальностей. В кн.: Логическая семантика и модальная логика. М., 1967; Он же. Логика норм. М., 1973.
1 Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып.
2 Там же. С. 68.
1 Чистое учение о праве Ганса Кельзена. С. 96.
1 В данном случае мы приводим деонтический варинт парадокса "брадобрея", который в своей логической форме был сформулирован Б. Расселом (см.: Карри Х. Основания математической логики. М., 1969. С. 22).
1 Кант И. Критика практического разума. М., 1995. С. 218.
1 Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974. С. 87-121.
1 Кант И. Соч. В 6 т. Т. 4. ч.
1 Гегель Г.В.Ф. Философия права. §
1 Троцкий Л.Д. Их мораль и наша // Этическая мысль. 1991. Ред. А.А. Гусейнов. М., 1992. С. 240.
1 Гегель Г.В.Ф. Указ. соч. §
1 Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 37. С. 76.
2 Там же. С. 190-191.
1 Ганди М. Сатьяграха. В кн.: Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993. С. 168.
1 Маркс К. Капитал. Т. 1. Гл. XXIV, § 6. С. 761.
1 Вопрос о том, остается ли моральное благо благом тогда, когда оно оборачивается исторической катастрофой с огромными жертвами, требует отдельного специального рассмотрения, и пока этика еще не выработала категориального аппарата для его конкретного исследования.
1 Гегель. Лекции по истории философии. Книга вторая. М., 1994. С. 82.
2 Гоббс. Избр. произв. В 2 т. Т.
3 Там же. Т. 1. С. 370.
4 Кант И. Соч. В 6 т. М., 1965. Т. 4 (2). С. 90.
1 Кант И. Соч. В 6 т. Т. 4 (2). С. 245.
2 Кант И. Там же. Т. 6. С. 303.
3 Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 194.
4 Кант И. Соч. В 6 т. Т. 6. С. 303-304.
1 Не анализируя специально вопрос о позитивных моральных требованиях, заметим, что они по большей части или тавтологичны, являясь различными формулировками общего требования быть моральным, или выдвигают саму мораль как самоценность личности, человеческую солидарность, гуманность и т.д. в качестве предела, ограничивающего условия деятельности.
1 Гегель Г.В.Ф. Философия права. §
1 Троцкий Л.Д. Их мораль и наша // Этическая мысль. 1991. Ред. А.А. Гусейнов. М., 1992. С. 240.
1 Гегель Г.В.Ф. Указ. соч. §
1 Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 37. С. 76.
2 Там же. С. 190-191.
1 Ганди М. Сатьяграха. В кн.: Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993. С. 168.
1 Маркс К. Капитал. Т. 1. Гл. XXIV, § 6. С. 761.
1 Вопрос о том, остается ли моральное благо благом тогда, когда оно оборачивается исторической катастрофой с огромными жертвами, требует отдельного специального рассмотрения, и пока этика еще не выработала категориального аппарата для его конкретного исследования.
1 Гегель. Лекции по истории философии. Книга вторая. М., 1994. С. 82.
2 Гоббс. Избр. произв. В 2 т. Т.
3 Там же. Т. 1. С. 370.
4 Кант И. Соч. В 6 т. М., 1965. Т. 4 (2). С. 90.
1 Кант И. Соч. В 6 т. Т. 4 (2). С. 245.
2 Кант И. Там же. Т. 6. С. 303.
3 Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 194.
4 Кант И. Соч. В 6 т. Т. 6. С. 303-304.
1 Гаагская конвенция (1907), Женевская конвенция (1949) и др.
1 Клаузевиц К. О войне. 3-е изд. Т. II. М., 1937. С. 378.
2 Законы Ману. М., 1992. VII, 89.
1 Платон. Государство. Гл. V. Соч. В 3 т. Т. 3. Ч.
1 Walters L. The just war and the Crusade. Antitheses or Analogies // The monist.
2 Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994.
1 Достоевский Ф.М. Парадоксалист. Дневник писателя (1876). Полн. собр. соч. в 30 т. Л., 1981. Т. 22. С. 126.
2 Бердяев Н. Философия неравенства. О войне. М., 1990.
1 Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. М., 1991.
2 Ильин И.А. Духовный смысл войны. М., 1915. С. 40.
3 Там же. С. 45.
4 Там же. С. 42.
1 Эразм Роттердамский. Жалоба мира. В кн.: Трактаты о вечном мире. М., 1963. С. 64.
1 Black E. Hegel on war // The monist. 1983. V. 57. N. 4.
1 Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. № 1.
2 Андреева И.С. Проблема мира в западноевропейской философии.
М., 1975. С. 19.
1 Huxley A. An Encyclopedia of pacifism. L., 1937. Р. 48.
2 Нибур P. Почему Церковь не стоит на позициях пацифизма? В кн.: Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М., 1996. С. 521.
3 Там же. С. 523.
1 William Earle. In Defense of War // The monist.
N 4.
1 Wasserstrom R. The Laws of War // The monist.
2 Murphy J.G. The Killing of the Innocent // The monist.
3 Walzer M. Just and Unjust Wars. A Moral Argument with Historical Illustrations. N.Y., 1977.
4 Taylor T. Nurenberg and
1 Сеrnу Ph.
1 Интерпол-Москва. 1993. № 5. С. 214.
1 О'Sullivan N. Terrorism, Ideology and Democracy. In: Terrorism, Ideology and Revolution. Ed. By О'Sullivan N. Brighton, 1986. Р. 9.
2 Ibid. Р. 10.
1 Walzer М. Just and Unjust War. 1977.
1 Савинков Б. Воспоминания террориста. М., 1991. С. 32.
1 Савинков Б. Указ. соч. С. 32.
1 Лавров П.Л. Философия и социология. Избран. произвед. В 2 т. Т.
1 Лавров П.Л. Указ. соч. С. 478.
1 Бердяев Н. Sub specie aternitas. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906). СПб., 1907. С. 84.
1 О несовместимости смертной казни с идеологией прав человека см.: Когда убивает государство, смертная казнь против прав человека. Пер. с англ. М., 1989.
1 Кант И. Метафизика нравов. Соч. В 6 т. Т. 4 (2). С. 358.
2 Там же.
1 Толстой Л.H. Полн. собр. соч. В 90 т. Т. 37. С. 69.
1 Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 148.
2 Кант И. Метафизика нравов. Соч. В 6 т. Т. 4 (2). С. 259.
1 Бекарриа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 373.
1 Кистяковский А.Ф. Исследование о смертной казни. СПб., 1896. Цит. по: Смертная казнь: за и против. М., 1989. С. 194.
1 Соловьев B.C. О смертной казни. В кн.: Смертная казнь: за и против. М., 1989. С. 17.
1 Толстой Л.Н. Царство божие внутри вас. Полн. собр. соч. В 90 т. Т. 28.
С. 251.
2 Бекарриа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 315.
1 Будзинский С. Начала уголовного права. Варшава, 1870. С. 256.
1 Кинг М.-Л. Паломничество к ненасилию // Ненасилие. Философия. Этика. Политика. М., 1993. С. 179-180. Далее ссылки на это произведение даны в тексте указанием страниц. Более подробно об опыте М.-Л. Кинга см.: Киселев В.С. Ненасильственный опыт движения за гражданские права в США (50-60-е годы) // Опыт ненасилия в XX веке. Под. ред. Р.Г. Апресяна. М., 1996.
1 Ганди М. Сатьяграха // Ненасилие. Философия. Этика. Политика. М., 1993. С. 171.
1 Кинг М.-Л. Паломничество к ненасилию // Ненасилие. Философия. Этика. Политика. М., 1993. С. 179-180. Далее ссылки на это произведение даны в тексте указанием страниц. Более подробно об опыте М.-Л. Кинга см.: Киселев В.С. Ненасильственный опыт движения за гражданские права в США (50-60-е годы) // Опыт ненасилия в XX веке. Под. ред. Р.Г. Апресяна. М., 1996.