К. ЧУКОВСКИЙ. «КУПРИН»

Мария Карловна и Александр Иванович жили тогда на Разъезжей, невдалеке от Пяти углов. Черноглазая, жизнерадостная, остроумная женщина, Мария Карловна была необычайно привлекательна, и ее чуть-чуть хрипловатый, насмешливый голос звучал задорно и победно. Она крепко верила в дарования своего мужа я твердой рукой направляла его.

Я познакомился с нею вскоре после того, как они поженились. "Поединок" еще не был доведен до конца. Существовали только начальные главы. Работу над окончанием повести Куприн откладывал с недели на неделю. И вот, чтобы побудить Александра Ивановича возможно скорее выполнить эту работу, Мария Карловна сказала ему, что они должны непременно разъехаться, покуда он не закончит своего "Поединка".

— А до той поры я для тебя не жена!

Эти слова подействовали на него чудотворно. Он снял себе комнатку где-то на Казанской улице, возле собора, и стал писать с удесятеренной энергией.

Закончив главу, он тотчас же спешил на Разъезжую и что есть силы дергал за ручку звонка. Мария Карловна открывала дверь, но не совсем, а чуть-чуть, на цепочку, он просовывал ей новую главу, а сам оставался на лестнице. Проходило полчаса или больше. Мария Карловна внимательно прочитывала рукопись до самой последней строки и лишь тогда распахивала дверь.

— С влюбленными мужьями иначе нельзя, — говорил Александр Иванович. — Однажды мне до того не терпелось повидаться с женой, что я схитрил и подсунул ей старый отрывок, который она уже читала неделю назад. Она впопыхах не заметила, впустила меня, но с той поры стала так осмотрительна, что продерживала меня на лестнице целую вечность, потому что вчитывалась в каждое слово, чтобы опять не попасть впросак.

Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

Упражнение 10

Вспомните, а лучше запишите цитаты из второго упражнения. Сформулируйте несколько понравившихся мыслей из проработанного текста. Сравните их с оригиналом: где мысль выражена более отчетливо? Еще раз продумайте эта мысли и цитаты: верны ли они и насколько, какие из них особенно полезны для вас, что можно при случае использовать в разговоре и что может войти в систему ваших жизненных принципов? Возможно, вы найдете нужным завести для понравившихся мыслей специальную тетрадь, чтобы иметь возможность иногда к ним возвращаться, уточнять их или переосмысливать. Согласитесь, это лучше, чем досадовать на свою память или рыскать по книгам и страницам когда возникнет надобность. Никакая память не удерживает того, чем мы не пользуемся. А врастить в себя, сделать частью себя сразу все удачные мысли к сожалению невозможно.

Упражнение 11.

Прочтите две страницы любого художественного текста, придумывая один-два заголовка к каждому абзацу. Подчеркните встретившиеся обороты и словосочетания, проработайте их. Если вам встретилась удачная мысль, подумайте можно ли ее усилить или лаконично сформулировать. Если она того стоит, запишите ее в свою тетерадь.

Конец занятия. Время ___. На занятие затрачено ___.

Урок №7

Начало занятия: число __, время__.

Упражнение 1.

Припомните цитаты и высказывания из предыдущего урока.

Упражнение 2.

Запомните и запишите по памяти следующие цитаты.

1. Никогда еще душа одного и того же человека не была так равномерно приспособлена к обеим столь разнородным обязанностям — повелению и повиновению.

Тит Ливии о Ганнибале.

2. Несчастен не тот, кто делает по приказу, а тот, кто делает против воли.

Стеке.

3. Никогда не делайте ничего такого, чего вам не хочется.

Адлер.

Упражнение 3.

Это - заключительное и одновременно контрольное упражнение, посвященное тренировке зрительных эталонов букв. Задача состоит в том, чтобы уже с первой попытки показать время меньше десяти секунд на пункт, а к шестой попытке снизить его до 6-7 сек.

п.1

в

с

т

п

я

р

о

к

л

м

е

н

х

а

б

г

ч

щ

д

е

ш

ж

и

ю

э

3

ы

я

у

ф

№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

п.2

ж

е

3

ч

ю

ф

с

и

д

п

г

в

ц

ш

б

я

э

е

ы

р

н

л

у

х

м

а

щ

к

т

о

№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

п.3

п

у

ю

г

е

щ

м

н

ц

ф

с

в

л

и

ш

ж

ы

т

е

к

о

ч

р

э

х

б

а

з

я

д

№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

Упражнение 4.

Засеките время и прочтите вслух редкие слоги и буквосочетания, стараясь уложиться в 12 сек. Кроме уже освоенных вами на предыдущих уроках, других буквосочетаний в русском языке практически не встречаются.

п.1

би

ку

му

ты

ха

да

лю

тя

бу

га

ды

зя

мы

пу

ме

мя

ну

пы

ту

чу

щи

ще

вя

гу

зо

зу

зи

ле

ге

пя

№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

п.2

сю

сы

бя

жо

ке

фо

фи

фа

цо

ци

бю

бе

ву

ве

дю

ды

ре

тк

се

ху

цы

ще

че

хи

шо

те

ща

щу

то

ра

№ попытки и время: 1.__2.__3.__ 4.__5.__6.__

п.3

вм

жд

зн

гл

др

кл

ев

кб

гд

дв

зг

нт

ср

см

тн

шк

бл

вр

лн

рм

сч

бк

вд

ВТ

вл

гк

дт

дк

зр

кн

№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

п.4

лк

лт

лд

тк

хн

цм

чк

бщ

вз

вх

дл

нд

нч

дт

рк

рв

рд

рш

кв

цв

чш

шт

шн

вш

дл

дц

дм

жб

жк

жч

№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

Упражнение 5.

Используя в качестве точек фиксации центральные слова, прочитайте периферическим зрением остальные. Не смущайтесь, если некоторые слова вы не сможете прочесть без подглядывания. Наши усилия не пропадают даром: в вас происходят незаметные, исподволь накапливающиеся изменения. Все приходит вовремя для тех, кто умеет ждать. Совершенствуются не только периферическое зрение, но и механизмы распознавания и визуальные эталоны слов.

п.1

что

она

для

кто

два

там

хор

сын

душ

п.2

как

все

тот

под

при

мир

пол

лен

муж

п.3

это

так

вот

вез

бег

где

чем

кон

иск

Отправить на печатьОтправить на печать