ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Системно-реорганизационный полиальтернативный анализ проблем.
Рассмотренные в предыдущих главах механизмы мышления позволяют сделать практические выводы для общей методологии решения проблем. В настоящее время на эту роль претендует, в первую очередь, системный анализ и его разновидности. Одной из разновидностей системного анализа является и алгоритмическая методика изобретательства. САТМ позволяет откорректировать ее как для обычного применения в технике, так и для решения любых проблем. Суть коррекции состоит в переориентации понимания ее механизма.
Люди всегда умели решать свои проблемы без всяких теорий. Но разные люди умели это делать с разной степенью успешности и часто автоматически, сами не понимая, как они это делают. Смысл научных теорий – осознание механизмов практической эффективности, общих закономерностей, лежащих за эмпирическими результатами. Это позволяет расширять зоны эффективных решений.
В соответствии с САТМ главный фактор эффективного решения проблем – Индивидуально-оригинальная Подсознательная Внутренняя Модель Внешнего Мира. Пока не раскрыты полностью закономерности, обуславливающие формирование максимально эффективных внутренних моделей внешнего мира. Поэтому в САТМ обсуждаются только механизмы использования уже сложившихся ИОПВМВМ. Значительная часть эффективных решений возникает при стихийном, автоматическом мышлении. Это происходит тогда, когда ИОПВМВМ полностью соответствует проблеме. Правда, в этих случаях ситуация даже и не осознается как проблемная, а сразу возникает очевидное для автора решение. В подобных случаях нет необходимости в какой-либо специальной методологии решения проблем. Для решения детективных задач Холмсу не нужна никакая теория – у него своя максимально эффективная внутренняя модель детективных проблем, которая помогает ему решать их как интуитивно-очевидные.
Так же как у Холмса, у многих высококвалифицированных специалистов в их ИОПВМВМ есть эффективные внутренние модели, относящиеся к области их деятельности, и специальные, частно-научные методы, алгоритмы, эвристики решения проблем данной области. И в науке (точнее, «нормальной» науке по Куну) в большинстве случаев при решении проблем высококвалифицированными специалистами главным бывает получение информации извне: из экспериментов, наблюдений, чтения специальной литературы, общения с коллегами, а не перестройка подсознательной внутренней модели проблемы до получения информации извне. Это подобно расследованию комиссара Мегрэ.
Однако могут возникать задачи, которые методами «нормальной» науки не решаются. И тогда необходимо «новаторское», революционное мышление, пересмотр, перестройка подсознательных внутренних моделей проблем. Сложность ситуации состоит в том, что очень часто необходимость революционного пересмотра старых моделей проблем не осознается, особенно из-за их подсознательного характера и иллюзий эффективности при прежнем их использовании.
А что значит перестроить внутреннюю модель проблемы? Любая модель проблемы – это система. Перестроить модель проблемы – значит пересмотреть систему. Методика АРИЗ и демонстрировала частично это. Но, ввиду того, что теоретическая ее основа была не адекватной, использование этих методов было не полноценным. САТМ позволяет более эффективно использовать идеи алгоритмической методики изобретательства Альтшуллера и превратить ее в компонент общей методологии решения проблем в виде системно-реорганизационного полиальтернативного анализа (СРП-анализ).
Чем предлагаемый СРП-анализ должен отличаться от АРИЗ, обычного системного анализа или такой его разновидности как когнитивный анализ (10)? Во-первых, психологической установкой на поиск максимально возможного количества альтернатив понимания ситуации. Во-вторых, системой обучения, тренировкой специального стиля мышления. В-третьих, теми компонентами АРИЗ, которых нет в обычном системном подходе. Это, в первую очередь, формулирование «идеального конечного результата» (ИКР), прием почленного разрешения взаимнопротиворечивых идеальных требований к решению во времени или в пространстве.
Классический системный подход не ставил себе явную задачу критического пересмотра модели системы. Модель системы описывалась так, как это казалось интуитивно-очевидным ее разработчикам, хотя, конечно, сама постановка вопросов о цели, структуре системы, процессах в ней и т.д. и т.п. помогала частично задуматься о разных версиях ответов на них. В методике Альтшуллера выявление различных альтернатив тоже не декларируется, но критический подход к интуитивно-очевидному пониманию системы возникает автоматически, так как обучение методике основано на решении таких задач, в которых большинство людей на начальном этапе предлагает шаблонные, инерционные решения. А дальнейшая работа по методике выявляет несостоятельность первичных идей и демонстрирует методически организованное достижение оригинальных решений. И достигается это детальным осознанным пересмотром автоматического понимания системы.
Но подчеркну еще раз, сформулированный здесь механизм эффективности АРИЗ – мое понимание, излагаемое только в этой книге. Сам же Альтшуллер и его ученики отстаивали ту точку зрения, что АРИЗ – это методика разрешения технического противоречия, основанная на якобы выявленных ими объективных закономерностях технических систем. Такая дисгармония между практикой и теорией вела к снижению эффективности практического использования методики и сужения ее применения только до области технических задач.
Получилось противоречие, прямо таки по Альтшуллеру. Алгоритмическая методика «работает и не работает». Она хорошо работает у тех, кто понимает ее не слишком буквально, а благодаря легкому отношению к ней усваивает только общие подходы. То есть, что полезно анализировать обобщенное понимание цели и условий, полезно фантазировать о возможности идеального решения, полезно проанализировать какие компоненты системы и в каких пределах можно изменять и т.д. Знакомство с множеством учебных задач подобно быстрому накоплению профессионального опыта, что без методики изобретательства достигается естественным путем только за много лет. Очень полезно знакомство с типовыми приемами решения изобретательских задач, при условии, что они не понимаются как жесткая схема вычисления изобретений. Такая систематизация профессиональных знаний в естественных условиях, «самотеком» достигается очень медленно и не всеми.
Но, если человек понимает ТРИЗ слишком буквально как жесткую, многоэтапную и однозначную схему вычисления изобретений, то это заводит его в тупик. Большинство версий АРИЗ (кроме самых первых) включает десятки шагов. При обучении АРИЗ путем решения задач, основанных на запатентованных изобретениях, чтобы достичь заданного ответа по схеме «вычисления изобретений» (что подразумевается в большинстве случаев в ТРИЗ), на каждый пункт методики надо дать один ответ, предопределенный известным решением. Поскольку же реальный психологический механизм (как это показано САТМ) состоит только в том, что сознавание пунктов методики лишь немного активирует более широкое поле актуализируемых альтернатив, то возникает противоречие. Однозначных ответов, соответствующих контрольному решению, само собой не возникает. Преподаватель же настаивает, что должен быть такой единственно правильный ответ. У обучающегося возникает стресс, мысль, что он ничего не понимает, не научился методике. Выход же здесь простой – надо позволить обучающимся высказывать множество ответов по каждому пункту методики, одобрять полиальтернативность мышления, но и подталкивать слушателей выдвигать все новые версии, пока не будет выдвинута контрольная версия. И, конечно же, начинать обучение надо со схемы АРИЗ с минимумом шагов. Многоэтапные же схемы АРИЗ полезны как вспомогательная, но не обязательная информация.
Итак, предлагаемый СРП-анализ – это упрощенная схема АРИЗ, включающая только такие общие принципы как обобщенные формулировки иерархии понимания цели и условий, анализ возможных изменений компонентов системы, ее структуры и процессов в ней, причинно-следственный анализ закономерностей, функционирующих в системе, идеального фантазирования о конечном результате, причин препятствий к достижению цели, идеального конечного результата.
Как это было продемонстрировано на задачах в начале книги, в большинстве случаев помогает только какой-то один принцип. То есть, при обучении СРП-анализу надо тренировать все его компоненты по отдельности, как это показано и на системе подсказок к задачам книги. Когда же все его компоненты освоены, то они превращаются в стандартное знание, в типовой сценарий, фрейм анализа проблем, при котором, благодаря феномену параллельности мышления, все эти изученные по отдельности компоненты, начинают при анализе реальных проблем работать в комплексе.
Обучение системно-реорганизационному полиальтернативному анализу предполагает первоначальное знакомство с САТМ. Благодаря этому обучающимся должно стать ясно место СРП-анализа в решении проблем: СРП-анализ полезен тогда, когда естественным путем интуитивно-очевидного перебора идей проблему не удается решить и когда ясно, что нет необходимости в информации извне.
Для использования СРП-анализа в решении не технических проблем, необходимо подобрать соответствующую систему задач. В частности, для тренировки в решении бизнес-проблем, видимо, надо предлагать такие примеры, про которые известно, что вначале их решали не эффективно, ошибочно, а затем было найдено верное решение или ход событий выявил, как же действительно надо было действовать правильно. При этом ошибки должны быть системного характера, должны быть ошибками инерции шаблонного мышления, то есть такими, которые помогает учитывать именно системно-реорганизационный полиальтернативный анализ. Конечно, это сложная задача, так как многие ошибки бывают связаны просто с незнанием закономерностей бизнес-процессов или с недостатком информации извне.
ЛИТЕРАТУРА
- 1. Ю. Д. Бабаева, Л. Н. Бабанин, Н. Б. Березанская, Т. Г. Богданова. Вторая Всесоюзная конференция по автоматизации поискового конструирования. // Вопросы психологии. – 1981. - № 1. – с. 182.
- 2. Овчинников Н.Ф. Тезаурусная модель интеллекта и психологические механизмы эффективности методик изобретательства. Рукопись деп. в ВИНИТИ, 23 авг.
6. Н.А. Подгорецкая. Изучение приемов логического мышления у взрослых. М. Изд-во Моск. ун-та, 1980, 150 с. Электронная версия: http://www.raai.org/library/discuss/pages/ovtsch.rtf http://www.metodolog.ru/00261/00261.html. http://crocodile.iis.nsk.su/~sokolov/triz/Ovchinnikov1.rtf http://www.shuklin.com/ai/ht/ru/default.aspx http://iu4.bmstu.ru/history/iuneuro.htm http://www.ipu.ru/labs/lab51/articles.htm Теории, как и люди, не рождаются законченными, полностью созревшими. Эта книга излагает новорожденную теорию со всеми вытекающими из этого последствиями. Поэтому я буду благодарен читателям за все замечания по ней, как дополняющие мои идеи, так и критикующие их, но критикующие продуктивно, обоснованно. Скорее всего, большое возмущение многих читателей вызовут два положения книги. Во-первых, отказ от обсуждения такой формы интуиции, которая основана на трансперсональных феноменах, на получение информации от Высших Сил. Я не отрицаю существования телепатии и ясновидения по типу Ванги, но считаю их проявления чрезвычайной редкостью, постоянно присущей единицам, а у обычных людей возникающих только в чрезвычайных ситуациях. Мне представляется абсурдным, чтобы Высшие Силы помогали в решении бытовых, технических и экономических проблем. Во всех остальных случаях, по моему мнению, возникновение неочевидных мыслей вполне может быть объяснено комбинаторикой того огромного количества индивидуально-оригинальных знаний, которые есть у каждого человека. Часть механизмов включения таких знаний описана в книге, но, видимо, есть и другие механизмы такой комбинаторики элементов знаний, хранимых в модели мира человека. Вторым вопросом, по которому многие читатели могут не согласиться со мной, является мое утверждение, что люди обычно не рассуждают активно-логически. Конечно, люди разные. И есть такие, (особенно среди тех, кто постоянно сталкивается с новыми задачами), кто действительно часто размышляет активно-логически. Но в книге речь идет просто о том, что существуют именно разные схемы мышления. И еще раз хочу подчеркнуть, что отличить активную логику от ретроспективной трудно. Всех, кто хочет высказать свое мнение о книге, прошу писать по адресу: . Мне было бы очень интересно узнать о конкретных примерах мышления, решения проблем, как из личного опыта, так и примеров из литературы. В книге, как мне кажется, недостаточно примеров размышлений по типу Рябинина. Как сказал, кажется, Платон, «чем больше знаешь, тем лучше понимаешь, что ничего не знаешь». В результате написания книги мне тоже стало ясно, что она порождает новые вопросы. Но познание бесконечно, и я решил все-таки остановится, не пытаясь сразу ответить на всё. Могу только отметить, чего в книге не хватает. В книге описано, как используется Индивидуально-Оригинальная Подсознательная Внутренняя Модель Внешнего Мира, но не описано, как она формируется. А это, пожалуй, - главное! Её формирование предопределяется совокупностью врожденных особенностей личности и внешними факторами. Поэтому следующая задача в анализе процессов мышления – понять, как надо формировать каждому, в соответствии с его индивидуальнооригинальной структурой личности, такую модель мира, которая бы оптимально помогала в решении проблем.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
www.koob.ru