РЕЗОЛЮЦИЯ

Первой межвузовской конференции
«Социокультурное пространство и просветительство.
Идеи ХХІ века»

Российская Федерация. Москва. 14 декабря 2007 г.

В настоящее время перед российским обществом остро стоит вопрос адаптации существующих реалий социокультурной сферы под требования современных темпов развития мирового сообщества. Интенсивно меняющиеся условия социальной и экономической жизни ставят перед каждым человеком задачи непрерывного и постоянного профессионального, социального и личностного роста и развития. Отсюда поддержание личностной адекватности существующим условиям функционирования социокультурного пространства оказывается одним из наиболее важных направлений современной социально-педагогической науки.

Темпы развития современного общества требуют от человека умения синтезировать информацию, получаемую из всего обилия формальных и неформальных источников, в единую, стройную систему, которая позволит личности сохранить самоидентификационную целостность и дееспособность.

Ввиду интеграции культур и конфессиональных направлений, перед обществом стоит задача формирования у личности ценностного стержня, который будет опираться на общечеловеческие ценности, обеспечивающие как благополучное существование самой личности, так и успешное, эффективное ее взаимодействие со всеми субъектами социума.

В связи с этим, возрастает роль социальных институтов, реализующих основные принципы современной социальной педагогики и проводящих непосредственно с разными слоями населения, в том числе взрослого и молодежи, работу по повышению личностных адаптационных способностей и актуализации личностного потенциала устойчивого развития человека.

Вопрос поддержки существующих социально-педагогических институтов тем более актуален в свете недостаточности финансирования со стороны государства. И поэтому одной из посильных форм поддержки является рекомендательное содействие научно-педагогического сообщества, позволяющее успешно функционирующим социально-педагогическим организациям реализовывать свой потенциал.

 Один из важнейших, стоящих перед современных обществом вопросов является развитие социально-педагогических технологий, которые будут адекватны современным социокультурным реалиям и которые будут в полной мере задействовать активные формы обучения, в полной мере включающие личность в процесс образования. Так, одним из наиболее успешных методов обучения в настоящее время является тренинговая форма, которая позволяет сочетать в образовательном процессе активно-развлекательный и познавательный компоненты, что делает обучение привлекательным и востребованным. Более того, именно тренинговые формы обучения позволяют включить личность воспитуемого в процесс активного осмысления и апробирования изучаемых положений, создавая условия для экологичного и весьма быстрого включения личностью полученных знаний, умений и навыков в свою повседневную жизнь.

 Современные принципы устойчивого развития, включающие в себя экономическую, социальную и экологическую составляющие, требуют от личности соответствия. Социальный компонент единого процесса устойчивого развития страны подразумевает наличие в личностной структуре участвующих в данном процессе людей двух основных составляющих: ценностные ориентиры личности и коммуникативные компетенции.

На круглом столе, организованном в рамках конференции, был рассмотрен доклад директора Учебного центра «Синтон», к.ф.н. Н.И. Козлова «СИНТОН-ПРОГРАММА, как модель устойчивого личностного развития человека», который является ее автором.

Программа успешно реализуется и совершенствуется в течение более 20 лет, причем не только в нашей стране, но и на евразийском пространстве: в России, на Украине, в Казахстане, Белоруссии, Израиле, Канаде и ряде других стран. К настоящему моменту очное обучение по данной программе успешно завершило порядка 200 тыс. человек.

Особая ценность «Синтон-программы» состоит в том, что она, благодаря привлекательности и использованию активных форм, не требует дополнительных финансовых вложений со стороны государственного бюджета, и при этом – решает многие вопросы, стоящие в настоящее время перед социальной педагогикой.

Методический комплекс «Синтон-программа» состоит из нескольких взаимосвязанных циклов:

 «Базовый тренинг: мастерство коммуникации», где рассматриваются наиболее общие вопросы личностного благополучия и социальной успешности, личностная аттрактивность, основы управления внутренними состояниями, системный взгляд на себя, свое отношение с собой и окружающим миром, основы личностной активности и ответственности;

«Мир эмоций: управление собой», на котором рассматриваются принципы управления эмоциональными состояниями, отрабатываются навыки саморегуляции и самоанализа. В процессе обучения умения и навыки, разбираемые теоретические принципы способствуют развитию у воспитуемых социального интеллекта. Одним из результатов обучения на данном курсе является преобладающе-стенический эмоциональный фон;

«Успешный человек: достижение целей», где рассматриваются вопросы целеполагания и планирования, грамотного учета собственных и внешних ресурсов, оптимизации личности при достижении поставленных целей и задач, принципы сотрудничества и взаимоподдержки;

 «Дистанция», которая представляет собой интенсивный курс и систему упражнений для самостоятельной работы воспитуемых.

Учебно-методический комплекс «Синтон-программа» сфокусирован, в первую очередь, на образование и воспитание взрослого населения, и, в особенности, молодежь. Молодые люди в возрасте 18-30 лет являются наиболее активной взрослой частью общества, и именно они чутко реагируют на все происходящие политические, экономические и социально-культурные перемены, остро чувствуют потребность в своем постоянном личностном развитии и самосовершенствовании.

«Синтон-программа» представляет собой результат адаптации классических и зарекомендовавших себя современных концепций и методик социально-педагогической и тренинговой работы к существующей социокультурной действительности.

Одним из важных свойств «Синтон-программы» является межкультурность, позволяющая воспитуемому использовать полученные знания, умения и навыки практически в любом сообществе, где общечеловеческие ценности оказываются востребованными и понимаемыми.

На методологическом уровне «Синтон-программа» представляет собой систему занятий, опирающихся на основные принципы гуманистической психологии, а также современные разработки отечественных и зарубежных педагогов и психологов в области активных форм обучения, психотехники и психогимнастики.

На методическом уровне «Синтон-программа» представляет собой сочетание тематических лекций, психотехнических упражнений и тренингов, анализа конкретных жизненных ситуаций, групповых дискуссий, ролевых и сюжетных игр, элементов аутотренинга.

В своих дискуссиях участники конференции отмечали конструктивность и сотрудничество, являющиеся главными педагогическими принципами, реализуемыми в контексте «Синтон-программы». Также одним из важнейших методических принципов, отмеченных участниками, явился принцип ориентации воспитуемых на решение практических дел социально-значимого характера в процессе обучения

 Внимание участников конференции и круглого стола было также уделено принципу цивилизованного лидерства, когда в процессе обучения особый упор делается не на лидерстве с целью получения индивидуальных выгод, а на лидерстве, имеющем цель наилучшим образом организовать окружающее пространство и жизнь зависимых от лидера людей.

Одним из важнейших моментов, выделенных участниками круглого стола, является принцип конфессиональной нейтральности учебных процессов, осуществляемых в рамках «Синтон-программы», что позволяет человеку с любыми религиозными убеждениями, либо без таковых, повышать свою социальную адаптацию и развивать свой личностный потенциал

Эти и многие другие, в том числе и описанные выше принципы, должны стать основой новой, формируемой сегодня в рамках учебного процесса, молодежной культуры, центром которой является сочетание принципов индивидуально-личностного благополучия и социальной полезности, конструктивного и позитивного подхода к окружающей действительности.

Участники конференции положительно оценивают социально-педагогический и учебно-методический комплекс «Синтон-программа», ее образовательную, воспитательную и просветительскую роль, и считают необходимым поручить организационному комитету:

Подписали:

Доктор педагогических наук, профессор Подвойский В.П.

Кандидат экономических наук Нежельский А.В.

Кандидат психологических наук, профессор Комиссаренко Т.И.

Доктор педагогических наук, профессор Кузнецов В.Г.

Доктор технических наук, профессор Лапшин Н.П.

Доктор медицинских наук, профессор Тактаров В.Г.

Доктор педагогических наук, профессор Бутов А.Ю.

Кандидат технических наук Свияш А.Г.

Доктор педагогических наук, профессор Малюков А.Н.

Кандидат педагогических наук Кузнецова Е.Г.

14 декабря 2007 года.

Оригиналы подписей смотрите здесь >>

щелкните, и изображение увеличится щелкните, и изображение увеличится щелкните, и изображение увеличится

Отправить на печатьОтправить на печать