Некоммерческое Партнерство «Лаборатория Инновационных Технологий»

Россия, 693008,  г. Южно-Сахалинск, ул.Ленина,  д. 288,  каб. 211

тел. +7 (4242) 742-555,  89027053529,  Тел/факс +7 (4242) 713-697

Http://www.elit.marketcenter.ru Электронный адрес:

===========================================================================

Исх. № 069

От  «02»  декабря  2003г.

Экспертиза «Синтон-программы»

            Цель: Определение качества структуры системы образования в «Синтон-программе».

            Задачи:

1. Определение соответствия системы образования в «Синтон-программе» общим принципам и требованиям дидактики.

2. Выявление применяемых технологий и определение их соответствия идеям гуманизма и гуманистической педагогике.

3. Определение области практического применения результатов «Синтон-программы».

4. Определение экологичности программы: соответствует ли она саморазвитию личности или является программой формирующей психологический дискомфорт.

5. Выявление фактов наличия и отсутствия конструктивных и деструктивных элементов «Синтон-программы».

6. Выявление наличия технологий, направленных на подавление личности.

7. Определение качества используемого понятийного аппарата: наличие позитивный составляющих нравственных категорий и антиподов морали.

8. Определение диапазона и динамики эмоционального поля при формировании адекватного эмоционального отклика.

            В рамках осуществленной НП ЛИТ независимой экспертизы системы образования «Синтон-программа» было выполнено следующее:

            - 15 – 27 ноября 2003 года – дидактический анализ методического материала «Базовый тренинг: мастерская общения» на предмет постановки образовательных, воспитательных и развивающих целей, научности информации, планирования деятельности: по формам и содержанию, и алгоритмизации работы с информацией;

            - 28 ноября 2003 года – посещение мероприятий «Синтон-базовый. Занятие 1» и  29 ноября 2003 года - «Деловая игра «Красное-Черное» на предмет наблюдения за учебно-воспитательным процессом, за динамикой личной и групповой работы, за эмоциональным полем проводимых мероприятий;

            - 29 – 30 ноября 2003 года – системный анализ мероприятия «Синтон-базовый. Занятие 1» на предмет постановки образовательных, воспитательных и развивающих целей, соответствия прогнозируемого адекватного эмоционального отклика реализуемому в ходе занятия, определения видов учебных ситуаций, применяемых методов обучения и организации обратной связи;

            - 01 декабря 2003 года – посещение мероприятия «Дистанция» на предмет определения методики и технологии проведения занятия, наблюдения за учебно-воспитательным процессом, за динамикой личной и групповой работы, за эмоциональным полем проводимого мероприятия;

            - 28, 29 ноября и 01 декабря 2003 года – беседы с участниками мероприятий Центра практической психологии «Синтон» на предмет определения уровня осознания участниками «Синтон-программы» своих социальных ролей, ощущения психологического комфорта при взаимодействии с участниками процесса в «Синтон-программе», и использования полученных знаний и опыта в своей жизни;

            - 15 ноября – 01 декабря 2003 года – анализ понятийного аппарата «Синтон-программы» на предмет определения научности и взаимосвязи раскрываемых понятий.

            Данная экспертиза основывается на системном подходе к рассмотрению образования, и объекты изучения представляются в виде систем с характерными составом, структурой и функционированием.

            Анализируя «Синтон-программу», необходимо отметить некоторые основные понятия рассмотрения  «Синтона» как образовательной системы.

            Обучение – это целенаправленная деятельность учителя и учащихся по усвоению элементов культуры. Культура — это общая характеристика опыта предшествующих поколений (Лернер И.Я.)

            Воспитание – целенаправленный и планомерный процесс воздействия на личность, являющуюся субъектом деятельности, организации отношений и взаимоотношений, организации деятельности и условий жизни в целях подготовки молодого поколения для выполнения задач данного общества.

            Харламов И.В. также под обучением понимает «целенаправленный процесс организации и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развития способностей, мировоззрения и нравственных взглядов и убеждений.» Подобное утверждение о целенаправленности процесса обучения находит подтверждение и у Бабанского Ю.К. и у других авторов.

            Если у системы образования есть цель, то для ее достижения должны быть подобраны технологии, и технологии должны быть адекватны как целевой направленности, так и содержанию самой системы, ее возможностям, ее структуре.

            Структура любой социальной системы (а система образования является таковой) – есть инвариант отношений между элементами системы.

            Заключение экспертизы:

            Технологическая дисциплина системы образования в «Синтоне» включает:

Технологию целеполагания системы образования в «Синтон-программе», которая включает в себя следующие операции (что полностью соответствует качественному построению учебно-воспитательного процесса):

Фиксирование стратегического уровня целей, содержащих социальный и личностный аспекты, которые взаимно перекодировываются.

            Стратегический уровень постановки образовательных целей в «Синтон-программе» характеризуется моделированием идеального результата – «всесторонне развитая, социально активная творческая личность с устойчивой гражданской позицией».

            Стратегический уровень постановки воспитательных целей выражен следующими нравственными принципами:

            - Высокое осознание общественного долга;

            - Коллективизм и товарищество;

            - Честность, правдивость, простота и скромность в общественной и личной жизни;

            - Дружба и братство всех народов, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.

            - Чуткость (нравственное понятие, характеризующее личностные качества человека).

Разработку оперативного (промежуточного) уровня целей, предполагающих декомпозицию стратегических составляющих и построение оперативного дерева целей:

            Образовательные цели реализуются в соответствии с дидактическими законами, с опорой на уровни усвоения и формируемые качества знаний. Вывод участников «Синтон-программы» на уровень творческого воспроизведения подкрепляется предварительным освоением ими опыта репродуктивной деятельности (работы по алгоритмам) и знаний (информации и способов деятельности: предметных и надпредметных).

            Воспитательные цели в «Синтон-программе» на оперативном уровне представлены следующими позитивными составляющими нравственных принципов:

            - Доверие

            - Ответственность

            - Личная ответственность за правильное понимание долга

            - Искренность

            - Искренность перед другими за мотивы поведения

            - Соблюдение прав других людей

            И позитивными признаками нравственных понятий:

- Заботливость

- Внимательность

- Вежливость

- Понимание поведения и поступков людей

            - Тактичность.

Определение тактического (рабочего) уровня целей в конкретных ситуациях (в практической работе), выделенных из оперативного дерева целей

            Корпоративная культура Центра практической психологии «Синтон», развиваемая «Синтон-программой», соответствует общероссийским национальным традициям и традиционной общественной морали, развивая те ее тенденции, которые наиболее характерны для современной ситуации становления гражданского общества в России.

            Формы построения отношений в процессе обучения:

            - Деловые отношения между участниками процесса обучения;

            - Эмоциональный тонус деятельности: удивление, ожидание нового, интеллектуальная радость, успех;

            - Эмоциональность учителя (экспрессивные педагогические способности);

            - Доверие к познавательным возможностям учеников;

            - Внимание и поддержка друг друга.

По «дереву целей» осуществляется моделирование предстоящей деятельности. В этом аспекте исключается ситуационный подход в управлении (за счет перебора вариантов), осуществляется творческая деятельность субъекта обучения – преподавателя (ведущего), конструирующего модель идеального варианта педагогического решения в конкретной ситуации при взаимодействии с объектом обучения и воспитания – участниками «Синтон-программы»

            Моделирование социо-культурного пространства в «Синтоне» направлено на саморазвитие личности, как субъекта интеллектуального и духовного саморазвития, как носителя идей и норм созидательного преобразования действительности. Свобода выбора при этом основывается на предпочтении нравственных регуляторов поведения, а духовное пространство в «Синтоне» является смысловым миром людей, духовной средой обитания, законы которой познаются и соблюдаются участниками «Синтон-программы», что соответствует нормам и критериям моделирования образовательных систем дополнительного образования в России.

Технология реализации оперативных целей в обучении и воспитании «Синтона» рассматривается как алгоритм познавательной деятельности, применяемый для любых составов участников «Синтон-программы». Овладев таким алгоритмом каждый человек может грамотно и эффективно заниматься самообразованием, и творчески распоряжаться своим интеллектуальным и духовным потенциалом. Таково же положение и с технологией реализации целей по управлению развитием и саморазвитием устойчивой мировоззренческой позиции человека в системе деловых межличностных отношений. В «Синтон-программе» фиксируются технологии, формы и методы педагогической деятельности при обучении на занятиях.

            Каждый участник обучения в «Синтоне» рассматривается как сложная, открытая саморазвивающаяся система, обладающая уникальными внутренними возможностями для саморазвития личности.

            Система обучения в «Синтоне» осуществляется посредством диалога (сотрудничества) участников педагогического пространства на основе осознанных и принятых единых целей развития и саморазвития.

            Система воспитания в «Синтоне» функционирует с соблюдением условия адекватности эмоционального отклика на усвоенные нравственные категории, и переходит в состояние системы самовоспитания, когда личность как субъект самовоспитания самоопределяет свою позицию к категориям добра и зла, и на основе этого выстраивает межличностные отношения, как участника делового общения.

Адекватно целенаправленному функционированию и развитию системы разработаны критерии оценки результатов как субъектом управления – преподавателем (ведущим), так и объектом (участниками «Синтон-программы»).

            Применяемые в «Синтон-программе» формы анализа преподавателем (ведущим) наличия у участников мероприятий более глубоких знаний и расстановка в ходе занятий заданий на проведение участниками самоанализа (личного и группового) адекватны педагогической ситуации, и позволяют переходить к новому, более сложному материалу.

            Рекомендации для работы над совершенствованием методического пособия «Синтон-базовый»:

Используемые в методических пособиях и на мероприятиях «Синтон-программы» понятия рекомендуется собрать в отдельном издании – в «Словаре».

Для качественного построения алгоритма управления информацией в методическом пособии «Синтон-базовый» рекомендуется раскрыть шаги этого алгоритма в соответствии с логикой построения материала.

Для проведения участниками «Синтон-программы» качественного анализа работы рекомендуется дать описание последовательности проведения самоанализа, анализа по операционному алгоритму решения проблемных ситуаций «Анализ – Диагноз – Решение – Результат», так как в практической деятельности они присутствуют.

Лицензировать методический материал «Синтон-программы», так как он содержит авторские педагогические технологии.

            Анализ занятий.

            В ходе занятий «Дистанция» в круг на обсуждение сбрасывается проблема, с которой участнику самостоятельно справиться не удается, и он запрашивает помощь у группы. Следует отметить уровень высокой организации процесса взаимодействия и психологической безопасности. В ходе «Дистанции» происходит вычленение проблемы (ее формулировка). Участник самостоятельно, используя приемы техники активного слушания, резюмирует сказанное, анализирует и выстраивает собственный алгоритм действия для решения проблемы. Результатом данной деятельности становится обретение опыта, усвоение, освоение и присвоение информации и способов деятельности, построение модели собственной свободной жизнедеятельности.

            На занятиях «Синтон-базовый», возвращаясь к истокам культуры, участники познают чувства общности, дружбы, ответственности. Мыслительная деятельность выстраивается в соответствии с алгоритмом «Анализ – Диагноз – Решение – Результат», что формирует научную картину мира, соотнося ее с эмпирическим опытом.             Формы, методы, средства программы, используемые технологии реализации образовательных и воспитательных целей представляют целостный комплекс педагогического опыта коллективной творческой деятельности, игрового моделирования, построения алгоритмов мыслительных операций, при формировании внутреннего конфликта как составляющей развития и познания личности.

            Анализ занятий «Синтон-программы» строится на фактах, действиях и деятельности, в основе которых суждения о том, что человек, желающий работать, ищет возможности. Критерием узнаваемости такого человека становится вопрос: как это сделать. В то время, как нежелающий работать ищет причины. Критерием узнаваемости его суждений является ключевая фраза «потому что…». Постановка вопроса «Как?» сопровождается построением индивидуального маршрута – саморегуляции поведения, самопознания как осознания, самодеятельности как самостоятельного выстраивания собственной деятельности. Перечень добрых дел свидетельствует о самореализации участников «Синтон-программы», о социальной направленности их проектов в свободной жизнедеятельности.

            Посещение мероприятий «Синтон-программы» показали, что программа содержит целостную систему, в основе которой заложены идеи коллективного и индивидуального творчества (О.С. Газман, И.П. Иванов, В.С. Мудрик), гуманизма и свободы (Л. Гумилев, В. Соловьев, В. Франкл), , что позволяет человеку самостоятельно делать выбор (С. Пасси), принимать решения (И. Фатхутдинов) и брать на себя ответственность в постоянно меняющемся мире.

            На основании вышеизложенного можно сделать выводы:

Система образования в «Синтон-программе» соответствует общим принципам и требованиям дидактики.

Применяемые технологии соответствуют гуманистической педагогике, они формируют нравственные ценности, устойчивую гражданскую позицию.

Областью практического применения результатов «Синтон-программы» являются социальные и бизнес-проекты участников программы.

Программа способствует саморазвитию и самореализации личности.

Анализ «Синтон-программы» не выявил деструктивные элементы системы, а так же технологии, направленные на подавление личности. Применяемые формы, методы и средства адекватны заложенным в методике программы целям, а целенаправленность алгоритмов педагогических технологий  гарантирует качественный конечный результат.

Используемый в практике понятийный аппарат требует подкрепления учебно-воспитательного процесса тезаурусом в печатном виде («Словарь»), где бы раскрывались используемые понятия, их определения, позитивные составляющие нравственных категорий и антиподы морали.

Диапазон и динамика эмоционального поля при формировании адекватного эмоционального отклика участников программы обеспечивают качество реализации образовательных технологий.

            В целом, «Синтон» может быть рассмотрен как сложная, открытая, саморазвивающаяся система, обладающая уникальными внутренними возможностями для саморазвития личности каждого участника ее программ, что соответствует критериям системы образования. Можно утверждать, что «Синтон-программа» направлена на всестороннее развитие, социальную активность и творчество личности каждого участника программы, формирование его устойчивой гражданской позиции.  Роль «Синтона» в формировании личности граждан представляется актуальной в современных условиях развития российской государственности в направлении социального реформирования образования.

Приложения:

Учетные листы № 04/01-001(001-004).02-0311 – Экспертиза методического пособия «Базовый тренинг: мастерская общения» - на 4 (четырех) листах;

Учетный лист № 04/01-000(001).02-0311 – Условные обозначения и сокращения – на 1 (одном) листе;

Учетный лист № 04/01-000(002).02-0311 – Таблица постановки воспитательных целей, подбора форм построения отношений и классификация чувств по адекватному эмоциональному отклику – на 1 (одном) листе;

Учетный лист № 04/01-000(003).02-0311 – Графическое изображение реализации образовательных и воспитательных целей пособия «Базовый тренинг: мастерская общения» - на 1 (одном) листе;

Учетный лист № 04/01-000(004).02-03 – Занятие 1: «Правила, Слепой и Поводырь» - на 7 (семи) листах.

Учетные листы № 04/01-111(001-006).02-0311 – Экспертиза учебно-воспитательного процесса мероприятия «Синтон-базовый. Занятие 1» - на 6 (шести листах)

Эксперт НП ЛИТ,

(Экспертиза технологий коллективно-творческого воспитания в системе образования ВДЦ «Орлёнок» и ВДЦ «Океан» - 1999 год,

Разработка концепции развития Южно-Сахалинского педагогического колледжа – 2001 год,

Экспертиза системы дополнительного образования штата Пенсильвания (США) – 2002 год,

Экспертиза системы дополнительного образования в рамках программы Минобразования России по проекту разработки программ профильного обучения – 2003 год)

Кандидат педагогических наук, практический психолог                                  Е.В. Цикаришвили

Председатель Совета,

(Экспертиза качества реализации целей в системе воспитания МОУ «Школа искусств №1» г. Корсаков Сахалинской области – 1997 год,

Разработка концепции развития Южно-Сахалинского педагогического колледжа – 2001 год,

Экспертиза НОУ «Школа Кадрового Резерва Сахалинской области» - 2003 год,

Экспертиза метод.пособия «Как создать свой бизнес?» СООО«Центр поддержки малого и среднего бизнеса» г.Южно-Сахалинск – 2003 год.

Экспертиза программы Российско-Американского учебного центра бизнеса (г.Южно-Сахалинск) «Школа малого и среднего бизнеса» - 2003 год)

Кандидат педагогических наук                                                                       К.Я. Молчанов

                                                  М.П.

====================

Фото оригиналов

щелкните, и изображение увеличится щелкните, и изображение увеличится щелкните, и изображение увеличится щелкните, и изображение увеличится

щелкните, и изображение увеличится щелкните, и изображение увеличится щелкните, и изображение увеличится щелкните, и изображение увеличится

щелкните, и изображение увеличится щелкните, и изображение увеличится щелкните, и изображение увеличится

щелкните, и изображение увеличится щелкните, и изображение увеличится щелкните, и изображение увеличится щелкните, и изображение увеличится

щелкните, и изображение увеличится щелкните, и изображение увеличится щелкните, и изображение увеличится

щелкните, и изображение увеличится щелкните, и изображение увеличится щелкните, и изображение увеличится щелкните, и изображение увеличится

  щелкните, и изображение увеличится щелкните, и изображение увеличится

Отправить на печатьОтправить на печать