© Материалы сайта защищены авторским правом. При их использовании обязательна ссылка: Николай Козлов, Синтон.

Логический анализ текста: программа подробнее

Зачем?

До чтения пойми задачу: зачем ты читаешь? Что должно быть в результате? Где и как ты собираешься эти результаты использовать? Как ты поймешь, что результат достигнут? Можно ли этот результат достигнуть короче?

Хорошая книга — опасность, потому что она заставляет читать ее всю, а не только то, что тебе нужно. Обеспечь,  чтобы:

- не читать не нужное,

- быстро просматривать в поиске,

- глубоко исследовать главное,

- положить в нужное будущее.

Как же, не читая текст подробно, пропускать ненужное? Не читая текст сплошняком, находи в абзацах знаковые обороты: «С другой стороны», «Напротив», «К тому же». Будет ли что-нибудь новое в абзаце, который начинается с «к тому же»? — Нет. Если после тезиса идет цитата: будет ли в ней что-то новое? — Нет. И если тезис тебе уже понятен, подробности не нужны, то следующий текст можно безболезненно пропустить.

Чем больше экономим времени на «не чтении ненужного», тем больше оставляем возможности углубленного понимания главного.

Три основные цели чтения

Презентация

«Могу об этом уверенно говорить, как будто понимаю». Формальные ярлычки (Имена, года, города, ключевые термины и формулировки) - запиши, проговори разным людям три раза.

Рабочее понимание

Понимание главной мысли. Навскидку прочитав, нарисуй идею (содержание) как она изложена: пункт за пунктом.

Рисунок, интеллектуальная карта может в зависимости от характера текста и ваших личных предпочтений иметь вид Схематичной картинки, Таблицы классификатора, Граф-структуры.

Глубокое понимание

Выделение смысловых единиц (основных деталей, кирпичиков текста). Понимание главной мысли, ее оснований, ее границ и ее возможностей. Авторская позиция, намерение.

1. Рабочее понимание: рисунок, интеллектуальная карта.

2. Предположи, что текст логичен, и поставь задачу реконструировать логику автора.

3. В каждом предложении шаг за шагом выдели смысловые кирпичики (тема-рема) и разложи их в Интеллектуальной карте.

4. Восстанови связь между смысловыми кирпичиками там, где она отсутствует, дорисовывая Интеллектуальную карту.

5. Найди максимально емкую и компактную форму Интеллектуальный карты.

  • В лучших интеллектуальных картах количество основных деталей 7 + - 2.

Итого: текст в основном понят. При этом не ставится вопрос об истинности написанного: понятным текст не обязательно истинен, соответствующий действительности (истинный) не обязательно понятен.

щелкните, и изображение увеличится щелкните, и изображение увеличится

щелкните, и изображение увеличится щелкните, и изображение увеличится

Модели связности текста

щелкните, и изображение увеличится

Каждая деталь хорошего текста должна крепиться к другой. Варианты связки:

1. Пучок: к одной Теме крепится несколько Рем.

2. Чередование: Тема продолжается Ремой, которая становится Темой для следующей Ремы.

3. Укрупнение: связка Тема-Рема становится Темой для новой Ремы.

Модель типового смыслового куска

щелкните, и изображение увеличится

Тезис (иллюстрации) — обоснование (факты, рассуждения, иллюстрации) — вывод (цель).

  • Тезис — непосредственный мотор текста (абзаца). Вывод — куда с этим мотором ехать. Иллюстрация дает видение, яркость. Обоснование дает внутреннюю силу. Часто путают иллюстрацию и обоснование.

Тезис — внятный?

Иллюстрация (одна-две) — яркие, привлекательные, запоминающиеся?

Обоснование — насколько легко придраться?

Вывод — кому выгодно? На кого работает?

Неконструктивный спор: стреляют по тезисам, иллюстрациям, обоснованиям, выводам. Конструктивнее — пристроиться и перенаправить.

Конструктивная критика текста и построение Конфигуратора

1. Пройдись еще раз по тексту, критически анализируя каждую значимую деталь.

Каждое предложение: почему следует за этим? Что в нем торчит, есть ли в нем ОСОБЕННЫЕ. значимые детали? (Но, вряд ли, ведь… интонации, эмоциональные ударения) Чему противопоставляются эти детали, с чем он спорит и на чем настаивает? Главные вопросы к тезисАм:

2. Соотнеси с возможной другой логикой (своей, дружественной или враждебной), построй Конфигуратор.

3. Определи место данного текста: в чем его правота и сила, в чем — слабость и ограниченность. Сделай вывод: какой смысл, пафос текста, ради чего он был написан, куда направлена его энергетика? Прими решение: где и каким образом его можно (с каким результатом) использовать.

Конструирование собственных текстов

1. Набирайте материал (идеи и иллюстрации) в мешок.

2. Мешок регулярно просматривайте, разбирайте, наводите порядок.

3. Прописывайте куски, соединяйте куски.

4. Продумайте и пропишите общую структуру и логику.

5. Челночное движение: от логики к материалу, от материала к логике.

6. Найдите стиль, в стиле перепишите основные части.

7. Логика и связность: пройдитесь по тексту СЛАТом.

8. Косметика: сделайте текст ярким и ложащимся на дыхание.

Укрепление и оживление Текста

Глубоко анализируя или делая текст свой, удобно уподоблять его образу ТЕЛА.

Любой текст, хорошо построенный текст, для меня исключительно уподобляется человеческому телу: я вижу в нем скелет, мышцы и всякую поверхность: кожный покров.

Скелет, становой хребет — тезисы.

Мышцы — иллюстрации, красивые и мощные. Мясо текста.

Кожа — косметика текста.

Почва — обоснования

Направленность, энергия — вывод.

 Детали (смысловые узлы, кости скелета):

Весомость: Каждая деталь должна иметь вес: содержание, суть, сенсорное наполнение. Ее можно увидеть, услышать, ощутить или четко понять ее функцию.

Узнаваемость: Каждая деталь должна иметь свое лицо, чтобы ее всегда узнавали и не путали с другими.

Привлекательность: Каждая деталь должна радовать глаз, слух или вкус.

Гармоничность конструкции: Конструкция (скелет) должна быть (зрительно) обозреваема, красива, симметрична. Скомпонована. Основных деталей — 7 плюс минус 2.

Энергетичность: Конструкция должна работать: что-то обосновывать или к чему-то толкать.

Мышцы (иллюстрации): Мясо текста.

Иллюстрации дают силу костям (тезисам). Конкретнее:

Иллюстрации держат внимание, отвлекают от слабых мест, создают ощущение силы. Осторожность: когда их избыток и иллюстрации начинают заслонять логику, они из мышц текста превращаются в его жир.

Кожа и Рисунок косметики:

Указательные знаки, что вести себя при чтении и что делать с текстом. Делают его вкусным, проглатываемым (ложится на слух), на дыхание.

Развитие мышления

Используйте внешние опоры: схемы и рисунки.

Анализируйте тексты, ищите и восстанавливайте логику.

Пишите тексты свои, выстраивая их логику.

Полезные привычки цивилизованного мышления

Плюс— минус— интересно (Согласие, несогласие, несущественно)

Последствия? Результаты? Что мы получим, к чему приведет эта логика?

Смотри шире: Рассмотрим все факторы. Ничего не упустил?

Альтернативы: Что не очевидно? Какие есть еще варианты? Варианты — действовать. Варианты — объяснить.

Зачем? К чему? Какая ему от этого выгода?

Мнения других людей. Исследовать обе стороны вопроса.


Мышление без правил живет по правилам таким:

1. Произвольный дрейф от Идеи к Идее

Вариант 1. Имитация логики.  Вариант 2. Все логично, но скрывается то, что логично может быть и по-другому, что логик здесь может быть много.

2. Предубеждение: Сначала Решить, а Потом Думать

Человек занимает определенную позицию (предубеждение, мнение из вторых рук, скоропалительное суждение, прихоть и т.д.) и потом использует мышление только для того, чтобы защитить ее.

3. Намеренное непонимание: Доводить Вещи до Крайности

Общепринятый метод доказательства состоит в том, чтобы довести вещи до крайности и таким образом показать, что идея невозможна или негодна. Это больше, чем склонность использовать существующие предубеждения. Это создание мгновенных предубеждений.

 4. Рассмотреть Только Часть Ситуации

Самый частый изъян в мышлении и самый опасный. Рассматривается лишь часть ситуации и заключение безупречно и логично основывается на этой части. Опасность здесь двойная. Во-первых, вы не можете опровергнуть вывод, найдя логическую ошибку, поскольку такой ошибки нет. Во-вторых, человека трудно заставить рассмотреть остальные аспекты ситуации, потому что ему уже все ясно и к выводу он уже пришел.

Отправить на печатьОтправить на печать