Жизнь обычная, непростая

щелкните, и изображение увеличитсяВ течение обычной, то есть достаточно непростой, жизни, когда она не праздник, но и не бедствие, среднестатистический человек знает: надо крутиться, чтобы все было и чтобы ничего за это не было. Если человек так живет за свой счет, это нормальный Потребитель, основа современного общества, если же его лозунг: «Кто бы меня накормил?» и он ищет возможность пожить за счет чей-то — это знакомый нам Паразит.

Романтик в этой же самой ситуации болеет не за себя, он никак не может примириться с несовершенством жизни в целом: «Вот что за скотство?! Живем — в грязи, блин, дружить — разучились, любить не умеем. Разве так надо жизнь?! Эх!!» Значит, пора достать бутылку и выпить. А потом выпить еще. А потом всем вместе, под гитару, попеть красивые и душевные песни про настоящую лю­бовь, которая обяза­тельно ждет нас за поворотом, и пре­крас­ную жизнь, ко­то­рая рано или позд­но к нам придет…

Творца тоже не устраивает несовершенство жизни, но, в отличие от Романтика, он песни не поет и чудес не ждет, а делает то, что от него зависит. Делает каждый день — энергично, настойчиво и гибко. Самое интересное то, что через человеческие усилия жизнь действительно может приобретать новое качество и становиться комфортной: красивой, чистой и для людей удобной.

Вообще-то перепутать Творца и Потребителя несложно, потому что и Человек кушает (регулярно), и Потребитель творит (хотя бы когда-то). Главная разница — в акцентах, что делается для чего. Потребитель творит по необходимости, чтобы приобрести, иметь и богатеть, Творец приобретает, имеет и богатеет, чтобы творить.

Путаница возникает еще и потому, что Творец, заботясь о людях и жизни, не может и не должен забывать и о себе: он ведь тоже часть этой жизни, причем, очевидно, не худшая ее часть! Более того, во многих случаях заботиться о себе надо в первую очередь. Почему? Потому, что естественным образом разумно заботиться в первую очередь о близких тебе людях, а кто тебе ближе, если не ты себе сам?

Пусть каждый занимается в первую очередь собой и своим делом, вопрос в том, зачем, для кого ты это делаешь?

Для себя — или для жизни?

Когда жизнь — праздник

щелкните, и изображение увеличитсяСчастливое дитя. Поскольку человек-потребитель больше всего любит кайфовать и развлекаться, то в ситуации свободного времени, сил и средств он устраивает себе праздник. Ура!! Звенят бокалы, льется шампанское, пукает пейнтбол, летят и взрываются петарды. Строго говоря, праздник – это время, когда радостно уничтожается то, что было создано и накоплено во время будней. И чем больше уничтожено, тем больше праздник!

Без тормозов. Праздник хорош тогда, когда всем известно, сколько можно выпить и когда пора расходиться. Если же эта культура праздника отсутствует, то вместо радости возникают проблемы, в том числе у окружающих: один в пылу азарта проиграет в казино чужие деньги, другой в пьяном виде на джипе собьет стоящих на остановке людей.

Печальный. Впрочем, кто-то праздновать отказывается принципиально: «Ну как вы можете радоваться, когда в это самое время в Анголе дети голодают? Вот как вы можете тогда радоваться?!» Этот гуманистически настроенный человек заботится обо всех, но по факту день за днем лишает себя и других возможности праздника.

Бизнесмен. Человек-творец праздники любит, он любит это счастливое время, когда у него наконец-то появляются свободные время, силы и деньги. Это его настоящий праздник — потому что теперь он может свое время, силы и деньги вложить в тех, кто этого достоин. Все рассчитав, он мо­жет наконец-то под­­дер­жать лучших, вло­житься в тех, в кого вкладываться смысл есть.

Когда жизнь — трудна

Жизнь трудна — что выдумывать? Нужно выживать, знает Потребитель, и напрягается, иногда предельно героически, для того чтобы спасти хоть что-то.

Паразиту в этой ситуации немного проще: он принимает роль страдальца, ноет, плачет, но обычно ничего  всерьез не предпринимает.

Романтик, глядя на эту дей­ст­вительно поганую ситу­а­цию, возвышенно восклицает: «Человеку так жить нельзя!» — и кончает жизнь самоубийством.

щелкните, и изображение увеличитсяА Творец берет ситуацию под свой контроль и делает все, что от него зависит, чтобы помочь тем, кто в трудной ситуации в помощи действительно нуждается: не обязательно тем, кто громче всех кричит, но тем, кто правда под ударом. Как пра­вило, в пер­вую очередь не­обходи­мо под­дер­жи­вать ос­лабших и спасать то, что мо­жет по­гиб­нуть без­воз­вратно.

Когда жизнь сталкивает нас лбами

щелкните, и изображение увеличитсяНи в чем так ярко не проявляется философия жизни каждого, как в ситуации, когда жизнь сталкивает нас лбами: ты или я? Ты или я получишь этот лакомый кусочек? Мне уступить — или ты обойдешься? Чей, мой или твой, интерес будет признан более важным?
Когда есть чем поживиться, но ты не один, нормальный эгоист присматривает, что ему нравится и как бы это захапать, жертвующий собой альтруист волну­ется, от всего ли он уже отказался, человек порядочный (социоцентрист) заботится, чтобы были учтены интересы всех.

Особое место занимает социопат, который волнуется не столько о том, все ли ему положенное получил он, сколько о том, не слишком ли много получили другие. На бытовом уровне его лозунг: «Мне не надо вторую корову, мне надо, чтобы у соседа корова сдох­ла!», в мас­штабе об­щес­тва: чтобы не было бед­ных, он уничтожает богатых.

Когда жизнь предлагает союз

Когда жизнь предлагает союз, все нормальные Потребители сбиваются в стаи: один за всех, все за одного, и все против чужих: «Верность!» Воспитание корпоративной культуры, как правило, это привитие сотрудникам чувства: «Мы свои!»

что делает любую команду — семью, банду или фирму — крепче, жизнеспособнее и боеспособнее.

Впрочем, Паразит выбирает более легкий путь: на виду и пока сытно, он жмется и ластится к сильным, но за тридцать условных единиц готов своих продать, а в трудную минуту  — оставить, предать.

щелкните, и изображение увеличитсяРомантик никогда не предаст, но и дисциплина корпоративной культуры ему явно не по душе. Он выбирает — независимость, то есть «свободу ОТ». Его любимый защитный тезис: «Я никому ничего не должен!», тезис атакующий: «Вы не имеете права!», а вся программа стро­ится на негативе: поспорить («Ничего подобного!»), нарушить («А я могу!»), отвалить («Мое дело!») и отстоять (свои желания).

Человек-творец умеет работать в команде, умеет быть верным, но его верность — не слепая. Его «свои» хороши не тем, что они «свои», а тем, что это достойные люди, делающие достойное дело. Он выбрал этих людей, эту фирму, эту работу, и теперь он на любимой работе и с обязанностями, которыми гордится. Человек-творец выбирает «свободу ДЛЯ».

Резюме

Соотнося себя или других с типажами, представленными в этой таблице, нет смысла пытаться точно определить, кем являетесь вы или другие интересные вам люди: чистых типажей нет, каждый из нас бывает когда-то и Потребителем, и Творцом, и Романтиком, и Паразитом. Смысл в другом: зная эти типажи, вы можете точно и ответственно определить свою философию жизни, понять, что действительно вас привлекает, после чего честно отслеживать, как — кем? — вы в разных ситуациях себя реально проявляете.

Отправить на печатьОтправить на печать