Хургада, 2005. Деловой стандарт: «Лидерство: умение управлять из любой точки»
Екатерина Мельникова.
Аэропорт Домодедово (обрывки воспоминаний)
Н.И. - Алене: «Завидуешь небось?»
Алена гордо: «Нет!!! Должен же кто-то руководить, когда все лидеры покинули страну!»
А мне по секрету: «Как я вам завидую!»
Нас обыскали (не хватало только саунд-трэка из «9 ½ недель» - «You can leave your hat on») и почти объявили террористами меня чуть не выгнали из аэропорта за запрещенную фото-съемку, а Н.И. не хотели выпускать из страны за отсутствие подписи в паспорте Еще были подозрительны несинтонные покупки.. представьте, Н.И. решил купить водку! Можно было предположить, что это только в антисептических целях – например, протирать душевные раны тех, кто привык дышать смогом мегаполисовских в-обычном-понимании-начальственных приказов и принуждений и кому чистый воздух ПАРТНЕРских отношений может обжечь дыхательные пути Но нет, Н.И. берет выше – это он так взятку готовил .
Гул.. Как занятно – к гулу самолета быстро привыкаешь и перестаешь его замечать.. Так и отработка новых навыков – сначала сложно и спотыкаемо, а потом – отлично встроенная в жизнь нужность! И мы летим за новыми навыками, веря в принцип «Выбери лучшее и сделай это своей привычкой!»
Воистину благодать – 4 часа заслуженного покоя и молчания! О, блаженны столь редкие часы, когда некуда спешить!
Впрочем, даже на борту самолета (как на подводной лодке «куда ж ты денешься с любви моей подводной лодки!») можно встретить необычное!!! Целых два раза некий неопознанный летающий сиренево-серебристый шарик промелькнул в иллюминаторе у правого крыла.. И как красиво было перед приземлением – в левом иллюминаторе – абсолютная тьма, в правом – восхитительный багряный закат и это необыкновенное ощущение бесконечности при выключенном в салоне свете И мысли о величии человеческого гения – не потеряться в этой черной пустоте воздушного пространства!! Ведь в этом мире нет никого, кроме людей в салоне! А сам мир ограничен корпусом самолет вот мы готовимся к приземлению. Бодрый голос пилота выводит нас из транса: «Уважаемые пассажиры! Через 15 минут наш самолет приземлится в аэропорту Шельм-эль-Шейха» И радостный смех сотряс салон Боинга 767 - ведь летели-то мы в Хургаду!!! и эти аплодисменты в конце – как в конце спектакля!..
Пропустим ночные поползновения в целях разведки местности, наши попытки «прорубить окно в Европу» (т.е. разрушить стену, разделяющую отели), оседлать лошадей (получилось только с теми, что на детской площадке) Скажу одно: изначально доверять – волшебно! Первый раз видишь человека – и будто знакомы всю жизнь!!! ах, это личное
Впрочем, к делу! Начнем новый день! Первый – в Египте!
Лирика закончилась, далее – лишь заметки, факты, выводы и пр (м.б. немного перепутана последовательность занятий)
Первое занятие
Черты лидера:
- активность
- благополучие (никого не интересует, трудно лидеру или нет) Лидер обязан быть всегда бодр и активен - никакой хандры, никакой грусти, подчиненные не должны знать, что внутри ( м.б. и грусть – бывает..)..
- отношение к людям
- поза, мощная волевая энергетика
- уверенность
- решительность
- эффективность (результат превосходит затраты)
- «быть впереди» (о скорости принятия решения)
- ответственность лидера (четкость формулировок, готовность предугадывать, готовность отвечать на те вопросы, которые задает жизнь), вИдение ситуации, знание того, что «это организую я»
- гибкость
- развивающийся. Жизнь - сталкивает, если не двигаться – упадешь. Пример: скользкая горка. Для того, чтобы удержать, требуется больше усилий, чем создавать новое. (Кстати, все разваливается именно тогда, когда пытаешься удержать )
- позитив, работа на сотрудничество
- коммуникабельность (умение находить подход к людям, видеть всех, заметить и отметить каждого)
- умение брать и держать паузу
- драйв (презентация на ноутбуке Н.И. – выступление второго человека Microsoft на годовом собрании акционеров)
- опережающее лидерство
- креативность
- работа в команде, на команду
- своевременность
- привлекательность, красивый образ лидера
- организация времени. Кстати, самому не обязательно быть организованным, но главное быть – организующим, главное, чтобы вокруг лидера все было организовано.
- организация пространства
- не лениться? Действовать. Лидер знает, что он хочет. Упражнение «я хочу»: осознавать, что ты хочешь каждую минуту, слушать себя. Кстати, самомотивация: если чего-то хочешь – лень уходит.
- ощущение хозяина
- умение переключаться
- оптимальность
- завершать начатое
- открытость (отсутствие защиты). Если есть защита, значит, есть от чего защищаться, значит, человек чего-то боится. Это - не лидерское.
- убедительность
- умение мотивировать и манипулировать, влиять на людей
- умение правильно донести мысль
- экстраверсия. Даже если по природе – интроверт (говорит в себе, думает в себе), внешне он д.б.всегда снаружи
- опережающее мышление, предугадывание, думанье вперед, перспективность мышления (пример: обстоятельства изменились, я должен принять чужое решение, но я уже продумываю, как это решение повлияет на будущее, что нужно в соотв.с этим решение изменить и пр.)
- мобильность (лидер не всегда может успеть принять решение, но всегда сориентируется, что с ним делать)
- умение проговаривать прямо и умение намекать
- умение рисковать
- адекватность в вербалике и невербалике
- тот, кто не привык бегать за толпой (обычно считают, что «толпа» - это те, с кем я не успел. Но не всегда тех, кого много – толпа. Иногда они – команда!)
- избирательная пассивность (переносит ответственность на кого-то активного, в это время экономит силы)
- умение красиво выходить их ситуации
- умение быть первым, прокладывать путь, выйти за рамки, показать другим, что так – можно!
Лидер либо дает распоряжение, либо поддерживает!
Как лидер может влиять на людей? Умение говорить (техника), слушать, мимика, жесты, общий имидж, манера держаться, умение находить место..
Того, кто старается – того не уважают, тот не лидер. Когда учишься – это смотрится неловко и негармонично. А потом – это будет естественно.
Одновременно следующее совмещать сложно (но это только с непривычки):
- держать аудиторию (буквально) – всеми десятью пальцами.
- захватывать внимание всей аудитории (в т.ч. руками, прикосновениями);
- видеть других, «следить» за другими, а не копаться в себе (в т.ч. мысленно искать ответ на поставленный вопрос или вспоминать, при этом контакт глазами разрывается: глаза либо закатываются (НЛП), либо уходят в пол и мы «разговариваем с гномиками»)
- говорить одновременно умный и неподготовленный весчь, импровизировать (т.е. оперативно реагировать на вопросы аудитории)
- вовремя завершать
Из лирических отступлений первого дня:
Игорь Незовибатько: Цель – это маяк. Корабли плывут не на маяк, а на его свет. Цель – это средство получения удовольствия. Если человек чего-то хочет – он от этого не откажется. Итого: жить по пути наращивания удовольствия. Игра ради игры.
Уважаемые ведущие категорически () запретили смотреть в рабочие блокноты без их ведома! Приняв то, что ведущие лучше знают, что нам делать (по кр.мере в рамках тренинга ), я открыла блокнот только в Москве и обнаружила то, что в принципе было очевидно, но не озвучено, а именно следующее: «весь список конфликтогенов, которые запрещены в рамках синтонного поведения, есть основные составляющие лидерского поведения» И мне показалось, что то, чем делились с нами ведущие в дальнейшем – было с целью установить гармонию, быть синтонно конфликтогенными, сочетать все это по жизни в оптимальной дозировке
Было у Леви: научиться общаться нельзя. Можно только учиться общаться. А ведущие помогают нам учиться учиться общаться.
Тот, кто наблюдает за ошибками других – отстает. Он должен совершить свои ошибки.
Расслабленность и свобода через то, что хочет тело, а не мозг.
Лидеры часто выдвигаются на негативной идее.
Второе занятие
Помоги ведущему, который тебя достает и задает вопросы. Объясни ему свою т.з. (т.е. ПРАВДУ) или согласись с его – пусть отстанет. Подумай, что ты можешь сделать, чтобы исправить эту ситуацию (пробуксовку во время занятия). Отшучивание – это защита, это нежелание копаться в себе на людях.
Есть такая особенность человеческого организма – хотеть быть правым. Наградить себя правотой. Как бонус – компенсация в виде удовольствия.
«Приятно» - это то, что принято мной. Любое новое поначалу – неприятно. Важно осознавать, что расширение границ (любых, любое развитие, любое обучение) может вызывать неприятные ощущения. Это – в порядке вещей. Потом будет привычно и приятно.
Замкнутый круг Внутреннего контролера: если у меня что-то не получится, я потом буду себя корить Хотя уже коришь – сейчас Ты уже придумал, что тебе будет стыдно, и тебе уже сейчас стыдно, хотя еще ничего не произошло.
В кругу ведения Внутреннего Контролера – ограниченное пространство, «область правоты». То, что вне известного – пугает.
И Внутренний контролер не пускает проверять, что там (т.е. это механизм выживания и самосохранения). Но есть Внутренний исследователь. Ему интересно, что вне области известного, он подталкивает провести исследование неизвестного, чтобы оно стало известным и принятым, приятным.
Внутренний Контролер отключается от образа активного будущего. Т.о. нужно создать такой образ будущего, чтобы Исследователь стал сильнее Контролера.
Слова: «не надо», «потом», «после него», «а смысл?» - слова Внутреннего Контролера. Этот «внутренний голос» часто оказывается голосом мамы, друга и пр..
Лидер разбирает, где и когда чей голос звучит - ВК или ВИ – и кого в данный момент слушать. Есть две интуиции – интуиция ВИ и интуиция ВК.
Пример негатива интуиции ВК. Задачка: подойти познакомиться с женщиной. Интуиция ВК говорит: «она тебя отвергнет». От этого портится настроение. И если даже подходишь к ней, то - с хмурым лицом. Она и отвергает. И ты говоришь: «Я так и думал!».
Ситуация:
ты что-то делаешь и вдруг за тобой начинают наблюдать, и ты знаешь об этом. Твое состояние меняется, ты уже работаешь не так, как раньше
ты что-то делаешь и тебе кажется, что за тобой наблюдают, а на самом деле это не так. Но твое состояние все равно меняется.
ты что-то делаешь, за тобой наблюдают, но ты не знаешь об этом. Работаешь, как и работал раньше.
То есть, твое поведение зависит не от того, смотрят на тебя или нет, а от того, акцентируется или нет на этом твое внимание. Когда на тебя смотрят – включается твой ВК (он же Внутренний кролик) и приписывает другим то, что ты думаешь сам
антиВК – Внутренний Хозяин, тот, кто оценивает других, при нем внимание - во вне. Кстати, категоричностями говорит Кролик!..
Упражнение – просто посмотреть друг на друга. А потом повторить то же, но все внимание обратить на того, кого разглядываешь, оценивать его, а не думать, что он оценивает тебя. Когда внимание направлено вовне, Кролику некогда активизироваться!!!
Об интровертах и экстравертах. Интровертам не нужны техники уверенности в себе и всякие вхождение в физические состояния. Интровертам нужно просто переключать внимание на остальных, т.е. отводить внимание от себя, обращать его вне себя.
Внутренний Хозяин – это лидер в тебе. Он выходит за рамки и этим доказывает Внутреннему контролеру, что выходить – можно.
Третье занятие
Люди делают что-то хорошее не только себе, они заботятся еще и о других, и могут и получают от этого удовольствие. Хотя эгоисты - все.
Квадрант 1: Нормальный человек, потребитель, эгоист.
Квадрант 2: Либо паразит, либо хороший руководитель («Чтоб я за вас делал свою работу?!») Кстати, паразитов много как внизу, так и наверху соц.лестницы
Квадрант 3: Романтик
Квадрант 4: Творец
В ситуации кризиса:
Квадрант 1: спасает себя, выживает
Квадрант 2: страдает или орет
Квадрант 3: самоубийство («человеку здесь жить нельзя!»)
Квадрант 4: помогает слабым (не обязательно слабым, всем, кому требуется помощь..)
В ситуации благополучия:
Квадрант 1: устраивает праздник
Квадрант 2: «после меня хоть потоп»
Квадрант 3: разбрасывается по мелочам и страдает, что в Африке дети голодают
Квадрант 4: бизнесмен, инвестор, вкладывает в перспективу. Праздник у творца тоже бывает (правильно организованный) с целью сплочения, восстановления энергии
В ситуации столкновения интересов:
Квадрант 1: настаивает на своем (но в рамках «закона», в честных рамках)
Квадрант 2: социопат и беспредельщик, рушит рамки, «ни себе, ни людям»
Квадрант 3: жертва, альтруист, уступит.. все свое – всем остальным
Квадрант 4: администратор, инвестор, конфигуратор, партнер, взгляд из будущего
В ситуации объединения с другими:
Квадрант 1: верность своим
Квадрант 2: шакал, предатель
Квадрант 3: мечтатель, трепло, поэт (романтики больше все стремятся к независимости (свободе «от») и больше всех зависимы от привязанностей)
Квадрант 4: здоровое сотрудничество
На кого работают:
Квадрант 1: на богатых
Квадрант 2: вор (??)
Квадрант 3: на бедных и слабых
Квадрант 4: на самых перспективных
Игра «Выйти из круга» (доказать, что ты достоин жить, уговорить, чтобы разомкнули руки и выпустили тебя из круга):
Выводы: надо обращаться к каждому, искать подход к каждому лично. Кого-то тронет, что у тебя остались друзья, родители, дети (у них самих тоже остались) Кому-то ты можешь помочь по работе и пр.
В общем, думали что игра, а оказалось – жизнь!
Критика:
Д-Н-Д
+ – +
Похвалить за то, что уже хорошо –> указать конкретное действие человека, которое привело к ошибке –> посоветовать, чем дополнить, как изменить
Комплементы. Нам нравится человек (за что-то!), и мы говорит ему это. Но всегда есть какой-то конкретный факт, за который зацепилась мысль и понеслись ассоциации.
Пример: Я сказала Аните, что она светлый человек. Конкретный факт: Анита, не зная, что за ней наблюдают, очень нежно обнимала свою дочку. Этот полный любви жест, эти светлые (я называю их «светлыми») чувства, которые у Аниты замечательно получается выражать через прикосновения, родили во мне именно такой комплемент.
Критика – по сходному сценарию: обвинять не человека, а указать на факт, который привел к ошибке.
Как предъявлять претензии:
контакт (установить)
конкретика (указать на факт, который привел к ошибке)
ресурс (предложить то, что может человека заинтересовать)
Полная схема:
настройка (расположен ли человек на обратную связь или нет)
поддержка (комплемент – указать, что приятно в этом человеке, что хорошо)
коррекция (не «что плохо», а «что добавить/изменить»)
дать образец (как ты понял его стратегию)
(Пример – герой Мела Гибсона из «Чего хотят женщины?»: когда герою нужно придумать решение задачки, с которой он раньше не сталкивался, он начинает с того, что вводит себя в ресурсное состояние, в состояние «творца», т.е. в то состояние, в котором он бывал и знает, что в нем он 100% уверен в собственных силах и в том, что у него все получится (опыт – есть!). Герой наливает вино, включает любимого Фрэнка Синатру, великолепно танцует и этим 100% отвлекается от того, что у него какие-то неразрешимости есть И уже в этом состоянии возвращается к пока еще не разрешенным задачкам) толчок (пойти и сделать первые шаги – его личные, собственные)
Попытки применить эту схему на примерах:
1. Пример Алексея: Бабушка балует внуков, не следит за ними и пр. А вот тут-то схема неприменима потому, что нет звена «ресурс», т.е. нет того, чем можно заинтересовать бабушку, чтобы она воспитывала внуков так, как считают верным их родители. Не привозить детей – не метод. Марина посоветовала следующее: подкреплять поведение, которое Алексей считает правильным. Не выдавать никакой реакции на то, что бабушка делает неправильно, не возмущаться, не критиковать. Но - бурно хвалить за то, что он сделала верно (не выпустила детей одних на улицу, правильно покормила и пр.). Дрессировка называется!
2. Мой пример – про коллегу, которая всем мешает, но которую уволить нельзя. «Ресурса» нет тоже. Заинтересовать нечем. Метод борьбы – сходный, дрессировка также
3. (в перерыве пример такой ситуации был предложен и благодаря указанной схеме – разрешен. Друзья, кто помнит, что это был за пример?)
После перерыва – о разруливании «наездов» по схеме Д-Н-Д:
Прием психологического айкидо «трех-ходовка»:
Первый ход – наезд
Второй (твой) ход – согласие «ДА!». Когда человек слышит «Да!», он входит в транс, ибо этим словом окупается его стремление к «правоте».
Третий ход (твой) – переворот
Как согласиться с тем, что тебя «оскорбили»? Надо не повторить, а переформулировать «наезд» так, чтобы он остался близким по смыслу с т.з. «наезжающего»
Примеры «переформулировок»:
Иногда такое «наезжающий» плохо информирован (т.е. не он наезжает, а ему не дали верную информацию), что это – слухи и мнения, но не реальность ..
Пример: - Твой бизнес – профанация!
- Да! О нас говорят разное (писали плохое, сложились противоречивые мнения, ходят слухи, в желтой прессе..)
Поэтому так важно, чтобы Вы сами ознакомились с нашей продукцией и у Вас сложилось свое мнение
Уходить от личностей – употреблять безличные предложения: не «Вы что-то », а « до Вас не довели »
Уход от категоричностей (менять слова «все» - на «некоторые», «всегда» - «иногда» и пр.)
Пример: - У вас все – уголовники!
- Да, есть такие энергичные люди, которые предпочитают так зарабатывать на жизнь, и есть другие энергичные – те, кто с ними борются
Да, я так хочу привлечь внимание
Облизать «наезжающего» .
Пример: - Ты такой-то!
.
– Да! Твое мнение мне важно (я восхищен теми, кто поступает иначе!)
Похожее: - У Вас, адвокатов, грязные методы! - Да, я пойду на все, чтобы помочь тем, кого ценю и уважаю, и кто попал в сложную ситуацию
- Ты ленив!
- Да, все по разному используют свое время. (я иначе использую свое время. В это время я прочитал кое-что про лидерство, уверен, Вам интересно
)
Да, я исправляюсь, для этого делаю то-то и то-то , я учусь
Указать на полезность того, что ты делаешь для достижения общей (желательно твоей ) цели .. Пример: ( Н.И. кто-то пытается перебить ) Н.И.: – Мне всегда так нравятся твои комментарии, давай ты выступишь после меня, так будет более эффективно
Говорить не «Да, но .» - звучит фальшиво , лучше «Да, и ».
Важно – краткий ответ, а не монолог с доказательствами, примерами и экскурсами в историю. На оправдание похоже. И партнер-зануда – не лучший вариант партнерства.
Важно – быстрый ответ. Не надо придумывать ответ - сразу ляпнуть «Да!», а потом думать Были удачные примеры перевода темы (хотя это уже иной прием): - Ты отвратительно водишь! – Да! Я тут читал статью про то, как водят в разных странах
Основной принцип - расширение «наездного» термина от отрицательного до нейтрального (не до положительного – так менее плавно), перечисления позитивных синонимов негативного слова: Дурак=странный. Профанация=ошибка
Попросить о помощи «наезжающего», раз он такой идеальный – пусть поможет и тебе стать лучше
Четвертый ход (высший класс от Н.И.) – предложить свое
При этом важны не только слова, но и положение тела!
Наглядный пример: «наезд» на Н.И. начинается лоб в лоб, а на «перефразировке» Н.И. уже с боку (и м.б. кладет руку на плечо), как бы показывая, что «мы не против, а мы – вместе!»
Небольшое лирическое отступление: считается, что левая сторона лица – личная, а правая – деловая. Т.о., для того, чтобы расположить к себе, надо подходить слева. С левшами, наверное, по-другому. Тут был продемонстрирован отличный пример:
Н.И.-Шеф сидит в закрытой справа (ногами, руками) позе и не смотрит в сторону подошедшего справа Игоря-подчиненного. Н.И. бурчит, не поворачиваясь: «Вы по какому вопросу?». Игорь ловко обходит Н.И. спереди и подсаживается слева: «По личному!»
Домашнее задание:
Находить сильное, лидерское место в любой аудитории, чтобы приковывать внимание всех
ответить на критику в свой адрес по схеме Д-Н-Д, покритиковать других
Далее упражнение – презентация (по очереди выходим и предлагаем аудитории что-то).
Выводы и наблюдения:
Импровизация возможна, если она тщательно подготовлена
Начинать надо не с вопросов, а с завоевания аудитории. Например, выдержать паузу. В это время оценивать тех, кто на тебя смотрит, кто как сидит, кто кивает, а не думать, как они оценивают тебя.
Т.к. презентация была вроде как деловая, свой товар представляли с серьезным официальным лицом и в соответствующих терминах. Однако только официальные, деловые лица – ограничивают. Официальная позиция – позиция защиты, позиция Внутреннего Кролика. Официальная позиция показывает аудитории то, что ты считаешь, будто в ней - не свои, а чужие! Всегда должно быть – личное, так всем удобнее.
Комментарии о завоевании и удержании внимания в кругу. Достойные примеры: выйти за круг, прикосновениями, голосом («я знаю, что те, кто находятся у меня за спиной, меня тоже слушают »)
Презентация на одной интонации вводит аудиторию в транс. Чтобы акцентировать внимание на важном необходимы жесты – дарения, продвижения, утверждения. Но жестов не должно быть чересчур.
Из лирических отступлений третьего дня:
Н.И.: В споре двух лидеров проигрывает тот, кто отводит глаза, чьи глаза начинают бегать, и этим он сам себя вводит себя в транс.
Игорь Незовибатько: Внутренний Кролик – бессмертен! Ему только дай волю – он сразу займет место Хозяина! За ним нужен глаз да глаз! Чем больше заполняешь себя Хозяином, тем меньше места будет занимать тогда Кролик. Самые красивые и конструктивные отношения - когда разговаривают Хозяин и Хозяин.
Об оправданиях. Оправдывается – Кролик. Если звучит оправдание, это слышится так, будто 1. вина действительно присутствует 2. оправдывающийся ее осознал. Принцип «Королева не оправдывается»: если Королева что-то хочет объяснить (растолковать), то только потому, что она заботиться о своих «подданных» и желает, чтобы благодаря ей они стали более информированными по конкретному вопросу.
Однако если человек решил что-то объяснить и вроде как самораскрыться, целью этого может быть желание разговорить партнера, помочь партнеру раскрыться в ответ.
Игорь Незовибатько - Евгению: Для того, чтобы развивать экстраверсию нужно подходить к людям. Без цели, просто так. Но с чем «просто так» подойти к человеку? Ну например - развеселить/взбодрить, получить/дать информацию, приласкать.
Игорь обещал показать Евгению упражнения на экстраверсию Показал?
О книгах Игоря Незовибатько – спорный имидж делает рекламу. Без контрастов не родятся суждения!
Четвертое занятие
Игра с веревкой (один – наблюдатель, у остальных закрыты глаза, кто-то лидер, задача – построить квадрат).
Выводы:
Лидеру можно организовать мозговой штурм, узнать, у кого какие идеи.
не знаешь, как действовать – молчи. Знаешь – давай инструкции.
Лидер организует рождение идеи: разбить на группы, делегировать полномочия.
Стили решения групповых вопросов:
«Бодалка». Пришли, накидали конфликтогенов под маской личного мнения, поспорили, покричали, поперебивали друг друга и пр. Те, кого подавили – расползаются, обиженные, а некоторые вообще получают удовольствие от «выброса эмоций на повышенных тонах».
«Милая тусовка». Люди, прошедшие коммуникативные тренинги. Здоровая атмосфера, чай/кофе Основной растраченный ресурс – время
«Случайный». Чисто механическое решение – принимается любое, случайное (чуть ли не по алфавиту), главное – быстро! Важно, когда секунды решают все, типичная ситуация на рынке.
«Демократия». Голосование. Решение принимается большинством голосов. Это долго, да и большинство диктует меньшинству, т.е. не-лидеры, не-элита, средние диктуют элите. Может быть предложено выслушать мнения каждого из присутствующих – это заставляет думать некреативных.
Но по сути, демократия – это видимость, у нее всегда есть лидер. Можно сформулировать все, что угодно (мол, если вы хотите, чтобы мы были успешны, принимаем мое решение Вы что, не хотите успеха?). Решения будут приниматься те, так, и в том порядке как сказал лидер обсуждения. И если все происходит в том порядке, который диктует лидер, это доказательство того, что вроде как все это приняли. (Пример про то, как на каком-то собрании 2,5 часа демократично обсуждали, сколько кусков мыла должно лежать в мыльнице, а за оставшиеся 15 минут все без обсуждения приняли все те решения, которые хотел лидер, ибо спорить сил уже ни у кого не осталось).
«Авторитет организатора». Действия «крестного отца»: вот мое решение, ты сделаешь эту часть, тебе я подскажу, как тебе правильно сделать вот это «Крестный отец» вроде как советуется.. Но здесь «отец» не успевает выслушать толковые советы, а анти-лидеры могут его подловить на конкретике
«Экспертная оценка». Руководитель вызывает сотрудника в кабинет на личную встречу, чтобы советчиков из коллектива не было, ибо коллектив должен не советовать, а работать. Руководитель же может с коллективом советоваться, т.е. подкреплять сотрудников доверием и уважением.
«Диктатура».
«Воздушный шар»
Благодарны не тому, кто самый опытный или кто самый человечный, а управленцу, тому, кто все организовал.
Как Н.И. оперативно разрулил ситуацию:
Нейтрализовал, отрезал руками 2-х сидящих рядом (Катя) (из-под руки – не кричат! Это – работает!).
Потянулся к сидящему через одного (Игорь), взял его список (продвигать легче не свое, а чужое. Сейчас я продвигаю его, а он поможет мне потом) – еще один нейтрализован.
Обезвредил негативных лидеров. Вручил список Оксане (она отвлеклась, уткнулась в список и впала в транс). Н.И. заручился ее поддержкой: «Все, как хочешь ты! Все будет! Спасибо!» Он уже поблагодарил, хотя она еще не согласилась. Что остается Оксане?..
Выявил полезные фигуры (Нина, Анита, Егор) – им вообще объяснять лично не надо, они биться не будут.
ВСЁ!!!!! Аплодисменты!
Темпоритм:
1 скорость – очень медленно (1 шаг за 5 сек.)
2 скорость – медленно (2 шага за 5 сек.)
3 скорость – средне (1 шаг за 1 сек.)
4 скорость – нормальная, бодрая (7-8 шагов за 5 сек.)
5 скорость – лидерская (2 шага за 1 сек.)
6 скорость – максимум. У всех разный. Важно тебе знать, что ты работаешь на своем максимуме.
Смотрите на ноги актера – в каком ритме ноги, в таком ритме он и живет –это внешний темпоритм. Внутренний темпоритм: сидеть или говорить медленно, но ритм может быть высоким: быстрое мышление, быстрое биение сердца. Ко сну отходить нужно на 2-1й скорости. Важно темпоритм держать долго и не выпадать! И учиться резко перестраиваться.
Темпоритм – заводит. Темпоритм – скрытое влияние (даже собаки его чуют).
Из лирических отступлений четвертого дня:
Игорь Незовибатько: не стоит говорить, что что-то хорошо для тебя, а что-то плохо. Просто у тебя – иное, твое.
Плата за тренинги – стимул. Самые неэффективные ученики те, кто не оценивал свои вложения.
Много времени и внимания уходит на обсуждения того, что делать с опоздавшими и на их оправдания.
Надо знать свои сильные и слабые стороны и выбирать деятельность, которая не связана со слабыми сторонами. И именно сильные стороны нужно совершенствовать и использовать. А слабые стороны надо развивать, но не делать на них ставку. Лидер организует людей так, чтобы то, в чем он не очень силен, делал для него кто-то другой.
Последнее занятие
Комплементы.
Сильный комплемент – когда хвалят труд, то, во что человек вкладывается, признание его достижений и умений. Комплемент – как подарок, а подарки – это умное инвестирование в жизнь. Комплемент д.б.коротким и по факту, а подарки – небольшими. Если говорят, что не любят комплементов – врут! Таким людям надо делать комплементы тонко. Например, сразу после комплемента задать вопрос – человек отвлекается, начинает на вопрос отвечать, но комплемент – уже на подкорке.
Мотивация и стимуляция (сказка о хозяине и ослике в исполнении Игоря Незовибатько):
Хозяину нужно добраться до дома. А ослик все время отвлекается – на травку, на солнышко, на ослиц всяких, а куда идти – толком не знает. Хозяин вешает ослику перед носом морковку. Ослик на запах морковки – идет. Только не нужно забывать, что ослику образа и запаха морковки недостаточно и он может сообразить, что это – мираж! И этот мираж может испортить ему настроение и ваши отношения (часто – за долю секунды). Ослика надо подкармливать. Но неудивительно и то, что ослику может надоесть морковка Необходимо разнообразие. Мотивацию надо менять. Причем мотивировать не тем, что нравится хозяину (пиво там, вобла), а то, что нравится осликам (брюкву какую вместо морковки)
Интересный момент – после достижения определенного финансового положения (например, квартира, машина, дача) финансовые мотивы уже не работают. Здесь надо манить идеей, отношениями, признанием А в сетевом бизнесе вообще работают обычно только если интересно, здесь нужно заставить захотеть работать
Об ослике. Осликам обязательно нужно давать отдых. Но всего этого бывает недостаточно. А для таких случаев у хозяина припасена острая палка Это и есть стимул. Тогда все мысли ослика – «лишь бы не наказали» В случае с подчиненными, страх наказания может подавить их креативность, кроме того, они, например, могут в ответственный момент заболеть (м.б. даже в качестве мести)
Мотив – вызывание положительных эмоций, стимул – отрицательных.
Мотив= «куда-то», стимул= «от чего-то».
Д-Н-Д = мотив-стимул (кратко) -мотив
Самомотивация сходна с мотивацией: «я могу без этого жить, но это дает мне вкус к жизни».
Мотивы:
- действия, которые могут вызывать удовольствие: интерес, любопытство, азарт, радость, любовь Люди ценят стабильность, надежность, перспективу, престижность, хороший псих. климат, соц.статус, обеспеченную семью, безбедную старость
- благодарности, поощрения, похвала
- материальная (премии и пр.). Но надо помнить, что деньги нужны ради чего-то (для покупки квартиры, на семью, на авто), так что прямые деньги можно заменить – выдавать кредиты от фирмы (под меньший процент), корпоративные праздники, семейные выезды, служебное авто
- красивый образ будущего, вовлечение в идею процветания, дать почувствовать частью большого дела
- особые привилегии, участие в принятии важных решений, приближение к руководству, власть, повышение в должности, доверие
- реализация творческого потенциала, разнообразие деятельности
- послабление графика, сокращение рабочего времени
- альтруистическая (эта работа дает возможность спасать людей)
- религиозная (после смерти будешь в раю)
- отдых (санатории, поездки)
- льготы (например абонементы - фитнес, бассейн (т.е.играем на здоровье и получении удовольствия)), причем каждый выбирает, какие льготы ему ближе (страхование и транспорт или детский сад и спорт) из всего пакета льгот.
- повышение квалификации, обучение (в т.ч. одновременно с отдыхом)
Стимулы = лишение мотивации:
- действовать так, чтобы сотрудникам было стыдно перед людьми. Чего люди обычно стыдятся и какими не хотят быть? Нищими, больными, зависимыми, неудачниками, нереализованными, отвергнутыми (в личной жизни страхи те же самые, но меньше публичности)
- вызовы на ковер, суровое отношение, выговоры
- штрафы
- игнорирование
- только официальное, не личное отношение
- формирование негативного мнения коллектива
- выказывать недоверие
- неудачный по времени отпуск, не-отпускание в отпуск
- перевод в другой отдел (смена атмосферы)
- усиление рабочего графика
- работа на выездах, в смену
- понижение в должности
-отдать выгодный или престижный контракт другому
- не наградить, когда всех награждают (удар по самолюбию, возбуждение зависти и желания быть среди награждаемых)
-увольнение
Стимулы – прямые и косвенные. Прямые – отругать. Косвенные – похвалить другого.
Как найти мотив или стимул для конкретного человека? Надо определить потребности и приоритеты.
Большие круги – круг приоритетов руководителя А и подчиненного В.
Красный круг – желание продвигать фирму, сделать ее лидером на рынке.
Голубой круг – материальные потребности.
Зеленый круг – ощущение собственной значимости, признания в коллективе.
Синий круг – ощущение стабильности.
Предположим, подчиненному важна материальная составляющая, но руководитель удовлетворить эту потребность не готов (если будет обещать, то, что заведомо не сделает – разочарует). Как заинтересовать подчиненного? Если руководитель будет апеллировать к чувству долга перед фирмой, говорить о том, что без этого подчиненного фирма «пойдет ко дну», это не вызовет в душе подчиненного нужного отклика, ибо в его приоритетах отсутствует «красный круг». Но если руководитель упомянет, что коллеги этого подчиненного очень ценят и уважают, и напомнит о том, что зарплата в этой фирме хоть и не самая высокая, но – стабильная, то попадание в круг приоритетов подчиненного - будет. При постановке своих целей надо предусматривать интересы других людей.
Еще – люди не любят, когда их заставляют что-то делать, но с удовольствием будут делать то же самое по собственному выбору.
Далее Игорь предложил поделиться, кто и чем может быть полезен другим после завершения тренинга. Отметив, что только если напряженность и заинтересованность того, кому предлагают, и того, кто предлагает, - одинаковая, то только тогда проект состоится.
Но какая выгода/прибыль тому, кто предлагает?
- моральная удовлетворенность (альтруизм)
- если договорились о чем-то в сфере бизнеса, то - деньги
- связь с партнерами
- опыт
- ощущение того, что твоя деятельность кому-то нужна
Домашнее задание:
какую прибыть от этой поездки получили?
что можно было бы изменить, чтобы эта поездка была еще более выгодной?
Предложить темы, формат и пр.подобных семинаров.
О лидерстве в к/ф «Шоколад»
Почему нам не нравится Граф как лидер? У него неуклюжие жесты, манеры, неизящные выражения лица, неискренняя улыбка. Если ходить с такой недовольной физиономией – неудивительно, что вся жизнь такая.
Две женщины, нагруженные чемоданами, взбираются на гору, погода – противная, в лицо – ветер Интересный вопрос от Н.И.: «Как вы думаете, что они чувствуют?» Ответы: «Усталость, раздражение м.б .» Н.И.: «А если знать, что эти трудности – это ее Путь, если знать, что ее Миссия – это идти в гору, начинать все с нуля, и тот ветер, что в лицо – это друг, и чем сильнее ветер, тем ближе она к цели Сказка живет в душе »
Вивьен (Дж.Бинош) неоднократно использует сл.прием: резкий отказ с милой улыбкой (неожиданно, что вводит собеседника в транс) и перехват инициативы в разговоре (в т.ч. смена темы)
Эмоция – это управленческое воздействие.
Интересный прием: вроде как попрощаться, завершая напрягающий разговор. Собеседник вроде уже расслабился, понимая, что темы, которой он опасался, в разговоре не коснулись. И вот тут-то развернуться и напасть: «А кстати! ..» (сцена между Графом и священником)
Там же – переключение внимания, введение в транс (всунуть в руки текст – собеседник автоматически переключает внимание на него и не спорит)
Важен телесный контакт (первое касание – случайно, второе –намеренно), ибо если допустили к телу – значит, признали другом.
Если не можешь сформулировать четко то, что должно быть результатом разговора – считай, разговора не было.