© Материалы сайта защищены авторским правом. При их использовании обязательна ссылка:
Дмитрий Богданов: «Промывка мозгов»
Итак, некоторые конструктивные рассуждения на затронутый в прошлом письме (в обратной связи на базовый) вопрос «промывки мозгов». Вопрос заключался в том, как заставить людей думать и развиваться сознательно, а новые идеи и принципы воспринимать слегка критически, опробуя на себе, как выполнять упражнения и изменять себя осознанно, а не потому что «так ведущий сказал».
Все описанные здесь мысли не обязательно являются проявлением моей позиции (твёрдые и категоричные «убеждения» в чём бы то ни было у меня вообще практически отсутствуют), а могут быть лишь критичным взглядом с одной из сторон.
На мой взгляд, понимание некоторых вещей у пришедших на тренинг стоит создать быстрее и целенаправленно, а не задним числом и для тех, кто это и так понимает.
В частности, простую мысль о том, что навыки Синтона – потрясающей универсальности инструмент (а для кого-то и оружие), делать с которым можно что угодно. Банальное сравнение с ножом или топором приводить, полагаю, излишне.
Кроме того, будет здорово, если люди сразу узнают, что и как может измениться в человеке в процессе прохождения тренингов. Синтон изменяет людей, причём иногда необратимо, изменяя нередко и систему ценностей. С точки зрения Синтона всё выходит классно, и человек, бесспорно, будет к тому моменту уверен, что это классно, но вот нужно ли это тому, кто в Синтон только пришёл? И можем ли мы решать, что бездельнику с алкогольным пристрастием и отсутствием жизненных целей нужно именно то, что даст ему Синтон (и каким его сделает)? Синтон играет на Чёрное, но понимание того, что Чёрное, а что Красное – у каждого своё. На выходе данного абзаца мысль: объяснить, как могут изменяться люди (и их ценности) в Синтоне. И поразвёрнутее.
Дело ясное, что всё это того или иного человека может отпугнуть, и количественно тренинг может сократиться, но за количеством ли гонка? В конце концов, Синтон – это идея увеличения добра в мире или бизнес?
Угу. Идея. Только если есть возможность не спугнуть, а увлечь жизнью и делом возможного бездельника и алкоголика, то мое решение – не спугнуть рассказами сразу, а увлечь. Но тогда за этим стоит не «бизнес», а «идея». Да? – Н.И.
Вдогонку к уже сказанному добавлю, что не все понимают, что упражнения и мысли, вынесенные из Синтона, могут быть в определённых условиях вредны и даже опасны. С умом всё делать-то надо, и чувства меры не терять. За вариантами далеко ходить не нужно. Одни нестандартные поступки чего стоят
Следующей веточкой (веточкой, потому как письмо пишу по предварительно составленной нейрокарте, т.е. mind map) я бы отметил психологические игры. Думаю, мало кто поспорит, что наиболее запоминающиеся этапы базового – «Красное и Чёрное» и «Воздушные шар». Если остальное ещё можно как-то упустить из памяти, то их, пожалуй, запомнил каждый. И в этом их сила. Психологические игры в противовес абстрактным упражнениям и рассуждениям дают ясную картинку того, как что может произойти в жизни. И здесь вопрос «как заставить человека думать» отваливается сам собой: у здорового человека, пришедшего в Синтон, после них подумать найдётся о чём. Посему скажу, что такого рода игр можно добавить – пусть не такого масштаба и временного объёма, как упомянутые, но всё же.
Другой стороной оказывается то, что игра даёт возможность подумать и понять, но не рассказывает открытым текстом, над чем подумать и что понять. После «Красного и Чёрного», как только закончилась игра, мне хотелось просто молчать, а вокруг было немало реплик в духе «А чо? Да мы, в принципе, нормально играли, никого особо так не подставили » притом, что практически вся игра проходила на красное. То ли оправдание перед собой и окружающими, то ли непонимание смысла игры вообще – не знаю.
Безусловно, программа базового предполагает немалый объём обсуждения этих игр, но после обсуждения зачастую вместо ясности и разложения по полочкам в голове образуется каша. Вариант решения: «повторение пройденного» в конце тренинга, когда по разным темам (по играм в том числе) подводятся итоги и мысли переукладываются.
Резюмируя: игр можно добавить, обсуждение и разбор оных сделать более чётким и ясным, возможно сделать повторение основных тем в конце тренинга.
Теперь о процессе взаимодействия ведущего с группой.
Возможно, стоит добавить больше диалоговых элементов, больше вопросов (не размытых и общих, а чётких и заставляющих думать) к группе до промывки мозгов, а не
после – наперекор частому «Нравится? Хотите?» «Да-а-а! »
Значительно облегчается понимание тех или иных вопросов базового на простых жизненных примерах – и чем больше, чем лучше. В частности, идея о том, что «если мы все умные и хорошие, то любое решение будет классным» в общем рассмотрении понятна, но как-то так именно «в общем». На воздушном шаре от этого зависят жизни, а в повседневности бытовых решений никто не погибает. Понимание же пришло чуть позже, когда заглянул в гости на домашнюю встречу Дины. До безобразия банальный вопрос «куда пойти сегодня вечером»: можно трепаться до посинения, и собаку в море выбрасывать не надо. Так вот, не понял сам и сразу простейшую мысль: люди-то здесь не умирают – время убивается. Кроме всего прочего. Как вывод: больше объяснений на примерах их жизни, реальных приложений получаемых навыков.
Непосредственно промывание мозгов стоит проводить, наверное, только в наиболее сложных моментах, в остальных случаях заставляя группу пробиваться, пусть под руководством ведущего, но всё-таки своим лбом. Группа подумала, ведущий вывел результат обдумывания туда, куда надо. Но группа – подумала.
И, пожалуй, классно подействует увеличение количества всевозможных провокаций. Если группа будет знать, что ведущий может спровоцировать людей на выводы, которые впоследствии будут опровергнуты, а группа будет опущена физиономией в какую-нибудь неприятную субстанцию – склонность думать и не принимать всё на веру с полуслова, мне кажется, появится мигом.
И, наконец, последняя веточка моей нейрокарты: некоторые идеи относительно домашних встреч и домашней работы.
Одна из мыслей, пришедших в голову, заключается в том, чтобы давать заранее на обдумывание вопросы, которые будут рассматриваться / обсуждаться на следующем занятии или домашней встрече. Разумеется, заниматься этим будут не все, но тот, кто работать хочет – как минимум задумается.
Кроме того, на домашних встречах можно обсудить ситуации, в которых тот или иной принцип (техника, идея) не выполняется, где лучше поступить иначе, т.е. получается своеобразный поиск дыр в системе. Главное – слишком этим не увлекаться, а то вся Синтон-программа окажется изъеденной.
Ну и можно на домашних встречах больше внимания уделить заданиям не на собственно встречу, а на неделю, лучше с устным (а можно и письменным) отчётом на последующей встрече. Своего рода мини-Дистанция. Необходимость отчитаться определённо создаст стимулы и для работы, и для мыслей.
Основные идеи по вопросу я изложил, надеюсь, конструктивные зёрна, проросшие в голове, на экран передать удалось. Потому засим заканчиваю.
Доброго Вам времени суток.