УПП

Цитата момента



Привязанность отличается от любви болью, напряжением и страхом.
А я не боюсь!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Пытаясь обезопасить ребенка на будущее, родители учат его не доверять чужим, хитрить, использовать окружающих в своих целях. Ребенок осваивает эти инструменты воздействия и в первую очередь испытывает их на своих ближних. А они-то хотят от него любви и признательности, но только для себя. Но это ошибка. Можно воспитать способность любить, то есть одарить ребенка этим драгоценным качеством, но за ним остается решение, как его использовать.

Дмитрий Морозов. «Воспитание в третьем измерении»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка
ОГРОМНОЕ ЗА НЕЕ СПАСИБО!

Это очень универсальная вещь, и наверное САМАЯ ЦЕННАЯ для меня из тех, что я взяла с этого тренинга!

6. Поняла, что транс - прикольная вещь, но над ним нужно еще работать… и не перед сном (потому что тогда я сразу засыпаю, как только начинаю расслаблять тело ), а в бодром состоянии. Очень хочется научиться высыпаться за пару часов на весь день - тогда столько свободного времени появится!

7. Мне стало проще быть лидером. Уж не знаю, что помогло в этом больше: фоновые упражнения на домашках или тренинг "раб и хозяин"…

8. В достаточной мере научилась контролировать свое настроение. Депрессии магическим образом исчезли

9. И еще осознала, что очень просто быть счастливой, и "налоговый полицейский" для меня - отличный якорек!

Николай Иванович и Андрей, спасибо вам за все!!!

щелкните, и изображение увеличитсяРадзиевский Константин

Значение данной программы трудно переоценить. Лично я поставил бы ей 10 баллов из 10 возможных. Принципы и методики отношения к жизни, коррекции своего мировоззрения и текущего психофизиологического состояния являются настолько полезными и релевантными, насколько это вообще возможно. Нельзя не отметить связность и последовательность тематик занятий, их актуальность и пользу для превращения человека потенциально успешного в человека, успешного реально.

Ниже перечисляются основные моменты и положения курса, произведшие на меня наибольшее впечатление и давшие мне наибольшую пользу.

1. Понятие о том, что я (и никто другой) являюсь полным хозяином своей жизни. Я волен делать практически всё, что я пожелаю. Я могу распорядиться своей жизнью именно так, как это мне угодно. Разумеется, подобные вещи должен понимать и осознавать каждый человек, однако именно на данном курсе этот тезис мне удалось почувствовать особенно полно и четко.

2. С другой стороны, не менее важным понятием для меня явилось осознание того, что только я и никто другой отвечаю за всю свою жизнь (прошлое, настоящее и будущее) на все 100 процентов. Этот факт ограничивает влияние первого вышеуказанного тезиса. Действительно, делать можно всё что угодно — но ведь и отвечать придется мне самому, а не кому-то ещё. Да и валить все свои прошлые и настоящие неудачи на "окружающий мир", "судьбу" становится невозможно. Неудач нет — есть обратная связь. Один раз проколоться можно, с каждым бывает — но несколько раз подряд уже недопустимо. Необходимо уметь учиться на своих (и, желательно, чужих) ошибках. То же относится и к стратегиям будущей жизни — не надо думать, что как-то само всё сложится и что от меня — для обустройства, кстати, именно моего успеха — не потребуется творческий, деятельный и энергичный подход. Если я не распоряжусь своей жизнью — ей распорядятся другие, причем в выгодном отнюдь не мне ракурсе.

3. Из двух вышеуказанных утверждений, образующих динамический баланс между "я могу всё" и "я должен думать о последствиях своих действий", вытекает и третье понятие — о, видимо, самом радикальном выборе, который человек делает в самом начале своей жизни: кем ему быть — "успешным человеком" или "жертвой обстоятельств". В жизни каждого человека, в том числе и моей, был момент, когда он сделал этот выбор вполне осознанно. Просто в случае выбора "позиции жертвы" сам факт этого выбора потом вытесняется и замещается отговорками типа "такая жизнь", "а что мы можем", "другим больше повезло" и т.д. Эти отговорки, кстати, порой позволяют избегать как ответственности за свои будущие действия, так и оправдывать свои неудачи в прошлом. "Позиция жертвы" дает оправдание безделью, а также зависти и зловредности — два последних качества, кстати, дадут возможность вредить другим, более успешным людям, под предлогом восстановления "социальной справедливости". Лично для себя я отметил необходимость коррекции мировоззрения и избавления от взглядов "позиции жертвы".

4. Также очень важным для меня явилось понятие "генеральной линии жизни". Я сам могу выбрать свою эмоциональную направленность, а следовательно, и подтянуть к ней соответствующую идеологию успешной жизни, пересмотрев и отбросив многое из прошлого и настоящего. Я сам могу сделать себя счастливым и успешным, отмечая свои победы и учась на своих неудачах — а отнюдь не игнорируя победы и не зацикливаясь на неудачах, как это бывает у человека в "позиции жертвы".

5. Инструментами для смены эмоциональной, а затем и идеологической "генеральной линии жизни" являются "график эмоций", "светофор" и набор упражнений "царственная осанка", "весомая речь и жесты", "холерик", "хорошо", "комплиментщик" и т.д. Возможно всё, если этого захотеть! Инструменты есть, перспективы есть — достаточно просто начать работать и представлять свою цель.

6. Лично для меня явилась некоторой трудностью перестройка самооценки от принципа "чего мне не хватает" к принципу "что у меня есть". Это, кстати, является одним из признаков "позиции жертвы" — преуменьшение своих достоинств и возможностей. Таким образом можно убедить себя в том, что ничего не выйдет, а следовательно — нет нужды напрягаться и стараться. Как только я начал думать о том, насколько я в действительности богат и сколько у меня есть знаний, навыков и достоинств, заработанных собственным трудом — то у меня резко повысилось самоуважение и требовательность к себе. Начался пересмотр всей прожитой жизни на предмет целесообразности и направленности сделанных поступков. Вывод: силы есть, потенциал большой, а вот вектор приложения, увы, отсутствует. Нужно искать своё призвание, открывать пути самореализации — поскольку прожить тихо-мирно и относительно безбедно можно всегда, а вот достичь цели своей жизни — здесь нужно постараться.

7. Весьма важным открытием для меня явилось рассуждение о том, какую огромную часть мировоззрения человека составляют его верования. Хорошо здесь то, что их можно корректировать. Насколько, оказывается, можно изменить себя при желании!

8. Тренинг "Хозяин и Раб" — прекрасная школа жизни. Многие прежние переживания о прошлых несправедливостях жизни и т.д. — теперь воспринимаются как обычное дело. Ничего страшного в несправедливости нет — к тому же нам её никто и не обещал. Нечего грузиться такими вещами. В любом случае, другой жизни не будет — да и эта не так уж плоха. Она позволяет нам взять от неё столько, сколько мы можем. Всего-навсего — нет халявы! И неужели это так страшно? Что же касается роли Хозяина — то я получил истинное удовольствие от управления бесправным человеком, который что-то делает для меня за бесплатно и в моих целях. Разумеется, цели эти были чисто конструктивными. Садизма быть не должно — ибо это глупо. Нет смысла плохо обращаться с собственным орудием труда — оно мне ещё пригодится.

9. И, наконец, домашние встречи дали мне много нового и полезного: можно добиться очень многого, главное — работать. Люди с серьезными физическими дефектами жили и живут гораздо более полной и творческой жизнью, нежели многие вполне здоровые и подвижные особи. Причем здесь наблюдается парадокс — многие люди (в т.ч. и я) способны трудиться с полной выкладкой и самоотдачей — но, увы, на кого-то другого. Лично же свои интересы они как-то предпочитают не отстаивать и не реализовывать. Отсюда — вывод: совместить работу по чужим рекомендациям в собственных интересах (а затем и перейти на полностью автономную работу на себя) поможет дистанция.

10. Таким образом, данный курс явился для меня поистине неоценимым с точки зрения смены всей идеологии жизни. А это — главное.

Оценка курса для себя: 10 из 10.

Оценка курса для рекомендаций другим: 8 из 10 (не всем, возможно, всё пригодится так, как мне).

21.02.2003 – 3.04.2004

щелкните, и изображение увеличитсяМеньшов Кирилл

В целом курс "Мира души" воспринят мною как "расширенный вариант" упражнения "Внутреннее хорошо", которое (по собственным ощущениям и по отзывам в группе) мне удалось хорошо отработать на "Базовом", поэтому ко многому на этом цикле я уже был готов. Возможно поэтому же цикл не оставил такого ощущения "прорыва", какое было на "Базовом", где я, как человек, пришедший "извне", был буквально поражен тем, что существует, оказывается, целая система взглядов и убеждений совершенно отличающихся от тех, которыми я пользовался раньше, и многократно более эффективная. Здесь же, на "Мире души" ситуация воспринималась уже просто как логичное продолжение обучения в той же направленности: что было концептуально известно из "Базового" (внутр. хорошо) здесь прорабатывалось глубже и подробнее.

Самыми сильными впечатлениями цикла для меня стали эпизод с "телеской" и "рассвет в городе Крыжопль".

В отношении первого случая хочется опять оглянуться на "Базовый" где у меня, вообще-то, была возможность убедиться во влиянии физического тела на эмоциональное состояние. Когда при отработке "внутреннего хорошо" я читал отчеты и дневники дистантников по этому вопросу, то отметил эту мысль и даже пользовался некоторыми указанными там приемами для поддержания своего "хорошо". Тем не менее, упражнение с "шизофреническими обнималками" (стараясь не включать в ощущения телесные составляющие) произвело отличное впечатление и вот теперь эта мысль по-настоящему "осела" в сознании. Кстати, по результатам этого занятия поставил себе задачу научиться-таки танцевать (к 24 годам пора бы уже, наверное ). Выполню до Нового Года, если позволит финансовая ситуация и количество свободного времени.

В отличие от "телески" и многих других эпизодов "Мира души", "рассвет в городе Крыжополь" явился для меня совсем новой и неожиданной мыслью (что странно, ведь, как и все гениальное , она до крайности проста). Во время предварительных упражнений (эмоции при срыве отлета в командировку, при потере своих и чужих денег) я старался подходить к задаче, совмещая честность (если были бы "отрицательные" эмоции — высказывать это) и навыки, уже полученные к этому моменту из курса (рассматривать ситуацию как повод для "положительных" или ресурсных эмоций). Но когда дошло до "рассвета…", я, удивляясь сам себе, не испытал необходимости намеренно стараться вызывать у себя те или иные эмоции. Я испытывал совершенно искреннее воодушевление, подъем и даже радость от ситуации!! Подумать есть о чем. Прежде всего (в чем и был, наверное, смысл этого упражнения) теперь можно легче (гораздо) относиться к потерям разного рода, да и к жизни в целом. Но родилась и еще одна, побочная мысль. Если эта воображаемая ситуация так меня воодушевила, возможно в моей жизни есть нечто, что в той или иной степени "давит" на меня? Или я не вполне осознаю свои цели и иду не туда, куда хотелось бы (и воодушевление родилось от ощущения "свежего старта")? Эти вопросы намерен продумать и решить на цикле "Успешный человек" (о чем напишу далее в "задачах студента на цикл Успешный человек").

Несомненно, огромное значение имеет занятие о "верованиях". Скорее всего, именно оно стало бы центральным моментом моего отчета, не будь я уже знаком с вопросом на момент начала цикла (из материалов дистанции) . О верованиях я еще напишу ниже, в общем резюме по циклу.

В занятии о сказках и реальности столкнулся с противоположной задачей: у меня всегда (или почти всегда?) прекрасно получается "жить в реальности". А между тем в жизни достаточно примеров ситуаций, где необходимы именно "сказки" (на ум сразу приходит любовь и, наверное, человеческие взаимоотношения в целом). Таким образом, решал такую же задачу, но, наверное, в противоположном направлении, чем большинство участников: как научиться переключаться в "сказки"? В беседах с куратором и ведущим было решено, что поможет практика и еще раз практика! Что ж, практикуюсь. Из самых необычных моментов: сделал на пару минут поезд метро "волшебным поездом" из одного из прочитанных романов. Получил для себя забавный и новый вид удовольствия! Продолжаю дальше.

В отличие от распространенных, наверное, случаев, не скажу ничего особенного о занятии "Раб – Хозяин". Получил больше эффекта от наблюдения за другими, чем от собственного прохождения. Наверное, это связано с тем, что я был на военных сборах, где мы находились в роли будущих лейтенантов, а пока формально являлись "курсантами", и "по факту" к нам относились примерно как к сержантам. То есть, фактически это был тот же тренинг, общей длительностью 1,5 месяца . Тем не менее, наблюдая за другими, увидел массу интересного и временами даже поражающего. Основной вывод из занятия: подтвердил одно из главных своих верований "человек может все"! И даже расширил его: "порой ему этого даже не требуется особой мотивации" .

Общий итог курса следующий:

1.       Увидел и "прочувствовал", что эмоции действительно можно создавать произвольно. В начале цикла ставил себе задачу "заиметь пульт управления", на котором находились бы тумблеры "радость", "грусть", "воодушевление" и т.п. Пульт получился. Правда, оказались на нем не тумблеры: эмоции (пока?) не запускаются "одним щелчком". Мой пульт сейчас обладает скорее колесами, крутя которые в ту или иную сторону можно сдвигать эмоциональный фон к тому или иному полюсу. Колеса эти подписаны так же: "радость", "грусть" и т.д. Некоторые крутятся легко (это состояние вызывается довольно просто и быстро), некоторые — труднее (это состояние пока целиком и ярко не вызывается, а я лишь "смещаюсь" в данную сторону по эмоциональной шкале). Теперь буду практикой развивать легкость и быстроту их вращения.

2.       Повысил гибкость в восприятии ситуаций. Теперь иногда даже "играюсь" подобным образом: прикидываю, как еще можно отреагировать на те или иные возникшие в жизни обстоятельства. Легче переношу эмоционально-трудные случаи. Правда, радости в ответ на сложные события (пока?) не возникает, однако "рабочее" (или "сосредоточенное") состояние держать удается легко, и еще в них теперь возникают некоторый интерес и любопытство.

3.       Однако кроме сказанного есть еще один интересный (и неожиданный для меня лично) эффект, который стал обозначаться еще на "Базовом", и сейчас сформировался окончательно. После работы на этих курсах, в особенности с эмоциональным фоном ("внутреннее хорошо") и с верованиями, я оказался в весьма интересном состоянии: теперь я как бы "повис в воздухе"! Я знаю (и умею!), что хорошо мне будет практически в любой ситуации просто по моему желанию. Я знаю (и осознаю!), что верования можно как применять к той или иной ситуации, так и опровергать их, и стопроцентных истин не существует. Я могу (и делаю это!) быть счастливым уже здесь и сейчас, практически при любом раскладе. И тут рождается вполне логичный (на мой взгляд) вопрос: "э… так. И чего теперь?..". Я перестал понимать, чего я хочу, куда (и главное — зачем?!) я иду. В самом деле, если прописных истин и догм не существует, если мне хорошо везде, а в частности — здесь и сейчас, то чего хотеть, куда двигаться, какие цели себе ставить? Карьера и деньги? Зачем? И в каком объеме? Разумеется, для жизни деньги нужны, но уж минимально-необходимый объем я обеспечу себе всегда, а если ставить цель выше, то насколько выше? И зачем все-таки? Личные отношения? По большому счету, опять-таки: зачем? Ведь на необитаемом острове я в любом случае не окажусь, взаимодействовать с людьми, получая от этого удовольствие, могу практически с любыми, а в личном плане счастлив могу быть и один, решая чисто физиологические потребности с подругами разной степени близости и случайности. И если все же ставить личные отношения в список приоритетов (к чему я все-таки склоняюсь, включая и деньги с карьерой, кстати, тоже), то как прописывать эти цели, как их оценивать и главное — насколько мне все это надо?

Деньги? Сколько? И сколько свободного времени? Каким объемом времени пожертвовать в обмен на какой объем денег?

Дружба? Какова она, где критерии степени дружбы и какое количество друзей какой степени близости мне нужно (опять же, если счастлив я могу быть в любом случае)? Любовь? Что это такое, существует ли она, нужна ли вообще?

Вопросов еще много, ими можно исписать не одну страницу. И сдается мне, что все ответы на них прекрасно ложатся в область верований (а стало быть, мы уже знаем, что с ними можно делать и как вертеть этими ответами, да? ).

Таким образом, после этих курсов я, кажется, выбрался из потока, в котором меня неуправляемо несла жизнь в каком-то произвольном или нужном ей направлении. Теперь я получил в руки "руль и рычаги" управления собой. И начал оглядываться по сторонам: куда ехать-то? И зачем, если разбить лагерь с палаткой и костром могу уже здесь, усевшись на пятую точку прямо посреди этой поляны?

Преимущественно эти-то задачи я и буду решать на цикле "Успешный человек", о чем напишу далее в "задачах студента".

В итоге по курсам "Базового" и "Мира души" ощущение потрясающее!!! Такого я еще не чувствовал и не предполагал даже, что это возможно. Если бы пару лет назад кто-нибудь сказал мне, что счастье возможно "вот просто так", да и все остальное, о чем я узнал, я даже не стал бы тратить время на спор с таким человеком и даже не нашел бы сил рассмеяться ему в лицо. Просто покачал бы головой. А сейчас я сам смотрю с улыбкой на того себя и таких как я в то время. Теперь я знаю! Огромнейшее СПАСИБО за "рычаги управления"! Давайте теперь разберемся, что с ними делать. JJJ

21.02.2003 – 3.04.2004

Тоша

щелкните, и изображение увеличитсяЧестно говоря, Мир Души это был тот целевой тренинг ради которого я и пошёл в Синтон. Правда потом решил, что сначала надо пройти базовый, так что путь на него затянулся. Перед приходом на тренинг я определил для себя следующие задачи: 

1. Понять чего мне надо от жизни 

2. Построить систему самомотивации достижений 

3. Научиться противостоять давлению, не теряя при этом из виду интересы другого человека 

4. Научиться делать осмысленный выбор и отвечать за его последствия   Готового ответа на эти вопросы в тренинге конечно же не содержалось. Было гораздо большее: потрясающе рабочая атмосфера в которой легко раскрыться и самому поработать над своими задачами, замечательные яркие люди вокруг у каждого из которых можно было взять навык, который потом интересно развить в себе и использовать. Были проблемы, поднимаемые этими людьми и предлагая решение я понимал, что для меня открылся еще один кусочек понимания себя.

 Кратко перечислю этих людей: Мари с потрясающе сильным стремлением к совершенствованию и организаторскими способностями, Фёдор с его спокойно-логичным отношением к миру, Ольга – замечательно сильная хозяйка, Тест – яркий, улыбчивый и самодостаточный, Алекс – почти супермен, видавший жизнь и сохранивший к ней радостно-конструктивное отношение. Карина и Ом, вечно энергичные и бодрые. Ну и конечно же наш мудрый куратор Марья.  

Теперь еще про то, что я взял из тренинга: 

1. Я принял концепцию верований и того, что мы живём в сказке. Да, я все еще не живу в реальности, но мои сказки стали гораздо более радостными. 

2. Очень помогает упражнение «налоговый инспектор», когда я понял, чем в действительности владею и как это можно грамотно и конструктивно использовать. 

3. Проживание различных ситуаций с потерями на тренинге помогает мне находить радостные стороны в любом(преувеличение, ну пусть во многих) событии жизни и жить будущим, стремиться изменить мир, а не сожалеть о прошлом. 

4. Игра Лабиринт дала мне новый взгляд на лидерство: что оно может быть не только яркой звездой, но и конструктивным делегированием полномочий. Было интересно реально применить те знания, которыми я теоретически владел уже много лет. В частности методы борьбы с «контрой» (нежелательными лидерами). Оказалось, что это реально работает, более того они и счастливы, когда с ними так борятся. 

5. Медитация про дом моей души помогла понять, что я действительно могу измениться и построить этот самый дом, таким, каким мне действительно хочется его видеть.   Теперь про самое главное: в Синтоне собираются яркие и энергичные люди, общение с которыми заставляет поднять свою планку выше, стать еще энергичнее и бодрее, а потом этот запас двигает меня по-жизни.  

И еще список того, что хотелось бы добавить: 

1. Больше кураторов. Домашняя встреча на 15-20 человек уже неэффективна, тем более, что в отличие от базового здесь идёт скорее обсуждение чем набор упражнений. 

2. Больше динамики на домашних встречах. Очень запомнилось упражнение с пощёчинами( группа поделилась на две половины, одна из которых раздавала пощёчины другой, вторая же воспринимала это в спокойном присутствии). 

3. Обязательно вынести на домашнюю встречу дополнительную отработку Раб-Хозяин. 

4. Внести в рабочую книжку основные моменты, верования которые можно отработать на этом тренинге. Мне, например, понимание многих вещей пришло только после прохождения. Впрочем, это занятие открыто для посещения и на других группах, поэтому я пройду его с ними и возьму это.   Сейчас, когда тренинг уже завершен, я понимаю, что сделал большие шаги к поставленным целям, а главное я понял, что цели можно и нужно корректировать в зависимости от тех новых задач, которые ставит перед нами мир. «Новая вводная» и ситуация изменилась, и изменились способы ее решения.   Следующий шаг – «Дистанция»: научиться работать не только в положительно настроенной группе на занятиях, но и каждый день и самостоятельно.

АндрейКашанин Андрей.

Когда я решил пойти на "МД", мои сведения об этом тренинге ограничивались той рекламой, которую я услышал на заключительном занятии "базового". Отрывочные и неполные, они, как представляется, были недостаточны для того, чтобы заинтересовать человека, который в меру неактивно раздумывает, не пойти ли ему на следующий тренинг.

Конечно, при желании можно порыться на сайте, форуме, поспрашивать кураторов… Некоторые, уверен, так и сделали. Другие, наверно, были не столь заинтересованы, а потому такими (незаинтересованными) и остались, на тренинг не пришли. Возможно, было бы более полезным и для народа, и для Синтона, если бы где-нибудь в совсем доступном месте (на стенде в Синтоне?) содержалась более подробная и авторизованная информация о тренингах синтон-программы.

Идея тренинга – управление эмоциями – мне была интересна как способ сделать себя более эффективным и сильным человеком. К тому времени я еще не знал, будет ли это для меня полезным приобретением, либо при этом я потеряю что-то значимое и дорогое, живое, непосредственное и естественное, что делало меня человеком, и без чего я стану похож на зомби, неэмоционального электроника. Короче, опасения были.

Пожалуй, сразу скажу, что особой почвы для них не нашлось. Выяснилось, что управление эмоциями подразумевает не только их сдерживание (как сразу хочется подумать), но и, наоборот, раскручивание, сознательное увеличение их амплитуды. Соответственно, почему бы не научиться поменьше грузиться теми из них, которые вам неприятны, вызывают одышку и стягивают грудь, провоцируют инфаркты и делают ваш мир черным и тоскливым, а кроме того позволяют всяким темным и недобросовестным личностям дергать вас за них, то ли для собственного развлечения, то ли ради корыстных целей. Какие эмоции для вас нежелательны – решать вам, но само по себе умение их отключать, считаю ценным приобретением, хоть, возможно, кто-то и укажет на то, что вы становитесь менее естественным. Вам нужна такая естественность?

С другой стороны, кому не захочется, чтобы с его чувств спала матовая пелена сдержанности и безэмоциональности, чтобы можно было вдохнуть полной грудью и почувствовать полноту жизни. Ведь поводов для того вокруг великое множество! Жить постоянно на позитиве, придающем тебе энергию и интерес к жизни, уметь себя выводить на такой позитив всегда – по поводу и без повода, а иногда и вопреки происходящим событиям – не знаю как кому, а мне такая идея кажется очень привлекательной. Если "естественность" – это безликий нейтрал, то нужна ли она такая?

Остается, правда, более общий вопрос, который я для себя до конца не разрешил. Всегда ли хороша рационализация мира отношений, мира психического, либо иногда она может быть чрезмерной, подавлять интуицию, возможность существовать в поэтическом танце, в дионисийском хаосе взбалмошности и непредсказуемости? Как совмещать эти стороны личности?

В целом, те цели, которые я себе ставил, придя на этот тренинг, как представляется, мною достигнуты.

Ну, прежде всего, управляемость эмоций существенно повысилась. Я прочувствовал (а не просто подумал и согласился), что повод для эмоции совсем не обязательно должен вызывать соответствующую эмоцию. Что, в общем, при желании я могу выбирать, что чувствовать в той либо иной ситуации. Что переживать и напрягаться совершенно необязательно, возможны варианты. Что можно радоваться жизни в самых разнообразных, в том числе нейтральных, а даже формально неприятных ситуациях.

Наверно, к одним из наиболее важных приобретений от "Мира Души" следует отнести разрыв причинно-следственной связи между эмоцией и ее поводом, повышение произвольности в выборе способа переживания ситуации, на что, как я понимаю, и была направлена большая часть занятий. Если научиться выбирать эмоцию, то открывается возможность взглянуть на мир по другому – оценивать свои эмоции не с точки зрения причины возникновения ("почему они возникли"), с точки зрения целесообразности ("зачем я их испытываю").

Действительно, почему бы не сделать так, чтобы выбор эмоций приносил мне радость, делал меня более эффективным, позволял достигать те либо иные цели, т.е. почему бы эмоции не оценить с точки зрения целесообразности – работает она на тебя, либо против. Если на тебя – ОК, мы ее поддерживаем, а возможно и раскручиваем. Против – начинаем с ней работать, по возможности минимизируем.

Как минимизируются "вредные" эмоции? Для меня была откровением работа с верованиями, т.е. нашими априорными представлениями о том, каким должен быть мир (справедливым, красивым, доброжелательным, правильным и т.п.), люди (добрыми, умными, порядочными, воспитанными) и пр. В общем, львиная доля негатива в нас связана с тем, что мир этим верованиям не соответствует. Поэтому научиться работать с верованиями – это значит получить ключ к управлению собой. Приобретенный навык считаю невероятно ценным.

Полезно бывает подергать за те ниточки, которые вызывают разнообразные болезненные ощущения, ну, хотя бы для того, чтобы в будущем при необходимости научиться управлять своей реакцией, а потому не быть послушным объектом манипуляций со стороны всяких злыдней.

С другой стороны, понравилась работа над положительными эмоциями, которые также не так уж жестко связаны со своим поводом. Для того, чтобы радоваться и веселиться, необязательно выигрывать гран-при, скушать вкусный обед или отмечать день рождения. В общем, позитив – это, скорее, определенный образ мыслей, специфический взгляд на мир, а не результат происходящих с тобой событий. А ему тоже нужно учиться – обращать внимание на то, что хорошего у тебя есть, что прекрасного с тобой происходит и что вокруг тебя может обрадовать, быть ярким, энергетичным, эмоциональным, активным, иногда даже вопреки происходящим с тобой событиям. Именно это придает вкус к жизни, заставляет почувствовать ее полноту. А ведь ощущение полноты жизни – это, по сути и есть то, что люди называют счастьем. Разве кто-нибудь от этого откажется?

Было также много сопутствующих приобретений, т.е. тех, которые задачами "Мира Души" не предполагались. Ну, прежде всего, это общение с разнообразными людьми, в том числе ведущими и кураторами, которое позволяет проникнуться соответствующим стилем взаимодействия, усвоить его как на нерациональном уровне, так и рационально выделив для себя перспективные формы поведения. Для меня, например, была полезной работа над выразительной жестикуляцией, мимикой, стилями лидерского поведения (жестким и конфликтогенным, спокойно весомым и отодвигающим, доброжелательно активным и инициативным), способами неконфликтогенного, но эффективного разговора и др.

В итоге я оцениваю для себя "Мир Души" как полезный и эффективный, т.е. позволяющий достичь анонсированных целей.

Сложно говорить о том, что можно было бы добавить к тренингу с тем, чтобы он был более продуктивным, поскольку сравнивать мне не с чем. Поделюсь лишь некоторыми неоднозначными ощущениями, которые возникали по ходу занятий. В начале тренинга речь преимущественно шла о неких экзистенциально-мировоззренческих вопросах, в частности, о том, что такое счастье, как люди пытаются его достигать и т.п. Полагаю, что такой разговор для многих действительно был актуален, поскольку позволял взглянуть на него не как на цель, и не как на эйфорию от достижения временной цели (покупки машины, выигрыша в лотерее и т.п.), заставил задуматься о том, что такое настоящее счастье и как отличить его от паллиативов. Поэтому рассмотрение темы счастья следует признать полезным.

Вместе с тем, точно знаю, что среди участников тренинга были и те (я отношусь к их числу), для кого эти вещи не были откровением, и, соответственно, продуктивность занятия была не столь высока. Тем более, что в жанре тренинга обсудить эти вещи по полной программе, наверно, невозможно. Возможно, поэтому часть людей на следующие занятия не пришла (отметим про себя, что зря).

Я ощущал максимальную пользу именно от практической работы с эмоциями, поэтому мне, например, хотелось бы, чтобы этому было отведено максимально возможное время.

Игра "Лабиринт" была интересной и позволяла, в общем, научиться радоваться без повода, а иногда и вопреки ему, переключаться с радости на спокойное присутствие и обратно. И все же показалось, что она уступала по продуктивности другим играм, которые были на "Базовом" и "Мире Души", поскольку получалось, что участие каждого отдельного участника команды в целом было не самым активным – приходилось часто зависать в спокойном присутствии (а это, кажется, у большинства было уже отработано), а кроме того, сами правила игры позволяли тихоням отсидеться и не напрягаться. Да и активисту, в общем, приходилось вступать в дело не так часто. Может быть стоит подумать над тем, как сделать игру более эффективной, чтобы народ работал над эмоциями по полной программе, например, зависал не только в спокойном присутствии, но и других состояниях, чтобы команды изображали не только радость, но и другие эмоции и т.п.?

Повторюсь, что в целом тренинг был эффективен и мне понравился. Спасибо, Николаю Ивановичу и Андрею Крюкову (куратору нашей семьи)!



Страница сформирована за 0.71 сек
SQL запросов: 173