УПП

Цитата момента



Если мама несчастлива — то кто в семье может быть счастлив?
И вы это скоро прочувствуете!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Смысл жизни в детях?! Ну что вы! Смысл вашей жизни только в вас, в вашей жизни, в ваших глазах, плечах, речах и делах. Во всем. Что вам уже дано. Смысл вашей жизни – в улыбке вашего мужчины, вашего ребенка, вашей матери, ваших друзей… Смысл жизни не в ребенке – в улыбке ребенка. У вас есть мужество - выращивать улыбку? Вы не боитесь?

Страничка Леонида Жарова и Светланы Ермаковой. «Главные главы из наших книг»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4612/
Мещера-Угра 2011

© Материалы сайта защищены авторским правом. При их использовании обязательна ссылка: Николай Козлов, Синтон.

Логический Анализ Текста

(компиляция А.Э.Мильчина по мотивам Н.И.Козлова)

Теория из книги А.Э. Мильчина:

Мыслительные приемы глубокого понимания текста:

  1. Мысленное составление плана текста (структурно-логический анализ);
  2. Включение содержания текста в собственную систему знаний;
  3. Соотнесение частей текста по содержанию;
  4. Использование наглядных образов и представлений;
  5. Перевод содержания текста на «свой» язык;
  6. Антиципация;
  7. Постановка предварительных вопросов.

Схема Редакторского Анализа Текста (СРАТ):

1) Ознакомительное Чтение (ОЧ)

  • Познавательно сориентироваться в содержании и форме текста, в связях крупных структурных единиц текста и на этой основе осмыслить текст в целом.
  • Построить общую модель читателя
  • Сформулировать главные задачи воздействия произведения на читателя (целевое назначение текста)
  • Определить самые важные особенности произведения и автора

2) Рецензентское Чтение (РЧ) - Цель – оценка текста с главных, принципиальных сторон

  • ОЧ параграфа
    • Ознакомиться с содержанием в общих чертах
    • Выделить основные структурно-логические единицы, их место в иерархии параграфа
    • Установить связи параграфа с другими и произведением в целом
  • Углубленное чтение с анализом и оценкой СФЕ (сверхфразовое единство) низшего ранга.
    • Углубленное познание содержания и формы СФЕ – свертывание до мысли (тема/рема)
    • Анализ  и оценка  каждой составной части СФЕ
      • углубленное усвоение содержания и формы фразы (о чем, что и как говорится)
      • конкретизация целевого назначения фразы (каким должно быть воздействие на читателя)
      • конкретизация требований к качеству фразы
      • Прогноз понимания читателем и воздействие на него
      • Сопоставление качеств фразы с требованиями цели
      • оценка фразы – прогноз/то, что есть
      • поиски дополнительных аргументов против возможных возражений автора
      • Окончательная  оценка фразы
      • Установление причины возможного расхождения между качествами фразы и требованиям к ним
    • Анализ и оценка всего СФЕ низшего ранга по схеме b1-b9 + требования по композиции СФЕ
  • Углубленное чтение с анализом и оценкой следующих СФЕ низшего ранга
  • Анализ и оценка СФЕ +1 ранга и т.д. до всего произведения

3) Шлифовочное Чтение (ШЧ) - Цель – помочь автору в исправлении

  • РЧ + поиск средств устранения расхождений
  • Проверка точности изменений и воздействия на читателя
  • Согласование с автором

Качества текста:

Качества содержания

  • диалектическое (идеологическое в ор.)
    • «каждая статья»- руководство к действию
    • тема рассмотрена конкретно и в полном объеме
    • широкая постановка вопроса, во всех связях и опосредствованиях, в соотношении с современностью.
    • Рассмотрение вопроса в развитии
  • Политическое
  • Фактологическое
  • Специально-предметное
  • Функциональное
    • Главное/второстепенное
    • Аргументы/выводы
    • Факты/рассуждения
    • Теория/примеры
    • Старое/новое/переработка

Качества формы

  • Композиционное
  • Рубрикационное
  • Логическое
  • Языково-стилистическое
  • Графическое

Переработка

Задача:

  1. Собрать в однопроходный алгоритм
  2. Использовать приемы глубокого понимания текста
  3. Интегрировать с алгоритмом  Хромова-Андреева
  4. Адаптировать к устному тексту и быстрочтению

Структурная Схема чтения текста

1. Библиография

  • Название – Автор
  • Источник – Год – Данные с первой страницы
  • Содержание книги

2. Циклическая последовательность (прочитано)

  • Название главы
  • Предложение
  • Абзац
  • Глава

3. Книга (прочитано)


Этапы чтения текста

Образ

Описание

Что

Открываем книгу.

Есть намек на будущую информацию – название, автор, ход рассуждения.

Но пока впереди – потемки, туман, слабенькие очертания.

Т.е. - начало чтения любого СФЕ.

Название книги, автор, содержание…

Заголовок параграфа/главы…

Вгрызаемся в текст, разбираем его на кирпичики и складываем на место, помечая существенные и занимательные.

Кристаллизация внутренней структуры СФЕ, наброски интеллект-карты

Предложение.

Абзац.

Глава.

Сжимаем текст в точку, выжимая результат и огрехи. Релиз карты.

После завершения чтения любого СФЕ.

После:

предложения

абзаца

главы

книги

Интегральный Алгоритм чтения текста:

Этап

Шаги

Примечание

   

ПВ      Подъем

                      

Свертка      Проверка  Причина/цель   СОП       Развертка    Результат

     

  СОП   Результат


Расшифровка шагов алгоритма

Образ

Описание

Где

Предварительные Вопросы (антиципация + ориентация на результат)

По содержанию:

  • что здесь будет написано
  • что мне из этого предполагаемого может быть полезным
  • чем может отличаться от общепринятой/моей точки зрения
  • предполагаемая причина/цель написания именно этого текста автором
  • предполагаемая стоимость содержания
  • на кого рассчитана книга – образ читателя
  • конкретные вопросы по теме

По форме:

  • в каком виде/последовательности автор даст материал
  • какими средствами будет пользоваться
  • как бы сделал это я
  • что я смогу взять в копилку

После краткого ознакомления с материалом

Подъем  (своих данных по теме):

  • факты/позиция
  • теория
  • доказательство
  • примеры/иллюстрация
  • слабые места
  • гипотезы
  • готовые вопросы
  • насколько легко дискутирую по теме

После краткого ознакомления с материалом

Свертка (тема/рема, тезис по Поварнину):

  • что говорится – о чем говорится
  • ясность в терминах
  • метамодельные нарушения (количество и модальность)

По форме:

  • как говорится
  • красное словцо?

Предложение,

Небольшой связный абзац…

Проверка:

Фактов:

  • согласованность с моими фактами/знаниями
  • согласованность с предыдущими фактами по тексту
  • отсылки: проверка источников?
  • точность и контекст цитат

Рассуждений:

  • отступление от тезиса / подмена понятия
  • связь доводов в доказательстве
  • соответствие теме
  • восстановление опущенных звеньев
  • системный взгляд (автор – читатель – оппонент – время – космос )
  • противоречия/альтернативы

Предложение, абзац, глава…

Причина/цель высказывания:

  • почему автор сказал так
  • зачем он это сказал

Формы:

  • что автор сказал,  а что хотел сказать
  • эмоции
  • зачем выбрал такой способ

Предложение, абзац, глава…

Смысловой опорный пункт (СОП):

  • своими словами легко и непринужденно
  • вынести на карту (объект-субъект-связь-порядок)
  • пересказ на время (5с-1мин-3мин-5мин…)

Абзац, глава, книга…

Развертка( для СОП):

  • соответствие логике текста
  • соответствие заявленной теме
  • определить место и связь с соседними СОП, отметить на карте
  • при необходимости вынести на карту метаСОП
  • определить тип построения текста

Абзац, глава, книга…

Результат:

  • вывод автора
  • что получил автор, читатель, я. И что это изменило.
  • сверить ответы с Предварительными Вопросами
  • задать новые ПВ

В копилку:

  • старое/новое: факты, рассуждения, иллюстрации
  • литературный образец
  • что вставлю в жизнь. Когда.

Абзац, глава, книга…

Об авторе

Шифр ББК:   76.1   

Авторский код:        М60  

Авторы:        первый автор МИЛЬЧИН А. Э.    

Наименование:        МЕТОДИКА РЕДАКТИРОВАНИЯ ТЕКСТА.-2-Е ИЗД.,ПЕРЕРАБ.      

Количество страниц:          320    

   Издательство:      КНИГА (1980)       

ISBN:

Другие книги автора:

Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания

Автор: Мильчин А.Э., Чельцова Л.К.

Магазин: Колибри  Цена: 338    

Издательство: ОЛМА-ПРЕСС  ISBN: 5-224-04565-7  Год: 2003  Страниц: 800 

 Справочник издателя и автора

Автор: Чельцова Л. К., Мильчин А. Э.

Магазин: Болеро  Цена: 308

Издательство: Олма-Пресс  ISBN:   Год: 2003  Страниц:  

 Издательский словарь - справочник

Автор: Мильчин А.Э.

Магазин: Болеро  Цена: 288

Издательство: Олма-Пресс  ISBN:   Год: 2003  Страниц:  

Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги: Практическое руководство

Автор: Мильчин А.Э.

Магазин: Books.ru  Цена: 136    

Издательство:   ISBN: 5-94010-178-3  Год:   Страниц:  



Страница сформирована за 0.87 сек
SQL запросов: 169