УПП

Цитата момента



Все, что говорится грубо, может быть сказано тактично.
Ты понял, блин?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Ребенок становится избалованным не тогда, когда хочет больше, но тогда, когда родители ущемляют собственные интересы ради исполнения его желаний.

Джон Грэй. «Дети с небес»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка

© Материалы сайта защищены авторским правом. При их использовании обязательна ссылка: Николай Козлов, Синтон.

Логический Анализ Текста

(компиляция А.Э.Мильчина по мотивам Н.И.Козлова)

Теория из книги А.Э. Мильчина:

Мыслительные приемы глубокого понимания текста:

  1. Мысленное составление плана текста (структурно-логический анализ);
  2. Включение содержания текста в собственную систему знаний;
  3. Соотнесение частей текста по содержанию;
  4. Использование наглядных образов и представлений;
  5. Перевод содержания текста на «свой» язык;
  6. Антиципация;
  7. Постановка предварительных вопросов.

Схема Редакторского Анализа Текста (СРАТ):

1) Ознакомительное Чтение (ОЧ)

  • Познавательно сориентироваться в содержании и форме текста, в связях крупных структурных единиц текста и на этой основе осмыслить текст в целом.
  • Построить общую модель читателя
  • Сформулировать главные задачи воздействия произведения на читателя (целевое назначение текста)
  • Определить самые важные особенности произведения и автора

2) Рецензентское Чтение (РЧ) - Цель – оценка текста с главных, принципиальных сторон

  • ОЧ параграфа
    • Ознакомиться с содержанием в общих чертах
    • Выделить основные структурно-логические единицы, их место в иерархии параграфа
    • Установить связи параграфа с другими и произведением в целом
  • Углубленное чтение с анализом и оценкой СФЕ (сверхфразовое единство) низшего ранга.
    • Углубленное познание содержания и формы СФЕ – свертывание до мысли (тема/рема)
    • Анализ  и оценка  каждой составной части СФЕ
      • углубленное усвоение содержания и формы фразы (о чем, что и как говорится)
      • конкретизация целевого назначения фразы (каким должно быть воздействие на читателя)
      • конкретизация требований к качеству фразы
      • Прогноз понимания читателем и воздействие на него
      • Сопоставление качеств фразы с требованиями цели
      • оценка фразы – прогноз/то, что есть
      • поиски дополнительных аргументов против возможных возражений автора
      • Окончательная  оценка фразы
      • Установление причины возможного расхождения между качествами фразы и требованиям к ним
    • Анализ и оценка всего СФЕ низшего ранга по схеме b1-b9 + требования по композиции СФЕ
  • Углубленное чтение с анализом и оценкой следующих СФЕ низшего ранга
  • Анализ и оценка СФЕ +1 ранга и т.д. до всего произведения

3) Шлифовочное Чтение (ШЧ) - Цель – помочь автору в исправлении

  • РЧ + поиск средств устранения расхождений
  • Проверка точности изменений и воздействия на читателя
  • Согласование с автором

Качества текста:

Качества содержания

  • диалектическое (идеологическое в ор.)
    • «каждая статья»- руководство к действию
    • тема рассмотрена конкретно и в полном объеме
    • широкая постановка вопроса, во всех связях и опосредствованиях, в соотношении с современностью.
    • Рассмотрение вопроса в развитии
  • Политическое
  • Фактологическое
  • Специально-предметное
  • Функциональное
    • Главное/второстепенное
    • Аргументы/выводы
    • Факты/рассуждения
    • Теория/примеры
    • Старое/новое/переработка

Качества формы

  • Композиционное
  • Рубрикационное
  • Логическое
  • Языково-стилистическое
  • Графическое

Переработка

Задача:

  1. Собрать в однопроходный алгоритм
  2. Использовать приемы глубокого понимания текста
  3. Интегрировать с алгоритмом  Хромова-Андреева
  4. Адаптировать к устному тексту и быстрочтению

Структурная Схема чтения текста

1. Библиография

  • Название – Автор
  • Источник – Год – Данные с первой страницы
  • Содержание книги

2. Циклическая последовательность (прочитано)

  • Название главы
  • Предложение
  • Абзац
  • Глава

3. Книга (прочитано)


Этапы чтения текста

Образ

Описание

Что

Открываем книгу.

Есть намек на будущую информацию – название, автор, ход рассуждения.

Но пока впереди – потемки, туман, слабенькие очертания.

Т.е. - начало чтения любого СФЕ.

Название книги, автор, содержание…

Заголовок параграфа/главы…

Вгрызаемся в текст, разбираем его на кирпичики и складываем на место, помечая существенные и занимательные.

Кристаллизация внутренней структуры СФЕ, наброски интеллект-карты

Предложение.

Абзац.

Глава.

Сжимаем текст в точку, выжимая результат и огрехи. Релиз карты.

После завершения чтения любого СФЕ.

После:

предложения

абзаца

главы

книги

Интегральный Алгоритм чтения текста:

Этап

Шаги

Примечание

   

ПВ      Подъем

                      

Свертка      Проверка  Причина/цель   СОП       Развертка    Результат

     

  СОП   Результат


Расшифровка шагов алгоритма

Образ

Описание

Где

Предварительные Вопросы (антиципация + ориентация на результат)

По содержанию:

  • что здесь будет написано
  • что мне из этого предполагаемого может быть полезным
  • чем может отличаться от общепринятой/моей точки зрения
  • предполагаемая причина/цель написания именно этого текста автором
  • предполагаемая стоимость содержания
  • на кого рассчитана книга – образ читателя
  • конкретные вопросы по теме

По форме:

  • в каком виде/последовательности автор даст материал
  • какими средствами будет пользоваться
  • как бы сделал это я
  • что я смогу взять в копилку

После краткого ознакомления с материалом

Подъем  (своих данных по теме):

  • факты/позиция
  • теория
  • доказательство
  • примеры/иллюстрация
  • слабые места
  • гипотезы
  • готовые вопросы
  • насколько легко дискутирую по теме

После краткого ознакомления с материалом

Свертка (тема/рема, тезис по Поварнину):

  • что говорится – о чем говорится
  • ясность в терминах
  • метамодельные нарушения (количество и модальность)

По форме:

  • как говорится
  • красное словцо?

Предложение,

Небольшой связный абзац…

Проверка:

Фактов:

  • согласованность с моими фактами/знаниями
  • согласованность с предыдущими фактами по тексту
  • отсылки: проверка источников?
  • точность и контекст цитат

Рассуждений:

  • отступление от тезиса / подмена понятия
  • связь доводов в доказательстве
  • соответствие теме
  • восстановление опущенных звеньев
  • системный взгляд (автор – читатель – оппонент – время – космос )
  • противоречия/альтернативы

Предложение, абзац, глава…

Причина/цель высказывания:

  • почему автор сказал так
  • зачем он это сказал

Формы:

  • что автор сказал,  а что хотел сказать
  • эмоции
  • зачем выбрал такой способ

Предложение, абзац, глава…

Смысловой опорный пункт (СОП):

  • своими словами легко и непринужденно
  • вынести на карту (объект-субъект-связь-порядок)
  • пересказ на время (5с-1мин-3мин-5мин…)

Абзац, глава, книга…

Развертка( для СОП):

  • соответствие логике текста
  • соответствие заявленной теме
  • определить место и связь с соседними СОП, отметить на карте
  • при необходимости вынести на карту метаСОП
  • определить тип построения текста

Абзац, глава, книга…

Результат:

  • вывод автора
  • что получил автор, читатель, я. И что это изменило.
  • сверить ответы с Предварительными Вопросами
  • задать новые ПВ

В копилку:

  • старое/новое: факты, рассуждения, иллюстрации
  • литературный образец
  • что вставлю в жизнь. Когда.

Абзац, глава, книга…

Об авторе

Шифр ББК:   76.1   

Авторский код:        М60  

Авторы:        первый автор МИЛЬЧИН А. Э.    

Наименование:        МЕТОДИКА РЕДАКТИРОВАНИЯ ТЕКСТА.-2-Е ИЗД.,ПЕРЕРАБ.      

Количество страниц:          320    

   Издательство:      КНИГА (1980)       

ISBN:

Другие книги автора:

Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания

Автор: Мильчин А.Э., Чельцова Л.К.

Магазин: Колибри  Цена: 338    

Издательство: ОЛМА-ПРЕСС  ISBN: 5-224-04565-7  Год: 2003  Страниц: 800 

 Справочник издателя и автора

Автор: Чельцова Л. К., Мильчин А. Э.

Магазин: Болеро  Цена: 308

Издательство: Олма-Пресс  ISBN:   Год: 2003  Страниц:  

 Издательский словарь - справочник

Автор: Мильчин А.Э.

Магазин: Болеро  Цена: 288

Издательство: Олма-Пресс  ISBN:   Год: 2003  Страниц:  

Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги: Практическое руководство

Автор: Мильчин А.Э.

Магазин: Books.ru  Цена: 136    

Издательство:   ISBN: 5-94010-178-3  Год:   Страниц:  



Страница сформирована за 0.76 сек
SQL запросов: 169