© Материалы сайта защищены авторским правом. При их использовании обязательна ссылка:
Логический Анализ Текста
(компиляция А.Э.Мильчина по мотивам Н.И.Козлова)
Теория из книги А.Э. Мильчина:
Мыслительные приемы глубокого понимания текста:
- Мысленное составление плана текста (структурно-логический анализ);
- Включение содержания текста в собственную систему знаний;
- Соотнесение частей текста по содержанию;
- Использование наглядных образов и представлений;
- Перевод содержания текста на «свой» язык;
- Антиципация;
- Постановка предварительных вопросов.
Схема Редакторского Анализа Текста (СРАТ):
1) Ознакомительное Чтение (ОЧ)
- Познавательно сориентироваться в содержании и форме текста, в связях крупных структурных единиц текста и на этой основе осмыслить текст в целом.
- Построить общую модель читателя
- Сформулировать главные задачи воздействия произведения на читателя (целевое назначение текста)
- Определить самые важные особенности произведения и автора
2) Рецензентское Чтение (РЧ) - Цель – оценка текста с главных, принципиальных сторон
- ОЧ
параграфа
- Ознакомиться с содержанием в общих чертах
- Выделить основные структурно-логические единицы, их место в иерархии параграфа
- Установить связи параграфа с другими и произведением в целом
- Углубленное
чтение с анализом и оценкой СФЕ (сверхфразовое единство) низшего ранга.
- Углубленное познание содержания и формы СФЕ – свертывание до мысли (тема/рема)
- Анализ и оценка каждой составной части СФЕ
- углубленное усвоение содержания и формы фразы (о чем, что и как говорится)
- конкретизация целевого назначения фразы (каким должно быть воздействие на читателя)
- конкретизация требований к качеству фразы
- Прогноз понимания читателем и воздействие на него
- Сопоставление качеств фразы с требованиями цели
- оценка фразы – прогноз/то, что есть
- поиски дополнительных аргументов против возможных возражений автора
- Окончательная оценка фразы
- Установление причины возможного расхождения между качествами фразы и требованиям к ним
- Анализ и оценка всего СФЕ низшего ранга по схеме b1-b9 + требования по композиции СФЕ
- Углубленное чтение с анализом и оценкой следующих СФЕ низшего ранга
- Анализ и оценка СФЕ +1 ранга и т.д. до всего произведения
3) Шлифовочное Чтение (ШЧ) - Цель – помочь автору в исправлении
- РЧ + поиск средств устранения расхождений
- Проверка точности изменений и воздействия на читателя
- Согласование с автором
Качества текста:
Качества содержания
- диалектическое (идеологическое в ор.)
- «каждая статья»- руководство к действию
- тема рассмотрена конкретно и в полном объеме
- широкая постановка вопроса, во всех связях и опосредствованиях, в соотношении с современностью.
- Рассмотрение вопроса в развитии
- Политическое
- Фактологическое
- Специально-предметное
- Функциональное
- Главное/второстепенное
- Аргументы/выводы
- Факты/рассуждения
- Теория/примеры
- Старое/новое/переработка
Качества формы
- Композиционное
- Рубрикационное
- Логическое
- Языково-стилистическое
- Графическое
Переработка
Задача:
- Собрать в однопроходный алгоритм
- Использовать приемы глубокого понимания текста
- Интегрировать с алгоритмом Хромова-Андреева
- Адаптировать к устному тексту и быстрочтению
Структурная Схема чтения текста
1. Библиография
- Название – Автор
- Источник – Год – Данные с первой страницы
- Содержание книги
2. Циклическая последовательность (прочитано)
- Название главы
- Предложение
- Абзац
- Глава
3. Книга (прочитано)
Этапы чтения текста
Образ |
Описание |
Что |
|
Открываем книгу. Есть намек на будущую информацию – название, автор, ход рассуждения. Но пока впереди – потемки, туман, слабенькие очертания. Т.е. - начало чтения любого СФЕ. |
Название книги, автор, содержание Заголовок параграфа/главы |
Вгрызаемся в текст, разбираем его на кирпичики и складываем на место, помечая существенные и занимательные. Кристаллизация внутренней структуры СФЕ, наброски интеллект-карты |
Предложение. Абзац. Глава. |
|
Сжимаем текст в точку, выжимая результат и огрехи. Релиз карты. После завершения чтения любого СФЕ. |
После: предложения абзаца главы книги |
Интегральный Алгоритм чтения текста:
Этап |
Шаги |
Примечание |
|
ПВ Подъем |
|
Свертка Проверка Причина/цель СОП Развертка Результат |
||
СОП Результат |
Расшифровка шагов алгоритма
Образ |
Описание |
Где |
|
Предварительные Вопросы (антиципация + ориентация на результат) По содержанию:
По форме:
|
После краткого ознакомления с материалом |
|
Подъем (своих данных по теме):
|
После краткого ознакомления с материалом |
|
Свертка (тема/рема, тезис по Поварнину):
По форме:
|
Предложение, Небольшой связный абзац |
|
Проверка: Фактов:
Рассуждений:
|
Предложение, абзац, глава |
|
Причина/цель высказывания:
Формы:
|
Предложение, абзац, глава |
|
Смысловой опорный пункт (СОП):
|
Абзац, глава, книга |
|
Развертка( для СОП):
|
Абзац, глава, книга |
|
Результат:
В копилку:
|
Абзац, глава, книга |
Об авторе
Шифр ББК: 76.1
Авторский код: М60
Авторы: первый автор МИЛЬЧИН А. Э.
Наименование: МЕТОДИКА РЕДАКТИРОВАНИЯ ТЕКСТА.-2-Е ИЗД.,ПЕРЕРАБ.
Количество страниц: 320
Издательство: КНИГА (1980)
ISBN:
Другие книги автора:
Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания
Автор: Мильчин А.Э., Чельцова Л.К.
Магазин: Колибри Цена: 338
Издательство: ОЛМА-ПРЕСС ISBN: 5-224-04565-7 Год: 2003 Страниц: 800
Справочник издателя и автора
Автор: Чельцова Л. К., Мильчин А. Э.
Магазин: Болеро Цена: 308
Издательство: Олма-Пресс ISBN: Год: 2003 Страниц:
Издательский словарь - справочник
Автор: Мильчин А.Э.
Магазин: Болеро Цена: 288
Издательство: Олма-Пресс ISBN: Год: 2003 Страниц:
Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги: Практическое руководство
Автор: Мильчин А.Э.
Магазин: Books.ru Цена: 136
Издательство: ISBN: 5-94010-178-3 Год: Страниц: