УПП

Цитата момента



К концу сказки Добро победило Разум.
Господи, с ума можно сойти!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Чем сильнее ребенок боится совершать ошибки, тем больше притупляется его врожденная способность корректировать свое поведение.

Джон Грэй. «Дети с небес»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка

© Материалы сайта защищены авторским правом. При их использовании обязательна ссылка: Николай Козлов, Синтон.

Лаборатория смыслов

Тут приводятся тренировочные тексты, используемые на занятиях, и варианты смысловых картинок, сделанных участниками.

Работа с научной литературой

щелкните, и изображение увеличится Одним из первых условий чтения научной литературы служит умение отыскать ее. Работая в библиотеках, читатели обычно обращаются за справками и консультациями к библиотечным работникам или ищут ориентирующие сведения в библиотечных каталогах.

Термин «каталог» означает: список книг, составленных в определенном порядке. Различают два вида каталогов: читательские, или справочно-рекомендательные, и служебные, в которых содержатся полностью сведения о всех книгах, находящихся в фондах данной библиотеки, а также рукописях, газетах и т.п., включая устаревшие и редко спрашиваемые читателями издания. По группировке материалов библиотечные читательские каталоги делятся на алфавитные, систематические, предметные и др. Алфавитный каталог содержит описание книг, расположенных в порядке алфавита фамилий авторов или названий книг, если авторы не обозначены. Систематический каталог содержит библиографическое описание книг по отраслям знаний в соответствии с их содержанием.

Аутогенная тренировка

щелкните, и изображение увеличится Как новый психотерапевтический метод, аутогенная тренировка была предложена в 1932 году немецким психотерапевтом Иоганном Генрихом Шульцем. Он сравнивал самоотчеты и физиологические изменения у участников экспериментального гипноза, а также у лиц, занимающихся по системе йогов. Те и другие в начале погружения в гипнотический сон или в состояние концентрации внимания неизменно отмечали у себя возникновение чувства тяжести, связанное с расслаблением мышц, и чувство тепла, наступавшее вследствие расширения кровеносных сосудов. Шульц предположил, что целенаправленное вызывание этих ощущений может привести к начальным стадиям гипноза. Для этого он разработал специальный комплекс упражнений, направленный на тренировки расслабления скелетной мускулатуры и гладких мышц сосудов и внутренних органов. Свой метод Шульц назвал аутогенной тренировкой.

Методика Эмиля Куэ

щелкните, и изображение увеличится В 20-е годы широкой популярностью пользовалась система французского целителя — аптекаря Эмиля Куэ, которую он сам назвал «школой самообладания путем сознательного самовнушения». Основной причиной любого заболевания Куэ считал человеческое воображение. Поэтому для выздоровления он предлагал своим пациентам ежедневно заниматься самовнушением формул улучшения состояния здоровья. Э. Куэ был уверен, что всякий, живущий с мыслью «Я достигну!», обязательно достигнет. Поэтому своим методом он лечил людей независимо от заболевания, за что и подвергался справедливой критике. Вместе с тем обучение больного тренировочным приемам самовнушения для активного участия в процессе выздоровления и в наши дни определяет высокую психотерапевтическую ценность этого метода.

Продать рыбу или удочку для ловли рыбы?

Часто противопоставляют тренинги навыковые** и личностного роста. Это не совсем правильно. Тренинги личностного роста — тоже навыковые, только вырабатывают они навыки не узко конкретные, а универсальные, работающие в широком диапазоне.

Навык писать карандашом палочки слева направо — навык. Водить машину, пользоваться ложкой, разговаривать на русском или английском, подавать даме руку — это конкретные социальные навыки. Но навык «включать голову» и принимать собственные решения, навык позитивного отношения к жизни, навык конструктивного отношения к жизни, так же как навык ответственности и дисциплины — это тоже навыки, а не просто личностные черты. Это то, что вырабатывается в формате стандартной наработки навыков.

щелкните, и изображение увеличится Предположим, я продавец в элитном магазине, продавец неплохой, но хочу двигаться вперед: мне нужны перспективы. Соображаю: мне нужно быть шустрым, а я не умею делать раскладку товара, не умею делать яркую рекламу, медленно читаю, плохо держусь на публике и часто конфликтую. Если на тренинге меня научили раскладывать товар на витрине, дали удачные образцы яркой рекламы, обучили быстрому чтению, отдрессировали поведению на публике и обучили бесконфликтным фразам в типовых конфликтах — я продвинулся. Только: был ли это личностный рост либо приобретение конкретных навыков?

Раскладка товаров, скорее всего, поможет только в раскладке товаров: это конкретный навык. Хотя если меня обучали смотреть на произведение рук своих с точки зрения другого человека, учили мыслить системно, просчитывая реакции человека с начала входа в магазин до его выхода — это уже моменты личностного роста, поскольку эти умения помогут мне не только в магазине, а уже в широком круге ситуаций.

Обучение конкретным фразам для предотвращения типовых конфликтов — конкретно-навыковое обучение, социально-психологический тренинг. Обучение же эмоциональной саморегуляции, навыку перехвата инициативы и умению позитивного перевода, умение понимать позитивные намерения людей и конструктивно на них реагировать — это уже обучение навыкам, дающим универсальные результаты, это уже тренинг личностного роста.

_________________

**

Навык — доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего - двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия, т. е. навык. в собственном смысле слова. В отличие от привычки, навык, как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях. (БСЭ).

КАКИЕ БЫВАЮТ ЦЕННОСТИ

щелкните, и изображение увеличится Представьте себе, что человек говорит вам, что СВОБОДА для него важная ценность. Но задайтесь вопросом – «Какая это ценность?» Его личная? Или может быть это ценность того круга людей, в котором он живет? Ведь в современной европейской культуре «свобода» и «независимость» стали общественно одобряемыми ценностями.

А может быть «свобода» и «независимость» это ценности, которые он «получил в наследство» от своих родителей. Для папы это было ценностью, и он своим воспитанием привил эту ценность сыну.

А может быть он в течение своей жизни, на собственном жизненном опыте понял, что несвободного мужчину не будут уважать мужчины и любить женщины. И тогда свобода и независимость стали для него важными ценностями.

Если человек ценность «свободы» впитал из культуры, то это значит, что на самом деле для него ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К КУЛЬТУРЕ является гораздо более важной ценностью, чем свобода. И если бы в культуре ценностью было бы «подчинение закону», то для него ценностью стало бы «подчинение», а вовсе не свобода. А значит, на самом деле этим человеком движет вовсе не свобода, а стремление принадлежать к СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ.

У американцев СВОБОДА - это ценность всей американской культуры. У немцев национальной ценностью является пунктуальность и точность. А в России, пунктуальность и точность вообще не являются ценностями. Вас наоборот будут считать занудой, если вы будете слишком пунктуальны. Зато в России ценностью является ЩЕДРОСТЬ. Попробуй не угости гостя от души, и тебя все будут считать жмотом.

И если я разделяю ценности своей культуры, то под всеми этими ценностями - свободой, пунктуальностью или щедростью, всегда лежит гораздо более глубинная ценность - принадлежность к культуре. Если принадлежность к социальной группе является для меня главной ценностью, то я могу принять от этой группы любую ценность - хоть «не убий», хоть «око за око», хоть либерализм, хоть коммунизм. В зависимости от того, какие ценности господствуют в культуре.

Имидж

Как вы думаете, по какой причине человек вообще задумывается об имидже? Какая цель существует у человека, заботящегося об изменении своего облика? щелкните, и изображение увеличится Верно, скорее всего он ищет положительной оценки окружающих и, как следствие, психологического комфорта, успеха в личной жизни, в деловом общении и своем деле. И создание имиджа – это одно из средств. Хотя, конечно, далеко не единственное и не главное, но все-таки имеющее значение. При этом личное обаяние возможно во всех стилях и образах, и лучше, если вы умеете быть гибким и разным, тогда любому человеку, с которым вы общаетесь, вы сможете показать себя таким, каким он вас ожидает увидеть. И, что очень важно, в любой ситуации обаятельно выглядит прежде всего естественность, не напряженность, внутренняя свобода. При этом, конечно, если только вы не гениальный актер, далеко не всякий образ будет на вас «смотреться». Если вы играете образ, в котором сами чувствуете себя неловко, неорганично, если вы переигрываете или «надеваете» на себя что-то совершенно неблизкое, ваш «зритель» неизбежно почувствует фальшь и наигранность вашего облика. Поэтому надо учитывать некоторую реальность: в человеке существует часть личности, которую можно изменить, и часть личности, которую изменить нельзя, даже если вы (пофантазируем) полностью изменяете свою внешность.

Истоки отчуждения людей: тогда и теперь

Главный девиз Карнеги: "избегайте конфликтов", однако многие психологи считают, что сегодня конфликты и конфликтные ситуации отступают на задний план перед другой, куда более пугающей проблемой современности. Конфликты - это неудача общения; они происходят от того, что человек не хочет принимать людей такими, какие они есть. Еще страшнее противоположная крайность - заведомый отказ от подлинного межличностного контакта и подмена его формальными поверхностными отношениями. Вместо глубокого искреннего общения - заученный ритуал вежливости, и то - в лучшем случае. щелкните, и изображение увеличится Человек всем своим видом и поведением как бы предупреждает другого: "Ты мне интересен лишь как объект, выполняющий свои социальные функции. Меня не интересует, чем ты живешь на самом деле! И ты тоже не переступай порога моего внутреннего мира". Как следствие - глубочайшее одиночество и отчужденность современного человека, что в развитых "постиндустриальных" странах особенно подает повод для серьезной озабоченности врачам-психиатрам.

Внутренняя установка на уклонение от личностного контакта, по сути дела, приводит к тому же результату, что и всякая ложь, разрушающая прежде всего подлинные взаимоотношения людей. Более того, перестав видеть в окружающих людях их личностную глубину, человек просто теряет чувство реальности: он уже не понимает, почему ложь хуже правды. Ведь когда люди общаются с глубокой душевной открытостью, правдивость сближает их, а любая попытка покривить душой отдаляет друг от друга. Когда же их общение поверхностно-формально, то правдивость обесценивается, а ложь, напротив, перестает страшить потерей взаимной близости - нельзя потерять то, чего нет…

Деловое лицо

В ситуации делового взаимодействия у вас должно быть соответствующее деловое лицо. Мы рекомендуем две эффективные модели: лицо Бизнесмена и лицо Менеджера. Объединяет их достоинство, понимание целей общения и чувство собеседника, как минимум — вежливая теплота. Что отличает? Лицо бизнесмена отражает инициативу, энергичную готовность идти вперед и двигать свои проекты. К собеседнику отношение чаще сверху или на равных. Голова держится, как правило, без наклона, вполне прямо. Менеджер, даже самый энергичный, чаще отвечает собеседнику, обслуживает его запросы, реагирует на его инициативы, отчего голова менеджера, как у хорошего слушателя, слегка наклонена вбок.

  • В этом его лицо близко лицу хорошего секретаря и внимательного официанта — понаблюдайте!

щелкните, и изображение увеличится собенно обратите внимание на вежливую теплоту к собеседнику, ибо, если вежливую теплоту вычесть из этих моделей, мы получим совсем другие (хотя тоже прекрасно знакомые — до боли знакомые!) лица. Какие?

Лицо Бизнесмена без вежливой теплоты превращается в лицо Бандита.

Лицо Менеджера без вежливой теплоты становится непроницаемым лицом Вахтера, который все слышит, но вас не видит.

  • Похожие лица у охранников. К сожалению, у чиновников тоже. Самое печальное, когда такими оказываются лица у учителей.

Попросите ваших знакомых дать вам обратную связь на типичные выражения вашего лица и, если лицо Бизнесмена для вас не очень характерно, можете добавить к нему вежливую теплоту.

Паразит и Деятель: ваш выбор?

Кто принесет вам ваш успех? Кто отвечает за то, чтобы ваш успех всегда сопровождал вас по жизни? Есть два принципиально разных способа иметь успех: первый — свой успех создать самому, добиться его своими усилиями, второй — ожидать его, как подарок от мира, или, что реалистичнее, получить за чей-то чужой счет. Выбор между этими способами — главный ваш выбор, ваша боль или ваша главная жизненная удача. Этот выбор редко делается сознательным решением от головы, чаще он является фундаментальным, экзистенциальным выбором, пронизывающим человека насквозь, звенящим через все его дела и поступки, строящим все его другие выборы и решения.

Этот выбор совершает каждый человек в первые же недели своей жизни. Вот ситуация, простая донельзя: лежит ребенок в кроватке, ему скучно. Что делать? Можно начать ручками стукать по погремушкам, которые висят над ним, можно просто мотать ручками и ножками, а можно даже попробовать перевернуться на другой бок и проползти, где видно вперед: это трудно, но очень интересно.

  • Так определился в своем выборе Деятель.

А можно ничего этого не делать, продолжать лежать и скучать. Но не просто, а начать в мир плакать: тогда появляются Большие Волшебники и в погремушки стучат они сами. А если начать кричать в плаче громче и требовательнее, то можно оказаться и на руках, и покачивать себя до сладкого сна, то есть как угодно долго.

  • Так родился Паразит.

Этот выбор совершает каждый ребенок, совершает его внутри себя, и если уж он свой выбор сделал, то всю оставшуюся жизнь он только укрепляет себя в нем, тренирует себя жить в этом выборе наилучшим образом. Если у него выбор Деятеля, он час за часом и день за днем учит себя активности и ответственности, если же у него выбор Паразита, то год за годом он тренирует себя как Паразита великолепного: учит себя делать несчастные мордочки, усталые плечи, обиженные интонации и прочие украшения несправедливо ударенной Жертвы.



Страница сформирована за 0.87 сек
SQL запросов: 177