УПП

Цитата момента



Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.
Вы хорошо выглядите!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



— Наверное, Вы ничего-ничего не знаете, а стремитесь к тому, чтобы знать все. Я встречалось с такими — всегда хотелось надавать им каких-нибудь детских книжек… или по морде. Книжек у меня при себе нет, а вот… Хотите по морде?

Евгений Клюев. «Между двух стульев»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка
.

Упражнения на овладение навыком

Упражнение 1. «Как выражать признательность»

Вот правило правильной благодарности — говорите максимально конкретно, аккуратно и объективно описывайте то, за что именно вы благодарны ученику, и избегайте прошедшего и будущего времен. Правильно сформулированная благодарность последовательно описывает:

  • 1. действие ученика и его результат;
  • 2. ваши чувства в этой ситуации;
  • 3. позитивный эффект от этого действия.

Пусть участники выберут из приведенных ниже фраз правильно сформулированную благодарность за убранный учеником класс: Саша, спасибо за то, что ты сегодня сделал. (Этой фразе не хватает конкретности. Может быть, Саша сделал сегодня много не только хорошего, но и не очень.) Саша, спасибо, я надеюсь, ты теперь всегда так же хорошо будешь дежурить по классу. (В данном случае не соблюдается принцип «настоящего момента».) Саша, неужели это ты так все вымыл ? Что же ты раньше так не делал ? (Не соблюдается принцип «настоящего момента»: ребенку напоминают о его прошлых неуспехах.) Саша, когда я увидела, что класс моешь ты, я очень обрадовалась. Мне стало приятно, что ты решил мне помочь. Спасибо!

Когда я увидел, как ты моешь класс, Саша, я подумал: он умеет работать не только головой, но и руками! Как я рада, Саша, что ты все убрал без напоминания, ты так помог мне.

Три последних варианта — правильные.

Упражнение 2. «Работа над ошибками»

Ошибки — очень важная часть жизни, однако, часто их не уважают так, как они этого заслуживают, а ведь ошибки — «родители опыта» (помните у Пушкина: «…и опыт, сын ошибок трудных…»). В данном упражнении предложите участникам группы задание — вспомнить самую значительную ошибку, связанную с участием в тренинге. Пусть участники начнут свои рассказы об ошибках словами «Когда я выполняла домашнее задание…» (или «Когда я только начала заниматься по программе…») и далее назовут свою ошибку и чему она их научила. Самая значительная и интересная ошибка должна быть выбрана самими участниками группы. Ее автор получает приз или «медаль», заранее приготовленные ведущим.

Вариант этого же упражнения — конкурс на лучшую ошибку недели вне зависимости от того, относится ли она к тренингу или нет.

Обсуждение итогов

Все участники высказываются о том, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.

Домашнее задание

Прочитать главу 4, §1,2 книги «Учитель и проблемы дисциплины».

Не менее трех раз высказать ученикам благодарность в правильной форме. Записать, какими словами это было сделано и как реагировал ученик.

Занятие 4. Привлечение внимания как мотив «плохого» поведения. Меры экстренного педагогического вмешательства

Цель работы

Обучить участников группы навыкам экстренного педагогического воздействия в ситуациях, когда дети, привлекающие внимание, мешают вести урок.

Материалы

Для того чтобы участники могли эффективно работать на этом занятии, следует обеспечить их информацией о мерах экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с детьми, привлекающими внимание (таблица 5, с. 100). Для этого надо либо написать таблицу достаточно крупно (в формате плаката), либо распечатать ее в таком количестве экземпляров, чтобы хватило каждому участнику группы.

Упражнения на разогрев

Упражнение 1.« Азбука эмоций»

Спросите участников группы, какие эмоции (чувства) они могут назвать. Пусть каждый выберет себе какую-то эмоцию (можно просто приготовить карточки, на которых написаны названия эмоций: страх, гнев, тревога, негодование, спокойная радость, неловкость, недоумение, растерянность, удивление, любопытство). Попросите участников группы составить предложения с участием эмоции: «Вчера, когда (назвать, что было)…, я почувствовала (название эмоции)»; «Сейчас, когда…, я испытала (название эмоции)» и т.д. Обратите внимание участников группы на то, что происходит во время называния эмоций: появились ли эти эмоции у них сейчас?

Упражнение 2. «Бип»

Вся группа, за исключением водящего, сидит на стульях в кругу. Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь к сидящим на колени. Его задача — угадать, к кому он сел. Ощупывать руками не разрешается. Садиться надо спиной к сидящему, как будто садишься на стул. Сидящий имеет право произнести только одно слово — «Бип!», причем желательно «не своим голосом», чтобы его не узнали. Если водящий угадал, на чьих коленях он сидит, то этот член группы начинает водить, а водящий садится на место.

Скажите следующее: Все мы нуждаемся во внимании: и взрослые, и дети, и мужчины, и женщины. Для человека нет ничего хуже, чем чувствовать себя «пустым местом». Зрелый человек знает об этом, поэтому не стесняется просить внимания, когда нуждается в нем. Чаще, однако, мы наблюдаем, как люди вместо открытой просьбы о внимании используют нарочито «плохое» поведение и драматические выходки. «Я ухожу от тебя к маме!» — кричит женщина мужчине не потому, что она хочет жить без него, а потому, что ей необходимы его поддержка, его внимание. Дети тоже часто используют подобное «инфантильное» поведение.

Мы, педагоги, можем сделать так, чтобы неконструктивные способы получения особого внимания сменились конструктивными. Для этого прежде всего нужно отказаться от неконструктивных способов, то есть перестать подкреплять своим вниманием попытки получения его «недозволенными» приемами.

Дискуссия на тему занятия

В ходе дискуссии должны быть затронуты следующие вопросы:

  • Как отличить поведение, направленное на привлечение внимания, от властолюбивого поведения? Приведите примеры того, что будет, если поведение, привлекающее внимание, принять за властолюбивое.
  • Как вы понимаете словосочетание «позитивное внимание»?
  • Может ли внимание учителя вредить ученику?

Упражнения на овладение навыками

Упражнение 1

Разбейте группу на тройки (пары). Каждая подгруппа должна привести примеры (не менее двух) поведения, направленного на привлечение внимания, и предложить приемы экстренного педагогического воздействия (в соответствии с таблицей «Меры экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание»). Желательно, чтобы примеры были «свежими», то есть из сегодняшней жизни, а не из опыта прошлых лет. Выделите оригинальные приемы, которые не описаны в книге. (Оригинальной можно считать разновидность описанного приема, придуманную самим учителем. Например, используя описанный прием «разрешенная квота», одна учительница младших классов выдавала одной из своих привлекающих внимание учениц горсть, пуговиц и договаривалась с ней о том, что та вместо крика «Подойдите ко мне!» будет класть на стол учительнице пуговку.)

Ведущий следит за тем, чтобы использовались только приемы прекращения поведения, привлекающего внимание, а не для властолюбивого и мстительного. Каждый рассказ награждается аплодисментами всей группы.

Ведущий знакомит участников группы со схемой «Я-высказывания» (ее можно написать на доске, а можно заранее оформить на листе большого формата).

Схема «Я-высказывания»

Часть 1. Конкретное описание поведения того, к кому обращено «Я-высказывание» (например, «Когда я вчера увидела, какая ты пришла на работу бледная…»).

Часть 2. Называние чувства, возникшего в тот момент у автора «Я-высказывания» («… я встревожилась (почувствовала беспокойство)…»).

Часть 3. Объяснение причин («… наверное, это произошло потому, что я решила, что ты заболела»).

Упражнение 2

Это упражнение направлено на отработку навыка «Я-высказывания». Попросите каждого участника группы сформулировать по три «Я-высказывания», обращаясь при этом к другим членам группы. Это может быть один и тот же участник, а могут быть и разные люди. Обращаться можно и к ведущему. Одно «Я-высказывание» должно быть позитивным (выражать положительные чувства), другое — негативным, третье — любое, по желанию.

Примеры выражения отрицательных эмоций:

Когда ты сегодня стал спорить из-за меня с завучем, я испугалась. Наверное, это потому, что я не хочу быть причиной чьих-то неприятностей.

Когда ты неделю назад отказалась от моей помощи, я очень рассердилась, потому что тогда я думала, что ты без меня не справишься.

Упражнение 3

Придумайте «Я-высказывания», обращенные к ученикам, привлекающим внимание на уроках. Пять «Я-высказываний» должны выражать отрицательные эмоции и пять — положительные (они уместны при использовании техники «Обращение внимания класса на примеры хорошего поведения»).

Обсуждение итогов

Все участники высказываются о том, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.

Домашнее задание

  • 1. Прочитать § 2 главы 5 книги «Учитель и проблемы дисциплины» и выбрать для себя наиболее подходящие поведенческие техники. Дополнить список своими собственными находками.
  • 2. Помня о том, что разные дети требуют разных подходов, применить что-нибудь из получившегося списка.
  • 3. Продолжать составлять Школьный план действий — сделать шаг № 2 и шаг № 3 для ученика, привлекающего внимание.

Занятие 5. Просьба - приемлемый способ привлечения внимания

Цель работы

Помочь участникам группы научиться формулировать и исполнять просьбы.

Материалы

Для того чтобы участники могли эффективно работать на этом занятии, следует обеспечить их информацией о мотивах «плохого» поведения (Приложение, таблица 1, с. 201). Для этого надо либо написать таблицу достаточно крупно (в формате плаката), либо распечатать ее в таком количестве экземпляров, чтобы хватило каждому участнику группы.

Упражнения на разогрев

Упражнение 1

Уберите половину стульев. Участники делятся на пары. Один сидит на стуле, другой стоит у него за спиной, руки спрятаны за спину. У водящего нет пары, его стул пустой. Его задача — незаметно договориться с кем-то из сидящих, чтобы тот пересел к нему. «Договариваться» нужно без слов, с помощью незаметных знаков и мимики. Стоящие могут задержать своего «убегающего», если успеют. Все делается в быстром темпе.

Упражнение 2. «Ассоциации»

Ведущий говорит: «У вас был трудный день, трудная неделя. Вы немного устали. Кто из участников группы чувствует, что нуждается в особом внимании? Кто готов получить поддержку от участников группы?»

Если такой человек находится — хорошо, если нет, — ведущий предлагает встать в центр круга самому уставшему, раздраженному или расстроенному чем-то участнику группы.

На стул в центре круга садится водящий. Остальные участники кратко описывают его через свои ассоциации: «Когда я смотрю на тебя (слышу твой голос), мне представляется…» (далее идет опосредованное описание через ассоциации с картиной, погодой, деревом, домом, цветком, историческим или литературным персонажем, музыкой и т.д.). Например: «Когда я слышу твой голос, мне представляется небольшая северная речка, негромкая, но бурная».

Скажите следующее: В таблице «Мотивы плохого поведения» в графе «Способы профилактики» записано: «Учить учеников просить внимания». Что вы почувствовали и что вы подумали, когда прочитали это (пожалуйста, говорите в форме «Я-высказывания»)? Спросите далее: «Как вы относитесь к необходимости просить кого-то? Нравится ли вам просить?»

Действительно, человек, который умеет просить так, чтобы ни он сам, ни тот, к кому адресована просьба, не чувствовали себя «использованными», такой человек обладает мудростью, доверием к людям и… той христианской гениальной простотой, которая есть противоположность гордыни. Не случайно в Нагорной проповеди Иисус Христос призывал верующих ПРОСИТЬ. Если перевести его призыв на современный язык, получится следующее: «Просите, и, возможно вы получите. Стучите, и порой двери откроются перед вами. Более вероятно, что они откроются, если вы будете стучать, чем если вы будете молча стоять, надеясь, что те, кто находится внутри, почувствуют ваше присутствие и исполнят ваше желание». В нормальных отношениях между людьми каждый свободен просить у другого, чего он хочет. А тот свободен сказать «да» или «нет» в соответствии со своими желаниями. Однако не всякая просьба является просьбой. Искренняя просьба — это «честное выражение своей позиции и своих желаний, сделанное в такой форме, что другой человек волен согласиться или отказать, поскольку вы просите его высказать свою позицию и свои желания» (Рейнуотер, 1992). Требование — это нечто иное. Оно уместно, когда ранее был заключен договор и пришло время выполнять договоренности. Или когда один участник диалога не считает, что у партнера есть выбор в данной ситуации.

Упражнения на овладение навыком

Упражнение 1. «Просьба»

Пусть каждый участник группы выскажет просьбу или требование. Остальные должны определить, что это было — просьба или требование, и составить список признаков искренней просьбы.

Подсказка: искренняя просьба самой своей формой (с помощью вопросительной интонации) оставляет человеку, к которому обращаются, право выбора. Наличие слов «пожалуйста», «не будете ли вы так любезны» не является существенным признаком искренней просьбы.

Упражнение 2. «Просьбы "сверху" и "снизу"».

Некоторые люди предпочитают «давить» в разговоре на собеседников, как бы ставя себя выше их, другим свойственно скорее «прогибаться». Разделитесь на пары и попробуйте оба попросить что-то сначала с позиции «сверху», затем с позиции «снизу». Лучшего игрока пара выдвигает в следующий тур соревнования. Затем определяется лучший просящий из двух пар (по категориям «сверху» и «снизу») и так далее до того, пока не останутся два абсолютных лидера, демонстрирующих свое мастерство.

Закончите это увлекательное соревнование демонстрацией искренней просьбы. Поаплодируйте победителям.

Разыгрывание ситуации

Ведущий говорит: «Представьте ситуацию: "Вы стоите в автобусе или метро. Свободных мест нет. Рядом с вами стоит пожилой человек, на сиденье сидит юноша 14 лет". Предложите свой вариант того, как попросить юношу встать, позволяя ему при этом "сохранить лицо". Кто будет играть роль юноши?»

Участник, исполняющий роль юноши, садится на стул в центре круга. Каждый участник по очереди подходит к нему и просит. «Юноша» волен встать только тогда, когда ему действительно этого захочется. В конце упражнения все участники обмениваются чувствами.

Желательно снять это упражнение на видеопленку и проанализировать видеоматериал еще раз. В итоге группа и каждый Участник подбирают свои формы искренней просьбы (Подсказка: в такой просьбе не должно быть указаний на долженствование, не может быть скрытых упреков и указаний на социальный статус того, к кому обращаются.)

Скажите следующее: Сейчас вы выбирали наиболее приемлемые и эффективные способы просить. Вы видели, что лучше других действуют искренность, мягкость (не давящий стиль), интимность (разговор не для свидетелей). Эти же принципы помогают успешно просить и получать внимание в те минуты, когда оно нам необходимо.

Что делать, если вы получите отказ? Уважать это решение. Спокойное отношение к отказу часто воспитывает лучше любых нотаций.

Обсуждение итогов

Все участники высказываются о том, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали и какие вопросы остались для них неразрешенными.

Домашнее задание

  • 1. Выполнить шаг №4 Школьного плана действий для ученика, привлекающего внимание.
  • 2. В период между двумя занятиями участники должны не менее трех раз попросите о чем-то незнакомых людей, постепенно усложняя ситуацию. Начинать можно с незначительного одолжения. Хорошо, если участники смогут попросить своих близких о чем-то важном и скрываемом ранее, выскажут просьбу кому-нибудь из своих «трудных» учеников.
  • 3. Прочитать главу 4, § 3, 4.

Занятие 6. Власть и месть как мотив «плохого» поведения. Изящный уход

Цель работы

Освоить эффективные приемы для снижения напряжения в классе на стадии «глухих раскатов».

Материалы

Для того чтобы участники могли эффективно работать на этом занятии, следует обеспечить их информацией о целях «плохого» поведения (Приложение, таблица 1, с. 201), и мерах экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с властными и мстительными детьми (таблица 6, с. 122). Для этого надо либо написать таблицы достаточно крупно (в формате плаката), либо распечатать их в таком количестве экземпляров, чтобы хватило каждому участнику группы.

То же касается схемы «Стадии "классного вулкана"» (см. главу 4, § 3).

Упражнение на разогрев

Упражнение «А я не обижусь»

Ведущий говорит: «Вы, наверное, знакомы с техникой активного слушания. Примените уточняющие вопросы и парафраз для снижения напряженности ситуации в диалоге с человеком, который стремится вас «задеть». Пусть один участник будет «склочником», его задача — придумать какое-нибудь утверждение, которое может вас «задеть» (например: «Все блондинки туповаты», «Те, кто в наше время держит дома собак, — лицемеры, ведь в стране полно голодных детей», и т.п.). Другой участник должен, не оправдываясь, повести разговор на эту тему, начав с уточняющего вопроса или парафраза. Например: «Вы имеете в виду натуральных блондинок или крашеных?»

В конце упражнения обратите внимание участников на тот факт, что известный прием активного слушания, как правило, не годится для снижения напряженности на уроке, это прием только для индивидуальной беседы.

Дискуссия на тему занятия

Скажите следующее: Тема сегодняшней встречи является ключевой в тренинге. Властные и мстительные дети слишком часто ставят нас в тупик и пугают. Никто не учит педагогов правильно вести себя в критических ситуациях, даже курсы конфликтологии рассчитаны, как правило, не на детей и взрослых и не на ситуацию урока, когда на «выяснение отношений» нет времени. Если вам все понятно в прочитанных дома главах, то мне хотелось бы обсудить их.

Рекомендации ведущему

Как показывает опыт, дискуссия по данной теме никогда не проходит спокойно. Особенно бурно она протекает, когда участники группы — учителя одной школы. Обычно кто-нибудь говорит: «А вот у нас есть такой ученик Ваня Птичкин…» (далее рассказывается «Сага о плохом ученике», причем остановить эту сагу практически невозможно, учителя припоминают случаи из прошлых лет, и обстановка все более накаляется, возникает тяжелая атмосфера возмущения и безысходности). Рефреном звучат фразы: «Вы представляете?», «Это просто ужасно!» и т.п. Ориентируйтесь по обстановке, иногда учителям нужно дать высказаться, чтобы «отреагировать» стресс. Однако, если вы чувствуете, что разговор принимает форму плохой игры «в родительское собрание» (по Э. Берну), прервите обсуждение и спросите: «Хотели бы вы что-то изменить в поведении Вани Птичкина? В ваших собственных отношениях с ним? В его отношении к вашему предмету?» Спросите участников, что они делали для этого? Какой была эффективность этих действий? Хотели бы они попробовать другие методы, которые опробованы педагогами и повсюду признаны наиболее эффективными специально для случаев властолюбивого поведения?

Если да, возвращайтесь к составлению Школьного плана действий и вашей дискуссии.

Покажите и прокомментируйте участникам схему «Стадии извержения "классного вулкана"». Спросите участников, согласуется ли эта схема с их собственным опытом, приведите примеры. Сравните схему «Извержение "классного вулкана"» с традиционной схемой развития конфликта.

Основные вопросы для дискуссии
  • Изящный уход: не кажется ли вам, что это слишком большая роскошь для учеников, обязанных вести себя дисциплинированно?
  • Есть ли в вашей практике положительный опыт применения изоляции как основного (и единственного) метода воздействия на ученика на стадии «извержения "классного вулкана"»? Что вас смущает в этом методе?
  • Ваше отношение к активным и пассивным властолюбцам разное или одинаковое? Приведите примеры.
Рекомендации ведущему

Дайте высказаться всем желающим, если они не выходят за рамки темы дискуссии, ведите дискуссию в технике активного слушания, то есть кратко резюмируйте своими словами основную мысль каждого выступающего, поощряйте «тихих» участников высказываться. Для ведения дискуссии можно использовать материалы с домашними заданиями учителей, собранными перед данной встречей.

Упражнение на овладение навыком

Попросите участников группы рассказать о своем личном положительном или отрицательном опыте применения описанных приемов «изящного ухода». Пока один человек говорит, остальные соотносят рассказанное с приемами «изящного ухода», описанными в таблице «Меры экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с властными и мстительными детьми». Предложите конкурс на лучший «изящный уход» из тех, что были рассказаны (в этом случае приготовьте заранее какой-нибудь приз победителю, например, медаль «За достойное поведение в недостойной ситуации»). Проанализируйте примеры неудавшихся попыток предотвращения конфликта с помощью «изящного ухода». Возможно, диагностика была выполнена неверно и стадия «глухих раскатов» уже сменилась стадией «извержения». Награждайте аплодисментами всех рассказчиков.

Разыгрывание ситуаций

Разыграйте предложенные участникам «трудные» ситуации и попробуйте вместе отыскать варианты беспроигрышных фраз в технике «изящного ухода».

Обязательно окажите поддержку победителю конкурса. Если у вас нет заранее заготовленного приза, наградите победителя общими аплодисментами.

Обсуждение итогов

Все участники высказываются о том, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали, какие вопросы остались неразрешенными.

Домашнее задание

  • 1. Начать выполнять шаг №3 ШПД для учеников, мотивы которых — власть или месть.
  • 2. Вспомнить свои удачные «изящные уходы» и соотнести их с предложенной классификацией приемов.
  • 3. Выполнить письменно Личное задание читающему книгу (гл. 4, § 3).
  • 4. Хорошо, если участники попробуют в своем классе применить описанные в разделе «Изящный уход» приемы и решить для себя, какие из них подходят им, а какие — нет.
  • 5. Еще лучше, если участники группы сдадут письменные части домашнего задания ведущему за день-два до следующей встречи.

Занятие 7. Власть и месть. Активное сопротивлению манипулированию

Цель работы

Помочь участникам группы чувствовать себя уверенно в ситуации взаимодействия с властолюбивыми учениками, не позволяя манипуляторам управлять собой.

Упражнение на разогрев

Участники делятся на пары. Становятся лицом друг к другу. Один стоит абсолютно неподвижно, с застывшим «каменным» лицом. Задача другого участника — расшевелить своего бесчувственного партера, не говоря ни слова и не прикасаясь к нему. Затем участники упражнения меняются ролями.

Скажите следующее: Дети, наши ученики, пытаются манипулировать нами. Кто их научил такой изощренной технике манипулирования? Учителя и родители, вот кто! Мы сами манипулируем ими по сто раз в день (шантажируем: «Если ты не сделаешь этого, я сделаю то-то…», подкупаем: «Если ты хочешь получить то-то, не делай этого…» и т.п.). И мы сами теряемся перед юными властолюбцами, потому что они ухитряются заставлять нас делать то, что мы делать не должны и за что нам потом бывает стыдно.

Вспомните случаи, когда ученики манипулировали вами, чтобы добиться своего. Что вы чувствовали тогда? Может быть, есть случаи, которые до сих пор вызывают у вас чувство неудовлетворения?

Рекомендации ведущему

Поблагодарите того, кто рассказал о своем опыте, потому что человек говорил о неприятных переживаниях. Если все участники группы молчат, сами расскажите случай из собственной практики. Рассказывая, остановитесь на том, что вы чувствовали тогда. О благополучном выходе из этой ситуации можно пока не упоминать — важно, чтобы обсуждение не превратилось в «выставку достижений», а настроило членов группы на откровенный разговор о тех ситуациях, когда они были «не на высоте». Особенно часто учителя подвергаются попыткам манипулирования в конце четверти, при выставлении оценок.

Скажите следующее: У каждого человека существуют устойчивые «фильтры» восприятия других людей — «Я-слушания». Когда кто-то манипулирует нами, это удается ему благодаря нашим «фильтрам», дети угадывают их и бессознательно используют для достижения своих целей. Эти фильтры, не плохие и не хорошие сами по себе, порождают много проблем. Типичны такие, например, «Я-слушания», на которые легко «поймать» учителя:

Я хочу, чтобы он стал добрым мальчиком.

Я уважаю честность.

Я хочу, чтобы ученики меня любили.

Мне жалко этого ребенка, ему так не повезло с родителями и т.п.

Пассивные властолюбцы — юные манипуляторы, по-видимому быстро находят наши «слабые места»:

Я не сделал домашнее задание, потому что наша кошка заболела и я весь день сидел около нее.

Я знаю, что сделал плохо, но это из-за моей лени, я очень ленив, вы же знаете, я и сам страдаю от этого, но ничего не могу сделать.

Мы соврали, потому что не хотели вас расстраивать.

Если вы не поставите мне четверку, отец убьет меня! и т.п.

Узнаете ли вы эти ситуации?

Дискуссия на тему занятия

Перед началом свободной дискуссии выполните следующее упражнение: «Закройте глаза и попробуйте представить ситуацию, которая связана с неприятным случаем манипулирования вами. Представьте себе вашего ученика, выпрашивающего оценку, например. Где это происходило? Какое было время дня? Какое было освещение? Где находились вы и где — он? Что говорил или делал ученик? Услышьте его голос и слова. Попробуйте ощутить свою позу, прикосновения, полностью восстановите ситуацию. Что вы чувствуете? Какие фильтры включились у вас в этот момент? Часто ли они включаются в общении с учениками? (Дайте высказаться всем желающим.) Давайте вместе поищем нужные слова для сопротивления манипулированию».

Предложите участникам группы формулу достойного ответа в ситуации манипулирования.

1-я часть. Признайте силу ученика над вами, скажите ему о своем «слабом месте» и о том, что он может добиться своего, используя ваши слабости.

2-я часть. Скажите ему о том, что бывает потом. Опишите, что происходит с вами, когда осознаете, что кто-то использовал вашу слабость (возможно, вы начинаете сторониться этого человека или меньше ему доверяете, думаете о нем неприязненно или теряете уважение к нему — выберите то, что именно для вас характерно).

3-я часть. Объясните, почему это происходит.

4-я часть. Предложите ученику выбирать.

Учитель информатики Александр Иванович не может видеть женских слез, об этом знают старшеклассницы. Одна из них, Таня, болела, много пропустила и должна получить в четверти «4». Теперь она выпрашивает «5». В конце ответа на зачете А.И. говорит ей, что знает она только на «4», ученица начинает плакать, она совершенно искренне рыдает и… А.И. тут же ставить ей «5», смущенно повторяя: «Ну, если для тебя это так важно…» Веселая Таня уходит домой, а А.И. чувствует себя очень неловко.

На группе, выполняя данное упражнение, Александр Иванович придумал следующий ответ:

Знаешь, Таня, у меня есть слабое место: я не могу видеть женских слез. Когда женщина плачет, я готов сделать что угодно, лишь бы это прекратилось. Я думаю, что сейчас ты легко можешь добиться от меня своей пятерки. (Пауза.) Однако я боюсь, что наши отношения, а я ценю их, после этого изменятся, я не смогу так же уважать тебя, как уважаю сейчас. (Пауза.) Наверное, я просто не люблю, когда меня используют. Ты, наверное, тоже не любишь? (Пауза). Так что выбирай, я поставлю ту оценку, которую назовешь ты сама.

Важно, чтобы учитель поставил ту оценку, которую выберет ученица (в конце концов, дело не в оценке). Если все-таки выбирается «5», впоследствии у большинства детей возникает известный психологический феномен «горькой конфеты», то есть неприятные переживания ребенка могут оказать влияние на его дальнейшие выборы. Если же ученик (или ученица) делает выбор в пользу достойного, хотя и невыгодного, варианта, учитель обязательно должен поддержать его, выразив свои чувства форме «Я-высказывания». В случае с Таней, например, следующим образом: «Знаешь, Таня, что я чувствую сейчас? Огромное облегчение. Я горжусь тобой».

Упражнение на овладение навыком

Ведущий говорит: «Восстановите в памяти образ конфликтной ситуации, который вы вспомнили в начале нашего занятия. Вспомните слова и позы своего ученика и собственные. Попробуйте подобрать нужные в тот момент слова, которые бы дали понять вашему ученику, что вы способны сопротивляться манипулированию собой. Упражнение можно делать либо в парах, либо всей группой, разбирая чей-то трудный случай. Разыграйте ситуацию, в которой предложивший ее учитель играет сам себя».

Обсуждение итогов

Все участники высказываются о том, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.

Домашнее задание

  • 1. Применить на практике навыки, о которых шла речь на этом занятии.
  • 2. Продолжать составлять Школьный план действий для властолюбивого ученика, шаг №3.

Занятие 8. Взаимодействие с властными и мстительными учениками. Позитивная речь и позитивное мышление

Цель работы

Научить участников позитивно относиться к «плохим» ученикам и позитивно говорить о них.

Материалы

«Примеры позитивного описания негативных феноменов» (Пезешкиан, 1993).

Примеры позитивного описания негативных феноменов:

Лень — способность отказаться от явно завышенных потребностей.

Упрямство — способность сказать «нет», возразить авторитетам.

Страх — способность избегать угрожающих ситуаций и объектов.

Агрессивность — способность реагировать на что-либо спонтанно, эмоционально и прямо.

Алкоголизм — способность с помощью алкоголя сделать конфликтные ситуации временно терпимыми.

Ревность — способность любить и в то же время вести себя так, чтобы тебя не любили.

Клептомания — способность находить что-либо прежде, чем кто-то это потерял.

Упражнение на разогрев

Все участники становятся в две концентрические окружности по парам, лицом друг к другу (по типу «карусели»). Первый член пары говорит следующее: «Недавно я был явно не на высоте, когда… (далее описывает случай своего поведения, которым остался недоволен)». Второй член пары отвечает: «Мне нравится… (находит сильные стороны, позитив в том поведении, о котором он услышал». Затем все стоящие во внешнем круге делают шаг вправо, и упражнение повторяется.

Скажите следующее: Я хочу рассказать вам восточную притчу. Одному султану приснился страшный сон. Ему приснилось, что у него один за другим выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил султану: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял зубы, ты одного за другим потеряешь всех своих родных». Толкование разгневало султана. Он повелел бросить прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты переживешь их всех». Султан был счастлив и богато наградил толкователя снов. Придворные удивлялись этому. «Ведь ты не прибавил ничего к тому, что сказал твой бедный предшественник, как же случилось, что он был наказан, а ты награжден?» — спрашивали они. Толкователь снов отвечал: «Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и в том, как сказать».

Как видите, во все времена позитивное отношение к фактам и людям не только гуманнее, но и выгоднее отношения пессимистического. В деле воспитания детей позитивный подход является единственным, позволяющим «увидеть свет в конце туннеля». Овладение навыком позитивной речи может привести к тому, что учитель сдвинется с позиции «красного карандаша» и почувствует себя более эффективным в вопросах воспитания.



Страница сформирована за 0.73 сек
SQL запросов: 190