УПП

Цитата момента



Тот, кто слишком верит фактам, рискует не увидеть законов.
Марсель Пруст

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Если животное раз за разом терпит неудачу, у него что-то не получается, то дальнейшее применение программы запирается при помощи страха. Теперь всякий раз, когда нужно выполнить не получавшееся раньше инстинктивное действие, животному становится страшно, и оно пытается как-нибудь уклониться от его выполнения. Психологи хорошо знают подобные явления у человека и называют их фобиями…

Владимир Дольник. «Такое долгое, никем не понятое детство»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/abakan/
Абакан
.

Школьный план действий

Это план изменений ребенка через описание взаимодействия с ним.

Составление ШПД требует времени, но правильно составленный план сторицей оправдывает затраты. Уже само его составление снижает тревогу и снимает стресс. В процессе первых шагов составления ШПД вы начинаете верить, что все можно изменить. Меняются ваши установки: раньше вы постоянно ожидали подвоха, теперь настроены на ожидание успеха.

Составляя Школьный план действий — индивидуальную программу построения взаимоотношений с конкретным учеником, учитель фактически разрабатывает оптимальную стратегию и тактику общения с ним. При этом он решает последовательно пять задач, как бы делает пять «шагов».

Шаг № 1. Объективное описание поведения ребенка.

Шаг № 2. Понимание мотива «плохого» поведения.

Шаг № 3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке.

Шаг № 4. Разработка стратегии и тактики поддержки ученика

для повышения его самоуважения.

Шаг № 5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию конкретного ШПД.

Рассмотрим подробнее содержание каждого шага.

Шаг № 1. Объективное описание поведения ребенка

Это означает умение:

  • Собирать и точно формулировать факты.
  • Избегать субъективных оценок.
  • Составлять конкретные, а не общие описания того где, когда, как часто и что конкретно делал ученик. Слова «всегда», «никогда», «ничего», «все время» не могут фигурировать в объективном описании поведения.

Шаг № 2. Понимание мотива «плохого»

Нарушая дисциплину, ученик может не осознавать что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:

  • привлечение внимания
  • власть
  • месть
  • избегание неудачи

щелкните, и изображение увеличится

Привлечение внимания — некоторые ученики выбирают «плохое» поведение, чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам — понимать учителя.

Власть — некоторые ученики «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Своим поведением они фактически говорят: «Ты мне ничего не сделаешь» — и разрушают тем самым установленный в классе порядок.

Месть — для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут как учителю, так и кому-то из ребят или всему миру.

Избегание неудачи — некоторые ученики так боятся повторить свое поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они мечтают, чтобы все оставили их в покое, и оказываются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога.

Учителю необходимо знать истинный мотив «плохого» поведения ученика, чтобы правильно строить свое собственное поведение. Например, если Инга громко рыдает, положив голову на парту, чтобы привлечь внимание, учительнице достаточно просто подойти к ее парте, чтобы она замолчала. Если цель Инги — власть, то она от этого, конечно, не замолчит.

Знать истинный мотив поведения ребенка учителю нужно не только для построения своей реакции, но и для понимания реакции ученика на то или иное педагогическое воздействие.

Шаг № 3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке

Выбирая то или иное педагогическое вмешательство помните, что смысл истинного педагогического воздействия не наказание. Педагогическое воздействие преследует две цели - остановить неприемлемое поведение в тот момент, когда оно имеет место, и повлиять на выбор учеником более приемлемого поведения в будущем.

«Быстрым» - не значит импульсивным, спонтанным Это ни в коем случае не должна быть агрессивная реакция. Она просто должна остановить проступок здесь и сейчас

«Верным» - означает учитывающим истинную цель «плохого» поведения ребенка. Например, техника отсроченного реагирования подходит ученикам, ищущим власти, но не подход ученикам, боящимся неудачи.

Еще одно свойство педагогического воздействия - оно должно быть неминуемым, обязательным, неизбежным. Это означает, что учитель должен выдавать подходящую реакцию каждый раз, когда ученик совершает проступок.

В этой книге вы познакомитесь с различными способам реагировать быстро и уверенно. Какие-то приемы будут новы да вас, какие-то - близки и знакомы. Нет приемов худших и лучших. Каждый подходит для своих обстоятельств

Выберите один прием и «примерьте» его к себе: подходит ли он вашей личности и вашему стилю преподавания? Затем попробуйте другой прием. Большинство предлагаемых приемов подходят и детям в детском саду, и старшеклассникам Однако некоторые приемы рассчитаны только на какую-то одну возрастную группу.

Шаг № 4. Разработка стратегии поддержки ученика для повышения его самоуважения

Педагоги часто применяют приемы экстренного педагогического вмешательства и понимают при этом: нет гарантии, что завтра, послезавтра или через неделю ученик не повторит свои безобразные выходки. Действительно, экстренное педвоздействие не может изменить характер поведения в целом. А вот выстроенная стратегия поддержки — может. Самоуважение школьника в основном определяется чувством причастности, принадлежности к школьной жизни, школьной общности. Самоуважение школьника формируется, когда он

  • ощущает свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность или ИС) или хотя бы не ощущает интеллектуальной несостоятельности;
  • строит и поддерживает приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность или КС) или имеет хотя бы какие-то отношения, пусть уродливые;
  • вносит свой особый вклад в жизнь класса и школы (свой вклад или СВ).

Стратегия повышения самоуважения строится на принципе замены неприемлемых способов участия в школьной жизни более приемлемыми. Поддерживающая, формирующая самоуважение ученика стратегия не требует специального времени. Ее реализация занимает у учителя не больше сил и времени, чем традиционные воспитательные беседы, обличительные речи и выяснения отношений. К тому же для педагога это единственный способ хотя бы немного улучшить отношения с учениками, которые его откровенно не любят. Заменив свое традиционное поведение поддержкой, учитель изменяет свою установку о отношению к ученику. Теперь он ожидает от ученика хороших поступков и замечает его хорошие поступки. Поскольку отношение педагога к ученику становится позитивным, меняется и отношение ученика к учителю. Возрастание его самоуважения приятно удивит вас, просто ребенок станет получать то, что ему необходимо, нормальными приемлемыми способами.

Шаг № 5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию школьного плана действий

Разработка ШПД для построения конструктивных взаимоотношений с тем или иным учеником не только решает проблемы дисциплины, но также является темой для общения с коллегами и родителями. Если родители понимают ваши проблемы! или даже разделяют их, если они готовы к психологической работе с собой, то под вашим руководством они могут разработать! свой Домашний план действий и тем самым не только помогать вам, но и решать собственные воспитательные проблемы.

Работа по составлению и реализации Школьного плана действий приводит к выигрышу всех участников учебно-воспитательного процесса.

Во-первых, выигрывает учитель. Его ежедневная борьба за дисциплину прекращается, появляется удовлетворение процессом обучения и общения на уроках. Обучаясь строить конструктивные взаимоотношения с учениками, учитель переносит новый стиль общения на всех остальных людей. «Эмоциональное сгорание» (разочарование, усталость, тревожность, нервные срывы) исчезает, на его место приходит удовольствие от творческого и успешного профессионального дела. Работа по предлагаемой нами программе полезна в равной степени всем педагогам, от воспитателя детского сада до преподавателя старших классов школы. Базовые навыки взаимодействия учителей и учеников остаются неизменными, какого бы возраста ни были ваши питомцы (просто для учеников разного возраста вы используете разные приемы педагогического воздействия и разные способы повышения самоуважения).

Во-вторых, выигрывают ученики. Когда в классе уроки превращаются в выяснения отношений, это не способствует ни умственному, ни личностному развитию. Ученики страдают не меньше учителей, вред себе наносят этим и инициаторы срывов уроков. Все дети, пришедшие учиться, нуждаются в творческой, мирной и дружелюбной обстановке, без этого трудно рассчитывать на хорошую успеваемость.

В-третьих, становятся спокойнее родители. Они довольны тем, что воспитание ребенка ведется компетентно и по определенному плану. Они часто берут ШПД за основу для коррекции отношений со своим собственным ребенком.

Наконец, довольна и администрация школы. Для нее письменный ШПД — это документ, с помощью которого можно контролировать и оценивать стратегию и эффективность работы учителя с трудными учениками, а также определять, когда учителю нужна помощь более опытного коллеги.

Последнее замечание. Наша программа — не панацея, которая сама собой решит все проблемы. Это скорее шанс что-то улучшить. Главным компонентом этой технологии являетесь вы сами как активно действующий образец партнерского отношения к людям. Успех программы зависит от вас и вашей веры в себя и в свой успех.

Итак, наблюдение и изложение в письменном виде проблемного поведения ученика — шаг №1 в составлении Школьного плана действий (ШПД). Успех дальнейшей деятельности учителя зависит от того, насколько аккуратно, конкретно и точно он опишет исходное поведение ученика — то, что педагогу хотелось бы исправить. Только объективный взгляд позволит ему правильно определить цель нарушения поведения (шаг № 2), выбрать соответствующее экстренное воздействие (шаг № 3) и выработать стратегию поддержки (шаг № 4). Все эти действия будут более эффективными, если учителю будут помогать коллеги педагоги и родители учеников. Это требует организации особо-1 го взаимодействия с ними (шаг № 5).

Глава 2. Объективное описание «плохого» поведения, или Шаг №1

Для того чтобы объективно описать поведение конкретного ребенка, нужно подобно журналисту-газетчику, который тщательно собирает и анализирует факты, чтобы затем написать хорошую статью, накапливать сведения о поведении ученика. Качественное описание включает:

  • точное указание того, что ученик делает, нарушая поведение;
  • фиксирование обстоятельств, при которых он обычно это делает;
  • определение того, как часто он поступает именно таким образом.

Рецепты точности

Избегайте субъективных оценок. Что именно делает ученик, нарушая дисциплину, должно быть кратко сформулировано без субъективных добавлений, украшений, то есть «без эмоций». Естественно, учитель видит нарушения поведения сквозь призму своих переживаний или сквозь призму несоответствия этого поведения ожидаемому или должному. Будьте объективны. Описывайте только то, что вы сами наблюдали, иначе вы рискуете поддаться чужим влияниям и описать рассказы других людей об этом ученике.

Вот примеры типичных неправильных описаний, демонстрирующих различные предубеждения, установки, так называемые шоры:

Петя Круглое просто невыносим. Я не знаю, что с ним делать.

Наташа Фролова такая рассеянная, несобранная. Я готова молиться, чтобы она перестала быть такой в новом году.

Игорь Кротов такой инфантильный.

Ваня Пашин — один из самых необщительных детей, которых я встречала!

Ирина Петрова совершенно неуправляема. Она сводит меня с ума!

Описания, в которых фигурируют слова «невозможный»; «рассеянный», «инфантильный», «необщительный», «взрывной», — это оценки обиженных учителей. Они впечатляют больше, чем само поведение. В них столько личного, привнесенного, что создается впечатление, будто искупить вину за свое поведение ученик не сможет никогда. Так, например, учительница, которая называет Ирину неуправляемой, скорее описывает свои неудавшиеся попытки изменить ее поведение. «Неуправляемая» — обобщенный негативный ярлык, который больше говорит об уровне воспитателя, чем о том, что действительно делает эта ученица. Характеризуя своего ученика подобным образом, вы как бы даете ему разрешение вести себя именно так. Вы ожидаете неуправляемости, и дети ведут себя в соответствии с вашими ожиданиями.

«Ярлыки» быстро прилипают и легко перенимаются другими учителями, таким образом становясь уже их ожиданиями. Например, когда Наташа Фролова споткнулась несколько раз на уроке физкультуры, Иван Петрович совершенно не удивился, ведь девочка была известна как рассеянная, несобранная.

Даже переведясь в другую школу, ученик может унести с собой ярлык «незрелого» или «неуправляемого». Учитель, давший такую характеристику, не поможет новому педколлективу изменить поведение «незрелого» Игоря Кротова, например. Поэтому характеристика в другое учебное заведение должна держать точное описание того, что делает Игорь, производя впечатление незрелого, инфантильного человека.

Субъективные утверждения исключают тот факт, что один и тот же ученик может вести себя по-разному у разных учителей. Двое учителей описывают Петю Круглова как «невыносимого», а четверо других видят в нем «хорошо успевающего, активного ученика». Более того, то, что один преподаватель называет «пытливым умом», другой считает «невыносимым» поведением. Например, учитель истории считает Петю любознательным ребенком, так как он задает много неожиданных вопросов по теме и всегда предлагает альтернативные объяснения фактов и событий. То же поведение на английском учительница описывает как невыносимое.

Описывая поведение, мы должны избегать субъективных утверждений и эффектных ярлыков, используя эмоционально нейтральные, объективные слова.

Сравните, как можно описать тех же учеников, о которых шла речь выше:

Летя Круглое выставляет ноги в проход так, что другие ученики 2-го класса спотыкаются. Он проделывает это около пяти раз в день, в основном – на уроке математики.

Наташа Фролова не поднимает руку на английском как минимум на каждом втором уроке.

Игорь Кротов раскачивается на стуле взад-вперед и постукивает ручкой по парте на контрольных.

Когда Ваню Пашина просят дополнить, расширить свой ответ, он отвечает: «Я не обязан этого делать» или «Я все сказал».

Ирина Петрова шепчется с другими учениками как минимум семь раз за урок истории. Когда ее просят помолчать, бормочет в ответ что-то сердитое и невнятное.

Как видите, эти утверждения рассказывают о поведении в безличностной, неэмоциональной манере. Вместо интерпретаций они говорят о том, что же происходит на самом деле и в каких обстоятельствах.

Регистрируйте частоту «плохого» поведения. Объективное описание поведения включает также информацию о том, как часто проявляется подобное поведение. Когда у вас возникают трудности с определенным учеником, создается иллюзия, что это поведение появляется чаще, чем на самом деле. Например, вам кажется, что Лена «все время» стучит карандашом по парте. Но если задокументировать ее поведение в течение нескольких дней,' мы удивимся, обнаружив, что она стучала только четыре раза и только на уроках истории.

Другая проблема — использование слов «редко», «обычно», «часто», «временами», «постоянно», «однажды», «никогда», «всегда», так как эти слова означают для разных людей разные понятия.

Например, фраза «Жени никогда нет на месте» в действительности может означать:

Жени не было за партой с 8 часов 30 минут до 14 часов.

Женя подскакивает со своего места и прогуливается по проходу между партами десять раз за время урока.

Женя 5 или 6 раз в день выходит попить воды.

И еще многое другое…

Нет способов изменить «невыносимое» поведение. Но есть техники, чтобы помочь Анне приходить в класс вовремя или Виктору не задирать младших школьников на спортплощадке.

Удвойте объективность. Вот простой способ проверить, объективно ли вы описываете поведение учеников. Если ваши слова описывают то же, что можно показать с помощью видеокамеры и магнитофона, ваше описание точно. Никакая воспроизводящая техника не может зафиксировать такие понятия, как «неуважительное» поведение или «необщительность». Уберите их из описания!

Предположим, Клава весь урок математики смотрела в окно. Видеокамера зафиксирует ее лицо, повернутое к окну, ее взгляд, направленный за окно, на улицу, но не ее мысли. Если мы оценим ее как мечтающую о чем-то своем, то, возможно, будем правы, а может быть — нет. А вдруг она думает о своих отношениях с молодым человеком или о проблемах математических? Мы просто не знаем, что происходит в голове Клавы. Наше описание будет приблизительно таким: «Она часто смотрела в окно на уроках математики». Другой пример. Костя не дает заниматься своему соседу. Но как именно? Видеокамера может заснять его передающим записки, толкающим других учеников, пускающим бумажные самолетики.

Личное задание читающему эту книгу

Зафиксируйте и объективно опишите поведение ученика.

Имея в виду все, что вы узнали, понаблюдайте теперь за поведением выбранных вами учеников в течение нескольких дней. Описывайте поведение, которое мешает вам более всего: как оно выглядит, когда и как часто возникает?

Например, вы заметили в понедельник, что Юлия потратила 20 минут на то, чтобы подписать тетрадь и начать работу. Затем в течение следующих нескольких дней вы ставите «галочку» рядом с этим утверждением каждый раз, когда Юля вела себя именно таким образом.

Старайтесь фиксировать ваши наблюдения сразу же, как только вы заметили нарушения дисциплины. Вы скажете, что это невероятно сложно, когда перед тобой целый класс и нужно вести урок, немедленно реагировать, добиваться тишины и так далее. Но когда урок закончится, многое забудется. Ну что ж — в таком случае можно положиться на свою память и записать свои наблюдения позже, хотя это и менее эффективно.

Глава 3. Понимание мотива «плохого» поведения, или Шаг № 2

§1. Привлечение внимания как цель «плохого» поведения

Ученики, ищущие внимания окружающих, действуют как настоящие артисты, они нуждаются в аудитории. В младших классах их действия обязательно предназначаются учителю. В средних и старших классах им нужна уже более широкая аудитория: и одноклассники, и учителя.

Общая характеристика поведения

Очень часто причиной «плохого» поведения учеников бывает потребность в особом внимании к себе. Объясним термин «особое внимание». Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей и не хотим чувствовать себя «пустым местом», мы хотим ощущать свой вклад в группу, к которой себя причисляем (см. 2-ой закон в главе 1). Однако есть дети, которые своим поведением все время стремятся привлечь внимание и никогда не удовлетворены получаемым вниманием, требуя его все больше и больше. Их «корзинка» никогда не наполняется, в ней как будто дыра и через нее уходит все внимание, которое они получают от окружающих. Ощущая недостаток внимания к себе, ученики придумывают различные выходки, суть которых — демонстративность.

Направленное на привлечение внимания поведение проявляется в активной и пассивной формах.

Хотя существует масса МПВ, способы реагирования на них достаточно универсальны. Если начать применять адекватные методы экстренного вмешательства, то поведение демонстративных детей может сильно измениться. Техники экстренного вмешательства описаны в главе 4.

Активная форма поведения

Такие ученики имеют свои хитрости, которые можно назвать «механизмами привлечения внимания» (МПВ).

Второклассник Сеня имеет тысячу и один такой МПВ: стучит карандашом по парте, вертится и разговаривает, подставляет ножки ребятам у дверей туалета, на уроках корчит рожи и закатывает глаза за спиной учительницы, часто использует слова, которые его учительница узнала только в старших классах, постоянно подзывает учителя и просит помочь себе, как только все получили самостоятельное задание. Его сестра Даша старше, но у нее тоже масса МПВ. Она часто входит в класс, когда урок продолжается уже минут десять, вдруг начинает причесываться во время объяснения нового материала, передает записочки через весь класс и задает учителю вопросы, не относящиеся к теме урока.

Активные МПВ действуют беспроигрышно. Такие поступки отвлекают весь класс, учиться и работать становится уже невозможно. И если немедленно не отреагировать, можно потерять контроль над классом.

Пассивная форма поведения

В отличие от «активных» детей привлекающие к себе внимание ученики пассивного типа редко «заводят» класс. Опасность с ними подстерегает вас, когда кажется, что класс готов работать. Только вы подумаете: «Слава Богу, все тихо-спокойно. Можно хорошо поработать сегодня», как через несколько мгновений осознаете, что в классе есть несколько тихих саботажников — пассивных нарушителей поведения.

Они не отказываются выполнять ваши требования, но… делают все в темпе, который можно назвать «в-час-по-чайной-ложке». Все, что они должны делать, исполняется медленно, потом еще медленнее, еле-еле. Они только успевают открыть тетрадь к тому времени, когда все уже решили три задачи. Вам кажется, что вы «из болота тащите бегемота», и при этом вы знаете, что вне ситуации урока они и реагируют, и действуют совершенно нормально.

Исправить «пассивных» труднее, чем «активных». Они часто говорят: «За что вы меня ругаете? Я не делаю ничего плохого!» «Активные» же не могут позволить себе так оправдаться — их выходки слишком вызывающи и заметны.

Природа поведения, направленного на привлечение внимания

Первая причина. Как ребенок научится получать больше внимания от взрослых, когда он плохо, а не хорошо ведет себя? Еще в раннем детстве ребенок плачет — к нему бегут родители. Он разбил вазу и получил больше внимания, чем за целый день нормального поведения. «Если я хочу, чтобы мама и папа были рядом, я должен сделать что-то, что они делать запрещают!» — вот что усвоил ребенок. Иногда ребенку получить сердитое внимание лучше, чем не получить никакого.

Такая стратегия поведения переносится и в школу. Вот обычная ситуация:

Миша тихо и сосредоточенно решает задачу по геометрии, углубившись в тему.

Вера громко переговаривается с подругой, сидящей через парту от нее.

Как вы думаете, к кому в первую очередь обратится учительница?

Вторая причина — никто не учит ребенка, как попросить внимания в приемлемой манере. Потребность во внимании — базовая психологическая потребность, такая же как еда и питье с точки зрения физиологии. Но если детей учат просить еду, то почему никто не говорит им, как они должны вести себя, когда они «психологически голодны»?

Третья причина. Чем меньше внимания дома — тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в школе. Часы у телевизора, формальные вопросы родителей: «Оценки есть?», «Ты поел?», узкий круг общения, одиночество — и проблем с поведением в школе не избежать.

Сильные стороны поведения

Ученики, демонстрирующие поведение, направленное на привлечение внимания, просто показывают, что они хотят взаимодействовать с учителем, но не знают, как общаться в позитивной манере. Большинство учителей скорее предпочтут иметь дело с такими учениками, чем с теми, кому нет дела ни до чего и ни до кого.

Если об этом помнить все время, возможно, наше раздражение и возмущение угаснут.

Принципы профилактики

Как себя вести, чтобы такие нарушения поведения не возобновлялись?

Два главных принципа должны соблюдаться в попытках защититься, предохраниться от поведения, направленного на привлечение внимания.

  • Уделяйте много внимания тем, кто сегодня ведет себя хорошо. В два, три, десять раз больше внимания за хорошее поведение, чем за плохое!
  • Научите своих учеников просто и открыто просить внимания у учителей или класса, когда они в нем особенно нуждаются. Как можно это сделать, описано в Сценарии тренинга (с. 224—228).
Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания

Активная форма

Ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса.

Пассивная форма

Ученики демонстрируют поведение «в-час-по-чайной-ложке», то есть все требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно.

Реакция учителя

Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы.

Ответы ученика на реакцию учителя

Прекращают выходку, но только на короткое время.

Природа поведения, направленного на привлечение внимания

  • 1. Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо.
  • 2. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме.
  • 3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом».

Сильные стороны подобного поведения

Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем.

Принципы профилактики демонстративного поведения

  • 1. Больше внимания уделять хорошему поведению.
  • 2. Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются.

Личное задание читающему эту книгу

1. Приведите примеры активного и пассивного поведения, направленного на привлечение внимания, которые вы наблюдали в вашей педпрактике.

2. Согласны ли вы с теми причинами поведения, направленного на привлечение внимания, которые описаны в книге? Почему?

3. Истинный смысл демонстративного поведения в том, что ученики показывают, что им нужны отношения с учителем. Вы согласны с этим? Почему?

4. Завершите незаконченное предложение:

Когда я был ребенком, одним из способов, которым я добивался внимания к себе в школе (дома), был следующий…

§ 2. Власть как цели «плохого» поведения

Поведение, направленное на утверждение своей власти над кем-то или чем-то, становится все более распространенным! Сотни учителей подтверждают этот факт. Можно, однако, научиться вести себя в подобных случаях таким образом, чтобы не! чувствовать себя беспомощными и разочарованными.

Общая характеристика поведения

Властолюбивые ученики постоянно задевают учителя, бросают ему вызов. С помощью слов и действий они как бы атакуют нас. Они могут применять различные тактики: делать все очень медленно, не обращая внимания на напоминания о времени, сдавать незаконченные работы, шуметь в то время, когда остальные работают. Иногда они бормочут ругательства, когда их о чем-то просят, жуют жвачку. Они могут просто не считаться с требованиями учителя или соглашаться сделать что-то, но с явной обидой.

Как правило, властолюбцы не действуют без зрителей. Им нужны свидетели их власти. Они провоцируют вас перед классом, и вы чувствуете, что если проиграете эту публичную схватку, то в глазах всего класса или даже всей школы останетесь с ярлыком «Проигравший» до конца учебного года. Вы как бы всегда под угрозой, под давлением таких возможных ситуаций. И это вызывает тревогу и напряжение.

Поведение учеников, ищущих власти, также может иметь активную и пассивную формы.

Активная форма поведения

Вспышки негодования. Малыши не прячут своих вспышек гнева, они их используют. Ученики младших классов и дошкольники демонстрируют свое негодование криком, визгом, катанием по полу и нежеланием ничего слушать.

Видели ли вы когда-нибудь ребенка, который бы шел в свою комнату, закрывал двери и затем там устраивал припадок? Или делал это в незаметном уголке сада? Конечно, нет. Вспышки негодования нужны для манипулирования взрослыми и для достижения желаемого.

Типичная картинка в магазине. Малышу не купили жвачку или шоколадку, и он «закатил истерику» прямо посреди торгового зала универмага. Он орет, валяется по полу, ничего не видит и не слышит. Но подойдите ближе. Вы увидите, что сквозь прикрытые веки он внимательно наблюдает за мамой, вернее, за тем, каков эффект его действий. И если эффекта нет — крик возобновляется с удвоенной силой, ребенок подкатывается маме под ноги и заставляет-таки ее возмутиться.

Словесное негодование. Более взрослые ученики просто хамят — неуважительно и вызывающе отвечают учителю на задание сделать что-то. Учителя знают миллион вариантов на тему «Вы не можете заставить меня делать это. Анна Ивановна в 7 «Б» этого не требует. И я не буду делать».

Другой вариант — ученики выдают «синдром адвоката». Эти дети не хамят, они разговаривают в вежливой и дружеской манере, но предлагают абсолютно нелогичные обоснования своего «плохого» поведения. «Можно я не буду делать самостоятельную, а то уже мало времени осталось. Лучше я повторю формулы» или «Можно я не буду отвечать сегодня? Я же отвечал на прошлом уроке, вы же видели, что я знаю эту тему!»

Их дружелюбие часто сбивает с толку, и учитель поддается! Повторные попытки приводят нас в замешательство, и мы быстро раздражаемся от их словесной акробатики.

Пассивная форма поведения

Тихое непослушание. Ученики, выбирающие пассивное непослушание, избегают «сцен». Они не демонстрируют явную конфронтацию и много не говорят. Вместо этого они улыбаются нам и говорят то, что мы хотим услышать. А затем делают то, что хотят они.

Вот пример:

Уже 10 минут идет самостоятельная письменная работа, а Марина все еще смотрит в окно. В тетради пусто. Учительница интересуется: «Что-то случилось?» Марина улыбается и отрицательно качает головой. Когда ее спрашивают, почему лист пустой, она отвечает, что думает. Когда учительница выясняет, собирается ли Марина закончить самостоятельную к концу урока, девочка утвердительно кивает. Когда приходит время собирать тетради, в Марининой нет ни строчки.

Согласитесь, что именно такие ситуации заставляют вас усомниться в ваших педагогических способностях.

Фактически в случае с Мариной учитель ориентируется не на ее действия, а на ее слова. Слова Марины свидетельствуют о ее позитивных намерениях, но ее поступки говорят о том, что она ни в грош не ставит авторитет учителя и говорит ему: «Я не хочу делать это».

Психологи называют поведение, при котором действия и слова расходятся, «неконгруэнтной коммуникацией». Считается, что, сталкиваясь с подобной ситуацией, люди скорее будут реагировать на слова человека, а не на его действия. Вот ученик говорит:

«Я буду делать», хотя все его поведение показывает «Я не хочу» и мы надеемся, что в конце концов «Я буду» победит

Почему мы верим словам, а не действиям? Возможно еще и потому, что мы - педагоги, то есть «люди слов». С помощью горла мы зарабатываем деньги. А может, мы верим словам по тому что мы идеалисты и надеемся, что если человек сказал «Я буду это делать», он сдержит слово. А может, мы чувствуем что перед нами поведение, требующее воспитательного воздействия но каково это воздействие — не знаем.

Если посмотреть на пассивное властолюбие трезво то надо признать, что такие дети просто лгут. Но ложь – это громкое слово, отягченное осуждающим смыслом. Особенно если мы применяем его к детям. Поэтому мы будем говорить о масках или оправданиях, как средствах, которые ученик использует для достижения власти.

Оправдание ленью. Люся не сделала домашнее задание на выходные дни. В понедельник она говорит своей учительнице смущенно и грустно улыбаясь: «Извините меня, Марья Ивановна, я не сделала задание. Я, честное слово, собиралась сделать его, но оказалось, что я слишком ленива. Но я буду с этим бороться. Честное слово!»

Искренность и самокритичность Люси обычно производят впечатление на большинство учителей. Если бы она говорила правду, она бы сказала: «У меня просто не было настроения в выходные дни делать домашнее задание и я не стала делать его» по при этом она бы многим рисковала.

Когда ученик использует оправдание ленью, спросите его от кого он унаследовал эти ленивые гены: от отца, от мамы? Используйте юмор, чтобы дать понять ученику, что эта личностная характеристика может быть изменена. Лень - только покров, оправдывающий лодырничанье и распущенность Лень – это выбранное поведение. И если разгадать его как пассивное властолюбие, то можно начать работать, чтобы изменить его.

Оправдание плохим вниманием. Некоторые молодые люди оправдывают свое «плохое» поведение, ссылаясь на проблемы с вниманием. Петя так рассеян, что вообще не может сосредоточиться на том, что делает класс. Он выглядит совершенно растерянным и беспомощным. Учитель тоже теряется, начисто позабыв, что в свободное время этот ученик часами сосредоточения играет в компьютерные игры.

Как и в предыдущем случае, в этой ситуации мы имеем дело скорее с проблемой выбора, нежели с физиологическими особенностями.

Оправдание забывчивостью. «Ой, я забыл это сделать!» — эту фразу учитель слышит тысячу раз на дню. Говоря «Я забыл», ученик на самом деле говорит: «Я отказываюсь». Но еще никого не выгнали из школы за забывчивость!

Забывчивость свойственна большинству людей. Но все мы забываем как приятные, так и неприятные события, а пассивные властолюбцы демонстрируют забывчивость только тогда, когда им это выгодно. Дети, постоянно забывающие делать домашние задания, наверняка помнят программу телевидения на несколько дней вперед или номера телефонов большинства своих друзей.



Страница сформирована за 1.75 сек
SQL запросов: 191