УПП

Цитата момента



К концу сказки Добро победило Разум.
Господи, с ума можно сойти!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



…Никогда не надо поощрять жалоб детей и безоговорочно принимать их сторону. Дети сами разберутся, кто из них прав, кто виноват. Детские ссоры вспыхивают так часто и порой из-за таких пустяков, что не стоит брать на себя роль арбитра в них.

Нефедова Нина Васильевна. «Дневник матери»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009
.

Как ученики реагируют на санкции

Многие ученики с властной и мстительной мотивацией выдают определенную защитную реакцию на санкции. Это поза «А мне наплевать», демонстрирующая, что вам не удалось задеть их. Свои «послания» они адресуют и вам, и сверстникам, пытаясь тем самым убедить вас в бесполезности продолжения санкции.

Не надо обманываться этой маской безразличия. На самом деле правильно выбранные санкции оказывают огромный эффект на ученика, хочет он того или нет.

Таблица 6. Техники экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учеником, цель которого — власть или месть

Стратегии

Техники

Ищите изящный уход

Признайте силу ученика Уберите зрителей Перенесите обсуждение вопроса Назначьте специальное время для обсуждения вопроса Озадачивайте ученика

Используйте удаление

Удаление в пределах классной комнаты Удаление в другой класс Удаление в специальное помещение Изоляция в кабинете школьной администрации Удаление с применением силы

Устанавливайте санкции

Лишение ученика права свободно распоряжаться своим временем Лишение права пользования предметами Лишение права доступа в различные помещения школы Встреча с администрацией школы Информирование родителей Починка, ремонт предметов, вещей. Возмещение учеником убытков

Личное задание читающему эту книгу

1. Подберите приемы экстренного педагогического воздействия на ученика, целью поведения которого является власть или месть. Учитывайте при выборе три основных фактора:

  • возраст ученика,
  • его индивидуальные особенности (что будет для него самым впечатляющим?),
  • ваши собственные индивидуальные особенности (что больше всего подходит вам как человеку, обладающему культурой справедливости?).

Планируя этот шаг, имейте в виду, что педагогическое воздействие не равно наказанию. Отнеситесь к нему как к мере, которая преследует прежде всего две цели: прекратить нарушающее правила поведение и повлиять на выбор учеником в будущем более подходящего поведения.

§ 4. Как строить отношения с учениками, которых мы не любим, или Еще немного о мстительном поведении

Этот тип поведения — самый тяжелый для учителя. Часто выходки учеников столь возмутительны, что педагогу просто не хватает самообладания, чтобы применить какую-то дисциплинарную технику. В ходе постоянного общения с мстительными учениками у учителя формируется такое отношение к ним, что он «уже просто не может видеть» Петрова, Иванова, Сидорова и, уж конечно, не может эффективно строить взаимоотношения с ними.

Мы не можем любить учеников с мстительным поведением, но мы можем научиться мирно сосуществовать с ними. Они имеют право, как и все остальные ученики, на то, чтобы с ними обходились достойно и уважительно. Описанные ниже стратегии помогут вам добиться этого. Они потребуют сил и времени, но результат окупит ваши затраты. Эти стратегии учительского поведения направлены на вас, а не на учеников, ибо любые изменения в классе (как позитивные, так и негативные) начинаются с нас, профессионалов, а не с учеников.

Стратегия 1. Измените восприятие

Найти хоть что-то хорошее в мстительных учениках — все равно что найти жемчужину в куче навоза. Один из способов облегчить эту трудную задачу — начать воспринимать слабости как сильные стороны. Используйте для этого позитивный язык вместо негативного. Например, можно думать о Сергее как об «упрямом осле», но можно попробовать думать о нем как о твердом, неколебимом, устойчивом, и ваше видение изменится к лучшему. В итоге про себя вы начнете называть его «гранитным утесом» или «уральской скалой». С помощью позитивной терминологии мы сможем сами себе облегчить общение с мстительными учениками.

Допустим, вы просите Дашу Иванову перестать постукивать ручкой по крышке парты, а она кладет ручку и стучит карандашом. Вы просите положить карандаш, и Даша послушно кладет его, но начинает стучать линейкой. Затем используется фломастер, затем пальцы. Конечно, можно рассердиться на Дашу, но можно сказать и так: «Даша, твои творческие возможности впечатляют меня. Но я не могу подумать обо всем, что лежит у тебя в портфеле. Не могла бы ты не стучать вообще?» Дашины действия представлены в позитивном свете, поэтому она скорее всего подчинится, «не потеряв лицо».

Стратегия 2. Оказывайте ученикам поддержку

В главе 5 мы будем знакомиться с пятью составляющими поддержки: принятием, вниманием, уважением (признанием), одобрением, теплыми чувствами. И я уже слышу вопросы недоверчивых читателей: «Как я смогу проявлять все это по отношению к ученику, которого я еле терплю?»

Да, вначале, первый раз, эта процедура будет напоминать прием горького лекарства, но если вы хотите что-то сделать с надоевшей вам самим неприязнью, нужно продолжать поддерживающую стратегию. И вы увидите, что уже через считанные дни отношения между вами и нелюбимыми учениками изменятся к лучшему. Ученики станут воспринимать вас по-другому, чувствовать благодарность от осознания своей принадлежности к тому, что происходит в классе, и, возможно, возникнет более подходящее поведение в вашем присутствии. И вы в ответ почувствуете к ним что-то новое и хорошее.

Стратегия 3. Действуйте уверенно

Как собака нападает на того, кто ее боится, так и юные мстители атакуют тех, в ком они замечают какую-либо слабину или растерянность. Поэтому необходимо вести себя уверенно. Даже когда вы не чувствуете уверенности в себе, хотя бы делайте вид, что вы держите под контролем конфликтную ситуацию. Делая это постоянно, мы можем начать в какой-то момент действительно чувствовать уверенность.

Стратегия 4. Показывайте ученикам, что вы заботитесь о них

Опытные педагоги говорят, что мстительные ученики нуждаются не столько в нашей любви, сколько в постоянной заботе. Мы не можем любить всех, но показать им всем, что нам не безразлично то, что с ними случается, мы можем. Забота — это действие, а не чувства. Действия в отличие от чувств можно контролировать, даже если мы испытываем в это время что-то несоответствующее. Мы можем демонстрировать нашу заботу, чтобы помочь мстительным учащимся почувствовать себя достойными участниками школьного процесса.

Стратегия 5. Учите детей управлять эмоциями

Вы очень поможете ученикам-мстителям, если научите их выражать эмоции безопасным способом. Тогда их разрушительные выходки начнут сходить на нет.

Стратегия 6. Говорите вслух о чувствах учеников

щелкните, и изображение увеличится

В ходе вспышки мстительного поведения спросите ученика, что он сейчас чувствует. Если он не хочет отвечать прямо, попробуйте угадать: «На мой взгляд, ты чувствуешь сегодня раздражение и злость. Не так ли?» Если ваша догадка окажется ошибочной, ученик обязательно поправит вас. Если он согласится, что вы правы, можно продолжить, попросив его рассказать о своих чувствах.

Если мы находимся в ситуации, где обсуждение чувств не уместно, можно вспомнить о чувствах ученика позже, попросить его описать, что он тогда чувствовал.

Разговаривая с учеником о его чувствах, мы должны просто слушать и отмечать, что мы слышим, что именно он говорит. Избегайте советов и указаний на то, что ученик должен или не должен чувствовать, и не оценивайте его чувства как хорошие или плохие. Слушать без оценок и советов очень трудно. Но у нас ведь только один рот и два уха, значит, мы должны слушать вдвое больше, чем говорить.

Итак, услышав, какие чувства испытывает ученик во время агрессивной вспышки, спросите его «Почему это так?»

Если вы уверенно ощущаете себя в ситуации, можете задать вопрос: «Что я делаю такого, что заставляет тебя чувствовать это?». Если ученик захочет отвечать, вы узнаете о себе, своем стиле общения и обучения много нового и интересного. Если нет — ничего страшного не случится. Не нужно обсуждать услышанные комментарии с учеником. Все, что мы можем сделать, это поблагодарить ученика за искренность и сказать, что подумаете над услышанным.

Стратегия 7. Создавайте условия для физического проявления эмоций

Некоторым ученикам очень полезно научиться канализировать энергию эмоций в физические действия. Хорошо, когда в школе есть специальное место, где можно успокоиться, разминая руками глину или пластилин, или нанося серию ударов по боксерской груше.

§ 5. Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на избегание неудачи

Мы уже отмечали, что учитель часто вообще не замечает учеников с поведением, направленным на избегание неудачи, так как они фактически не мешают проводить урока: не заводят класс, не обращают на себя внимания, не шумят и не перебивают. Они вообще «не»: ничего не делают и надеются, что мы этого не замечаем. Из сказанного в предыдущей главе, однако, понятно, что базовые потребности таких детей не удовлетворяются приемлемым способом — они не ощущают свою принадлежность к происходящему в школе, то есть:

  • не чувствуют, что они состоятельны в деятельности учения,
  • не чувствуют себя нужными — не состоятельны в совместной деятельности,
  • не уверены в себе, когда общаются со сверстниками.

Наш первый шаг — помочь им осознать себя состоятельными в деятельности учения — ведущей деятельности школьников.

Стратегии педагогического воздействия, которые помогают ученикам чувствовать себя состоятельными в учении, могут быть сгруппированы следующим образом:

  • 1. изменение методов объяснения учебного материала,
  • 2. коррекция требований — обучение в один момент времени только чему-то одному,
  • 3. обучение такого рода детей умению позитивно рассказывать о себе и о том, что они делают,
  • 4. формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлением,
  • 5. формирование у учеников веры в успех,
  • 6. концентрация внимания учеников на уже достигнутых в прошлом успехах,
  • 7. помощь ученикам в «материализации» своих достижений.

Первые три техники уместны и эффективны именно в работе с детьми, избегающими неудачи, последние - универсальны, их можно использовать в работе со всеми, поскольку абсолютно все дети нуждаются в поддержке как мотивирующей к учебе силе.

Стратегия 1. Изменение методов объяснений учебного материала

Использование осязаемого материала. Еще в 1930-е годы Мария Монтессори обратила внимание на тот факт, что неуспеваю щие дети отличаются от своих успешных сверстников именно тем, что не усваивают абстрактный материал. Однако их можно научить, если тот материал, на котором учат, удовлетворяет следующим требованиям:

  • 1. Привлекательность. Детям нравятся яркие, цветные и интересные материалы.
  • 2. Понятность. Детям хочется иметь дело с материалами, которые как бы сами подсказывают им, как ими пользоваться.
  • 3. Самоконтроль. Дети осознают, что ошибки — простительное и нормальное явление при обучении новому, если материал позволяет только им одним знать, сколько ошибок они сделали.
  • 4. Возможность повторного использования. Дети обучаются практическим навыкам, пока не достигнут мастерства. И затем тот же материал может быть использован опять, чтобы дети испытали радость от безошибочного и легкого выполнения.

Принципы отбора учебного материала М. Монтессори актуальны и сегодня. Особенно если они воплощены в компьютерных программах. Конечно, компьютерные программы не позволяют пощупать материал, но они привлекательны, понятны, позволяют осуществить самоконтроль и повторно использовать навык. Поэтому ученики, которые не хотят даже взять в руки ручку в классе, могут часами сидеть за компьютером и учиться базовым навыкам.

Компьютер, конечно, не может заменить вас, учителя. Но если не усвоены базовые знания и навыки, лучше пусть ученик доверит процесс «выравнивания», «подтягивания» не вам, а компьютеру.

Введение дополнительных методов обучения. Для этого:

  • готовьте специальные программы для обучения отстающих, иные, чем для всего класса,
  • установите причины отставания с помощью специальной диагностики: уровень интеллектуального развития ребенка может быть нормальным или даже высоким, а может быть и нет,
  • разрешайте и поддерживайте работу в парах: успевающий ученик и двоечник; ученическое репетиторство — очень хороший способ воспитания обоих учеников — и «сильного», и «слабого»,
  • побеседуйте с родителями неуспевающего ученика — может быть, им имеет смысл обратиться за помощью к репетиторам или определить ребенка в класс коррекции.

Стратегия 2. Коррекция требований — обучение в один момент времени только чему-то одному

щелкните, и изображение увеличится

Учеников, боящихся неудачи, очень легко испугать, подавив, например, количеством нового материала или его сложностью. Учите их маленькими шажками, используя максимально развернутые алгоритмы, позволяющие совершать действия предельно простые, зато безошибочно. Ребенок должен получать обратную связь по поводу каждого своего шага. Любой, даже маленький, успех должен быть заметен, а каждая маленькая ошибка должна с легкостью исправляться, тогда безошибочным будет и конечный результат.

В отечественной педагогической психологии есть направление исследований, отвечающих указанным требованиям. Это теория поэтапного формирования умственных действий, созданная П.Я. Гальпериным, Н.Ф. Талызиной и их учениками. Конкретные формирующие методики для детей разного возраста, пожалуй, только сегодня могут быть оценены по достоинству. Среди наиболее известных — методики обучения внимательному письму, классификации и другим элементарным логическим приемам, понятиям меры и числа, запоминанию стихотворений, опознанию зрительных объектов по существенным признакам и др.

Стратегия 3. Обучение детей умению позитивно рассказывать о себе и о том, что они делают

Плакат с «заклинаниями-девизами». Очевидно, что дети, постоянно демонстрирующие поведение, направленное на избегание неудачи, внушают себе: «Я не смогу этого сделать», «Это слишком трудно», «Я никогда не сделаю правильно». Помогите ученикам изменить внутреннюю речь. «Ты сможешь, если будешь думать, что сможешь! — говорит мудрый учитель своему ученику. — Повторяй это каждый день, особенно в отношении того, что у тебя плохо получается».

Можно повесить в вашем классе перед глазами учеников плакаты с такими «заклинаниями» (внутренними девизами):

«Я смогу это!»

«Пробуй - и результат обязательно будет!»

«Когда говорю себе, что я могу, я действительно могу!»

«Я могу стать таким, каким я хочу быть».

Ищите два «плюса» на каждый «минус». Введите правило: когда услышите, что ученик негативно высказывается о себе и своей учебе, вслух скажите о его работе не менее двух позитивных утверждений. Этот прием помогает ученикам обращать внимание на те слова, которые они говорят себе. Это также помогает трансформировать негативный образ себя в позитивный. Поначалу ученики чувствуют некоторую неловкость, когда слышат о себе хорошее, но… «к хорошему быстро привыкаешь». Одно условие: реплики учителя должны быть предельно конкретными.

Декларация «Я могу». В голове избегающего неуспеха ребенка как будто звучит заезженная пластинка. Как только он получает задачу для решения, она автоматически включается: «Ты не сможешь, ничего не получится», — твердит она. Чтобы «сменить пластинку» попросите ученика тихонько повторить следующие две фразы: «Я могу решить эту задачку с дробями», «Я достаточно умен, чтобы ответить на все эти вопросы».

Просите его повторять это перед сложным заданием или когда вы видите признаки подступающей неуверенности. Положите карточку с текстом заклинания ему на парту вместе с карточкой-заданием.

Стратегия 4. Формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлением

Стратегия 6. Концентрация внимания учеников на прошлых успехах

щелкните, и изображение увеличится

Страх совершить ошибку — вот что «заталкивает» учеников в рамки поведения, избегающего неудач. Они интерпретируют каждую ошибку, не важно, большую или маленькую, как доказательство того, что они вообще ничего не могут делать правильно. Мы должны научить их рассматривать ошибки как необходимую часть процесса обучения. Этого можно добиться такими приемами:

  • Рассказывайте о возможных, типичных ошибках.
  • Показывайте ценность ошибки как попытки выполнить задание. (Отрицательный результат — тоже результат.)
  • Минимизируйте последствия от сделанных ошибок.

Каждый ученик имеет в своем опыте переживание успеха, хотя оно может быть зарыто где-то очень глубоко. Найти такие примеры переживания успеха у учеников, страшащихся неудачи, очень важно. Это воспоминание может стать фундаментом для новых достижений. Используйте такие приемы, как:

  • Анализ прошлого успеха.
  • Повторение и закрепление прошлого успеха.

Стратегия 5. Формирование веры в успех

Помогайте ученикам поверить в успех. Они должны поверить, что способны не только решить задачу по предмету, но также изменить себя, поднять свой интеллектуальный уровень. Для этого используйте такие приемы:

  • Замечайте любые улучшения.
  • Объявляйте о любом вкладе ученика в общую деятельность
  • Раскрывайте ученикам их сильные стороны.
  • Демонстрируйте веру в учеников.
  • Признавайте трудность ваших заданий.

«Если чего-то нельзя увидеть или потрогать, то этого не существует», — думают многие дети. 1С сожалению, к таким неосязаемым вещам относятся их собственное развитие и рост в процессе обучения. Для учеников, которые нуждаются в «осязаемой» обратной связи, используйте следующие идеи:

  • Наклейки или записочки типа «Я могу!».
  • Альбомы достижений.
  • Рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем.

Если бы ученики слышали и видели признание своих достижений в той же мере, в какой они получают указания на ошибки, они бы не прибегали постоянно к поведению, построенному на страхе неудачи. Успех в любой сфере — не важно, что эта сфера выглядит для нас незначимой — должен быть замечен. Получая признание своего достижения от других, особенно от учителей и классного руководителя, ученики «со страхами» начинают чувствовать, что могут успешно взаимодействовать с педагогом и вносить свой вклад в классный коллектив. Приемы, помогающие признавать достижения учеников:

  • Аплодисменты.
  • Вручение наград и «медалей».
  • Выставки достижений.
  • Самоодобрение.

Подробнее об этом — в следующей главе.

Таблица 7. Меры экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учениками, избегающими неудачи

Стратегии

Техники

Изменение методов объяснения

Использование осязаемого материала. Введение дополнительных методов обучения

Коррекция требований

Обучение в один момент времени чему-то одному.

Обучение умению позитивно рассказывать о себе и о своей деятельности

Плакаты с «заклинаниями-девизами». Высказывание двух «плюсов» на каждый «минус» ученика. Декларация «Я могу».

Формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлениям

Рассказы о типичных ошибках. Демонстрация уважительного отношения к ошибкам. Минимизирование последствий от сделанных ошибок.

Формирование веры в успех

Подчеркивание любых улучшений. Выражение благодарности за любой вклад в общую деятельность. Умение видеть сильные стороны своих учеников и говорить им об этом. Демонстрация веры в своих учеников. Признание трудности ваших заданий.

Концентрация внимания учеников на уже достигнутых в прошлом успехах

Воспоминания о прошлых успехах.

Помощь в «материализации» своего развития

Наклейки «Я могу». Альбомы достижений. Рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем. Аплодисменты. Вручение наград и медалей. Выставки достижений. Самоодобрение.

Личное задание читающему эту книгу

Если вы уже определили, что ученик, чей план действий вы составляете, относится к разряду избегающих неудач, выберите несколько приемов педагогического воздействия из описанных в этом параграфе. Выбирая приемы, учитывайте три фактора:

  • возраст ученика,
  • его индивидуальные особенности (что для него будет наиболее действенным и впечатляющим?),
  • свой индивидуальные особенности (что более всего подходит вашему стилю преподавания и вашей личности?).

Глава 5. Разработка стратегии поддержки учеников, или Шаг № 4

Никакая программа педагогических воздействий не будет успешной, если она включает лишь оперативные действия, призванные прекратить нарушение поведения здесь и сейчас. Основа работы по проблемам дисциплины — это превентивные действия. А избежать нарушения поведения в будущем можно лишь одним способом — формируя высокое самоуважение учеников, которое содержит три составляющих. Когда они чувствуют, что соответствуют учебным требованиям, знают, что могут строить удовлетворяющие обоих отношения с педагогом и вносить свой особый вклад в классный коллектив, им больше нет необходимости тратить свою энергию на нарушения поведения.

Используя стратегии поддержки, помните, что многое здесь зависит от умения учителя быть доброжелательным. С учениками, которые не уверены в себе и боятся неудачи, нетрудно быть доброжелательными, так как они не мешают вести урок и не пытаются оскорблять учителя, не выводят его из себя. Гораздо сложнее иметь дело с властолюбцами и мстителями. Есть ученики, которым мы действительно хотим помочь. Но есть и «вредные» дети, к которым не так легко относиться доброжелательно, однако они не меньше других нуждаются в поддержке. Более того, только поддержка может изменить наши сложные взаимоотношения. К счастью, техники поддержки не сложные, и времени они занимают немного.

Учителя часто спрашивают, сколько уважения, принятия, теплоты нужно давать ученику, чтобы не испортить его? Не избалуем ли мы учеников своим вниманием? Не избалуем. Ни вниманием, ни принятием, ни утверждением, ни признанием, ни своими теплыми чувствами избаловать невозможно.

Избаловать и испортить ребенка мы можем тремя способами.

Мы портим его, когда:

  • видим, что он нарушает правила поведения, и не реагируем подходящим образом,
  • делаем для него слишком много того, что он сам мог бы сделать для себя,
  • «вытаскиваем» его из неприятной ситуации, в которой он оказался по собственному выбору.

Все виды поддержки полезны, если они совершаются грамотно. Удваивая, утраивая, учетверяя дозы, мы все равно не рискуем нанести вред воспитаннику. Усиление всех видов поддержки — лучшая педагогическая реакция на поведение ученика в ситуации стресса. Что бы ни явилось причиной стресса — болезнь, разрыв с любимым мальчиком или девочкой, развод родителей, — мы немедленно должны ответить удесятеренными «инъекциями» всех видов поддержки.

Некоторые учителя говорят, что как раз те ученики, которые нуждаются в поддержке больше других, не могут ее получить от нас, так как все время доставляют нам неприятности. Но чья это проблема? Трудность, возможно, существует для нас, действующих педагогически в целях повышения их самоуважения. Сначала мы испытываем трудности, но потом замечаем, что дело идет легче, и в конце концов обнаруживаем, что наши усилия оплачены улучшением поведения ученика.

Другая точка зрения: многие ученики не слышат позитивных замечаний в свой адрес. Они настолько озлоблены или затравлены, что хорошие слова просто пропускают мимо ушей. Нужно внимательно следить за выражением лица, глазами и языком тела, чтобы убедиться в том, что ваши слова производят впечатление. Иной раз достаточно Опросить: «Ты слышал, что я только что сказала?» Иногда мы должны учить учеников воспринимать слова поддержки. Начав однажды переживать опыт новых отношений, ученик, как правило, становится их горячим сторонником.

§ 1. Как помочь ученикам чувствовать свою интеллектуальную состоятельность

Представление о своих высоких способностях — вот то, что обеспечивает Мотивацию обучения в гораздо большей степени, чем истинный уровень этих способностей. Он может быть высоким, как и Отметки, но он не мотивирует к успехам в учебе. Уровень интеллекта может быть невысоким, но если при этом уровень «Я могу» высок, ученик будет учиться с удовольствием. Его ощущение успеха будет не только формальным (по оценкам), но и эмоциональным. Такие ученики хорошо чувствуют себя в школе, так как они ощущают себя успешными.

Мы можем направленно повышать уровень «Я могу» с помощью поддерживающих техник, описанных в этой главе. Эти техники были кратко охарактеризованы в предыдущей главе, здесь же остановимся на них поподробнее.

Стратегия 1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением

Страх сделать ошибку очень снижает уровень «Я могу». Когда этот страх исчезает, У ученика происходит прорыв сознания и ученик начинает чувствовать гораздо большие возможности. Вот приемы для этой цели.

Рассказывайте об ошибках. Дети часто видят избирательно. Они могут замечать свои собственные ошибки, но не видеть ошибок у других. Отсюда у них появляется уверенность, что все вокруг лучше, способнее, привлекательнее, чем они. Учитель может изменить эту установку, если покажет, что каждый делает ошибки, нет людей, которые не ошибаются.

Начните разговор об ошибках — ведь это важная и естественная часть процесса обучения. Игра «Классный пароль» может спровоцировать дискуссию на подобную тему. Когда зазвенит звонок с уроков, встаньте в дверях и объявите, что пароль, по которому вы будете выпускать из класса — рассказ об одной из ошибок, совершенных сегодня на уроке, дома, в транспорте. Поначалу ученики могут не принять эту игру. Об ошибках говорить самим, да еще и перед остальными — для многих это все равно что демонстрировать всем пятно на одежде или лице. Поэтому очень важно, чтобы и сам учитель принимал участие в этой игре. Открывая эту тайну своим ученикам, мы помогаем им усвоить, что ошибки — нормальная часть жизни каждого человека. Ученики перестают чувствовать себя изолированными.

Когда и мы, и наши ученики говорим о собственных ошибках в другом, непривычном контексте, ученики видят их уже по-новому. Пароль может быть и таким: «Назовите одну свою ошибку в английском (алгебре, истории и т.д.) и что вы поняли благодаря ей».

В другой раз продолжите игру вопросом: «Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить эту ошибку?» Отвечая на него, ученики начинают понимать, что важно научиться не избегать ошибок, а «не наступать дважды на одни и те же грабли». Когда ученик слышит, как другие планируют исправлять свои ошибки, он как бы учится способам исправлять свои собственные.

щелкните, и изображение увеличитсяПоказывайте ценность ошибки как попытки. Нужно признать, что больше ошибок делают люди активные, а не пассивные, а активность всегда приветствуется. Вот почему важно награждать ошибки замечаниями, сделанными с энтузиазмом и положительным пафосом, таким образом мотивируя учеников продолжать работать. Например:

Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться.

Эта ошибка — не такая уж большая беда. Наконец, если бы ты не делал ошибок, я потеряла бы свою работу!

Показывайте ценность ошибки как попытки (отрицательный результат — тоже результат). Подчеркивайте любые улучшения.

Известно, что большие промышленные компании награждают призами своих сотрудников за творческие идеи, которые оказалось невозможно реализовать. Эти призы поддерживают нестандартное мышление, экспериментирование, которое часто приводит к успешным преобразованиям на производстве. Возможно, что и в классе эта практика была бы полезной.

Минимизируйте последствия от сделанных ошибок. Позиция «красного карандаша», к сожалению, типична для учителя. Годы педагогической практики, в течение которых учитель исправляет ошибки в ученических тетрадках, приводят к тому, что обнаружение и подчеркивание ошибок становится привычкой. Учитель указывает на малейшие ошибки просто автоматически. Если вы хотите повысить самоуважение учеников, которым присущ страх неудачи, откажитесь от этой неэффективной привычки. Вообще не используйте красный цвет и не возвращайте ученикам исчерканные тетради.

Это не означает, что мы запрещаем вам конструктивно критиковать или просить учеников исправлять ошибки. Попробуйте ограничить работу над ошибками исправлением одной или двух за один раз. И вы добьетесь от учеников гораздо большего, ибо когда они видят исчерканную красным работу, то просто теряют мотивацию хоть что-то делать и исправлять.

Стратегия 2. Формируйте у учеников веру в успех

Ученики должны поверить, что успех возможен. Помогите им обрести эту уверенность с помощью следующих приемов, во главу угла которых ставится позитивная обратная связь.

Подчеркивайте любые улучшения. Обычно учитель ждет, когда сложная задача будет решена учеником безошибочно, тогда он похвалит его. Однако с такой установкой ждать придется долго. А что, если вместо этого больше внимания уделять процессу решения, чем результату, и замечать каждый маленький шаг вперед?..

Есть аксиома «Все, что делается, делается к лучшему». Однако на мой взгляд — это спорный афоризм. Мне больше нравится другая фраза: «Все, что делается, — делается».

Когда мы отмечаем продвижение ученика, мы фокусируем внимание на том, что сделано сегодня, но не на том, что мы надеемся завтра на лучшее. Мы не сравниваем его результаты с чьими-то еще или с нормами и требованиями.

Объявляйте о любых вклада конкретного ученика в общее дело.

Дети со страхами неудач могут вообще отказываться что-то писать. Они не доверяют бумаге, потому что любые их ошибки могут быть выставлены на всеобщее обозрение. Но в устных ответах и классных дискуссиях такие ученики могут участвовать весьма активно. Подчеркивайте ценность этих вкладов для других учеников, для педагогов и для родителей. Тем самым ученики будут удовлетворять потребность вносить свой собственный вклад в коллективную работу. А это, как мы помним, одно из трех условий успешного ученичества.

Раскрывайте сильные стороны своих учеников. Каждый ученик имеет какие-то силы, не важно, насколько скрытые. Мы уже говорили ранее о поисках хорошего в каждом ученике. Именно таким способом можно высвободить силы для формирования навыков учения. Едва заметив что-то ценное в ученике, прямо скажите ему об этом или напишите в его тетради. Все ученики хотят и готовы слышать о своих сильных сторонах часто и подробно.

Многие учителя опасаются, что «вскружат головы» ученикам, если будут говорить комплименты или что-то хорошее о них. Чепуха! Если мы не можем говорить о том, что у нас хорошо получается, то как же развить чувство состоятельности? Эта способность распознавать и говорить о сильных сторонах — мощное орудие в руках учителя, чтобы помочь ученику захотеть учиться и поднять его самоуважение. Можно различными способами помочь ученику задуматься, обратить внимание на свои сильные стороны, например, играя в различные варианты «Классного пароля». Ученик, скажем, должен назвать свою сильную сторону, позитивную личностную характеристику или талант, тогда учитель отпустит его на перемену или в столовую. Чтобы игра не занимала много времени, попросите учеников подготовить записочки и отдать вам, как будто это билет «на выход» из класса.

Демонстрируйте веру в своих учеников. Вера учителя в своих учеников проявляется в его ожиданиях. Невысокие ожидания объясняются неверием. Высокие — отражают уверенность в силах ученика, если, конечно, они реалистичны. Если вы сможете искренне демонстрировать веру в способности своих учеников, вы придадите им больше силы, чем любые отметки. Комментарии типа: «Ты сможешь это подтянуть», «Ты из тех учеников, которые это могут сделать» или «Я знаю, что ты сможешь это сделать» — отражают вашу веру в учеников. Говорите: «С твоими способностями ты можешь делать лучше». Не говорите: «Для тебя и это - неплохой результат», даже если это правда.

Признавайте трудность ваших заданий. Многие ученики, особенно избегающие неудач, воспринимают любую новую задачу как трудную. Признайте, что это действительно так, старайтесь не объявлять всему классу, что ваше задание «легкое». В самом деле, если ученики не могут выполнить то, что вы назвали «легким», они, естественно, считают себя глупыми. Вместо этого поддержите мнение ученика о задаче, но скажите о своей уверенности в его способности решить ее: «Я знаю, это трудное задание. Имей это в виду. Но я уверен, что ты справишься с ним». Когда же ученик действует успешно, выполняя задание, названное вами «трудным», его самоуважение здорово вырастает.

Ограничивайте время на выполнение задания. Ученики с низким уровнем «Я могу» легче переносят ситуацию своего неуспеха, если время на выполнение задания было ограничено. Когда вы видите, что ученик теряет надежду, скажите: «Стоп, закончили работу». Этим вы спасете его от неудачи. Он не решил не потому, что неспособный, а потому, что «время кончилось». Опытные учителя давно применяют этот мудрый прием.



Страница сформирована за 0.84 сек
SQL запросов: 194