УПП

Цитата момента



Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.
Вы хорошо выглядите!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



В первобытных сельскохозяйственных общинах женщины и дети были даровой рабочей силой. Жены работали, не разгибая спины, а дети, начиная с пятилетнего возраста, пасли скот или трудились в поле. Жены и дети рассматривались как своего рода – и очень ценная – собственность и придавали лишний вес и без того высокому положению вождя или богатого человека. Следовательно, чем богаче и влиятельнее был мужчина, тем больше у него было жен и детей. Таким образом получалось, что жена являлась не чем иным, как экономически выгодным домашним животным…

Бертран Рассел. «Брак и мораль»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера
.

Подготовка группы к работе

Перед тем как начать работать с группой, стоит провести предварительную беседу со всем коллективом школы (если вы набираете группу самостоятельно) или, если группа уже набрана, с будущими участниками. Имеет смысл рассказать им об основных целях и задачах вашей совместной работы, о форме и возможных результатах тренинга. Безусловно, ваша работа будет более легкой и более эффективной, если все участники придут в группу добровольно, поэтому особый упор стоит сделать на то, что результат может быть достигнут только при условии активной и интенсивной работы самих участников. Психологический тренинг как форма совместной работы большинству педагогов незнаком, как правило, они ожидают от психолога традиционных форм обучения — семинаров, лекций, уроков. Поэтому стоит рассказать о психологическом тренинге как форме взаимодействия, целью которого являются прежде всего совместные переживания и новый опыт участников, их совместный анализ и обсуждение. Часто педагоги осторожно, а иногда даже и агрессивно относятся к психологам, видя в них прежде всего оценивающую и контролирующую инстанцию. Будет хорошо, если вы дадите им понять, что не собираетесь «учить их жизни», что роль ведущего не означает, что вы знаете больше их, что ваша задача — не критиковать их стиль взаимоотношений с учениками, а дать им дополнительную информацию и, может быть, помочь им в решении профессиональных проблем, если они у них есть. (Вы-то наверняка считаете, что проблемы есть у всех учителей, но вовсе не обязательно говорить об этом участникам, особенно если вы впервые их видите.) Помните, что часто психологи, исповедуя партнерский стиль отношения к детям, с учителями общаются свысока, чем вызывают у них агрессию и обиды.

Потенциальных участников группы стоит ознакомить и с режимом работы, предупредив о том, что тренинг предполагает соблюдение правил (их содержание можно вкратце рассказать) и регулярное выполнение домашних заданий. Имеет смысл также сказать, что участие в психологической группе не всегда вызывает только положительные эмоции, чаще оно сопровождается самыми разными переживаниями.

Сценарии тренинга содержат детальное описание программы каждой встречи: стратегии поведения ведущего, содержание и структуру дискуссии, содержание и схемы обсуждения упражнений, проблемных ситуаций. Имеет смысл заранее приготовить плакаты для оформления помещения и карточки с вопросами для дискуссии и задачками.

Структура программы

Занятие по каждой теме состоит из нескольких разделов.

1. Упражнения на разогрев и групповое сплочение

Цель: создание у участников эмоционального настроя на работу в группе.

На первый взгляд предлагаемые в этом разделе процедуры никак не связаны с содержанием работы, однако это не так. Их психологический смысл заключается в том, чтобы дать участникам группы возможность разрушить привычные стереотипы Поведения, ослабить психологические защиты, испытать совместные переживания. Все это развивает как сензитивность участников, их готовность к восприятию и пониманию чувств других людей, так и спонтанность, готовность к выражению собственных чувств. А кроме того, способствует более быстрому и эффективному вхождению участников в атмосферу групповой психологической работы.

2. Дискуссия на тему занятия или обсуждение домашнего задания

Дискуссия

Цель: дать участникам группы возможность понять, каким образом психологические идеи могут быть реализованы в их профессиональной практике.

Дискуссия на тему занятия — это обсуждение участниками группы содержания соответствующего куска из Текстов для участников. Хорошо, когда участники самостоятельно прочитывают соответствующие куски текста, однако если такой возможности нет, то ведущий сам озвучивает его, то есть прямо на занятиях излагает основные идеи.

Дискуссия — это не проверка знаний, но и не «разговор вообще». Ведущему стоит поддерживать каждого участника в его попытках понять те или иные психологические принципы. Нельзя допускать, чтобы дискуссия превращалась в «обмен мнениями», но стоит поощрять высказывания участников об их реальном и конкретном опыте в связи с основной темой занятия.

Обсуждение домашнего задания

Цель: дать возможность участникам группы поделиться опытом применения в жизни изучаемых навыков, поддержать друг друга и увидеть пути своего дальнейшего психологического роста.

Домашнее задание помогает участникам получить некоторые впечатления и переживания в связи с использованием в жизни психологических принципов и как-то отнестись к ним. «Проговаривание» этого опыта, с одной стороны, дает возможность каждому участнику получить поддержку от группы, понять свои ошибки и увидеть свои сильные стороны, а с другой стороны, создает в группе продуктивную атмосферу взаимного доверия.

3. Упражнения на овладение навыком

Цель: дать участникам возможность испытать специфические переживания, связанные с применением изучаемого навыка.

Упражнения на овладение навыком несут основную смысловую нагрузку в первом занятии по теме. Их выполнение дает участникам возможность на опыте собственных переживаний понять психологический смысл изучаемого навыка. На данном этапе работы алгоритм поведения задан и навык выделен из контекста ситуации, он «работает» сам по себе.

4. Разыгрывание и анализ проблемных ситуаций

Цель: дать возможность участникам группы включить изучаемый навык в контекст поведения в конкретной ситуации, научиться выбирать соответствующий стиль поведения в общении с подростками.

Ролевое разыгрывание дает возможность участникам:

  • «побыть в шкуре подростка», испытать чувства, которые возникают у ребенка при различных стилях поведения со стороны взрослого;
  • увидеть реальную возможность применения навыка в профессиональной практике;
  • ощутить самому результат выбора и использования изучаемого навыка в жизни.

Обычно это наиболее интересная и продуктивная часть работы по теме. По отзывам членов группы, участие в разыгрывании ситуаций помогает им неожиданно увидеть ситуацию другими глазами, открыть в себе что-то новое.

5. Обсуждение итогов работы

Цель: получить обратную связь от участников группы, дать им возможность выразить чувства, возникшие в ходе занятия, и создать у них ощущение, что их мнения и впечатления важны для каждого.

Обсуждение итогов работы — важная часть каждой встречи. Имеет смысл выслушать всех членов группы. Основой для обсуждения являются вопросы типа «Что нового вы узнали сегодня?», «Что вы получили от занятия?», «Считаете ли вы полезным для себя сегодняшнее занятие?».

6. Домашнее задание

Цель: продолжение психологической работы участников группы в течение перерыва между встречами.

Домашнее задание должно формулироваться в конце каждой встречи.

Роль ведущего и стиль его поведения

Работа по предлагаемой программе требует от ведущего определенного уровня подготовленности:

  • он должен иметь психологическое образование;
  • желательно, чтобы он имел опыт проведения тренинговых групп и опыт работы в школе (или опыт психологического общения с учителями);
  • он обязательно должен иметь опыт работы в психологических группах в качестве участника, а желательно — и опыт участия в группах тренинга педагогической эффективности;
  • ведущий должен владеть навыками поддержки, слушания, «Я-высказывания» и применять их по отношению к участникам группы в течение их совместной деятельности.

Четкая структурированность программы и представленность ее в виде сценария позволяют всем людям, отвечающим этим критериям, эффективно работать по программе без специальной подготовки.

Ведущий группы, работающей по предлагаемой программе, выступает прежде всего как фасилитатор, его основная функция — помогать участникам группы самим узнавать что-то новое о себе, о других и принимать решения о выборе конкретного стиля поведения.

Задачи ведущего, таким образом, — дать участникам группы информацию о закономерностях и психологических принципах общения, организовать процесс групповой работы и, главное, самому в общении с группой постоянно демонстрировать партнерский стиль взаимоотношений. Ваша постоянная поддержка Участников группы даст им больше, чем час дискуссии на эту тему. Слушая каждого участника, реагируя на его глубинные переживания и обеспечивая ему адекватную обратную связь, вы создадите в группе атмосферу доверия и взаимопомощи быстрее, чем если будете постоянно читать лекции на тему «Как быть хорошим слушателем». Грамотно сформулированные «Я-высказывания» помогут вам выразить свои чувства и вести себя свободно и искренне в любой ситуации.

А. Комбс, изучая профессиональные особенности людей «помогающих профессий», пришел к выводу, что эффективность их работы определяется прежде всего их ожиданиями по отношению к людям. Квалифицированный психолог-ведущий относится к участникам группы со следующими установками:

  • люди способны решать свои проблемы;
  • люди стремятся к доброжелательным, доверительным отношениям с другими;
  • у людей есть собственное достоинство, и они вправе требовать уважительного отношения к себе;
  • люди заслуживают доверия;
  • люди нуждаются в других и способны помочь друг другу;
  • любое поведение человека всегда внутренне мотивированно.

Если таково ваше отношение к людям, то с уверенностью можно сказать, что вы сами найдете способы поведения в конкретных, возможно и сложных ситуациях, и работа принесет удовлетворение и вам, и участникам группы.

Готовясь к тренингу, я обычно закупаю несколько десятков шоколадных медалей в блестящих обертках, прикрепляю к ним таблички с различными надписями, например: «За достойное поведение в недостойной ситуации», «За сопротивление авторитетам», «За честность и прямоту» и т.д., и по ситуации награждаю ими участников тренинга. Учителя, особенно пожилые, никогда не остаются равнодушными к таким видам поддержки, они нуждаются в ней так же, как ученики, так же, как мы с вами.

Если вы имеете опыт групповой работы, то у вас, наверное, есть в арсенале упражнения, использование которых покажется вам более удачным в тех или иных случаях (особенно в части «Упражнения на разогрев и групповое сплочение»). Возможно, некоторые из предлагаемых нами упражнений могут быть использованы в других случаях и для других целей. Понимая это, мы не считаем нужным описывать как все упражнения, которые можно было бы применить в каком-то конкретном случае, так и все возможные способы применения тех упражнений, которые предлагаются в сценарии тренинга. Вы имеете возможность творчески отнестись к предлагаемой вам программе тренинга, тем более что реальная работа с группой, конечно же, не может быть точной копией любого сценария. Перед вами всего лишь примерная программа — материал для вашего творчества и самостоятельной работы.

Желаем вам удачи!

Сценарий тренинга

Занятие 1. Мотивы «плохого» поведения

Цели работы
  • 1. Ознакомить участников с методическим инструментом воспитания — Школьным планом действий.
  • 2. Дать участникам информацию о возможных мотивах (целях) «плохого» поведения, обсудить возможные способы диагностики мотива.
Материалы

Имеет смысл заранее заготовить медаль «За сопротивление авторитетам».

Принятие правил работы в группе

Ведущий зачитывает правила работы, и группа обсуждает каждое:

  • 1. Правило именной карточки — каждый участник группы должен носить на груди именную карточку все время работы на тренинге.
  • 2. Правило присутствия на тренинге — каждый участник группы должен присутствовать на тренинге все время работы. Это означает, что не допускаются опоздания и пропуски занятий. При однократном пропуске занятий группа решает, что делать с участником. При двукратном пропуске участник группы лишается права участвовать в ее дальнейшей работе.
  • 3. Разговоры на тренинге — во время работы в группе участники имеют право говорить только «в круг» и только по одному. Это означает, что запрещаются разговоры членов группы друг с другом, перешептывания, одновременные высказывания нескольких участников.
  • 4. Запрет на обсуждение процедуры тренинга до окончания работы в группе — не разрешается обсуждать технологию тренинга с людьми, не участвующими в работе группы, а участникам группы — обсуждать процедуру между собой до окончания работы в группе.
  • 5. Выполнение всех требований ведущего — участники группы должны выполнять все упражнения, предусмотренные программой и домашние задания к каждому занятию.

После обсуждения правил следует ритуал принятия правил: Все участники группы должны произнести вслух фразу: «Я обещаю выполнять эти правила», подтвердив тем самым, что они берут на себя ответственность за соблюдение правил. Принятие правил — это момент рождения группы. Затем участники группы расходятся для того, чтобы заполнить и прикрепить свои именные карточки.

Таблица 1. Мотивы «плохого» поведения

Привлечение внимания

Власть

Месть

Избег неуда

Социальные причины

Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется «плохому», а не хорошему поведению

Мода на «сильную личность», отсутствие конструктивного подчинения в окружении ребенка

Рост насилия в обществе

Слишком высокие требования родителей и учителей

Сильные стороны поведения

Потребность в контакте с учителем

Смелость, сопротивление влияниям

Способность защищать себя от боли

Нет

Эмоции учителя

Раздражение, негодование

Гнев, негодование, может быть, страх

Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху

Профессиональная беспомощность

Желания учителя

Сделать замечание

Прекратить выходку с помощью физического действия

Немедленно ответить силой или уйти из ситуации

Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста

Реакции ученика

Временно прекращают выходку

Прекращают выходку, когда решат сами

Прекращают выходку, когда решат сами

Попадают в зависимость от учителя. продолжают ничего не делать

Способы профилактики

Учить детей просить внимания приемлемыми способами. оказывать внимание за хорошее поведение

Уходить от конфронтации. отдавать часть своих организационных функций

Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем

Поддерживать ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на «Я могу»

Информирование о возможных целях «плохого» поведения детей

В форме лекции или теоретического вступления ведущий знакомит участников с четырьмя мотивами «плохого» поведения, которые представляют как бы четыре частные логики: одним детям хорошо, когда они в центре внимания, другим — когда они главные в любой ситуации; третьим — когда они могут отомстить за обиду; четвертым — когда их оставляют в покое. Рассказ сопровождается постепенным заполнением таблицы «Мотивы плохого поведения».

Скажите следующее: Классификация, положенная в основу этого практичного подхода, создана американским ученым — педагогом и психологом Рудольфом Дрейкурсом. Когда его спрашивали, почему он придумал именно четыре мотива, он отвечал, что ничего не придумал. Он просто наблюдал за детьми и увидел только эти мотивы. «Если кто-то увидит что-то иное, — говорил он, — пусть напишет свою книгу». Это типичный ответ прагматика, последователя Дьюи, которым и был Дрейкурс. В самом деле, любая теория личности предполагает какое-то свое объяснение «плохого» (неподходящего) поведения детей. Чем отличается объяснение Дрейкурса от того, например, которое дается в психоанализе или когнитивной психологии? Тем, что его классификация не ставит диагнозов и ничего по сути не объясняет. Зато она четко направлена на выбор воспитательной стратегии, на будущее. Определение мотива не ставит на ребенке «крест», скорее обозначает условия роста. Это диагностика не прошлого, а будущего. Вы сейчас услышали все это, и теперь, пожалуйста, попробуйте найти какой-нибудь «пятый мотив». Предложите для обсуждения ситуации, которые не попадают в четыре уже известных мотива. Тому, кто найдет интересные варианты, будет вручена медаль «За сопротивление авторитетам».

Рекомендации ведущему

Могут быть предложены такие варианты «пятого мотива», как скука, шалость; защита себя и своего достоинства, и т.п. В первом случае нужно отметить, что, скучая (или шаля), один ребенок не нарушает правил, другой привлекает внимание, третий идет на конфронтацию с учителем. Чаще всего скука или равнодушие появляются как защитная реакция ученика со страхом неудачи. Что касается второго случая — нужно рассмотреть, какие правила нарушает то или иное поведение, какое внимание в конкретном учебном заведении уделяется вопросам защиты чести и достоинства. Подготовьтесь к этой части обсуждения предварительно обдумав свои собственные версии «пятого мотива», и не забудьте приготовить «медаль» (картонную, шоколадную или любую другую), чтобы вручить ее участнику группы, продемонстрировавшему сопротивление вашему авторитету и авторитету Р. Дрейкурса.

Упражнения на овладение навыком

Упражнение 1

Предложите участникам группы следующую ситуацию для определения мотива «плохого» поведения: «Ученица сидит и рыдает на уроке». Выслушайте различные мнения.

Мотив этого поведения можно определить лишь по дополнительным сведениям:

  • Если вы подошли к ней и плач затих — это «привлечение внимания».
  • Если вы подошли к ней, и плач стал громче — это «власть».
  • Если все это происходит на вашем открытом уроке в присутствии комиссии — это может быть «месть».
  • Если ученице нужно отвечать, а она боится или не может — это может быть «избегание неудачи».

Попросите участников тренинга привести встречаемые ими в жизни примеры «плохого» поведения учеников и проанализировать, каковы мотивы того или иного поведения.

Упражнение 2

Обсуждение итогов

Все участники высказываются о том, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.

Домашнее задание

Прочитать 1, 2, 3 главы книги «Учитель и проблемы дисциплины». Письменно выполнить Личное задание к главе 2.

Занятие 2. Прикосновение к реальности: навык объективного описания «плохого» поведения учеников

Цель работы

Научиться объективно описывать «плохое» поведение учеников.

Материалы

Таблица «Реальность и рассказы о ней».

Плакат, на котором написано: «Жизнь — это то, что я о ней думаю».

Упражнения на разогрев

Упражнение «Паровозик»

Всё становятся друг за другом, положив руки на талию впереди стоящему, и закрывают глаза. Только ведущий — «паровозик» — движется с открытыми глазами. Его задача — провести свой «состав» с приключениями, но заботясь о безопасности каждого. Никто из присутствующих не должен открывать глаза и говорить. В конце упражнения участники обмениваются чувствами.

Упражнение «Слепой и поводырь»

Участники группы делятся на пары, в каждой паре распределяются роли «слепого» и «поводыря». «Слепому» плотно завязывают глаза повязкой. «Поводырь» берет ведомого под руку и на ближайшие пять минут становится единственным способом связи «слепого» с миром. «Поводырь» может вести «слепого» куда угодно и делать с ним все, чтобы ему открылся новый мир, чтобы ему не было скучно. Запрещается говорить что-либо друг другу. (На время выполнения упражнения можно включить медитативную музыку.)

После выполнения задания спросите у участников, что они чувствовали во время упражнения, как развивались их безмолвные отношения, когда возникало или не возникало взаимопонимание. Этот обмен опытом может высветить стиль педагогической деятельности разных ведущих — попустительский или, наоборот, директивный.

При желании можно повторить упражнение, образовав новые пары.

Скажите следующее: Способность видеть и слышать мир реально отличает зрелого человека от инфантильного. Зрелая личность менее склонна видеть в реальном мире лишь подтверждение своих концепций относительно него, а незрелая — не может жить без концепций. Сколько недоразумений происходило и происходит в жизни людей из-за того, что они неправильно истолковывали чьи-то поступки или жесты, слова или выражения лица! Предубеждения, установки, «шоры», розовые или серые «очки» — вот формы существования концепций. Большинство наших концепций не осознаются, однако они существуют и… вместо того, чтобы сделать нас счастливыми, делают нас правыми. Есть люди, которые практически ничего не воспринимают, если это не соответствует их концепции о чем-то. Знаете ли вы таких людей? Да, но среди присутствующих здесь таких нет. Однако можно ли сказать, что все присутствующие здесь обладают способностью реально воспринимать мир? После сегодняшних упражнений ответы могут быть разными. Сейчас у вас есть возможность попробовать дотронуться до границ своих возможностей в отделении реальности от концепций. Для начала попробуем отделить ощущения от мыслей.

Упражнение «Три плана»

Участники садятся парами друг напротив друга, чтобы не мешать остальным, желательно рассадить пары на некотором расстоянии. В течение минуты они, закрыв глаза, ощущают реальность внешнего мира, окружающего их. Затем рассказывают Друг другу об этом, начав словами: «Во внешнем плане я ощущал(а)…» Следующую минуту они, закрыв глаза, прислушиваются к своему «внутреннему» плану (ощущениям, исходящим изнутри организма: болям, зажимам, напряжениям, покалываниям и т.п.). Открыв глаза по команде ведущего, они рассказывают друг другу о своих ощущениях. Третью минуту участники Упражнения, закрыв глаза, перемещаются в план мыслей. По команде ведущего они открывают глаза и делятся своими переживаниями и ощущениями. Это упражнение не содержит «второго дна», его просто нужно делать аккуратно и тщательно, отмечая переход от одного плана к другому.

Обсудите в конце, как трудно во внешнем и внутреннем плане «отойти» от категоризации и перейти к «чистым ощущениям». Участники говорят: «Я слышал рокот мотора автомобиля, «шестерки» вазовской, неисправной» или «Я ощущала головную боль». На такие примеры категоризации отвечайте вопросами: «Как вы пришли к мысли, что это головная боль?», «Из чего состоит ощущение головной боли?» и т.п.

Скажите следующее: Теперь сделаем шаг на пути к границам своих возможностей быть реалистом. Попробуем увидеть пользу в том, чтобы отличать реальность от концепций о ней. «Реальность» — это то, что меняет ситуацию. Рассказы о «реальности» ничего не меняют. Я заявляю, что человек, который может это делать, обладает свободой изменять ситуацию. Мы все время говорим о реальности, окружающей нас: учениках, их родителях и о своих собственных поступках. Скажите, что в наших словах — реальность, а что — «рассказы о ней»? Например, «Екатерина Ивановна сегодня опоздала на занятие на 13 минут. Когда она пришла, то объяснила свое опоздание тем, что ее задержал завуч, которому срочно понадобилось ее участие в составлении расписания». Что в рассказе Е. И. можно отнести к «сильному» языку, описывающему факты, а что — к «рассказам» об этих фактах (повторяю: «рассказы» ничего не меняют)? «Сильным» языком это может быть описано только так: в момент начала занятия ее здесь не было, все остальное — оправдания, которые являются признаком вежливости, но не меняют ситуацию «в момент начала занятия». Если это понятно, перейдем к обсуждению следующей таблицы.

Таблица 2. Реальность и рассказы о ней

Реальность («сильный язык»)

Рассказы о реальности («слабый язык»)

факты: поступки, действия, события

Мнения, оправдания, интерпретации, принципы, объяснения

Видите ли вы границу между левой и правой частями? Попробуем сделать несколько маленьких упражнений.

Упражнения на овладение навыком

Упражнение 1

Ведущий говорит: «Опишите «сильным» языком ситуацию «здесь и сейчас», то есть ответьте на вопрос: «Что сейчас происходит со мной?» Все вы сидите здесь, Мария Ивановна (Дарья Петровна, Василиса Устиновна) тоже сидит, хотя ей нужно домой, потому что у нее болен ребенок, но она остается. Может быть, потому что боится санкций, а может быть, потому что ей интересно, а может — потому что боится сказать, что ей неинтересно, и т.п. Говорите, пожалуйста, только о себе, от первого лица, расскажите «сильным» языком, что происходит с вами в данный момент. Кто готов?» (Правильный ответ: «Я сижу здесь».)

Упражнение 2. «Провокация»

Ведущий говорит, обращаясь к участникам: «Сейчас я хлопну в ладоши и после этого начну что-то делать. Когда закончу Действия — снова хлопну. Опишите «сильным» языком то, что произойдет между двумя хлопками». Далее ведущий делает что-нибудь провокационное. Можно собрать вещи и пойти к выходу со словами: «Вы мне не нравитесь, я не хочу больше работать с вами». Можно выглянуть за дверь и сообщить группе: «За дверью сидит большая белая собака», потом после паузы сказать: «Впрочем, там нет собаки». Можно спросить: «Кстати, вы знаете, что зарплату в этом месяце не дадут? Нет денег!». Короче это должна быть провокация, рассчитанная на данную аудиторию (задача ведущего — вызвать недоумение, обиду или возмущение).

После того как провокация совершена, участники по очереди или в режиме «мозгового штурма» начинают формулировать ответы на вопрос «Что произошло между хлопками?». Трудности в выполнении начинаются, когда доходит до интерпретации слов ведущего. Некоторые участники вообще игнорируют слова, говоря, что они «не являются реальностью». На это можно возразить, что реальность со словами и без слов — разная реальность. Часто именно слова являются причиной переживаний и проблем, а учителя — это люди, которые зарабатывают на хлеб горлом (нелегким трудом), то есть произнося слова. Порассуждав, участники рано или поздно приходят к правильному решению: физические действия («Ведущий встал, взял свою сумку, подошел к двери…») продолжает прямая речь («…и сказал следующий текст: «За дверью сидит большая собака»). Это и будет «сильное» описание. Описание «слабое»: «Ведущий обманул нас (пытался надуть, разыграл, вел себя возмутительно, чем-то обидел и т.п.)».

Скажите следующее: Видите ли вы теперь границу между реальностью и «рассказом» о ней? Человека, который видит это, невозможно обмануть, если он сам не принимает решения обмануться. В реальности нет обмана. Человека, который видит эту границу, невозможно оскорбить. Он сам может приписать статус оскорбления какой-то прямой речи, сотрясению воздуха, именуемому говорением. В реальности нет агрессивности. Мир не агрессивен. Но и не добр. Реальность — это то, что мы о ней думаем!

Рекомендации ведущему

Спросите, что чувствовали участники упражнения во время его выполнения? Недоумение, неприятное чувство, неловкость, — вот типичные ответы. Спросите тех, кто «знал правильный ответ» или догадался, к чему клонит ведущий, что чувствовали они. Их ответы другие: азарт, радостное ожидание, удивление. Совсем другие чувства! Главная особенность «рассказов о реальности» состоит в том, что они порождают чувства, переживания, а переживания не только движут поступками людей, но и порождают новые рассказы, концепции и новые переживания по поводу этих концепций. И так может продолжаться до бесконечности, пока человек не научится видеть границу между тем, что действительно происходит, и тем, как он это воспринимает.

Упражнение 3. «Сотрясение воздуха»

Ведущий говорит участникам: «Опишите "сильным" языком то, что сейчас произойдет…» Далее, обращаясь к кому-либо из участников группы (тем, кто понял суть предыдущего упражнения), говорит примерно следующее: «Татьяна Николаевна (Екатерина Александровна), вы глупый человек (плохой учитель, плохая мать, неряшливая женщина)», — любую глупость, которую в другой обстановке можно принять за оскорбление.

Участник, к которому обращается ведущий, должен сказать, что произошло на самом деле, что он чувствовал. Ведущий отмечает момент выбора объяснения и анализирует связь выбранного «рассказа» с переживанием от происходящего. Важно поздравить участников упражнения и сказать примерно следующее:

«В эти тридцать секунд вы были внутренне свободным человеком. Я вам завидую! Как вам это понравилось?» Можно написать на доске: «Словесное оскорбление — это всего лишь сотрясение воздуха».

Рекомендации ведущему

Вы можете провести свободную дискуссию по данной теме, если хорошо владеете предметом, в частности, вам придется отстаивать свою точку зрения в споре с представителями традиционно культурологического подхода: «В культуре ЭТО принято считать оскорблением, я культурный человек, следовательно, я оскорблен».

Выберите какого-нибудь ученика и опишите его «плохое» поведение «сильным» языком, избегая «рассказов».

Обсуждение итогов

Все участники обсуждают, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.

Домашнее задание

Выполнить шаги №1 и №2 Школьного плана действий для четырех учеников с разными мотивами «плохого» поведения.

Рекомендации ведущему

Если вы чувствуете потребность в этом, проведите после этой встречи дополнительное занятие по теме: «Я-слушания» (см.: Кривцова, Мухаматулина, 2004).

Занятие 3. Избегание неуспеха. Поддержка как профессионально важный навык педагога

Цели работы
  • 1. Показать участникам отличия поддерживающей стратегии отношения к ребенку от оценочной стратегии «красного карандаша».
  • 2. Показать разнообразные виды поддержки, их сильные стороны и ограничения.
Материалы

На занятии ведущему понадобятся плакаты: «Структура ученического счастья», «Сколько поддержки нужно?», «Три способа испортить ребенка». Также необходимо подготовить медаль «За самую полезную ошибку».

Упражнение на разогрев

Участники становятся в два круга лицом друг к другу в парах (по типу карусели). Один из партнеров говорит другому комплимент. Другой же отвечает: «Да, конечно, а еще я…(говорит о себе что-то хорошее)». Затем они меняются ролями и повторяют упражнение. После этого все стоящие во внешнем круге делают шаг вправо и продолжают упражнение.

Дискуссия на тему

Прежде чем приступить к обсуждению домашнего задания продемонстрируйте и прокомментируйте участникам группы плакаты «Структура ученического счастья», «Сколько поддержки нужно?» и «Три способа испортить ребенка».

щелкните, и изображение увеличится

Сколько поддержки нужно?

Привлечение внимания х 1

Власть х 10

Месть  х 100

Избегание неудачи х 1000

Три способа «испортить» ребенка

Мы балуем ребенка, когда

  • видим, что он ведет себя «плохо», безответственно, и не реагируем подходящим образом;
  • делаем для него слишком много того, что он смог бы делать для себя сам;
  • «вытаскиваем» его из неприятной ситуации, в которую он попал по собственному выбору.
Рекомендации ведущему

При проведении дискуссии постарайтесь, чтобы группа обсудила следующие вопросы:

  • Чем поддержка отличается от положительной оценки?
  • Чем поддержка отличается от похвалы-сравнения?
  • Почему поддержка повышает самоуважение и является «единственным средством вернуть мотивацию»?
  • Почему иногда бывает трудно поддержать человека?
  • В чем секрет воспитывающего эффекта поддержки?
  • Почему положительная оценка иногда может обидеть, а поддержка — нет?
  • Почему поддержка — это принципиально иной подход к ребенку, а не один из приемов?
  • Назовите составляющие поддержки.
  • Чем одобрение отличается от уважения (признания)?
  • Как вы относитесь к тому, что изображено на плакате «Сколько поддержки нужно?»?
  • Что вызывает у вас сомнения?
  • Приведите примеры из собственного педагогического опыта.

Дискуссия на данную тему может получиться достаточно острой и интересной, если вы позволите высказаться тем членам группы, которые имеют отрицательный опыт оказания поддержки. Их точка зрения сводится к следующему: хорошие отношения с ребенком обязательно приводят к тому, что он «садится вам на шею». Желательно, чтобы в дискуссии были прояснены следующие моменты:

  • «хорошее отношение» — это отношение к личности ребенка, оно не обязывает хорошо относиться к тому, что он делает;
  • поддержка не работает без «твердости» — разумного отношения к выборам, поступкам, деятельности ребенка, а «твердость» предполагает умение сопротивляться манипулированию и устанавливать справедливые санкции;
  • если педагог правильно выполняет приемы поддержки и умеет сопротивляться, то он может держать дистанцию, не становясь «приятелем» или «подружкой» ученика.

Обсуждение обычно приводит к соглашению спорящих сторон, когда участники дискуссии понимают, что поддержки много не бывает, бывает мало «твердости». Обратите внимание участников на то, что важно поддерживать ребенка «подходящим образом», то есть профессионально, а не «как получится». Скажите участникам, что этот тренинг и посвящен тому, чтобы научить их реагировать «подходящим образом» на неподходящее поведение, поддерживая при этом и правильное, «хорошее» поведение.



Страница сформирована за 0.21 сек
SQL запросов: 191