УПП

Цитата момента



Так жить, чтоб не единой долькой
Не отступаться от лица.
Чтоб быть живым. Живым и только.
Живым и только — до конца!
За это — спасибо

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Насколько истинно первое впечатление о человеке? Обычно я советую относиться к этому с большой осторожностью. Может быть, наше знакомство с человеком просто совпало с «неудачным днем» или неудачными четвертью часа? А хотели ли бы вы сами, чтобы впечатление, которое вы произвели на кого-нибудь в момент усталости, злости, раздражения, приняли за правильное?

Вера Ф. Биркенбил. «Язык интонации, мимики, жестов»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4612/
Мещера-Угра 2011

Другие решения

Но и этот метод «открытые-закрытые двери» подходит не всем. Никогда не применяйте его против своих убеждений! Есть другие пути, ведущие к успеху. Просто они требуют чуть больше сил и терпения, и успехи будут заметны чуть позже.

Если у вас хорошие нервы и много терпения, или вы предполагаете, что у ребенка, возможно, все же страхи или проблемы. Или он был тяжело болен. Одновременно вы уверены: всем будет только лучше, если ребенок останется спать в своей кровати. Тогда вы можете найти свои креативные решения, как постепенно достигнуть желаемого.

Шестилетний Кристиан был 2 года тяжело болен. Постоянные пребывания в больнице, где он был под наблюдением почти круглые сутки и даже ночью получал медикаменты, перемежались пребыванием дома. В то время сон в родительской постели был единственным решением. Родители делили с ним охотно эти бессонные ночи, потому что знали, что могут тем самым помочь, и что ребенку нужна их близость.
Кристиан выздоровел, больше не нуждался в медикаментах и мог посещать школу. Родители хотели потихоньку его вернуть к нормальной жизни. Они считали важным для его развития воспитать больше самостоятельности и самоуверенности. Это относилось и к спанью в своей постели. Кристиан тоже этого хотел, но не мог.
Все вместе они нашли решение: Кристиан ложится вечером в свою постель. Мама читает ему сказку и остается в комнате до тех пор, пока он не уснет. Она взяла настольную лампу и свою книжку и могла это время проводить с пользой. Если он просыпался ночью, сначала пробовал заснуть сам. Если не получалось, будил маму. Она отводила обратно в постель и оставалась без лишних слов в его комнате на стуле до засыпания. Это могло быть 2-3 раза за ночь и длится до 45 минут. Так как Кристиан знал: если я усну, мама уйдет. Мама  тоже знала эту связь. Важней было показать сыну «я буду с тобой пока, ты во мне нуждаешься». Каждый день она отодвигала стул чуть дальше от постели. Если бы Кристиан начал канючить, вставать или дискутировать она бы покинула ненадолго его комнату. Но этого не произошло. Через неделю Кристиан сказал в первый раз: «мама, ты можешь теперь идти».
Почти 4 недели это длилось, пока он не стал самостоятельно засыпать и оставаться у себя всю ночь. Если он боялся или просыпался от страшного сна, он мог прийти к родителям в постель. Это случалось редко.

Еще один пример креативного решения. Мама трехлетнего Бенжамина претворила в жизнь в шутку высказанную фразу: «Если ваш ребенок и так спит с вами, уберите вообще его кровать в подвал со словами «Тебе не нужна кровать, а так у тебя будет больше места для игр». Ребенок теперь обязан спать в вашей кровати, у него больше не будет выбора».


Как правило, каждый ребенок находит интересным как раз то, чего у него нет. И не так уж невероятно, что рано или поздно он снова попросит поставить свою кровать. Если желание исходит от ребенка, то у вас нет необходимости на него давить. Вот так элегантно мама Бенжамина решила эту проблему. Правда, гарантии успеха у этой методы нет.

Возражения и сомнения

Во время докладов или консультаций обычно возникают 3 различные реакции.

Самая большая группа родителей рада получить конкретные и многообещающие рекоментации.

Другая группа, небольшая, в основном мамы, которые от многомесячного недосыпания, частых вставаний на кормления, слишком долгого времени грудного вскармливания, истощены и находятся в стрессе. От них мы слышим: «Пожалуйста, скажите нам, что делать. Все равно что. Хуже уже не будет».

Третья группа родителей выражает серьезные сомнения: «Могу ли я своему ребенку «ломать волю»? Как я могу быть уверен, что не нанесу ему моральную травму? Не испортятся ли отношения между нами? Может ли быть нарушено доверие, если я не стану его каждый раз сразу успокаивать?»

Все эти страхи и сомнения нам вполне понятны. Но подумайте и Вы:

  • Что будет, если все останется так, как есть?
  • Если привычки вашего ребенка не изменятся?
  • Если при каждом плаче он получит желаемое, лишь бы не плакал. И так 5 раз за ночь?
  • Какое влияние оказывают бессонные ночи на ваши чувства к ребенку?
  • Вы уверены, что отношения между вами не будут обременены?
  • Не будет ли ваш брак страдать от сложившейся ситуации?
  • Что бы изменилось, если бы вы все могли всю ночь спать?
  • Было бы лишь вам хорошо или вашему ребенку тоже?

Не всегда родители испытывают неудобства или стресс, некоторые встают ночью с радостью и чувствуют себя при этом хорошо. В таком случае мы не советуем проводить терапию.
Но зачастую беспомощность и чрезмерные требования вызывают негативные чувства к ребенку. Возможны тяжелые депрессии у юных мам. Иногда прорывается агрессия, и очень тяжело самому себе в этом признаться. Многие родители выпускают пар шутками типа: «Я готов отдать его в детдом», «Я готова ее шваркнуть об стену». Многие испытывают от этого чувство вины, их мучает совесть оттого, что в полном отчаянии они уже разок другой крепко потрясли малыша или даже били.

Это, конечно, грустно. Но очень по-человечески. И, прежде всего, это реальность. Этим родителям не помогают советы, обычно начинающиеся: «Никогда нельзя…», и никогда не дающие реальных решений этой проблемы. Такие советы вызывают не только чувство вины но и неуверенность в себе. А ваш ребенок нуждается не только в любви и внимании, но и в вашей уверенности.

Отчаянное попущение или действия, против ваших убеждений, в угоду вашему ребенку хотя и дают временное спокойствие и облегчение, но имеют свою цену.

Классический пример. Мама с ребенком в магазине. Ребенок хочет шоколадку. Мама считает это ненужным и говорит «нет». Ребенок плачет. Возможно, падает на пол. Тут у мамы есть две возможности.

  • Она покупает шоколад. Ребенок сразу успокаивается. Конфликт «разрешен». Хотя и лишь до следующего похода в магазин. В следующий раз он повторит то же самое. Ведь его крики были вознаграждены шоколадом.
  • Мама повторяет «нет». Сию секундные последствия: ребенок орет еще громче. Ситуация очень неприятная и стрессовая. Окружающие смотрят осуждающе. Мама держится, вся покрывшись липким потом, но внешне спокойна. Но в следующий раз, самое позднее, через раз, ребенок не будет орать. Он выучит: «орать не помогает. Мама знает, что для меня хорошо. Нет нужды даже уже и пробовать».

Маме придется пережить этот недолгий стресс ради долговременных улучшений. Едва ли кто-то может ее упрекнуть в том, что «она ломает волю» ребенку. Шоколад как привычки сна. Нет смысла надолго оставлять детям выбор, сколько и когда они хотят этого. Самоуверенность и твердость родителей являются важными предпосылками успешного развития ребенка. Большинство родителей вполне в состоянии ответственно обходиться с потребностями их чад. Они чувствуют, когда и что им нужно, и когда нужно показать границы дозволенного. Подверженные страхам и больные дети нуждаются в особом подходе. Дальше как раз об этом.

Глава 6. Нарушения сна, которые не имеют ничего общего с привычками при засыпании (довольно редки в жизни)

Лунатизм и ночной испуг: неполное просыпание из фазы глубокого сна

Мы уже коротко рассказали, как протекает сон у минимум шестимесячного ребенка: В течение первых трех часов после засыпания все дети один или два раза просыпаются из фазы глубокого сна, но не до конца. У большинства детей это проходит совершенно незаметно. Возможно, они переворачиваются на другую сторону, ненадолго открывают глаза или бормочут что-то невнятное. И проваливаются обратно в глубокий сон без всяких проблем.

Во время записи протекания мозговых процессов с помощью специальной аппаратуры можно точно наблюдать: при пробуждении из фазы глубокого сна видны явные изменения. Бодрствование, фазы сновидений и глубокого сна – все образцы на короткое время перемешиваются друг с другом. Потом эта смесь между сном и бодрствованием сменяется фазой глубокого сна.

Примерно у 10% детей моложе 6 лет эта стадия проходит не совсем гладко. Вместо быстрого возвращения к глубокому сну, они иногда остаются в состоянии одновременно и сна и бодрствования. Понятно, что их поведение в этом смешанном состоянии крайне необычно. Целая поведенческая палитра – от разговоров во сне до, так называемого, ночного испуга. Разговаривают во сне не во время сновидения, а при неполном просыпании из фазы глубокого сна.

Все эти и ниже описанные проявления у детей до 6 лет, как правило, не имеют психических причин. Большинство детей ничего не боятся и не имеют глубоко лежащих проблем. Просто процесс созревания головного мозга еще не закончен полностью. Часто его некоторое затягивание передается по наследию. Если ваш ребенок ходит по ночам или подвержен ночному испугу, скорей всего вы найдете в своей семье кого-нибудь с похожей проблемой в детстве.

Ночные хождения (лунатизм)

При спокойном лунатизме ребенок встает и бродит по комнате или квартире.

Кристоф, наш тогда шестилетний сын, перепутал ночью двери туалета и спальни. Он зашел в спальню, подошел к лежащему на пуфике магнитофону, открыл крышку, опорожнил туда мочевой пузырь, закрыл кассетное отделение и лег обратно в постель. На следующее утро он не помнил этого и все отрицал.

Кстати: писанье в постель, если это происходит в течение первых трех часов от засыпания, связано с неполным просыпанием из глубокого сна.

Другой раз, мы как то утром не нашли Кристофа в его постели. Как раз в эту ночь мы забыли запереть входную дверь и страшно испугались. Но, к счастью, нашли его в комнате под крышей. Он стоял перед софой на коленях и крепко спал.

Если ваш ребенок страдает лунатизмом, прежде всего, нужно так обезопасить окна и двери, чтобы он не мог оказаться в опасности или пораниться. Многих детей в таком состоянии можно уговорить и без сопротивления отвести обратно в постель.

Ночной испуг (ужас)

Тесный родственник лунатизма. Ребенок, в течение 1-4 часов от засыпания, начинает резко и пронзительно кричать. В худшем случае, вдобавок, он бьет вокруг себя руками или лягается. Он не дает до себя дотронуться, и уж тем более – успокоить. Взгляд пустой, и кажется, что он вас не узнает. Он может встать и бегать, как будто хочет убежать от чего то. Возможно, он потеет и его сердце стучит быстрей обычного.

Такие атаки могут быть от совсем коротких до 20 минут. Проходят так же внезапно, как и начинаются. Вдруг ребенок расслабляется, дает уложить себя, и спит мирно дальше. На следующий день тоже ничего не помнит.

Атаки «Ночного испуга» встречается и у младенцев.

Марк, 15 месяцев. Родители были довольны его развитием. Он засыпал вечером в 20 часов в своей постели и просыпался в 7.30. Родители радовались, и лишь одно их беспокоило: 2-3 раза в неделю около 22 часов их вдруг пугал пронзительный крик из детской комнаты. Зайдя туда, они находили Марка стоящим в своей кроватке. И крик был таким пронизывающим, что они его сразу брали на руки, чтобы успокоить. Но он вопил дальше. Он сопротивлялся, и взгляд был направлен в пустоту. Родители попробовали встряхивать и звать его. Неважно, что и как они делали. Это длилось 10-15 минут, иногда дольше, пока Марк мог успокоиться.
Родители попробовали объяснить себе «страхи» Марка. Искали причину во впечатляющих событиях или переживаниях, могущих быть причиной.
Но Марк просто принадлежал к детям, остающимся чуть дольше в смешанной фазе сна, чем обычно. Хотя он вел себя необычно, страхов у него не было. И утешение ему было не нужно. Страхи не исчезают внезапно сами по себе. Если бы ему была нужна защита и утешение, он прижался бы к родителям. Мы заверили родителей Марка, что несмотря на ужасный крик ребенок не испытывает страха или паники. Он просто спал. Лучшее что они могли сделать (и делали после консультации) – просто смотреть и ждать. И если их осторожные попытки утешения были отвергнуты, выходили из комнаты и смотрели через щелку. К их удивлению, Марк успокоился без их «помощи» гораздо быстрей. Больше они его не будили, а лишь клали в удобную позу и укрывали, когда он успокаивался.
Потихоньку атаки стали короче и реже, и в возрасте 3-х лет появлялись лишь изредка. Родители могли реагировать гораздо спокойнее, так как знали, что с сыном ничего плохого не происходит и со временем необычное поведение исчезнет само по себе.

Другой пример, Оливер, 3 года. Кричал почти каждую ночь около 22 часов, иногда ходил по комнате и бормотал. Родители могли понять лишь отдельные «Они идут!» или «Это он!». Их очень беспокоило, что ребенок никого не узнает и выглядит «как одержимый». Они пробовали тоже его будить. Получалось, но с трудом. На следующее утро они его спрашивали, что ему снилось и почему он так пугается. Но Оливер не мог ничего вспомнить и лишь непонимающе смотрел.
Родители получили совет никогда не заговаривать с Оливером об этих криках. От частых озабоченных расспросов дети могут становиться неуверенней. Им начинает казаться, что с ними, что то не в порядке. Они не знают, о чем говорят родители. Это чувство неуверенности может скорее навредить ребенку, нежели помочь спать лучше.
И еще один совет. Так как Оливер спал всего 10 часов в день, нужно было его опять приучить спать днем. Достаточное количество сна и строгий распорядок дня особенно важны для таких детей. Сильно уставший ребенок спит особенно крепко, поэтому смена полусна и глубокого сна происходят гораздо трудней.

Ночные страхи и страшные сны. Страх перед засыпанием

Ваш ребенок может быть днем радостным и уравновешенным, а вечером иногда все равно чувствовать себя беспомощным и испуганным. Темно и тихо. Ребенок лежит один в своей постели. Нет отвлекающих игрушек или друзей. Он наедине со своими фантазиями и должен переработать много разных вещей: новые впечатления, конфликты, короткое расставание с мамой и многое другое.

Дошкольника могут перегружать даже обычные повседневные ситуации. Уж не говоря о переездах, рождении еще одного ребенка, начало посещения детского сада, болезнь или ссора в семье. Днем кажется, все еще было в порядке, но в постели ваша «взрослая» шестилетняя дочь становится вдруг как бы года на 2-3 младше. Возможно, она находит отговорки или отвлекающие маневры, чтобы оттянуть время идти в постель. Может быть, она не хочет вас отпускать.

Дети часто не могут организовать свои чувства. Редко могут сказать, что их беспокоит. Вместо этого, возможно, они боятся «монстра» или привидения. Монстры, так сказать, заместители впечатлений, которые ваши дети не могут переработать. Привидения могут, конечно, еще появиться как результат длительного просмотра телевизора перед сном.

Что могут родители предпринять в случае появления у ребенка страхов? По большому счету это должна быть индивидуальная реакция, подходящая потребностям конкретного ребенка. И все же мы отважимся дать несколько общих советов:

  • В возрасте 2 лет многие дети начинают бояться темноты. Непроглядная темнота в комнате окрыляет фантазию и усложняет узнавание привычной обстановки во время ночных просыпаний. Включите ночник так, чтобы ребенок мог в любое время сориентироваться в обстановке.
  • Проявите понимание, если ваш ребенок ведет себя вечером совсем не так независимо, как днем. Фразы: «Ты уже не маленький» и «Ну что это за глупости, не придумывай» никак не помогут вашему ребенку.
  • С другой стороны не имеет смысла как раз вечером или ночью подробно дискутировать о проблемах ребенка. Если он кажется вам испуганным и затрагивает темы ведьм, разбойников, опасных зверей или привидений, можно попробовать растянуть вечерний ритуал. Но не проводите это время за подробными объяснениями, почему и с какого века не существует ведьм, привидений и т.д. Не начинайте открывать и двигать мебель, чтобы доказать отсутствие за ней монстров.
  • Гораздо действенней заверять ребенка снова и снова «Мама и папа тут, с тобой. Мы тебя очень любим, и будем хорошо охранять и защищать. Ты можешь на нас положиться». При этом можно его крепко обнять. Ваша уверенность успокоит ребенка гораздо лучше длинных дискуссий о его страхах. Детская неуверенность часто является сигналом со значением: «Мамочка, пожалуйста, защити меня». Он чувствует себя маленьким и беспомощным и нуждается в чувстве безопасности. Это чувство вы можете ему лучше всего передать, если сами спокойны и уверены.
  • Если ваш ребенок лишь изредка испытывает страхи и нуждается в особом внимании, можно, в порядке исключения, изменить один раз вечерний ритуал. Вы можете прилечь с ним в кровать. Это имеет, например, смысл, если за окном бушует гроза, ваш ребенок недавно пережил нечто плохое или тяжело болен.

Кстати, может так случиться, что из исключений развиваются новые привычки засыпания. «Страхи» становятся инструментом, которым ребенок заставляет вас удлинять или менять вечерний ритуал. Иногда действительно очень трудно различить, действительно ли он чего-нибудь боится или применяет тактический прием «страх перед монстрами». Обратите в таком случае внимание на язык телодвижений.

Вспомните или замечайте дополнительно: интересует ли ребенка тема страха лишь ночью или днем тоже. Если второе, наверняка это действительно проблемы. Попробуйте отследить это днем.

Вечерний ритуал, за редким исключением, должен проходить всегда одинаково. Вы поможете ребенку гораздо больше, выслушав о его заботах и страхах, и уверите в своей любви и заботе. И останетесь тверды.

До сих пор мы рассматривали «нормальные» страхи. Они действительно могут ребенка беспокоить или даже быть причиной слез. Но они довольно далеки от панического страха. Ребенок в таких случая цепляется за мать, истерически кричит и готов на все, лишь бы не оставаться в одиночестве. В таком случае «оставаться твердым» плохой совет и может лишь ухудшить положение. Запуганный ребенок нуждается в постоянном, а при возможности и телесном, контакте с родителями. Такие дети нуждаются в помощи и поддержке для выяснения причин и поиска решений. Если вы не справляетесь сами, не бойтесь попросить помощи у специалистов.

Страшные сны

Страхи, ведущие к страшным снам «ближайшие родственники» страхов засыпания. Тут тоже причины лежат в дневных переживаниях и конфликтах. Особенно часто им подвержены дети между 3 и 6 годами. В этом возрасте они начинают размышлять о своих чувствах – ярости, страхе, вине. Но пока не могут переработать их со «здравым смыслом». Проснувшись от страшного сна, они не сразу могут понять разницу между сном и реальностью и нуждаются в утешении.

  • Малышей до 3 лет лучше всего утешать, взяв на руки и повторяя «Я тут. Все в порядке. Все хорошо». Более старшим лучше сказать, что это был сон или спросить, что ему снилось. Но не принуждайте его рассказывать свой сон, если он сам по себе не хочет этого делать.
  • Ночник может помочь ориентироваться в окружающем. Может также помочь заползание к родителям в постель до полного успокоения.
  • Время от времени каждый ребенок видит плохие сны. Если же они повторяются ежедневно или длительное время почти ежедневно, возможно у вашего ребенка есть проблемы. Вместо ночных дискуссий о плохих снах поищите лучше причины в прошедшем дне, а в особо сложных случаях обратитесь к специалистам.

Как отличить плохой сон от ночного испуга?

Атаки ночного испуга происходят всегда в течение 1-4 часов после засыпания. То есть в первой трети ночи. А плохие сны начинаются лишь после этого периода. Обычно во второй половине ночи.



Страница сформирована за 0.1 сек
SQL запросов: 169