УПП

Цитата момента



Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.
Вы хорошо выглядите!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



«– А-а-а! Нынче такие детки пошли, что лучше без них!» - Что скрывается за этой фразой? Действительная ли нелюбовь к детям и нежелание их иметь? Или ею прикрывается боль от собственной неполноценности, стремление оправдать себя в том, что они не смогли дать обществу новых членов?

Нефедова Нина Васильевна. «Дневник матери»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера

— Кто так бежит?

— Как это банально!

— Что за воспитание?

— Неужто Волшебник надеется, что она станет Человеком?

— У нее нет шансов.

— Принцессой была, принцессой и останется.

Майя все бежала вперед, а отовсюду доносилось интеллектуальное улюлюканье неизвестных насмешников.

Вдруг кого-то там в листве укусила совесть:

— Да хватит уже. Заклевали бедную девочку.

— Это принцесса, — поторопился поправить кто-то напротив.

— Принцесса тоже человек.

Рощица взорвалась возмущением.

— Ну уж нет!

— Ничего подобного!

— Как бы не так!

— Вот еще!

Невидимый заступник согласился:

— Ладно, ладно. Все равно нехорошо.

Голоса согласились:

— Да, нехорошо.

— Просто некрасиво.

— Да и глупо как-то.

Майя остановилась и буркнула гордо:

— Тогда извинитесь.

— За что?- искренно удивились сразу несколько голосов.

— Ну Вы же сами сказали, что поступили нехорошо, — Майя скривила губы.

— Ну и что? Нам-то было приятно. Не меняться же в самом деле.

— Привычка выше твоих предрассудков.

— Могла бы и не обижаться, раз такая умная.

— Нам и так хорошо.

Майя громко хмыкнула и с гордо напряженной спиной двинулась вперед. Вокруг раздалось не менее громкое хмыканье и деревца и кусты двинулись прочь от Майи.

Принцесса вышла на образовавшуюся поляну. Вокруг поутихло, и Майя ощутила, что осталась, наконец, одна. Она ссутулилась и уселась на землю, обхватив колени руками и опустив голову. Ощущение злости сменилось тоскливой безнадежностью. Стало очень жалко несправедливо обиженную себе и захотелось плакать. Украдкой оглядевшись, Майя так и сделала. Плакала сперва зло, как маленький задира, получивший сдачи, потом от жалости к себе, потом просто грустно, потом слезы кончились.

Майя приподняла голову в надежде увидеть новых обидчиков. Их не было видно, и пришлось успокоиться. Майя поднялась на ноги и отряхнула слегка потрепанное платье. Солнце стояло высоко и припекало. Принцесса оглядела окружающую растительность и попыталась вернуть себе сладкое чувство обиды на всех и вся.

— А вы, а вы, - закричала она, — а вы!..

Никто не отвечал и злиться быстро расхотелось.

— Ну и кто виноват, если никого нет? —угрюмо спросила Майя, и раскрыв книжку, вопросительно посмотрела на страницу. Оттуда, как и полагалось, на Майю весело смотрело почти ее собственное лицо, в котором все, вплоть до последней маленькой морщинки, было готово злиться, капризничать, плакать и грубить окружающим, а в глазах таилась растерянность: окружающих не было видно.

— Дура ты, — громко сказала Майя себе в книжке. Стало легче: один собеседник все-таки нашелся.

Майя вволю нажаловалась, наязвилась, отточила остроумие, отвела душу хлесткими фразами. Только где-то в глубине сидело ощущение, что все происходящее страдает… Майя не могла подобрать слов -

— Долей идиотизма, — помог ей голос изнутри. Неизвестно откуда раздались отчетливые одиночные аплодисменты.

Майя нервно оглянулась. На солидном дереве посреди поляны сидела большая птица, по сказкам няни напоминающая ворону. Майя так и сказала:

— А-а, ворона…

Птица на дереве заметно возмутилась:

— Кто бы говорил, вы только послушайте! Такая маленькая, а уже обзывается! Я, заметьте, принцесса, Ворон. Я Мудрый Ворон.

— Мудрый? — заинтересовалась Майя. — А с кем сравнивали?

— А Вы, принцесса, — ехидно спросил Ворон, — подозреваете подлог?

Майя прикусила язык: мало ли, что за птица. Ворон же приободрился:

— Других воронов в округе, заметьте, все равно нету, так что я самый мудрый. А также самый красивый, зоркий, храбрый и прочее. Но я решил оставить себе только титул Мудрого, так что я еще скромен, отметьте это принцесса.

Майя промолчала, и Ворон опять впал в раздражительный тон:

— Ну что Вы молчите? Я же сказал - отметьте это.

— Как? — спросила Майя.

— Словами, — съязвил Ворон, — от Вас не убудет, между прочим. Или Вы вывихнули челюсть, и Вам трудно говорить? Трудно?

— Нет, — сказала Майя, постаравшись вложить в один этот слог весь свой сарказм.

— Вот видите, — продолжал Ворон, — Вам не трудно. Почему же Вам не сделать мне приятное, если это ничегошеньки не стоит?

— Мне не хочется.

— Отчего же?

— Вы мне не нравитесь. — Майя с интересом ожидала ответа.

— Почему?

— Просто так.

— Видите ли, — нравоучительно сообщил Ворон, — если Вам кто-то не нравится просто так, это значит лишь, что Вы не нравитесь сами себе.

— Как это? — Майя была озадачена.

— Очень просто, — охотно объяснил Ворон, — если Вашу неприязнь не вызвал кто-то другой, значит, ее вызвали Вы сами.

— А зачем? — Майя заинтересовалась.

— Пенек чувствует себя горой рядом с мухоморами, — пояснил Ворон.

— Сами Вы пенек, — обиделась Майя, — тоже мне, мудрец нашелся.

— Спасибо, — Ворон раскланялся.

— За что?

— Вы признали меня мудрецом.

— Да никто не признавал, — возмутилась Майя. — Что Вы все попрошайничаете?

— А-а! — догадался Ворон, — Вы, наверное, очень жадная принцесса. Вы подарки только получать любите, а дарить- тут Вы скряга.

— Это почему это?

— Если Вы и доброго слова просто так не скажете, то уж на подарок только ради удовольствия — уж точно не расщедритесь.

— Ну, так и быть, — решила Майя, — Вы Мудрый и скромный Ворон. Довольны?

— Ну, ладно уж, и я Вам скажу, — проворчал Ворон в тон Майе, — что Вы симпатичны, хотя, по чести сказать, и не весьма.

Принцесса была неглупа и поняла, что ее передразнивают. И именно потому, что была неглупа, Майя рассмеялась.

— Может быть, Вы и не Мудрый Ворон, но Юморной- это точно.

— Правда, — обрадовался Ворон, — Вы находите?

— Да, — подтвердила Майя со всей возможной серьезностью, но, не сдержавшись, снова улыбнулась.

— Ох, — засмущался Ворон, — Благодарю Вас. Вы знаете, я теперь буду называться Ворон-Юморист. Не правда ли, это ненавязчиво говорит о том, что мне присуще некоторое чувство юмора?

— Говорит, — кивнула Майя, — громко.

— Кстати, — вдруг сказал Ворон совершенно серьезно, — Вы мне два раза подряд сделали приятное. Разве Вам не было приятно?

Майя, подумав, честно сказала:

— Было.

— Обратите внимание, что в этом удовольствии не было привкуса горечи, как в Ваших обидных словах.

— Но, — возразила Майя, — удовольствие, если на то пошло, было не таким острым.

— Это от отсутствия практики, — отрезал Ворон, — удовольствие делать приятное возрастает с числом повторений.

— Пожалуй, — заявила Майя, — в этом что-то есть. Но что?

— Дело в ощущении всесильности, — пояснил Ворон-юморист. — Вы можете сделать что-то приятное в любой момент, по своей прихоти. Вы в этом не от кого не зависите, если только у Вас хватит ума.

— Ума на что?

— Не зависеть. Пока Вы зависите, Вы всегда будете делать неправильные повороты.

— По-моему, Вы несколько сбрендили, — начала было Майя, потеряв нить рассуждения, но под укоризненным взором Ворона поправилась:

— Ворон, дражайший из всех юмористов, о чем это Вы?

Ворон одобрительно кивнул:

— Несколько натянуто, но это от отсутствия практики. Видите тропинку, принцесса?

Майя кивнула утвердительно.

— Вам надо идти по ней, держась правильных поворотов. Все просто: сворачивайте в нужную сторону, и Вы вернетесь к Волшебнику.

— А-а! — обрадовалась Майя, — Вы знаете Волшебника?

— Кто же его не знает! — Изобразил клювом улыбку Ворон, — мы же вечно на него натыкаемся.

— Где? — удивилась Майя.

— Да вот хотя бы у Вас в книжке.

Майя открыла книгу. Портрет Волшебника с лицом принцессы был на сей раз удивленным и слегка добродушным. Майя фыркнула и, захлопнув книгу, подняла голову. Ворона-юмориста не было. Высоко в небе кружила какая-то птица, но разглядеть ее было трудно.

— Одно слово, Юморист, — подвела итог Майя и двинулась вперед по тропинке, лениво выдергивая на ходу листки из книги: хотелось, было приятно и ничего не стоило. Разве не этого добивался Ворон?

Минут через пять скорой ходьбы, Майя наткнулась на новую поляну, до краев заполненную людьми. Открывавшийся вид напоминал то ли привал туристов, то ли цыганский табор, то ли команду пиратского корабля, сошедшую на берег отдохнуть.

Собравшиеся приветствовали принцессу громкими криками добродушных приветствий:

— С прибытием!

— Добро пожаловать в наш тупичок!

— Привет новобранцам! — неслось с разных сторон. Изрядно потрепанный жизнью или бивачным житьем человек, чей костюм когда-то был роскошным, отложил закопченую шпагу, которой ворошил угли небольшого костерка и, привстав, поклонился Принцессе:

— Рад приветствовать Вас, Ваше Высочество. Я вижу, и Вас не миновала эта шутка Волшебника, и вот Вы с нами. Располагайтесь. Здесь живут люди, не чуждые придворного обхождения. Чуть дальше остановились простолюдины и всяческий народ. Там Вам будет неуютно.

— Благодарю, — Майя кивнула, — но я не собираюсь останавливаться. Мне надо скорее вернуться: меня ждет мой Рыцарь. Так что укажите лучше куда мне идти.

С разных сторон послышался смех: к их разговору, по-видимому прислушивались.

— Всех нас кто-нибудь ждет, а может, уже и не ждет, — философски заметил не чуждый придворного общения кавалер, — Отсюда нет пути. То есть, он есть, конечно, и иногда удается уйти счастливцам — уж я не знаю как, но большинство возвращается, хотят того или нет.

Слушатели согласно закивали. Бородатый мужчина, напоминающий старого циркача, отбившегося от труппы, подтвердил:

— Время от времени мы все уходим искать выход, но все пути ведут обратно. Так задумал Волшебник.

— Что же, — нетерпеливо перебила Майя, — уйти отсюда нельзя?

— Я же Вам говорил, — спокойно улыбнулся кавалер, — некоторые уходят. Но никто не знает, кому удастся.

— А если пойти всем вместе?

— Пробовали, — терпеливо объяснял кавалер. — Но это невозможно. Стоит выйти за пределы поляны — и мы теряем друг друга из вида. Отсюда у каждого свой путь. Мы не знаем, куда ушли те, кто не пришел назад, как это бывает обычно. Наверное, им все-таки удалось найти верный поворот.

— Ворон-юморист что-то говорил про правильный поворот, — припомнила Майя.

— А, у Вас был Ворон, — улыбнулся кавалер. — Да, вся суть в верном повороте. Но никто здесь не сможет Вам его указать: никто не знает, как пройдет Ваша тропинка. Так что располагайтесь с нами.

— Ну уж нет, — Майя гордо вскинула подбородочек. — Я уж лучше пойду. Куда пошел последний не вернувшийся?

— Ну что ж, — кивнул кавалер, — естественно. Все так поступают.

— Идите вон туда- в просвет между двумя старыми соснами. С неделю назад туда ушел Ваш предшественник. Интересно, что он ушел с первого раза. Это даже не честно со стороны Волшебника. Только Вы наверняка вернетесь. Тот совсем не был на Вас похож. Это был долговязый Принц, нескладный, но веселый. Маркиз, — кавалер указал на циркового бородача, — пытался вызвать его на дуэль: мы тут так развлекаемся, — но Принц отшутился очень удачно, спел нам песню дурашливую, но приятную, повернулся и ушел. Мы ждали его: он нам понравился. Но он не вернулся. Обычно все возвращаются в тот же день.

— Может быть, — обеспокоилась Майя, — с ним что-то случилось? Он так похож на моего Рыцаря, а с ним вечно что-нибудь случается.

— Вряд ли, — встрял маркиз-циркач, — тут ни с кем ничего не случается. Волшебник следит за этим.

— Ерунда, — встряхнула Майя головой, — это не мог быть Рыцарь: неделю назад нас еще не было у Волшебника.

— Как знать, — пожал кавалер плечами, — я бы не поручился. Ну да не все ли равно? Так Вы идете?

Майя вздохнула: «Иду».

— Тогда хотя бы подкрепитесь с дороги. Вы любите манную кашу?

— Нет, — Майя скривилась.

— Впрочем, — продолжал кавалер, протягивая ей миску и ложку, — это не важно. Другого все равно ничего нет. Если вернетесь к Волшебнику, попросите его сменить меню.

— Да я и не видела Волшебника, — призналась Майя, ковыряя ложкой в миске. — Как он выглядит?

— У всех по-разному.

Вернувшись на поляну в третий раз, Майя решила, что на сегодня хватит. Ходьба по темному лесу, по тропинкам между зарослей крапивы и колючек утомили принцессу. Она заснула на поляне, подложив под голову берет кавалера. Костры, песни, игры в карты и в кости не мешали ей. Там, во сне, над ней склонялся вышедший из книги Волшебник с лицом уставшим и утратившим от усталости саркастический задор и пренебрежительные складки у губ. Он почти не был похож на Принцессу, но одет был в ее платье.

Неделя жизни на поляне против ожидания не слишком утомила Майю: окружающие были милы, неподалеку обнаружилось озерцо, где по очереди купались компании, собравшиеся - так получилось - каждая у своего костерка, ночи стояли теплые, а излишества парадных платьев Майя все равно не любила, так что их утрата ее огорчила не сильно. Единственное, что угнетало: обязательная манная каша. Майя скандалила по этому поводу ежедневно, но, поскольку прошло уже много времени, делала это скорее по традиции и из врожденного чувства артистизма. Она вкладывала в свои антиманные выступления все больше юмора, так что в последний раз получилось настолько весело, что старый маркиз долго вызывал исполнительницу на бис. В результате Майя скормила ему свою порцию каши и сидела теперь голодная. Кавалеры утешали ее как могли, но Майе, в общем не было грустно. Скорее, смешно. За время, проведенное на поляне, принцесса успела наслушаться столько историй старожилов, что ее собственная не казалась ей ни чрезмерно серьезной, ни занимательной. То ли дело маркиз! Он, если верить его рассказу, прибежал сюда, преследуемый страшным драконом буквально по пятам, но кавалер (тот самый что встретил Майю у костра) прикрыл его своим плащом («Ах, плащ был тогда еще совсем как новый!»- вздыхал маркиз), и дракон его не нашел. Маркиз смотрел на вещи просто, и считал свое бегство от дракона не трусостью, а благоразумием:

— А о чем, скажите, принцесса, мне с ним разговаривать? Он попросту дурно воспитан. Вы ведь избегаете общества тех, кто Вам неприятен, не так ли?

Майя, смеясь, уверяла, что так и про себя припоминала, от кого бы она могла так благоразумно спасаться бегством. Кроме шута и Рыцаря никого вспомнить не удалось.

Отвлекшись, Майя прослушала изрядный кусок повествования маркиза и потому перебила его, извинившись за бесцеремонность обаятельной гримаской:

— Маркиз, дружище, пойдемте за ягодами. Должна же я чем-то питаться.

Маркиз закивал воодушевленно:

— И как это я не додумался? У нас тут, знаете ли , Принцесса, мало кто ходит за ягодами. Собственно … никто.

— Так может там и нету никаких ягод?- усомнилась Майя.

— Не могу ответить достоверно, — признался маркиз. — Вам будет угодно проверить?

— Если Вам будет угодно меня сопроводить.

— Ах, этикет, — улыбнулся маркиз и охнул, подымаясь с травы, — какое приятное это было время! Я открывал балы…

— Правда? Я тоже. Какой танец шел у Вас первым? — Майя поощрительно, как во времена придворной жизни, улыбнулась.

— Э-э, это был особый танец. Он был назван маркизеллой в мою честь.

— Почему же?

— Мне принадлежит честь быть автором главного движения.

— Так покажите же! — потребовала Майя.

— Пожалуйста, — Маркиз смешно передернул ногами и крутнулся вокруг себя, горделиво подняв изогнутую руку. Движение принцессу позабавило, но она не стала огорчать Маркиза:

— Какая прелесть! Надо будет ввести у себя при дворе.

— Вы правы, всем нравится. Наш придворный шут был просто в восторге и долго упрашивал его научить.

— Научили?

— Нет. Он сам наловчился лучше меня. У них всегда все лучше других получается у этих шутов.

— Почему же?- Майя удивилась.

— Как почему?- Маркиз пожал плечами, — им не надо бояться показаться смешными. У нас-то на это уходит так много сил. Жаль, что мне не удалось стать шутом.

— Что помешало?

— А что, — изумился Маркиз, — у Вас берут в шуты кого попало?

Так за разговором Майя с Маркизом вошли в лес и стали рвать в горсть ягоды ежевики, которая, надо отдать Волшебнику должное, уродилась.

— Странно, — радостно восклицал Маркиз то и дело протягивая Принцессе свою шляпу, наполненную ягодами, — что никому до нас это не пришло в голову.

— Ох, — спохватилась Майя, — что же Вы сами не кушаете?

— Судите логически, Принцесса, - ведь это я съел Вашу кашу, а не наоборот?

— Тем более, раз Вы так голодны, Вам надо больше кушать.

Майю охватило чувство заботы о ближнем, тем более, что сама она уже наелась ягод до «не хочу». Героическим и великодушным жестом она зачерпнула из шляпы Маркиза и стала кормить его из своих ладоней. Оба перемазались, но, в общем, были довольны. Маркиз доел свою шляпу и пошел просто рядом с принцессой, которая вдруг нахмурилась.

— О чем Вы задумались, Принцесса?

— Я не знаю, как найти дорогу назад.

— Вот еще. Это не наша забота. В нашем положении пленников есть своя прелесть: можно не бояться заблудиться.

— За что я Вас ценю, маркиз, — рассмеялась Майя, — так это за свою прелесть.

— Да, — серьезно кивнул маркиз, — этого не отнять.

Вскоре они и впрямь вышли на тропинку и не спеша двинулись к своему костру.

Тихо и торжественно разошлись тяжелые створки ворот, отделяющие купол от дворца Волшебника, и навстречу бравым рядам гвардейцев, мажорным звукам приветственного марша и прочим атрибутам парадной обстановки несколько ошарашено шагнули два человека в обтрепанной одежде: Принцесса Майя и Маркиз. Гвардейцы взяли на караул и прокричали нечто ура-подобное. Маркиз сдержанно и с достоинством ответил на это кратко, но содержательно:

— Вот тебе и на?!

Майя приосанилась, но, почувствовав комическое несоответствие своего вида окружающему торжеству, рассмеялась.

— Пойдемте скорее, Маркиз, — заторопилась она, — тут недалеко моя комната, мне нужно переодеться.

— Конечно! — встрепенулся Маркиз, — если мой гардероб не изъела моль и не растащила челядь, то и я смогу привести себя в подобающий вид.

Тут из-за спин гвардейцев протолкался вперед цветущий конопатый паренек:

— Ах, господин Маркиз, — где Вы пропадаете? — обрадовано восклицал он, — я уж так волновался…

— А! — обрадовался маркиз, — это мой секретарь. Надеюсь, он сберег хотя бы один камзол.

— Все, все целы, господин Маркиз, — радостно уверял его секретарь, волоча за руку прочь от Принцессы.

Майя нахмурилась было, сочтя себя брошенной: маркиза, видите ли, встречают, а ее, Принцессу нет! Гвардейцев при этом она в расчет не брала.

Впрочем досада быстро прошла, едва лишь Принцесса вошла в свою комнату и увидела все свои вещи, как она их оставила, уходя на ужин. Даже книга с Волшебниками, ушедшая на разжигание костра, лежала целехонькая на кровати. Только страницы в ней поблекли, и портретов почти не было видно.

Майя устало опустилась на кровать. Дверь скрипнула и в комнату с поклоном вошел шут.

— С возвращением, Принцесса.

Майя благодарно улыбнулась:

— Спасибо. А мой Рыцарь уже вернулся?

— Нет, принцесса.

— И что же, прикажете его дожидаться? — Майя по привычке нахмурила лоб.

— Не стоит, Принцесса. Он не вернется.

Майя испуганно подалась вперед:

— Что с ним?

— О нет, — шут добродушно улыбнулся, — ничего особенного. Просто Рыцарю понравилась его новая жизнь, и он не захотел возвращаться.

— То есть как это «не захотел»?- возмутилась Майя, — а про меня он не подумал?

— Подумал, — успокоил шут Майю. — Потому и остался. Он всегда был умен, Ваш Рыцарь. Так что вечером Вы можете ехать.

— Безобразие, — Майя забыла про усталость, — я тут ночей не сплю, с кустиками общаюсь, ягодки собираю, словом, терплю тяготы и лишения, а он где-то прохлаждается! Так. Я требую встречи с Волшебником. Мне нужно его видеть.

— Помилуйте, Принцесса, — шут выглядел удивленным, — Вы же его видели. Ну, вот он, к примеру.

Шут указал на портрет на стене.

Оттуда на Майю смотрело хорошо знакомое и многократно виденное лицо.

— Ах так, — Майя обернулась, готовая к решительным действиям. Но шута у двери уже не было. «Надо было предложить ему пройти», — запоздало пожалела Майя и принялась переодеваться.

Наутро, после грандиозного ужина, блеска невесть откуда взявшейся и непонятно чьей свиты, огней, музыки и карнавальной пестроты, принцесса Майя спустилась во двор, чтобы сесть в карету и отправиться домой. Она была одета в дорожное платье с кокетливой, но приятной отделкой. Невдалеке хлопотал вокруг багажа выбритый и ухоженный маркиз. Он выглядел заметно моложе и радостно улыбнулся Майе:

— Доброе утро, Принцесса! Вы тоже уезжаете!

— Да.

— Как удачно! Может быть мы поедем вместе?

— Хорошо. — Майя улыбнулась, — Вы ведь специально меня дожидалась?

— Конечно. — Маркиз кивнул серьезно. — Уйдя с поляны, путешественники всегда теряют друг друга из виду. А мы шли вместе. Волшебник ничего не делает просто так.

— Волшебник… — Майя вздохнула, — Вы его видели?

— Так же как и Вы. — Маркиз распахнул дверцу кареты. — Прошу. Ваша может ехать следом.

Принцесса расположилась в карете Маркиза, хозяин устроился напротив. Карета закачалась на рессорах и белые строения города Волшебника поплыли за окном. На путешественников спустилась легкая грусть расставания с прошлым.

— Интересный он все-таки, этот Волшебник, — заметил вслух Маркиз.

Принцесса кивнула растерянно листая страницы привычной книги. У Волшебника были разные лица. Майя остановила взгляд на одном из них: веселом и слегка несуразном со взъерошенными волосами, фигурными ушами и неровным носом. Этот портрет Волшебника был чрезвычайно похож на ее Рыцаря. И он улыбался.

Карета вразвалку покидала владения Волшебника. Там внутри непринужденно болтали Принцесса Майя и Маркиз. За каретой неспеша следовала гвардейская стража. Солнце светило в спину уезжающим и в лицо прибывающим вновь. Из окна дворца смотрел на дорогу вслед отъезжающим Волшебник, неторопливо теребя рукой пестрый капюшон с бубенчиками. Он знал, что они еще вернутся.

http://syntone.on.ufanet.ru/olders/index.htm

  • 1
  • 2


Страница сформирована за 0.68 сек
SQL запросов: 171