Уже в этом возрасте Джошуа дал себе слово, что никогда больше не будет испытывать голод и нищету. Он хорошо успевал в школе и по ее окончании добился стипендии и направления на учебу в крупный университет, где он специализировался на делопроизводстве и коммерции. В течение короткого времени после получения диплома Джошуа стал крупной фигурой в одной из корпораций, во многом обязанной своим процветанием его стараниям. Он был известен как амбициозный быстро идущий в гору служащий, не останавливающийся ни перед чем, чтобы добиться того, чего он хочет. С одной стороны, его амбициозность и жадность щедро вознаграждались руководителями корпорации, а с другой, он испытывал ненависть и опасение в глазах коллег за свое стремление столкнуть всех со своей дороги и прибрать сферы деятельности сотрудников к своим рукам. К тридцати годам Джошуа стал исключительно богатым человеком. Однако чем выше росло его благосостояние, тем сильнее мучило его неутомимое желание сосредоточить в своих руках еще больше власти и богатства. Он приобрел репутацию человека, стремящегося обанкротить пошатнувшиеся предприятия, взять их под контроль и использовать в собственных интересах, сводившихся к дальнейшему набиванию своих карманов.

Джошуа практически не уделял внимания семье, почти не имел друзей и не способен был поддерживать отношения или знакомства дольше нескольких недель. Те, кто знал Джошуа поближе, замечали его склонность к сексу, благо женщины сами вешались ему на шею. Бросались в глаза и свойства комплекции Джошуа: он то очень быстро худел, то резко набирал вес, поскольку имел привычку буквально проглатывать пищу, фактически не ощущая вкуса того, что он ест. Джошуа вел за руку дракон жадности, но он не испытывал радостей жизни.

Излечение Джошуа началось после серии перенесенных им сердечных приступов, происшедших, едва ему исполнилось 40 лет. Его немедленной реакцией на консультацию было желание посещать терапевта пять раз в неделю и зафиксировать свое внимание на том, что помогло бы ему подвести итог своему прежнему образу жизни. Каждую встречу с терапевтом он заполнял собственными речами, поскольку оказался совершенно неспособным слушать кого-то другого. После этого он громогласно посетовал на то, что здесь ему не предоставили никакой помощи и ему придется обратиться к другому консультанту, с международной известностью.

Постепенно, очень медленно, начав осознавать свой чудовищный голод по недостающей ему любви и чувство лишенности всего, что его окружает, Джошуа пришел к способности обнаружить настоящий источник собственной боли и сумел добиться некоторого прогресса в установлении внутреннего баланса.

История Клары.

Клара была дочерью одного высокопоставленного дипломата, работавшего в представительствах страны за границей. С детских лет она жила во многих странах. Ее мать, жизнь которой постоянно круто менялась в связи с частыми переездами на новое место, утешала себя бесконечными походами по магазинам. Клара привыкла к тому, что в дом к ним постоянно привозятся из разных стран всякие красивые вещи. У нее было множество экзотических сувениров, кукол и игрушек. Она считала себя отличной от других детей, не имеющих такого всем известного отца. Однако Клара вынуждена была довольствоваться лишь этими многочисленными подарками, заменявшими ей настоящее внимание или родительскую привязанность. Еще более усложняло ситуацию то, что со стороны отца она ощущала на себе внимание исключительно в сексуальных областях. Она, конечно, не была изнасилована отцом физически, но привыкла к его сексуальным намекам и ласкам, продолжавшимся на всем протяжении того времени, которое они проводили вместе. Когда Кларе исполнилось 20, ее начала беспокоить проблема собственного веса. Она ела так мало, что казалась страдающей отсутствием аппетита. Помучившись некоторое время, она набрасывалась на все подряд и снова быстро набирала прежний вес. Это чередование вынужденных голодовок и периодов настоящего обжорства продолжалось много лет, но к третьему десятку лет интенсивность перепадов в настроениях Клары несколько снизилась.

После окончания колледжа Клара познакомилась с одним молодым человеком, обещавшим стать талантливым драматургом. Она была очарована тем волнующим образом жизни, который, по ее представлениям, он должен был ей обеспечить, и решила выйти за него замуж. Очень скоро после замужества Клара исчерпала финансовые ресурсы семьи, бегая по магазинам и приобретая массу совершенно ненужной одежды. Это вызвало крайнее неудовольствие мужа, и он забрал у жены их кредитные карточки, однако Клара приобрела новые, наделала по ним долгов и была вынуждена тщательно их прятать. Кроме того, вес Клары претерпевал серьезнейшие колебания: она то быстро набирала его, поглощая пищу в безмерных количествах, то резко сбрасывала, доводя себя голодом до полного истощения. Это превратилось в настоящее бедствие, когда Клара забеременела и набрала вес естественным образом. Ее попытки сбросить вес и чрезмерное голодание привели к тому, что она не смогла доносить ребенка. После окончившейся столь же трагично второй беременности Клара забеременела в третий раз.

На шестом месяце беременности женщины педиатрам стало ясно, что развитие будущего ребенка замедлено тем, что Клара не набирает необходимого веса. Ребенок появился на свет с физическими отклонениями, что потребовало интенсивного ухода за ним и колоссальных затрат времени и сил.

К этому моменту семья была уже на грани развала, и Клара вынуждена была обратиться в психологическую консультацию, что стало особенно актуально после того, как ее поймали на краже вещей в одном из магазинов. Она призналась в своих неутолимых аппетитах на вещи и еду. Иногда после особенно плотного обеда она чувствовала себя настолько плохо, что бывала вынуждена вызывать в себе искусственную рвоту, чтобы избавиться от избытка пищи. Это побуждало ее к новым походам по магазинам, но купленная одежда не способна была доставить ей удовольствие и заглушить испытываемое ею чувство вины и раскаяния. Она часто возвращала вещи назад, но счета в магазинах, куда она имела обыкновение ходить, продолжали расти. Муж был сыт ее выходками по горло, да и ее прежние друзья, потерпев неудачу в бесчисленных попытках раскрыть ей глаза на ее проблемы, старались держаться от нее подальше.

Излечение Клары началось, когда она сумела признать мучившее ее чувство обделенности. Она осознала, что источником возникновения этого чувства служило отсутствие не пищи или вещей, а любви.

История Маргарет.

Маргарет родилась в период второй мировой войны. Страна ее была втянута в боевые действия, и отец девочки — солдат — почти не бывал дома. Ее мать выбивалась из сил, чтобы хоть как-то обеспечить семью продуктами, одеждой и всем необходимым, чтобы выжить. Молока у матери не хватало, и в первые годы жизни Маргарет зачастую приходилось испытывать чувство голода. После окончания войны с продуктами было все так же трудно, и жизнь продолжала оставаться очень тяжелой. К этому времени' Маргарет исполнилось восемь лет. Девочка нередко мечтала о жизни в стране, где не было бы недостатка в продуктах и люди имели бы все необходимое для удовлетворения своих желаний. Эти мечты стали для нее своеобразным заместителем того, чего она была лишена в действительности. Когда она повзрослела, у нее родилось страстное желание поехать в Соединенные Штаты, представлявшиеся девочке страной, где текут молочные реки с кисельными берегами и счастливые возможности поджидают жителей на каждом шагу.

С раннего возраста Маргарет демонстрировала настоящий талант к живописи. Она обладала природным даром к композиции рисунка и цветовой координации. На местных конкурсах молодых художников ей даже удалось завоевать несколько наград. Позднее, когда в семье начали появляться какие-то деньги, она стала выдающимся фотографом.

К 20 годам Маргарет осуществила свою мечту поехать в Соединенные Штаты, получив стипендию одной из престижных академий искусств. Она великолепно закончила школу и в качестве фотографа добилась успеха в оформлении магазинов модной одежды, где девушка получала солидные гонорары. Маргарет окружила себя всевозможными материальными ценностями и вела образ жизни состоятельного человека. Однако уже через очень короткое время она начала испытывать растущее разочарование и почувствовала, что не находит того счастья, которое рассчитывала встретить в жизни.

Один из друзей представил Маргарет практикующему восточные учения гуру, предложившему девушке присоединиться к группе его последователей. Маргарет оставила работу и отказалась от всех накоплений. Теперь она питалась только вареными овощами и овсяной кашей и заявляла, что это и есть единственно верный образ жизни. Счастливее, однако, Маргарет не стала, а вскоре у нее начала накапливаться усталость от жизни в общине, члены которой затевали между собой постоянные свары, добиваясь особого внимания к себе гуру. Она начала ловить себя на том, что и сама готова добиваться поощрения наставника. Это ее испугало, и она решила, что с нее достаточно. Оставив общину, в течение нескольких лет она вела аскетический образ жизни, пока не познакомилась с молодым, но пользующимся признанием кинорежиссером, за которого вскоре вышла замуж.

Маргарет снова окунулась в обеспеченный образ жизни. Она вернулась к фотографии, но всякий раз, когда дело доходило до получения наград за участие в конкурсах или продвижения по службе, она неизменно отвечала отказом. Она придерживалась мнения, что в наградах и демонстрации собственного успеха слишком много эгоистичного. После нескольких лет жизни среди избранного общества они с мужем развелись, и Маргарет последовала за одним музыкантом-хиппи к Западному побережью, начав таким образом новый период своей жизни. Она осталась совершенно без денег, вынуждена была перебиваться чем придется, но заявляла друзьям, что это и есть единственно правильный образ жизни.

Хотя Маргарет и притворялась довольной, ведя жизнь хиппи, она не чувствовала себя счастливее, чем прежде. Ее расстраивал сам образ жизни, который она вынуждена была вести, и отсутствие каких-либо амбиций в окружающих ее людях. Порвав с хиппи, она принялась за организацию ярмарок народного творчества и небольших художественных выставок. Все, за что бы она ни бралась, неизменно пользовалось большим успехом. Однако каждый раз, когда она замечала признаки финансового улучшения, она бросала начатое и принималась за что-то новое, объясняя, что это ей успело надоесть. Друзья и знакомые буквально рвали волосы на голове от отчаяния, поскольку знали, что им снова нужно будет поддерживать ее деньгами и советом, пока она металась с места на место.

Маргарет обладала настоящим талантом делать деньги, даром Мидаса, и в большинстве случаев способна была сама себя обеспечить. Однако основную часть времени она просиживала без работы, перебиваясь чем придется и не имея возможности приложить свои способности. Она боялась успеха в жизни и делала все, чтобы его избежать. Ее пугали испытываемые ею голод и желания, а также та пустота, которую она ощущала, добившись успеха. Поэтому она сознательно развивала в себе чувство обделенности, полагая, что это лучше, чем испытывать разочарование от сделанного. В действительности обделенность являлась тем единственным моментом, который был знаком ей с раннего детства, но возвращение к этому чувству не вело девушку к познанию счастья. Она просто играла одну и ту же тему как старая заезженная пластинка, и сознательно создавала трудности и себе, и тем, кто ее любил.

Маргарет начала посещать занятия у одного буддийского наставника, помогшего ей увидеть руководившие ее действиями внутренние механизмы. Она сумела осознать, что ни обладание вещами, ни отказ от них не ведет ее к счастью. Путь к счастью для нее заключался в реализации заложенного в ней таланта, независимо от того, вело приложение ее способностей к богатству или нет. На этой дороге к счастью у Маргарет стоял дракон жадности, в течение десятилетий вносивший хаос в жизнь женщины. Ей пришлось перенести мучительную боль и страх перед собственной жадностью, гнавший ее прочь от установившегося образа жизни, туда, где, как ей казалось, ждало ее удовлетворение всех желаний.

Семь ступеней развития Дракона жадности.

Первая ступень: чувство покинутости и обделенности разжигает в ребенке мучительный голод.

Вторая ступень: ребенок принимает заменители за проявление любви.

Третья ступень: желание заполучить заменители берет над ребенком верх.

Четвертая ступень: ребенок ощущает свое право на получение заменителей и обвиняет окружающих, если заменители не дают ему удовлетворения.

Пятая ступень: принятие заменителей напоминает ребенку о том, что он обделен.

Шестая ступень: ребенок фиксирует внимание на вещах недостающих, а не на имеющихся в его распоряжении.

Седьмая ступень: недостающие предметы желаний остаются вне пределов досягаемости.

Первая ступень: чувство покинутости и обделенности разжигает в ребенке мучительный голод.

Чувство обделенности прочно укореняется в сознании ребенка в самом раннем возрасте. «Я хочу есть. Я голоден. Я должен достать то, что мне нужно». Это всепоглощающее чувство ребенка, основанное на обделенности в пище и/или родительском внимании, становится образом его жизни. Испытывая боль и страх, порождаемый чувством обделенности, ребенок отчаянно и безнадежно пытается найти любого рода для себя облегчение страданий.

Вывод и принятое решение: «Жизнь — это отчаянное стремление найти облегчение своих страданий.

Вторая ступень: ребенок принимает заменители за проявление любви.

После долгих ожиданий ребенок начинает понимать, что ему вместо истинных ценностей предлагаются заменители. Поначалу игрушки им отвергаются, резиновые соски выплевываются, пластиковые бутылочки с молочной смесью отталкиваются, а незнакомые люди встречаются сердито нахмуренными бровями. Однако, поскольку потребность в любви, пище и стимуляторах развития продолжает подстегивать ребенка, он начинает постепенно принимать заменители. В этот момент фантазия ребенка подсказывает ему, будто заменители и есть реальные вещи или истинные ценности; в противном случае ребенок просто не мог бы выжить. В сознании ребенка происходит раскол. С одной стороны, он знает, что предлагаемые заменители не так хороши, как вещи настоящие. С другой, его заставляют поверить, что заменители и есть настоящие вещи. Иными словами, их толкают на отречение.

Вывод и принятое решение: «Настоящих вещей, видимо, никогда не дождаться. Я буду брать все, что смогу, и делать вид, будто мне это нравится».

Третья ступень: желание заполучить заменители берет над ребенком верх.

В ребенке происходит фиксация внимания, и он начинает принимать заменители. И не просто принимать: в ребенке просыпается желание заполучить как можно больше заменителей. Постепенно заменители превращаются для него в фиксирующие внимание объекты, которые могут быть как конкретными, так и абстрактными: пища, внимание, секс, информация, власть, деньги, собственность, драгоценности, территории, конкурирующие компании, влияние, чужие жены и мужья, опыт или предметы коллекционирования.

Вывод и принятое решение: «Накоплением всего этого я навсегда избавлю себя от голода. Накопление — это облегчение».

Четвертая ступень: ребенок ощущает свое право на получение заменителей и обвиняет окружающих, если заменители не дают ему удовлетворения.

Ребенок чувствует, что окружающий мир в долгу перед ним и обязан предоставить ему то, что он ищет. Ему кажется, что он имеет полное право потребовать или отобрать искомое. Вот почему он может позволить себе съесть все пирожные или выпить все молоко, оставив остальных без обеда или ужина. Он просто не способен заглянуть за пределы собственных нужд и посмотреть на ситуацию глазами другого человека.

В более зрелом возрасте людям, пораженным драконом жадности, очень трудно увидеть, что они сами ответственны за разрыв отношений с окружающими, причиной которому послужили их требования или насильственные действия, направленные на получение предмета их желаний. Наоборот, у них развивается тенденция обвинять окружающих за то, что они не предоставляют им необходимого внимания. Если же они обладают способностью отдавать себе отчет в ситуации, они понимают, что их обвинения неуместны, и их возмущение направляется к первоначальным обидчикам и притеснителям, которые могут быть уже давно мертвы.

Вывод и принятое решение: «У меня есть право на то, чего мне не хватает, и мне безразлично, кто будет расплачиваться за получаемый мной объект моих желаний. Это их вина в том, что я голоден».

Пятая ступень: принятие заменителей напоминает ребенку о том, что он обделен.

Принятие заменителей сопровождается ощущением боли. Предметы желаний, таким образом, отвергаются. Всякий раз, когда ребенку удается заполучить предмет его желаний, он вспоминает, что этот предмет всего лишь заменитель, а не настоящая вещь. Поэтому вместо удовлетворения он испытывает мучительное чувство голода, бросающее его на поиски нового предмета желаний — пищи, любви, внимания, игрушки, — обещающего удовлетворить его аппетиты. Лишь на короткие мгновения испытывает он чувство насыщения, быстро сменяющееся разочарованием. Предмет отвергается или оставляется без внимания как обманувший его ожидания и не давший удовлетворения. Поиск и получение следующих предметов желаний на некоторое время снижают боль разочарования, хотя каждый новый предмет может быть совершенно идентичен предыдущему. Вариацией подобной темы может служить невосприятие ребенком заменителей и его отказ от поисков новых предметов желаний. Поиски таких предметов также могут быть для него слишком болезненными. Ребенок боится собственного неутолимого голода и желаний и стремится их подавить. Он пытается приспособиться к жизни, не имея того, что ему необходимо, но чувство голода не оставляет его ни на миг. Нередко такие дети пытаются доказать, что они выше мучающего их чувства голода или держат его под полным контролем. Впоследствии это может вынудить их стать аскетами или отверженными. Многие люди, мучимые драконом жадности, тяготеют к религии и делают свой жизненный выбор, уходя в священнослужители. Вот почему многие церкви и соборы становятся столь обеспеченными и богатыми. Дракон жадности не дает им увянуть в нищете.

Вывод и принятое решение: «Все, что я ни получаю, мне не нравится. Это не настоящее. Мне нужно что-нибудь другое». Или: «Я отказываюсь. Я проживу и так. Вот видите: мне ничего не нужно».

Шестая ступень: ребенок фиксирует внимание на киях недостающих, а не на имеющиеся в его распоряжении.

Эта ступень характеризует известный синдром «там трава зеленее, чем здесь». Этот синдром является и источником рождения чувства зависти — желания того, что есть у других. Позднее в жизни людям жадным кажется, будто окружающие всегда имеют то, чего сами они лишены. Это означает, что окружающие становятся объектом их пристального внимания и даже притязаний. Люди жадные тщательно исследуют окружающих и стремятся отыскать пути проникновения в их жизнь. Они способны даже развить в себе синдром роковой привлекательности. Если ям удается достичь успеха в проникновении в жизнь других людей, они способны с безграничной грубостью и цинизмом забрать то, что им хочется, и отшвырнуть использованного человека прочь.

Люди жадные совершенно безосновательно требуют от окружающих предоставления им времени, энергии, места и проявления по отношению к ним бескорыстия и благородства. В развитии отношений они проявляют себя безграничными собственниками. Они приходят в ярость, если их партнеры уделяют свое время и внимание кому-то другому или отдают свои силы детям или работе. Они претендуют на каждый момент жизни своих партнеров по отношениям и чувствуют себя расстроенными, если им кажется, будто партнер не жаждет их внимания каждую секунду. Таким образом, время, проводимое с партнером, всегда является для человека жадного стрессогенным фактором и наполняет его чувством обиды, даже если партнеры делают все возможное, чтобы его ублажить. Постепенно под непомерными требованиями руки у партнеров опускаются, и человек жадный остается ни с чем.

Вывод и принятое решение: «Все, что я имею, это не то, чего я хочу. Предмет моих желаний находится у окружающих. Я должен забрать его себе».

Седьмая ступень: недостающие предметы желаний остаются вне пределов досягаемости.

Вначале у ребенка начинается паника, затем на смену ей приходит отчаяние. Как бы страстно пораженный драконом жадности ребенок ни стремился, ни желал, ни рвался заполучить все, что он хочет, достигнутого никогда не хватает, чтобы утолить его аппетит в целом. Если таким детям в ранние годы недоставало любви, внимания и ласки со стороны родителей, став взрослыми, они остаются неспособными удовлетворить свои запросы ни в пище, ни в деньгах, ни в сексе, ни в обладании властью. Эти вещи навсегда остаются не насыщающими их заменителями, поскольку не являются тем, в чем человек нуждается в действительности. Это все равно, что использовать соль вместо предписанного рецептом сахара. Однако дракон жадности умеет заставить людей поверить, будто все эти вещи им нужны.

В потаенных глубинах души каждого жадного человека, там, куда сам он боится заглядывать, живет жестокая правда, пытающаяся достучаться до его сознания. «На самом деле, — говорит она, — все твои усилия напрасны. Заменители ничего тебе не дают. Внешний мир не способен удовлетворить твои потребности». Опасаясь потерять ориентиры в жизни, люди жадные всеми силами стремятся заглушить пугающий их, внушающий тревогу голос правды. Они с утроенной энергией бросаются на удовлетворение своих потребностей, не останавливаясь даже перед риском для жизни. Люди начинают испытывать панику, способную ужесточить их поведение и привести к самым серьезным последствиям. Когда даже паника оказывается бессильной дать желаемые результаты, сознание человека оказывается не в состоянии противостоять всплывающей из глубин души истине, и он начинает испытывать мучительное отчаяние. Вот почему он всеми силами стремится заглушить голос сердца. Никто не хочет заглянуть в глаза выплеснувшемуся отчаянию.

Вывод и принятое решение: «Если я скажу правду, мне придется признать, что все, чего мне не хватает в жизни, для меня недостижимо. Это слишком тяжело. Лучше я буду себе лгать».

Большая ложь Дракона жадности.

Дракон жадности заставляет людей поверить, что обретение следующего предмета желания принесет им чувство удовлетворения. Еще одна рюмка ликера превратит их одинокий вечер в праздник. Еще одна захваченная в

да руки корпорация даст им чувство облегчения и обеспечит им процветание. Еще один кусок торта заглушит голод. Одержимые навязчивой идеей заполучить следующий предмет желания, жадные люди приобретают то, что уже имеют, и, в очередной раз испытав разочарование, тем самым отрицают, уничтожают добытый предмет. В руках у них остается меньше, чем было прежде. Они заканчивают жизнь ни с чем. В этом и состоит большая ложь дракона жадности.

Мучимый голодом, обладающий избыточным весом ребенок неизменно спрашивает у других детей, не осталось ли у них еще бутерброда, или яблока, или конфет. Ему всегда нужно слишком много еды. Вскоре дети начинают избегать такого ребенка и, завидев его издали, стараются обойти стороной. Вместо получения того, что он хочет, жадный ребенок отгоняет от себя окружающих и остается ни с чем.

Жадность порождает чувство обделенности, поглощающее все внимание человека. В этом проявляется жестокая ирония чудовища. Большинство людей, терзаемых драконом жадности, оканчивают жизнь в нищете и полном одиночестве. Они переживают осуществление своих самых страшных опасений: умереть, не дождавшись любви, исполнения желаний — несчастными. Они сами выбрали себе такую участь. Их не радуют добытые деньги, власть, еда и отношения с окружающими, поскольку они слишком обеспокоены возможностью потерять эти вещи и чрезмерно поглощены их преумножением. Проще всего определить, испытывает ли человек муки жадности, — это посмотреть, радуется ли он тому, что имеет или нет.

Дракон меняет свое обличие: жадность перерастает в саморазрушение.

Сказки и древние мифы пестрят сюжетами о том, как жадность доводит их персонажей до полного саморазрушения. Это является и одной из ведущих тем телевизионных «мыльных опер» и многочисленных голливудских творений, таких, например, как сериалы о Джеймсе Бонде. Во всех этих историях жадные люди настолько поглощены усилением собственной власти или увеличением богатства, что постепенно утрачивают чувство реальности и в критической ситуации делают глупейший из возможных выборов, что ведет их к поражению или к кончине. Причина популярности этой темы в том, что именно так все обстоит на самом деле.

Излишнее потребление пищи ведет к потере контроля над собственным весом и, в результате, к сердечному приступу и смерти. Повышенный аппетит или его отсутствие — наиболее распространенные, не ломающиеся контролю проявления жадности — ведут к разрушению организма человека. К этим же последствиям приводят неумеренное употребление алкогольных напитков и склонность к наркотикам. Азартные игры зачастую служат причиной потери всего состояния и разрушения отношений с окружающими. Жадное стремление Гитлера к власти, подстегнутое чувством обделенности, порожденным созданием Версальского Тройственного союза, привело к трагедии его самого и его семью. Подобные примеры можно продолжать приводить бесконечно.

Излишество всегда приводит к потере контроля над собой и ситуацией и в конечном итоге — к разрушению и того, и другого. Таким образом, то, что начинается как жадность, нередко заканчивается как саморазрушение. Паника от сознания невозможности удовлетворить собственную жадность порождает отчаяние. И паника, и отчаяние — явления чрезвычайно опасные. Паника ведет к серьезным просчетам по отношению к самому себе и складывающейся ситуации, отчаяние способно довести до самоубийства.

Поскольку жадность зачастую ассоциируется со склонностью к пагубным привычкам, и прежде всего — с алкоголизмом, она нередко приводит к разрушительному и оскорбительному поведению. Большинство случаев жестокого обращения с детьми, включая насилие и кровосмешение, так или иначе связано с алкоголем. То, что начинается как жадность, заканчивается как разрушение.

Укоренившись в сердце человека, дракон жадности, потеснившись, предоставляет место и дракону самоуничтожения, чтобы вместе с ним нанести жертве смертельный удар. Этим двум чудовищам нравится работать вместе. Смертельный удар они наносят одновременно.

Степень зрелости и дракон жадности.

Уровень грудного младенца: стремление выжить любой ценой.

Уровень малыша, делающего свои первые шаги: привязанность к пагубным привычкам и мелкая коррупция.

Уровень подростка: тайное накопительство, стяжательство и пренебрежительное отношение к окружающим.

Уровень юноши: ревность и жажда любви.

Уровень взрослого человека: духовный материализм.

Жадность на уровне зрелости грудного младенца.

На этом уровне жадность проявляется как совершенно безжалостная манера поведения, проходящая под лозунгами: «Мне — первому» и «Выжить любой ценой». Ей свойственна в высшей степени эгоистичная точка зрения, основывающаяся на принципе «К черту всех остальных!» Вот несколько примеров демонстрации жадности на уровне зрелости грудного младенца: человек обрекает на гибель целую деревню, что позволяет ему самому избежать смерти от рук врага. В тяжелое время кто-то ворует у семьи все запасы продовольствия, чтобы потребить их самому. Некто совершает целую серию насилий или убийств, прежде чем попадает в руки полиции. Один из древних предводителей местных племен с островов Фиджи съел более тысячи своих соплеменников, удовлетворяя таким образом свои аппетиты на человеческую плоть.

Манипулируя теми, кто так и не сумел подняться выше уровня зрелости грудного ребенка, дракон жадности творит наиболее страшные деяния. Неутолимые аппетиты людей, не способных признать святость каждого из живущих на Земле, приводят к чудовищным результатам.

Жадность на уровне зрелости малыша, делающего первые шаги.

На этом уровне зрелости жадность чаще всего фиксируется на еде. Избыток веса становится главной проблемой. Ребенок оторван от материнской груди и естественным образом пытается проявить независимость. Частью независимости является способность прокормить себя самому. Проблема состоит в том, что малыш не всегда знает, когда ему следует прекратить насыщение своего организма, особенно если дело касается конфет или варенья. Ему все еще необходимо руководство родителей при подборе здоровой пищи и ее количества. Многие люди взрослые, остановившиеся на этом уровне развития, испытывают беспомощную привязанность к сладкому, воспринимаемому ими, как молоко матери грудным младенцем. Впоследствии их консультантами становятся целые армии психологов и врачей, общими усилиями пытающиеся контролировать вес и здоровье своих пациентов. Большая часть усилий, конечно, тратится впустую, поскольку избыточный вес представляет собой проблему, истоки которой лежат в чувстве обделенности на уровне инстинктов. Сладости служат лишь заменителями вещей более сложного порядка, однако людям трудно от них отказаться, поскольку они слишком неразвиты, чтобы отыскать внутри себя истинный источник проблемы.

Люди взрослые, остановившиеся на уровне зрелости малыша, фиксируют свое внимание на стяжании власти, причем, как правило, самого низкого уровня. Это, к примеру, предводители местных кланов, главари мелких банд, шерифы или начальники небольших управлений, состязающиеся друг с другом в накоплении власти или стремящиеся подчинить окружающих своему влиянию. Они напоминают ребенка, желающего получить родительское внимание и одобрение. Малыш также хочет, чтобы папа и мама его заметили и дали ему высокую оценку. Люди взрослые в этом плане пытаются привлечь к себе внимание видных политиков или лордов из тех, кто могли бы отметить их старания и предоставить им награду или собственное расположение. Подобным образом действуют и некоторые слаборазвитые страны, добивающиеся внимания со стороны своих крупных процветающих соседей.

Поскольку малыш занят изучением и проверкой на себе правил, регулирующих отношения в обществе, членом которого он является, в своих действиях он неизменно вступает в противоречие с законом или с собственными родителями. Восемьдесят процентов грабителей банков непременно попадают в руки полиции. Это происходит с неопровержимой закономерностью, даже если на преступление идут те, кто совершает его вторично, или те, кто уже отсидел в тюрьме положенный срок за предыдущую попытку. Не поддающаяся контролю жадность к незаработанным своим трудом деньгам толкает взрослых малышей на примитивные, импульсивные действия, неизменно приводящие их на скамью подсудимых. Личности более изощренные отлично знают, как сконцентрировать в своих руках богатства, не подвергая себя риску, сопряженному с ограблением банков.

Взрослые малыши относятся к своей новоприобретенной власти или украденным вещам с таким пренебрежением, что их неизменно ловят и отправляют на скамью подсудимых. Мальчишки считают себя просто обязанными похвастаться перед приятелями угнанной ими машиной. Они расшвыривают украденные деньги направо и налево, словно специально привлекая к себе пристальное внимание. Или же какой-нибудь выходец из гетто, не задумываясь, выкладывает приличную сумму денег за дорогую модель нового спортивного автомобиля, что, естественно, не может не вызвать подозрения окружающих. Таким образом, жадность всегда дает взрослым малышам повод быть пойманными за руку. Они хотят быть остановленными, поскольку испытывают неизъяснимый страх перед толкающими их на преступление, не поддающимися внутреннему контролю, импульсами. Они будут продолжать свою преступную деятельность до тех пор, пока их не поймают. Сами остановиться они не в состоянии. В обществе, отказывающемся их остановить, они полностью теряют над собой контроль и чувствуют себя глубоко несчастными.

Жадность на уровне зрелости подростка.

На этом уровне зрелости подростка жадность фиксируется на власти, сексе и деньгах. Подростку не терпится испытать открытые им в себе способности и силу мускулов. Следовательно, люди взрослые, ведущие себя, как подростки, в отличие от представителей более низкого уровня, вовсе не стремятся попадаться в руки властей. Терзаемые жадностью взрослые подростки стремятся сконцентрировать в своих руках деньги и власть, убирая со своего пути всех соперников и препятствия. Они хотят достичь полного успеха, став самыми богатыми среди окружающих людей, самыми привлекательными или самыми влиятельными в политическом отношении. На меньшее они не согласны. Они горят желанием стать несравненной звездой Бродвея или Голливуда, способной требовать себе самых высоких гонораров, иметь в своем подчинении всех, кого они только пожелают, и пользоваться всеобщим вниманием и восхищением. Подталкиваемые этими в высшей степени детскими фантазиями, они вырываются из-под опеки родителей и делают все, что им заблагорассудится.

Жадные взрослые подростки любят коллекционировать сексуальные победы, как иные любят собирать старинные монеты. Они зачастую хранят все подарки, оставленные завоеванными ими людьми, как свидетельства их достижений. Жадность толкает их на поиски все новых побед, не оглядываясь и не принимая во внимание чувства и отношение к себе очередного партнера. Они обращаются с партнером как с объектом, достойным лишь принести еще одно очко в счет одержанных им побед и туг же быть отброшенным за ненадобностью в погоне за следующим объектом. Некоторые из них даже специализируются на составлении особых коллекций, состоящих, к примеру, исключительно из участников рок — групп или представительниц женского/мужского пола высшей спортивной лиги. Жадность на этом уровне вносит самый значительный вклад в распространение таких болезней, как СПИД.

Жадность на уровне развития подростка ведет к весьма серьезным последствиям как для посторонних людей, так и для окружающей среды. Человек, сконцентрировавший в своих руках значительную власть или богатство, нередко наслаждается тем, что подавляет своим влиянием окружающих. Их амбиции простираются столь далеко, что способны оказывать воздействие на жизни тысяч людей. Когда крупная корпорация решает свернуть свою деятельность на прежнем месте и перенести ее куда-нибудь за границу, что позволит руководству получать большие прибыли, тысячи служащих оказываются без работы. Когда политические лидеры устремляют свои взгляды на природные ресурсы соседнего государства, опасности подвергается жизнь миллионов людей.

Жажда личной власти нередко концентрируется в высших эшелонах политических структур. К примеру, политический лидер мирового масштаба, гонимый жаждой власти, способен любыми путями бороться за первенство на международной арене, даже если это ведет к обнищанию его собственной страны. Жадность взрослого подростка не так уж редко проявляется в повелении многих высокопоставленных политиков.

Жадность на уровне зрелости юноши.

Жадность юноши чаще всего сконцентрирована на области общественных отношений. Взрослые юноши демонстрируют чрезвычайную ревность или собственническое отношение к своим супругам или людям, обладающим общественным влиянием. Они жаждут проявления любви и внимания и осознают, что удовлетворение их потребностям способны дать только окружающие их люди, а не деньги или вещи, как склонны полагать взрослые подростки. В этом отношении юноша проявляет большую степень развития, нежели его прототип подросткового возраста.

Однако, несмотря на это, дракон жадности вносит несчастье в их отношения с окружающими, поскольку эти люди медленно, но неуклонно отталкивают от себя нужного им человека. Под воздействием дракона люди разрушают свои семьи постоянными требованиями от них проявления внимания и безграничной преданности. Взрослые юноши нередко переходят от одного партнера к другому, ища удовлетворения в любви и не находя его. Дракон жадности вынуждает их действовать в духе сценариев «мыльных опер» с их бесконечными интригами, ревностью и борьбой за проявление внимания.

У некоторых юношей жадность выражается в неумеренном употреблении пищи и спиртного. Алкоголики нередко оказываются наиболее требовательными партнерами. Немалую проблему для этих людей составляет также отсутствие или, наоборот, повышенный аппетит, поскольку юноши весьма болезненно относятся к своей недостаточной сексуальной привлекательности.

Жадность на уровне зрелости взрослого человека.

Жадность человека взрослого зачастую фиксируется на приобретении опыта и знаний. Такие люди, как правило, ненасытные путешественники и искатели приключений. Их мучает страх, что они умрут слишком рано, не успев испытать и испробовать всего, чего бы им хотелось. Следствием подобного стремления является их неспособность проникнуть в глубины того, чем они занимаются, поскольку, не окончив одного, они немедленно принимаются за другое. Они неизменно ощущают неудовлетворенность собственной жизнью, так как не обладают способностью остановиться на чем-нибудь одном.

В первые дни своего преподавания в колледже я имел возможность познакомиться с некоторыми из таких людей. Поскольку я вел занятия в группах учащихся зрелого возраста, посещающих курсы лекций для получения второй специальности, я встречался с людьми, которые просто неспособны были как-то упорядочить собственную жизнь. Они не могли найти себе места в жизни, пребывая в постоянном поиске чего-то, не имевшего конкретных очертаний, и не находя искомого. Многие из них побывали в Индии и других странах мира, пытаясь обрести там духовное просветление. Они коллекционировали гуру, наставников и опыт духовных практик, как некоторые собирают марки и значки. Они так и не сумели извлечь пользу из этих учений. Поскольку они были заняты поисками «ответа», у них не было мотивации для развития эмоциональных отношений с окружающими. Эти отношения рассматривались ими как отвлекающие внимание. Для этих людей поиски «ответа» служили заменителем вещей действительно важных — чувства самоуважения и безусловного восприятия себя самих и людей, их окружающих.

Жадность к знаниям проявляется весьма схожим образом. Жадные взрослые люди постоянно переключают свое внимание на нечто новое, что им хотелось бы изучить, поэтому они оказываются неспособными извлечь что-либо интересное из материала, рассматриваемого в данный момент. По этой причине некоторые люди продолжают оставаться вечными студентами, так и не сумевшими приобрести знания, необходимые для профессиональной деятельности. И здесь дракон жадности выступает в качестве их главного врага: время, сила и деньги оказываются потраченными этими людьми напрасно.

Когда я только начинал преподавательскую деятельность, на выпускном курсе отделения психологии у меня был один студент, настолько интересовавшийся материалом лекций, что просто не мог удержаться от бесчисленных вопросов. Вопросы следовали один за другим, пока однокурсники студента не начинали жаловаться, что он не дает им слушать лекцию. Вместо получения максимума информации, группа получала меньше чем следует. Студент поджидал меня перед началом лекции и не отпускал после ее окончания, буквально засыпая меня своими вопросами. Он даже ухитрился раздобыть номер моего домашнего телефона и звонил по вечерам в поисках дополнительной информации. Я задыхался от его настойчивости, но продолжал себя сдерживать, так как не хотел убивать в нем интерес к предмету. Однако на экзамене произошла любопытнейшая вещь. Экзаменационный лист студента ясно свидетельствовал, что он совершенно не понимал материал. Его внимание было настолько рассеяно желанием узнать побольше, что он никогда не слушал объяснений. В результате он окончил курс гораздо хуже остальных и едва не доконал преподавателей.

Как дракон жадности подводит вас к трагическому финалу.

Дракон жадности обладает исключительной хитростью и коварством, приводящими к тому, что человек имеет, делает и получает с каждым разом меньше, чем прежде. Он не только в конечном итоге разбивает ваши надежды на большее, но и заставляет вас потерять то, с чем вы начинали. Он направляет ваши усилия на погоню за заменителями, что, как следствие, приводит вас к самым большим потерям в жизни. Не отдавая себе отчета в воздействии на вас чудовища, вы тем самым полностью подчиняете себя его влиянию. Без взгляда на себя со стороны вы обречены играть роль главного героя в извечной драме о том, к чему ведет человека жадность.

Как дракон жадности оказывает влияние на вашу жизнь.

Воздействие дракона жадности на ваше здоровье.

Воздействие жадности на ваше здоровье очевидно. Излишество — это бич современной западной культуры. Всякое потребление сверх меры становится разрушительной силой, а зададим культура отличается, как я уже сказал, излишеством во всем. В основе значительной части медицинских проблем лежат злоупотребление пищей и спиртными напитками, а также пристрастие к наркотикам. Повышенный аппетит, как и его отсутствие несут с собой серьезные последствия для здоровья, зачастую способные привести к смертельному исходу.

Беспорядочное питание вызывает нарушения в работе организма, порождающие чувство раздражения, обделенности и стремление компенсировать, его самоудовлетворением. Страдая отсутствием аппетита, вы говорите себе: «Каким бы ни был мой вес, окружающие меня не принимают. Я не должен есть, и тогда, потеряв вес окончательно, я добьюсь того, чего ищу: любви и внимания. Дело не в весе; не принимают меня самого. Ну и пусть. Я буду голодать, пока не умру, и так я избавлюсь от всех проблем». Страдая повышенным аппетитом, вы неизменно будете чередовать фазы насыщения пищей и очищения желудка. Насыщение приносит чувство удовлетворения и временное снятие напряжения, а также зачастую приносит облегчение от переполняющего вас раздражения и разочарования. «Ненавижу быть обделенным, — говорите вы. — Я этого просто не переношу. Лучше пусть у меня будет столько всего, сколько я захочу». Однако, не успев дать себе волю, вы немедленно начинаете испытывать муки совести и отказываетесь от принятого решения. «Я потерял любовь, — в страхе бормочете вы. — Нужно скорее сбросить вес. Такого меня не примут». Ваше самоочищение начинается с искусственно вызванных рвотных позывов, после чего в вас просыпается чувство жалости к себе, верх берет дух бунтарства и вы снова принимаетесь за еду.

Однако пища — далеко не единственная вещь, в которой вы способны проявлять излишество. Жадность понуждает вас рисковать чем угодно ради дальнейших всевозможных приобретений. Эта всеобщая страсть к стяжательству разрушает не только здоровье общества, его культуру, но и саму жизнь его граждан. Культуры, построенные не на системе самообеспечения, а на неумеренном потреблении природных ресурсов Земли, обречены на гибель сами, несут несчастье остальным народам и ведут к разрушению экологической системы планеты. Проявление жадности в национальном масштабе по всему миру ведет к дисбалансу в экономике развивающихся стран.

Когда маленькая страна отказывается от развития различных отраслей народного хозяйства и в угоду интересам сегодняшнего дня решает специализироваться на одной товарно-сырьевой культуре, приносящей ей наибольший доход, она тем самым обрекает себя на все проблемы, связанные с закупкой необходимых товаров из-за рубежа, попадая в финансовую кабалу к своим более развитым соседям и приближая крах национальной экономики. Чьей виной является это проявление жадности? Маленького государства или его более развитого соседа? Вероятно — обоих.

Отправить на печатьОтправить на печать